Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT: Social science & Humanities
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕЗИСТЕНТНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ДУХОВНЫЙ ПЛАСТ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Галиханов Ринат Радикович, Голиков Сергей Владимирович, Кузнецова Елена Владимировна

Цель исследования - анализ факторов формирования социального иммунитета в организационных отношениях, включая резистентность, профессиональную стрессоустойчивость, в технократическом обществе, в котором силы социальных взаимодействий оказываются ослабленными. Социальный иммунитет способствует противостоянию внешним угрозам, источником которых является ослабление душевного и духовного пласта культуры. Современное российское общество должно сохранить свой пласт духовной культуры, который размывается технократическим духом и ценностями. В статье обоснована мысль, согласно которой социальная резистенция есть умение противостоять внешним рискам, угрозам факторов социальной среды. Социальная резистентность позволяет личности работника противостоять давлению внутри и внешнеорганизационных условий и факторов, преодолевать профессиональный стресс, препятствовать выгоранию. Данная проблема также связана с социальным иммунитетом, который обеспечивает сохранение духовных качеств личности, социальной организации и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Галиханов Ринат Радикович, Голиков Сергей Владимирович, Кузнецова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING SOCIAL IMMUNITY IN ORGANIZATIONAL RELATIONSHIPS

The purpose of the study is to analyze the factors of social immunity formation in organizational relations, including resistance, professional stress resistance, in a technocratic society in which the forces of social interactions are weakened. Social immunity contributes to the resistance to external threats, the source of which is the weakening of the mental and spiritual layer of culture. Modern Russian society must preserve its own layer of spiritual culture, which is eroded by technocratic spirit and values. The article substantiates the idea that social resistance is the ability to withstand external risks, threats of social environment factors. Social resistance allows an employee's personality to resist the pressure of internal and external organizational conditions and factors, to overcome professional stress, to prevent burnout. This problem is also connected with social immunity, which provides preservation of spiritual qualities of a person, social organization and society.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИММУНИТЕТА В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

BUIWJNC SOCIAL IMMUNITY IN ORGANIZATIONAL RELATIONSHIPS Bikmetov Evgeniy Yurevich, DSc of Sociological sciences, Professor Galikhanov Rinat Radtkovich, Undergraduate student

Golikov Sergey Vtadimirovich, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Kuznetsova Elena Vtadimirovna, PhD of Sociological sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology, Ufa, Rebublic of Bashkortostan

The purpose of the study is to analyze the factors of social immunity formation in organizational relations, including resistance, professional stress resistance, in a technocratic society in which the forces of social interactions are weakened. Social immunity contributes to the resistance to external threats, the source of which is the weakening of the mental and spiritual layer Of culture. Modern Russian society must preserve its own layer of spiritual culture, which is erocled by technocratic spirit and values- The article substantiates the idea that social resistance is the ability to withstand external risks, threats of social environment factors. Social resistance allows an employee's personality to resist the pressure of internal and external organizational conditions and factors, fo overcome professional stress, to prevent burnout. This problem is also connected with social immunity, which provides preservation of spirit ual qualities of a person, social organization and society.

Keywords: social immunity; organizational relations; social resistance; stress resistance; social and emotional burnout; spiritual layer of culture.

EDN: NERNTB; DOI: 10.24923/2305-8757.2033-15.8

Цитировать: Бикметов Е.Ю., Ралиханов P.P.. Гол икон С. В., Кузнецова PL В. Формирование социального иммунитета в организационных отношениях// KANT: Social science & Humanities. - 2023. - №3(15). - С. 72-77. EDN: NERNTB, DOI: to.24923/2305-8757.2023-15.8

УДК 316.638 ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

BAR 5.4.4 ИММУНИТЕТА В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

ОТНОШЕНИЯХ

Цель исследования - анализ факторов формирования социального имму-щтегпа в организационных отношениях, включая резистентность, профессиональную стрессоустойчивость, в технократическом обществе, в котором силы социальных взаимодействий оказываются Ъслабленньши, Социальный илшунитет способствует противостоянию внешним угрозам, источником которых является ослабление душевного и духовного пласта культуры. Современное российское общество должно сохранить свой пласт духовной культуры, который размывается технократическим духом и ценностями. В статье обоснована мысль, согласно которой социальная резистенция есть умение противостоять внешним рискам, угрозам факторов социальной среды. Социальная резистентность позволяет личности работника противостоять давлению внутри и внеишеор-ганизационных условий и факторов, преодолевать профессиональный стресс, препятствовать выгоранию. Данная проблема также связана с социальным ильму нитетом, который обеспечивает сохранение духовнШи качеств личности, социальной организации и общества. Ключевые слова: сощшчьный иммунитет; организационные отношения; социальная резистентность; стрессбустойчивость; социальное и эмоциональное выгорание; духовный ШаШг культуры.

Социальная резистентность связана с потенциалом личности, социальной группы, общества противостоять внешним обстоятельствам и угрозам экономических, социальных и духовных рисков. Человек обладает способностью повысить свой потенциал сопротивления деструктивным влияниям, чем фор-

© Бикметов Е.Ю., 2023 © Галиханов P.P. и др., 2023

БИКМЕТОВ Евгений Юрьевич, доктор социологических наук, профессор

ГАЛИХАНОВ Ринат Радикович,

магистрант

ГОЛИКОВ Сергей Владимирович,

кандидат социологических наук, доцент

КУЗНЕЦОВА Елена Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент

Уфимский университет науки и технологий, У<фа, Республика Башкортостан

мирует социальным иммунитет, позволяющий воспроизводить элементы общества. При этом осознанный иммунитет проявляется в умении бороться с социальным и эмоциональным выгоранием, так как связан с преодолением стрессовых ситуаций, поддержанием духовных и душевных качеств человека и общества в условиях социально-экономической и культурной поляризации, давления факторов глобализации и информатизации, размывания духовного пласта культуры технократическим духом. На актуальность рассматриваемой проблемы указывают опубликованные результаты научных исследований [1; 2; 3].

Анализ тенденций в общественном сознание показывает стремление придать положительное значение происходящему] Резистентность человека представляет собой разный способы сопротивления инородным влияниям, проявляющимся в поведении, имеющим следствием или целью изменение действий, чувств, мыслей других по отношению к стимулам (проблеме, продукту, действию) [4, 16]. Гражданская субъек-тность человека, предполагающая сознательную и автономную активность в проектировании собственной жизни, в том числе и профессиональной, во многом зависит от его резистентности.

Социальн ые отношения всегда регул провал ись нормами, различными запретами. Но культура человеческих взаимоотношений не сформировала бы духовное бытие человека без условия, при котором влияние человеческого бытия на социальную жизнь не противодействовало бы таким явлениям, как манипулирование общественными силами, имитация реальной деятельности. Нам думается, что человечность общения способствует повышению способности к сопротивлению деструктивным влияниям. А это обстоятельство повышает социальный иммун итет, способствуя выстраивани ю траекторий личностного развития, конструирован ию смыслов своей жизни. Имен но данное обстоятельство создает необходимость

подключения в инструментарии социогума-н и тар но го знания понятия "резистентность". Современный человек, пребывая в состоянии социальной апатии, становится индифферентным к общественным ценностям. Утверждающийся в обществе узкопрагматический дух деформирует мышление человека, его социальную активность.

С одной стороны, человек стремится к устойчивости своей жизнедеятельности. Но воспроизводство сущностных сил человека, как правило, наталкивается на его свободу стать другим. Жизненный мир человека связан с формированием самого себя. Этот мир связан с возрастанием социальной ответственности за свой выбор, свою жизнь. Социальная резистенция проявляется в способности человека к сопротивлению деструктивным влияниям, связана с проблемой духовного выгорания и уходит своими корнями в утрату оценочной и компенсаторной деятельности социального субъекта. Душевная культура, мотивированность деятельности общественного субъекта нуждаются в постоянной энергетической "подпитке".

Современное российское общество имеет в своем запасе силы, способные противостоять влиянию прагматических тенденций. Личность связана в той или иной мере с творческой деятельностью, обладает духовным потенциалом. Человечность действий сопряжена с наличием ценностей и смыслов. Человек, постоянно находясь в движении к социальному благу, испытывает духовное выгорание. Страх потерь ведет к утрате душевной устойчивости, выгоранию в социально-трудовых отношениях, профессиональным стрессам, В настоящее время в управленческой деятел ьности необходимы интеллектуальные и материальные инвестиции в профилактику синдромов стресса в целях не только сохранения, но и воспроизводства человеческих ресурсов.

Механизм формирования социального иммунитета связан с введением в общественный оборот экономических и духовных

средств в организационно-управленческие профилактические программы. На противостояние моральному выгоранию влияют управляемая рабочая нагрузка, мягкое регулирование духовной автономии работника, командная работа, базирующаяся на чувстве общности членов социального коллектива, разделяемых ими ценностях. Эти факторы снижают проблему социального дистанцирования личности и повышают личную стрессоустойчивость.

Однако, как показывают исследования, такой подход к работе своих сотрудников существует в относительно и сбоя ьшом количестве компаний. В большинстве организаций распространены "авралы" в рабочем процессе, ресурсозатратная внутренняя конкуренция, конфронтации "руководител ьдаодчи-ненный", агрессивные усилия видоизменить социальную ситуацию. Технократически ориентированные менеджеры предпочитают реализовывать бизнес-проекты в ущерб духовному, душевному, а иногда и физическому здоровью персонала, Который ¡заходится в состоянии постоянного профессионального стресса, что в итоге приводит к духовному и социальному Выгоранию. Чтобы как-то нивелировать эту проблему, в кадровой политике находят проявление установки эйджизма, скрытая, а иногда и открытая возрастная дискриминация. На необходимость формирования устойчивости к стрессу, овладения динамичным комплексом компетенций как факторам организационной жизнеспособности персонала обращают внимание исследователи [5]. Физическая, духовная перегрузка персонала, рост неудовлетворенности выполняемой работой отмечалась и в нашем исследовании [б].

Наши рассуждения подкрепляются опросом россиян 0 влияние стрессовых ситуаций, проведенным ВЦИОМ в 2022 г. Исхода из полученных ответов, основной причиной стресса в России является работа (22%). При этом наиболее подверженной является возрастная категория 25-44 'ода, которая и

экономически, и творчески является самой активной частью населения, но еще не обладаю'!' повышенной резистентностью и, как следствие, у них не сформирован окончательно социальный иммунитет. Зачастую, стремление этой категории к стабильности в жизни вступает в противоречие с политикой менеджмента компаний, что, несомненно, приводит к стрессу. Не у всех получается справиться с нагрузкой и в личной жизни, и в профессиональной деятельности, что и приводит к эмоциональному и социальному выгоранию. Интересно, что согласно данному опросу наибольшей стрессоустойчивостью обладают люди старшего возраста (за бо) - 42%, что позволяет говорить о высоком уровне социал ьного им-мунитетау данНШ категории населения, который у них сформировался, скорее всего, во время тяжелых социал ьных потрясений 1990-х годов [7].

Важнейшим качеством в профессиональном психологическом портрете работника являются развитые навыки психофизиологической саморегуляции [8, 253]. Разумное применение различных методов саморегулирования эмоциональной устойчивости (аутотренинг, релаксация, дыхательная гимнастика [9]) может позволить человеку снизить негативные последствия стресса и создать условия для морально-духовного восстановления. Уровень эффективности саморегуляции личности зависит от ее волевых качеств, эмоциональных процессов, темперамента и множества других влияющих факторов. Саморегулятивные действия человека можно считать начальным звеном формирования социального иммунитета. Вместе с тем необходима внешняя поддержка эмоционального состояния работников - организационная профилактика стресса, которую многие руководители считают излишними затратами ресурсов (финансовых и временных). Менеджер, заботящийся о морально-духовной составляющей трудовой деятельности подчиненных, должен понимать необходимость применения методов

Комплексной профилактики профессионального стресса - от приглашения социального психолога и Проведения сеансов "психологической разгрузки" до такого специфического инструмента, как "метод электротранк-вилизации".

Выработке социального иммунитета на социетальном уровне общественной организации способствует повышение качества жизни населения, расширение в досуговой деятельности форм творческой, интеллектуальной активности, совершенствование ее инфраструктуры. Но это требует корректировки программ, в которых регулируется отношение государства к бюджету времени, в том числе к свободному времени, различных социальных групп. Исследования показывают, что доля досугового времени в сравнен ии со всем рабочим и нерабочим временем у занятых групп населения незначительна. Стремление посредством трудовой активности материально обеспечить свою жизнедеятельность, решить бытовые проблемы, достигнуть чисто количественных показателей доминирует во всех социальных группах, что ускоряет процесс социального выгорания. В уже упомянутом выше опросе ВЦИОМ, респонденты отвечали на вопрос, связанныйс досуговыми поведенческими практиками противостояния стрессовому состоянию. Первое место занял ответ "общение с друзьями и близкими" - 28%, что вполне согласуется с российским менталитетом. На втором месте - 20% ответов респондентов - ответ "занятие спортом", что свидетельствует о преобладание положительных практик в социальной резистентности россиян. Разумеется, существуют и негативные практики - курение, алкоголизм, употребление антидепрессантов, но у них гораздо более низкий Процент ответов. Надо заметить, что такая западная, связанная с идеологией протестантизма, практика формирования социального иммунитета, как "посещение психолога" до сих пор не получила в России широкого распространения - 7% респондентов [7]. Занятие спортом

свидетельствует о физической активности в борьбе людей со стрессом, но данный опрос не затрагивает интеллектуальную резистентную активность. Единственное, есть ответ "ничего из перечислен ного" с высоким показателем ответов (27%) [7], Который позволяет предположить, что есть доволь-номногочисленныееоциалы-тые группы россиян, которые стремятся реализовывать со-циальную резистентность с помощью духовно-интеллектуальных средств - посещения концертов и театральных постановок, музеев, чтения научной и художественной литературы. Мы можем предположить, что интеллектуальные практики являются более устойчивыми в процессе формирования социального иммунитета, чем физические.

В настоящее время социальный иммунитет человека сталкивается с проблемой социального выгорания, вомпогомускоряемо-го неопределенностью ситуации, требующей от человека принимать решения в условиях постоянного риска. Человек стремится отыскать в информационной среде материальную и духов но-эмоциональную помощь, Социальное выгорание человека в органи-зационн ых отношениях связано с его уеили-ями придать положительное усилие происходящему, стремлением к интерпретации трудностей в положительных терминах. Менеджер, работник ощущает общий дискомфорт. При этом он отказывается от стратегии планирования своих целей, стремится избежать проблемных ситуаций и признать свою роль в порождении социальных проблем. Значительной части населения свойственно ожидание лучшего будущего, однако оно не видит алгоритма действий по его достижению. В результате переживания такого состояния человек попадает в экзистенциальный вакуум. Этот вакуум проявляется не только в российском социуме. Помимо различных угроз он связан с ослаблением духовного пласта культуры, выгоранием социальных сил деятельности.

До тех пор, пока ведущими общественными ценностями остаются понятное и удобное, связанные с прагматическими стремлениями, будет заявлять о себе экзистенции*! ьная фрустрация, влияние экзистенциального вакуума, разрушающего смыслы человека. Следует учитывать экзистенциальную потребность в социальной идентификации, самоутверждении, которая сопряжена с проявлениями духовной искренности, честности.

Экзистенциальные и исторические дихотомии человека связаны с характером личности. Типы характера человека сопряжены с неплодотворными ориентациями: рецептивной, эксплуататорской, стяжательской и рыночной [ю, 65-84]. Исследователи обращают внимание на эмерджентные свойства социального характера в стабильных и нестабильных социальных ситуациях [и]. Но человек лишь в том случае проявляет способность к сопротивлению внешним влияниям и формированию своего неосознанного иммунитета, когда жизненные обстоятельства выступают в качестве преград. В результате иммунными характеристиками осознающего самого себя чел овека и общества выступают рефлексия, плодотворное мышление, ориентация на гармоничное сочетание материал ьных и духовных ценностей в процессе организационной социализации.

Гуманная совесть не связана с "интерио-ризованным голосом авторитета" (Э. Фромм). По сути дела, речь идет о позиции ответственности, которая не зависит от вне-шиих санкций и поощрений. Чтобы сохранить социальный иммунитет, необходима эмоциональная устойчивость человека к воздействию факторов стресса. Профилактика стресса, по-видимому, сопряжена с определенными трудностями. Человек <хх>з-пает расхождение между знаниями и эмоциями. Эмоциональная природа человека зал и мает особое значение в его деятел ьности. Освоенные знания являются устойчивыми, если пропускаются через чувства. Эмо-

ция обеспечивает человеку устойчивость к стрессам и связана с опасением утратить ценные для него объекты. Именно данное обстоятельство обеспечивает социальный иммунитет, означает сдержанную позицию к росту морального истощения и социального выгорания. Нарушение чувственной природы человека ослабляет его иммунитет. Человек утрачивает силу к сопротивлению деструктивным влияниям. Потребность, желание направляет эмоциональную и интеллектуальную деятельность. Мысль выступает в качестве единства интеллектуального и эмоционального. Однако образы объективной действительности могут не соответствовать понятиям о ней. В связи с этим иммунитет имеет достаточно неустойчивую природу. Противопоставление эмоций рациональному познанию можно проводить лишь условно, только в том случае, когда речь идет об иммунитете, который связан ссохране нием щовесн о-логического механизма формирования социума, где образы объективной действител ьности состыкуются с понятиями о ней.

Таким образом, ориентации человека играют ключевую роль в процессе органи-зациопной социализащ ¡и. Обществу необходима система нравственных ориентаций, разрушающая агрессивные устремления. Люди не могут существовать в условиях сим-биотической зависимости, когда один человек, хотя и связан с другими, но уграчивает свою независимость. Социальный иммунитет в организационных отношениях лишь в том случае является сильным, когда человек перестает рассмотри ваться как вещь дл я использования и эксплуатации другим человеком, государством, когда он выступает целью, а не средством получения выгод. Личность всегда включена в социальный и организационный контекст. Взаимодействие в рамках сплоченной группы, проникновение "духом" командной работы и атмосферой доверия требует овладения соответствующими компетенциями, опирающимися на личностные и групповые цеп-

ности [i2, 29]. Это обстоятельство высту-пает условием формирования социального иммунитета в организационных отношениях, который предохраняет личность от всякого рода угроз. Эти угрозы связаны с воспроизводством поведения, которое ослабляется нарушением душевного слоя культуры. Необходимо понимать, что не все то истинно, что является выгодным человеку и обществу. Такая мировоззренческая установка сопротивляется обеднению ценности существования человека, социальной организации и общества.

Литература:

1. В ирю ков а А .В. СоЦ иал ьн ы й иммунитет молодежи // Научное мнение. - 2013. - № 3. - С. 181-184.

2. Жану ев З.А. Социальный иммунитет как предмет социологического исследования: концептуализация понятия // Гуманитарны^ социально-экономические и общественные науки. - 2013. -№ 2. - С. 46-50.

3. Храмцова Ф.И. Социальный иммунитет молодежи как фактор национальной безопасности Республики Беларусь// Социологический альманах. - 2015. - № 6. - С. 65-76.

4. Зимбардо Ф., Ляйиие М. Социальное влияние / пер. с англ. под ред. А. Свети шик ого, - СПб.: Питер, 2011. - 448 с,

5. Захарова Л.Н., Саралиева З.Х.М., Маслова O.A. Махалин А.И. Организационная жизнеспособность персонала как социальный феномен //Личность. Культура. Общество. - 2022, - Т. 24. - N- i (113).-С. 87-102.

6. Амирханова Л.Р., Викметов ЕЛО., Бронников М.А. Зиннуров У.Г. Обоснование применения ме-

тодических инструментов риск-менеджмента в управлении стартапами // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического у н ив ерситета. Социа.11 ь>!о-э коном ические науки. - 2019. - № 3. - С. 76-91.

7. Аналитический обзор ВЦИОМ "Стресс и как с ним бороться". 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// https://weiom.га/a naly tic al -re v iews / an a] i t i ches ki i-obzor / 5 tres s - i - ka k - s - n im -borotsja?ysciid -184rf80xql527490033&cllash-567847iafi7obif5eoafc7a6bfo88bc7 (дата обращения 07.06.2023)

8. Локотош Л.И., Марина И.!:. Повышение ресу рсов стрессоустойчивости населения на основе современных образовательных технологий саморе-гуляции// Педагогикай психология: проблемы развишя мышления: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. - Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий им. академика М,Ф. Решетне-ва, 2017. С. 252-257.

9. Диткевич М.Ю. Способы оценки и повышения уровня стрессоустойчивости // Вестник РУДН. Серия Экология «безопасностьжизнедеятельности. - 2013. - № 5. - С. 47-52.

ю.Фромм Э. Человек для себя: исследование психологических проблем этики / пер-с англ. и пос-леслов, ЛА. Чернышевой. - Минск: Коллегиум, 1992.-253 с.

11. ИГайхисламов Р.Б.. Асадуллиш Г, Р., Коровки-на Н.В., Садретдинова Э.В. Социальный характер: вопросы методологии и методов исследования // Вестник Сургутского государственного педагогическою университета. - 2019. - № 5 (62). -С. 233-244.

12. Амирханова Л.Р., Викметов Е.Ю., Голиков С.В. Стартапы как средство повышения адаптивности бюрократической структуры управления корпорацией// KANT. - 2020. - № 1 (34), - С. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.