Научная статья на тему 'Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе'

Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ / SOCIAL COMPETENCE / LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новикова Анжелика Ахметовна

Рассматривается вопрос, связанный с необходимостью формирования социальной компетентности студентов, анализируются результаты исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The question related to the need to develop social competence of students, analyzes the results of the study.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетентности студентов в высшей школе»

УДК 316.74:37

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

FORMATION OF STUDENTS SOCIAL COMPETENCE IN THE HIGHER EDUCATION INSTITUTION

А. А. Новикова

A. A. Novikova

Ключевые слова: социальная компетентность, уровень сформированности социальной компетентности студентов Key words: social competence, level of development of the social competence of students

Рассматривается вопрос, связанный с необходимостью формирования социальной компетентности студентов, анализируются результаты исследования.

The question related to the need to develop social competence of students, analyzes the results of the

study.

В современных условиях нелинейной трансформации российского общества на фоне происходящих сложных социальных процессов перспективы развития личности приобретают особое значение. На снижение уровня социальной компетентности современной молодежи сегодня указывают руководители промышленных, производственных структур и образовательные институты. Имеется проблема адаптации личности студента-выпускника в социуме.

Как известно, в вузе осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные приемы деятельности, межличностное общение и поведение, происходит непосредственное включение в определенные общественные отношения. Представляется, что задача современной высшей школы заключается в акцентуализации не только профессионального становления будущего специалиста. но и актуализации развития социально-значимых компетенций студента.

Еще в 1996 г. в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор. бывший председатель комиссии по образованию ЮНЕСКО, сформулировал «четыре столпа», на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить и определил основные глобальные компетентности [1] Согласно Жаку Делору, одна из них гласит — научиться делать, с тем. чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает ВОЗМОЖНОСТЬ справляться с различными многочисленными ситуациями И работать в Группе.

На необходимость формирования социальных компетентностей на западе обратили внимание еще в 1970-1980-х гг. с целью научить обучающихся самовыражаться, думать, искать, анализировать, сотрудничать (Н. Хомский, Р Уайт. Дж. Равен).

В зарубежных глоссариях под социальной компетентностью понимается, как правило, приобретенная способность, включающая собственно компетентность и социальные навыки, применяемые в интеракции, то есть знание и владение социальными суждениями, эмпатией и сценариями коммуникации между людьми.

Наиболее системным и обобщенным определением социальной компетентности, которое часто цитируют в англоязычной литературе, является определение М. Е. Рог<1, который рассматривал ее как «способность достижения социально значимых целей в конкретном культурном контексте с использованием допустимых средств, в первую очередь, для решения стоящих на данный момент задач развития» [2]

В 1990-х гг. Б. Оскарсон, приводя список базовых навыков (компетентностей), к ключевым отнес: способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки [3].

Р. Сельман определяет социальную компетентность как социальный успех, ориентацию на сотрудничество [4], Роуз Краснор — как способность достигать желаемых результатов, умение выбирать социальные ориентиры и действовать адаптивно, поддерживая при этом позитивные отношения с другими [5]; Р Ульрих и М. Р Ульрих социальную компетентность соотносят с характеристиками человека, которые ПОЗВОЛЯЮТ ему Принимать решения относительно себя самого, Правильно понимая ожидания и требования других [6]; Дж. Спивак, М. Шур, Д. Харрис понимают социальную компетентность как систему знаний о социальной действительности, систему социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях [7].

Мнение практиков, профессионалов существенно дополняют понимание структуры социальной компетентности, однако, авторы часто выделяют только её коммуникационную направленность, что. на наш взгляд, значительно сужает понимание ее сущности. Например, Клаус Кобьелл по степени сложности различает следующие типы социальной компетентности: выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания, восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе, открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими; сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других, формирование: способность адаптироваться. налаживать контакты, находить свое место в группе, высказывать критику адекватно ситуации, последовательность в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы: идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные ВОЗМОЖНОСТИ и границы [8].

Р. Бундерер, П. Дик обосновывают, что при организационном развитии необходима целенаправленная ориентация на стимулирование социальной компетенции на уровне индивида (с помощью обучения И инструктажа в области коммуникации), на уровне команды (путем обучения в области становления команд, «кружков качества»), на уровне организации и отдельных организационных подразделений (посредством частично автономной групповой работы). При целенаправленной

ориентации, систематическом согласовании отдельных элементов и их надлежащей реализации организационное развитие дает хорошие шансы на глубокие изменения в социальной компетенции на предприятии [9]

Даже краткий обзор в ракурсе исследования проблематики показывает, что единого принятого определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта:

• способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается.

• эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; умение достигать поставленных социальных целей в специфических условиях с использованием соответствующих средств,

• способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами для достижения высоких результатов,

• способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя знания и опыт других людей и т.д.

Среди отечественных авторов, внесших значительный вклад в разработку проблем компетентности, необходимо назвать В. И. Байденко, Л. А Петровскую, А. К Маркову, И А. Зимнюю Все авторы акцентируют внимание на современной потребности формирования социальной компетентности обучающихся.

Ю Г. Татур относит к категории социальной компетенции аутопсихологическую компетентность, готовность к критической самооценке, постоянному повышению квалификации [10]. По мнению И. Г. Захаровой, социальная компетентность — это свойство личности, возникающее в результате профессиональной подготовки выпускника, при котором уровень его подготовленности к жизни и деятельности в обществе, знания, умения, навыки освоения социальных норм и ценностных ориентиров позволяют прогнозировать и продуктивно взаимодействовать с профессиональной и социальной средой [11].

По мнению Г. П Масягиной, социальная компетенция определяется качеством личности, сформированным в процессе ее социализации, представляет определенный уровень интегрированных знаний, опыта деятельности человека обеспечивающих эффективное выполнение заданных социальных ролей, определяет направленность личности и ее готовность к эффективному взаимодействию со средой. Это социально обусловленное обобщенное качественное новообразование личности, способствующее успешному выполнению ею социальных ролей, характерных для эффективной жизнедеятельности в условиях данного общества социума [12].

На основании анализа сущностных компонентов представляется возможным определить социальную компетентность как интегрированную категорию, включающую: совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально-значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности.

Особенностью социальной компетентности является «включенность» во все сферы общественного взаимодействия социально активной личности и «имманентность», присущие внутренней организации личности.

Поскольку социальная компетентность представляет сложную комплексную систему компетентностей, представляется возможным выделять основные компетентности, овладение которыми позволяют личности успешно взаимодействовать, позиционировать и реализовывать себя в социуме: 1) политическую и социально-экономическую компетентность; 2) поликультурную компетентность; 3) социально-коммуникативную компетентность; 4) информационно-инструментальную; 5) индивидуально-личностную компетентность.

В ракурсе исследования проблемы формирования социальной компетентности студентов, автором проведены исследования: I) в сентябре-октябре 2011 г. — целевое анкетирование для апробации созданной автором «шкалы определения уровня социальной компетентности» студентов; применяя метод целевой выборки, опрошено 60 студентов (20 респондентов ТюмГНГУ. 20 — ТГУ. 20 — ТГСПА); II) в октябре 2011 г. — экспертный опрос. В качестве экспертов опрошено 50 представителей руководящего состава промышленных, производственных, образовательных структур Тюменской области в городах: Югорске, Тюмени, Тобольске. Надыме. Ямбурге, Ноябрьске для выявления компетентного мнения, удовлетворенности качеством профессиональной подготовки, сформированными социальными компетентностями и личностными качествами выпускников вузов; получения рекомен-

даций, связанных с повышением эффективности формирования профессиональной и социальной компетентности специалистов вузов региона.

В рамках первого исследования в блоке политической и социально-экономической компетентности оценивались следующие компетенции: «социальная активность; понимание политического, социально-экономического развития». В блоке поликультур ной компетентности: «взаимодействие с представителями других культур, принятие и интерес к культуре людей близкого окружения», в оценке социально-коммуникативной компетентности: «умение работать в команде, уровень самоконтроля, стрессоустойчивости; умение правильно реагировать на критику; коммуникативная компетенция (умение правильно выражать мысли, деловая переписка)». В информационно-инструментальном блоке: «информационно-инструментальные умения (способность адекватно воспринимать и анализировать информацию, умение применять современные информационные технологии в работе)» Индивидуально-личностная компетентность оценивалась на основе выявления уровня развитости следующих компетенций: «мотивация достижения; уверенность в своих силах, действиях; умение принимать решения; креативность, творчество, потребность личностного роста, в самообразовании, саморазвитии, личностные качества, приверженность здоровому образу жизни».

На основании шкал Е. Долла и методов «Ассессмент-центра», автором разработана анкета, шкала оценки уровня социальной компетентности студентов (таблица). Уровень сформированное™ социальной компетентности оценивался согласно результатам положительного выбора из предложенных вариантов ответа: «всегда», «иногда», «никогда».

Оценка и определение уровня социальной компетентности

Варианты ответов Количество избраний баллы Уровень сформированное™ социальной компетентности

Всегда 26-35 (включая 4 вопрос № ответа -1) Социальная компетентность сформирована достаточно хорошо — «высокий»

Всегда 16-22 Социальная компетентность сформирована средне — «средний»

Всегда Ниже 16 Социальная компетентность сформирована недостаточно — «низкий»

Результаты исследования продемонстрировали следующее распределение социальных компетенций по уровням (рис.1).

Анализ результатов исследования показал, что социально-коммуникативная компетентность: («умение работать в команде» — у 36% студентов сформировано данное умение; «уровень самоконтроля, стрессоустойчивости» — у 45% респондентов-студентов выявился высокий уровень, «коммуникативная компетенция» — у 76% опрошенных) — сформирована «средне».

Индивидуально-личностная компетентность сформирована также на «среднем» уровне: 45% опрошенных студентов демонстрируют уверенность в своих силах, возможностях. Компетенция «умение принимать решения» — развито средне — 58% способны принимать решения, согласно здравому смыслу и позиции «не навреди». Показатели результатов «креативной, творческой компетенции» — 36% говорят о недостаточном уровне сформированное™ данной компетенции.

Потребность в личностном росте, самообразовании, саморазвитии сформирована недостаточно: постоянно повышают свой профессиональный уровень — 20% респондентов, читают интересующую литературу, повышают культурный уровень, энциклопедические знания — 23,3% опрошенных студентов. проявляют интерес к непрофессиональным видам деятельности — 38,3%.

В оценке личностных качеств респондентов можно выделить, что такие качества, как мотивация на успех и доброжелательность выражены достаточно высоко — 85%. К среднему уровню сформированное™ отнесены: духовность, культура, гуманность — 48,3%, самообладание,

толерантность — (46,6%). Остальные качества выражены недостаточно: приверженность

здоровому образу жизни продемонстрировали 41.7% опрошенных, творческое воображение — 35%, образованность, трудолюбие, работоспособность — 35%.

Уровень социальной активности в определении политической и социально-экономической компетентности охарактеризован как «слабо выраженный» — «недостаточный»: большая часть респондентов — «иногда» 38% или «никогда» 32% следят за политической и международной обстановкой, выражают активную гражданскую позицию, отслеживают события в стране, включая правовые и другие новшества, разбираются в происходящих социальных и экономических процессах (рисунок).

Рисунок. Уровни социальных компетенций студентов

Информационно-инструментальная компетентность сформирована достаточно высоко: 100% опрошенных респондентов способны адекватно анализировать и воспринимать информацию, 78,3% — всегда применяют современные информационные технологии в своей работе.

Поликультурная компетентность сформирована достаточно высоко: 78,4% опрошенных респондентов не испытывают нетерпимости к представителям других национальностей. 85% принимают культуру людей группы общения. Согласно шкале определения уровня сформированное™ социальной компетентности, респонденты-студенты имеют оценку 17 баллов, что соответствует «среднему

уровню» сформированное™ социальной компетентности, граничащей с низким порогом значений — 16 баллов.

На основании анализа исследования удовлетворенности экспертов-работодателей качеством подготовки специалистов, выпускающихся вузами Тюменской области, выявлено, что 100% опрошенных экспертов интересуются вузом, который окончил молодой специалист. Профессиональная подготовка молодых специалистов, окончивших вузы нашего региона, удовлетворяют полностью только 20% экспертов, 58% удовлетворяет частично и 22 % не удовлетворяют.

Вместе с формированием профессионализма, эксперты акцентируют внимание на необходимость развития социальных, личностных качеств студентов — будущих выпускников вуза, включая образованность, культурность, трудолюбие, активность, творческое мышление и т.д.

Большинство экспертов считают, что поликультурная (30% оценивают «достаточно высоко», 54% — «средне») и инструментально-информационная компетентности (36% оценивают «высоко» и 54% — «средне») сформированы в достаточной степени. В то время, как социально-коммуникативная (46% оценивают «средне». 44% — «недостаточно») и политическая, социально-экономическая компетентности (52% оценивают «средне» и 36% — «недостаточно») сформированы в недостаточной степени. Индивидуально-личностная компетентность, по мнению большинства экспертов, сформирована «средне» (58% удовлетворены уровнем сформированное™ данной компетентности).

Очевидна ситуация частичной удовлетворенности экспертов-работодателей качеством подготовки (профессиональной, социально-личностной) молодых специалистов вузами нашего региона.

Анализ результатов подводит автора исследования к выводу о необходимости внедрения инновационных методов, социальных техник в образовательном пространстве вузов нашего региона, способствующих формированию профессиональных знаний и развитию социальных умений, навыков студентов, что обеспечивает успешность жизнедеятельности личности в социуме.

Список литературы

1. Делор Ж. Образование: сокрытое сокровище. UNESCO, 1996.

2. Ford М. Цит. по: Allen et al., 1989. - P. 458.

З.Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: Доклад 5 / Под общ. ред.

В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ - М., 2001.

4 Selman R. L The growth in interpersonal understanding. -N.Y.: Askad. Press, 1980

5. Rose-Krasnor L. // Social Development, 1997 V 6. №1 P. 111-129.

6. Ulnch R, Ulnch de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer Störungen Das Assertiveness-Trainings-Programme ATP. München: Pfeiffer, 1980. - P. 170-186.

7. Spivac G. & Shure M. B. The cognition of social adjustment: Lite [personal cognitive problem-thinking hi: В. B. Lahey & A E. Kazdin, (Eds.) Advanced in clinical child psychology. New York: Plenum, vol. 5. 1982.

8. Кобьелл K., P Бергер Как стать лучше? Tune: новый путь привлечения и удержания клиента / К Кобьелл, Р Бергер - М : Альпина Бизнес Букс, 2005. - 185с

9. Вундерер Р , Дик П Ключевая роль социальной компетентности в концепции сопредприни-

мательства // Проблемы теории и практики управления. 2003. №5. [Электронный ресурс]. URL: ttp://vi ctimolog.ru/index.php/artic les/ 109-klvuchevaya-rol-cotsialnoj-kompet. (дата обращения

22.09.2011).

10. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. -№3. - С.20-26.

11 .Захарова И. Г. Формирование социальной компетенции будущих инженеров: автор, дис.... канд. пед.наук / И. Г. Захарова. Саратов, 2010. - 26 с.

12. Масягина Г. П. Формирование социальной компетенции будущих педагогов: автореф. дис... уч. степ. канд. пед. наук - Астрахань, 2008. - 24 с.

Сведения об авторе

Новикова Анжелика Ахметовна, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Тобольский индустриальный институт, г. Тобольск, тел.: 8(3456) 255920. e-mail: Lika-malah@mail.nt

Novikova A. A.. senior lecturer of the Chair of Humanities. Tobolsk Industrial Institute, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3456)255920. e-mail: Lika-malah%mailru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.