Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАРТНЕРЫ / СТУДЕНТЫ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаранина О. В., Митрофанова А. В., Гапсаламов А. Р.

Статья посвящена вопросам организации сотрудничества высших учебных заведений и организаций-работодателей в условиях цифровизации. Описан опыт сетевого взаимодействия в образовательной сфере. Рассмотрена организационная структура системы сетевого взаимодействия, описаны методические особенности образовательной деятельности в данной системе, ее техническое обеспечение. Сделаны выводы о результатах данного проекта и намечены дальнейшие шаги развития системы сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаранина О. В., Митрофанова А. В., Гапсаламов А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A NETWORK INTERACTION SYSTEM IN THE CONDITIONS ОF DIGITALIZATION ОF EDUCATION

The article is devoted to the organization of cooperation between higher education institutions and employers ' organizations in the context of digitalization. The experience of network interaction in the educational sphere is described. The article considers the organizational structure of the network interaction system, describes the methodological features of educational activities in this system, and its technical support. Conclusions are drawn about the results of this project and further steps are outlined for the development of the network interaction system.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION IN HIGHER EDUCATION

DOI 10.26105/SSPU.2020.38.44.012

YAK 378.147:004 ББК 74.044.4

O.B. ГАРАНИНА, A.B. МИТРОФАНОВА, А.Р. ГАПСАААМОВ

O.V. GARANINA, A.V. MITROFANOVA, A.R. GAPSALAMOV

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF A NETWORK INTERACTION SYSTEM IN THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATION

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07037

Статья посвящена вопросам организации сотрудничества высших учебных заведений и организаций-работодателей в условиях цифровизации. Описан опыт сетевого взаимодействия в образовательной сфере. Рассмотрена организационная структура системы сетевого взаимодействия, описаны методические особенности образовательной деятельности в данной системе, ее техническое обеспечение. Сделаны выводы о результатах данного проекта и намечены дальнейшие шаги развития системы сетевого взаимодействия.

The article is devoted to the organization of cooperation between higher education institutions and employers ' organizations in the context of digitalization. The experience of network interaction in the educational sphere is described. The article considers the organizational structure of the network interaction system, describes the methodological features of educational activities in this system, and its technical support. Conclusions are drawn about the results of this project and further steps are outlined for the development of the network interaction system.

Ключевые слова: образование, сетевое взаимодействие, цифровизация, цифровые технологии, партнеры, студенты, сотрудничество.

Key words: education, networking, digitalization, digital technologies, partners, students, cooperation.

Введение. Современный этап развития общества предполагает передачу значительной части полномочий цифровым технологиям в каждой сфере экономики. Соответственно, эта тенденция не обошла стороной и образовательные учреждения. Теперь процесс обучения должен совершенство-

ваться в соответствии с инновационным развитием рыночных отношении [15, с. 124-131]. Качество перехода к личностному и ориентированному на результат образовательному процессу в некоторой степени зависит от способности эффективно и гибко применять новейшие технологии, в связи с чем организация обучения требует подключения к этому процессу большого количества заинтересованных партнеров, другими словами, возрастает роль сетевого взаимодействия.

Среди трудов учёных, занимающихся изучением данного вопроса, особо можно выделить такие работы зарубежных авторов, как классификация сетевых форм Р. Майлза и Ч. Сноу, современные исследования вопросов взаимодействия сетевых организаций и перспектив их развития М. Кастельса. Помимо этого, большой вклад в развитие партнёрства организаций внесли исследования отечественных авторов, к которым можно отнести следующие: «Сетевая организация как новый тип отношений и деятельности в современных условиях» Е.В. Василевской, «Модель сетевого взаимодействия» А.И. Адамского, «Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности» Е.Н. Лекомцевой, А.В. Золотаревой, «Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе» Н.Н. Жуковицкой, перспективы развития сетевых организаций Н.Ф. Радионовой, методология сетевой организации во взаимосвязи с инновационными процессами в образовании К.Г. Митрофанова, А.О. Зоткина.

Одной из главных задач в целях усиления уровня мобильности студентов и повышения степени качества образования является реализация образовательных программ в рамках сетевой формы взаимодействия. Под сетевым взаимодействием мы понимаем объединение нескольких образовательных учреждений различного уровня, работодателей, созданное с целью повышения эффективности образования и удовлетворяющее интересы одновременно нескольких сторон [3, с. 274-280; 11, с. 68].

Если же говорить о специфике организации форм сетевого взаимодействия, то здесь зачастую можно выделить две основные формы организации -это ресурсный центр и паритетная кооперация [8, с. 198; 9, с. 110].

Ресурсный центр

Паритетная кооперация

жесткая иерархия подчинение провайдеру договорные отношения

независимость и равноправие участников

Рис. 1. Формы организации сетевого взаимодействия

Как мы видим, ресурсный центр предполагает наличие центрального звена - высокоресурсного вуза. Второй вариант, в отличие от ресурсного центра, создается не крупным вузом, здесь имеет место кооперация по региональному признаку или по специфике образования [6, с. 16; 13, с. 28]. Соответственно, при паритетной кооперации формируется гибкая сеть партнеров с равными правами, взаимодействие которых позволяет достичь синергети-ческих результатов.

Опыт реализации нескольких образовательных программ в течение последних лет в ряде вузовских центров показал заинтересованность всех сторон этого процесса: студентов, преподавателей, вузов и работодателей [2, с. 18; 10, с. 115]. В качестве примера можно привести опыт Сетевого университета Содружества Независимых Государств, а также других вузов России.

Определяющими факторами эффективности программ сетевого взаимодействия и академической мобильности в условиях цифровизации являются:

- использование лучшего опыта вузов;

- концентрация в одной программе ресурсов многих вузов и предприятий;

- привлечение лучших преподавателей для реализации соответствующих модулей [1, с. 376-411; 5, с. 32].

Главный смысл сетевого взаимодействия заключается в организованном взаимодействии научных, образовательных организаций или других заинтересованных сторон, осуществляющих всестороннюю работу как по «вертикали», так и по «горизонтали» [4, с. 127; 12, с. 174]. В качестве примеров построения такой деятельности можно выделить сетевые объединения вузов или же специальных научно-образовательных центров, кластеров. Реализация сетевых образовательных программ чаще всего проходит в контексте трех возможных моделей, которые представлены программами двойных дипломов, программами с включенными элементами, а также совместными программами [7, с. 57; 14, с. 96].

Цель исследования заключается в определении эффективности действующей системы сетевого взаимодействия высшего учебного заведения с внешними организациями-партнёрами.

В качестве объекта исследования нами выбран Казанский (Приволжский) федеральный университет. Данная образовательная организация по праву входит в число ведущих вузов страны и завоёвывает весомое место в международных рейтингах, поскольку ею учитываются современные тенденции построения образовательного процесса. Одним из подходов, активно применяющимся на различных ступенях обучения высшего звена, становится сетевое взаимодействие, особенности которого мы и рассмотрим.

Материалы и методы исследования. В представленной статье использовались общенаучные методы исследования, такие как анализ и синтез, дедукции и индукция, связь исторического и логического процессов, поиск причинно-следственных связей. В качестве специального метода был использован метод статистической обработки информации.

На основе анализа содержания сетевого взаимодействия образовательной организации можно выделить основные структурные компоненты модели: целевой, управленческий, организационный, результативный.

Рис. 2. Модель сетевого взаимодействия

Объединяющая цель сетевого взаимодействия Казанского (Приволжского) федерального университета заключается в удовлетворении запросов мировых трендов развития, глобальных и региональных рынков в рамках

Программы 5 Топ 100. Так, развитие сетевого взаимодействия и стратегического партнерства является одной из главных задач в стратегии интернационализации КФУ (рис. 3).

расширение экспорта образовательных услуг КФУ в страны ближнего зарубежья, европы, среднего и ближнего востока, азиатско-тихоокеанского региона

развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научно-образовательного центрами и организациями европы, центральной, юго-восточной и восточной азии, ближнего востока

привлечение иностранных специалистов, имеющих опыт работы в ведущих университетах и научных центрах

активное продвижение бренда кфу за рубежом

формирование эффективной системы управления международной деятельностью в условиях цифровизации

Рис. 3. Стратегия интернационализации КФУ

В качестве основных задач по приоритетным направлениям деятельности в рамках реализации программ высшего образования с использованием сетевой формы обучения выделяют следующие:

- интеграция в мировое научно-образовательное пространство;

- повышение использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки мобильных высококвалифицированных специалистов;

- поддержка исследований в области фундаментальных и прикладных

наук;

- организация и проведение совместных для членов ассоциации образовательных, научных и социальных программ и мероприятий;

- повышение эффективности и качества образования различных уровней в соответствии с современными требованиями рынка труда;

- координация образовательного процесса и создание единого научно-образовательного пространства, развитие доступного непрерывного многоуровневого и дополнительного образования;

- обеспечение через инновационные формы интеграции вузовской и академической науки.

В управлении взаимодействием КФУ с другими организациями ключевую роль играет Дирекция программы по повышению конкурентоспособности КФУ, возглавляемая ректором КФУ. Помимо этого, в структуру управления входят ключевые проректоры, администратор данной Программы КФУ, а также руководители административно-управленческих подразделений университета. Отметим, что на уровне управленческого компонента происходит координация устойчивого сетевого взаимодействия с внешней сферой, в связи с чем сюда также входят и руководители предприятий РТ, ректоры других вузов, директора колледжей.

Организационный компонент представляет собой состав участников образовательной сети и способы взаимодействия между ними, формы и методы организации совместной деятельности. В состав участников сетевого взаимодействия КФУ в рамках реализации программ высшего образования включены как организации - сетевые партнеры, так и социальные партнеры.

Поскольку КФУ стремится создавать кадры, востребованные на рынке труда, большое внимание уделяется тесной кооперации со стратегическими партнерами. В первую очередь, речь идёт о компаниях-партнерах - это пред-

приятия республики и страны, формирующие запрос на определенную специфику выпускников, сюда входят «Татнефть», «КАМАЗ», «Сбербанк», «Ниж-некамскнефтехим» и многие другие.

Также весомое значение придается сотрудничеству с сетевыми партнерами - это ключевые зарубежные образовательные организации и лучшие вузы России. В том числе благодаря возможностям использования цифровых технологий вуз ведёт активное сотрудничество с образовательными центрами Европы, Азии, стран СНГ, Австралии и Новой Зеландии, Африки и Северной и Южной Америки. На конец отчетного периода 2019 года исследуемый университет состоит в партнерских отношениях с 408 зарубежными вузами, научно-образовательными центрами и компаниями из 70 стран (рис. 4).

Рис. 4. Динамика сотрудничества КФУ с зарубежными партнерскими организациями, 2011-2019

Помимо этого, подписаны десятки договоров о сотрудничестве, в том числе и с федеральными вузами. Достоинством такого взаимодействия является колоссальный обмен опытом, преподаватели зарубежных и российских вузов делятся результатами исследований на конференциях в стенах КФУ, проводят мастер-классы для преподавателей вуза, читают лекции студентам. В рамках стратегии цифровизации образования КФУ ведёт совместную работу с партнерами из стран Азии, Северной Америки, Африки и Ближнего Востока, Европы, Латинской Америки, стран СНГ и Ближнего Зарубежья (рис. 5).

Взаимодействие с зарубежными ВУЗами

■ Азия ■Европа Северная Америка Латинская Америка

■ Африка и Ближний Восток ■ Страны СНГ и Ближнего Зарубежья

Рис. 5. Взаимодействие с зарубежными вузами

Формы сетевого взаимодействия в исследуемом вузе достаточно разнообразны и зависят от направленности образовательной программы и запросов партнеров. Здесь существует и совместные образовательные программы с зарубежными вузами, программы двойных дипломов, стажировки студентов направлений подготовки иностранных языков, экономических направлений в зарубежных странах, а также на предприятиях стратегических партнеров, формирование совместных дистанционных образовательных курсов, работа в лабораториях, создание Центров превосходства.

Огромный вклад в развитие сетевого взаимодействия на базе КФУ внесло создание стратегических академических единиц. Так, благодаря объединению с крупными компаниями и ведущими научно-образовательными центрами определены актуальные междисциплинарные направления развития, в следствие чего созданы такие проекты, как «Трансляционная 7П медицина», «Астровызов», «Эконефть», «Учитель XXI века» (рис. 6). Для разработки и реализации проектов созданы все необходимые условия, так, в рамках данных приоритетных направлений ученые и студенты трудятся в специализированных научно-исследовательских лабораториях.

вщ \ ч 11 структурных подразделений, Уннверситетскаяклнннка, инжиниринговый центр по р а зра ботке и пр оизводству медицинских симулягор ов и новых диагностических систем, ОАО «Татхимфармпрепараты»

стмптчшялкиемштлсомчл ■трднсяяционни ;п мгги1инд Пять Центров превосходства-«Регенеративная медицина», «Персонифицированная медицина», «Химияживых систем», «Биомедицинская физика», «Нейротехнологан» -

5 центров превосходства, Федфальный центр коллективного пользования и Междисциплинарный центр «Аналитическая микроскопия»

•программа двойных дипломов с Шенвженвским универ сшетом по направлению «DataEcience:» в рамках развития концепци «Университет 4.0», с Имперским колледжем Лондона по программе «Petroleum Engineering», а также с Китайским нефтяным университетом по двум программам «Petroleum Engineering:» и «Petrochemistry» • Сотрудничесство с ПАО «Газпром», ПАО «Роснефть»*, ПАО «Татнефти?, ПАО «Лукойл», ПАО «Шжнекамскнефтекиш

6 основных сгрукгурных подразделений, 2 центра превосходства, включающих 11 научно-исследовательских лабораторий, а также инновационные трансляционные площадки: Планетарий имени летчика-космонавта А.АЛеонова, Астрономическую обсерваторию им. В.П. Энгельгардта, Учебно-Технологический ценгр «Ростех-КФУ», Учебнонаучную базу «Радиофизический полигон», Северо-Кавказскую астрономическую станцию,Исследовательскнйцентр КФУ в Турции(РТГ150)

•Центр применения результатов космической деятельности в народном хозяйстве, Центр исследований и разработокинтеллектуальньгстранспсртных системКАМАЗ -КФУ. * содружестве с ПАО «КАМАЗ» создан научно-инженерный консорциум, вютючаюлрй 15 предприятайи организаций.

Учреждение в 2018 году на базе КФУ автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

КФУ -федеральная инновационная площадкка по теме «Разработка и адаптация адаггшрованной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутисгаческого спектра».

Рис. 6. Основные параметры САЕ

Упомянутые выше программы двойных дипломов также пользуются большим спросом как среди студентов, так и в последующем представляют значение для потенциальных работодателей. В 2018 году в Казанском федеральном университете продолжалась деятельность по разработке и внедрению сетевых образовательных программ и программ двух дипломов в партнерстве с ведущими зарубежными университетами и научными организациями. Всего в КФУ реализуется 12 совместных образовательных программ, ведущих к получению дипломов КФУ и зарубежного университета - партнера. Динамика количественных показателей образовательного процесса по сетевым программам в сравнении 2017-2019 гг. представлена в таблице 1 ниже.

Таблица 1

Динамика количественных показателей образовательного процесса по сетевым программам в сравнении 2017-2019 гг.

Совместные образовательные программы Студенты и аспиранты Из них иностранных граждан Получили дипломы

2017 19 136 10 49

2018 12 199 27 34

2019 54 275 163 12

Положительный эффект такого обучения заключается в мощном воздействии на конкурентоспособность будущего выпускника от сотрудничества с зарубежными вузами. Так, студент благодаря успешно реализуемой сетевой программе может не только получить второй, зарубежный, диплом об образовании, но и поднять свое образование на качественно новый уровень, тем самым повысив свою конкурентоспособность на рынке труда. Представленные выше направления взаимодействия Казанского федерального университета с внешней средой оказывают мощное влияние на развитие студентов и преподавателей вуза. Постоянная работа по обмену опыта с коллегами из других вузов создает условия для повышения уровня компетенций преподавателей, освоению результативных подходов по передачи знаний студентам.

Тем не менее, в ходе анализа сетевого взаимодействия КФУ выявлено, что такая форма взаимодействия проходит с более лучшими результатами в сотрудничестве с зарубежными вузами и образовательными центрами. Это подтверждают и многочисленные стажировки студентов, преподавателей КФУ за границу, увеличение количества совместных образовательных программ. В то же время мы считаем, что сотрудничеству с отечественными партнерами, по сравнению с работой на «внешнюю линию», уделяется недостаточное внимание, особенно это касается предприятий республики Татарстан.

Кроме того, хочется обратить внимание на то, что в данное время сетевая форма взаимодействия используется в большой степени в пробной версии. Университет апробирует различные методики и способы взаимодействия с другими образовательными учреждениями, внедряет техники, заимствованные из других стран, ориентируясь на предыдущий опыт. На наш взгляд, главная проблема построения сетевого взаимодействия в системе образования заключается в отсутствии четко выраженной системы контроля. Особенно это касается взаимодействия не с образовательными учреждениями, а организациями-партнерами. Соответственно, сетевое взаимодействие осуществляется, но степень эффективности оценить трудно, поскольку должного мониторинга результатов такого сотрудничества не проводится.

В связи с чем, в целях совершенствования системы партнерского сотрудничества и сетевого взаимодействия и качества образовательных результатов мы предлагаем следующие мероприятия:

1. Введение в образовательный процесс таких должностей, как координаторы сетевого сотрудничества по каждому конкретному направлению обучения. Соответственно, это будут кураторы по педагогическому, экономическому, техническому, юридическому и другим направлениям, реализуемым в КФУ.

2. Выстраивание партнерских отношений организаций посредством взаимодействия координаторов от КФУ и организаторов от ключевых предприятий республики.

3. Создание онлайн сервиса, направленного на оперативную передачу и своевременный прием запросов предприятий, рассмотрение жалоб на качество подготовки студентов образовательного направления.

4. Составление квартальных отчетов о качестве выстроенной работы по сетевому сотрудничеству КФУ с другими организациями и их обязательная публикация на официальном сайте.

5. Проведение по итогам полугодия, а затем года совместных собраний руководящего состава КФУ, координация направлений от КФУ и предприятий с целью подведения итогов и выдвижения предложений по корректировке или изменению текущих планов работы и способов сетевого взаимодействия.

По нашему мнению, обязательными характеристиками модели сетевого обучения должны стать измеримость, строгое исполнение заранее оговоренных функций всеми участниками образовательного процесса и контроль с определенной периодичностью. Также можно выделить следующие критерии, способствующие успешной реализации образовательных программ на основе сетевого взаимодействия (рис. 7).

появление новых педагогических практик

готовность педагогов к эффективной реализации программ с использованием сетевого взаимодействия

Рис. 7. Критерии эффективной реализации образовательных программ

сетевого взаимодействия

Выводы. Таким образом, сетевое сотрудничество - это большой шаг на пути к повышению качества образовательного процесса в условиях применения цифровых технологий. При активном взаимодействия вуза с другими образовательными организациями, компаниями-партнерами, расширяются возможности для полноценного раскрытия потенциала обучаемых и реализации их практической профессиональной деятельности.

Литература

1. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2019. 549 с.

2. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 17-22.

3. Василенко Н.В. Экономика образования: практикум: учебное пособие / под ред. Н.В. Василенко, А.Я. Линькова. Москва: ИНФРА-М, 2018. 304 с.

4. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы: монография. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 254 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Галичин В.А. Международный рынок образовательных услуг: основные характеристики и тенденции развития: пособие. Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2015. 60 с.

6. Клячко Т.Л., Синельников-Мурылев С.Г. Стратегия для России: образование. Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2018. 118 с.

7. Костина Т.И., Молоканова Н.В., Битюкова Г.Н., Кудряшова Н.А. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности // Молодой ученый. 2016. № 23.2. С. 56-59.

8. Куимов В.В. Кооперационно-сетевые взаимодействия как ресурс самоорганизации и достижения качественных результатов: монография / под ред. В.В. Куимова. Москва: ИНФРА-М, 2019. 225 с.

9. Куимов В.В. Экономика кооперационно-сетевых взаимодействий. Теория. Практика. Возможности: монография. Москва: ИНФРА-М, 2020. 220 с.

10. Наумов В.Н., Шубаева В.Г. Стратегическое взаимодействие рыночных субъектов в маркетинговых системах: монография. Москва: НИЦ ИНФРА-М,

2015. 270 с.

11. Симонова А.А. Инновационный менеджмент в образовании. 2-е изд., стереотипное. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 228 с.

12. Слонимская М.А. Сетевые формы организации экономики / науч. ред. А.Е. Дайнеко; Нац. акад. наук Беларуси, Институт экономики. Минск: Бела-руская навука,2018. 280 с.

13. Суглобов А.Е., Смирнова Е.В. Сетевая модель российской национальной инновационной системы: формирование и развитие: монография. 2-е изд. Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2020. 145 с.

14. Суртаева Н.Н., Суртаева О.Н. Распределённые модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Человек и образование. 2016. № 1. С. 95-99.

15. Федорова Г.А. Информатизация управления образовательным процессом: учебное пособие / под ред. М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. Москва: ФЛИНТА,

2016. 200 с.

References

1. Bryksina O.F., Ponomareva E.A., Sonina M.N. Information and communication technologies in education: textbook. Moskow: INFRA, 2019. 549 p.

2. Burmistrova I.V. Networked interaction as one of the effective innovative forms of methodological work with teachers of pre-SCHOOL education. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. № 12.6, pp. 17-22 (in Russian).

3. Vasilenko N.V. Economics of education: practicum: ucheb. manual / ed. N.V. Va-silenko, A. YA. Linkov. Moskow: INFRA-M, 2018. 304 p.

4. Voronina L.A., Ratner S.V. Scientific and innovative networks in Russia: experience, problems, prospects: monograph. Moskow: SIC INFRA-M, 2016. 254 p.

5. Galichin V.A. International market of educational services: main characteristics and development trends: Manual. Moskow: ID Delo Ranepa, 2015. 60 p.

6. Klyachko T.L., Sinelnikov-Murylev S.G. Strategy for Russia: education. Moskow: ID Delo Ranepa, 2018. 118 p.

7. Kostina T.I., Molokanova N.V., Bityukova G.N., Kudryashova N.A. Network interaction of preschool teachers as an innovative model of organizing methodological activities. Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2016. N. 23.2, pp. 56-59 (in Russian).

8. Kuimov V.V. Cooperative-network interaction as a resource of self-organization and achievement of qualitative results: monograph / ed. by V.V. Kuimov. Moskow: INFRA-M, 2019. 225 p.

9. Kuimov V.V. Economics of cooperative network interactions. Theory. Practice. Features: monograph. Moscow: INFRA-M, 2020. 220 p.

10. Naumov V.N., Shubaeva V.G. Strategic interaction of market subjects in marketing systems: monograph. Moscow: SIC INFRA-M, 2015. 270 p.

11. Simonova A.A. Innovative management in education. 2nd ed., stereotypical. Moscow: SIC INFRA-M, 2015. 228 p.

12. Slonimskaya M.A. Network forms of economic organization / scientific ed. Academy of Sciences of Belarus, Institute of Economics. Minsk: Belarusskaya Na-vuka, 2018. 280 p.

13. Suglobov A.E., Smirnova E.V The Network model of the Russian national innovation system: formation and development: monograph. 2nd ed. Moskow: IC RIOR, SIC INFRA-M, 2020. 145 p.

14. Surtayeva N.N., Surtayeva O.N. Distributed models of the network interaction of pedagogical education institutions to ensure coordinated continuing education of teachers and managers personnel. CHelovek i obrazovanie [Person and education]. N. 1, 2016, p. 95-99 (in Russian).

15. Fedorova G.A. Informatization of educational process management: textbook. manual / edited By M.P. Lapchik. 2nd ed., ster. Moskow: FLINT, 2016. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.