Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА'

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещерякова Елена Ивановна

Акцентировано внимание на психолого-педагогических аспектах проблемы развития духовно-нравственного иммунитета студенчества в контексте становления готовности современной молодежи к эффективному противостоянию в условиях ожесточенного информационно-психологического воздействия недружественных стран в рамках проведения ими гибридных войн. Предлагается авторский подход к определению духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи. При этом выделяются два относительно обособленных феномена: духовно-нравственный иммунитет как обобщенное качество социального образования студенческой молодежи и духовно-нравственный иммунитет как личностное интегративное качество студента. Развитие духовно-нравственного иммунитета характеризуется как двуединый процесс, объединяющий личностные изменения, происходящие под влиянием внутриличностного и внешнего воздействия, в котором происходит становление личности, вырабатываются духовно-нравственные ориентиры, осуществляется усвоение опыта социальной жизнедеятельности, коммуникативного взаимодействия в социуме, что сопровождается достижением определенного уровня сформированности духовно-нравственного иммунитета. Представляются возможности позитивного воздействия на развитие духовно-нравственного иммунитета студентов как целостного интегративного образования, в структуре которого выделяются ценностно-смысловой, чувственно-эмоциональный и регуляторно-деятельностный компоненты, посредством реализации в образовательном процессе вуза педагогической технологии воспитания, разработанной с учетом особенностей влияния факторов информационного противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL IMMUNITY AMONG STUDENT YOUTH IN CURRENT INFORMATIONAL CONFRONTATION

We focus on the psychological and pedagogical aspects of the issue of developing the spiritual and moral immunity of students in the formation of the readiness for effective confrontation in the conditions of fierce informational and psychological impact of unfriendly countries within hybrid wars. According to the author’s definition of the spiritual and moral immunity of students, there are two relatively isolated phenomena: spiritual and moral immunity as a generalized quality of social education of students and spiritual and moral immunity as a personal integrative quality of a student. The development of spiritual and moral immunity is a two-pronged process that combines personal changes that occur under the influence of intrapersonal and external influences, in which formation of personality, spiritual and moral guidelines, and social life experience, communicative interaction in society takes place. That is accompanied by the achievement of a certain level of formation of spiritual and moral immunity. We develop educational pedagogical technology taking into account the peculiarities of information confrontation influence. With its implementation in the educational process of the university positive impact on spiritual and moral immunity development among students as a holistic integrative education is possible. In its structure we distinguish value-semantic, sensory-emotional and regulatory-activity components.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОТИВОБОРСТВА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 2. C. 67-74. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

Вопросы воспитания

УДК 37.034:378.018 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74

Поступила в редакцию / Received 20.05.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 24.06.2022 Принята к публикации / Accepted 04.07.2022

оригинальная статья

Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства

Мещерякова Елена Ивановна О

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А

elenamsol@yandex. ru

Аннотация. Акцентировано внимание на психолого-педагогических аспектах проблемы развития духовно-нравственного иммунитета студенчества в контексте становления готовности современной молодежи к эффективному противостоянию в условиях ожесточенного информационно-психологического воздействия недружественных стран в рамках проведения ими гибридных войн. Предлагается авторский подход к определению духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи. При этом выделяются два относительно обособленных феномена: духовно-нравственный иммунитет как обобщенное качество социального образования студенческой молодежи и духовно-нравственный иммунитет как личностное интегратив-ное качество студента. Развитие духовно-нравственного иммунитета характеризуется как двуединый процесс, объединяющий личностные изменения, происходящие под влиянием внут-риличностного и внешнего воздействия, в котором происходит становление личности, вырабатываются духовно-нравственные ориентиры, осуществляется усвоение опыта социальной жизнедеятельности, коммуникативного взаимодействия в социуме, что сопровождается достижением определенного уровня сформированности духовно-нравственного иммунитета. Представляются возможности позитивного воздействия на развитие духовно-нравственного иммунитета студентов как целостного интегративного образования, в структуре которого выделяются ценностно-смысловой, чувственно-эмоциональный и регуляторно-деятельностный компоненты, посредством реализации в образовательном процессе вуза педагогической технологии воспитания, разработанной с учетом особенностей влияния факторов информационного противоборства.

Ключевые слова: студенческая молодежь; духовно--нравственный иммунитет; информационное противоборство; ценностные ориентации; педагогическая технология воспитания

Для цитирования: Мещерякова Е.И. Развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-67-74

© Мещерякова Е.И., 2022

original article

Spiritual and moral immunity among student youth in current informational confrontation

Elena I. Meshcheryakova

Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin" 54A Starykh Bolshevikov St., Voronezh 394064, Russian Federation

elenamsol@yandex. ru

Abstract. We focus on the psychological and pedagogical aspects of the issue of developing the spiritual and moral immunity of students in the formation of the readiness for effective confrontation in the conditions of fierce informational and psychological impact of unfriendly countries within hybrid wars. According to the author's definition of the spiritual and moral immunity of students, there are two relatively isolated phenomena: spiritual and moral immunity as a generalized quality of social education of students and spiritual and moral immunity as a personal integrative quality of a student. The development of spiritual and moral immunity is a two-pronged process that combines personal changes that occur under the influence of intrapersonal and external influences, in which formation of personality, spiritual and moral guidelines, and social life experience, communicative interaction in society takes place. That is accompanied by the achievement of a certain level of formation of spiritual and moral immunity. We develop educational pedagogical technology taking into account the peculiarities of information confrontation influence. With its implementation in the educational process of the university positive impact on spiritual and moral immunity development among students as a holistic integrative education is possible. In its structure we distinguish value-semantic, sensory-emotional and regulatory-activity components.

Keywords: student youth; spiritual and moral immunity; informational confrontation; value orientations; pedagogical technology of education

For citation: Meshcheryakova E.I. Spiritual and moral immunity among student youth in current informational confrontation. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 2, pp. 67-74. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21 -2-67-74

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь современной России, как и все ее население, живет в сложный период, который, по мнению представителей самых разных научных областей, характеризуется как период экзистенциальных изменений в истории всего человечества. Противоречия, накопившиеся в течение последних десятилетий, нашли отражение и в том, что, по словам министра иностранных дел С.В. Лаврова, в настоящее время «против России ведется информационная война с методами информационного терроризма» [1]. При этом ситуация осложняется еще и в связи с тем, что «нельзя говорить об информационных войнах, не увязывая все с общим контекстом гибридной войны <...> это и дипломатическая война, и политическая война, и попытки

изолировать нас в мире, это и экономическая война» (Д.С. Песков) [2]. Обозначенная проблема информационного противоборства в русле проведения гибридной войны требует вдумчивого изучения влияния развивающихся процессов на личностное развитие представителей современной молодежи, их мироощущение и мировоззрение, духовно-нравственное становление тех, от кого, по мнению В.В. Путина, непосредственно зависит, «сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя <. > сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке» [3].

Безусловно, понимание особенностей такого влияния, поиск рациональных путей преодоления возникающих трудностей тре-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 2. С. 67-74. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

бует проведения междисциплинарных исследований, одним из направлений которых должна стать разработка концептуальных основ развития духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства. Следует отметить, что если проблемы информационного противоборства активно разрабатываются представителями военной науки (А.В. Кириченко, Ш.С. Назарова, Г.Г. Почепцов, Е.А. Сулейманова и др.), то формирование готовности студенческой молодежи к эффективному противостоянию в условиях массированного информационного воздействия недружественных стран в исследованиях отечественных ученых должного отражения не получило, несмотря на особую актуальность, теоретическую и практическую значимость разработки именно этого направления научного поиска.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработка психолого-педагогических аспектов проблемы развития духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства, обоснование возможностей разрешения лежащих в ее основе противоречий требуют изучения влияния на этот процесс многих факторов, условий, обстоятельств. Однако едва ли не важнейшим становится обстоятельство, приведенное в работе одного из представителей современной молодежи: важнейшим принципом, которым «должно руководствоваться общество» для обеспечения «успешного противостояния молодежи угрозам информационных войн», должен стать следующий: «прислушаться к идеалам молодых людей, не уничтожая их каждый раз «реализмом» [4]. Полезно обратиться и к публикациям молодых ученых, изучающих психолого-педагогические аспекты проблемы. Что касается идеалов, то они приводятся, например, в научной студенческой работе следующим образом: у современной молодежи «постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность» [5]. В работе еще одного молодого исследователя приме-

нительно к характеристике ценностных ори-ентаций современной молодежи можно найти и такой категоричный вывод: «произошло замещение «героев труда» «идолами потребления» [6]. Однако есть и совсем иной подход к оценке, который представлен в работе тоже молодого ученого: главные ценности современной молодежи - «знания и потребность использовать эти знания в реальной жизни», а «показатели современного поколения» - «его высокая изменчивость, фрагментарность и мозаичность мировоззрения» [7].

Результаты анализа приведенных и многих других работ молодых ученых подтверждают сложность и противоречивость восприятия молодежью тех процессов, которые в последнее время стремительно развиваются в современном мире. Такие результаты подтверждают и актуальность, своевременность проведения исследований, в которых проблема духовно-нравственного становления молодежи рассматривается применительно к особенно сложным, а подчас и экстремальным условиям, например, условиям, характерным для проведения гибридных войн, одним из направлений которых, безусловно, являются войны информационные. Молодежь, являясь своеобразным носителем образа и идеала будущего нации, не случайно становится приоритетным объектом воздействия противника в период ведения информационной войны. Пластичность и несфор-мированность молодежного сознания, повышенная эмоциональность и чувствительность в восприятии поступающей информации, свойственная многим представителям современной молодежи мировоззренческая инфантильность, формирующийся школой, а затем и вузом «клиповый» характер мышления умело используются в ходе информационного противоборства для целенаправленного воздействия на массовое и индивидуальное сознание молодых людей, разрушение существующей системы национальных ценностей, приоритетов и их трансформацию в структуре экономического, политического, морально-нравственного, информационного пространств, соответствующих представлениям, задаваемым инициаторами информационного противоборства.

Как обеспечить защиту интересов общества, государства, личности в условиях со-

временного информационного противоборства, выделяя при этом особенно уязвимый и подвижный объект информационно-психологического воздействия противника - современную молодежь? В поисках ответа на этот сложнейший вопрос важно учитывать, что информационное противоборство, по обоснованному в работах военных исследователей утверждению, имеет две четко обозначенные составляющие: оборонительную и наступательную (В.И. Слипченко) [8]. Когда речь идет об изучении информационного противоборства применительно к такому его объекту, как студенческая молодежь, то следует рассматривать исключительно его оборонительную составляющую. Это позволяет следующим образом определить психолого-педагогическую проблему исследования: какова методология и в чем содержание субъект-субъектного взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов, обеспечивающего успешное (соответствующее интересам общества, личности, государства) личностное развитие обучающихся в условиях современного информационного противоборства?

Безусловно, это комплексная проблема, требующая проведения исследований множества ее аспектов в контексте целостного системного образования. Одним из аспектов проблемы становится развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи к информационно-психологическому воздействию, оказываемому на этот объект в рамках проводимой информационной войны -неотъемлемой составляющей современных гибридных войн. Чрезвычайная сложность и противоречивость всего того, что связано с исследованием проблемы в выделенном аспекте, требует тщательной проработки и обоснования концептуальных основ процесса духовно-нравственного развития студенчества, формирования личностно-профессиона-льных качеств обучающихся, их ценностно-смысловых доминант, которые невозможно представить не только в рамках одной статьи, но даже в рамках одного исследования. В связи с этим в настоящей статье мы акцентируем внимание лишь на развитии духовно-нравственного иммунитета студенчества как направления формирования готовности студенческой молодежи к эффективному проти-

востоянию в условиях массированного информационного воздействия недружественных стран в рамках проведения ими гибридной войны против нашей страны.

Ключевым для проведения исследования в избранном аспекте изучаемой проблемы становится понятие «духовно-нравственный иммунитет студенческой молодежи». По нашему мнению, определять феномен следует, взяв за основу родовое значение слова «иммунитет», приведенное Д.Н. Ушаковым в Толковом словаре русского языка: невосприимчивость, способность противостоять [9]. Хотя, следует отметить, что многие исследователи духовного, нравственного, духовно-нравственного иммунитета личности уходят довольно далеко от этого родового значения понятия (например, Р.Х. Гильмеева, В.И. Ка-ширин, О.В. Каширина и др.) [10, с. 57; 11, с. 111]. В своих исследованиях мы рассматриваем два относительно обособленных феномена: духовно-нравственный иммунитет как обобщенное качество социального образования студенческой молодежи и как личностное интегративное качество. Для проведения исследования психолого-педагогических аспектов проблемы обеспечения успешного противостояния в условиях современного информационного противоборства необходимо сконцентрировать усилия на изучении феномена во втором из указанных его значений, не исключая при этом влияния социума на развитие духовно-нравственного иммунитета личности.

Определяя духовно-нравственный иммунитет студенческой молодежи как инте-гративное личностное образование, мы использовали результаты исследований и ученых, имеющих многолетний опыт научной деятельности, и молодых ученых. В итоге феномен «духовно-нравственный иммунитет студенческой молодежи» определился следующим образом: это совокупность духовных, моральных и нравственных качеств личности, новообразование, сформировавшееся в образовательном процессе вуза, в котором воплощены невосприимчивость личности к информационному и иному деструктивному психологическому влиянию противника, внутренняя самоизоляция от информационно-психологического воздействия, предпринимаемого в целях разрушения

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 2. C. 67-74. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

резистентности к негативным факторам информационного противоборства в рамках проводимой противником гибридной войны. Отмечая, что духовно-нравственный иммунитет студенческой молодежи формируется в образовательном процессе вузов, мы тем самым подчеркиваем доминирующее влияние на процесс его развития факторов образовательной среды. Однако при этом мы не исключаем влияния экономических, социально-политических, морально-нравственных и иных факторов, действие которых происходит за пределами образовательной среды.

Именно в связи с тем, что сложная и многогранная проблема изучается в психолого-педагогическом аспекте, встает вопрос о том, что же представляет собой развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях информационного противоборства. Отвечая на этот вопрос, нельзя не обратиться к пониманию развития личности, которое в педагогике до настоящего времени еще не имеет однозначного толкования. Однако большинство исследователей указывают на двойственность и противоречивость развития личности обучающегося в образовательном процессе, когда личность испытывает воздействие как внешних, так и внутренних, как управляемых, так и неуправляемых факторов [12]. В связи с этим развитие духовно-нравственного иммунитета мы характеризуем как двуединый процесс, объединяющий личностные изменения, происходящие под влиянием внутриличностного и внешнего воздействия. В этом двуедином процессе осуществляется становление личности, вырабатываются духовно-нравственные ориентиры, происходит усвоение опыта социальной жизнедеятельности, коммуникативного взаимодействия в социуме, студенческом коллективе, что сопровождается и достижением определенного уровня сформированности духовно-нравственного иммунитета.

В контексте определенного ранее феномена духовно-нравственного иммунитета внешнее воздействие на его развитие применительно к студенческой молодежи - это, прежде всего, воспитание, осуществляемое в образовательном процессе вуза. Не умаляя значение когнитивной составляющей инте-гративного образования, решающее значение

для формирования духовно-нравственного иммунитета мы отводим воспитанию. Ведь человек формируется как личность посредством целенаправленного воспитания. Безусловно, каждому студенту важно получать и усваивать как общие гуманитарные знания, так и знания, связанные с ведением гибридных войн, информационных войн, механизмами информационно-психологического воздействия на современную молодежь и т. п. Однако еще важнее обеспечить понимание студентами важности и значимости для общества, государства и его граждан сохранения национальных ценностей и приоритетов, независимости и убежденности в справедливости морально-нравственных устоев и принципов.

Изучая феномен духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи как ин-тегративного личностного новообразования, мы выделяем в нем ценностно-смысловой, чувственно-эмоциональный и регуляторно-деятельностный компоненты. Структурирование интегративного новообразования необходимо для того, чтобы обосновать особенности становления каждого из компонентов в рамках целостного феномена, сделать максимально эффективным педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов в процессе реализации педагогической технологии воспитания, разработанной для решения задач развития духовно-нравственного иммунитета с учетом целей, методов и обстоятельств психологического воздействия противника в условиях информационного противоборства.

Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс вузов педагогической технологии воспитания, обеспечивающей целенаправленное развитие духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в условиях современного информационного противоборства, выявление и обоснование необходимых для ее успешной реализации педагогических условий - самостоятельное направление научно-педагогического поиска, выходящее за рамки настоящей статьи. Однако здесь полезно привести вывод, к которому приходит молодой исследователь: аспирант А.В. Баранов уверен, что одним из педагогических условий «защиты российской молодежи от негативного информаци-

онного воздействия» становится «работа по формированию критического мышления как средства обеспечения информационно-психологической безопасности личности» [13, с. 370]. Заметим, что направленность на развитие критического мышления у студенческой молодежи может стать не только обозначенным автором «средством обеспечения информационно-психологической безопасности личности», но и способом формирования духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи в процессе реализации заявленной педагогической технологии воспитания в образовательном процессе вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование психолого-педагогических аспектов проблемы современного информационного противоборства в направлении развития духовно-нравственного иммунитета студенческой молодежи позволило установить его особую актуальность и значимость для отечественной науки и практики. Информационное противоборство оказывает сложное, противоречивое, многофакторное воздействие на личностное развитие, мировоззрение, духовно-нравственное становление студенческой

молодежи. Определяя содержание понятия «духовно-нравственный иммунитет студенческой молодежи», необходимо рассматривать два относительно обособленных, но при этом тесно связанных между собой феномена: духовно-нравственный иммунитет как обобщенное качество социального образования студенческой молодежи и как личностное интегративное качество студента. Изучая развитие исследуемого феномена как личностного качества, важно учитывать особенности формирования таких его структурных компонентов, как ценностно-смысловой, чувственно-эмоциональный и регуляторно-деятельностный.

Для предупреждения негативного, разрушающего личность влияния информационно-психологического воздействия противника необходимо обеспечить субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и студентов в ходе реализации педагогической технологии воспитания, которая разрабатывается и реализуется в образовательном процессе вуза и обеспечивает целенаправленное развитие духовно-нравственного иммунитета студентов с учетом условий современного информационного противоборства как одного из направлений гибридных войн.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лавров С.В. Интервью каналу RT 18 марта 2022 г. URL: https://news.rambler.ru/politics/48322719/ (дата обращения: 20.05.2022).

2. Песков Д.С. Просветительский марафон общества «Знание» под названием «Новые горизонты» // Коммерсант. 2022. 18 мая.URL: http s ://www. ko mmers ant.ru/doc/5356150 (дата обращения: 20.05.2022).

3. Путин В.В. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи. URL: https://pobedarf.ru/2021/03/25/putin-napomnil-o-vazhnosti-vospitaniYa-molodezhi/ (дата обращения: 20.05.2022).

4. Малахов Д.В. Молодежь в информационной войне: выпускная квалификационная работа. Екатеринбург, 2017.

5. Макарин А.И., Ветвицкая С.М. Молодежь в России сегодня: ценностные установки и проблемы // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 6.

6. Матвиенко М.А., Егушев К.Е., Пименов Н.О., Файрузов Р.Р. Ценности современной молодежи // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1523-1525.

7. Плужникова Н.Н., Корсунова В.А. Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения // Молодой ученый. 2017. № 15 (149). С. 520-521.

8. Слипченко В.И. Информационное противоборство в бесконтактных войнах // Обозреватель -Observer. 2001. № 12. С. 40-43.

9. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова: в 4 т. М.: Сов. энцикл.; ОГИЗ, 1935-1940. Т.1. 1567 с.

10. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-3 (113). С. 56-61.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 2. C. 67-74. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

11. Каширин В.И., Каширина О.В. Утверждение духовно-нравственного иммунитета молодежи как фактор сбережения народа // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 6 (39). С. 110-114.

12. Макарова Л.Н., Старцев М.В. Проблемные зоны взаимодействия преподавателей и студентов // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 5. С. 210-216.

13. Баранов А. В. Педагогические условия защиты российской молодежи от негативного информационного воздействия // Молодой ученый. 2013. № 8 (55). С. 369-373.

REFERENCES

1. Lavrov S.V. Interview with RT on March 18, 2022 (In Russian). URL: https://news.rambler.ru/politics/48322719/ (accessed: 20.05.2022).

2. Peskov D.S. Educational marathon of the society "Knowledge" called "New Horizons". Kommersant, 2022, May 18. (In Russian). URL: https://www.kommersant.ru/doc/5356150 (accessed: 20.05.2022).

3. Putin V.V. Meeting with representatives of the public on issues of patriotic education of youth. (In Russian). URL: https://pobedarf.ru/2021/03/25/putin-napomnil-o-vazhnosti-vospitaniya-molodezhi/ (accessed: 20.05.2022).

4. Malakhov D.V. Youth in the Information War. Yekaterinburg, 2017. (In Russian).

5. Makarin A.I., Vetvitskaya S.M. Youth in Russia today: value attitudes and issues. Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik, 2017, no. 6. (In Russian).

6. Matvienko M.A., Egushev K.E., Pimenov N.O., Fayruzov R.R. Values of modern youth. Molodoy uchenyy = Young Scientist, 2015, no. 10 (90), pp. 1523-1525. (In Russian).

7. Pluzhnikova N.N., Korsunova V.A. Value orientations and ideals of the modern generation. Molodoy uchenyy = Young Scientist, 2017, no. 15 (149), pp. 520-521. (In Russian).

8. Slipchenko V.I. Informational confrontation in contactless wars. Obozrevatel - Observer, 2001, no. 12, pp. 40-43. (In Russian).

9. Ushakov D.N., ed. Explanatory Dictionary of the Russian language : in 4 vols. Moscow, Sovetskaya Ensiklopediya Publ.; ASBMP Publ., 1935-1940, vol. 1, 1567 p. (In Russian).

10. Gilmeeva R.Kh. Formation of spiritual and moral immunity of youngsters as a condition of preventing the extremism in safe educational environment. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2015, no. 6-3 (113), pp. 56-61. (In Russian).

11. Kashirin V.I., Kashirina O.V. Spiritual and moral youth immunity approval as a factor of people saving. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta = Newsletter of North-Caucasus Federal University, 2013, no. 6 (39), pp. 110-114. (In Russian).

12. Makarova L.N., Startsev M.V. Problem zones of teachers and students' interaction. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy = Social-Economic Phenomena and Processes, 2017, vol. 12, no. 5, pp. 210-216. (In Russian).

13. Baranov A.V. Pedagogical conditions of protection of Russian youth from negative informational impact.

Molodoy uchenyy = Young Scientist, 2013, no. 8 (55), pp. 369-373. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Мещерякова Елена Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж, Российская Федерация. Е-mail: elenamsol@yandex.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.

Elena I. Meshcheryakova - Doctor of Pedagogy, Professor of Humanities and Social Disciplines Department. Military Training and Scientific Center of the Air Force "Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin", Voronezh, Russian Federation. Е-mail: elenamsol@Yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3726-5283 Contribution: main study conception, literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.