Научная статья на тему 'Формирование социокультурной компетенции в процессе внеурочной деятельности'

Формирование социокультурной компетенции в процессе внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
960
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIOCULTURAL COMPETENCE / FORMATION OF COMPETENCE / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / AUTHENTIC TEXTS / PRINCIPLES / FUNCTIONS / DIGITAL TECHNOLOGIES / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АУТЕНТИЧНЫЕ ТЕКСТЫ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Е.В., Мещерякова Ю.В., Спиридонова Е.В.

Авторы рассматривают некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции учащихся 5-8 классов в процессе внеурочной деятельности. В качестве основы формирования данного вида компетенции авторы видят использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий. Данное исследование базируется на принципах ситуативной организации обучения и поддержания мотивации у учащихся. Значительное внимание в статье уделяется использованию аутентичных материалов в качестве средств обучения, современным формам внеурочной деятельности: цифровым технологиям, научной работе учащихся, созданию проектов на английском языке и т. д. Данное исследование строится на опытной работе, проведенной в МБОУ Новогригорьевская СОШ в течение четырех лет, которая подтверждает эффективность предложенной авторами методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY

The authors of the article consider some aspects of forming socio-cultural competence in the process of extracurricular activities for high school students, who study at 5-8 grades. The research is based on the use of the project method and uses information and communication technologies in the given field. Moreover, this study is supported by the principles of situational organization for students’ training and motivation. Considerable attention is paid to authentic materials as learning means, additionally, to modern forms of extracurricular activities: digital technology, scientific work of students, the students’ project work done in English, etc. These studies are applied to experimental work carried out in Novogrigorievsk High School during a four-year’s period. The results have confirmed the following conclusion: that the proposed methodology has turned to be effective in the given educational circumstances.

Текст научной работы на тему «Формирование социокультурной компетенции в процессе внеурочной деятельности»

5. Istoriya Tuvy. Pod obschej redakciej V.A. Lamina. V 3 t. T. II. Novosibirsk: Nauka, 2007.

6. Arhivnyj dokument iz Central'nogo gosudarstvennogo arhiva RT «Otdel narodnogo obrazovaniya Tuvinskoj avtonomnojrespubliki» 1929 - 1962 gg. Fond № 79, opis' № 1.

7. Uryanhaj. Tyva depter. T. 6. Tannu-Tuvinskaya Narodnaya respublika. Sostavitel' S.K. Shojgu. Moskva: Slovo, 2007.

8. Shafikova Z.H. Bashkirskaya pedagogicheskaya mysl' vtoroj poloviny XIX veka i ee vliyanie na razvitie vospitaniya v nacional'noj shkole. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1994.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 372.881.1

Meshcheryakova E.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), English Philology Department Professor, Volgograd State Social Pedagogical University (Volgograd,

Russia), E-mail: elenam7@yandex.ru

Meshcheryakova Yu.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Philology Department, Volgograd State Social Pedagogical University (Volgograd,

Russia), E-mail: julmesh@gmail.com

Spiridonova ЕМ, teacher, MBOU NovogrigorievskHigh School (Novogrigorievsk, Russia), E-mail: spiridonova_elena2014@mail.ru

SOCIO-CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN OUT-OF-CLASS ACTIVITY. The authors of the article consider some aspects of forming socio-cultural competence in the process of extracurricular activities for high school students, who study at 5-8 grades. The research is based on the use of the project method and uses information and communication technologies in the given field. Moreover, this study is supported by the principles of situational organization for students' training and motivation. Considerable attention is paid to authentic materials as learning means, additionally, to modern forms of extracurricular activities: digital technology, scientific work of students, the students' project work done in English, etc. These studies are applied to experimental work carried out in Novogrigorievsk High School during a four-year's period. The results have confirmed the following conclusion: that the proposed methodology has turned to be effective in the given educational circumstances.

Key words: sociocultural competence, formation of competence, extracurricular activities, authentic texts, principles, functions, digital technologies.

Е.В. Мещерякова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

E-mail: elenam7@yandex.ru

Ю.В. Мещерякова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград,

E-mail: julmesh@gmail.com

Е.В. Спиридонова, учитель МБОУ Новогригорьевская СОШ, г. Новогригорьевск, Волгоградская область, E-mail: spiridonova_elena2014@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы рассматривают некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции учащихся 5-8 классов в процессе внеурочной деятельности. В качестве основы формирования данного вида компетенции авторы видят использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий. Данное исследование базируется на принципах ситуативной организации обучения и поддержания мотивации у учащихся. Значительное внимание в статье уделяется использованию аутентичных материалов в качестве средств обучения, современным формам внеурочной деятельности: цифровым технологиям, научной работе учащихся, созданию проектов на английском языке и т. д. Данное исследование строится на опытной работе, проведенной в МБОУ Новогригорьевская СОШ в течение четырех лет, которая подтверждает эффективность предложенной авторами методики.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, формирование компетенции, внеурочная деятельность, аутентичные тексты, принципы, функции, цифровые технологии.

Проблема формирования социокультурной компетенции учащихся в процессе внеурочной деятельности всегда была одной из самых востребованных в науке и привлекала внимание ряда ученых, в частности, таких как Н.Н. Ефремовой, ПВ. Роговой, В.П. Сысоева и др. В последнее время обсуждаемая проблема приобрела еще большую актуальность. В условиях средней школы формирование социокультурной компетенции у учащихся осуществляется недостаточно системно и не представляет собой законченной методической структуры, как в функциональном, так и в содержательном планах, хотя вопросы использования внеурочной работы как средства формирования социокультурной комптенции также исследованы довольно тщательно в трудах Е.М. Савиной, Н.Л. Селивановой, ПА. Тимуршиной и др. Наше внимание направлено на социокультурную компетенцию учащихся, потому что в условиях общеобразовательной средней школы межкультурное общение вызывает различные сложности, как в процессе обучения, так и в условиях реальной коммуникации.

Цель данной статьи - рассмотреть некоторые аспекты формирования социокультурной компетенции в процессе внеурочной работы на материале аутентичных текстов и с использованием преимущественно цифровых технологий.

Важнейшей целью изучения иностранных языков в школе является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, одним из компонентов которой является социокультурная компетенция, без формирования данного вида компетенции невозможно владение иностранным языком, так как изучение языка связано с усвоением культуры страны. Приобретая познания о культуре другой страны, обучающиеся должны уметь пользоваться как отобранным языковым материалом, так и страноведческими знаниями. Страноведческий материал можно с успехом использовать во внеурочной деятельности. Благодаря социокультурному компоненту содержания обучения иностранным языкам учащиеся могут ознакомиться с реалиями жизни своих сверстников за рубежом и историей страны изучаемого языка, что приводит к углублению представлений учащихся о действительности.

Социокультурная компетенция в общем плане включает в знание учащимися национально-культурных особенностей, правил неречевого и речевого поведения в ежедневных ситуациях, умение организовывать речевое поведе-

ние в соответствии с ценностными ориентациями и знаниями. Развитие социокультурной компетенции способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции в целом и формированию составляющих ее компонентов. В научных источниках данный вид компетенции рассматривают как владение совокупностью умений, знаний и качеств, которые необходимы для реализации межкультурной коммуникации в социокультурной ситуации с учетом социальных и культурных норм коммуникативного поведения [1; 2; 3; 4].

Часто под социокультурной компетенцией понимают знание правил и социальных норм поведения носителей языка, традиций, истории, культуры и социальной системы страны изучаемого языка.

Понятие «социокультурная компетенция» рассматривается в исследованиях Н.Н. Ефремовой, Н.П Муравьевой, ПД. Томахина, В.В. Сафоновой и др. По мнению П.Д. Томахина, под социокультурной компетенцией подразумевается знакомство обучаемого с национально-культурной спецификой речевого поведения, способностью пользоваться элементами социокультурного контекста, релевантными для восприятия и порождения речи с точки зрения носителей языка: обычаи, правила, нормы, социальные условности, ритуалы, социальные стереотипы, страноведческие знания и другие [5], т. е. социокультурная компетенция предполагает готовность и умение жить и взаимодействовать в современном многокультурном мире, осуществлять межкультурное взаимодействие в международном социуме, что является востребованным для многих профессий.

Внеурочная деятельность на всех этапах обучения способствует эффективному и устойчивому интересу учащихся к иностранным языкам, развитию чувства личной ответственности за порученное дело; привитию чувства общения и коллективизма, самоопределения, самостоятельности и организованности, является продолжением уроков и основой для осуществления совместной креативной деятельности.

Мы вслед за Т.И. Ильиной, Н.И. Пез, М.В. Ляховицким, A.A. Миролюбовым, С.Ф. Шатиловым, ПВ. Роговой, С.И. Савиной и др., считаем, что внеурочная работа по иностранным языкам должна, в первую очередь, отвечать задачам воспитывающего обучения: образовательные и воспитательные. Задача внеурочной работы одна - формирование личности учащихся [6; 7; 8].

Согласно исследованиям Е.В. Мещеряковой, внеурочная работа выполняет в первую очередь воспитательно-образовательные задачи, а основная её функция - удовлетворять интересы и потребности школьников, способствовать их всестороннему развитию, создавать положительные мотивы учения, что является в настоящий период весьма актуальным, позволяет реализовать принципы мотивации и ситуативной организации обучения через создание проектов, направленных на решение сформулированных проблем и разыгрывание реальных и воображаемых ситуаций [1, с. 13].

Обучение иностранному языку даёт большие возможности научить детей быть добрыми, толерантными, научить уважать других людей, жить в мире и дружбе со всеми народами.

Работа по иностранному языку вне урока имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Поэтому одной из центральных проблем методики внеурочной деятельности всегда является проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий как частный случай фундаментальной педагогической проблемы целостности учебно-воспитательного процесса [8].

В качестве языкового материала для внеурочной деятельности можно использовать цифровые технологии [9] и различный аутентичный материал, например, любые английские тексты из социокультурной среды вокруг нас, которые представляют собой богатейший аутентичный материал, с одной стороны, не нуждающийся в адаптации, а с другой - отвечающий самым высоким художественным требованиям [10].

В организации внеурочной деятельности мы предпочли использовать в качестве средств реалии окружающего социального пространства: надписи на английском языке, которые окружают нас в повседневной жизни, а именно: вывески магазинов, реклама, объявления, надписи на одежде и т.д., а также те английские слова и выражениях, которые прочно вошли в ежедневный бытовой дискурс, в том числе и виртуальный. На наш взгляд, роль таких аутентичных текстов, книг объявлений, рекламы, надписей, текстов цифровой среды в обучении иностранному языку невозможно переоценить. Они остаются самым доступным и благодатным средством в изучении иностранного языка, помогающими осуществлять ряд определенных функций внеурочной деятельности, а именно: мотивационную, образовательную, развивающую, коммуникативную и функцию самостоятельности.

В Новогригорьевской СОШ Волгоградской области в течение 2015 - 2019 гг. ученикам предлагались различные темы научных исследований, связанные с заимствованием английских слов в русском языке. Например, задание выявить наиболее употребляемые единицы английского происхождения в различных сферах нашей повседневной жизни. Цель научного исследования учащегося -определить причины заимствования английских слов в русском языке.

На 1 этапе работы метод сплошной выборки помог выделить корпус тех английских слов и выражений, которые дети ежедневно слышат на улице и от своих друзей, в новостях и Интернете. Например, апгрейд, баг, скриншот, трафик, копипаст, копипастить (англ. copy - копировать и paste - вставить), брифинг бриф, гаджет, дрескод, мейнстрим, аутсорсинг бестселлер, дефолт, дилер, дистрибьютор, лизинг копирайтер, нейминг промоутер, стартап, корпоративный стиль, сноуборд, боулинг, скейтборд, дайвинг, байкер, шейпинг, фитнес, отель, шоппинг, форева, соррян, онлайн, гейм, диджей и т. д.

Ученикам предлагалось распределить слова на группы, объясняя к какой сфере жизни они принадлежат.

На 2 этапе ученики определяли причины заимствования этих лексем в русскую речь. Выясняя причины появления новых английских слов в родном языке, дети сравнивают не только единицы двух языков, но и социокультурные отличия стран, углубляя свои познания о традициях, истории и культуре другой страны.

На этом этапе исследования мы рекомендовали использовать электронную переписку и чаты c носителями изучаемого языка, которые, очевидно, вносят большой вклад в межкультурную коммуникацию учащихся.

В школе практикуется «общение в виртуальной реальности» [8]. Преподаватели рекомендуют ученикам использовать электронную почту для установления дружеских связей и обмена письмами со своими сверстниками. Такие виртуальные контакты установлены практически в каждом классе и с разным уровнем

Библиографический список

владения языком. Таким образом, мы формируем социокультурную компетенцию в процессе совершенствования языка. Используя запрос в TESL-L (сотр^ег-assistedlanguageleamingsub-branch), мы находим друзей по переписке для своих учеников.

Наш опыт показывает, что учащиеся всегда с интересом занимаются такими исследованиями, используя «виртуальные контакты» со сверстниками, открывая с новой стороны привычный для них мир и получая информацию из «первых рук». Делая вывод, что заимствование слов - это всегда естественное явление, потому как любой язык всегда реагирует гибко на потребности общества, дети начинают понимать, что заимствованные слова - это не только результат взаимоотношений народов и государств, но и человеческих контактов в повседневной жизни.

Используя «английский, который окружает нас» в качестве языкового материала, мы подчеркиваем необходимость изучения английского языка, который нужен не только для того, чтобы читать тексты в учебниках, но и для комфортного пребывания в социуме. Тем самым учитель мотивирует учеников изучать иностранный язык, который необходим для повседневной жизни каждого человека.

Аутентичные тексты информационного характера были использованы для обучения аудированию, например, аудиоинформация в музеях, объявления на английском языке в любом виде транспорта, на вокзале и в аэропорту.

Особое внимание, мы уделяем краеведческому материалу, который помогает использовать краеведческие данные и факты из повседневной жизни в моделируемом общении с носителем языка. Гостю из другой страны наши учащиеся проводят виртуальную экскурсию на английском языке, рассказывают о своем крае, его достопримечательностях. Тем самым, краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся.

Исходя из своей практики ведения внеурочной деятельности по английскому языку, мы можем сказать, что ученики всегда с большим интересом используют краеведческий материал для своих проектов. С одной стороны, ученики лучше узнают свой край, с другой, активнее изучают язык, традиции и культуру носителей языка.

На 1 этапе ученики выбирали темы, связанные с экскурсиями (осмотр достопримечательностей, посещение театра, кафе или магазинов), затем продумывали экскурсионные маршруты по городу или селу. Для своих экскурсий дети придумывали и мастерили буклеты или открытки. Кроме того, ученики самостоятельно находили дополнительную информацию по своей теме.

На 2 этапе проводилась экскурсия по выбранным маршрутам. В виде монолога ученики рассказывали своим «гостям» о достопримечательностях края, после чего были возможны диалоги подготовленного и неподготовленного характера.

Проектная работа в рамках регионального компонента дает учащимся возможность больше узнавать о своей «малой родине», активнее вникать в процесс общения на английском языке.

Стараясь проводить внеурочные мероприятия в оригинальной форме, учитель способствует социокультурному формированию учащихся, а также развитию интеллектуальных и творческих способностей, повышению мотивации учащихся в изучении иностранного языка.

Во внеурочной деятельности по формированию социокультурной компетенции учащихся преподаватель, как правило, сочетает различные средства обучения. На современном этапе развития науки можно с уверенностью утверждать, что мультимедийные и цифровые средства являются очень эффективным способом формирования социокультурной компетенции. Большие возможности в этой области предоставляют различные веб-форумы, видео конференции и онлайн дискуссии.

Как мы видим, развитие цифровых технологий вносит свои коррективы во все области человеческой жизни, не исключая и образование. Сейчас уже стало очевидным, что обучение в целом и обучение иностранным языкам в частности является более продуктивным и увлекательным с использованием цифровых технологий, использованием виртуального мира. Новое время диктует свои правила и подходы к формированию социокультурной компетенции учащихся, соответственно, и коммуникативной, частью которой она является.

1. Мещерякова Е.В. Роль современной социокультурной ситуации в процессе подготовки будущего воспитателя (на материале английского языка): Теоретико-методологическое исследование. Волгоград: Перемена, 1999: 176.

2. Мещерякова Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя к педагогическому взаимодействию в современном образовательном пространстве (на материале подготовки учителя иностранного языка). Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2002.

3. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе, Москва, 1991: 287.

4. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности, Москва, 1992.

5. Томахин ГД. Лингвострановедение: что это такое? Иностранные языки в школе. 1996, 6: 22 - 27.

6. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва, 1982: 373.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. Москва: Просвещение, 1991.

8. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: Просвещение, 2002.

9. Мещерякова Е.В., Исаева И.С. Лингводидактический потенциал блога в обучении английскому языку. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 59.

10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Индрик, 2005.

References

1. Mescheryakova E.V. Rol' sovremennoj sociokul'turnoj situacii v processe podgotovki buduschego vospitatelya (na materiale anglijskogo yazyka): Teoretiko-metodologicheskoe issledovanie. Volgograd: Peremena, 1999: 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.