Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пауков А.А., Маслова И.Н., Петров Н.Ю.

Современная система образования, которая традиционно осуществляла процесс воспитания молодого поколения, в значительной степени утратила свои функции воспитания. По мнению многих ученых и практиков, образовательная деятельность фактически превзошла школу. Сегодня она играет «второстепенные роли».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пауков А.А., Маслова И.Н., Петров Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The modern education system, traditionally carried out the process of educating the younger generation, has largely lost its educational functions. According to many scientists and practitioners, educational activity has actually surpassed school. Today it plays “minor roles”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе выполненного исследования был разработан алгоритм оценки освоения студентами РУС «ГЦОЛИФК» базовых технических приёмов каратэ; на основе визуальной экспертизы получены с относительной точностью объективные показатели скорости выполнения перемещений, атакующих и защитно-блокирующих действий. Для этого занятия со студентами были направлены на развитие у них способности точно различать микроинтервалы времени, что позволило добиться достаточно близкой сопоставимости субъективных оценок и инструментальных показателей. Разработанные качественные оценочные шкалы для определения уровня специализированного проявления быстроты («коэффициент быстроты») и определения уровня освоения приёмов базовой техники традиционного каратэдо, при помощи выделения семи специальных индикаторов умений, легли в основу расчета итоговых оценок успеваемости по дисциплине Теория и методика избранного вида спорта (каратэдо) и Профессионально-спортивное совершенствование при освоении учебной программы студентами, обучающихся на бакалавриате в РУС «ГЦОЛИФК».

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов Ю.Л. Некоторые средства и методы комплексного развития и совершенствования быстроты атакующих действий у юных, занимающихся спортивным каратэ / Ю.Л. Орлов. // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам : Материалы научной конференции кафедры теории и методики единоборств РГУФКСМиТ. - Часть 2. - Москва : Принт Центр, 2012. -С.12-20.

2. Орлов Ю.Л. Специализированные средства и метод совершенствования быстроты атакующих действий руками в спортивном каратэ / Ю.Л. Орлов, Ж.А. Санауов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 92-94.

3. Орлов Ю.Л. Технология определения времени и скорости выполнения одиночного атакующего действия рукой в спортивном каратэ в условиях отсутствия аппаратно-технических средств контроля / Орлов Ю.Л. // Спорт, человек, здоровье : материалы IX Международного Конгресса (Санкт-Петербург, 25-27 апреля 2019 г.) под ред. В.А. Таймазова. - Санкт-Петеребург, 2019. - С. 239241.

REFERENCES

1. Orlov, Yu.L. (2012), "Some means and methods of integrated development and improvement of the speed of attacking actions among young people involved in sports karate", Improving the system of training in martial arts, materials of the scientific conference of the Department of Theory and Methods of Martial Arts of SCOLIPE, Part 2, Moscow, pp. 12-20.

2. Orlov, Yu.L. and Sanauov, Zh.A. (2019), "Specialized means and method of improving the speed of attacking actions with hands in sports karate", Theory and practice ofphysical culture, No 10, pp. 92-94.

3. Orlov, Yu.L. (2019), "Technology for determining the time and speed of performing a single attacking action with a hand in sports karate in the absence of hardware and technical means of control", Sport, people, health, materials of the IX International Congress, St. Petersburg, April 25-27, 2019, in Tay-mazov, V.A. (Ed.), St. Petersburg, pp. 239-241.

Контактная информация: fencing-rgufk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2023

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Андрей Андреевич Пауков, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Николаевна

Маслова, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедры, Воронежская государственная академия спорта, Воронеж; Николай Юрьевич Петров, кандидат

педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия

физической культуры, Волгоград,

Аннотация

Современная система образования, которая традиционно осуществляла процесс воспитания молодого поколения, в значительной степени утратила свои функции воспитания. По мнению многих ученых и практиков, образовательная деятельность фактически превзошла школу. Сегодня она играет «второстепенные роли».

Ключевые слова: старшеклассники, социальная активность, средняя школа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p284-287

SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Andrey Andreevich Paukov, candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Nikolaevna

Maslova, doctor ofpedagogical sciences, docent, head of department, Voronezh State Academy of Sports; Nikolay Yurevich Petrov, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Volgograd State Physical Education Academy

Abstract

The modem education system, traditionally carried out the process of educating the younger generation, has largely lost its educational functions. According to many scientists and practitioners, educational activity has actually surpassed school. Today it plays "minor roles".

Keywords: high school students, social activity, secondary school.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие государства, как отмечает Г.И. Гревцева, основано на воспитании граждан-ско-активного человека, ответственного за выполнение своих гражданских и профессиональных обязанностей и функций [4].

К сожалению, во многих школах практическое обучение исчезло из учебного процесса, что привело к резкому снижению уровня образования, черствости, проявлению социального эгоизма детей и подростков. В то же время молодые люди хотят компенсировать отсутствие общения, отсутствие условий для самореализации в неформальных структурах, в любительских ассоциациях, чего, к сожалению, не может быть в школе [5].

Кроме того, в нашей стране отсутствуют прямые правовые акты, которые напрямую связаны с родительскими проблемами молодого поколения.

Это связано со сложностью установления моральных норм в нормативных документах [4].

Цель исследования: анализ понимания сущности и феномена социальной активности индивида и социальной активности старшеклассников.

Основными методами исследования были анализ и обобщение литературных источников по исследуемой проблеме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ исторического контекста позволяет утверждать, что, в настоящее время отразились социальные проблемы общества и социализация индивида в содержании различных представлений об основах социального становления индивида, в то же время произошла постепенная дифференциация и интеграция педагогических знаний о явлении социальной активности.

Демокрит считается одним из первых философов Древней Греции, работавших над этим вопросом. Его идеи активно используются софистами, которые считали необходимым подготовить активных граждан города, что могли бы участвовать во внутренней и внешней

политике. Однако истоки идей формирования социально активной личности восходят к творчеству другого великого философа древности, Платона. Платон утверждал, что образованным гражданам не нужны законы и судьи, поскольку они сами могут регулировать поведение в обществе [1].

В трудах профессора Г.Я. Гревцевой уделяется внимание тому, что, обращаясь к воспитанию человека через приобретение «добродетели», Платон заметил, что «гражданская добродетель» выражается качествами человеческой души, в зависимости от которой доминирование индивида (интеллектуальное, аффективное, похотливое) должно выполнять свою роль в государстве [4].

Продолжая развивать идеи Платона, Аристотель уделял первоочередное внимание государственному образованию граждан. Следует отметить, что в древности гражданами считались только люди, участвовавшие в суде и Национальном собрании, те, кто имел право на законодательство. Это был не обязательно политик или философ, но и любой свободный грек (воин, ремесленник, торговец и т. д.). В трудах Аристотеля образование заключается в подготовке сознательного и активного гражданина, деятельность которого направлена на обеспечение благосостояния общества и государства [1].

В. И. Колесов считает, что, в отличие от древнего периода, философия средневековья подчеркивала работу Бога, а не человека (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Фома Аквинский связал проявление человеческой деятельности с пониманием важности соблюдения религиозных норм и предписаний. Человек - явление Божественного начала. У него нет собственной идентичности [5].

В эпоху Возрождения впервые появились философские представления о праве человека на образование и проявление своих способностей, что привело к новому пониманию его сущности и причин его деятельности [4].

В философии современности, по мнению Н.И. Васильева, выделяется дуалистическая концепция Р. Декарта, согласно которой деятельность присуща только душе, а не человеческому телу. Душа управляет его поведением, управляет его разумом и действиями. Деятельность самой души обусловлена постоянными желаниями человека, мотивирующими его поступки. Фактически, речь идет о потребностях человека в социальной деятельности [3].

Марксистская философия, как указывает В.И. Колесов [5], рассматривая проблему деятельности, не фокусировалась на личности, а обращалась к изучению деятельности социальных групп, сообществ. Не отрицая роли потребностей в развитии деятельности, она уделяла особое внимание анализу материальных факторов, которые напрямую влияют на содержание этих потребностей, а значит, и на деятельность. По мнению представителей марксистской философии, важнейшим условием удовлетворения потребностей человека и, соответственно, его активизма является труд.

Рассматривая труды А.В. Богданова, согласно которым общественная активность индивида проявляется в гражданстве, предполагается, что можно отметить такие компоненты, как способность защищать общечеловеческие права и свободы, возможность свободы выбора и самоопределения в различных видах деятельности, способность взаимодействовать на основе принятых правил поведения и брать на себя ответственность за общество и окружающую среду. В этом случае деятельность человека связана с положительной трансформацией и самосовершенствованием этих компонентов [2].

Таким образом, в рамках философского подхода были разработаны различные взгляды на сущность и источники социальной деятельности человека, от полного отрицания ее существования в человеческой природе до выявления различных факторов, влияющих на ее возникновение и развитие. Чаще всего философы обращаются к истокам социальной деятельности человека:

- образование;

- социальная политика;

- потребности;

- свободная воля;

- деятельность (в том числе творческая);

- материальные условия;

- интеграция человека в общество.

В.Ф. Бехтерев в своем исследовании говорит о том, что, проблемы социально-воспитательной деятельности школы являются одной из причин деформации духовно-нравственных ценностей молодежи. Таким образом, для достижения личного успеха, конкурентоспособности, социальной сплоченности в детском сообществе, декриминализации подростков и молодежи необходимо повысить мотивацию подростков, участвующих в социально значимой деятельности.

ВЫВОДЫ

Анализ психолого-педагогической и философской литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на значительное внимание к социальной активности человека, процесс ее формирования по отношению к различным наукам до конца не ясен, до сих пор нет уверенности в понимании сущности и явлений социальной активности человека и социальной активности старшеклассников.

Педагогическая практика также указывает на ряд проблем, прежде всего в средней школе, которые препятствуют эффективному формированию социальной активности учащихся средних школ, несмотря на то что этот возраст считается чувствительным к рассматриваемому процессу [2, 5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель Афинская полития. Государственное устройство афинян / Аристотель ; пер. и примеч. С.И. Радцига. - Москва : Флинта, 2007. - 233 с.

2. Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования детей : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Богданов Андрей Владимирович ; Оренбург, гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2009. - 176 с.

3. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Васильев Николай Иванович ; Якутский университет. - Якутск, 1995. - 18 с.

4. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников : дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / Гревцева Гульсина Якуповна ; Челябинский государственный педагогический университет. - Челябинск, 2006. - 384 с.

5. Колесов В.И. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Колесов Игорь Витальевич ; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2017. - 25 с.

REFERENCES

1. Aristotle (2007), Athenian politics. The state structure of the Athenians, translated by Radzig, S.I., Flinta, Moscow.

2. Bogdanov, A.V. (2009), Education of a teenager's civic activity in an institution of additional education for children, dissertation, Orenburg.

3. Vasiliev, N.I. (1995), Pedagogical conditions for the formation and development of civic qualities of high school students, dissertation, Yakutsk.

4. Grevtseva, G.Ya. (2006), Civic education as a factor of socialization of schoolchildren, dissertation, Chelyabinsk.

5. Kolesov, V.I. (2017), Formation of social activity of teenagers by means of club activity, dissertation, Tambov.

Контактная информация: petrov-yu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.