Научная статья на тему 'Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий'

Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
366
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ПРОФЕССИИ / МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ / SPECIAL MOTOR SKILLS / EXPEDITION PROFESSION / TESTING METHOD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Анастасия Леонидовна, Капилевич Леонид Владимирович

Показано, что включение в программу физического воспитания студентов экспедиционных и полевых профессий разработанных комплексов способствует формированию специальных двигательных навыков. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост результатов тестирования в сравнении с контролем. Выраженное преимущество отмечено в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно заключить, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьёва Анастасия Леонидовна, Капилевич Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For students with professional groups, whose activities are related to expedition and fieldwork, there are special requirements for the development of specific motor and personal qualities, as well as the skills of movement in cross country skiing and without, orienteering and overcoming natural obstacles. Graduates who have an optimal level of general endurance, strength, quickness, agility, in conditions associated with high physical exertion and mental stress, are far superior to objective measures of occupational health specialists with insufficient level of development, they have much faster formation of other competencies, and their applied motor skills are formed more effectively. And, finally, physically versatile trained specialists are less prone to adverse and negative factors of professional activity. The aim of the study was to develop a set of special exercises for the formation of special motor skills of students of expeditionary professions and evaluate their effectiveness. For the formation of professional competence in the field of physical culture among graduates of geological and geographical specialties, we have developed a set of exercises to develop strength, endurance and coordination of students, as well as skills in skiing, tourism and orienteering. 6 complexes were written for the autumn spring period classes, and 5 complexes on skis for the winter season activities. In each session a specific complex is practiced, which should be carried out at the end of the main part of the lesson. The duration of the complex is about 15-20 minutes. The proposed sets of exercises have shown high efficiency in the formation of professional significance of special motor skills of students of the Geology and Geography Faculty. The experimental group had a significantly higher growth in test results compared with the control one. Clear advantage was shown in the development of skill, discipline, teamwork and skills in shaping the terrain ori entation and overcoming natural obstacles. Based on these results, we can assume that the inclusion in the program of physical education for students of the Geology and Geography Faculty of complexes developed by us will contribute to a number of common cultural and professional competencies that are relevant for future careers.

Текст научной работы на тему «Формирование специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий»

А.Л. Соловьёва, Л.В. Капилевич

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ПРОФЕССИЙ

Показано, что включение в программу физического воспитания студентов экспедиционных и полевых профессий разработанных комплексов способствует формированию специальных двигательных навыков. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост результатов тестирования в сравнении с контролем. Выраженное преимущество отмечено в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно заключить, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геолого-географического факультета разработанных комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: специальные двигательные навыки; экспедиционные профессии; метод тестирования.

Введение. Как было показано ранее, к студентам профессиональных групп, деятельность которых связана с экспедиционными и полевыми работами, предъявляются особые требования к развитию определенных двигательных и личностных качеств, а также умений и навыков передвижения по пересеченной местности на лыжах и без, ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий [1]. Выпускники, обладающие оптимальным уровнем развития общей выносливости, силы, быстроты, ловкости, в условиях, связанных с большими физическими нагрузками и нервно-психическими напряжениями, значительно превосходят по объективным показателям профессиональной работоспособности специалистов с недостаточным уровнем их развития; у них гораздо быстрее идет формирование других компетенций и более успешно формируются прикладные двигательные навыки. И, наконец, физически разносторонне подготовленные специалисты в меньшей степени подвержены воз-

действию неблагоприятных и отрицательных факторов профессиональной деятельности [2-4].

Целью исследования была разработка комплексов специальных упражнений для формирования специальных двигательных навыков у студентов экспедиционных профессий и оценка их эффективности.

Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте участвовало 50 студентов, из них 23 девушки и 27 юношей, обучающихся на геологогеографическом факультете (возраст от 17 до 20 лет). Все обследуемые входили в основную медицинскую группу. Было сформировано две группы - контрольная (КГ, п = 25; 11 юношей и 14 девушек) и экспериментальная (ЭГ, п = 25; 15 юношей и 10 девушек). Контрольная группа занималась по традиционной методике, а студенты экспериментальной группы во второй половине каждого занятия выполняли разработанные нами комплексы специальных упражнений.

Т а б л и ц а 1

Средства формирования и тестирования специальных двигательных качеств

Качества и навыки Комплексы для формирования качеств Тесты для оценки качеств

Выносливость Комплекс на лыжах с отягощением (рюкзак 10-15 кг) Женщины - бег 1 800 м, мин; мужчины - бег 2 600 м, мин

Комплекс на лыжах с буксировкой груза

Сила Комплекс с эспандерами Мужчины - подтягивание на перекладине, раз; женщины - сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

Комплекс с отягощениями (камни, бутылки с песком, диски)

Комплекс имитационно-силовой

Комплекс на лыжах силовой

Ловкость, преодоление естественных препятствий Комплекс преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий, мин

Дисциплинированность, коллективизм Комплекс групповой - преодоление полосы препятствий Преодоление полосы препятствий группой (зачет по последнему участнику), мин

Ориентирование на местности Комплекс по спортивному ориентированию Прохождение дистанции с 5 КП, мин

Комплекс на лыжах по спортивному ориентированию

Передвижение на лыжах по пересеченной местности Комплекс на лыжах - прохождение полосы препятствий Женщины - лыжная гонка 3 км, мин; мужчины - лыжная гонка 5 км, мин

Комплекс скоростно-силовой

Для оценки двигательных качеств и умений студентов в передвижениях по различной местности в наблюдении была использована система тестов (табл. 1), основу которой составили контрольные упражнения по оценке выносливости, силы, координации и умений в передвижении и ориентировании по различной местности на лыжах и без. Предложенные нами тесты разработаны и апробированы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к степени их валидности и воспроизводимости [5].

Результаты и обсуждение. Для формирования профессиональных компетенций в области физической культуры у выпускников геолого-географических специальностей мы разработали комплексы упражнений, развивающие силу, выносливость и координацию студентов, а также умения и навыки в лыжном спорте, туризме и спортивном ориентировании. Было составлено 6 комплексов для осен-

не-весеннего периода занятий и 5 комплексов на лыжах для зимнего периода занятий (см. табл. 1).

На каждом занятии должен выполняться определенный комплекс, который нужно проводить в конце основной части урока. Продолжительность выполнения комплекса составляет 15-20 мин.

Следующим этапом эксперимента стала оценка эффективности предложенных комплексов развития профессионально значимых качеств. Для этого дважды - в начале и конце семестра - было проведено тестирование студентов обеих групп. Результаты представлены в табл. 2.

Если при первом тестировании различий между группами не было выявлено ни в одном тесте, то в конце семестра при повторном тестировании результаты всех тестов были достоверно лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Сравнительные результаты тестирования (Хср± m)

Наименование теста Результаты в начале семестра Результаты в конце семестра Прирост результатов абс., %

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

1. Кросс, мин 11,12±0,28 11,13±0,25 10,30±0,19 р2 <0,05 10,55±0,21 р1 <0,05 р2 <0,05 0,42±0,09 (6%) р3 <0,05 0,18±0,08 (3%) р1 <0,05 р3 <0,05

2. Силовая подготовка, кол-во раз 15,6±0,4 16,2±0,4 23,5±0,3 р2 <0,05 19,4±0,5 р1 <0,05 р2 <0,05 7,9±0,2 (58%) р3 <0,05 3,2±0,2 (19%) р1 <0,05 р3 <0,05

3. Преодоление полосы препятствий, мин 6,22±0,15 6,21±0,18 5,19±0,13 р2 <0,05 6,05±0,11 р1 <0,05 1,03± 0,08 (16%) р3 <0,05 0,16± 0,12 (4%) р1 <0,05

4. Групповое преодоление полосы препятствий, мин 8,30±0,14 7,40±0,12 7,11±0,09 р2 <0,05 7,20±0,17 р1 <0,05 р2 <0,05 1,19±0,05 (15%) р3 <0,05 0,20±0,11 (5%) р1 <0,05 р3 <0,05

5. Ориентирование на местности, мин 17,58±0,37 18,51±0,42 16,44±0,26 р2 <0,05 18,24±0,45 р1 <0,05 р2 <0,05 1,14±0,12 (7%) р3 <0,05 0,27±0,14 (3%) р1 <0,05 р3 <0,05

6. Лыжные гонки, мин 23,11±0,12 23,04±0,15 21,45±0,09 р2 <0,05 22,10±0,17 р1 <0,05 р2 <0,05 1,01±0,08 (5%) р3 <0,05 0,19± 0,11 (2%) р1 <0,05 р3 <0,05

Примечание. р1 - достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами; р2 - достоверность различий с показателями в начале семестра; рз - достоверность прироста.

Анализ развития выносливости показывает, что несмотря на ее низкий исходный уровень, к концу первого семестра прирост результатов наблюдается в обеих группах, однако величина прироста в ЭГ был достоверно выше. Так, прирост результатов в ЭГ составляет 0,42 мин, а в КГ - 0,18 мин. В процентном соотношении прирост в ЭГ соответствует 6 против 3% в контроле.

Уровень силовых способностей повысился в наибольшей степени, в ЭГ - на 58%, а в КГ - всего на 19%. Прирост по абсолютным показателям в КГ значительно уступает (в 5 раз) приросту в ЭГ.

Для развития ловкости использовался комплекс с преодолением полосы препятствий, который наиболее подходит для будущих специалистов экспедиционных профессий. Разнообразие физических упражнений, входящих в преодоление полосы препятствий (бег, лазания, переползания, ходьба по бревну и т. д.), выполняемых в различных формах движения и темпе, способствует развитию ловкости и быстроты. В ЭГ результаты выполнения данного теста улучшились на 1,3 мин (16 %), в КГ достоверного прироста зафиксировано не было.

Важные профессионально значимые личностные качества (дисциплинированность и коллективизм) мы оценивали с помощью группового преодоления той же полосы препятствий. Занятия по преодолению полосы препятствий дисциплинируют молодежь, воспитывают волю, развивают сообразительность, точность и организованность. Студенты группой проходят все станции на полосе препятствий и на финиш их задача придти вместе, т. к. зачет времени осуществляется по последнему участнику. В результате прирост показателей в ЭГ составил 1,19 мин, а в КГ - только 0,20 мин.

В тесте по ориентированию оценивается способность быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия. Студентам нужно было пробежать дистанцию (около 3 км) по пересеченной местности, ориентируясь по карте, найти 5 контрольных пунктов. Высокий прирост в результате прохождения теста показали студенты из ЭГ (1,14 мин), а в КГ прирост составил 0,27 мин.

Для оценки навыков по передвижению на лыжах по сложнопересеченной местности мы использовали тест на преодоление дистанции 3 км у девушек и 5 км у юношей. В этом тесте также прирост в ЭГ (1,1 мин) превосходил результаты в КГ (0,19 с).

Заключение. Таким образом, предложенные комплексы упражнений показали высокую эффективность в формировании профессионально значимых специальных двигательных навыков у студентов геолого-географи-ческого факультета. В экспериментальной группе зафиксирован достоверно более высокий прирост по результатам тестирования в сравнении с контролем. Явное преимущество показано в развитии ловкости, дисциплинированности, коллективизма и в формировании навыков по ориентированию на местности и в преодолении естественных препятствий. На основании полученных результатов можно предполагать, что включение в программу по физическому воспитанию для студентов геологогеографического факультета разработанных нами комплексов будет способствовать формированию ряда общекультурных и профессиональных компетенций, значимых для будущей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соловьева А.Л., Осокина О.С. Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств для студентов геолого-

географического профиля // Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 24-27.

2. Болотин А.Э., Сильчук С.М., Сильчук А.М., Щедрин Ю.Н. Спортивное ориентирование в системе физической подготовки студентов. СПб.:

СПбГУ ИТМО, 2009. 89 с.

3. Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов В.С. и др. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно-

ориентированных форм физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2008. № 10. С. 29-31.

4. Капилевич Л.В., Сурков Д.А. Формирование профессионально значимых физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

// Теория и практика физической культуры. 2010. № 10. С. 27-30.

5. Гагин Ю.А. Метод оценки эффективности физических упражнений // Теория и практика физической культуры. 1971. № 8. С. 50-57.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.