Научная статья на тему 'Формирование системы управления модернизацией высшего образования'

Формирование системы управления модернизацией высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL HIGHER EDUCATION SYSTEM (NHES) / MODERNIZATION OF NHES / SUBJECTS OF ADMINISTRATION SYSTEM / MANAGERIAL DECISIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халин Владимир Георгиевич

The article deals with the modernization of national higher education system (NHES) and represents a model of administration system for NHES modernization. This system is described by the following parameters: modernization of national higher education system as an object of administration; participants of NHES modernization process as subjects of administration; decisions on NHES modernization worked out and implemented by the subjects as managerial decisions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Administration System for the Modernization of National Higher Education

The article deals with the modernization of national higher education system (NHES) and represents a model of administration system for NHES modernization. This system is described by the following parameters: modernization of national higher education system as an object of administration; participants of NHES modernization process as subjects of administration; decisions on NHES modernization worked out and implemented by the subjects as managerial decisions.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления модернизацией высшего образования»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

В. Г. Халин

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Настоящая статья посвящена рассмотрению модели формирования системы управления модернизацией НСВО (Модель 1), предполагающей определение перечня управленческих решений по модернизации; выделение субъектов, занятых разработкой, принятием и внедрением управленческих решений по модернизации НСВО, а также закрепление (перераспределение) этих управленческих решений между выделенными субъектами.

Данная работа является продолжением статьи1, в которой предложена модель формирования системы управленческих решений по модернизации НСВО (Модель 2). Ее использование дает возможность определить перечень управленческих решений, реализуемых при создании системы управления модернизацией НСВО в Модели 1. Однако надо отметить, что определение перечня управленческих решений — лишь один из вопросов формирования системы управления модернизацией НСВО, которые рассматриваются в статье.

Общие положения

В настоящее время образование является важнейшей отраслью экономики, определяющей инновационный путь развития стран и обеспечивающей создание общества, основанного на знаниях2. Как и любая отрасль экономики, оно испытывает на себе воздействие внешних и внутренних факторов. К числу наиболее существенных факторов, как показывает анализ, относятся:

♦ глобализация,

♦ информатизация,

♦ переход от индустриальной к постиндустриальной экономике,

♦ Болонский процесс3.

Владимир Георгиевич ХАЛИН — канд. физ.-мат. наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем в экономике экономического факультета СПбГУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. В 1977 г. окончил математико-механический факультет ЛГУ. В 1987 г. защитил кандидатскую диссертацию. Область научных интересов — компьютерная алгебра, информационные системы, экономика и управление высшего образования. Имеет около 50 научных публикаций.

© В. Г. Халин, 2008

Влияние этих факторов сказывается на возможности реализации системой высшего образования своей стратегической цели, связанной с подготовкой кадров, востребованных в национальной экономике и конкурентоспособных как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда. Именно поэтому с содержательной точки зрения при модернизации необходимо учитывать обозначенные выше моменты.

Для эффективной модернизации НСВО целесообразно создание системы управления, основными параметрами которой должны быть: объект управления — модернизация НСВО; субъекты управления — субъекты, участвующие в процессе модернизации НСВО; функциональные обязанности конкретных субъектов управления — разработка, принятие и внедрение соответствующих управленческих решений.

Формирование системы управления модернизацией НСВО основывается на Модели 1, которая предполагает следующее.

1. Учет влияния на НСВО наиболее существенных для функционирования и развития внешних и внутренних факторов, а также обеспечение достижения стратегических целей функционирования и развития НСВО.

2. Формирование системы управления как совокупности:

- управленческих решений, разрабатываемых, принимаемых и внедряемых в целях модернизации НСВО;

- перечня субъектов, участвующих в их реализации;

- управленческих решений по модернизации НСВО, закрепленных (перераспределенных) за субъектами, участвующими в их разработке, принятии и внедрении.

3. Модель 1 применима к формированию систем управления модернизацией национальных систем высшего образования большинства экономически развитых стран, поскольку она учитывает влияние на НСВО одних и тех же наиболее существенных внешних и внутренних факторов и имеет ту же стратегическую цель, что и большинство экономически развитых стран.

4. Национальная специфика при использовании Модели 1 будет проявляться в следующем.

A. Конкретизация субъектов, входящих в формируемую систему управления. Так, например, такой субъект, как «Система финансирования НСВО», характерный для всех НСВО развитых стран, в России может иметь иное название — «Финансовый комитет по модернизации российской системы высшего образования». Далее, укрупненный субъект «Система финансирования российской системы высшего образования» может представлять собой несколько конкретных субъектов. Кроме того, в разработке, принятии и внедрении управленческих решений могут принимать участие не только те субъекты, которые созданы специально для проведения модернизации НСВО, но и другие, перечень которых по странам может быть различным. Так, в числе субъектов РФ, которые участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений, закрепленных за субъектом «Система финансирования высшей школы Росссии», помимо его самого дополнительно могут быть Президент РФ, Государственная дума РФ, Минобрнауки РФ, Минфин РФ и др.

Б. Конкретизация тех управленческих решений, которые носят общий характер. Так, если какое-либо полученное для любой НСВО управленческое решение носит достаточно общий характер, то необходима его детализация, учитывающая именно национальные условия функционирования и развития системы высшего образования.

B. Разная приоритетность отдельных управленческих решений для разных стран, что обусловлено рядом моментов. Во-первых, может иметь место неодинаковая

значимость проявления воздействия на НСВО различных факторов (глобализация, информатизация, переход от индустриальной к постиндустриальной экономике, Болонский процесс). Модель 2 не учитывает разную степень воздействия на НСВО этих факторов. Так, для российской системы высшего образования в настоящее время приоритетным может быть решение задач, связанных с реализацией Болонской декларации. Это означает, что соответствующим управленческим решениям должно быть уделено больше внимания, в частности, при перераспределении ограниченных ресурсов, выделяемых на принятие решений по модернизации, этот приоритет должен быть учтен. Тем не менее нельзя забывать о том, что управленческие решения соединены в единую схему взаимосвязи и последовательности их реализации. Поэтому, какими бы приоритетными ни были некоторые управленческие решения, принимать их в отрыве от тех, которые по схеме им предшествуют, просто нельзя. Далее, значимость отдельного решения может определяться его местом в общей схеме управленческих решений. Если некоторое управленческое решение по единой схеме взаимосвязи и последовательности реализации предшествует большому числу других, то ему должно быть уделено особое внимание. Примером является решение о достойной оплате труда профессорско-преподавательского состава (ППС) высшей школы. Действительно, его реализация является условием функционирования практически всех подсистем модернизации НСВО, и именно поэтому ему необходимо уделить особое внимание. Кроме того, среди всех управленческих решений по модернизации НСВО есть те, которые предполагают в их разработке участие нескольких субъектов, что, естественно, осложняет сам процесс работы с такими решениями и влияет на их приоритетность.

Описание Модели 1

Ее реализация осуществляется в 3 этапа.

Первый этап Модели 1 связан с формированием управленческих решений по модернизации НСВО; второй — с формированием перечня субъектов, участвующих в этой модернизации; третий — с закреплением за субъектами тех управленческих решений, которые они разрабатывают, принимают и внедряют.

Реализация предложенной Модели 1 может быть представлена в виде схемы (рис. 1).

Этап 1 Модели 1 —

«Формирование управленческих решений по модернизации НСВО»

Определение перечня управленческих решений по модернизации НСВО предполагает использование следующих результатов Модели 24.

1. Система управленческих решений по модернизации НСВО представляется в виде совокупности подсистем. При этом целевая установка каждой из подсистем отвечает стратегической цели модернизации НСВО. Как показало исследование5, система управленческих решений по модернизации НСВО представляет собой совокупность следующих подсистем (ПС):

- ПС-1 по обеспечению сопоставимости НСВО с НСВО большинства стран или с наиболее престижными НСВО;

- ПС-2 по сохранению преимуществ НСВО и защиты национальных участников;

- ПС-3 по поддержке мобильности;

- ПС-4 по повышению конкурентоспособности НСВО на мировом рынке образовательных услуг;

Рис. 1. Схема реализации этапов Модели 1.

- ПС-5 по финансированию НСВО;

- ПС-6 по обеспечению качества обучения в рамках НСВО;

- ПС-7 по информатизации НСВО;

- ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе;

- ПС-9 по содействию обучению в течение всей жизни;

- ПС-10 по формированию нормативной базы обеспечения модернизации НСВО.

2. Каждая из подсистем содержит управленческие решения, которые, во-первых, реализуют целевую установку подсистемы; во-вторых, учитывают влияние на НСВО основных факторов и, в-третьих, отвечают стратегической цели функционирования и развития всей НСВО.

3. Все управленческие решения, формирующие систему управленческих решений по модернизации НСВО, согласованы между собой. Это означает, что среди них нет управленческих решений, дублирующих друг друга; выделены независимые управленческие решения; для зависимых управленческих решений построена последовательность их реализации и на вербальном уровне определен вид зависимости, а возможная противоречивость некоторых управленческих решений между собой снята или уменьшена.

4. Каждой из подсистем управленческих решений отвечает своя схема взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, сформированная на основе аналогичных схем, построенных для каждого из исследуемых факторов.

Так, для ПС-8 — подсистемы по реорганизации учебного процесса в высшей школе такая схема имеет вид, представленный на рис. 2.

3-й ур.

5-й ур.

2-й ур.

4-й ур.

(УРБП3.+ б)

(УРбп3.+ а)

- частные управленческие решения, либо не входящие в ПС-8 и предшествующие управленческим решениям, формирующим ПС-8, либо следующие за управленческими решениями ПС-8, но сами не входящие в эту целевую группу.

- частные управленческие решения, формирующие подсистему ПС-8.

Рис. 2. Схема взаимосвязи и последовательности реализации согласованных управленческих решений, формирующих подсистему ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе.

В принятых обозначениях:

1) (УРП 4.+ а) — управленческие решения (УР) по освоению и внедрению новых форм и содержания учебного процесса, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;

2) (УРП 4.+ б) — УР по реорганизации учебного процесса, предполагающей освоение и внедрение новых форм и содержания учебного процесса, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;

3) (УРП 4.- а) — УР по обеспечению конкурентоспособных качества обучения, форм и содержания обучения, отвечающих современным потребностям постиндустриальной экономики;

4) (УРП 4.- б) — УР по внедрению таких новых форм и содержания обучения, которые позволяли бы в определенной мере компенсировать повышение стоимости обучения, обусловленное изменением потребностей на рынке труда и, как следствие, сокращением жизненного цикла образовательных услуг,

необходимостью учиться в течение всей жизни, а также уменьшением объема реализации образовательных услуг по отдельным видам ассортимента;

5) (УРП 4.- г) — УР по финансированию внедрения таких новых форм и содержания обучения, которые позволяли бы в определенной мере компенсировать повышение стоимости обучения, обусловленное изменением потребностей на рынке труда и, как следствие, сокращением жизненного цикла образовательных услуг, необходимостью учиться в течение всей жизни, а также уменьшением объема реализации образовательных услуг по отдельным видам ассортимента;

6) (УРБП1.+ а) — УР по организации и внедрению к 2010 г. мероприятий, направленных на переход к двухступенчатой системе высшего образования НСВО;

7) (УРБП1.+ б) — УР по финансированию мероприятий, направленных на переход к двухступенчатой системе высшего образования НСВО;

8) (УРБП 1.- а) — УР по организации и внедрению к 2010 г. мероприятий, направленных на сохранение тех национальных приоритетных преимуществ, которые имела НСВО до перехода на двухступенчатую систему высшего образования.

5. Построенные для каждой из подсистем схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений формируют единую схему взаимосвязи и последовательности реализации всех управленческих решений по модернизации НСВО. При этом взаимосвязь подсистем по уровням реализации управленческих решений, входящих в каждую из подсистем, может быть представлена в виде схемы (рис. 3).

Уровни Подсистемы

ПС-1 ПС-2 ПС-3 ПС-4 ПС-5 ПС-6 ПС-7 ПС-8 ПС-9 ПС-10

1 1

2 2 2 2

3 3 3

4 4 4 4 4

5 5 5 5 5 5 5

6 6 6 6 6

7 7 7 7 7 7

8 8 8 8 8

9 9 9 9 9

10 10 10

11 11 11 11

12 12

13 13

14 14

Рис. 3. Распределение подсистем по уровням реализации решений, формирующих эти подсистемы.

Содержание и результаты рассматриваемого этапа 1 Модели 1 представляют собой реализацию Модели 2:

- систему управленческих решений по модернизации НСВО как совокупность соответствующих подсистем;

- схему взаимосвязи и реализации управленческих решений для каждой из подсистем;

- единую для всей системы схему взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений.

Этап 2 Модели 1 —

«Формирование перечня субъектов, участвующих в модернизации НСВО»

Как показывает анализ состава и содержания управленческих решений любой отдельной подсистемы управленческих решений по модернизации НСВО, в их разработке, принятии и внедрении принимают участие субъекты двух типов.

К субъектам 1-го типа относятся укрупненные субъекты, построенные на основе подсистем управленческих решений по модернизации НСВО. Так, подсистема ПС-3 по поддержке мобильности определяет укрупненный субъект, отвечающий за разработку, принятие и внедрение управленческих решений по обеспечению мобильности студентов, преподавателей и выпускников высшей школы. Этот субъект может иметь в своем составе несколько более мелких субъектов, например различные комитеты, фонды, комиссии и т. д.

К субъектам 2-го типа относятся те, которые не созданы на базе соответствующих подсистем управленческих решений, но участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО. Такими субъектами являются, например, Президент РФ, Государственная дума, Правительство РФ, Минобрнауки РФ, Минфин РФ, Ректор и Ученый совет вуза.

Большая часть управленческих решений по модернизации НСВО предполагает участие в их выработке субъектов как 1-го, так и 2-го типов одновременно.

Так, например, управленческое решение по обеспечению для ППС вузов достойной оплаты труда должно приниматься следующими субъектами:

- субъектом 1-го типа, созданным на базе подсистемы управленческих решений по финансированию НСВО (ПС-5). Например, это может быть специально созданный комитет по финансированию вузов;

- субъектами 2-го типа, не созданными на базе подсистемы управленческих решений по финансированию модернизации НСВО, но принимающими существенное участие в его разработке, принятии и внедрении. В их числе могут быть Президент РФ, Государственная дума, Минфин РФ, Минобрнауки РФ.

Перечень субъектов 1-го типа определяется перечнем подсистем управленческих решений по модернизации НСВО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выделения субъектов 2-го типа, не создаваемых на базе подсистем, но участвующих в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО, необходимо проанализировать все выделенные подсистемы, схемы управленческих решений для каждой из них, а также содержание этих решений (см. рис. 1).

Результатом 2-го этапа Модели 1 является перечень субъектов формируемой системы управления модернизацией НСВО, который включает:

- субъекты 1-го типа, сформированные на базе подсистем, полученных при использовании Модели 2, которые разрабатывают, принимают и внедряют управленческие решения по модернизации НСВО;

- субъекты 2-го типа, которые не сформированы на базе подсистем, но участвуют в разработке, принятии и внедрении управленческих решений по модернизации НСВО.

Этап 3 Модели 1 —

«Закрепление за субъектами управленческих решений по модернизации НСВО»

Закрепление за субъектами решений по модернизации НСВО означает, что для каждого из субъектов типа 1 и типа 2 построена схема взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, в разработке, принятии и внедрении которых данный субъект принимает участие.

Для любого субъекта 1-го типа закрепление управленческих решений определяется результатом применения Модели 2 — схемой взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, построенной для каждой из соответствующих подсистем (см. рис. 1). Так, за укрупненным субъектом, отвечающим за разработку, принятие и внедрение управленческих решений по реорганизации учебного процесса в высшей школе, должны быть закреплены те управленческие решения, которые формируют подсистему ПС-8 по реорганизации учебного процесса в высшей школе (см. рис. 2).

Для любого субъекта 2-го типа закрепление управленческих решений определяется содержанием всех решений, а также результатами этапа 1 Модели 1:

- схемами взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений для каждой из подсистем (т. е. для каждого из субъектов типа 1);

- единой схемой взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений по модернизации НСВО.

Так, если анализ содержания управленческих решений по модернизации НСВО выделил те из них, в разработке, принятии и внедрении которых принимает участие Минфин РФ (субъект 2-го типа), то для этого субъекта, как и для субъекта типа 1, может быть построена схема взаимосвязи и последовательности реализации соответствующих управленческих решений. Для ее построения достаточно воспользоваться информацией о связях соответствующего управленческого решения с другими управленческими решениями в схемах, относящихся ко всем субъектам типа 1, или информацией о его связях с другими управленческими решениями в единой схеме управленческих решений. Возможность альтернативы использования либо схем, построенных для всех субъектов типа 1, либо единой схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений обусловлена тем, что последняя сформирована с учетом связей, существующих между управленческими решениями в схемах для всех субъектов типа 1. Так, если Минфин РФ принимает участие в подготовке управленческих решений, связанных с работой таких субъектов типа 1, как субъекты, разрабатывающие, принимающие и внедряющие управленческие решения по поддержке мобильности, по обеспечению качества обучения, по реорганизации учебного процесса в высшей школе, то в этом случае необходимо рассмотреть схемы взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, построенные для соответствующих субъектов — занимающихся вопросами поддержки мобильности, обеспечения качества обучения в рамках НСВО, реорганизации учебного процесса в высшей школе РФ. Это необходимо для того, чтобы установить связи между управленческими решениями, в которых принимает участие это Министерство, определить другие управленческие решения, с которыми решения Минфина РФ связаны (предшествуют им или выполняются после них), и на основе полученной информации построить схему взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, в которых данное ведомство принимает участие.

Результатом этапа 3 Модели 1 является закрепление управленческих решений по модернизации НСВО, т. е. построение схем взаимосвязи и последовательности реализации управленческих решений, за каждым из субъектов типа 1 и типа 2.

Выводы

Результатом применения модели формирования системы управления по модернизации НСВО являются:

- перечень управленческих решений по модернизации НСВО (этап 1);

- перечень субъектов, участвующих в модернизации НСВО (этап 2);

- закрепление за субъектами, участвующими в модернизации НСВО, соответствующих управленческих решений (этап 3).

Построенная на основе Модели 1 система управления модернизацией высшего образования учитывает влияние на НСВО важнейших внешних и внутренних факторов и обеспечивает достижение ее стратегической цели функционирования и развития.

Предложенная модель формирования системы управления модернизацией НСВО может быть применена для большинства развитых стран. Ее национальная специфика может проявляться в перечне субъектов, участвующих в модернизации, в конкретизации управленческих решений, носящих общий характер, и в различной приоритетности отдельных управленческих решений.

1 Халин В. Г. Модель формирования управленческих решений в национальной системе высшего образования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2008. Вып. 2. С. 115-124.

2 Формирование общества, основанного на знаниях: новые задачи высшей школы: Доклад Всемирного банка. М., 2003.

3 Более подробно о факторах, оказывающих существенное влияние на национальные системы высшего образования, см.: Халин В. Г. Модель формирования... С. 116.

4 Там же. С. 115-124.

5 Там же.

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.