Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ ЭТИКИ И МОРАЛИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЧЕСТНОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОЛГ / ПАТРИОТИЗМ / SOCIAL POSITION / WORLDVIEW VIEWS / UNIVERSAL NORMS OF ETHICS AND MORALITY / CITIZENSHIP / HONESTY / JUSTICE / PROFESSIONAL DUTY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коган Ольга Станиславовна, Лифанова Марина Владиславовна, Хасанова Амина Гизетдиновна

По данным научной литературы и нашим собственным наблюдениям, мировоззренческая позиция учащейся молодежи различных образовательных направлений, их представления об общей экономической и социальной ситуации при осуществлении профессиональной деятельности в нашей республике не всегда однозначна. Отмечается тенденция снижения роли и значения общечеловеческих мировоззренческих ценностей у молодых специалистов в различных профессиональных сферах. Данная ситуация, по нашему мнению, не может не отразиться на отношении молодежи к общечеловеческим нормам этики и морали, уважительном отношении к правам человека, исполнению профессионального долга, ответственном отношении к межличностным отношениям в быту и в профессии. В связи с этим считаем актуальным проведение сравнительного анализа первичных мировоззренческих взглядов молодежи, обучающейся по направлению «Экономика» на 1-2 курсах, и ценностных ориентаций студенческой молодежи 4-5 курсов, обучающейся по направлению «Экономика» и прошедшей обучение по таким дисциплинам, как психология, профессиональная этика и этикет, право, история, политология и т.д. Для анализа процесса формирования социальной позиции и мировоззренческих взглядов обучающихся по направлению «Экономика», оценки уровня и содержания убеждений, моральных ценностей, идеалов личности проводилось анкетирование (в начале их процесса обучения и перед окончанием вуза) силами преподавателей-психологов, юристов и историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL POSITION AND WORLDWIDE VIEWS STUDENTS IN ECONOMICS

According to the scientific literature and our own observations, the worldview of students of various educational areas, their ideas about the general economic and social situation in the implementation of professional activities in our republic are not always unambiguous. There is a tendency towards a decrease in the role and significance of universal worldview values among young specialists in various professional fields. This situation, in our opinion, cannot but affect the attitude of young people to universal human ethics and moral standards, respectful attitude to human rights, fulfillment of professional duty, responsible attitude to interpersonal relations in everyday life and in the profession. In this regard, we consider it relevant to conduct a comparative analysis of the primary worldviews of young people studying in the Economics direction in 1-2 courses, and the value orientations of students of 4-5 years studying in the Economics direction and trained in such disciplines as psychology, professional ethics and etiquette, law, history, political science, etc. To analyze the process of forming the social position and worldview of students in the field of Economics, assessing the level and content of beliefs, moral values, personal ideals, questionnaires were conducted (at the beginning of their learning process and before graduation) with the help of psychologists, lawyers and historians.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ»

Развитие образования

Коган О.С. Kogan O.S.

доктор медицинских наук, профессор кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Лифанова М.В. Lifanova М.У.

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»,

г. Уфа, Российская Федерация

Хасанова А.Г. Khasanova АМ.

кандидат исторических наук, доцент кафедры

«Международные отношения, история и востоковедение», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»,

г. Уфа, Российская Федерация

УДК 37.017 : 316 - 075.875 DOI: 10.17122/2541-8904-2020-1-31-117-123

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

По данным научной литературы и нашим собственным наблюдениям, мировоззренческая позиция учащейся молодежи различных образовательных направлений, их представления об общей экономической и социальной ситуации при осуществлении профессиональной деятельности в нашей республике не всегда однозначна. Отмечается тенденция снижения роли и значения общечеловеческих мировоззренческих ценностей у молодых специалистов в различных профессиональных сферах. Данная ситуация, по нашему мнению, не может не отразиться на отношении молодежи к общечеловеческим нормам этики и морали, уважительном отношении к правам человека, исполнению профессионального долга, ответственном отношении к межличностным отношениям в быту и в профессии.

В связи с этим считаем актуальным проведение сравнительного анализа первичных мировоззренческих взглядов молодежи, обучающейся по направлению «Экономика» на 1-2 курсах, и ценностных ориентаций студенческой молодежи 4-5 курсов, обучающейся по направлению «Экономика» и прошедшей обучение по таким дисциплинам, как психология, профессиональная этика и этикет, право, история, политология и т.д.

Для анализа процесса формирования социальной позиции и мировоззренческих взглядов обучающихся по направлению «Экономика», оценки уровня и содержания убеждений, моральных ценностей, идеалов личности проводилось анкетирование (в начале их процесса обучения и перед окончанием вуза) силами преподавателей-психологов, юристов и истори-

Ключевые слова: социальная позиция, мировоззреческие взгляды, общечеловеческие нормы этики и морали, гражданственность, честность, справедливость, профессиональный долг, патриотизм.

Development of educaton

FORMATION OF SOCIAL POSITION AND WORLDWIDE VIEWS STUDENTS IN ECONOMICS

According to the scientific literature and our own observations, the worldview of students of various educational areas, their ideas about the general economic and social situation in the implementation of professional activities in our republic are not always unambiguous. There is a tendency towards a decrease in the role and significance of universal worldview values among young specialists in various professional fields. This situation, in our opinion, cannot but affect the attitude of young people to universal human ethics and moral standards, respectful attitude to human rights, fulfillment of professional duty, responsible attitude to interpersonal relations in everyday life and in the profession.

In this regard, we consider it relevant to conduct a comparative analysis of the primary worldviews of young people studying in the Economics direction in 1-2 courses, and the value orientations of students of 4-5 years studying in the Economics direction and trained in such disciplines as psychology, professional ethics and etiquette, law, history, political science, etc.

To analyze the process of forming the social position and worldview of students in the field of Economics, assessing the level and content of beliefs, moral values, personal ideals, questionnaires were conducted (at the beginning of their learning process and before graduation) with the help of psychologists, lawyers and historians.

Key words: social position, worldview views, universal norms of ethics and morality, citizenship, honesty, justice, professional duty, patriotism.

Достойное образование желают получить многие молодые люди России и других стран. Обучение студентов по направлению «Экономика» является важным направлением образовательной деятельности многих вузов Российской Федерации, в том числе и Уфимского государственного нефтяного технического университета. На сегодняшний день число студентов, обучающихся в УГНТУ в сфере экономики, составляет более 700 человек.

В настоящее время актуальной задачей образовательного процесса в высшем учебном заведении является формирование у молодежи основополагающих мировоззренческих ценностей - патриотизма, гражданственности и развитие важных профессиональных качеств - ответственности, честности, справедливости, объективности и т.д. В последние годы отмечается экономическая нестабильность, неопределенность во всех сферах жизни общества. В молодежной среде, как и в обществе в целом, ослаблены или даже утрачены многие фундаментальные мировоззренческие ценности [5].

Некоторыми авторами отмечается, что для оптимизации процесса формирования социальной зрелости, мировоззренческих качеств

у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, необходимо усиление воспитательной работы профессорско-педагоги-ческого состава образовательного учреждения по активизации и актуализации индивидуальных качеств и свойств личности на основе освоения студентами фундаментальных гуманистических знаний, моральных норм и стандартов. В число образовательных и воспитательных задач входит также развитие историко-патриотического мышления студентов, в том числе, закладка основ патриотизма, гражданственности и других морально-нравственных качеств личности [1, 2].

Авторами проведен анализ значимости процесса обучения по дисциплинам экономической сферы, общегуманистического профиля, морально-этической и правовой направленности в образовательном процессе студенческой молодежи по направлению «Экономика» для изучения формирования зрелости социальной позиции в области ценностно-мировоззренческой культуры и правовых отношений, гражданственности и патриотизма, профессионального долга, ответственного отношения к межличностным отношениям.

Результаты исследований и их обсуждение. Первый этап исследований касался анализа начального уровня мировоззренческих взглядов и сформированности социальной позиции студентов направления «Экономика» при поступлении на учебу. Проводилось анонимное анкетирование 66 студентов 1-2 курсов (53 девушки и 13 юношей).

Анонимная анкета содержала 20 вопросов, касающиеся анализа процесса формирования гражданской позиции и мировоззренческих взглядов, оценки уровня и содержания их убеждений, состава моральных ценностей, идеалов личности, анализа значимости социальных и психологических факторов, имеющих значение для их будущей профессиональной деятельности. Проводилось также психологическое тестирование студентов для определения уровня их тревожности, склонности к стрессам и неврозам с применением стандартных авторских тестов и методик.

Проводилось изучение первичной социальной и мировоззренческой позиции студентов 1-2 курса при анализе проблем, связанных с их собственной оценкой значимости существующего положения дел в социальной сфере, перспективы будущей работы после окончания вуза. По данным научной литературы, процесс экономической нестабильности в стране в целом вызывает у многих молодых людей психологические затруднения, сопровождающиеся повышенной тревожностью и неуверенностью в завтрашнем дне [3, 4].

Наши собственные исследования выявили у 25 девочек и 3 мальчиков 1-2 курса (в сумме - 47 % студентов) повышенный уровень тревожности и склонности к неврозам. По результатам теста, у них часто появлялось чувство недовольства собой, сомнения и неудовлетворенность своим интеллектом, способностями, достижениями. На вопрос, что мешает успешному трудоустройству после окончания вуза, 24,3 % опрошенных 1-2 курсов (10 девушек и 6 юношей) отвечали: все хорошие места занимаются только по протекции, а 27,3 % считали, что хорошо устроиться можно при наличии дополнительных квали-

Развитие образования

фикаций, таких как знание иностранных языков, компьютерные курсы.

Анализ ответов на вопросы, касающиеся выбора ценностных моральных норм при работе в коммерческой организации, выявил главное предпочтение - получение прибыли от своей предпринимательской деятельности - у 75,8 % (40 девушек и 10 юношей) студентов первых курсов. На втором месте определялась самореализация и самоактуализация себя как личности - у 36,4 студентов (18 девушек и 6 юношей). Лишь 2 человека (1 девушка, 1 юноша - 3 %) выбрали как главное предпочтение при работе в сфере экономики после окончания вуза неукоснительное использование моральных норм при ведении бизнеса.

По вопросам, касающимся зрелости гражданской позиции, ценностей гуманизма и демократии 32 % студентов 1-2 курса (18 девушек и 3 юношей) ответили, что для собственного самоуважения и саморазвития им необходимо участие в социальных программах по защите интересов и помощи малоимущим, молодежи с трудной судьбой. Другие 48,5 % учащихся ответили, что для самоуважения и дальнейшего саморазвития они предпочитают работу, обеспечивающую их собственное социальное благополучие. Необходимыми для жизни личностными качествами 27 % студентов 1-2 курсов (11 девушек и 7 юношей) считают справедливость и патриотизм, другие 39 % студентов (20 девушек и 6 юношей) предпочитают такие личностные качества, как предприимчивость и смелость.

При решении профессиональных вопросов и вопросов, связанных с правовыми проблемами, проанкетированные студенты первого и второго курсов обучения продемонстрировали весьма поверхностное отношение к значению в будущей профессиональной деятельности основ права. Только 64 % опрошенных отметили, что предпринимательская деятельность должна быть основана на хорошем знании самим предпринимателем действующего законодательства, еще 17 % полагают, что достаточно иметь некоторое представление о действующем законодательстве,

Development of educaton

а 6 % опрошенных указали, что в изучении права будущими предпринимателями вовсе нет необходимости, поскольку ответы на любые правовые вопросы можно получить либо в Интернете, либо у профессионального адвоката.

На вопрос о том, какие отрасли права необходимо изучать будущим предпринимателям, 33 % опрошенных студентов отметили значимость гражданского права, еще 41 % студентов указали на важность права налогового, продемонстрировав таким подходом непонимание правовых особенностей предпринимательской деятельности и значимости указанных отраслей права с позиций заключения договоров, создания и прекращения юридических лиц, исполнения налоговых обязательств. Вместе с тем более половины опрошенных (57 %) указали, что хотели бы изучать уголовное право, а следовательно, их интересуют вопросы уголовной ответственности и наказания в аспекте будущей предпринимательской деятельности. Это вполне коррелирует со сделанным нами выводом о повышенной тревожности обучающихся первого и второго курсов, их неуверенности в собственных силах и страхе допустить ошибку в будущей предпринимательской деятельности.

Отметим также, что опрошенные студенты не проявили заинтересованности в необходимости изучения таких важнейших правовых аспектов предпринимательской деятельности, как основы налогообложения, основы таможенной деятельности, правовые основы деятельности юридических лиц.

Вопросы, касающиеся выбора способов оптимизации межличностных отношений для более успешной социальной адаптации и самореализации при учебе в высшем учебном заведении и в производственной среде, позволили установить, что большинство опрошенных студентов 1-2 курсов - 70 % (46 человек, из них 39 девушек и 7 юношей) не всегда оценивает свое поведение и поступки взвешенно и объективно. Отмечают, что их душевное состояние часто мешает преодолевать превратности судьбы: о себе часто думают негативными категориями, «зацикли-

ваются» на своих слабостях и проблемах, постоянно борются с собой, что только усугубляет саму острую ситуацию и отношения с людьми.

Для оптимизации межличностных отношений в коллективе, более успешной социальной адаптации 63,6 % студентов 1-2 курсов (34 девушки и 12 юношей) предпочитают не видеть свои слабые стороны, «идти напролом», если этого требует ситуация. Считают, что нужно просто повторять себе: у меня нет проблем, у меня «все о'кей». Такой подход к нормализации собственного душевного состояния специалисты считают не всегда эффективным, так как подобный придуманный мир и собственный образ, как правило, далеки от реальности. Это может быть причиной того, что способность твердо стоять на земле в один прекрасный момент может подвести, и очередная неприятность может привести к нервному срыву.

На втором этапе исследований проводился анализ уровня мировоззренческих взглядов и социальной позиции студентов 4-5 курсов направления «Экономика» после освоения дисциплин экономической, общегуманитарной, правовой и этическо-нравственной направленности. Проводилось анкетирование и психологическое тестирование 74 студентов (57 девушек и 17 юношей).

Проведенные исследования у студентов старших курсов выявили достоверно более низкий уровень тревожности и склонности к неврозам - у 6 девушек и 1 юноши (в сумме 10,6 % студентов) (р < 0,05). Данные учащиеся выбирают путь борьбы с трудностями: каждый может быть не в ладу с самим собой, но это вовсе не конец света, нужно иначе отнестись к ситуации: сконцентрироваться на том, что есть в себе сильного, теплого, хорошего и радостного, и очень скоро все изменится к лучшему, и в отношение к себе, и к окружающему миру.

На вопрос по успешному трудоустройству после окончания вуза лишь 8 % опрошенных старших курсов (4 девушки и 2 юношей) отвечали, что все хорошие места занимаются только по протекции, а 55 % (32 девушки и 9 юношей) считали, что хорошо устроиться

можно при наличии дополнительных квалификаций, таких как знание иностранных языков, компьютерные курсы.

Анализ ответов на вопросы, касающиеся ценностных моральных норм при работе в сфере экономики, выявил как главное предпочтение получение прибыли от своей предпринимательской деятельности - у 61 % (29 девушек и 16 юношей) студентов старших курсов. Самореализация и самоактуализация себя как личности считалась ценностной ориентацией у 40,5 % студентов (23 девушки и 7 юношей). На старших курсах уже 16,2 % человек (8 девушек и 4 юношей) выбрали как приоритетное предпочтение при работе в сфере экономики после окончания вуза неукоснительное использование моральных норм при ведении бизнеса.

При анализе ответов студентов 4-5 курсов на вопросы, касающиеся зрелости и активности гражданской позиции, не выявлено значимой разницы по сравнению со студентами начальных курсов. Примерно поровну для собственного самоуважения и саморазвития выбрали участие в социальных программах по защите интересов и помощи малоимущим 35 % студентов (18 девушек и 8 юношей) и работу, обеспечивающую их собственное социальное благополучие, выбрали 38 % учащихся (19 девушек и 9 юношей).

Однако среди студентов 4-5 курсов выявилась тенденция к выбору таких необходимых для жизни личностных качеств, как справедливость и патриотизм - 65 % (36 девушки и 11 юношей), и лишь 24 % (13 девушек и 5 юношей) предпочитают такие личностные качества, как предприимчивость и смелость.

Проанкетированные студенты старших курсов продемонстрировали сформировавшееся профессиональное отношение к роли права и правовых знаний в организации предпринимательской деятельности. В этой связи 74 % опрошенных отметили, что хорошее знание действующего законодательства необходимо предпринимателю, следовательно, большинство старшекурсников понимают, что для эффективной организации предпринимательской деятельности недоста-

Развитие образования

точно лишь некоторого представления о действующем законодательстве или интернет-источников.

Опрошенные студенты старших курсов продемонстрировали готовность к изучению налогового и гражданского права (90,5 и

65 % соответственно). Возрос интерес к административному праву, о чем сообщило

66 % опрошенных. Желание знать основы уголовного права выразило только 38 % студентов. Таким образом, по мере формирования профессиональных компетенций у обучающихся меняется отношение к правовым аспектам предпринимательской деятельности. Во-первых, укрепляется понимание роли правовых знаний как основы предпринимательской деятельности, и на этом фоне формируется желание изучать действующее законодательство, а во-вторых, появляется понимание значимости налогового, гражданского права и других цивилистических направлений.

Результаты сравнительного анализа результатов анкетирования студентов первых курсов и старшекурсников демонстрируют изменение мнения опрошенных о формах и методах преподавания основ права. Если студенты младших курсов весьма одобрительно высказались о деловых играх и тренингах (65 %), то среди старшекурсников полезной такую форму обучения считают только 54 % студентов. Вместе с тем подготовку докладов и (или) рефератов как полезную форму обучения отметили только 6 % студентов младших курсов (каждый 16 опрошенный). Среди старшекурсников полезными доклады и рефераты считают 23 % опрошенных (каждый четвертый). Мы полагаем, что это свидетельствует о формировании у студентов навыков самостоятельной работы и понимания ее роли для получения новых знаний. При этом обе возрастные группы студентов примерно в одинаковой степени высказались в пользу проведения традиционных семинарских (практических) занятий (37 % среди первокурсников и 38 % студентов старших курсов). Онлайн-обучение основам права назвали как наиболее подходящую форму только 7,7 и 4 % студентов соответственно.

Development of educaton

Анализ способов оптимизации межличностных отношений для более успешной социальной адаптации и самореализации у студентов старших курсов позволил установить, что большинство опрошенных - 65 % (48 человек, из них 40 девушек и 8 юношей)

- оценивают свое поведение и поступки вполне взвешенно и объективно, не «зацикливаются» на своих слабостях и ошибках, никогда не опускают рук и считают, что безвыходных ситуаций не бывает. Свою судьбу они держат в собственных руках, с полной уверенностью, что только от них зависит, как сложится жизнь.

Для оптимизации межличностных отношений в коллективе, более успешной социальной адаптации 81 % студентов старших курсов (49 девушки и 11 юношей) предпочитают основное внимание уделять человеческим взаимоотношениям, житейским проблемам и т.п. Для людей этого стиля характерно принятие нововведений, творческого подхода, новых возможностей, новых путей для улучшения взаимоотношений, решения производственных проблем. По мнению специалистов, совместное решение вопросов

Список литературы

1. Баликоева М.И., Рубаева В.П., Делиева Л.М. Воздействие факторов разного уровня на процесс формирования нравственно-ценностных приоритетов у студентов в современной поликультурной вузовской среде // Интерактивная наука. - 2016. - № 1.

- С. 49-51.

2. Дёмкина Е.В. Формирование будущего специалиста в условиях учебно-воспитательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 3 (103).

- C. 38-41.

3. Мишин Г.А. Социально-психологическая адаптация подростков в новых условиях обучения // Молодой ученый. - 2016. - № 1.1. - С. 15-18.

4. Ростовцева М.В. Формирование адаптивности, как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества.

- СПб.: Евразия, 2009. - № 5. - С.59-61.

общечеловеческих нужд и мотивов, работы в команде, проблем общения, «духа работы в команде», саморазвития, восприимчивости, сотрудничества всегда могут помочь в налаживании и улучшении межличностных отношений.

Таким образом, в результате сопоставления результатов исследования уровня мировоззренческих взглядов и социальной позиции студентов старших курсов направления «Экономики», после освоения дисциплин экономической, общегуманитарной, правовой и этическо-нравственной направленности выявилось достоверное снижение их уровня тревожности и возможности нервного срыва к окончанию вуза, определилась тенденция к появлению зрелой социальной позиции в области ценностно-мировоззренческой культуры и правовых отношений, что в дальнейшем позволит повысить уровень их гражданственности и патриотизма, способность достойно выполнять свой профессиональный долг, ответственно относиться к межличностным отношениям.

5. Пивоварова О.В. Формирование активной жизненной позиции у студентов в урочное и неурочное время // Актуальные задачи педагогики: материалы Международной научноу конференции (г. Чита, декабрь 2011г.) - Чита: Молодой ученый, 2011. - С. 190-192.

References

1. Balikoeva M.I., Rubaeva V.P., Delieva L.M. The influence of factors of different levels on the process of forming moral and value priorities among students in a modern multicultural university environment // Interactive Science. - 2016. - No. 1. - P. 49-51.

2. Demkina E.V. The formation of a future specialist in the educational process // Bulletin of the Adygea State University. - Series 3: Pedagogy and Psychology. - 2012. - No. 3 (103). - P. 38-41.

3. Mishin G.A. Socio-psychological adaptation of adolescents in the new learning

environment // Young scientist. - 2016. - No. 1.1. - P. 15-18.

4. Rostovtseva M.V. The formation of adaptability as a relationship between the individual and society in the process of socialization of students. - St. Petersburg: Eurasia, 2009. - No. 5. - P. 59-61.

Развитие образования

5. Pivovarova OV The formation of an active life position among students in the classroom and inopportune time // Actual problems of pedagogy: materials of the International Scientific Conference (Chita, December 2011) - Chita: Young Scientist, 2011. - P. 190-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.