УДК 371.7
А.Ю. Жильников
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Аннотация: В данной статье предложена программа создания системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся в образовательной организации. Определена цель, задачи программы, выделена новизна, описана система здоровьесбережения. Выделены ожидаемые результаты.
Ключевые слова: здоровьесбережение, инновации, система.
UDC 371.7
A.Yu. Zhilnikov
FORMATION OF HEALTH SAVINGS IN EDUCATIONAL
ORGANIZATION
Voronezh Institute of Economics and Law
Abstract: This paper proposes a program to create a system to ensure health saving enrolled in an educational organization. Determine the purpose, objectives of the program, highlighted the novelty is described health saving system. Allocated the expected results.
Keywords: health preservation, innovation, system.
Приоритетным направлением развития образования в Российской Федерации является обеспечение охраны здоровья обучающихся. Данная функция отнесена к деятельности образовательных организаций и закреплена в ст. 41 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Также, приоритетным направлением развития сферы образования в Белгородской области на 2016 год определено «Укрепление здоровья субъектов образовательных отношений, продвижение ценностей здорового образа жизни».
Диагностика состояния здоровья обучающихся образовательных организаций Старооскольского городского
округа, как и многих других, неутешительная. Не смотря на целенаправленную работу в этом направлении, есть обучающиеся, здоровье которых требует корректировки.
Именно эти факторы стали определяющими при выборе направления разработки инновационной программы - образовательное пространство образовательной организации как фактор здоровь-есбережения обучающихся.
Инновацией является - создание волонтерской группы по реализации инновационного процесса - создание системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся.
Цель программы: формирование культуры здорового образа жизни у уча-
стников образовательного процесса через создание и развитие системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся.
Задачи реализации программы:
1. Формирование управленческой надстройки по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся.
2. Развитие у обучающихся ценностных ориентаций на сохранение и укрепление здоровья и здорового образа жизни.
3. Использование современных технологий, методов и форм при формировании системы здоровьесбере-гающей среды в образовательной организации.
4. Повышение творческого потенциала научно-педагогических работников образовательных организаций через реализацию инновационной деятельности по вопросам охраны здоровья обучающихся в образовательной среде.
5. Достижение нового уровня взаимодействия образовательной организации, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры в формировании здорового образа жизни обучающихся.
Научная новизна инновационной площадки заключается в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций, определяющих характер и направление создания системы обеспечения здоровьесбе-режения обучающихся с учетом количественных и качественных параметров, характеризующих ее развитие.
Научная новизна подтверждается следующими полученными в ходе исследования научными выводами и результатами: предложена программа создания системы обеспечения здо-ровьесбережения обучающихся, отличительная черта которой состоит в создании системных условий для запуска процесса эффективной реализации инновационного проекта по обеспечению охраны здоровья обучающихся с воз-
можностью их дальнейшего тиражирования при непрерывном развитии предложенной системы.
В соответствии с общественно признанным определением система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных между собой для достижения поставленных целей. Опираясь на данное понятие, по мнению автора, система обеспечения здоровьесбережения обучающихся — это совокупность объектов и субъектов образовательной деятельности, объектов образовательной инфраструктуры, объединенных в форме кластера для эффективного обеспечения охраны здоровья обучающихся.
Как любая система «система обеспечения здоровьесбережения обучающихся» обладает четырьмя свойствами:
Первое свойство: целостность и делимость. По нашему мнению, система обеспечения здоровьесбережения обучающихся есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Определим следующие элементы системы обеспечения здоровьесбереже-ния обучающихся:
1) Управленческая надстройка по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся. Должна включать в себя создание волонтерской группы из числа управленческих кадров образовательных организаций. Основной функцией волонтерской управленческой группы должна стать функция активизации запуска проекта по формированию элементов системы на территории образовательных организаций и обеспечение их взаимодействия.
2) Подсистема производства знаний. Включает в себя учебную и учебно-методическую работу образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта. Включает в себя использование современных информационно-коммуникационных технологий для обучения.
3) Подсистема воспитания обучающихся. Включает в себя воспитатель-
ную, профориентационную, пропо-гандисткую, спортивную, духовно-нравственную деятельность образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта. Основная функция - пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
4) Подсистема «Лаборатория здоровья». Включает в себя медико-санитарную, санитарно-противоэпидемическую, профилактическую деятельность, осуществление периодических медицинских осмотров и диспансеризацию обучающихся образовательных организаций, привлеченных к реализации проекта.
5) Подсистема «7Я». Включает (рис.
1).
Тандемная работа семьи и образовательной организации
Явную Яркую Ядровую Ячейковую
Ярусную работу семьи и образовательной организации
Я обучающегося
Рисунок 1 - Элементы системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся
6) Обучающийся — важнейший элемент системы обеспечения здоровьес-бережения, воспринимающий работу элементов системы и взаимодействующий с ними.
Второе свойство: связи. По нашему мнению между элементами системы обеспечения здоровьесбережения имеются устойчивые связи. Они реализуются в виде взаимодействия между элементами системы. Необходимым является установление более тесных взаимосвязей между всеми элементами системы, что позволит наиболее эффективно достигать интегративные качества системы здоровьесбережения.
Третье свойство: организация. По нашему мнению связи между элементами системы обеспечения здоровьес-бережения должны быть определенным образом упорядочены, она должна иметь определенную степень организации в рамках территориально ограниченной структуры - региона. Данное
свойство подлежит реализации через управленческую надстройку по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся.
Четвертое свойство: интегративные качества — мы считаем, что системе обеспечения здоровьесбережения будут присущи интегративные качества, которыми не обладает ни один из её элементов в отдельности - повышение конкурентоспособности региона, путем обеспечения охраны здоровья обучающихся, создания условий здоровьесбережения -что является одним из ключевых факторов формирования высококвалифицированных специалистов, готовых эффективно трудиться на благо отечества.
Таким образом, по нашему мнению, система обеспечения здоровьесбереже-ния обучающихся имеет следующий вид (рис. 2, табл. 1).
Управление образования
Спортивные школы (секции)
Рисунок 2 - Система обеспечения здоровьесбережения обучающихся
Таблица 1
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
Единица из- Целевой ориентир
№ Наименование показателя
мерения 2016г 2017г 2018г
1 Удовлетворенность обучающихся количе-
ством и качеством программ спортивно- % 70 80 90
оздоровительной направленности.
2 Удовлетворенность родителей количеством
и качеством программ спортивно- % 70 80 90
оздоровительной направленности.
3 Удовлетворенность научно-педагогических работников. % 90 90 100
4 Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом. % 100 100 100
5 Доля обучающихся подготовительной
группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом. % 85 90 100
6 Доля обучающихся специальной группы
здоровья, охваченных занятиями физкульту- % 55 55 60
рой и спортом
Ожидаемые конечные результаты реализации инновационной программы:
- обучение навыкам здорового образа жизни;
- снижение уровня заболеваемости среди обучающихся и научно-
педагогических работников;
- увеличение охвата обучающихся дополнительным образованием спортивно-оздоровительной направленности;
- снижение уровня правонарушений среди обучающейся молодёжи;
- нормализация отношений в семьях, отнесенных к группе риска;
- поднятие престижа образовательных организаций;
- повышение уровня культуры здоровья;
- повышение качества образования;
- налаживание взаимовыгодных связей и отношений в социуме.
Способы / формы распространения и внедрения результатов проекта в массовую практику - создание «системы обеспечения здоровьесбережения обучающихся» в каждом муниципальном объединений.
Задачей является обеспечение эффективной работы каждой подсистемы.
1. Управленческая надстройка по координации деятельности образовательных организаций в сфере обеспечения охраны здоровья обучающихся. Должна реализовываться в форме создания волонтерской группы из числа управленческих кадров образовательных организаций.
2. Подсистема производства знаний. Форма реализации: учебная и учебно-методическая работу (в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий) для обучения навыкам здорового образа жизни.
3. Подсистема воспитания обучающихся. Форма реализации:
- организация спартакиады между
образовательными организациями;
- проведение ежемесячных «Дней здоровья»;
- проведение спартакиады среди научно-педагогических работников образовательных организаций «Педагогические игры»;
- организация родительских лекториев по темам здоровьесбережения обучающихся;
- организация и проведение спортивных соревнований внутри образовательных организаций;
- организация и проведение «Дней видов спорта».
4. Подсистема «Лаборатория здоровья». Форма организации: медико-санитарная, санитарно-противоэпидемическая, профилактическая деятельность, осуществление периодических медицинских осмотров и диспансеризации обучающихся.
5. Подсистема «7Я». Форма организации: активизация взаимодействия с родителями обучающихся в воспитательной, спортивной, профилактической и пропагандисткой деятельности. (Проведение вебинаров для родителей по вопросам здоровьесбережения обучающихся; контактная работа с родителями).
6. Обучающийся — взаимодействие обучающихся с элементами системы. Вовлечение обучающихся во все подсистемы.
Библиографический список
1. Богданова Т.Н. Развитие инновационного потенциала многоуровневого образовательного комплекса // Территория науки. 2013. № 6. С. 11-14.
2. Голубь М.С. Метод моделирования как способ предупреждения и коррекции уровня виктимизации детей и подростков // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 3. С. 66-68.
3. Жильников А.Ю. Алгоритм формирования кластера (на примере белгородской области) // Территория науки. 2013. № 3. С. 58-65.
4. Жильников А.Ю. Региональная инновационная система // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 62-65.
5. Жильников А.Ю. Определение стимулирующих и сдерживающих факторов инновационной активности региона // Экономические науки. 2013. Т. 2. С. 77.
6. Жильников А.Ю. Методика оценки инновационной деятельности // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2013. № 6. С. 7-12.
7. Иващенко Н.В. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов // Территория науки. 2015. № 1. С. 26-29.
8. Иголкин С.Л. Опыт инновационного развития научно-образовательных структур в современных условиях // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 5-9.
9. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Перспективы развития социального партнерства в системе «образование-наука-бизнес» на основе кластерного подхода // Инновационные подходы к решению социально-экономических, правовых и педагогических проблем в условиях развития современного общества. Материалы I международной научно-практической конференции. 2015. С. 409-412.
10. Комаров К.Ю. Особенности реализации модели инновационного образовательного пространства на примере подготовки агропедагогов // Успехи современной науки. 2016. Т. 1. № 4. С. 26-29.
11. Ляхова Н.И., Жильников А.Ю. Диагностика и оценка инновационного развития регионов. Монография. - Воронеж, 2013.
12. Назарова Г.Н. Роль образовательных технологий в формировании системы инновационного обучения // Территория науки. 2015. № 1. С. 33-37.
13. Реутова О.В., Бурханова И.Ю. Современные тенденции подготовки специалиста в сфере физической культуры // Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 53-55.
14. Цахаева А.А., Аминова Д.К. Онтогенез организации адаптивного поведения личности // Успехи современной науки. 2016. Т. 4 № 4. С. 50-53
15. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии // Успехи современной науки и образования. Т. 3. № 4. С. 16-20.
16. Чижов С.А. Технология проблемно-диалогового обучения как средство повышения качества образования // Территория науки. 2015. № 6. С. 71-74.
Информация об авторе: Information about author:
Жильников Александр Юрьевич, Zhilnikov Aleksandr Yurevich,
кандидат экономических наук, доцент, candidate of economic sciences, Associate Professor,
Воронежский экономико -правовой институт, Voronezh Economics and Law Institute, Stary Oskol, г. Старый Оскол, Россия Russia