Научная статья на тему 'Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума'

Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ / THE COMPETENCE / ELECTRONIC GRANTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайнутдинова Лариса Хасановна, Миронов Виктор Николаевич

В статье сформулированы новые специальные инженерные компетенции будущего инженера, предложено новое дидактическое средство электронный практикум.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Special Competences of future Engineers by Means of an Electronic Practical Working Course

The authors formulated competences of the future engineer, a new didactic means an electronic practical work is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование специальных инженерных компетенций средствами электронного практикума»

Результативность внедрения ИКТ отслеживается преподавателями учебных дисциплин. Так, в качестве примера можно привести динамику качества знаний по химии с применением ИКТ (рисунок - черная линия) и без него (рисунок - серая линия). Из рисунка очевидна тенденция возрастания качества знаний студентов, обучающихся с помощью информационных технологий.

Для развития и управления информационно-образовательной средой колледжа разрабатываются компьютерные программы: «Диспетчер» (работа с расписанием), «Учебные планы» (работа с образовательными стандартами и учебными планами); «НИРС» (работа с базой данных по организации курсового и дипломного проектирования); «Абитуриент» (для приемной ко -миссии), «Факультет» (для отделений), «Мониторинг успеваемости» (различные виды анализа успеваемости студентов; с автоматическим составлением рейтинговых таблиц успеваемости студентов). В перспективе - переход на электронный документооборот в колледже.

Библиографический список

1. Hartwell A. Scientific Ideas and Education in the 21st Century // Electronic newsletter, 1995.

2. Проектирование систем внутришкольного управления / Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А. М. Моисеева. - М.: Педагогическое общество России, 2001. -384 с.

3. Merry U. New Science - New Training & Development // Electronic newsletter, 1997.

4. Тренев Н. Н. Методология стратегического управления предприятием на основе использования его способности к самоорганизации. http://www. seminars.ru/

5. Национальный фонд подготовки кадров Федерация Интернет Образования. Электронное учебное пособие «Информационные технологии в управлении образованием». - 8 с.

6. Шматков, Р. Н. Применение математических методов при подготовке специалистов в области юриспруденции // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 42 - 54

УДК 378.01

Л. Х. Зайнутдинова, В. Н. Миронов

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ИНЖЕНЕРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАКТИКУМА

Переход на многоуровневое образование связан с обязательствами России по присоединению к Болонскому процессу и влечет за собой принятие

решения о разработке нового поколения государственных образовательных стандартов. «Отличительной чертой этих стандартов является:

- выраженный компетентностный характер;

- общность фундаментальной части образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра;

- обоснование требований к результатам освоения образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные)...» [1].

Отсюда можно сделать выводы о некоторых целях, стоящих перед преподавательским сообществом:

- во-первых, необходимо определить понятие «компетенции»;

- во-вторых, спектр профессиональных компетенций очень широк, поэтому следует их классифицировать;

- в-третьих, разработать механизм (способы и средства) формирования компетенций.

Дискуссия понятийного характера по поводу «компетенций/компетентностей» ведётся уже много лет и в ней отражены позиции многих авторов, которые раскрывают различные стороны этих понятий. Среди всех определений, как представляется, необходимо рассмотреть те, которые могут привести к практической реализации процесса формирования компетенций/ компетентностей.

В этой связи, прежде всего, необходимо ответить на вопрос о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция». Авторы исходят из точки зрения И. А. Зимней, которая принципиально различает эти понятия, отмечая, что понятие «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире, оно включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [2]. Эту точку зрения подтверждает В. И. Байденко, утверждая, что, понятие компетенция трактуется как «динамическая совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и развития личности выпускников, которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы» [1].

Как отмечает М. Д. Ильязова, «Компетентность выпускника вуза в своей видовой структуре включает компетентность профессиональную и компетентность социально-психологическую. В свою очередь каждая из этих компетентностей может быть разделена на общие (базовые, ключевые) компетентности общие у всех выпускников всех вузов и специальные, необходимые для успешной трудовой деятельности в определённой профессиональной сфере» [3]. При этом она указывает, что «специальная профессиональная компетентность - это степень и вид профессиональной подготовки выпускника, наличие у него профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определённой профессиональной деятельности» [3].

Рис. 1. Структура компетентности выпускника технического вуза

И. Д. Белоновская вводит понятие «инженерная компетентность специалиста» как интегративное профессионально-личностное качество, необхо -димое для осуществления инженерной деятельности и выделяет в составе компетентности когнитивный, деятельностный и ценностный компоненты [4].

Структура компетентности будущего специалиста, выпускника технического вуза представлена на рис. 1.

Разработку механизма (способов и средств) формирования компетенций рассмотрим на примере Направления подготовки дипломированного специалиста 654500 - электротехника, электромеханика и электротехнологии; квалификация - инженер. Анализ деятельности инженера-электромехани-ка показывает, что её основными направлениями являются: информационное обслуживание, организация производства, труда и управления им, технологическое оснащение и технический контроль [5].

Поскольку основой любого электрооборудования являются электротехнические материалы, то представляет интерес рассмотреть вопрос формирования специальных инженерных компетенций в рамках изучения дисциплины «Электротехнические материалы».

Традиционно применяемая методика проведения занятий по дисциплине «Электротехнические материалы», и в первую очередь практических занятий, была направлена на приобретение студентами знаний физико-химических свойств электротехнических материалов и влияния на эти свойства внешних факторов. Эти знания представляют собой известную специальную инженерную компетенцию, которая составляет когнитивный компонент инженерной компетентности специалиста. Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, разрабатываемые на основе компетентностного подхода, требует формирования новых компетенций, в частности, представляющих деятельностный компонент инже-

нерной компетентности специалиста. В связи этим в настоящем исследовании сформулированы новые специальные инженерные компетенции будущего инженера-электромеханика:

- умение осуществлять поиск, ранжирование и классификацию электротехнических материалов по заданным физико-химическим свойствам;

- умение осуществлять выбор электротехнических материалов для изготовления элементов электротехнических устройств в соответствии с заданными конструкторско-технологическими критериями.

Формирование названных новых специальных инженерных компетенций на базе традиционных задачников и учебных пособий по дисциплине «Электротехнические материалы» весьма затруднительно. Кроме того, следует учесть, что дисциплина «Электротехнические материалы» преподаётся в первом семестре второго курса, когда студенты ещё недостаточно осведомлены об электрооборудовании предприятий. В то же время, эти студенты уже овладели знаниями основных информационных технологий и умениями применять их на практике, что открывает возможности построения эффективной методики проведения практических занятий на базе информационно-коммуникационных технологий.

Условием и методологией разработки структуры электронного практикума, обеспечивающей его эффективное использование, является системный подход.

С точки зрения системного подхода необходимо установить состав электронного практикума и связи между его компонентами.

Электронный практикум - это средство обучения, предназначенное для решения учебных задач, имеющих предметное содержание, и ориентированное на взаимодействие с обучаемыми. Электронный практикум должен обеспечить возможность обучения студентов решению новых типов учебных задач с целью формирования и развития специальных инженерных компетенций определённой профессиональной направленности, в частности, для подготовки инженеров-электромехаников.

При изучении электротехнических материалов приходится иметь дело с их широкой номенклатурой и большими массивами данных. Задачи на выбор электротехнических материалов для изготовления элементов электротехнических устройств в соответствии с заданными конструкторско-технологическими критериями дополнительно должны быть обеспечены учебным материалом, характеризующим межпредметные связи. Эффективную работу с такого рода данными можно обеспечить при условии их систематизации и предоставления быстрого и удобного доступа к ним.

В настоящем исследовании показана целесообразность создания электронного практикума по дисциплине «Электротехнические материалы» в виде совокупности следующих компонентов:

1) учебной базы данных электротехнических материалов, предназначенной для хранения информации об электротехнических материалах;

2) приложения - оригинальной программы сопровождения учебной базы данных, предназначенной для редактирования и представления в удобном виде справочных данных о значениях электрофизических параметров электротехнических материалов при проведении лабораторных и практических занятий.

Структурно электронный практикум можно представить в виде блок-схемы, изображённой на рис. 2.

ограничениям на значения

Рис. 2. Электронный практикум «Электротехнические материалы»

При создании учебной базы данных электротехнических материалов учитывалось следующее:

- необходимость адаптации справочных данных к учебному процессу;

- требование обеспечения доступности справочных данных и оперативности работы с ними;

- возможность своевременного корректирования номенклатурного перечня электротехнических материалов.

Структура учебной базы данных основана на общеизвестной классификации электротехнических материалов: проводниковые, диэлектрические, магнитные и полупроводниковые материалы. Параметры электротехнических материалов каждого из указанных классов представлены в виде реляционных таблиц.

Таким образом, создавая структуру базы данных на основе классификации электротехнических материалов, мы получаем структуру данных наиболее соответствующую требованиям учебного процесса и способную отражать важнейшие свойства объектов и связи между ними, что в дальней-

шем послужит основой для формулирования условий задач, решаемых студентами на практических занятиях.

Для реализации новых типов учебных задач была специально разработана компьютерная программа [6] сопровождения учебной электронной базы данных электротехнических материалов, которая обеспечивает:

- организацию типов материалов в виде иерархической структуры (дерева);

- определение списка материалов каждого типа;

- определение списка параметров для каждого типа материалов (параметры наследуются дочерними типами материалов);

- определение значений доступных параметров для каждого типа материала;

- выборку значений списка материалов для списка материалов в соответствии с ограничениями, наложенными на значения параметров.

Программа позволяет оперативно получать информацию об электротехнических материалах и их параметрах и производить над ними логические операции, что дает возможность формирования заявленных новых специальных инженерных компетенций студентов - электромехаников.

Разработаны и внедрены методические указания к практическим занятиям [7], в которых представлены новые типы индивидуальных учебных заданий, выполняемых с применением электронного практикума. В качестве Приложений приведены таблицы, интегрирующие справочные данные о марках электротехнических материалов и свойствах этих марок и информацию о том, какие элементы конструкций электрооборудования из них могут изготавливаться и какие преимущества имеет каждая из указываемых марок при изготовлении этих элементов.

Методика проведения лабораторно-практических занятий по дисциплине «Электротехнические материалы» на основе разработанного электронного практикума апробирована в учебном процессе и получила одобрение на VII Международной научно-методической конференции «Традиции и педагогические новации в электротехническом образовании» (Астрахань, сентябрь 2006).

Заключение

С целью обеспечения возможности формирования инженерной компетентности при изучении дисциплины «Электротехнические материалы» в настоящем исследовании:

а) сформулированы новые специальные инженерные компетенции будущего инженера-электромеханика:

- умение осуществлять поиск, ранжирование и классификацию электротехнических материалов по заданным физико-химическим свойствам;

- умение осуществлять выбор электротехнических материалов для изготовления элементов электротехнических устройств в соответствии с заданными конструкторско-технологическими критериями;

б) предложено новое дидактическое средство - электронный практикум - в составе:

- учебная электронная база данных «Электротехнические материалы»,

- специальная компьютерная программа сопровождения этой базы данных, которая позволяет оперативно получать информацию об электротехнических материалах и их параметрах и производить логические операции.

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 5. - С. 4-9.

2. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

3. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход к результатам высшего образования: анализ, сущность, реализация: моногр. / М. Д. Ильязова, Л. Ю. Бусурина, Т. В. Жиляева. - Астрахань: Гос. техн. ун-т. - Астрахань, 2006.

4. Белоновская, И. Д. Формирование инженерной компетентности специалиста в условиях университетского комплекса / И. Д. Белоновская // Автореферат дисс. ...докт. пед. наук. Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург, 2006.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки дипломированного специалиста 654500 -электротехника, электромеханика и электротехнологии; квалификация - инженер. - М., 2000.

6. Ишкина, Е. Г., Миронов, В. Н. Электронный практикум «Электротехнические материалы». Программа для ЭВМ. Зарегистрирована в реестре программ для ЭВМ Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.- № 2006612151 от21 июня 2006 г.

7. Методические указания к практическим занятиям с применением «Электронного практикума «Электротехнические материалы»» для студентов специальностей 140604.65 - «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» и 140608.65 - «Электрооборудование и автоматика судов» / АГТУ; В. Н. Миронов. - Астрахань, 2007. - 88 с.

8. Абакумова, Н. А. Квалификационные характеристики выпускников аграрных вузов как основа качества подготовки специалистов для сельского хозяйства / / Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 75 - 81

9. Хайновская, Т. А. Коммуникативная компетентность учителя. Уровни и этапы её формирования // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 99

- 106

10. Шевкун, А. В. Коммуникативная компетентность как средство социальной адаптации студентов первого курса // Сибирский педагогический журнал. -2007.- № 3. - С. 158-164

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.