ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО САМООБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ
А.Н. СУХАРЕВА
Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д. Н. Прянишникова
Первостепенной задачей экономики любой страны является обеспечение национальной продовольственной безопасности. Известно, что основным источником обеспечения продуктами питания населения является сельскохозяйственное производство и агропромышленный комплекс в целом. От ситуации, складывающейся в аграрной сфере экономики, во многом зависит социально-экономическое состояние всего государства. В то же время в 2006 г. импорт обеспечивал Россию продовольствием более чем на 30 %, что говорит о значительной продовольственной зависимости страны.
Как свидетельствуют объективные данные, социально-экономическое положение в аграрной сфере России на протяжении последних 10 лет ухудшается. За годы реформ (1992 — 2006 гг.) производство аграрного сектора экономики сократилось на 40 %, поголовье крупного рогатого скота — на
450 400 350 300 250 200 150 100 50 0
■ Рациональная норма потребления, кг Л Минимальная норма потребления, кг □ Фактический уровень потребления, кг
Рис. 1. Сравнение фактического уровня потребления основных продуктов питания одним человеком в 2006 г. в Пермском крае с минимально допустимой и рациональной нормой потребления
28 % [3]. Из-за устойчивого роста доли импортного продовольствия страна оказалась на грани потери продовольственной безопасности.
Такое положение выдвигает на первый план задачу увеличения производства собственного продовольствия, ограничение его импорта и, тем самым, обеспечение национальной безопасности. Достижение надлежащего уровня продовольственной безопасности находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня продовольственного самообеспечения отдельных регионов и территориальных образований.
В Пермском крае лишь 4 % ВРП приходится на сельское хозяйство, что ниже, чем по стране в целом. Связано это с тем, что край имеет ярко выраженную индустриальную специализацию. Однако аграрный сектор является ключевым в системе народного хозяйства, поскольку он занимается производством продуктов питания. Назрела острая необходимость восстановления и развития на новых рыночных основах системы продовольственного обеспечения населения края.
Сопоставление рациональных (научно-обоснованных) норм потребления для условий Пермского края с фактическими и минимальными (на уровне прожиточного минимума) нормами потребления свидетельствует о том, что население не обеспечено доступным и биологически полноценным питанием (рис. 1).
Потребление основных продуктов питания нахо-
дится на уровне минимально допустимой нормы потребления, которая позволяет лишь обеспечить жизнедеятельность человека.
Общая калорийность рациона населения преимущественно восполняется за счет хлеба и картофеля. Недостаточное производство отечественных пищевых продуктов компенсируется закупками по импорту.
Устойчивые тенденции увеличения ввоза продуктов питания из других регионов и стран при сокращении собственного производства в Пермском крае существенно обострили проблему продовольственного самообеспечения (табл. 1). При этом речь идет не только об удовлетворении потребности населения в продуктах питания, но и о защите собственных товаропроизводителей и производстве качественных продуктов питания.
Так доля импорта в личном потреблении за 2000 — 2006 гг. увеличилась по мясу на 27,1 %, по молоку на 13,3 %, по яйцам на 17,3 %, по картофелю на 4,5 %. Отдельно следует отметить, что качество более чем 60 % поступающей импортной продукции не отвечает предъявляемым требованиям.
Таким образом, существует объективная необходимость принятия ряда конкретных мер по развитию АПК для удовлетворения рациональных потребностей населения в продовольствии за счет собственного производства и минимизации импорта.
Обеспечение необходимого объема качественного продовольствия различных видов, удовлетворяющих потребности населения всех категорий и групп, зависит не только от реальных действий на уровне государства, но и от политики, осуществляемой на региональном уровне, от степени участия в этой важнейшей проблеме всех субъектов рыночной инфраструктуры, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных союзов и других образований.
Государство, каким бы богатым оно ни было, не сможет решить проблему продовольственного обеспечения за счет федерального бюджета усилиями институциональных центров. Для успешного решения проблемы продовольственной безопас-
ности необходимо разделение обязанностей, прав и ответственности между всеми участниками рыночного процесса, призванное обеспечивать гармоничное развитие всех сфер АПК.
Учитывая важность собственного производства, мы рассматриваем продовольственное самообеспечение территории как отдельную систему, которая представляет собой совокупность ресурсов и экономических субъектов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, перераспределения, обмена, потребления продуктов питания и обеспечивающих в рамках единого регионального продовольственного рынка удовлетворение потребности населения данной территории в основных качественных продуктах питания с учетом физической и экономической доступности продукции.
Объектом системы продовольственного самообеспечения является все население той или иной территории (района, территориального образования). Субъектом системы продовольственного самообеспечения выступают администрация и Законодательное собрание территориального образования, органы местного самоуправления.
Формирование системы продовольственного самообеспечения территории преследует следующие цели:
• устранение диспаритета цен, концентрация усилий всех властных и институциональных структур и субъектов экономики на превалирующем развитии сельского хозяйства;
• обеспечение быстрых темпов процессов инновационного развития всех отраслей АПК;
• выпуск качественного продовольствия основных видов в объеме не менее 80 % от необходимой потребности населения;
• обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для всех слоев населения;
• повышение конкурентоспособности продукции для поиска возможностей экспортирования ее излишков;
Таблица 1
Доля импорта в личном потреблении основных продуктов питания [1]
Вид продукции Год
2000 2002 2004 2006 2000 - 2006 (в среднем)
Мясо и мясопродукты 30,3 36,7 42,3 47,4 38,0
Молоко и молочные продукты 17,5 24,8 35,2 34,6 27,6
Яйца и яйцепродукты 1,9 13,7 13,1 18,9 11,1
Картофель 0,1 0,4 0,5 4,6 1,1
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 2,6 3,6 5,9 8,6 4,9
Продовольственная безопасность страны
Продовольственное самообеспечение региона
хг
Продовольственное самообеспечение области (края)
Продовольственное самообеспечение района
Продовольственное самообеспечение города
Продовольственное самообеспечение семьи
Продовольственное самообеспечение отдельного человека
Таким образом, продовольственное самообеспечение территории является основой продовольственной безопасности государства.
Уровень продовольственного самообеспечения территории, на наш взгляд — это величина, характеризующая собственное производство в расчете на душу населения и определяющая степень возможного удовлетворения потребностей населения в продовольствии, произведенном в пределах данной территории.
Изучение опыта индустриально развитых стран позволяет сделать вывод, что в центре их аграрной политики лежит принцип продовольственного самообеспечения, который рассматривается как необходимое условие не только продовольственной, но и национальной безопасности. Хотя эти страны не ставят целью добиться полной самообеспеченности, все они без исключения пытаются стать более самосто-
Рис. 2. Иерархия системы продовольственного самообеспечения
• сокращение импорта основных видов продовольствия до уровня 20 % и менее.
Продовольственное самообеспечение реализуют на различных уровнях: отдельного человека, группы людей, населения района, города, области, края, страны. Данное обстоятельство позволяет выстроить иерархию системы продовольственного самообеспечения (пирамиду уровней), представленную на рис. 2.
Выделяемые при этом уровни соответственно образуют системы продовольственного самообес- 1) печения населения страны, края, области, города, района, семьи, отдельного человека.
Главное место в системе продовольственного самообеспечения принадлежит сельскохозяйственному производству, развитию пищевой промышлен- 2) ности и торговли в регионах. Регион должен добиваться максимального удовлетворения потребности населения в продуктах питания за счет собственного производства, что, в конечном итоге, позитивно 3) скажется на его социально-экономическом положении. От усилий каждого отдельного региона зависит решение проблемы продовольственного обеспечения каждого отдельного человека. Это главный критерий достижения и реализации конечной цели 4) функционирования системы продовольственной безопасности. При этом важное значение приобретает проблема повышения эффективности функциони- 5) рования регионального АПК.
ятельными в отношении основных продуктов питания.
Уровень продовольственного самообеспечения принято определять как процентное соотношение производства соответствующих продуктов питания на данной территории (за вычетом производственного потребления и потерь) к фонду потребления на той же территории, включая потери на уровне технологических норм [2].
На основании проведенного анализа нами выделены следующие уровни продовольственного самообеспечения территории:
продовольственная сверхобеспеченность — территория обеспечена основным продовольствием на 100 % и имеет сверх этого производственные мощности и запасы для вывоза продовольствия на межрегиональные и мировые рынки; устойчивое продовольственное самообеспечение — территория самообеспечена основным продовольствием на 100 % и вывозит продовольствие на региональные рынки; предельное продовольственное самообеспечение — территория самообеспечена продовольствием на предельно допустимом уровне, сверх которого продовольствие ввозят из сопряженных территорий и импортируют; угроза продовольственному самообеспечению— самообеспечение территории продовольствием находится на уровне 80 %; продовольственный кризис — территория находится в состоянии, когда ее население на 30 %
6)
и более зависит от внешних, экономически и административно регулируемых поставок продовольствия;
продовольственная катастрофа—в данной территории имеет место голод, происходит естественная и эмиграционная депопуляция населения. Мы предлагаем в качестве оценочного показателя уровня продовольственного самообеспечения ввести коэффициент продовольственного самообеспечения территории
а -(а />) а ог
Н'
/ N,
(1)
где K — коэффициент продовольственной
си
самообеспеченности территории; О] — объем производства конечного /-го сельскохозяйственного продукта на территории У за период О' .. — производственное потребление /-го продукта на территории у за период О. — запасы /-го продукта на территории у на начало периода О. — размер переходящего страхового запаса /-го продукта на территории у; р'., — потери /-го продукта; Н' — средняя (за период 0 численность населения территории £ N. — рациональная норма душевого потребления /-го продукта на территории у.
Данный коэффициент имеет следующую интерпретацию:
1) Кс > 1,0 — продовольственная сверхобеспеченность;
2) Кс = 1,0 — устойчивое продовольственное самообеспечение.
3) 0,8 <Кс< 1,0 — предельное продовольственное самообеспечение;
4) 0,7 <Кс< 0,8 — угроза продовольственному самообеспечению;
5) 0,5 <Кс< 0,7 — продовольственный кризис;
6) Кс< 0,5 — продовольственная катастрофа. Коэффициент продовольственной самообеспеченности дает возможность выявить специализацию и размещение агропромышленного производства. Однако добиваться продовольственной самообеспеченности по всем продуктам не всегда рационально, особенно на региональном уровне. Тем более что в экономическом плане не все виды продуктов питания эффективно производить на местном уровне, какую-то часть их приходится завозить. Стремиться к полной продовольственной самообеспеченности территории за счет внутренних ресурсов необходимо, но не настолько, чтобы не учитывать издержки экономики при определенном росте производства сельскохозяйственной продукции.
Используя приведенную методику, нами произведена оценка уровня продовольственного самообеспечения основных районов Пермского края (табл. 2).
Наиболее тяжелая ситуация сложилась в Горнозаводском, Гремячинском, Губахинском и Кизе-ловском районах, которую можно охарактеризовать как продовольственную катастрофу. Администрации Пермского края и указанных районов необходимо обратить внимание на эту ситуацию, так как это снижает уровень социальной защищенности и качество жизни населения.
Таблица 2
Группировка районов Пермского края по уровню продовольственного самообеспечения
Уровень продовольственного самообеспечения Коэффициент продовольственного самообеспечения (Кс) Районы
1. Продовольственная сверхобеспеченность от 1,1...2,0 Верещагинский, Добрянский, Еловский, Ильинский, Краснокамский, Нытвенский, Октябрьский, Оханский, Очерский, Уинский, Черну-шинский, Коми-Пермяцкий автономный округ
2,1...3,0 Бардымский, Б-Сосновский, Куединский, Ор-динский, Сивинский, Суксунский, Частинский
3,1.4,0 Карагайский, Кишертский, Соликамский
4,1.5,0 Березовский, Усольский
Свыше 5,1 Кунгурский, Пермский
2. Устойчивое продовольственное самообеспечение 1,0 Чайковский
3. Предельное продовольственное самообеспечение 0,8.1,0 Александровский, Красновишерский, Осинский
4. Угроза продовольственному самообеспечению 0,7.0,8 Чердынский, Чусовской
5. Продовольственный кризис 0,5.0,7 Лысьвенский
6. Продовольственная катастрофа Менее 0,5 Горнозаводский, Гремячинский, Губахинский, Кизеловский
Источник: составлено и рассчитано по результатам собственных исследований автора, 2006 г.
Наиболее высокий уровень продовольственного самообеспечения в Кунгурском и Пермском районах — свыше 5,1.
В Пермском крае производится достаточное количество картофеля и яиц. По этим двум видам продукции Пермский край имеет продовольственную сверхобеспеченность, поэтому ее можно вывозить на межрегиональные рынки. Обеспеченность овощами находится на предельном уровне продовольственного обеспечения, т. е. коэффициент самообеспеченности составляет 0,9. Коэффициент обеспеченности молоком и мясом колеблется от 0,4 до 0,6, т. е. является крайне низким, хотя в Пермском крае есть все условия для развития данных отраслей сельскохозяйственного производства. Зерном Пермский край обеспечивает себя менее чем на 30 %, и, хотя не целесообразно добиваться полного самообеспечения по этому виду продукции, уровень самообеспечения зерном должен составлять около 70 %, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития отраслей животноводства.
В целом же уровень продовольственного самообеспечения в Пермском крае можно охарактери-
зовать как предельно допустимый (Кс = 0,94), сверх которого продовольствие ввозят из сопряженных территорий и импортируют.
Таким образом, процесс продовольственного самообеспечения населения, базирующийся на научно-обоснованных нормах питания, может стать базой для разработки стратегии социально-экономического развития Пермского края, отраженной в поэтапном достижении соответствующих социальных стандартов.
Мы считаем, что для преодоления спада агропромышленного производства, угрожающего продовольственному самообеспечению региона, государство призвано использовать комплекс правовых, экономических, организационных и административных мер. В методах его воздействия должны преобладать «мягкие» регулирующие механизмы, среди которых главная роль принадлежит ценовой политике, бюджетной поддержке, льготному налогообложению, кредитованию и другим экономическим мерам, обеспечивающим режим максимального благоприятствования, прежде всего базовым отраслям сельского хозяйства (рис. 3).
Государственная поддержка инноваций за счет субсидирования и льготного кредитования и т. д.
Выплата федеральных и других видов налогов
Получение дополнительной прибыли
Расширение ниши и сегментов рынка за счет выпуска конкурентоспособной продукции
Ускоренное обновление основных фондов
Увеличение объемов выпуска качественной продукции широкого ассортимента достаточных для обеспечения населения
Диверсификация производственных незанятых мощностей для выпуска новых видов продукции
Обеспечение физической и экономической доступности качественной продукции для всех слоев населения, повышение уровня про-
Заинтересованность инвесторов в концентрации и использовании капитала в отраслях производящих продовольствие
Динамическое развитие производства продукции
Создание дополнительных рабочих мест
Улучшение социально-экономических условий труда работников
Повышение оп-
латы труда, про-
фессионализма
у персонала, заин-
тересованность
его в результатах
труда
*
Поиск новых
технологий и
Получение производство
дополни- новых видов
тельной продукции,
прибыли пользующейся
спросом
И ?!
Рис. 3. Стратегия повышения уровня продовольственного самообеспечения территории
Для обеспечения продовольственного снабжения в чрезвычайных ситуациях следует постоянно пополнять государственные стратегические резервы зерна и других базовых видов продовольствия, создавая для этого современную систему хранилищ. Необходимо также формирование при активной поддержке государства эффективной рыночной инфраструктуры, включающей оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, финансово-промышленные корпорации, лизинговые компании и другие структуры, которые способствовали бы более быстрому продвижению сельскохозяйственной продукции от производителей к потребителям.
Рыночная инфраструктура — это своего рода связующее звено в общем производственном процессе между производителем и потребителем. Анализ свидетельствует, что слабое развитие рыночной инфраструктуры ведет к огромным потерям сельскохозяйственной продукции в сфере заготовки, переработки, хранения и реализации.
В настоящее время рыночная инфраструктура в Пермском крае, да и во многих регионах только формируется. Многие звенья рыночной инфраструктуры функционируют стихийно, бессистемно, что отрицательно сказывается на результатах работы предприятий и в целом на экономической эффективности их деятельности. В хозяйствах слабо используется реклама и информационно-маркетинговая деятельность.
Формирование рыночной инфраструктуры Пермского края и других регионов является необ-
ходимым условием функционирования аграрного рынка, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и обеспечения продовольственной независимости.
Необходимо усилить роль государства в создании оптимальных рыночных инфраструктур для каждого предприятия.
Этому в значительной мере будет способствовать создание единой информационной системы в АПК, отдельных регионах и предприятиях, позволяющей эффективно получать, обрабатывать и распространять данные о состоянии аграрного сектора, конъюнктуре агропродовольственных рынков, коммерческой и внешнеэкономической деятельности.
В заключение следует отметить, что повышение уровня самообеспечения территории основными продуктами питания будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию АПК, которое заложит необходимую основу для роста эффективности аграрного производства и решения социальных проблем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пермский край в цифрах: стат. сб. / Перм. обл. ком. гос. статистики. — Пермь, 2007. — 164 с.
2. Попов Н. Может ли Россия сохранить национальную продовольственную безопасность?//АПК: экономика, управление. 1997. № 1. С. 8 — 12.
3. Россия в цифрах. 2007: Крат. стат. Сб. — М.: Росстат. 2007. - 494 с.