Научная статья на тему 'Формирование социальной ответственности выпускников инженерных вузов'

Формирование социальной ответственности выпускников инженерных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ПРИНЦИПЫ CDIO ПОДХОДА / PRINCIPLES OF CDIO APPROACH / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / GAMING TECHNIQUES IN TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова В. С., Мертинс К. В.

В статье рассмотрено определение социальной ответственности, приведены условия, которые необходимо создать в вузе для формирования социальной ответственности студентов технических специальностей. Приведены результаты социально-психологического портрета студента Томского политехнического университета. Показаны игровые методики, способствующие формированию и развитию социальной ответственности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE GRADUATES OF ENGINEERING SCHOOLS

The article deals with the definition of social responsibility, conditions to be created at the university in order to form the social responsibility of technical students are given. The Tomsk Polytechnic University student psychological profile results are given. The game techniques to promote formation and student social responsibility development are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной ответственности выпускников инженерных вузов»

УДК 378.662.035

В.С. Иванова

канд. техн. наук, доцент, кафедра точного приборостроения, Институт неразрушающего контроля, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

К. В. Мертинс

начальник учебно-методического отдела, Институт неразрушающего контроля, ФГАОУ ВО «<Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ

Аннотация. В статье рассмотрено определение социальной ответственности, приведены условия, которые необходимо создать в вузе для формирования социальной ответственности студентов технических специальностей. Приведены результаты социально-психологического портрета студента Томского политехнического университета. Показаны игровые методики, способствующие формированию и развитию социальной ответственности студентов.

Ключевые слова: социальная ответственность, принципы CDIO подхода, игровые методы обучения.

V.S. Ivanova, National Research Tomsk Polytechnic University

K.V. Mertins, National Research Tomsk Polytechnic University

FORMATION OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE GRADUATES OF ENGINEERING SCHOOLS

Abstract. The article deals with the definition of social responsibility, conditions to be created at the university in order to form the social responsibility of technical students are given. The Tomsk Polytechnic University student psychological profile results are given. The game techniques to promote formation and student social responsibility development are shown.

Keywords: social responsibility, principles of CDIO approach, gaming techniques in training.

«гЧеловек тем более совершенен, чем более он полезен для широкого круга интересов общественных, государственных и всего человечества».

Д. И. Менделеев

Существенные изменения, произошедшие в последние десятилетия в жизни российского общества, в его ценностно-целевых ориентирах, ориентация концепции российского образования на подготовку высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных на рынке труда, свободно владеющих знаниями, умениями в своей профессии и смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию, определяют новые требования к выпускникам вузов, смещая акценты в процессе воспитания на развитие самостоятельности, социальной ответственности, мобильности и компетентности выпускников [1].

Наблюдается значительный рост требований потенциального работодателя к будущему специалисту, которые заключаются не только в овладении ключевыми профессиональными компетенциями, но и в наличии у выпускника ответственности, которая определяется как способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе или коллективе нормам, сопричастности к общему делу [2]. Все вышеперечисленное обусловливает актуальность проблемы формирования социальной ответственности.

Социальная ответственность - сложная собирательная нравственно-правовая, философская и этико-психологическая категория. Значение социальной ответственности заключается в том, что она призвана дисциплинировать членов общества, побуждать их к позитивному,

сознательному, полезному поведению. Задача состоит в том, чтобы всемерно развивать чувство личной ответственности у каждого гражданина за свое поведение и за все происходящее в стране - на любой должности и в любой профессии. Социально ответственное поведение предполагает выполнение и осознание человеком требований, предъявляемых к нему обществом, государством, окружающими. В противном случае наступает ответная реакция той среды, в которой действует индивид [3].

С первого дня пребывания в стенах Национального исследовательского Томского политехнического университета (ТПУ) студент погружается в образовательную среду, которая способствует проявлению активной жизненной позиции в различных сферах деятельности. В данный процесс вовлечены кураторы-академические консультанты, тьюторы общежитий, администрация университета и институтов, преподаватели, студенческое самоуправление.

В Положении о кураторской деятельности ТПУ продекларирована цель обеспечения условий для успешной академической и социальной деятельности студентов, формирования их личностного роста и профессионального развития. Данная цель, в первую очередь, достигается с помощью «Программы социокультурной и академической адаптации», в которой прописаны все виды мероприятий для первокурсников, кураторов и других участников образовательного процесса. В студенческих общежитиях формированием социальной ответственности студентов занимаются тьюторы, создавая условия для всестороннего развития, формирования атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и ответственности, мотивации к здоровому образу жизни, студенческого самоуправления, что является неотъемлемой частью любой образовательной программы (ООП).

Обобщенный социально-психологический портрет студентов ТПУ, составленный на основании социологического исследования, проведенного среди студентов, позволяет выделить триумвират наиболее значимых жизненных ценностей для нынешних студентов ТПУ: семья (61,7%), хорошее здоровье (61,4%), интересная работа (60,6%). Всего в опросе приняло участие 1850 студентов всех институтов и направлений подготовки ТПУ, из них 1128 на момент опроса являлись студентами младших курсов (1-2 курсы), 722 - старшекурсниками (3-4 курсы), 56,8% опрошенных - мужского пола, 43,2% - женского; 63,0% респондентов на момент опроса проживали в общежитии.

Метод исследования - оп-Ипе анкетирование. В ходе опроса студентам предлагалось ответить на 44 вопроса, например: «Укажите наиболее значимые для Вас жизненные ценности» -со следующими вариантами ответов (необходимо было выбрать от одного до четырех вариантов):

I. Успешная карьера; 2. Материальное благополучие; 3. Хорошее здоровье; 4. Получение образования, новых знаний; 5. Любовь; 6. Общение с друзьями, интересными людьми; 7. Брак, семья, дети; 8. Интересная работа; 9. Отдых, развлечения; 10. Признание в обществе, престиж;

II. Творческая деятельность; 12. Независимость от семьи, самостоятельность.

По результатам ответов весьма немаловажными и равнозначными ценностями для респондентов являются материальное благополучие и успешная карьера (по 49,5%). Сопоставление полученных данных с ценностными позициями студентов-политехников, выявленных в ходе аналогичного опроса 2008 г., показывает наличие ряда изменений в структуре жизненных приоритетов: наблюдается незначительное снижение важности таких ценностей, как любовь и общение с друзьями. При этом заметно возросла значимость брака, семьи и интересной работы, что, на наш взгляд, позволяет судить о повышении уровня подготовленности студентов к профессиональной деятельности и личной жизни студентов.

Респондентам также предлагалось ответить на вопрос: «Что, в первую очередь, должна включать в себя воспитательная работа со студентами?». Необходимо было выбрать не более 3-х вариантов: 1. Гражданско-патриотическое воспитание; 2. Педагогическая поддержка в новых условиях обучения и проживания; 3. Выявление индивидуальных воз-

можностей и потребностей каждого студента; 4. Психологическая помощь в сложной жизненной ситуации; 5. Профилактика отклоняющегося поведения; 6. Формирование мотивации к регулярным занятиям спортом; 7. Формирование у студентов позитивного отношения к здоровому образу жизни; 8. Организация культурно-массовых мероприятий и досуга студентов; 9. Воспитание нравственно-эстетических чувств; 10. Помощь в развитии студенческого самоуправления.

Полученные данные демонстрируют, что, по мнению опрошенных политехников, основой воспитательной работы в университете, прежде всего, должен быть индивидуальный подход к каждому студенту (54,2%). Кроме этого, исследование выявило средний уровень важности и равнозначность таких направлений воспитательной работы, как обеспечение психологической помощи (36,3%), оказание педагогической поддержки в новых условиях обучения и проживания (32,9%), формирование у студентов позитивного отношения к здоровому образу жизни (32,5%), организация культурно-массовых мероприятий и досуга студентов (32,1%) и воспитание нравственно-эстетических чувств (30,9%).

Кроме того, как показали результаты исследования, позиция студентов-политехников по вопросу: «Ощущаете ли Вы уверенность в завтрашнем дне?» - вполне оптимистична: в отношении к будущему абсолютно уверенно чувствуют себя четверть всех респондентов (27,3%). Половина всех опрошенных скорее склонны признать собственную уверенность в завтрашнем дне (52,3%), и лишь единицы настроены пессимистично (3,6%). Полученная картина, на наш взгляд, позволяет характеризовать социальное самочувствие студентов как вполне хорошее [4].

Таким образом, можно сказать о том, что в структуре ценностных ориентаций молодежи наблюдается сочетание традиционных базовых ценностей российского общества с прагматичной нацеленностью на достижение успеха (формирование позитивного образа будущего).

В ходе исследования было установлено, что среди приоритетных личностных характеристик в студенческой группе доминирующую позицию занимает качество, связанное с гуманным отношением к другим людям, готовность прийти на помощь, что вновь указывает на устойчивые морально-нравственные ориентиры при значимости личных достижений в учёбе. Это подтверждает нацеленность студентов на успешную карьеру в будущем.

Активность в обучении позволяет быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности и позитивное отношение к действительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие, вызывает потребность не только в решении задач, но и применении полученных знаний на практике при условии формирования общекультурных компетенций в рамках корпоративной культуры, базирующейся на общечеловеческих принципах и морали, многолетних традициях, атмосфере доверия, которая повышает ценностную составляющую (тягу к науке, творчеству, развитие партнерства и меж-дисциплинарности, коммуникации и открытости, межкультурность и ориентацию на лучшие практики во всех видах деятельности университета).

Такие условия зависят не только от уровня школьной подготовки и общей образованности обучающихся, от требований ФГОС ВО (ФГОС 3+), собственных стандартов вузов и международных стандартов, но и от ожиданий работодателей, а также портфеля социальных проектов, которые можно выполнять в процессе обучения.

В ТПУ ООП реализуются в соответствии с принципами СРЮ подхода. Стандарты: 2 - «Результаты обучения СР10», 3 - «Интегрированный учебный план», 5 - «Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности» и Стандарт 7 - «Интегрированное обучение» - обязывают подбирать такие методики и методы проведения занятий, которые бы не только давали знания в определенных областях, но развивали социальную ответственность [5]. При проектировании программ бакалавриата, магистратуры или специалиста вуз включает профессиональные или профессионально-прикладные, а также общекультурные и общепрофессиональные компетенции.

Так, например, требованием к результатам освоения программы магистратуры 12.04.01 «Приборостроение» является готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести ответственность за принятые решения и наличие способности анализировать и адекватно оценивать собственную и чужую деятельность, способность адаптироваться к новым ситуациям, разбираться в социальных проблемах, связанных с профессией [6].

Игровые методы обучения (учебно-ролевые игры, кейс-технологии, проектная деятельность, обсуждения в виде направленных дискуссий и т.д.) [7] в процессе формирования компетенций выпускников ООП, как правило, обеспечивают повышенную степень мотивации и творческий подход к решению задач, а также взаимовлияние и коммуникации обучающихся, обязательный обмен опытом и коллективную ответственность.

В учебно-ролевой игре разработанный прибор обязательно проверяется на экологическую безопасность, а также оценивается экономическая эффективность (потребительский спрос, полученная выгода).

Кейс-метод позволяет приблизить профессиональную деятельность к учебной ситуации, а также проанализировать технологию принятия решений в неопределенной ситуации (в т.ч. на основе группового анализа), применение различных подходов к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата.

В отличие от кейс-стади, в направляемой (структурированной) дискуссии как учебном споре-диалоге выбирается эксперт-оценщик, в основном, преподаватель, который ведет обсуждение в определенном направлении. Подводя итоги такого диалога, необходимо подчеркнуть его роль и обсудить результаты дискуссии.

Пример организации структурированного учебного спора-диалога: в качестве иллюстрации приведем пример по теме «Использование инспекционных досмотровых комплексов на таможне».

В начале работы преподаватель делит группу на пары. Каждая пара должна подготовить сообщение на предложенную тему. Одной из двух входящих в малую группу пар задается установка на такую позицию, в соответствии с которой она будет отстаивать усиление административного законодательства, а другой - противоположную позицию, т.е. ослабление. В начале занятия каждая пара получает учебные материалы, содержание которых поддерживает заданные им точки зрения. Преподаватель советует, как лучше спланировать изложение своей точки зрения, представить ее аргументацию, чтобы убедить оппонентов.

Во время второго часа занятия обе пары докладывают и отстаивают свои позиции, оспаривают доводы, а затем обсуждение продолжается с целью аргументации в пользу точки зрения своих оппонентов. После обсуждения объединяются все имеющиеся сведения и выдвигаются суждения с обеих из намеченных ранее позиций, готовится текст сообщения на заданную тему. Каждый из студентов выполняет индивидуальные задания, проверяя свои знания на основе содержащихся в учебных материалах заданий для самопроверки.

На протяжении всего обсуждения обучающийся проходит путь от ознакомления с фактами до выработки обоснованных суждений. Сюда входят также анализ, критическая оценка и отбор информации, построение индуктивных и дедуктивных умозаключений, синтез, интеграция имеющихся сведений, выработка фактических и оценочных заключений и, наконец, общая точка зрения, вызывающая согласие всех сторон. Отталкиваясь от первоначальных представлений, обучающийся сталкивается с иной, отличной от своей, точкой зрения, и вынужден пересмотреть справедливость своей позиции. Возникает своеобразный концептуальный конфликт. Чтобы разрешить неопределенность, обучающийся ищет новые сведения и данные, приходя к более глубокому осмыслению явлений, стремясь понять точку зрения оппонента, его ход рассуждений. Требуемое в модели учебного спора-диалога представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить ее самому. А попытки понять иную точку зрения ведут к пересмотру и обогащению своей позиции, так как они связаны с освоением новых, поступающих от

оппонента сведений и аргументов с использованием сложных мыслительных операций.

По замыслу, учебный спор-диалог должен длиться до тех пор, пока расхождение мнений не удастся преодолеть, с выработкой общего взгляда на проблему и достижением соглашения. Длительную активную включенность обучающихся в самообразовательную по своему характеру работу можно считать одним из важнейших результатов и показателей успешности обучения [8].

Таким образом, для успешного формирования социальной ответственности студент должен оказаться в благоприятной образовательной среде, которая способна не только дать знания, сформировать навыки и умения в определенной сфере дальнейшей профессиональной деятельности, но и пробудить личностную активность. Тем самым вуз обеспечивает воспитание компетентного, гармонично развитого, социального ответственного специалиста, в подготовке которого принимают участие не только все преподаватели и структуры вуза, но и будущие работодатели, а также студенческое самоуправление, так как в экономической системе рыночного типа, в которой развивается российское общество, существует потребность в людях, действующих и осуществляющих планирование самостоятельно и ответственно.

Список литературы:

1. Гладышева И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Кострома, 2006. - 227 с. РГБ ОД, 61:06-13/2644

2. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - М., 2006.

3. Дьяченко М.И., Кандыбович, Л.А. Краткий психологический словарь: личность, самообразование, профессия. - Минск: Хэлтен, 1998.

4. Социально-психологический портрет студентов ТПУ - 2012: информ.-аналит. записка по результатам социол. исслед. / Нац. Исслед. Том. политехн. ун-т. - Томск: Изд-во Том. поли-техн. ун-та, 2013. - 60 с.

5. Всемирная инициатива СР10. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной; Том. политехн. ун-т. -Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2011.

6. Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 № 1408 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 12.04.01 Приборостроение (уровень магистратуры)».

7. Педагогические технологии активизации обучения в высшей школе: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, Л.А. Сивицкая; Нац. исслед. Том. политехн. ун-т. - 3-е изд. - Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2010. - 191 с.

8. Иванова В.С., Мертинс К.В. Активные методы обучения в дисциплине «Профессиональная подготовка на английском языке» как важная составляющая СР10 подхода (на примере подготовки выпускников по направлению 12.03.01 «Приборостроение») // Инженерное образование. - 2014. - № 16. - С. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.