УДК 658.516
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА УСТРАНЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Л.А. Титова
В данной статье предложен подход к формированию системы управления, направленной на устранение негативных психологических явлений в трудовом коллективе
Ключевые слова: управление, система, трудовой коллектив, система управления
В современных рыночных условиях, при выходе из сложившегося экономического кризиса наиболее важными факторами национальной конкурентоспособности являются не природные и финансовые ресурсы, а ресурсы человеческие, то есть люди, их профессиональные и личностные качества, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и умения, их творческие и новаторские способности [1].
При выходе из кризиса в первую очередь проводятся изменения, не требующие больших инвестиций, но позволяющие провести финансовое оздоровление предприятия. Основное оборудование и технологии пока остаются прежними: нет
свободных денег и еще не определена стратегия на долгосрочную перспективу.
В настоящее время всё больше управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить её эффективность, а само понятие «управление персоналом» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономикостатистического до философско-психологического.
Таким образом, в ходе рассмотрения
особенностей трудового коллектива мною было определено, что преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению, в связи с чем были выявлены возможные негативные
психологические явления, которые могут произойти практически в любом трудовом коллективе.
К негативным психологическим явлениям, возникающим в трудовом коллективе мною были отнесены следующие: отрицательные черты
характера личности (обидчивость, зависть, болезненное самолюбие); разобщенность членов трудового коллектива; низкая культура общения; эмоциональная напряженность в трудовом коллективе; психологический барьер предвзятости; неприятие отдельных участников трудового коллектива; отчуждение; слабая организация взаимосвязи и взаимодействия руководства с подчиненными; низкое качество психологического климата в трудовом коллективе; конфликты,
стрессы и др. явления.
Для устранения выявленных негативных психологических явлений влияющих на
эффективность деятельности трудового коллектива необходимо разработать систему управления негативными психологическими явлениями в
трудовом коллективе, дополняющую
существующую систему управления персоналом предприятия.
Предлагаемая система управления
негативными психологическими явлениями в
трудовом коллективе опирается на следующие
фундаментальные принципы, наработанные в отечественной и зарубежной практике:
1. Направленность всех мероприятий в организации на повышение производительности труда персонала и на всестороннее развитие личности работающего.
2. Системность и комплексность воздействий
(экономических и социальных) в процессе управления персоналом, осуществление
мероприятий по ее совершенствованию и повышению уровня ее информационной и научной обоснованности.
3. Изучение, распространение и использование
моделей передового отечественного и зарубежного опыта с целью обеспечения кадрами, организацией их эффективного использования,
профессионального и социального развития.
4. Экспертиза и учет внешней среды в соответствии с периодом жизненного цикла, инновационным проектированием и планированием, внедрением приоритетного проекта и оперативного управления персоналом.
5. Рациональное сочетание элементов всех подсистем организации, приводящее к увеличению эффекта синергии и координации.
6. Целевая специализация, кооперация и многовариантность в деятельности работников.
7. Непрерывное взаимодействие и взаимовлияние руководителя и подчиненных в целях повышения эффективности совместной деятельности [1].
На основании вышеизложенного, и представленных ниже этапов построения была разработана следующая схема системы управления негативными психологическими явления в трудовом коллективе на предприятии (рисунок).
Титова Людмила Алексеевна - ВГТУ, канд. экон. наук, ассистент,тел. 8-950-760-52-12
Выси
Взаимен
Принят
Кад|
Обеспе
г
Орп
РуКОВО,!
НИ
Взаимодействие
вани^ мероприятий явлений
ция р^бот по создан благоприятного соцтиалы
Обучение работников методаг обстановки в трудовом коллек!
я В]
Мление негативными пси
тру
Система управления негативными психологическими явлениями в трудовом коллективе
Анализ и оценка социаль
Разработку и внедрение системы управления негативными психологическими явлениями в трудовом коллективе предлагается проводить в три этапа:
Этап I. Подготовительный или организационный.
1. Издать приказ о разработке системы управления негативными психологическими явлениями в трудовом коллективе;
2. Сформировать руководящий и рабочий органы для реализации комплекса работ по формированию системы;
3. Пересмотреть кадровую Политику
организации;
4. Подготовить и обучить специалистов,
рабочих по вопросам управления негативными психологическими явлениями в трудовом
коллективе;
5. Провести обследование и анализ системы управления предприятием, применяемых методов и функций управления;
6. Определить оптимальный состав специальных функций управления, способствующих устранению негативных психологических явлений;
7. Распределить обязанности, права и
ответственность по функциям управления между подразделениями и должностными лица;
8. Разработать документацию по системе управления негативными психологическими явлениями в трудовом коллективе;
9. Реорганизовать организационно-штатную структуру организации;
10. Разработать комплекс мотивационных мероприятий.
Этап II. Внедрение системы
11. Издать приказ о начале внедрения системы;
12. Организовать функционирование системы;
13. Организовать контроль за внедрением и соблюдением требований документов по системе;
14. Обеспечить выполнение плана мероприятий по устранению негативных психологических явлений в трудовом коллективе;
15. Организовать внутренний мониторинг системы.
Этап III. Функционирование системы и ее совершенствование
16. Организовать совершенствование работ, выполняемых на 2-м этапе;
17. Подготовить систему к сертификации;
18. Сертифицировать систему.
Для осуществления управленческих
воздействий на трудовой коллектив с целью устранения негативных психологических воздействий необходимо использовать социальнопсихологические методы управления персоналом, а не только административные и экономические.
Социально-психологические методы — это способы осуществления управленческих
воздействий на персонал, базирующиеся на
использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабам и способам воздействия эти методы
можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном мире человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из
совокупности высокоразвитых личностей,
предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы управления играют важную роль в управлении человеческими ресурсами, так как позволяют устанавливать значение и место сотрудников в коллективе, выявлять лидеров и обеспечивать их поддержку, связывать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечивать
эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Рассмотрим подробнее существующие методы социологического
управления, которые применяются в системе менеджмента организации.
Социальное планирование обеспечивает
постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например, увеличение
продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и
квалификации работников, сокращение
производственного травматизма. В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских кампаний, которые успешно используют передовой опыт
советского периода. На наш взгляд, развитие социального планирования на российских предприятиях последует после преодоления экономического кризиса.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения:
— анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет;
— интервьюирование предполагает подготовку до беседы, сценария (программы), затем в ходе диалога с собеседником — получение необходимой информации;
— социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе;
— метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые могут быть
обнаружены лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях;
— собеседование является распространенным методом при деловых переговорах, приеме на работу, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи;
— мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие западные кампании ставят в качестве первостепенной задачи формирование
корпоративной культуры и морали;
— партнерство составляет важный элемент
любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм
взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненными, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям, семейные и др. Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры предприятия и социологических методов в работе с персоналом.
Знание социологических методов управления человеческими ресурсами позволяет менеджеру объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечить эффективные коммуникации и поддержать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого целесообразно систематически проводить социологические исследования в коллективе, особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе [2].
Психологические методы играют очень
важную роль в работе с персоналом, так как
направлены на конкретную личность, обращаются к внутреннему миру человека, интеллекту, чувствам, образам и поведению, с тем чтобы направить
внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации. Основу применения психологических методов составляет
психологическое планирование как новое направление в работе с персоналом по
формированию эффективного психологического
состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных
тенденций деградации отсталой части трудового
коллектива. Психологическое планирование
предполагает постановку целей развития и
критериев эффективности, разработку
психологических нормативов, методов
планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
К наиболее важным результатам
психологического планирования можно отнести:
— формирование подразделений на основе психологического соответствия сотрудников;
— комфортный психологический климат в коллективе;
— формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;
— минимизацию психологических
конфликтов;
— разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;
— рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;
— формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных работников [3].
Отрасли психологии и знание их методов исследования позволяют сделать правильный анализ душевного состояния людей, построить их психологические портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и формировать хороший климат коллектива. Психология труда изучает аспекты профессионального отбора, профориентации, профессионального утомления, напряженности и интенсивности труда, несчастных случаев и др. Психология управления анализирует аспекты поведения людей в трудовом коллективе, отношения руководителя и подчиненного, проблемы мотивации и психологического климата.
Таким образом, предложенные социальнопсихологические методы управления призваны обеспечивать единство и полное взаимное соответствие между всеми участниками предприятия.
Система менеджмента организации может включать различные системы менеджмента, такие как систему обеспечения качества
производственных процессов [4], систему управления персоналом, а в ее рамках и систему управления по устранению негативных психологических явлений и др. То есть формирование системы управления негативными психологическими явления в трудовом коллективе представляет собой взаимосвязанный процесс воздействия на производство как со стороны высшего руководства предприятия, выполняющего функции общего руководства предприятия так и руководителей среднего и низового звеньев, выполняющих функции оперативно управления, в том числе и по устранению негативных психологических явлений в трудовом коллективе. Значит, система управления негативными психологическими явлениями органически входит в систему менеджмента организации и призвана дополнить существующую систему управления персоналом на предприятии. Следствием чего является необходимость участия в формировании системы управления негативными
психологическими явления в трудовом коллективе всех органов управления производством при рациональном распределении функций между ними и координации их деятельности. Таким образом, система управления негативными
психологическими явления в трудовом коллективе должна обеспечивать реализацию, как общих
функций управления, так и функций, направленных на устранение негативных психологических явлений в трудовом коллективе.
Обобщая выше изложенное, следует, что на основе принципов построения системы управления, социально-психологических методов управления, и предложенных этапах построения системы была сформирована система управления негативными психологическими явления в трудовом коллективе в рамках существующей системы управления персоналом.
Литература
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент:
человек, стратегия, организация, процесс: Учебное
пособие. - М.: МГУ, 2004.
2. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 584 с.
3. Жариков Е.С. Психология управления. Книга для руководителя и менеджера по персоналу. - М.: МЦФЭР, 2002. - 512 с.
4. Туровец О.Г., Титова Л.А. Исследование системы обеспечения качества производственных процессов на предприятии // Организатор производства. -2008. - № 4 (39). С. 55-60.
Воронежский государственный технический университет
FORMATION OF THE OFFICE AIMED AT ADDRESSING THE NEGATIVE PSYCHOLOGICAL
PHENOMENA IN THE WORKPLACE
L.A. Titova
In this paper, an approach to building management system, aimed at addressing the negative psychological effects in the workplace
Key words: management, system, team work, management system