Научная статья на тему 'Формирование системы управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона'

Формирование системы управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕГИОНА / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ADVANCED DEVELOPMENT / TERRITORIES / INNOVATIVE ADVANTAGES OF THE REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сумина Екатерина Владимировна

Целью статьи является раскрытие особенности и роли преференциальных территорий в инновационном развитии региона, определении его инновационных преимуществ. В работе раскрыты этапы, организационные условия управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития. Методологическая основа данной работы включает фундаментальные исследования российских и зарубежных ученых в области инновационного развития региона. Результатом исследования является разработка методики управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сумина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the innovations management system for the advanced development territories in alignment with advantages of a region

The aim of the paper is to reveal the characteristics and the role of preferential territories in the innovative development of the certain region and determining its innovative advantages. The author demonstrates the stages, organizational conditions of innovations management in the advanced development territories. The result of the research is the methodology of innovations management of the advanced development territories worked out in alignment with current tendencies in Russian and foreign achievements in the field of innovative regional development.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ТЕРРИТОРИЙ

Формирование системы управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона

Сумина

Екатерина Владимировна

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного бизнеса Сибирского государственного университета науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева

Ekaterina V. Sumina

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of International Business, Siberia State University of Sciecne and Technology named after academician M.F. Reshetnev

e-mail: [email protected] УДК 338.1

Formation of the innovations management system for the advanced development territories in alignment with advantages of a region

Целью статьи является раскрытие особенности и роли преференциальных территорий в инновационном развитии региона, определении его инновационных преимуществ. В работе раскрыты этапы, организационные условия управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития. Методологическая основа данной работы включает фундаментальные исследования российских и зарубежных ученых в области инновационного развития региона. Результатом исследования является разработка методики управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на основе инновационных преимуществ региона.

Ключевые слова и словосочетания: инновационная деятельность территорий опережающего развития, инновационные преимуществ региона.

The aim of the paper is to reveal the characteristics and the role of preferential territories in the innovative development of the certain region and determining its innovative advantages. The author demonstrates the stages, organizational conditions of innovations management in the advanced development territories. The result of the research is the methodology of innovations management of the advanced development territories worked out in alignment with current tendencies in Russian and foreign achievements in the field of innovative regional development.

Keywords: innovative activity of the advanced development territories, innovative advantages of the region.

Ускорение технологического развития Российской Федерации и увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации определено, как одна из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [1].Одним из ключевых вызовов, стоящих перед экономикой, является технологическое отставание. Серьезность проблемы подтверждает тот факт, что за 20 лет

рыночных преобразований коммерциализировано лишь 10 % всех научных наработок, сделанных в Российской Федерации. Отставание России от передовых стран в этой сфере оценивается в десятки лет[2].

В мировой практике выделение особых преференциальных территорий и зон не столько определялось целями инновационных преобразований, сколько необходимыми социально-экономическими эффектами. История данных зон началась ранее с Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 1973 г.). Эволюция институциональных условий выделения особых территорий региона с учетом изменения законодательных инициатив прослеживается в хронологии законодательных изменений: создание особых экономических зон (ОЭЗ) (от 22 января 1996 года N 13-Ф3, от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ); зоны территориального развития (ЗТР) (от 31.12.2005 N 199-ФЗ в первой редакции); территории опережающего развития (ТОСЭР, ТОР) ( от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ) [3].

Особые экономические зоны должны были стать гибким инструментом привлечения финансовых средств в экономику, стимулом развития ряда регионов на первом этапе - Магаданской области, Калининградской области. Системная практика развития ОЭЗ обусловлена принятием Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Основными условиями создания ОЭЗ в отличии от следующих форм был более длительный срок их функционирования - 49 лет. По истечении более десятилетнего периода своего существования данная модель регионального, территориального, административного отделения особых территорий и зон не оправдала ожиданий относительно ее эффективности. Наблюдается значительный разрыв между заявляемыми и фактически вложенными инвестициями.

Сущность инновационной деятельности в системе регионального управления определяет необходимость процессного подхода к управлению инновационным развитием региона. К. Павитт [4] определяет инновационный процесс как взаимосвязанные процессы создание новых знаний (нововведение); превращение знаний в продукт, систему, процесс или услугу; диффузию новых знаний, реализацию инноваций. Оценка результативности эффективности инновационной деятельности в условиях ТОР ставит новую задачу исследования механизма реализации инновационных процессов в условиях в данных преференциальных условиях и на основе потенциала ТОР.

Механизм управления инновационными процессами с учетом инфраструктуры ТОР представляет собой систему взаимодействия функциональных компонентов и определенную последовательность этапов формирования региональных способностей изменения приоритетов (отраслевой специфики региона), обеспечение непрерывного инновационного развития и опережающего социально-экономического развития территорий региона. Руководство Осло на основе взглядов Й. Шумпетера [5] раскрывает инновацию как «введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях». Б.-А Лундвалл [6], Ч. Эдквист [7], Х. Ниоси,[8] и другие современные исследователи национальных инновационных систем как систем воспроизводства знаний, как совокупность взаимосвязанных институтов и функциональных элементов акцентировали на определении инноваций как процесса, включающего генерирование, распространение, абсорбцию и конвертацию знаний. Инновация и инновационность рассматривается как кумулятивный итеративный процесс (К. Павитт) [4].

Исходя из проведенных авторами исследований результативности и эффективности инновационной деятельности следует представить систему факторов, влияющих на инновационное развитие экономики. Инновационные преимущества региона (ИПР) являются теми глубинными причинами, факторами долгосрочной конкурентоспособности, экономического развития и структурной перестройки экономики с увеличением доли высокотехнологичных, наукоемких отраслей и соответствующего организационно-административного обеспечения, формирования необходимых управленческих механизмов и организационных условий [9].

Методологические основы управления инновационной деятельностью ТОР и задействование данного инфраструктурного и институционального потенциала определяют необходимость выявления важнейших характеристик, отражающих эффективность инновационных процессов в условиях ТОР и уровня развития факторов, обеспечивающих наивысшие результаты инновационной деятельности региона. Данные составляющие являются компонентами ИПР, исключительными преимуществами и сильными сторонами системы регионального управления и развития, механизмами и инструментами достижения инновационной активности и результативности экономики региона.

Представленная методика состоит из взаимосвязанных блоков: определения инновационных приоритетов

региона, формирования организационных и развитие компетенций участников инновационной деятельности в системе «инновационный предприниматель-инновационный руководитель». Методика формирования ИПР реализуется на основе следующих методологических положений.

1. Формирование ИПР направлено на концентрацию управленческого воздействия и комплекса мер, усилий региональной власти по поддержке инновационной деятельности: инфраструктурная поддержка, финансирование не отраслевых направлений, а НИОКР, определенных видов деятельности, являющихся инновационными приоритетами в рамках данной отраслевой специализации региона; выделение и управление микросистемой «инновационный предприниматель-инновационный руководитель».

2. ИПР интегрируются в управление инновационным развитием региона без необходимости полного изменения, исключения или добавления функционирующих компонентов, но изменяется система взаимодействия и формируются новые роли участников инновационного процесса:

3. Задача инфраструктурной и институциональной поддержки инновационной деятельности в процессе формирования ИПР переориентируется на создание условий взаимодействия науки и бизнеса, взаимодействий исследователей и предпринимательского сектора экономики, взаимодействия представителей органов власти, организаций инфраструктуры развития инновационной деятельности ТОР. На рисунке представлена методика управления инновационной деятельностью ТОР.

Т. Определение инновационных приоритетов региона.

П. Обеспечение организационных условий формировании ИПР.

111. Развитие компетенции формировании ИПР.

1. Инновационный поиск, включающий:

-предпринимательский поиск наиболее успешных бизнес-инициатив (проведение маркетинговых исследований, научных исследовании и информационно-аналитической работы, стратегического анализа); -экспертный поиск и научно-технологическое прогнозирование, отраслевой анализ; анализ потенциала развития региона: нрнродно-рссурсного, экономического, промышленного и предпринимательского;

социологические исследования и определение поля социально-экономических проблем региона.

SWOT- SWOT-

аиалиj анализ

проекта. региона.

IL

Технологический Форсайт.

щ

ш

SWOT-аиализ отрасли.

2. Согласование инновационных инициатив:

- работа экспертных групп, в том числе с участием предпринимателей и представителей научного сообщества формирование общего виденья будущею региона (рассмотрение Форсайт-проектов);

- активизация «обратной связи» и организация рабочих групп в органах исполнительной власти;

- организация конкурсов инновационных проектов и программ, бизнес-просктов.

3. Выбор и утверждение инновационных приоритетов развития региона: -

-отраслевой специализации;

-научно-технологических направлений развития региона с учетом существующих приоритетов (технологических платформ); - проектов ТОР.

4.011рсдслснис необходимой зоны взаимодействия участников

инновационною процесса:

-зоны наибольшего диапазона в уровне владения инновационными

компетенциями в системе

«и н но ва цион н ы й 11ред г 1 ри н и мател ь-инповациопный руководитель».

5, Формирование и развитие организационных форм

взаимодействия участников

инновационного процесса:

-обеспечивающих условия взаимодействия и взаимовыгодного использования ресурсов, человеческого капитала, инновационных ключевых компетенций (кластерные структуры, стратегические альянсы, матричные структуры)._

V. Обеспечение эффективности инфраструктурной и

институциональной поддержки

инновационной и

предпринимательской деятельности ТОР:

-информационное, коммуникационное, ресурсное обеспечение, налоговое стимулирование, юридическая защита,_

7. Оценка уровня владения инновационными компетенциями участников инновационной

деятельности в системе

«инновационный предприниматель-инновационный руководитель»: - государственными служащими; -представителями предпринимательских структуру, организаций инновационной инфраструктуры; -исследователями, управленцами.

8. Организация программ поддержки и развитии компетенции

формирования И ПР( научно-

исследовательские, управленческие, предпринимательские): -проведение обучающих программ ; -организация программ обмена опытом между учреждениями и организациям, ротация кадров.

9.0цснка результативности и уровня развития инновационных процессов ТОР:

-определение показателей экономической, ресурсной, организационной и компетентностной эффективности; индикаторов достижения _уровня ИПР._

Рисунок - Методика управления инновационной деятельностью территорий опережающего развития на

основе ИПР (составлен автором)

На первом этапе генерации задействованы все необходимые инструменты определения инновационных приоритетов региона как наиболее эффективных научно-технологических решений в перспективных для региона отраслях экономики, новых отраслях для региональной экономики.

Первый этап методики сопряжен с анализом инновационного, предпринимательского, ресурсного, промышленного потенциала развития региона. Определение институциональных условий и инфраструктурной поддержки предпринимательского сектора - важнейшее направление оценки, позволяющее получить необходимую информационную базу для пятого этапа методики. Также на данном этапе используются инструментарий ситуационного анализа, отраслевого анализа с определением ключевых факторов успеха в отрасли на уровне бизнеса сопоставление перспектив отраслевого развития и технологического Форсайта, прогнозирования перспектив ее развития с учетом потенциала региона и социально-экономических эффектов (создание рабочих мест, бюджетная эффективность, экологическая

эффективность) Второй этап методики направлен на согласование интересов заинтересованных сторон, выявление предпринимательских инициатив в не только в наукоемких, высокотехнологичных отраслях экономики на основе организации конкурсных мероприятий бизнес-решений с привлечением широкого экспертного сообщества, инвесторов, потенциальных партнеров, представителей инфраструктуры поддержки инновационной и предпринимательской деятельности. Важно отметить, что изменение ролевой структуры участников инновационных, как указано выше, является особенностью реализации концепции ИПР. Научно-исследовательские, образовательные учреждения, непосредственно сами исследователи и ученые в целях позиционирования результатов исследований и их коммерциализации должны выступать в роли предпринимателя. Так называемые спин-офф (от англ. spin-off) предприятия - распространенная форма создания предприятий на базе научно-исследовательских и образовательных учреждениях, университетов. Но, данные малые предприятия не позволяют в полной мере реализовать механизм предпринимательского поиска в целях формирования инновационных приоритетов региона.

Выбор и утверждение инновационных приоритетов выступает как завершающий первый блок необходимых процессов и процедур в системе регионального управления для определения региональной специализации. Европейская система «умной специализации»[10] также выстраивается не на основе приоритетов отрасли, а на основе приоритетов данной деятельности и конкретного проекта, свободного предпринимательского выбора. В условиях специфики нашей страны с учетом сырьевой направленности экономики и огромным влиянием природно-климатических факторов на выбор направлений организации бизнеса, низкого уровня предпринимательской активности и инициативы в сравнении с Америкой, Японией, странами ЕС выбор инновационных приоритетов согласуется с уже сформированной инфраструктурой, определенными технологическими платформами, дополняя нехватку спроса на инновационную продукцию и частных инвестиций в НИОКР региональными системами заказа инновационной продукции, максимально эффективного использования имеющихся инфраструктурных ресурсов и усилением стимулирующего воздействия и активизации с применением всех возможных инструментов поддержки на региональном и муниципальном уроне предпринимательского сектора экономики.

Обеспечение и организация условий формирования ИПР начинается с этапа определения необходимой зоны взаимодействия участников инновационного процесса. Ранее был рассмотрен инструмент определения зоны наибольшего разрыва в уровне владения компетенциями, а значит, тех компетенций в которых отсутствую необходимые организационные условия, объекты инфраструктуры, нужны условия для формирования и развития компетенций. Данные зоны показывают сферы, компетенции, требующие создания условий для взаимодействия, обмена опытом, создания большего эффекта взаимосвязанных компетенций (рисунок).

Пятый этап методики, направленный на формирование и развитие существующих организационных форм, включает формирование кластерных структур и других кооперационных форм, позволяющих получить максимальную ресурсную и компетентностную эффективность. Кластерные структуры повышают инвестиционную привлекательность региона, создают необходимые условия для компенсации недостающих инновационных компетенций, являются основой создания региональных центров компетенций. Данный этап является необходимым в обеспечении организационных условий формирования ИПР.

Шестой этап взаимосвязан с пятым в обеспечении организационных условий инновационного развития региона, так как направлен на необходимую достройку и активизацию инновационной инфраструктуры. Данный этап включает задействование доступных на региональном уровне инструментов ресурсной, организационной, информационной поддержки предпринимательского сектора экономики. Инфраструктурный компонент организационных условий формирования ИПР включает бизнес-инкубаторы, технопарки, институты развития, центры прототипирования, фонды венчурного финансирования и другие организации, ускоряет процесс коммерциализации результатов исследования.

Седьмой и восьмой этап методики входят в блок развития компетенций формирования ИПР, к которым относятся научно-исследовательские, управленческие в инновационной сфере и организационные предпринимательские компетенции. Сущность ключевых компетенций формирования ИПР (рисунок) состоит в определенных званиях, необходимых для участников инновационной деятельности. На данных этапах составляются компетентностные модели в системе «инновационный предприниматель-инновационный руководитель» и определяется уровень владения необходимыми компетенциями, формируются программы повышения компетентности в инновационной предпринимательской сфере.

Девятый завершающий этап включает оценку инновационных преимуществ региона на основе системы

показателей экономической эффективности, эффективности организационных условий инновационной деятельности, эффективности использования ресурсного, климатического потенциала региона. Определяется общий уровень развития ИПР. Целевые значения данных показателей как ключевые показатели достижения инновационных преимуществ региона, позволяют определить значение показателя, позволяющее отнести регион к регионам с лидирующими позициями по результативности инновационной деятельности. Система показателей адаптируема к особенностям данного региона. Учет сырьевого фактора в качестве отдельной группы показателей, позволяющих судить об эффективности использования сырьевых ресурсов, делает данную систему показателей и методику целом эффективным инструментом управления инновационным развитие регионов с экономикой сырьевой направленности.

Представленная методика позволит определить и сформировать системные возможности обеспечения необходимых условий для обмена знаниями и формирования компетенций участников инновационной деятельности ТОР. На уровне предпринимательского сектора, резидентов ТОР так называемый предпринимательский поиск является основой процесса, который Г. Хамел и К. К. Прахалад назвали «отраслевым предвидением» [4]. Помимо административных и налоговых преференций в условиях ТОР должны быть созданы организационные, инфраструктурные и институциональные условия обеспечения инновационной деятельности, включающие необходимые управленческие действия региональных властей по обеспечению и инновационного поиска и реализации инновационных инициатив и привлечению инвесторов. Важно отметить роль общественных интересов и общественных институтов в определении приоритетов инновационного развития ТОР с учетом проблемного поля региона. Повышение эффективности реализации инновационных процессов является необходимым условием использования институциональных условий и потенциала преференциальных территорий.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 07 мая 2018 г. № 204. О Национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://prezident.org/ articles/ukaz-prezidenta-rf-204-ot-7-maja-2018-goda-07-05-2018.html.

2. Pavitt K. «Innovation Processes», in The Oxford Handbook of Innovation eds. R. R. Nelson, D. C. Mowery and J. Fagerberg, Oxford University Press, Oxford, 2006.

3. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ. [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n.

4. Кудрин А.Л. Доля инновационной продукции в России должна вырасти с нынешних 12% до 30%. [Электронный ресурс]. - URL: https://akudrin.ru/news/dolya-innovatsionnoy-produktsii-v-rossii-dolzhna-vyrasti-s-nyneshnih-12 -do-30.

5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер; предисл. В С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.

6. Lundvall B.A. National Innovation Systems: analytical focusing device and policy learning tool. Sweden: ITPS, 2007. - 59 p.

7. Edquist С. Systems Of Innovation: Perspectives And Challenges/ The Oxford Handbook Of Innovation/Eds. by J. Fagerberg, D.C. Mowery, R. Nelson. - New York.: Oxford University Press, 2005, P. 181-208.

8. Niosi J., Saviotti P., Bellon B., Crow M. National Systems of Innovation // Search of a Workable Concept. Technology in Society. 1993. Vol. 15. Pp. 207-227.

9. Сумина Е.В. Инновационные преимущества региона в условиях реиндустриализации // Актуальные проблемы экономики и права. № 2. 2015. С. 109-117. [Электронный ресурс]. - URL: http://hdl.handle.net/ 11435/2115.

10. Foray, D., David, P.A., Hall, B. Smart Specialization: The Concept //Knowledge for Growth. Prospects for Science, Technology, and Innovation. Selected papers from Research Commissioner Janez Potochnk's Expert Group. November 2009. Р. 20-24

11. Хамел, Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня; Пер. с анг. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.