Научная статья на тему 'Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации'

Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА / HEALTH PRESERVATION / INNOVATION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жильников А. Ю.

В данной статье предложена программа создания системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации. Определена цель, задачи программы, выделена новизна, описана система здоровьесбережения. Выделены ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жильников А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HEALTH SAVINGS IN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This paper proposes a program to create a system to ensure health saving enrolled in an educational organization. Determine the purpose, objectives of the program, highlighted the novelty is described health saving system. Allocated the expected results.

Текст научной работы на тему «Формирование системы здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации»

УДК 371.7

А.Ю. Жильников

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Воронежский экономико-правовой институт

Аннотация: В данной статье предложена программа создания системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации. Определена цель, задачи программы, выделена новизна, описана система здоровьесбережения. Выделены ожидаемые результаты.

Ключевые слова: здоровьесбережение, инновации, система.

UDC 371.7

A.Yu. Zhilnikov

FORMATION OF HEALTH SAVINGS IN EDUCATIONAL

ORGANIZATION

Voronezh Institute of Economics and Law

Abstract: This paper proposes a program to create a system to ensure health saving enrolled in an educational organization. Determine the purpose, objectives of the program, highlighted the novelty is described health saving system. Allocated the expected results.

Keywords: health preservation, innovation, system.

Приоритетным направлением развития образования в Российской Федерации является обеспечение охраны здоровья обучающихся. Данная функция отнесена к деятельности образовательных организаций и закреплена в ст. 41 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».

Также, приоритетным направлением развития сферы образования в Белгородской области на 2016 год определено «Укрепление здоровья субъектов образовательных отношений, продвижение ценностей здорового образа жизни».

Диагностика состояния здоровья обучающихся образовательных организаций Старооскольского городского

округа, как и многих других, неутешительная. Не смотря на целенаправленную работу в этом направлении, есть обучающиеся, здоровье которых требует корректировки.

Именно эти факторы стали определяющими при выборе направления разработки инновационной программы - образовательное пространство образовательной организации как фактор здоровь-есбережения обучающихся.

Инновацией является - создание волонтерской группы по реализации инновационного процесса - создание системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся.

Цель программы: формирование культуры здорового образа жизни у уча-

стников образовательного процесса через создание и развитие системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся.

Задачи реализации программы:

1. Формирование управленческой надстройки по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся.

2. Развитие у обучающихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и здорового образа жизни.

3. Использование современных технологий, методов и форм при формировании системы здоровьесбере-гающей среды в образовательной организации.

4. Повышение творческого потенциала научно-педагогических работников образовательных организаций через реализацию инновационной деятельности по вопросам охраны здоровья обучающихся в образовательной среде.

5. Достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся.

Научная новизна инновационной площадки заключается в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций, определяющих характер и направление создания системы обеспечения здоровьесбе-режения обучающихся с учетом количественных и качественных параметров, характеризующих ее развитие.

Научная новизна подтверждается следующими полученными в ходе исследования научными выводами и результатами: предложена программа создания системы обеспечения здо-ровьесбережения обучающихся, отличительная черта которой состоит в создании системных условий для запуска процесса эффективной реализации инновационного проекта по обеспечению охраны здоровья обучающихся с воз-

можностью их дальнейшего тиражирования при непрерывном развитии предложенной системы.

В соответствии с общественно признанным определением система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных между собой для достижения поставленных целей. Опираясь на данное понятие, по мнению автора, система обеспечения здоровьесбережения обучающихся — это совокупность объектов и субъектов образовательной деятельности, объектов образовательной инфраструктуры, объединенных в форме кластера для эффективного обеспечения охраны здоровья обучающихся.

Как любая система «система обеспечения здоровьесбережения обучающихся» обладает четырьмя свойствами:

Первое свойство: целостность и делимость. По нашему мнению, система обеспечения здоровьесбережения обучающихся есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Определим следующие элементы системы обеспечения здоровьесбереже-ния обучающихся:

1) Управленческая надстройка по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся. Должна включать в себя создание волонтерской группы из числа управленческих кадров образовательных организаций. Основной функцией волонтерской управленческой группы должна стать функция активизации запуска проекта по формированию элементов системы на территории образовательных организаций и обеспечение их взаимодействия.

2) Подсистема производства знаний. Включает в себя учебную и учебно-методическую работу образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта. Включает в себя использование современных информационно-коммуникационных технологий для обучения.

3) Подсистема воспитания обучающихся. Включает в себя воспитатель-

ную, профориентационную, пропо-гандисткую, спортивную, духовно-нравственную деятельность образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта. Основная функция - пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.

4) Подсистема «Лаборатория здоровья». Включает в себя медико-санитарную, санитарно-противоэпидемическую, профилактическую деятельность, осуществление периодических медицинских осмотров и диспансеризацию обучающихся образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта.

5) Подсистема «7Я». Включает (рис.

1).

Тандемная работа семьи и образовательной организации

Явную Яркую Ядровую Ячейковую

Ярусную работу семьи и образовательной организации

Я обучающегося

Рисунок 1 - Элементы системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся

6) Обучающийся — важнейший элемент системы обеспечения здоровьес-бережения, воспринимающий работу элементов системы и взаимодействующий с ними.

Второе свойство: связи. По нашему мнению между элементами системы обеспечения здоровьесбережения имеются устойчивые связи. Они реализуются в виде взаимодействия между элементами системы. Необходимым является установление более тесных взаимосвязей между всеми элементами системы, что позволит наиболее эффективно достигать интегративные качества системы здоровьесбережения.

Третье свойство: организация. По нашему мнению связи между элементами системы обеспечения здоровьес-бережения должны быть определенным образом упорядочены, она должна иметь определенную степень организации в рамках территориально ограниченной структуры - региона. Данное

свойство подлежит реализации через управленческую надстройку по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся.

Четвертое свойство: интегративные качества — мы считаем, что системе обеспечения здоровьесбережения будут присущи интегративные качества, которыми не обладает ни один из её элементов в отдельности - повышение конкурентоспособности региона, путем обеспечения охраны здоровья обучающихся, создания условий здоровьесбережения -что является одним из ключевых факторов формирования высококвалифицированных специалистов, готовых эффективно трудиться на благо отечества.

Таким образом, по нашему мнению, система обеспечения здоровьесбереже-ния обучающихся имеет следующий вид (рис. 2, табл. 1).

Управление образования

Спортивные школы (секции)

Рисунок 2 - Система обеспечения здоровьесбережения обучающихся

Таблица 1

Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

Единица из- Целевой ориентир

№ Наименование показателя

мерения 2016г 2017г 2018г

1 Удовлетворенность обучающихся количе-

ством и качеством программ спортивно- % 70 80 90

оздоровительной направленности.

2 Удовлетворенность родителей количеством

и качеством программ спортивно- % 70 80 90

оздоровительной направленности.

3 Удовлетворенность научно-педагогических работников. % 90 90 100

4 Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом. % 100 100 100

5 Доля обучающихся подготовительной

группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом. % 85 90 100

6 Доля обучающихся специальной группы

здоровья, охваченных занятиями физкульту- % 55 55 60

рой и спортом

Ожидаемые конечные результаты реализации инновационной программы:

- обучение навыкам здорового образа жизни;

- снижение уровня заболеваемости среди обучающихся и научно-

педагогических работников;

- увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием спортивно-оздоровительной направленности;

- снижение уровня правонарушений среди обучающейся молодёжи;

- нормализация отношений в семьях, отнесенных к группе риска;

- поднятие престижа образовательных организаций;

- повышение уровня культуры здоровья;

- повышение качества образования;

- налаживание взаимовыгодных связей и отношений в социуме.

Способы / формы распространения и внедрения результатов проекта в массовую практику - создание «системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся» в каждом муниципальном объединений.

Задачей является обеспечение эффективной работы каждой подсистемы.

1. Управленческая надстройка по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся. Должна реализовываться в форме создания волонтерской группы из числа управленческих кадров образовательных организаций.

2. Подсистема производства знаний. Форма реализации: учебная и учебно-методическая работу (в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий) для обучения навыкам здорового образа жизни.

3. Подсистема воспитания обучающихся. Форма реализации:

- организация спартакиады между

образовательными организациями;

- проведение ежемесячных «Дней здоровья»;

- проведение спартакиады среди научно-педагогических работников образовательных организаций «Педагогические игры»;

- организация родительских лекториев по темам здоровьесбережения обучающихся;

- организация и проведение спортивных соревнований внутри образовательных организаций;

- организация и проведение «Дней видов спорта».

4. Подсистема «Лаборатория здоровья». Форма организации: медико-санитарная, санитарно-противоэпидемическая, профилактическая деятельность, осуществление периодических медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся.

5. Подсистема «7Я». Форма организации: активизация взаимодействия с родителями обучающихся в воспитательной, спортивной, профилактической и пропагандисткой деятельности. (Проведение вебинаров для родителей по вопросам здоровьесбережения обучающихся; контактная работа с родителями).

6. Обучающийся — взаимодействие обучающихся с элементами системы. Вовлечение обучающихся во все подсистемы.

Библиографический список

1. Богданова Т.Н. Развитие инновационного потенциала многоуровневого образовательного комплекса // Территория науки. 2013. № 6. С. 11-14.

2. Голубь М.С. Метод моделирования как способ предупреждения и коррекции уровня виктимизации детей и подростков // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 3. С. 66-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Жильников А.Ю. Алгоритм формирования кластера (на примере белгородской области) // Территория науки. 2013. № 3. С. 58-65.

4. Жильников А.Ю. Региональная инновационная система // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 62-65.

5. Жильников А.Ю. Определение стимулирующих и сдерживающих факторов инновационной активности региона // Экономические науки. 2013. Т. 2. С. 77.

6. Жильников А.Ю. Методика оценки инновационной деятельности // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 6. С. 7-12.

7. Иващенко Н.В. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов // Территория науки. 2015. № 1. С. 26-29.

8. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научно-образовательных структур в современных условиях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 5-9.

9. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Перспективы развития социального партнерства в системе «образование-наука-бизнес» на основе кластерного подхода // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества. Материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 409-412.

10. Комаров К.Ю. Особенности реализации модели инновационного образовательного пространства на примере подготовки агропедагогов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 26-29.

11. Ляхова Н.И., Жильников А.Ю. Диагностика и оценка инновационного развития регионов. Монография. - Воронеж, 2013.

12. Назарова Г.Н. Роль образовательных технологий в формировании системы инновационного обучения // Территория науки. 2015. № 1. С. 33-37.

13. Реутова О.В., Бурханова И.Ю. Современные тенденции подготовки специалиста в сфере физической культуры // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 53-55.

14. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Онтогенез организации адаптивного поведения личности // Успехи современной науки. 2016. Т. 4 № 4. С. 50-53

15. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 16-20.

16. Чижов С.А. Технология проблемно-диалогового обучения как средство повышения качества образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 71-74.

Информация об авторе: Information about author:

Жильников Александр Юрьевич, Zhilnikov Aleksandr Yurevich,

кандидат экономических наук, доцент, candidate of economic sciences, Associate Professor,

Воронежский экономико -правовой институт, Voronezh Economics and Law Institute, Stary Oskol, г. Старый Оскол, Россия Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.