Научная статья на тему 'Формирование системы президентских библиотек и институт президентства в США в середине ХХ века'

Формирование системы президентских библиотек и институт президентства в США в середине ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
президентские библиотеки / Соединенные Штаты Америки / ХХ век / Ф.Д. Рузвельт / Гарри Трумэн / Национальное агентство по архивам и документации США / институт президентства / presidential library and museum / United States of America / twentieth century / Franklin D. Roosevelt / Harry S. Truman / National Archives and Records Administration / presidency

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Василенко Виктория Викторовна

В данной статье рассматривается формирование системы американских президентских библиотек в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века. Цель исследования – изучить особенности формирования первых президентских библиотек, Библиотеки Ф.Д. Рузвельта и Библиотеки Гарри Трумэна и учреждение системы президентских библиотек в США в контексте эволюции американской президентской власти. Автор подчеркивает, что президент Рузвельт инициировал создание своей Библиотеки как единичный проект, который тем не менее был частью его работы по институционализации президентской власти в США. Эта противоречивая основа и дальнейшая логика повышения символической значимости президентской власти на фоне развертывания конфронтации Холодной войны позволила его преемнику Трумэну, несмотря на значительно меньший вес в американском политическом истеблишменте, не только добиться создания своей президентской библиотеки, но и способствовать учреждению Конгрессом системы президентских библиотек как типовых учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Origins of the Presidential Libraries System and the Evolution of the U.S. Presidency

The article deals with the emergence of the presidential museums and libraries system in the United States of America in the mid-twentieth century. The aim of the article is to investigate two cases of the first institutions of this type, Franklin D. Roosevelt Library and Museum and the Harry S. Truman Library and Museum, and, based on that, the establishment of the presidential museums and libraries system in the USA against the backdrop of the evolution of the American presidency. The research design of this article is based on the understanding of a museum as an institution created to meet a certain demand of the state and the society. It is highlighted that while the President Roosevelt initiated his Library as a unique project, this institution was part of his efforts to institutionalize the American presidency. This contradictory basis and the rise of the confrontation in the early years of the Cold War that elevated the symbolic significance of the presidency in the U.S. allowed the President Truman, who had, in contrast to his predecessor, less political weight, not only to create his own Library, but also to facilitate the establishment of the system of presidential libraries and museums by Congress that enabled the emergence of other institutions of this type in the USA.

Текст научной работы на тему «Формирование системы президентских библиотек и институт президентства в США в середине ХХ века»

УДК 94(4)

DOI 10.52575/2687-0967-2023-50-4-915-927 Оригинальное исследование

Формирование системы президентских библиотек и институт президентства в США в середине ХХ века

Василенко В.В. О

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, ул. Победы, 85, Белгород E-mail: vasilenko_v@bsu .edu.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование системы американских президентских библиотек в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века. Цель исследования - изучить особенности формирования первых президентских библиотек, Библиотеки Ф.Д. Рузвельта и Библиотеки Гарри Трумэна и учреждение системы президентских библиотек в США в контексте эволюции американской президентской власти. Автор подчеркивает, что президент Рузвельт инициировал создание своей Библиотеки как единичный проект, который тем не менее был частью его работы по институционализации президентской власти в США. Эта противоречивая основа и дальнейшая логика повышения символической значимости президентской власти на фоне развертывания конфронтации Холодной войны позволила его преемнику Трумэну, несмотря на значительно меньший вес в американском политическом истеблишменте, не только добиться создания своей президентской библиотеки, но и способствовать учреждению Конгрессом системы президентских библиотек как типовых учреждений.

Ключевые слова: президентские библиотеки, Соединенные Штаты Америки, ХХ век, Ф.Д. Рузвельт, Гарри Трумэн, Национальное агентство по архивам и документации США, институт президентства

Благодарности: Статья подготовлена на основе квалификационной работы по итогам программы профпереподготовки МВШСЭН (Шанинки). Автор признателен канд. ист. наук М.Б. Гнедовскому за конструктивные комментарии.

Для цитирования: Василенко В.В. 2023. Формирование системы президентских библиотек и институт президенства в США в середине ХХ века. Via in tempore. История. Политология, 50(4): 915-927. DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-915-927

The Origins of the Presidential Libraries System and the Evolution of the U.S. Presidency

Victoria V. Vasilenko

Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St., Belgorod 308015, Russia, E-mail: vasilenko v@bsu.edu.ru

Abstract. The article deals with the emergence of the presidential museums and libraries system in the United States of America in the mid-twentieth century. The aim of the article is to investigate two cases of the first institutions of this type, Franklin D. Roosevelt Library and Museum and the Harry S. Truman Library and Museum, and, based on that, the establishment of the presidential museums and libraries system in the USA against the backdrop of the evolution of the American presidency. The research design of this article is based on the understanding of a museum as an institution created to meet a certain

© Василенко В.В., 2023

demand of the state and the society. It is highlighted that while the President Roosevelt initiated his Library as a unique project, this institution was part of his efforts to institutionalize the American presidency. This contradictory basis and the rise of the confrontation in the early years of the Cold War that elevated the symbolic significance of the presidency in the U.S. allowed the President Truman, who had, in contrast to his predecessor, less political weight, not only to create his own Library, but also to facilitate the establishment of the system of presidential libraries and museums by Congress that enabled the emergence of other institutions of this type in the USA.

Keywords: presidential library and museum, United States of America, twentieth century, Franklin D. Roosevelt, Harry S. Truman, National Archives and Records Administration, presidency

Acknowledgements: This article is based on the qualification thesis during the professional development program at the Moscow School of Social and Economic Sciences. The author is grateful to Dr. Mikhail B. Gnedovskyi for his helpful comments.

For citation: Vasilenko V.V. 2023. The Origins of the Presidential Libraries System and the Evolution of the U.S. Presidency. Via in tempore. History and political science, 50(4): 915-927 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-0967-2023-50-4-915-927

Введение

Интерес к теме формирования системы президентских библиотек в США обусловлен двумя основными факторами. Во-первых, данная модель музея - президентская библиотека / presidential library and museum - является любопытной разработкой, которая под зонтиком музея сочетает и архив, и библиотеку, и исследовательский центр. Музеи такого типа продемонстрировали способность функционировать на разных уровнях, от локального до международного, и решать различные задачи, от популяризации наследия отдельного президента и исследовательской работы по анализу его деятельности до развития туристического потенциала конкретной местности. Во-вторых, эта модель оказалась востребованной и за рубежом, в частности в России. Отчасти на ее основе - точнее, представлений о ней 62 - в Екатеринбурге создан Ельцин-центр для популяризации и изучения наследия первого президента нашей страны. Представляется, что анализ опыта американских библиотек-музеев позволит более точно соотносить американский и российский проекты 63.

Цель исследования - изучить особенности формирования первых библиотек-музеев на примере кейсов Библиотеки Ф.Д. Рузвельта и Библиотеки Гарри Трумэна и учреждение системы президентских библиотек в США в середине ХХ века в контексте эволюции американского института президентской власти.

Основными источниками для исследования выступают новостные материалы, официальные документы и источники личного происхождения. Среди официальных документов стоит выделить насыщенный разнообразной фактической информацией «Доклад об альтернативных моделях президентских библиотек во исполнение PL 110-404», подготовленный по запросу Конгресса в 2009 году [Report on Alternative Models]. Из источников личного происхождения представляют особый интерес интервью Джорджа Элси, помощника президентов Ф.Д. Рузвельта и Гарри Трумэна 64, о деятельности, связанной с соответствующими библиотеками-музеями, а также интервью Джеймса Фукса, архивиста Библиотеки Трумэна, который участвовал в ее создании с самого начала проекта [Interview with George M. Elsey; Interview with James R. Fuchs]. Дополнительно привлечены источни-

62 Показательны различные интерпретации сути института президентских библиотек в ходе экспертных дискуссий о проектировании Ельцин-центра в 2011 году [Зорин; Зуев; Ослон; Прудникова; Ревзин].

63 Термины «библиотека-музей», «президентская библиотека» и «библиотека» используются в данной работе в качестве взаимозаменяемых.

64 В соответствии с отечественной традицией имя президента Трумэна указывается без инициала С. В этом же русле опускаются инициалы для имен, которые не получили устоявшегося написания с инициалом.

ки, которые можно обозначить в качестве визуальных (особенности дизайна рассматриваемых библиотек-музеев, главным образом представленные на их сайтах), а также источники по российским дискуссиям об интерпретации американского опыта.

Исследовательская литература представлена работами разного плана ввиду комплексной проблематики. Привлечен массив доступных, главном образом англоязычных работ по различным аспектам функционирования президентских библиотек-музеев в США, их роли в историописании, а также специфике общественных дебатов о данном институте (это преимущественно статьи в журналах «The Public Historian», «American Libraries» и др.). Наибольший интерес представили труды Р. Гезельбрахта, Дж. Лантцера, Ш. Фосетт, Л. Кокрэйн и Б. Хафбауэра [Cochrane, 2002; Lantzer, 2003; Cochrane, 2006; Fawcett, 2006; Geselbracht, 2006; Hufbauer, 2006a; Hufbauer, 2006b]. В отечественной исследовательской литературе рассматриваемая проблематика привлекла на удивление незначительный исследовательский интерес. Фактически единственным российским автором является Н. В. Стришенец, которая рассмотрела институт библиотек-музеев в аспекте развития библиотечного дела в США [Стришенец, 2004]. Стоит отметить исследования Е.М. Болтуновой, посвященные рассмотрению эволюции отечественной мемориальной традиции на примере кейса Ельцин-центра отчасти в контексте американского опыта [Болтунова, 2017a; Boltunova, 2017b]. Подспорьем в ходе исследования также послужила литература по исследованию национальных процессов, памяти сообществ и политическому процессу в США [Гринфельд, 2012; Малинова, 2015; Kernell and Jacobson, 2006], а также работы об общих подходах и принципах музейного проектирования [напр., Музейное проектирование].

Объект и методология исследования

Объектом данного исследования является институт президентских библиотек в США. В аспекте методологии исследования значимо представление о музее как о социальном институте, «который рассказывает о настоящем и отвечает на жгучие вопросы дня сегодняшнего; в этом смысле музей всегда создается под решение каких-то задач современности, в первую очередь социальных и социокультурных» [Музейное проектирование, с. 16]. Исследования памяти социальных групп показывают, что коллективные представления в той или иной мере являются объектом воздействия со стороны различных стейк-холдеров, прежде всего государства, что закономерно, поскольку представления о прошлом являются основой идентичности сообществ [см., напр., Малинова, 2015; Шестов, 2005]. При этом музей нередко служит инструментом для такого рода воздействия. Работы по анализу данного воздействия (например, в аспекте исторической политики) посвящены главным образом анализу целенаправленных действий основного стейкхолдера -государства. При этом часто упускается из виду многообразие стейкхолдеров, в том числе представляющих государство, и, как следствие, сложность и непредсказуемость взаимодействия между ними, а также возможность отсутствия продуманной стратегии у политиков, но наличие важных символических последствий их действий и высказываний. Данные соображения представляются значимыми в изучении практик внедрения рассматриваемого социального института в США.

Результаты и их обсуждение

Библиотека Ф.Д. Рузвельта как первая президентская библиотека федерального значения

Историю института библиотек-музеев Соединённых Штатах Америки прослеживают со времени второго президентства Ф.Д. Рузвельта. В 1937 г. Рузвельт выступил с инициативой организовать систематическое хранение документов и материалов президентов,

ушедших в отставку, в одном месте для исследования их деятельности и в целом на пользу обществу и государству.

Ранее президенты после выхода в отставку забирали с собой свои документы и материалы, которые имели статус их личной собственности. Впоследствии данные коллекции могли храниться в семье, распродаваться полностью или частично (самым значимым покупателем с 1830-х гг. была Библиотека Конгресса); часть материалов была утеряна, в основном в пожарах; отдельные документы были уничтожены покинувшими свой пост президентами; некоторые коллекции передавались университетам и библиотекам, где они могли быть доступны для изучения [Стришенец, 2004]. Рузвельт таким образом предлагал принципиально новый подход - изменение статуса президентской документации и создание института федерального значения для их хранения, обработки и обеспечения доступа населению под управлением Национальной службы архивов и документации.

Президент посчитал целесообразным смешанное финансирование нового института: строительство на частные пожертвования, функционирование на федеральные средства. Помимо привлечения частных средств, Рузвельт внес и личный вклад в создание проекта: он предоставил для строительства здания часть территории своего поместья в Гайд-Парке неподалеку от Нью-Йорка. В своих разработках президент опирался на два существовавших к тому времени прототипа - учрежденную в 1914 г., в основном на средства штата Огайо, Мемориальную библиотеку Р. Хейса и созданную в 1919 г. Гуверовскую библиотеку (впоследствии институт) войны, революции и мира на базе Стэнфордского университета. Один из членов комитета, который занимался разработкой проекта вместе с президентом, предложил назвать его «библиотекой» на основе кейса последней; этот вариант поддержал и Рузвельт. Несмотря на возражения президента называть данное учреждение его именем, за неимением лучшего варианта в итоге было утверждено название «Библиотека Франклина Д. Рузвельта» [Cochrane, 2002, p. 60].

В 1939 году проект Рузвельта получил одобрение Конгресса: 18 июля был принят Закон о Библиотеке Рузвельта [Cochrane, 2006, p. 144]. Библиотека Ф.Д. Рузвельта поступила на баланс государства в июле 1940 года, включая и ряд президентских материалов. В ходе официальной церемонии ее передачи в июле 1941 года Рузвельт произнес такие слова:

«Чтобы собрать документы прошлого и поместить их в здания, где они будут сохранены для их использования мужчинами и женщинами в будущем, Нация должна верить в три вещи.

Она должна верить в прошлое.

Она должна верить в будущее.

Она, прежде всего, должна верить в способность своего народа таким образом учиться у прошлого, чтобы обрести опору для создания именно своего будущего [Цит. по: Report on Alternative Models, p. 6. Перевод автора статьи].

Рузвельт предусмотрел и небольшое музейное пространство, которое было открыто для посещения после упомянутой выше церемонии. В последующие годы президент нередко бывал в Библиотеке и порой использовал ее для проведения своих известных «бесед у камина». Открытие собственно библиотеки (то есть архива) было отложено в связи с событиями Второй мировой войны и участием в ней США, а также избранием Рузвельта на пост президента еще на два срока. Фактически библиотека была открыта в 1947 году; тогда исследователям стали доступны часть материалов Белого дома и допрезидентского периода деятельности Рузвельта. Это был беспрецедентно короткий срок для открытия материалов такого рода [Стришенец, 2004].

Таким образом, изначально суть проекта «библиотеки» составлял именно архив, в основные функции которого входили хранение и систематизация переданных президентских материалов, а также обеспечение к ним доступа исследователей и представителей общественности. Очевидно, что данная инициатива также подчеркивала значимость поста президента в государственном управлении и в то же время подразумевала его открытость

народу США и готовность к непосредственной коммуникации с ним. Можно сказать, что такой подход в целом был характерен для президентства Рузвельта: здесь можно упомянуть такие разноплановые аспекты, как его умелое выстраивание прямой коммуникации с народом, например, посредством транслировавшихся по радио «бесед у камина», так и стремление выступать центром принятия решений по различным вопросам в обход соответствующих ведомств, что наиболее ярко было заметно в области внешней политики [см., напр., Печатнов, 2006].

Нередко в литературе система президентских библиотек изображается как некий единый, поступательно развивавшийся во времени замысел [см., напр., Cochrane, 2006]. Однако Библиотека Рузвельта задумывалась президентом как уникальный проект. Он отражал особенности мышления и видения Рузвельта, который был, по признанию большинства современников и исследователей, одним из наиболее масштабно мыслящих государственных деятелей США.

В то же время данный проект также был одним из признаков того, что институт президентства в стране заметно эволюционировал от позиции «главного клерка» правительства, как его трактовал Авраам Линкольн [Kernell and Jacobson, 2006, р. 261]. Именно Рузвельт сделал значительный вклад в данную эволюцию. С периодом его нахождения на президентском посту связывают возникновение так называемого «институционального президентства», то есть учреждение различных институтов для помощи и более эффективной работы президента. Так, в то время был учрежден Исполнительный офис президента США (его нередко называют Администрацией президента) [Ibid, р. 290-291]. Можно сказать, что создание Библиотеки было и в русле политики Рузвельта по расширению институциональной структуры в поддержку президентской власти.

Вероятно, три фактора обусловили успешное тиражирование проекта Библиотеки Рузвельта в дальнейшем. Первый - высокий авторитет 32-го президента США у своих преемников, Гарри Трумэна и Дуайта Эйзенхауэра, которые во многом стремились проводить политику в продолжение курса Рузвельта и при этом в чем-то сравняться со своим блестящим предшественником [см., напр., Miscamble, 2007]. Второй - успех проекта, прежде всего в аспекте своего рода «инобытия» президента, то есть данный институт оказался достаточно эффективным инструментом для бывшего главы государства и его близкого круга в формировании представлений о наследии его президентства 65. Третий - усиление роли президента в США, который в условиях Холодной войны нередко становился символом противостояния.

Библиотека Гарри Трумэна и учреждение института президентских библиотек в США

В рассмотрении формирования института президентских библиотек в США стоит уделить особое внимание Библиотеке Гарри Трумэна. Несмотря на то, что ей предшествовало создание Библиотеки Рузвельта, именно в процессе создания Библиотеки-музея Трумэна были заложены основы для формирования системы президентских библиотек.

Создание Библиотеки Гарри Трумэна

История создания Библиотеки Гарри Трумэна началась с идеи о музее, которую уже с лета 1945 года озвучивали 33-му президенту США различные деятели штата Миссури, где он родился и долгое время работал. Родным городом Трумэна считался Индепенденс, расположенный неподалеку от Канзас-Сити. Отклик президента последовал в 1949 году -на инициативу мэра Индепенденса Роджера Сермона о создании посвященного президенту музея в его родном городе. Трумэн отнесся к данной идее неоднозначно: с одной стороны, его смущало, что таким образом он фактически оказывался «в компании с Франклином Д. Рузвельтом, который создал себе национальное место поклонения» [Цит. по:

65 Термин С.Э. Зуева в отношении Ельцин-центра; в оригинальном контексте подразумевается рассказ о президенте после его смерти [Зуев].

Geselbracht, 2006, p. 38]; с другой стороны, данная идея все-таки импонировала Трумэну, так как в итоге он предоставил Сермону карт-бланш на создание проекта [Ibid.].

Кампания мэра Индепенденса и видных деятелей штата по сбору средств для создания музея достаточно быстро провалилась. В начале 1950 г. Сермон умер, что привело к фактическому прекращению проекта. Через несколько месяцев новый мэр Индепенденса Роберт Везерфорд обратился к Трумэну с просьбой пояснить его намерения.

К этому времени президент, выслушав различные точки зрения, принял решение создавать Библиотеку по модели своего предшественника. В 1950 году Трумэн предпринял ряд важных шагов, которые свидетельствовали о его намерении обеспечить эффективное создание и развитие проекта. Так, он содействовал формированию инициативной группы, которая включала его близких друзей, для учреждения частной организации «Гарри С. Трумэн Лайбрери Инк.» по сбору средств на сооружение Библиотеки; он избрал одного из личных помощников Джорджа Элси для руководства проектом в качестве своего представителя; он выбрал архитектора Эдварда Нейлда, с которым ранее успешно работал в Канзас-Сити, для разработки дизайна здания Библиотеки; Трумэн объявил, к удивлению многих, что намерен построить свою президентскую библиотеку на территории фермы своей семьи в Грэндвью, в двадцати милях от Индепенденса [Ibid.; см. также: Harry S. Truman Library].

Реализация проекта Библиотеки Гарри Трумэна длилась семь лет, с 1950 по 1957 годы. В этот период команда проекта, несмотря на наличие Библиотеки Рузвельта в качестве прототипа, вырабатывала решения для многих вопросов впервые, а решения по нескольким из них стали основой для учреждения института президентских библиотек. Как отметил Дж. Лантцер в 2003 г., каждая библиотека-музей своеобразна так же, как и отдельный президент [Lantzer, 2003], хотя к тому времени практики тиражирования данного института отчасти вошли в рутину. А в начале 1950-х гг. весьма значимую роль играло то, что решения по проекту Библиотеки Рузвельта принимались ad hoc, и перспектива их тиражирования для проекта Трумэна была достаточно призрачной.

В команду проекта по созданию Библиотеки Трумэна входило достаточно много людей, однако стоит выделить троих, которые определяли его развитие. Это упоминавшийся выше ассистент президента Элси, который имел историческое образование; ранее он принимал участие в разработке проекта Библиотеки Рузвельта; кроме того, Элси не только эффективно контактировал с Национальной службой архивов и документации (НСАД), но и был дружен с руководителем последней [Interview with George M. Elsey, p. 3]. Это сменивший Элси после его ухода из штата Белого дома в 1951 г. Дэвид Ллойд, а также Архивист США (глава НСАД) Вейн Гровер [Geselbracht, 2006, p. 40].

Одним из ключевых вопросов было создание необходимой правовой базы для того, чтобы НСАД могла принять в свою структуру Библиотеку Трумэна и документацию президента; закон 1939 года регулировал только функционирование Библиотеки Рузвельта в качестве федерального объекта. Элси и Гровер совместно разработали дополнения в Закон о федеральной документации, который был утвержден в 1950 году [Overview of the Federal Records Act]. Уже на этом этапе было принято универсальное правовое решение: дополнения позволяли НСАД принимать президентские документы и материалы не только Трумэна, но и иного гражданина, который занимал пост высшего должностного лица государства. Однако вскоре стало ясно, что не урегулированы вопросы передачи на баланс государства здания Библиотеки и соответствующего земельного участка. Как следствие, возникла необходимость в новом законодательном решении. Однако в команде проекта Библиотеки Трумэна были значительные опасения, что Конгресс может отклонить необходимый акт как влекущий дополнительные расходы для федерального бюджета. Один из советников Трумэна выступил с предложением не инициировать новое законодательство до окончания президентских выборов 1952 г. [Geselbracht, 2006, p. 41-42].

С принятием акта 1950 года был также связан важный вопрос о том, какие именно президентские документы Трумэн намеревался поместить в архив своей Библиотеки. Элси

рекомендовал президенту забрать только ту документацию, которая непосредственно проходила через его офис (office file), а большую часть, примерно 80 % материалов, передать НСАД. Оставшихся документов, аргументировал Элси, будет вполне достаточно для организации экспозиций и иных вариантов информирования общественности о деятельности президента. Цель такого решения, которое Трумэн вначале поддержал, состояла в том, чтобы обеспечить в НСАД в Вашингтоне централизованный архив президентских материалов для более эффективной работы исследователей [Ibid., p. 41].

Препятствием для реализации такой модели формирования архива Библиотеки стал вопрос о доступе президента к своим документам и материалам после выхода в отставку. Закон о федеральной документации, в случае изменения статуса документов президентом, находящимся у власти, предусматривал возможность ограничения доступа к своей документации для экс-президента, а также возможность открытия раннего доступа к ней третьих лиц из федеральных структур. Вставал вопрос и административного подчинения Библиотеки Трумэна в системе федеральных агентств: НСАД была готова принять президентскую документацию, но были сомнения относительно целесообразности включения в данную структуру президентской библиотеки [Ibid.].

Иным, но также значимым вопросом, который продвигал Элси, был дизайн Библиотеки. Он считал важным создать «ауру президентства», предполагавшую достаточный размах, масштаб и открытость людям, что должны транслировать и общественные пространства. Для того, чтобы продемонстрировать Трумэну необходимый масштаб, его помощник с помощью Гровера организовал подготовку президенту списка и краткого описания тех многочисленных вещей и материалов, которые стоило разместить в Библиотеке [Interview with George M. Elsey, p. 3].

При этом Трумэн в проектировании Библиотеки стремился совместить противоречащие друг другу подходы: с одной стороны, результатом проекта не должно было стать нечто грандиозное, что означало бы лишний пафос и стремление подражать Рузвельту, с другой стороны, его Библиотека должна была стать важной исследовательской организацией для всего Среднего Запада, транслировать значимость института президентства, а также знакомить посетителей с политикой и основными достижениями Трумэна. Как следствие, команда проекта столкнулась с весьма непростой задачей. Однако внешние трудности и ограничения нередко «работали» в качестве факторов оптимизации концепции Трумэна, а амбициозные планы президента о крупном региональном центре порой способствовали продвижению своих идей руководителями проекта. Так, Элси, используя замысел Трумэна об исследовательском центре для Среднего Запада в качестве аргумента, смог убедить архитектора Нейлда спроектировать здание, которое впоследствии можно было легко расширить за счет пристроек, предусмотреть достаточное пространство для музейных экспозиций, работы исследователей и размещения не менее двухсот человек на территории Библиотеки (например, жителей ближайшего населенного пункта на национальные праздники); помощник президента также считал важным создать копию Овального кабинета Трумэна на территории здания как символическое «место поклонения» институту президентства [Geselbracht, 2006, p. 42-43]. Все советы Элси в итоге, хотя и в разное время, нашли воплощение в проекте [Report on Alternative Models, p. 64]. Таким образом, помощник президента смог сделать концепцию проекта более реалистичной и при этом масштабной, задав ряд изменяемых характеристик Библиотеки, что во многом определило дальнейшее развитие проекта, способного работать с различными аудиториями под эгидой символической фигуры президента.

В ноябре 1951 г. Элси передал дела по проекту Библиотеки Ллойду, который вскоре стал еще большим его энтузиастом. Ключевым расхождением во взглядах Элси (его точку зрения разделял и Гровер) и Ллойда было отношение к объему забираемой президентом с собой документации. Тогда как Элси считал, что большую часть следует оставить в Вашингтоне в НСАД, Ллойд полагал, что президент должен забрать с собой всю документа-

цию, в соответствии со сложившейся ранее традицией, и затем, поместив их в свою Библиотеку, передать весь объект государству. Как только Ллойд озвучил свою точку зрения Трумэну в начале 1952 г., подчеркнув, что в противном случае президент поставит под вопрос «полезность Библиотеки Трумэна», она была сразу принята [Geselbracht, 2006, p. 43]. Дополнительным аргументом была возможность неограниченного доступа президента, собиравшегося писать мемуары, к своей документации, хотя впоследствии, в ходе работы над ними, Трумэн нечасто обращался к своим документам [Interview with James R. Fuchs].

Нужно отметить, что Ллойд активно выступал в поддержку института президентских библиотек в целом. Его центральный аргумент был основан на вышеупомянутом противоречии относительно президентской документации. В то время как федеральное архивное ведомство настаивало на аккумуляции президентской документации в НСАД на основе принципа разделения личных и официальных документов высшего должностного лица государства, Ллойд, отмечая право президента распоряжаться своими материалами согласно традиции и проблематичность такого принципа разделения документов, считал, что именно президентская библиотека способна решить данное противоречие. Он подчеркивал, что документации президента будет обеспечено надлежащее хранение и систематизация, а затем и доступ народа в его Библиотеке, которую он передаст государству; при этом в данной организации будут реализованы и иные полезные для общества функции [Geselbracht, 2006, p. 45-47].

Однако, несмотря на весомые аргументы в пользу проекта, его развитие продвигалось нелегко. Значимую роль играли интриги со стороны республиканцев, которые использовали проект Библиотеки для критики Трумэна. Так, весной 1952 г., в разгар предвыборной кампании, президент узнал, что распространяются слухи о том, что он намерен использовать президентскую библиотеку, которую собирался возводить на территории семейной фермы, для получения дохода от посетителей. Вместе с тем это был дополнительный аргумент в пользу иного места для строительства Библиотеки в русле концепции Элси. Стоит отметить, что еще осенью 1951 г. некорректно сформулированные письма, призывающие к финансовой поддержке проекта, вызвали такой негативный резонанс, что Трумэн был вынужден вообще приостановить сбор средств, объявив о возобновлении кампании после его выхода в отставку [Harry S. Truman Library].

Особенно важным было то, что это создавало неблагоприятный фон для инициирования законодательного акта, необходимого для передачи Библиотеки Трумэна государству, обновленный проект которого был подготовлен весной 1952 г. В итоге Трумэн, несмотря на обеспокоенность перспективами своей Библиотеки, и в этот раз решил отложить данный вопрос - уже на усмотрение последующего президента [Geselbracht, 2006, p. 44].

В последние часы своего президентства Трумэн, по совету своих помощников, оставил письмо о намерении передать свою президентскую документацию и Библиотеку государству и высказал просьбу о выделении нескольких архивистов для работы с документами [Ibid.]. В начале января 1953 г. его документы и материалы были вывезены из Вашингтона в Канзас-Сити [Interview with James R. Fuchs].

В первые постпрезидентские годы продвижению проекта препятствовала неурегулированность вопроса о месте возведения Библиотеки. Трумэн, отказавшись от ее строительства на территории семейной фермы, долго не мог подобрать альтернативу. Поступившие от ряда университетов предложения о ее размещении в пределах кампуса не устроили Трумэна, и в 1954 г. он обратился к мэру Индепенденса Везерфорду. Выделенный мэром участок весьма понравился президенту. Как отметил его помощник Том Эванс: «...он был довольнее и счастливее по этому поводу, чем в ночь выборов 1948-го...» [Цит. по: Harry S. Truman Library]. Здание Библиотеки было достаточно быстро возведено в Индепенденсе - уже в начале 1957 г. была завершена большая часть работ. По всей видимости, проект Библиотеки Трумэна пользовался значительной поддержкой местного сообщества. Достаточно показательно то, что подрядчики порой выполняли работы за мини-

мальную оплату либо совсем без нее, что помогло снизить стоимость проекта примерно на 400 тыс. долларов [Ibid.].

Закон 1955 года: учреждение института президентских библиотек

В начале 1955 г., в период президентства Эйзенхауэра, Ллойд посчитал целесообразным вернуться к вопросу об инициировании необходимого законодательства о передаче Библиотеки Трумэна государству. Подготовленный им законопроект прошел вначале серьезное обсуждение среди экспертов и ключевых стейкхолдеров, к которым на данном этапе присоединился и Фонд Эйзенхауэра по созданию подобной президентской библиотеки в его родном городе Абилине в штате Канзас. Сотрудники федерального архивного ведомства скорректировали текст документа таким образом, чтобы он был применим не только к Библиотеке Трумэна, но и иным организациям такого типа [Geselbracht, 2006, p. 48].

Итоговый документ был представлен Конгрессу в начале июня 1955 г. Соответствующий комитет Палаты представителей, внеся некоторые правки в законопроект, сделал вывод о необходимости учреждения системы президентских библиотек в стране, поскольку отсутствие систематической работы в этом направлении «привело к невосполнимой потере либо рассеиванию значительной части президентских документов в ходе 166 лет существования Нации» [Цит. по: Ginsberg et al., p. 9]. В резолюции по итогам рассмотрения также было предусмотрено «размещение в одной организации ... всех типов материалов» [Цит. по: Ibid., p. 10]. По итогам рассмотрения данного законопроекта в Сенате были внесены лишь технические правки, и он был подписан Эйзенхауэром уже в августе 1955 г.

В соответствии с Законом о президентских библиотеках, «администратор [агентства] общих служб», частью которого было и архивное ведомство, имел право принимать документы и иные материалы от любого президента или бывшего президента США и, кроме того, от иных чиновников, в том числе бывших, если последние имеют отношение к какому-либо президенту страны; также он имел право принимать на баланс государства «землю, строения и оборудование от лица Соединенных Штатов». Закон оговаривал обеспечение хранения и функционирования пожертвований в «президентском архивном хранилище» как «части системы национальных архивов». При этом предусматривалась предварительная обязательная процедура рассмотрения Конгрессом конкретного кейса дарения и возможность его отклонения. Также данный закон предусматривал возможность заключения соглашений с каким-либо «штатом, политическим подразделением, университетом, учреждением высшего образования, институтом или фондом» по использованию их ресурсов (например, земли) для какой-либо президентской библиотеки без передачи права собственности федеральному правительству. Кроме того, данный законодательный акт оговаривал возможность принятия денежных и иных пожертвований в пользу какого-либо «президентского архивного хранилища» [The Presidential Libraries Act of 1955].

Таким образом, данный законодательный акт учреждал систему президентских библиотек в США. Согласно данному документу, президентская библиотека понималась прежде всего как «архивное хранилище».

***

Библиотека Трумэна была передана государству в июле 1957 года; стоимость проекта составила 1 млн 670 тыс. долл. [Report on Alternative Models, p. 64]. Трумэн бывал в Библиотеке почти каждый день. Он работал с документами, писал мемуары, принимал посетителей и, по свидетельству сотрудников, особенно любил общаться с молодыми посетителями музея или читального зала на темы американской истории и порой пояснял свою политику [Harry S. Truman Library]. Также 33-й президент учредил Институт Трумэна -организацию, которая занимается исследовательской деятельностью и привлечением средств; она послужила образцом для других президентских библиотек в создании модели партнерства с частной организацией [Report on Alternative Models, p. 7]. На важные события, организованные сотрудниками Библиотеки, в маленький Индепенденс приезжали

люди, которых местные жители могли только видеть по телевизору. Как отмечал один репортер по поводу такого опыта, «.. .в те дни мало что могло меня поразить, но внезапно натолкнуться на Президента Гувера, миссис Рузвельт, Сэма Рэйберна, Главного судью Уоррена, всех вместе, сидящих рядом, произвело именно такой эффект» [Цит. по: Harry S. Truman Library]. В соответствии с пожеланием четы Трумэнов, он и через десять лет его жена были похоронены на территории Библиотеки.

В сводной таблице посещаемости президентских библиотек начала 2000-х гг. Библиотека Трумэна - одна из лидеров, несмотря на неудобное расположение; при этом посетителей музея больше, чем исследователей, на два порядка - общий тренд для всех библиотек-музеев [Lantzer, 2003].

Таким образом, Трумэн был первым президентом, который смог воспользоваться возможностями, который давала библиотека-музей высшему должностному лицу государства в отставке. Вряд ли можно сказать, что ее официальные функции как «архивохранилища» определяли основную деятельность президентской библиотеки. С самого начала Библиотека Трумэна стала и одним из центров для местного сообщества, и ключевой туристической достопримечательностью, а затем и музеем, а также архивом национального уровня.

Институт президентских библиотек в Соединенных Штатах возник в конкретно-исторических условиях, которые характеризовались увеличением роли президента в управлении страной и при этом реинтерпретацией значения президента как символа власти и государства в новых условиях, что выражалось в решениях относительно новых президентских институтов, которые совмещали традиции и новации. Данные условия задали базовые исходные параметры президентских библиотек: контроль Конгресса; принцип частно-государственного партнерства; передача всей президентской документации президенту при выходе в отставку с ее последующим даром вместе с библиотекой-музеем государству. Прототипом для тиражирования института президентской библиотеки послужили обе рассмотренные библиотеки-музея - Библиотека Рузвельта и Библиотека Трумэна. Кейс Библиотеки Трумэна ярко продемонстрировал более широкие, востребованные экс-президентом и местным сообществом возможности данного института, нежели заданные законодательством. Помимо прочего, библиотека выступила институтом, который обеспечил условия достаточно плавного ухода президента от государственных дел за счет частичного сохранения своих привычных ролей и личного участия в формировании своего наследия, чему способствовали социокультурные, в том числе символические возможности Библиотеки.

Базовые параметры библиотек-музеев, а также практики их функционирования заложили основы как для дальнейшего развития института президентских библиотек, так и для последующих противоречий между различными стейкхолдерами.

Список источников

Зорин А. Мирное освобождение. 05.10.2011. URL: https://polit.ru/article/2011/10/05/zorin/ (дата обращения: 20.08.2022).

Зуев С. Центр инобытия. 24.09.2011. URL: https://polit.ru/article/2011/09/24/zuev/ (дата обращения: 20.08.2022).

Ослон А. Первый Центр в длинной традиции. 28.09.2011. URL: https://polit.ru/article/2011/09/28/oslon/

(дата обращения: 20.08.2022). Прудникова А. 14.10.2011. Город героев. URL: https://polit.ru/article/2011/10/14/prudnikova/ (дата обращения: 20.08.2022).

Ревзин Г. Центр осмысления. 19.10.2011. URL: https://polit.ru/article/2011/10/19/revzin/ (дата обращения: 20.08.2022).

Заключение

Franklin D. Roosevelt National Historic Site. June 24, 1999. 106th Congress, 1st Session. Senate. Report 106-94. URL: https://www.congress.gov/106/crpt/srpt94/CRPT-106srpt94.pdf (дата обращения: 20.08.2022)

Ginsberg W.R. et al. The Presidential Libraries Act and the Establishment of Presidential Libraries. Congressional Research Service Report. 6 February 2015. URL: https://sgp.fas.org/crs/secrecy/R41513.pdf (дата обращения: 20.08.2022)

Harry S. Truman Library. URL: https://www.trumanlibrary.gov/education/student-

resources/places/independence/harry-s-truman-library (дата обращения: 20.08.2022)

Interview with Larry Hackman. August 20, 2014. URL: https://www.trumanlibrary.gov/library/oral-histories/hackman! (дата обращения: 20.08.2022)

Interview with James R. Fuchs. June 20, 1979. URL: https://www.trumanlibrary.gov/library/oral-histories/fuchsj4 (дата обращения: 20.08.2022)

Interview with George M. Elsey. 3 November 1972. P. 3. URL: https://www.archives.gov/files/about/history/images/elsey_george_1973.pdf (дата обращения: 18.08.2022)

Overview of the Federal Records Act. URL: https: //presidentialtransition.org/wp -content/uploads/sites/6/2020/11/Federal-Records-Act-Qverview.pdf (дата обращения: 18.08.2022)

The Presidential Libraries Act of 1955. URL: https: //www .archives .gov/presidential -libraries/laws/1955-act.html (дата обращения: 20.08.2022)

Report on Alternative Models for Presidential Libraries Issued in Response to the Requirements of PL 110-404. 25.09.2009. URL: https: //www.archives.gov/files/presidential -libraries/reports/report-for-congress.pdf (дата обращения: 20.08.2022)

Список литературы

Болтунова Е. 2017a. Пространство (ушедшего) героя: образ лидера, историческая память и мемориальная традиция в России (на примере Ельцин-центра). Новое литературное обозрение. Т. 2 (144): 154-173.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гринфельд Л. Национализм. 2012. Пять путей к современности. М.: ПЕР СЭ, 528 с.

Малинова О.Ю. 2015. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия, 207 c.

Музей и регион. Отв. ред. А.А. Лебедев. М.: Лаборатория музейного проектирования, 2011, 336.

Музейное проектирование. 2009. Отв. ред. А.А. Щербакова. М.: Лаборатория музейного проектирования, 252 c.

Печатнов О.В. 2006. От союза - к холодной войне: советско-американские отношения в 1945-1947 гг. М.: МГИМО-Университет, 182 c.

Стришенец Н.В. 2004. Президентские библиотеки США. Научные и технические библиотеки. № 6. URL: https://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2004&num=6&art=5 (дата обращения 15.07.2022).

Шестов Н.И. 2005. Политический миф теперь и прежде. М.: ОЛМА-Пресс, 414 c.

Boltunova E. 2017b. The President Has Entered the Building! The Boris Yeltsin Presidential Center and Memorial Tradition in Contemporary Russia. Ab Imperio. No. 3. P. 164-193.

Craig R.B. 2006. Presidential Libraries and Museums: Opportunities for Genuine Reform. The Public Historian. Vol. 28. No. 4. Р. 75-84.

Cochrane L.S. 2002. Presidential Libraries: Presidential, Yes; Libraries, Not Really. American Libraries. Vol. 33. No. 5. Р. 58-62.

Cochrane L.S. 2006. Is There a Presidential Library Subsystem? The Public Historian. Vol. 28. No. 3. P.143-164.

Fawcett Sh.K. 2006. Presidential Libraries: A View from the Center. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. P. 13-36.

Geselbracht R.H. 2006. Creating the Harry S. Truman Library: The First Fifty Years. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 37-78.

Hackman L.J. 2006. Toward Better Policies and Practices for Presidential Libraries. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 165-184.

Hufbauer В. 2006a. Spotlights and Shadows: Presidents and Their Administrations in Presidential Museum Exhibits. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 117-132.

Hufbauer B. 2006b. Is There "Noncontroversial" History at Presidential Libraries? The Public Historian. Vol. 28. No. 4. Р. 85-86.

Kernell S. and Jacobson G.C. 2006. The Logic of American Politics. 3rd edition. Washington, D.C.: CQ Press.

Lantzer J.S. 2003. The Public History of Presidential Libraries: How the Presidency is Presented to the People. Journal of the Association of History and Computing. Vol. 6. No. 1. URL: https://quod.lib.umich.edu/)/)ahc/3310410.0006.101/-public-history-of-presidential-libraries-how-the-presidency?rgn=main;view=fulltext (дата обращения 15.08.2022)

Miscamble W.D. 2007. From Roosevelt to Truman. Potsdam, Hiroshima, and the Cold War. Cambridge: Cambridge University Press.

Responses to Presidential Libraries: Programs, Policies, and the Public Interest. 2007. The Public Historian. Vol. 29. No. 1. Р. 5-7.

References

Boltunova E. 2017a. Prostranstvo (ushedshego) geroia: obraz lidera, istoricheskaia pamiat' i memorial'naia traditsiia v Rossii (na primere El'tsin-tsentra) [The Space of a (Gone) Hero: an Image of the Hero, Memorial Tradition in Russia Based on the Yeltsin Center Example]. Novoe literaturnoe obozrenie 2, 144: 154-173.

Greenfeld L. 2012. Natsionalizm. Piat' putei k sovremennosti [Nationalism. Five Roads to Modernity]. Moscow: PER SE, 528 s.

Malinova O.Iu. 2015. Aktual'noe proshloe: Simvolicheskaia politika vlastvuiushchei elity i dilemmy rossiiskoi identichnosti [Acute Past: The Symbolic Politics of the Ruling Elite and the Russian Identity Dilemmas]. Moscow: Politicheskaia entsiklopediia, 207 s.

Muzei i region [Muzeum and Region]. 2011. Ed. by A.A. Lebedev. Moscow: Laboratoriia muzeinogo proektirovaniia, 336 s.

Muzeinoe proektirovanie [Projecting Museums]. 2009. Ed. by A.A. Shcherbakova. Moscow: Laboratoriia muzeinogo proektirovaniia, 252 s.

Pechatnov O.V. 2006. Ot soiuza - k kholodnoi voine: sovetsko-amerikanskie otnosheniia v 1945-1947 gg. [From the Alliance to the Cold War: Soviet-American Relations in 1945-1947]. Moscow: MGIMO -University, 182 s.

Strishenets N.V. 2004. Prezidentskie biblioteki SShA [Presidential Libraries of the USA]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 6. Retrieved from

https://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2004&num=6&art=5 (accessed

15.07.2022).

Shestov N.I. 2005. Politicheskii mif teper' i prezhde [A Political Myth at Present and in the Past]. Moscow: OLMA-Press, 414 s.

Boltunova E. 2017b. The President Has Entered the Building! The Boris Yeltsin Presidential Center and Memorial Tradition in Contemporary Russia. Ab Imperio. No. 3. P. 164-193.

Craig R.B. 2006. Presidential Libraries and Museums: Opportunities for Genuine Reform. The Public Historian. Vol. 28. No. 4. Р. 75-84.

Cochrane L.S. 2002. Presidential Libraries: Presidential, Yes; Libraries, Not Really. American Libraries. Vol. 33. No. 5. Р. 58-62.

Cochrane L.S. 2006. Is There a Presidential Library Subsystem? The Public Historian. Vol. 28. No. 3. P.143-164.

Fawcett Sh.K. 2006. Presidential Libraries: A View from the Center. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. P. 13-36.

Geselbracht R.H. 2006. Creating the Harry S. Truman Library: The First Fifty Years. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 37-78.

Hackman L.J. 2006. Toward Better Policies and Practices for Presidential Libraries. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 165-184.

Hufbauer В. 2006a. Spotlights and Shadows: Presidents and Their Administrations in Presidential Museum Exhibits. The Public Historian. Vol. 28. No. 3. Р. 117-132.

Hufbauer B. 2006b. Is There "Noncontroversial" History at Presidential Libraries? The Public Historian. Vol. 28. No. 4. Р. 85-86.

Kernell S. and Jacobson G.C. 2006. The Logic of American Politics. 3rd edition. Washington, D.C.: CQ Press.

Lantzer J.S. 2003. The Public History of Presidential Libraries: How the Presidency is Presented to the People. Journal of the Association of History and Computing. Vol. 6. No. 1. URL: https://quod.lib.umich.edu/j/jahc/3310410.0006.101/--public-history-of-presidential-libraries-how-the-presidency?rgn=main;view=fulltext (дата обращения 15.08.2022) Miscamble W.D. 2007. From Roosevelt to Truman. Potsdam, Hiroshima, and the Cold War. Cambridge:

Cambridge University Press. Responses to Presidential Libraries: Programs, Policies, and the Public Interest. 2007. The Public Historian. Vol. 29. No. 1. Р. 5-7.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported.

Поступила в редакцию 25.09.2023 Received 25.09.2023

Поступила после рецензирования 28.11.2023 Revised 28.11.2023

Принята к публикации 28.11.2023 Accepted 28.11.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Василенко Виктория Викторовна, кандидат Victoria V. Vasilenko, Candidate of Science in

исторических наук, доцент кафедры всеобщей History, Associate Professor in the Department of

истории, Белгородский государственный нацио- World History, Belgorod State National Research

нальный университет, г. Белгород, Россия. University, Belgorod, Russia ORCID: 0000-0002-7749-215X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.