А.Л. Соловьёва, Л.В. Капилевич
ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ
Показано, что включение в программу физического воспитания студентов экспедиционных и полевых профессий разработанных комплексов способствует формированию специальных двигательных навыков. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост результатов тестирования в сравнении с контролем. Выраженное преимущество отмечено в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно заключить, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: специальные двигательные навыки; экспедиционные профессии; метод тестирования.
Введение. Как было показано ранее, к студентам профессиональных групп, деятельность которых связана с экспедиционными и полевыми работами, предъявляются особые требования к развитию определенных двигательных и личностных качеств, а также умений и навыков передвижения по пересеченной местности на лыжах и без, ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий [1]. Выпускники, обладающие оптимальным уровнем развития общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, в условиях, связанных с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, значительно превосходят по объективным показателям профессиональной работоспособности специалистов с недостаточным уровнем их развития; у них гораздо быстрее идет формирование других компетенций и более успешно формируются прикладные двигательные навыки. И, наконец, физически разносторонне подготовленные специалисты в меньшей степени подвержены воз-
действию неблагоприятных и отрицательных факторов профессиональной деятельности [2-4].
Целью исследования была разработка комплексов специальных упражнений для формирования специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий и оценка их эффективности.
Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовало 50 студентов, из них 23 девушки и 27 юношей, обучающихся на геологогеографическом факультете (возраст от 17 до 20 лет). Все обследуемые входили в основную медицинскую группу. Было сформировано две группы - контрольная (КГ, п = 25; 11 юношей и 14 девушек) и экспериментальная (ЭГ, п = 25; 15 юношей и 10 девушек). Контрольная группа занималась по традиционной методике, а студенты экспериментальной группы во второй половине каждого занятия выполняли разработанные нами комплексы специальных упражнений.
Т а б л и ц а 1
Средства формирования и тестирования специальных двигательных качеств
Качества и навыки Комплексы для формирования качеств Тесты для оценки качеств
Выносливость Комплекс на лыжах с отягощением (рюкзак 10-15 кг) Женщины - бег 1 800 м, мин; мужчины - бег 2 600 м, мин
Комплекс на лыжах с буксировкой груза
Сила Комплекс с эспандерами Мужчины - подтягивание на перекладине, раз; женщины - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз
Комплекс с отягощениями (камни, бутылки с песком, диски)
Комплекс имитационно-силовой
Комплекс на лыжах силовой
Ловкость, преодоление естественных препятствий Комплекс преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий, мин
Дисциплинированность, коллективизм Комплекс групповой - преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий группой (зачет по последнему участнику), мин
Ориентирование на местности Комплекс по спортивному ориентированию Прохождение дистанции с 5 КП, мин
Комплекс на лыжах по спортивному ориентированию
Передвижение на лыжах по пересеченной местности Комплекс на лыжах - прохождение полосы препятствий Женщины - лыжная гонка 3 км, мин; мужчины - лыжная гонка 5 км, мин
Комплекс скоростно-силовой
Для оценки двигательных качеств и умений студентов в передвижениях по различной местности в наблюдении была использована система тестов (табл. 1), основу которой составили контрольные упражнения по оценке выносливости, силы, координации и умений в передвижении и ориентировании по различной местности на лыжах и без. Предложенные нами тесты разработаны и апробированы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к степени их валидности и воспроизводимости [5].
Результаты и обсуждение. Для формирования профессиональных компетенций в области физической культуры у выпускников геолого-географических специальностей мы разработали комплексы упражнений, развивающие силу, выносливость и координацию студентов, а также умения и навыки в лыжном спорте, туризме и спортивном ориентировании. Было составлено 6 комплексов для осен-
не-весеннего периода занятий и 5 комплексов на лыжах для зимнего периода занятий (см. табл. 1).
На каждом занятии должен выполняться определенный комплекс, который нужно проводить в конце основной части урока. Продолжительность выполнения комплекса составляет 15-20 мин.
Следующим этапом эксперимента стала оценка эффективности предложенных комплексов развития профессионально значимых качеств. Для этого дважды - в начале и конце семестра - было проведено тестирование студентов обеих групп. Результаты представлены в табл. 2.
Если при первом тестировании различий между группами не было выявлено ни в одном тесте, то в конце семестра при повторном тестировании результаты всех тестов были достоверно лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Сравнительные результаты тестирования (Хср± m)
Наименование теста Результаты в начале семестра Результаты в конце семестра Прирост результатов абс., %
ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ
1. Кросс, мин 11,12±0,28 11,13±0,25 10,30±0,19 р2 <0,05 10,55±0,21 р1 <0,05 р2 <0,05 0,42±0,09 (6%) р3 <0,05 0,18±0,08 (3%) р1 <0,05 р3 <0,05
2. Силовая подготовка, кол-во раз 15,6±0,4 16,2±0,4 23,5±0,3 р2 <0,05 19,4±0,5 р1 <0,05 р2 <0,05 7,9±0,2 (58%) р3 <0,05 3,2±0,2 (19%) р1 <0,05 р3 <0,05
3. Преодоление полосы препятствий, мин 6,22±0,15 6,21±0,18 5,19±0,13 р2 <0,05 6,05±0,11 р1 <0,05 1,03± 0,08 (16%) р3 <0,05 0,16± 0,12 (4%) р1 <0,05
4. Групповое преодоление полосы препятствий, мин 8,30±0,14 7,40±0,12 7,11±0,09 р2 <0,05 7,20±0,17 р1 <0,05 р2 <0,05 1,19±0,05 (15%) р3 <0,05 0,20±0,11 (5%) р1 <0,05 р3 <0,05
5. Ориентирование на местности, мин 17,58±0,37 18,51±0,42 16,44±0,26 р2 <0,05 18,24±0,45 р1 <0,05 р2 <0,05 1,14±0,12 (7%) р3 <0,05 0,27±0,14 (3%) р1 <0,05 р3 <0,05
6. Лыжные гонки, мин 23,11±0,12 23,04±0,15 21,45±0,09 р2 <0,05 22,10±0,17 р1 <0,05 р2 <0,05 1,01±0,08 (5%) р3 <0,05 0,19± 0,11 (2%) р1 <0,05 р3 <0,05
Примечание. р1 - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами; р2 - достоверность различий с показателями в начале семестра; рз - достоверность прироста.
Анализ развития выносливости показывает, что несмотря на ее низкий исходный уровень, к концу первого семестра прирост результатов наблюдается в обеих группах, однако величина прироста в ЭГ был достоверно выше. Так, прирост результатов в ЭГ составляет 0,42 мин, а в КГ - 0,18 мин. В процентном соотношении прирост в ЭГ соответствует 6 против 3% в контроле.
Уровень силовых способностей повысился в наибольшей степени, в ЭГ - на 58%, а в КГ - всего на 19%. Прирост по абсолютным показателям в КГ значительно уступает (в 5 раз) приросту в ЭГ.
Для развития ловкости использовался комплекс с преодолением полосы препятствий, который наиболее подходит для будущих специалистов экспедиционных профессий. Разнообразие физических упражнений, входящих в преодоление полосы препятствий (бег, лазания, переползания, ходьба по бревну и т. д.), выполняемых в различных формах движения и темпе, способствует развитию ловкости и быстроты. В ЭГ результаты выполнения данного теста улучшились на 1,3 мин (16 %), в КГ достоверного прироста зафиксировано не было.
Важные профессионально значимые личностные качества (дисциплинированность и коллективизм) мы оценивали с помощью группового преодоления той же полосы препятствий. Занятия по преодолению полосы препятствий дисциплинируют молодежь, воспитывают волю, развивают сообразительность, точность и организованность. Студенты группой проходят все станции на полосе препятствий и на финиш их задача придти вместе, т. к. зачет времени осуществляется по последнему участнику. В результате прирост показателей в ЭГ составил 1,19 мин, а в КГ - только 0,20 мин.
В тесте по ориентированию оценивается способность быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия. Студентам нужно было пробежать дистанцию (около 3 км) по пересеченной местности, ориентируясь по карте, найти 5 контрольных пунктов. Высокий прирост в результате прохождения теста показали студенты из ЭГ (1,14 мин), а в КГ прирост составил 0,27 мин.
Для оценки навыков по передвижению на лыжах по сложнопересеченной местности мы использовали тест на преодоление дистанции 3 км у девушек и 5 км у юношей. В этом тесте также прирост в ЭГ (1,1 мин) превосходил результаты в КГ (0,19 с).
Заключение. Таким образом, предложенные комплексы упражнений показали высокую эффективность в формировании профессионально значимых специальных двигательных навыков у студентов геолого-географи-ческого факультета. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост по результатам тестирования в сравнении с контролем. Явное преимущество показано в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно предполагать, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геологогеографического факультета разработанных нами комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Соловьева А.Л., Осокина О.С. Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств для студентов геолого-
географического профиля // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 24-27.
2. Болотин А.Э., Сильчук С.М., Сильчук А.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе физической подготовки студентов. СПб.:
СПбГУ ИТМО, 2009. 89 с.
3. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов В.С. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-
ориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29-31.
4. Капилевич Л.В., Сурков Д.А. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы
// Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.
5. Гагин Ю.А. Метод оценки эффективности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1971. № 8. С. 50-57.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 мая 2011 г.