Научная статья на тему 'Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья Республики Татарстан'

Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ЖИЛЬЯ / НАЕМНОЕ ЖИЛЬЕ / ЖИЛИЩНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Елена Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы установления социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья. Предложена иерархическая модель реализации государственных услугна рынке жилья. Определены основные государственные услуги, которые должны быть стандартизированы в первую очередь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья Республики Татарстан»

Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья Республики Татарстан

Formation of social standards of the state services in the market of housing

of the Republic of Tatarstan

Матвеева Елена Сергеевна, аспирант кафедры экономикии предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета

igareev@mail.ru

Matveeva Elena Sergeevna, graduate student of chair of economy and businesses in construction The Kazan state architecturalandconstructionuniversity

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы установления

социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья. Предложена иерархическая модель реализации государственных услугна рынке жилья. Определены основные государственные услуги, которые должны быть стандартизированы в первую очередь.

Annotation: In article questions of establishment of social standards of the state services in the housing market are considered. The hierarchical model of realization of the state services in the housing market is offered. The main state services which should be standardized first of all are defined.

Ключевые слова: Социальные стандарты, государственные услуги, рынок жилья, наемное жилье, жилищные программы.

Key words: Social standards, state services, housing market, hired housing, housing programmes.

Введение

Главной целью установления социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья является повышение качества жизни и благосостояния населения страны. Основным побудительным мотивом необходимости

введения в практику жилищных отношений стандартов качества является полное отсутствие каких-либо реалистичных качественных показателей при выполнении государством социальных обязательств перед населением.

В целом, совокупность социально-экономических результатов при реализации государственных жилищных программ сформирована из укрупненных показателей, которые важны с позиции решения общегосударственных задач (главное из которых - увеличение объемов жилищного строительства). При этом качество жизни как целевой индикатор не является предметом детального рассмотрения программных документов вообще. В связи с чем и отсутствуют социальные стандарты государственных услуг на рынке жилья.

Существующая практика государственных услуг на рынке жилья

В рамках ранее проведенных исследований отмечается, что в Республике Татарстан наблюдается совершенствование механизма оказания государственных услуг на рынке жилья. Например, в рамках программы социальной ипотеки решением Попечительского совета Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан предельный срок ожидания приобретения жилья по программе при выполнении обязательств по договору относительно установленного размера предварительных накоплений установлен не более трех лет от даты заключения договора[3].Гражданин, вставший на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и желающий в течении 3 лет улучшить свои жилищные условия, должен будет ежемесячно отчислять 50% от МРОТ в счет оплаты будущей квартиры.Таким образом, Республика Татарстан одной из первых в Российской Федерации установила приемлемый срок ожидания улучшения жилищных условий в рамках целевых жилищных программ.

Введение данного положения является первым фактом установления приемлемых сроков ожидания улучшения жилищных условий в современной жилищной политике. Это позволяет гражданам осуществлять семейное планирование, а также соблюдать определенно более строгую финансовую

дисциплину. К примеру, в случае необходимости будущего обращения за ипотечным кредитом, есть возможность привести в порядок трудовые отношения с работодателем в вопросе подтверждения реальных доходов.

Введение норматива предельного срока ожидания получения государственной поддержки на приобретение жилого помещения вызвавшее необходимость более активного участия самого населения путем авансирования будущей покупки привело к частичному обеспечению целевого финансирования жилищного строительства. Однако внедренная в Республике Татарстан схема не отличается максимальным для населения набором преимуществ.

Наряду с установлением предельных сроков ожидания улучшения жилищных условий очередниками, внедрение подобной системы, с нашей точки зрения, не обеспечило решения другой, не менее важной задачи. В настоящее время одним из главных направлений снижения стоимости жилья является источник финансирования. Если исключить заемные и привлеченные средства, можно существенно снизить стоимость строительства, а вместе с этим и цену предложения жилья [5]. Другими словами необходимо разработать и внедрить такую систему финансирования жилищного строительства, которая позволяла бы привлекать средства будущих покупателей в достаточном для строительно-монтажных работ объеме.

В целом, смена ориентации в предоставлении жилья с простой очередности на срочные условия, безусловно, является положительным моментов в жилищной политике и дает начало формированию социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья.

Предложения по развитию государственных услуг на рынке жилья

Прежде чем сформулировать какие-либо социальные стандарты, необходимо ввести в гражданский оборот понятие «государственных услуг на рынке жилья» и предложить дефиницию термина.

Для всесторонней оценки распространенности данного термина рассмотрим современное законодательство. В настоящее время в РФ для регулирования отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг населению, принят федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» №210-ФЗ (от 27 июля 2010 года). В соответствии с ним государственная услуга - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [2].

С целью реализации данного закона на муниципальном уровне было принято Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани №5610 «Об утверждении административных регламентов предоставления (исполнения) муниципальных услуг (функций)» (от 21 сентября 2011 г.) [3]. Данный регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления администрациями районов города Казани муниципальных услуг:

- по приему заявлений, документов, а также постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- по представлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- по предоставлению гражданам жилых помещений по договору социального найма и др.

Анализ данного регламента позволила сделать вывод о том, что с точки зрения повышения благосостояния населения устанавливаемый стандарт носит лишь технический характер. В частности, в нем представлено детальное описание указанных процедур, в том числе указание адреса места приема необходимых документов, подробного описания действий специалиста отдела жилищной политики, регламента работы с документами и др. Безусловно, введение подобных регламентов положительно скажется на установлении ясных и прозрачных взаимоотношений между чиновниками и населением. Но, с другой стороны, из-за того, что в данном случае муниципалитет выступает лишь исполнителем тех функций, которые закреплены на федеральном уровне, возможно и не стоит предъявлять к государственным услугам (существующим в нынешнем виде) требований, обеспечивающих ощутимое улучшение условий жизни населения. Таким образом, необходимо разделять государственные услуги на оказываемые на различных уровнях власти - федеральном, региональном и муниципальном (рис.1).

Сейчас присутствует только один, низовой, технический уровень реализации государственных услуг - уровень муниципального образования. Он должен быть только исполнителем тех задач (т.е. социальных стандартов), которые установлены на федеральном и региональном уровне. И он в настоящее время таковым и является, прежде всего, в силу тех финансовых возможностей, которыми располагают муниципальные образования.

В соответствии с предлагаемой нами иерархической моделью реализации государственных услуг на рынке жилья станет возможным установление и выполнение социальных стандартов при оказании государственных услуг на рынке жилья.

В разработанной модели на федеральном уровне, на котором формируется государственная жилищная политика, должен определяться вектор развития государственных услуг. С этой целью должны быть приняты

соответствующие законодательные акты, а самое главное - должно быть обеспечено финансирование в размере, достаточном для выполнения социальных стандартов.

федеральный уровень

региональный уровень

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ

СОЗДАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ТЕХНИ УРОІ ІЕСКИЙ іЕНЬ Р

і г

Разработка

законодательной

базы

Выбор (создание) операторов предоставления государственных услуг

Разработка

социальных

стандартов

государственных

услуг

Определение категорий граждан-реципиентов государственных услуг

Финансирование мероприятий в объеме, достаточном для выполнения социальных стандартов

Согласование земельных участков под сбалансированную застройку жильем разного вида

Разработка регламента оказания государственных услуг

РЕАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ

СТАНДАРТОВ

Рис.1. Иерархическая модель реализации государственных услуг

на рынке жилья

На региональном уровне должна быть сформирована институциональная инфраструктура, основная задача которой заключается в организации процесса оказания государственных услуг. Для этого необходимо определить круг операторов - тех исполнителей, которые будут транслировать государственные услуги населению. Безусловно, часть функций должна сохраниться за органами местного самоуправления (как описано выше на примере вопросов постановки на учет граждан в г.Казань), часть должна быть передана некоммерческим организациям.

Важнейшей аспектом, разработка которого должна быть осуществлена на региональном уровне, выступает определение категорий граждан-реципиентов государственных услуг. В настоящее время установление перечня категорий граждан, которые в соответствии с законодательством признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и приобретают право на получение государственной поддержки, является прерогативой федерального законодательства. Подобные функции объясняются тем, что большая часть мероприятий государственной жилищной политики инициируется на федеральном уровне, и финансирование мероприятий осуществляется преимущественно на средства федерального бюджета.

Вместе с этим, как показала практика реализации жилищной политики в Республике Татарстан, при высокой деловой активности в экономике и наличии политической воли руководства, в регионе могут активно реализовываться мероприятия и сугубо республиканского масштаба. В частности, в Республике Татарстан можно отметить программу социальной ипотеки, которая являясь правопреемницей программы ликвидации ветхого жилья, ведет свое начало с 1995 года. Благодаря этим программам, сначала граждане, проживавшие в ветхом и аварийном жилом фонде, а затем работники бюджетной сферы и предприятий, софинансирующих мероприятия социальной ипотеки, получили возможность улучшить свои жилищные условия. Отметим, что данный перечень был установлен на региональном уровне. Объективно данный перечень категорий населения не

является исчерпывающим и по мере развития общества требует определенной корректировки. В нашем случае, в связи с постановкой задачи по развитию сегмента наемного жилья, стоит вопрос об установлении категорий граждан, которые смогли бы рассчитывать на тот или иной вид жилья из наемного фонда.

Существенным вопросом, решение которого должно быть перенесено с муниципального на региональный уровень, является согласование земельных участков под застройку жильем разного вида. Основной целью подобной корректировки является необходимость обеспечения сбалансированной структуры видов жилищного фонда на рынке жилья.

Таким образом, на основе анализа практики жилищных отношений, а также перспективных задач государственной жилищной политики, содержание понятия «государственные услуги на рынке жилья» можно представить как совокупность мероприятий государства, предусматривающих разнообразие форм улучшения жилищных условий, доступных всем категориям граждан на приемлемых условиях. Исходя из этого, социальные стандартыгосударственных услуг - это целевые индикаторы, которые выступают в качестве социально-экономических гарантий, направленных на повышение качества жизни населения. Социальные стандарты предусматривает индивидуальный подход к каждому гражданину в деле решения жилищного вопроса.Уточнение дефиниции термина «социальные стандарты государственных услуг» позволяет определить основные формы государственных услуг на рынке жилья.

Среди основных государственных услуг, которые, с нашей точки зрения, должны быть стандартизированы в первую очередь, являются(рис.2):

- категорирование населения с целью обеспечения равной доступности государственных услуг для всех слоев (в т.ч. дифференциация населения по критерию их доходности для предоставления жилья из фонда наемного использования);

- формы улучшения жилищных условий, разнообразие которых предусматривали бы приобретение жилья в собственность и широкое распространение сегмента наемного жилья;

- сроки ожидания улучшения жилищных условий, когда благодаря заранее известным и приемлемым срокам приобретения жилья (заселения в наемное жилье) стало бы возможным качественное семейное планирование;

- условия оплаты жилого помещения, когда приобретаемое жилье становится доступным широким категориям населения.

Рис.2. Социальные стандарты государственных услуг на рынке жилья

Заключение

Для достижения указанных стандартов, прежде всего, необходимо уточнение законодательной, организационной и финансовой форм государственных деятельности на рынке жилья.

Основнымирезультатами установления социальных стандартов будет создание такой ситуации, при которой улучшение жилищных условий каждой семьи осуществляется в индивидуальном порядке. С одной стороны, в настоящее время любая семья решение жилищного вопроса осуществляет добровольно, т.е. любые решения принимает самостоятельно, а потому они индивидуальны. С другой стороны, из-за того, что эти решения принимаются без какого-либо системного анализа возможных вариантов (что невозможно на уровне среднестатистической семьи), то зачастую осуществляется выбор не самой приемлемой формы, в том числе с разрушением перспектив оптимального решения жилищного вопроса в дальнейшем.

Библиографический список

1. Гареев И.Ф. Вопросы развития наемного жилья в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право.- 2011. - № 7. - с.37-44. - http://epp.enjournal.net/article/356/

2. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федеральный Закон Российской Федерации от

27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3. Об утверждении административных регламентов предоставления (исполнения) муниципальных услуг (функций)[Электронный ресурс]:Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 21 сентября 2011 г.№5610. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

4. Орлов В.Я., Гареев И.Ф. Инвестиционная привлекательность наемного жилья в современных условиях // Российское предпринимательство. 2012. - №5 (203). - С.148-154.

5. Орлов В.Я., Гареев И.Ф. Формирование социальных стандартов государственных услуг на рынке жилья // Российское предпринимательство.

- 2011. - №10 (1). - С.175-180.

Bibliography

1. Gareyev I.F. Questions of development of hired housing in modem conditions// Economy, business and right- 2011. - № 7. -p.37-44. -http ://epp. enj ournal.net/article/3 56/

2. About the organization of providing the state and municipal services[Electronic resource]: // The federal law of the Russian Federation from

27.07.2010 г. № 210-ФЗ. Access from legal-reference system "Garant".

3. About the approval of administrative regulations of granting (execution) of municipal services (functions)[Electronicresource]: //The resolution of Executive committee of municipality of the city of Kazan from September 21, 2011.№5610. Accessfromlegal-referencesystem "Garant".

4. OrlovV.Y., GareyevI.F.Investment appeal of hired housing in modern conditions // Russian business. 2012. - №5 (203). - P.148-154.

5. OrlovV.Y., GareyevI.F.Formation of social standards of the state services

in the housing market // Russian business.

- 2011. - №10 (1). - P.175-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.