Научная статья на тему 'Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе средствами физической культуры и спорта'

Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / SOCIAL ACTIVITY / PHYSICAL CULTURE / SPORTS ACTIVITIES / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кунгурова Дарья Сергеевна, Нагайцева Ирина Федоровна

Деятельность студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе (профессиональная, спортивная, общественная) является реальным проявлением их социальной активности и определяет меру их участия в общественной жизни. Совокупность видов деятельности, направленных на всестороннее развитие личности студента, является средством формирования его социальной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кунгурова Дарья Сергеевна, Нагайцева Ирина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The activity of students with disabilities in the pedagogical University (professional, sports, social) is a real manifestation of their social activity and determines the extent of their participation in public life. The set of activities aimed at the comprehensive development of the student's personality is a means of forming his social activity

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе средствами физической культуры и спорта»

УДК 378.22

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Кунгурова Дарья Сергеевна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Kungurova Daria Sergeevna

student

Volgograd state social-pedagogical University

Volgograd, Russia

Нагайцева Ирина Федоровна

к. пед. н, доцент кафедра физической культуры/ Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna candidate of pedagogics, associate professor department of physical education Volgograd state social-pedagogical University.

Volgograd, Russia

Аннотация. Деятельность студентов с ограниченные/ми возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе (профессиональная, спортивная, общественная) является реальны/м проявлением их социальной активности и определяет меру их участия в общественной жизни. Совокупность видов деятельности, направленных на всестороннее развитие личности студента, является средством формирования его социальной активности.

Abstract. The activity of students with disabilities in the pedagogical University (professional, sports, social) is a real manifestation of their social activity and determines the extent of their participation in public life. The set of activities aimed at the comprehensive development of the student's personality is a means of forming his social activity

Ключевые слова: социальная активность, физическая культура, спортивная деятельность, здоровье.

Keywords: social activity, physical culture, sports activities, health.

Возросшее внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) за последние десятилетия в России трудно не отметить. Государство ратифицировало Конвенцию о правах инвалидов. В связи с этим 1 января 2018 года вступили в силу поправки в федеральный закон,

34/108

устанавливающие доступность для инвалидов различных объектов и услуг [5]. Но проблемам социализации и адаптации детей с ОВЗ по-прежнему уделялось недостаточно внимания. В первую очередь это оставалось проблемой семьи и лишь недавно были предприняты попытки на государственном уровне изменить ситуацию. Это передовая система обучения - инклюзивное образование. Основным принципом при таком типе образования является принцип вовлечения учащихся, как в учебный процесс, так и в культурную и общественную жизнь образовательного учреждения. А так же организациями высшего образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [6].

При правильной организации образовательного процесса студент с ОВЗ будет стремиться к практическому участию в социально-значимой деятельности ВУЗа. А сама система высшего педагогического образования способна создать условия для успешной самореализации в профессионально-трудовой и социально значимой деятельности будущего специалиста, формируя вместе с тем его социальную активность.

Социальную активность различные авторы понимают как меру участия в общественно-трудовой жизни [4], либо как неравнодушие ко всему, что происходит вокруг, заинтересованность событиями [2], а деятельность выступает как способ существования социального субъекта и является реальным проявлением его социальной активности [3]. В педагогическом словаре социальная активность - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении [1].

В формировании социальной активности у студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе значительную роль играют профессорско-преподавательский коллектив, студенческий коллектив, центры, осуществляющие культурно-досуговую, воспитательную деятельность, спортивные клубы по организации здорового образа жизни и другие структурные подразделения, осуществляющие координацию воспитательной деятельности университета (развитие студенческого самоуправления, поддержка общественных организаций и объединений студентов, а так же координация волонтёрского движения в университете). Таким образом, в Волгоградском Государственном Социально Педагогическом Университете проводятся различные мероприятия для студентов с ОВЗ, а также им обеспечивается разного рода досуг. В сентябре 2018 года факультет социальной и коррекционной педагогики совместно с кафедрой физической культуры являлись организаторами спартакиады, где, участниками соревнований стали студенты с ограниченными возможностями здоровья. Для студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован специальными вспомогательными механизмами бассейн университета, находящийся на территории ВУЗа, в бассейне оказываются оздоровительные и реабилитационно-восстановительные услуги.

Сам же студент может выступать как объектом в процессе формирования социальной активности, так и субъектом - источником влияниям на других.

Развитие происходит при условии наличия совокупности взаимосвязанных, разнообразных видов деятельности и в результате собственных целенаправленных усилий, связанных с самопознанием, самоопределением, и саморегуляцией.

Деятельность всех подразделений педагогического ВУЗа должна иметь направленность на социализацию студентов с ОВЗ, социально-педагогическую реабилитацию и нацеленность на изменение самой личности, выступающей объектом социально-педагогического воздействия, а также ее качественного параметра - социальной активности.

В процесс формирования социальной активности студентов мы выделили 4 этапа: диагностический этап связан с исходной диагностикой уровня сформированности социальной активности студентов, с выявлением их социальных потребностей, интересов; подготовительный этап заключается в определении основных видов учебной и внеучебной деятельности и мероприятий с учетом конкретных личностных возможностей студентов с ОВЗ; на содержательно-деятельностном этапе осуществляется последовательная реализация социального воздействия конкретными исполнителями в назначенное время и сроки; на рефлексивном этапе фиксируются изменения, произошедшие в уровне социальной активности студентов, осуществляется оценка результативности процесса формирования социальной активности.

Важным аспектом социальной активности является участие студентов с ОВЗ в общественной жизни ВУЗа: традиционные внеучебные мероприятия (выездные мероприятия, туристические слеты, посещение театров и др.); участие в спортивных и патриотических мероприятиях; привлечение студентов с ОВЗ к судейству в спортивных соревнованиях; занятие организационной и психолого-педагогической работой; участие в волонтерском, вожатском движениях. Вовлечение студентов в многофункциональную социально-ориентированную деятельность позволяет каждому студенту ощутить себя субъектом социальных отношений и наряду с этим способствует личностному развитию будущего специалиста, формированию его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию, реабилитацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.

Формирование социальной активности у студентов с ограниченными возможностями здоровья, усвоения ими социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений педагогического ВУЗа требует от образовательного учреждения определенных дополнительных мер, средств и усилий. Результативность этих мер будет более эффективной при высокой и удовлетворительной степени сформированности социальной активности и учете закономерностей, задач, сущности процесса социально-педагогической реабилитации студентов с ОВЗ.

Существуют эффективные пути компенсации дефекта при работе со студентами, имеющими инвалидность, одним из которых является деятельность, осуществляемая в рамках общего реабилитационного процесса и направленная на раскрытие и реализацию творческого потенциала студентов, формирование их как личности, способной адаптироваться в условиях изменяющейся социальной среды. Компенсация дефекта в такой ситуации становится как бы побочным результатом, происходит стихийно и незаметно для него.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование социальной активности личности студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом ВУЗе - это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на развитие способности личности самостоятельно усваивать социальный опыт, активно его использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы и по мере накопления и совершенствования индивидуального опыта позитивно влиять на него, изменять и обогащать.

Литература

1. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М, 2002. С. 308

2. Жилина Л. Н, Фролова Н. Т Проблемы потребления и воспитание личности. М, Мысль, 1969.174 с.

3. Коган В. З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1991. 320 с.

4. Ковалев А. Г Психология личности : учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1970. 391 с.

5. О социальной защите инвалидов в РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ : измен, и доп. 29.07.2018 [принят ГД 20.07.1995] // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (дата обращения: 10.02.2019).

6. Об образовании в Российской Федерации РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ : измен. и доп. 27.06.2018 [ принят ГД 20.07.1995] // Консультант Плюс: комп. справ. правовая система [Электронный ресурс] / Компания "Консультант Плюс". - Электрон. дан. - [М.]. - URL: http://www.consultant.ru/popular/obob/(дата обращения: 10.02.2019).

References

1. Evladova E. B, Loginova L. G, Mihajlova N. N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej [Additional education of children]. Moscow, 2002, 308 p.

2. ZHilina L. N., Frolova N. T Problemy potrebleniya i vospitanie lichnosti [Problems of consumption and education of the individual]. Moscow, Mysl' Publ., 1969, 174 p.

3. Kogan V. Z. Teoriya informacionnogo vzaimodejstviya [Theory of information interaction]. Novosibirsk, NGU Publ., 1991, 320p.

4. Kovalev A. G. Psihologiya lichnosti [Psychology of personality]. 3-th ed. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1970, 391 p.

5. On social protection of persons with disabilities in the Russian Federation. Feder. Law of November 24, 1995 No. 181-ФЗ: Rev. and add. 07.29.2018 [adopted by the State Duma 20.07.1995]. O social'noj zashchite invalidov v RF Feder. zakon ot 24 noyabrya 1995 g. № 181-FZ : izmen. i dop. 29.07.2018 [ prinyat GD 20.07.1995] //Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Kompaniya "Konsul'tant Plyus11]. Available at: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (accessed10.02.2019).

6. Ob obrazovanii v Rossi/'skoi' Federacii RF. Feder. zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ : izmen. i dop. 27.06.2018 (prinyat GD 20.07.1995) [About education in the Russian Federation of the Russian Federation. Feder. Law of December 29, 2012 No. 273-ФЗ: Rev. and add. 06.27.2018]. Konsul'tant Plyus: komp. sprav. pravovaya sistema [Consultant Plus: comp. right legal system]. Available at: http://www.consultant.ru/popular/obob/ (accessed10.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.