Научная статья на тему 'Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования'

Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная мобильность / выпускник высшей школы / непрерывное образование / компетентность / professional mobility / graduate high school / continuing education / competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталов М. А., Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В.

В статье рассматриваются проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования. Авторами предлагаются современные технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования с учетом направленности его развивающейся личности и в зависимости от уровня подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the professional mobility of graduates of Russian universities in continuous education. The authors propose the modern technology of preparation of professional mobility specialist in continuous education, taking into account the direction of his developing personality and depending on the level of training.

Текст научной работы на тему «Формирование системы профессиональной мобильности в условиях непрерывного образования»

Территория науки. 2015. № 6

и образования. 2015. № 2. С. 120-123.

3. Романцов М.Г., Сологуб Т.В. Педагогические технологии. Учебное пособие. Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2007.-112 с.

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность М., Магистр 1997. -224с.

5. Ядрышников К.С. К вопросу о педагогических условиях преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования// Успехи современной науки. 2015. №

2. 48-59

Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: профессиональная мобильность, выпускник

высшей школы, непрерывное образование, компетентность.

Keywords: professional mobility, graduate high school, continuing education, competence.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессиональной мобильности выпускников российских вузов в условиях непрерывного образования. Авторами предлагаются современные технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования с учетом направленности его развивающейся личности и в зависимости от уровня подготовки.

Abstract: This article discusses the professional mobility of graduates of Russian universities in continuous education. The authors propose the modern technology of preparation of professional mobility specialist in continuous education, taking into account the direction of his developing personality and depending on the level of training.

В современном российском обществе имеются серьезные проблемы, связанные с включением молодых людей с высшим образованием в процессы социальной мобильности в условиях региона. Высшее образование на современном этапе развития российского общества представляет собой квинтэссенцию предыдущего опыта функционирования его как социального института и особенностей развития в условиях трансформации российского общества. Происходящие в стране рыночные преобразования

74

Территория науки. 2015. № 6

раскрывают и обостряют проблемы в системе высшего профессионального образования, наиболее приоритетная функция которого - подготовка квалифицированных специалистов для нужд национальной экономики с учетом их социально -профессиональных интересов.

При этом качество образовательного процесса на этапе профессиональной подготовки в вузе во многом определяет успешность человека в будущей профессиональной деятельности и в его взаимодействии с другими людьми. В «Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» раскрывается основная цель профессионального образования как «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности».

В этой связи проблемы социальной мобильности актуализируют анализ роли высшего образования и различных социальных институтов в достижении жизненного успеха молодыми людьми с высшим образованием в условиях нестабильной внешней среды.

При этом необходимо отметить, что формирование системы качества профессиональной подготовки специалиста в условиях вуза во многом зависит от степени развития образовательной системы, ее сущности, внутренней организации и механизмов регулирования процессов познания и преобразования результатов образовательной деятельности. Эта деятельность определяется возможностями по созданию условий удовлетворения перспективных потребностей рынка в специалистах соответствующей квалификации. Вместе с тем, на современном этапе развития рыночных отношений студенческая молодежь входит в группу наиболее уязвимых слоев общества, проблемы которых требуют повышенного внимания. Для успешного поиска работы молодым людям необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая профессиональная компетентность, упорство и настойчивость, способность выдержать конкуренцию, обладание необходимыми творческими навыками.

Следовательно, система качества профессиональной подготовки специалиста в условиях современного вуза должна строиться как комплексная система управления знаниями. Функционирование такой системы предопределяется, с одной стороны ресурсными возможностями вуза, с другой согласованными действиями его

75

Территория науки. 2015. № 6

администрации и профессорско -преподавательского состава по построению личностно -деятельностной модели специалиста, отвечающего современным потребностям общества.

Данный подход обусловливается тем, что образовательная структура в своей деятельности ориентируется на подготовку специалистов по определенным сегментам рынка труда.

Именно в рыночной среде находят отражение перспективные теории, концепции и подходы, предопределяющие развитие производства и науки. Ее сущностные характеристики проявляются в системе факторов, определяющих перспективы развития различных сфер жизнедеятельности человека и, как следствие, влияют на содержание и структуру компетенций специалиста соответствующего профиля подготовки.

В новых экономических условиях дефицита квалифицированных кадров работодатели делают ставку на привлечение молодых кадров, в том числе молодых специалистов (выпускников вузов). Заметим, что сегодня молодежь в возрасте 16-29 лет составляет более 24% трудоспособного населения страны. На фоне абсолютного снижения численности трудовых ресурсов в РФ ее доля будет увеличиваться. Однако реалии современного производства находятся в противоречии со знаниями и намерениями молодых людей, получаемыми в образовательном процессе. В силу известных причин социальная группа «молодежь с высшим образованием» нередко является «проблемной» для рынка труда. Объективно существует диспропорция между качественно-количественной подготовкой специалистов и потребностью в них экономики. Можно выделить целый ряд причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда, среди них: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие необходимого опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, завышенная самооценка к условиям труда и размеру заработной платы, неуверенность в своих силах и др.

Очевидно, что уровень готовности сту дентов и выпускников вуза к профессиональной деятельности во многом задает само учебное заведение, то, как в нем построена работа по профессиональному ориентированию и карьерному консультированию. В связи с этим представляется принципиально важным диагностика

профессиональных предпочтений студентов.

Студент, выбравший ту или иную специальность, рассчитывает в рамках высшей школы приобрести профессиональные знания и навыки для конкретной работы. Отсюда нередко возникает неудовлетворенность учебным процессом, в который, по его мнению,

76

Территория науки. 2015. № 6

включено много ненужных дисциплин. Диссонанс между ожиданиями студентов и реальным учебным процессом снижает не только их возможность учитывать конъюнктуру рынка труда, но и активность, и ответственность за свой выбор. На наш взгляд, прививать студентам творческие навыки и навыки социально -профессиональной адаптации и самостоятельного поиска работы целесообразно еще в вузе.

Обеспечение качества подготовки специалиста в условиях непрерывного образования требует осуществления направленности деятельности вуза на системную интеграцию науки, культуры, производства и образования в целях достижения соответствия содержания, методов, форм организации, средств обучения тем изменениям, которые происходят в различных сферах жизнедеятельности.

Формирование системы профессиональной мобильности выпускников вузов с позиции комплексного подхода позволяет синтезировать общекультурные, личностно-деятельностные, социально-психологические, технологические, научно -

исследовательские знания с общенаучными и методологическими положениями в рамках системы подготовки в условиях современного вуза. Используемые при этом инновации в рамках формирования качества подготовки специалистов позволят выявить роль системных технологий на основе расширения элементов самоорганизации деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечить сбалансированность спроса и предложения на рынке образовательных услуг.

При этом разработка технологии подготовки профессионально мобильного специалиста в условиях непрерывного образования должна осуществляться с учетом направленности его развивающейся личности и включением его в зависимости от уровня подготовки (бакалавр -магистр) в события, учебно -воспитательные ситуации, имеющие значение для подготовки специалиста соответствующего уровня компетентности:

- организация образовательного процесса, которая обеспечивала бы профессионально-личностное самовыражение обучающихся, социальную, академическую активность;

- формирование мотивации, развитие способности к рефлексии как средству обоснования выбора, стремления к саморазвитию;

- формирование компетенций, знания и понимания (теоретические знания в академической области); знаний, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знаний как способности восприятия и жизни;

77

Территория науки. 2015. № 6

- воспитание самостоятельности, активности, ориентации на нравственные ценности, адаптивности, самоорганизации, культуры переживания.

Список литературы

1. Быстрицкая Е.В. Деятельность педагогического консультативного центра в условиях поликультурного образовательного пространства// Успехи современной науки. 2015. №1. С. 77-82

2. Иголкин С.Л., Иголкин И.С. Проблемы привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспектыматериалы III международной научно -практической конференции. Воронеж, 2015. С. 54-57.

3. Иголкин С.Л., Смольянинова И.В. Интегрированный подход к управлению инфраструктурой негосударственного ВУЗа // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты Материалы IV Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2015. С. 143-148.

4. Сироткина Н.В., Воробьев А.А., Чупрова И.Ю. Развитие

сферы образования, исследований и разработок региона: приоритеты и перспективы// Регион: системы, экономика, управление.

2015. № 3 (30). С. 21-27.

5. Солопанова О.Ю., Целковников Б.М. Эмоционально -

смысловая организация образовательного процесса: сущность и специфика// Успехи современной науки и образования. 2015. № 3. С. 71-75.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.