Научная статья на тему 'Формирование современной сети университетского образования в России'

Формирование современной сети университетского образования в России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
235
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОПОРНЫЕ ВУЗЫ / ПРОГРАММА 5\100 / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СЕТЬ / CWUR / EDUCATION REFORM / SUPPORTING UNIVERSITIES / PROGRAM 5\100 / FEDERAL UNIVERSITIES / GEOGRAPHICAL DIFFERENCES / INTERNATIONAL RANKINGS / THE UNIVERSITY NETWORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Платонов Денис Юрьевич

Статья представляет собой географическое исследование организации высшего образования в России. В работе рассмотрены: формирование современной университетской сети, проблемы и перспективы Российского образования, современные реформы и векторы развития, взаимоотношения с международным образованием и современное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a modern network of univer-sity education in Russia

This article represents the research of geographical organization of high education in Russian Federation and the foundation of modern university system. In work are considered: problems and perspectives of Russian education modern changes and vectors of development, correlation with international education and modern state of this problem.

Текст научной работы на тему «Формирование современной сети университетского образования в России»

Theme of number

УДК 378.4

Д.Ю. Платонов

Формирование современной сети университетского образования в России

Аннотация

Статья представляет собой географическое исследование организации высшего образования в России. В работе рассмотрены формирование современной университетской сети, проблемы и перспективы российского образования, современные реформы и векторы развития, взаимоотношения с международным образованием и современное состояние.

I

Ключевые слова: реформа образования, опорные вузы, программа 5/100, федеральные университеты, географические различия, международные рейтинги, университетская сеть,

D.Yu. Platonov

Formation of a modern network of university education in Russia

Abstract

This article represents the research of geographical organization of high education in Russian Federation and the foundation of modern university system. In work are considered: problems and perspectives of Russian education modern changes and vectors of development, correlation with international education and modern state of this problem.

I Keywords: CWUR, education reform, supporting universities, program 5/100, Federal universities, geographical differences, international rankings, the University network.

В течение последних 30 лет экспертами фиксируется кризис индустриальной организации общества и экономики, который проявляется в расширяющемся наборе территориальных, технологических и гуманитарных проблем. Поэтому должны появиться университеты нового типа («проблемноориентированные» или «инновационные» университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени [1]. Важной тенденцией является также гуманизация сферы образования, в том числе -университетского.

На сегодняшний день в российском образовании продолжается реформирование системы высших учебных заведений. Последние преобразования, которые произошли в конце 2015 - начале 2016 года, стали первым шагом в новой программе развития высшего российского образования. Данная программа построена на конкурсной системе, при которой

каждый университет может изъявить желание принять в ней участие, при условии выполнения определенных требований.

Основная цель программы указывается как социально-экономическое развитие регионов России. Задачи, которые стоят на пути к осуществлению цели, это формирование сети опорных университетов путём объединения уже существующих высших учебных заведений в регионе.

Программа создания опорных университетов рассчитана на несколько этапов планомерного включения в неё новых регионов и высших учебных заведений.

На участие в первом этапе конкурса было подано 15 заявок от высших учебных заведений с разных регионов России.

1. Волгоградский государственный технический университет.

2. Волгоградский государственный университет.

3. Воронежский государственный технический университет.

Interactive science | 2 • 2016

9

4. Вятский государственный университет.

5. Дагестанский государственный технический университет.

6. Дагестанский государственный университет.

7. Донской государственный технический университет.

8. Костромской государственный технологический университет.

9. Омский государственный технический университет.

10. Оренбургский государственный университет.

11. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

12. Самарский государственный технический университет.

13. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

14. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

15. Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Отбор участников конкурса проводится в соответствие с определенными нормативами. Так базовыми условиями участия в программе опорных вузов является предоставление учебным заведением программы развития, которая должна соответствовать таким направлениям как:

- модернизация образовательной деятельности;

- модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности;

- развитие кадрового потенциала;

- модернизация системы управления университетом;

- модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры [5].

В декабре 2015 года была проведена техническая экспертиза поданных заявок, которая проводилась конкурсной комиссией под председательством министра образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанова.

По итогам заседания комиссии несколько университетов лишились возможности дальнейшего участие в программе опорных вузов на данном этапе. Причиной отклонения их заявок стали различные технические нюансы, не учтенные самими университетами.

Таким образом, участие в программе опорных университетов сможет осуществить 12 университетов, чьи заявки были одобрены.

1. Волгоградский государственный технический университет.

2. Волгоградский государственный университет.

3. Воронежский государственный технический университет.

4. Вятский государственный университет.

5. Донской государственный технический университет.

6. Костромской государственный технологический университет.

7. Омский государственный технический университет.

8. Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева.

9. Самарский государственный технический университет.

10. Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева.

11. Тюменский государственный нефтегазовый университет.

12. Уфимский государственный нефтяной технический университет.

Размещение опорных университетов мы можем увидеть на карте, представленной ниже, в соотношение с плотностью субъектов федерации.

Университеты, прошедшие отбор на конкурсном этапе, располагаются в регионах с высокой численностью населения и большой плотностью. В них велик уровень урбанизации, т. е. население, особенно молодое, стремится жить в городских условиях. Качественное высшее образование должно в данном случае стать силой притяжение для молодого населения, заставляя его задерживаться в своём регионе, а не перебираться в федеральные центры, либо столицу. Однако при всех положительных сторонах, может проявиться увеличение оттока населения из сельской местности, в центры субъектов федерации. В виду того что перемещение в пределах одного региона менее трудозатратно, нежели перемещение между соседними регионами. Таким образом, возможно сокращение молодого сельского населения, однако его концентрация будет происходить в своем регионе, а не за его пределами.

Рис. 1

Осуществление данной программы со временем приведет к сокращению числа университетов, за счёт их объединения и укрупнения. В соответствие с программой, которая была озвучена министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, высшее российской образование должно развиваться в двух основных направлениях. Первым направлением развития является создание небольшой группы университетов, способных конкурировать за высокие позиции в мировых рейтингах. Вторым направлением необходимо создать группу из 100-120 распределенных по всей стране вузов, которые смогут выполнить роль концентраторов образования, инноваций и исследования. Формирование и опережающее развитие этих опорных региональных университетов путем объединения узкопрофильных вузов и НИИ - главная структурная задача образовательной политики ближайшего десятилетия [2].

Таким образом, можно говорить о разнонаправленности российского высшего образования, как о его выходе на международную арену, так и о работе сугубо в интересах российских регионов.

На сегодняшний день можно выделить несколько групп университетов, работающих в разных, но не всегда противоположных направлениях. Тенденция развития российского образования - это создание новых мощных

образовательных центров на базе уже существующих университетов в рамках программ модернизации российского образования. Примерами таких изменений является создание научно-образовательных комплексов на базе Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов. Продолжением этой линии стало формирование федеральных университетов. В каждом федеральном округе (за исключением центрального) появился университет, с целью (согласно концепции Министерства образования и науки Российской Федерации) развития системы высшего профессионального образования. В основу были положены принципы оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов.

На сегодняшний день в России десять федеральных университетов (с учетом Крымского), которые на сегодняшний день являются сложившейся группой, расширение которой не планируется. Так же. Субъективно можно сказать, что одной из задач федеральных университетов, является равномерное покрытие территории, т. е. нахождение крупных образовательных центров на протяжение всего государства, а не только в местах исторической концентрации образовательной среды.

Таблица 1

Численность населения городов с вузами [6]

Город Численность, тыс./чел ФО Вузы

Москва 12108 ЦФО НОК:1 НИУ: 1, 2, 4, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 19, 20

Санкт-Петербург 5132 СЗФО НОК:2; НИУ: 22, 23, 24, 25

Новосибирск 1548 СФО НИУ: 16

Екатеринбург 1412 УФО ФУ: 10

Н.Новгород 1264 ЦФО НИУ: 15

Казань 1191 ПФО ФУ-3; НИУ: 6, 7

Самара 1172 ПФО НИУ: 21

Челябинск 1169 УФО НИУ: 29

Ростов-на-Дону 1110 ЮФО ФУ: 9

Таганрог 254 ЮФО ФУ: 9 (филиал)

Красноярск 1036 СФО ФУ: 8

Пермь 1026 ПФО НИУ: 17, 18

Саратов 841 ПФО НИУ: 26

Иркутск 613 СФО НИУ: 5

Владивосток 603 ДВФО ФУ: 2

Томск 557 СФО НИУ: 27, 28

Калининград 449 СЗФО ФУ: 1

Ставрополь 420 СКФО ФУ: 7

Белгород 380 ЦФО НИУ: 3

Архангельск 350 СЗФО ФУ: 5

Симферополь 338[7]350[8] КФО ФУ: 4

Саранск 299 ПФО НИУ: 8

Якутск 294 ДВФО ФУ: 6

Рис. 2

Другим направлением российского образования становится развитие научно-исследовательской составляющей в университетах, изучение, разработка и практическое применение новейших технологий и изобретений. В рамках новой программы стало возможно получение статуса Национального исследовательского университета на основе конкурса и сроком на десять лет. Главной целью этой программы является организация эффективного процесса обучения, его интеграция с научными исследованиями, которые проводятся в этом же университете. На данный момент после проведения двух конкурсов число университетов, имеющих статус Национальных исследовательских университетов, составляет 29.

Расположение национальных исследовательских университетов можно привязать к регионам и городам, которые уже сформировались как мощные научные базы. Такое формирование происходило в тесном взаимодействие с промышленностью региона. Где она представлена как моноспециализация (Западная Сибирь) либо где присутствует большой спектр промышленных направлений (Поволжье, Урал).

Реализация программы 5/100 берет начало с 2013 года и реализует цель - максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ [3].

Создание такой группы было обусловлено необходимостью задействовать российский научный потенциал. Выйти на международную арену, для взаимодействия с крупнейшими международными научными центрами. Вузы участвующие в программе 5/100 должны стать часть международного вузовского сообщества, занимать высокие позиции в рейтингах и по сути стать лицом российского образования за границей.

Формирование группы университетов 5-100 происходило в два этапа. На первый этап конкурса, который проходил в 2013 году, было подано 54 заявки, из которых было отобрано 15 университетов, первыми

вошедшими в программу 5-100. В октябре 2015 года Совет дополнил состав ещё шестью вузами [4]. На сегодняшний день в программе принимает участие 21 российский университет.

1. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта.

2. Высшая школа экономики (ВШЭ).

3. Дальневосточный федеральный университет (ДФУ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ).

5. Московский физико-технический институт (МФТИ).

6. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС».

7. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ».

8. Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (ННГУ).

9. Новосибирский государственный университет (НГУ).

10. Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ им. И.М. Сеченова).

11. Российский университет дружбы народов (РУДН).

12. Самарский государственный аэрокосмический университет (СГАУ).

13. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ).

14. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ).

15. Сибирский федеральный университет (СФУ).

16. Томский государственный университет (ТГУ).

17. Томский политехнический университет (ТПУ).

18. Тюменский государственный университет (ТюмГУ).

19. Университет ИТМО.

20. Уральский федеральный университет (УрФУ).

21. Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ).

Рис. З

Несмотря на различие в название программ, в которых принимают участие российские университеты и определение их в разные группы в этой работе, можно утверждать, что они все направлены по достижение единой цели. Этой целью является развитие высшего образования в нашей стране, модернизация вузовского образования и его отход от проблемных моментов, которые появились с развалом советского образования.

Участие университетов в разных программах позволяет им развиваться своим путем, строить учебную и научную работу в том ключе, который более рационален, как для самого университета, так и для города и региона, в котором он расположен.

Условно можно выделить три направления развития. Инновационные технологии и тесное международное сотрудничество, к ним тяготеют вузы, участвующие в программе 5\100. Исследовательская деятельность и практикоориентированное обучение, на которое опираются вузы, получившие статус национальных исследовательских университетов. Развитие образования и решение социальных вопросов в своем городе - регионе. К этой группе относятся опорные вузы и частично федеральные университеты. Но если рассматривать в более общем плане, то можно сказать, что часть вузов ориентирована на международную арену, а другая часть, наоборот, на внутренний рынок.

Однако, помимо обозначенных выше отличий в курсе развития университетов, у всех них есть и схожие черты, точки соприкосновения, которые необходимо для общего развития российского образования. К ним бесспорно можно отнести улучшение качества образования, модернизация материально-технической базы, привлечение высококлассных российских и иностранных специалистов, обмен опытом между ведущими российскими и зарубежными университетами, в том числе и путем публикаций статей.

Российские университеты практически полностью выпали из международных рейтингов, которые являются проекцией качественного, инновационного образования в современном мире. По данным The Center for World University Rankings (CWUR) за 2014 год, в международном рейтинге ТОП-1000 присутствует только пять российских высших учебных заведения:

- 59 место - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

- 250 место - Московский физико-технический институт;

- 406 место - Санкт-Петербургский государственный университет;

- 755 место - Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

- 985 место - Новосибирский государственный университет [9].

Рейтинг лучших университетов мира по версии Times Higher Education, включающий в себя ТОП-800 лучших вузов мира, включает тринадцать российских вузов, что является прогрессом по сравнению с прошлым годом, когда в рейтинге находилось только два российских университета:

- 161 место - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова;

- 201-250 место - Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого;

- 251-300 место - Томский политехнический университет;

- 301-350 место - Казанский федеральный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»;

- 401-500 место - Новосибирский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет;

- 501-600 место - Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана;

- 601-800 место - Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Южный федеральный университет, Томский государственный университет, Уральский федеральный университет [10].

Нельзя однозначно утверждать, что отсутствие российских университетов в этих рейтингах делает отечественное образование низкокачественным или неконкурентным, однако можно утверждать, что на международной и, в частности, европейской арене оно постепенно теряет свою конкурентоспособность и привлекательность. Присутствие в данных рейтинговых системах, а также в ряде других международных мониторингах может добавить привлекательности российскому образованию, привлечь иностранных студентов и специалистов, включить и интегрировать российское образование в международную систему.

Наверное, именно в системе образования как нельзя лучше должна быть использована система, при которой сохраняется все самое лучшее, что было наработано поколениями предшественников и к имеющейся базе добавлена современная составляющая. Наверное, именно путём сочетания прогресса с сохранением и воспроизводством прежних достижений Российское образование может вернуться в лидеры образовательной системы мира.

Theme of number

Литература

1. Волков А. Ставка на новое содержание / А. Волков, Д. Ливанов // Ведомости. №3179 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/09/03/stavka_na_novoe_soderzhanie (дата обращения: 29.02.2016).

2. Волков А. Образование: Новые университеты / А. Волков, Д. Ливанов // Ведомости. - №3795 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/opinion/artides/2015/03/23/zachem-rossii-sotnya-silnih-regionalnih-universitetov (дата обращения: 24.02.2016).

3. 5/100. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.5top100.ru (дата обращения: 24.02.2016).

4. О продлении до 2020 года государственной поддержки ведущих университетов России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://government.ru/docs/20415/ (дата обращения: 01.03.2016).

5. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации Опорные университеты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://опорный-университет.рф (дата обращения: 25.02.2016).

6. Федеральная служба государственной статистики. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/opendata/dataset/7708234640-ca-08-001 (дата обращения: 19.01.2015).

7. Державна служба статистики Украши, Статистичний збiрник «Чисельнють наявного населения Украши на 1 ачня 2014 року» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://database.ukrcensus.gov.ua/PXWEB2007/ukr/ publ_new 1/2015/zb_nas_ 14 .pdf (дата обращения: 20.01.2015).

8. Предварительные итоги переписи населения Крымского федерального округа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/press-kfo.doc (дата обращения: 02.03.2016).

9. The Center for World University Rankings [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cwur.org/2015 (дата обращения: 02.03.2016).

10. The Times Higher Education World University Rankings [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.timeshighereducation.eom/world-university-rankings/2016/world-ranking#l/page/0/length/-1 (дата обращения: 02.03.2016).

Interactive science | 2 • 2016

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.