Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНДИВИДА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

9. Юрлова, В. А. Анализ эколого-экономической эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве [Текст] / В. А. Юрлова // Вестник СГГА. - 2012. - № 4. - С. 93-99.

10. Юрлова, В. А. О необходимости учета влияния экологических факторов при оценке эффективности использования земельных ресурсов [Текст] / В. А. Юрлова, А. И. Гагарин// Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2012: VIII Междунар. науч. конгр., 10 - 12 апр. 2012 г., Новосибирск : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока» : сб. материалов в 4 т. - 2012. - Т. 1. - С. 214-217.

Юсупова Л. М. магистрант кафедра социологии Астраханский государственный университет

Россия, г.Астрахань ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНДИВИДА В

УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В современном мире информатизация становится неотъемлемой частью реальности при всей неравномерности ее проникновения в социальном бытии. Она представляет собой техническую основу сегодняшнего общества. Информационные технологии, распространяясь во всех сферах жизни общества, качественно отражаются на способах и формах жизни конкретного индивида. В связи с этим вопросы информатизации попадают в область интересов как российских, так и западных исследователей. Следует заметить, что большая часть специалистов оставляют свое внимание на технических аспектах или затрагивают отдельные социальные, психологические, экономические вопросы данной проблемы. Большим значением обладает выход исследовательской работы на уровень социологического и философского анализа.

Осмысляя информационное общество, большинство исследователей замечает, что оно представляет собой качественно новую ступень общественного прогресса, основанную на приоритете и всеобщем применении информационных ресурсов (качественно большем по сравнению к другими традиционными ресурсами) в каждой из систем общественного обеспечения, которые распространяются через информационно-коммуникационные технологии по всей планете. Техносфера, образованная человеком в ходе своей жизнедеятельности, последовательно модифицируется в информационную, что выражается в увеличении значения информационных технологий, в образовании и применении предметов техногенной реальности. Размеры расширения и использования их проявляются как в общемировом масштабе, так и в интеллектуализации деятельности и ее продуктов.

К социокультурным параметрам воздействия информационной техносферы на человека мы можем отнести:

• потребности в стабильной адаптации к внешнему окружению, которую характеризует пластичность, подвижность, всеобщность, и которая увеличивает давление на внутренний мир индивида;

• усиление подчиненности техногенным факторам;

• интеллектуализация деятельности определяет увеличение запросов к «человеческому капиталу» и новым видам общественной сегрегации.

• глобальное распространение посредством сетей общественных связей, детерминированных распространением технологических нововведений, которые трансформирует социальность современного индивида.

В результате информационное общество обладает свойством к захвату глобальных пространств, что выражается в географии расширения и глубине распространения в сферах бытия общества. С другой стороны, формированию информационного общества сопутствуют углубленные тенденции к его атомизации, что перекликается с постмодернистской концепцией, отражающей современное положение радикального плюрализма, эклектичной культуры Запада.

Еще Э. Фромм заметил, что стремление к технизации, механизации, вытеснению живого является проявлением «некрофильского характера» развитого индустриального социума[1, с. 32]. Современное общество потребления (как частично характеризуется информационное общество у левых мыслителей) для Э. Фромма характеризуется также возникновением проблемы противопоставления «разума» и «рассудка». Отчужденность процесса и результатов труда, участие лишь в производстве части какого -либо продукта в комплексе с разделением труда и масштабами мировой экономики делает достаточным функционирование сознания в форме рассудка. Его вполне хватает, чтобы улавливать фрагменты окружающей действительности, не осознавая бытие как целостность. Имея для оперирования только отрывки и сегменты сложных неосмысленных систем (экономика), человек не может использовать разум, т.к. для его развития необходимы контролируемые реалии и осознанная действительность. Э. Фромм замечает, что «подобно тому, как наши слух и зрение работают только в количественных пределах волн определенной длины, так и наш разум ограничен тем, что можно обозреть целиком, во всей полноте его проявлений. Иными словами, если размеры превышают определенный уровень, то неизбежно утрачивается конкретность и ее место занимают абстрактные представления; вместе с конкретностью пропадает и чувство реальности»[1, с.125].

Таким образом, наряду с упорядоченными функциональными потоками информации информационное общество характеризуется и

хаотичными информационными волнами, заполняющими остальное культурное пространство индивида. Этот информационный хаос часто превалирует над функциональным порядком.

Как подчеркивает Т. Адорно, объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. В библиотеках лежат десятки миллиардов книг, и каждый год к ним добавляются еще сотни тысяч. Наука стала малопонятной для непосвященных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для своего понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея никаких познаний в области истории искусства, эстетики, литературоведения, культурологии и т. д., трудно по достоинству оценить многие выдающиеся шедевры литературы, музыки, живописи (кубизма, абстракционизма, сюрреализма), кино. «Высокая культура» стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов, чувствующих себя как дома во всех сферах культуры, прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.

В итоге, мы можем отметить, что информационное общество имеет наряду с положительными и полезными свойствами и негативные черты, связанные с особенностями психологического восприятия человека культурной среды, образованной современными информационными технологиями. Однако, следует подчеркнуть, что отмеченные негативные тенденции, как например атомизация или отчуждение, являются естественной реакцией индивида на ломку уже ставших традиционными социальных связей. Описанные процессы есть своего рода болезнь роста новой социальной среды информационного общества, дальнейший прогресс которого приведет к очевидным качественным позитивным социокультурным и, как следствие, психологическим трансформациям человека.

Использованные источники:

1. Всемирная энциклопедия: Философия/ Под ред. А. А. Грицанова. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с. Адорно Т. Негативная диалектика. М.: Научный мир, 2003. 374

Янченкова Ю.О. студент 5 курса Томский Государственный Университет

Факультет психологии Россия, г. Томск

ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КОРПОРАТИВНОГО СТАНДАРТА ОБСЛУЖИВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Качество обслуживания сегодня является одним из важнейших факторов успеха компании на рынке. С ростом уровня жизни и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.