Научная статья на тему 'Формирование системы показателей оценки эколого- экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий'

Формирование системы показателей оценки эколого- экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБО ОХРАНЯЕМАЯ ПРИРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ООПТ / ОЦЕНКА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ / SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREA / PROTECTED AREAS / ASSESSMENT OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC SUSTAINABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокина Н.А.

В работе проанализированы задачи, возлагаемые на особо охраняемые природные территории. Выявлены проблемы функционирования таких территорий. Проанализированы предпосылки оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым. Дано авторское определение понятия «эколого-экономическая устойчивость особо охраняемых природных территорий». Изучены подходы к такой оценке. Сформирована система показателей оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий. Система состоит из двух блоков показателей: один характеризует уровень вовлеченности особо охраняемой природной территории в экономическую деятельность, а второй уровень ее экологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фокина Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE ECOLOGICAL AND ECONOMIC SUSTAINABILITY OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

The paper analyzes the tasks assigned to specially protected natural areas. Problems of functioning of such territories are revealed. The prerequisites for assessing the ecological and economic sustainability of specially protected natural territories of the Republic of Crimea are analyzed. The author's definition of the concept "ecological and economic stability of specially protected natural territories" is given. Approaches to such assessment are studied. A system of indicators for assessing the ecological and economic sustainability of specially protected natural areas has been formed. The system consists of two blocks of indicators characterizing the level of implementation of specially protected natural territory in economic activity and the level of its environmental sustainability.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей оценки эколого- экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий»

УДК 504.03

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ

ТЕРРИТОРИЙ

Фокина НА.

Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И.Вернадского, 295026, г. Симферополь, ул. Железнодорожная, 10; e-mail: natalie@napks.ru

Аннотация. В работе проанализированы задачи, возлагаемые на особо охраняемые природные территории. Выявлены проблемы функционирования таких территорий. Проанализированы предпосылки оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым. Дано авторское определение понятия «эколого-экономическая устойчивость особо охраняемых природных территорий». Изучены подходы к такой оценке. Сформирована система показателей оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий. Система состоит из двух блоков показателей: один характеризует уровень вовлеченности особо охраняемой природной территории в экономическую деятельность, а второй - уровень ее экологической устойчивости.

Ключевые слова: особо охраняемая природная территория, ООПТ, оценка эколого-экономической устойчивости

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество стоит перед проблемой выбора приоритетов своего развития. Это обусловлено не только качественными изменениями, присущими мировой экономике, но и экологическими изменениями, сопровождающимися истощением природных ресурсов, ухудшением их качественного состава, загрязнением окружающей среды и, как следствие, снижением показателей здоровья человечества. В ответ на такие негативные изменения предложена альтернатива экстенсивному социально-экономическому росту - концепция «устойчивого развития». Она обеспечивает триединство экономического, социального и экологического аспектов развития.

В рамках решения проблем социально-экологического характера, основываясь на принципах концепции устойчивого развития, значительный интерес представляют собой особо охраняемые природные территории (ООПТ). Для Крыма значение таких территорий сложно переоценить, поскольку они помогают сохранить высокое качество окружающей среды полуострова и его уникальный климат, являющийся основой санаторно-курортной деятельности - одного из наиболее приоритетных направлений развития туризма в Республике. Не смотря на это, продолжительное время (начиная с 90-х годов прошлого века) проблемами ООПТ серьезно никто не занимался. Нерешенность административных, финансовых, законодательных и иных вопросов не способствовала сохранению целостности ООПТ и их уникальных природных комплексов в естественном состоянии. Обоснованное принятие решений в области природопользования требует оценки текущего уровня эколого-экономической устойчивости ООПТ. Это позволит проанализировать возникшие в системе проблемы, их возможные последствия и выработать мероприятия, направленные на устранение влияния негативных факторов.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Различные аспекты проблемы эколого-экономической устойчивости территорий являются широко обсуждаемыми в научных кругах. Несмотря на это, многие вопросы остаются слабоизученными или не получившими своего однозначного решения. Так, например, анализ литературы показывает отсутствие единства подхода к самому определению понятия «устойчивость». Авторами используются следующие терминологические единицы для понимания данной дефиниции:

- устойчивость как безопасность, стабильность, целостность, надежность и прочность системы);

- устойчивость как относительная неизменность системы;

- устойчивость как способность системы сохранять динамическое равновесие;

- устойчивость как способность системы развиваться.

Отсутствие общего понимания термина «устойчивость» приводит к многообразию подходов к ее обеспечению. Так, в работе А.П. Кузнецова рассматривается концепция эколого-экономической сбалансированности (устойчивости) регионального развития. Эколого-экономическая устойчивость в рамках данной концепции рассматривается как «социально-экономическое развитие региона, осуществляемое в пределах несущей емкости его экосистем, без превышения антропогенной нагрузки на них, что достигается за счет максимально возможной степени встраивания технологий, используемых в экономике и социальной сфере региона в биосферные процессы, характерные для местных экосистем (использование возобновляемых ресурсов, альтернативных источников энергии, инфраструктура рециклинга т.д.)» [1].

В работах различных авторов рассматриваются отдельные вопросы управления территориями в рамках обеспечения их эколого-экономической устойчивости. Так, Н.М. Ветрова и А.А. Гайсарова рассматривают теоретико-методологические основы регионального эколого-экономического механизма управления, полагая, что такой механизм «представляет собой многоцелевую систему, которая имеет определенную сферу воздействия -экономикотехнократическая подсистема эколого-социо-экономической системы» [2, 14-16]. С.А. Дьяков описывает методологические положения совершенствования эколого-экономического механизма управления территориями в области природопользования и охраны окружающей среды [3].

В сфере управления территориальным развитием особую актуальность имеют вопросы установления особых территориальных режимов, в том числе особо охраняемых природных территорий. Федеральный Закон «Об особо охраняемых природных территориях» дает следующее определение таких территорий: «особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны» [4]. В работе И.М. Яковенко рассматриваются особо охраняемые природные территории в качестве объекта рекреационной деятельности [5]. В работе «Особо охраняемые природные территории» рассматриваются вопросы законодательно-нормативного регулирования деятельности ООПТ, общие вопросы их функционирования, а также возможности ведения рекреационной деятельности [6]. С переходом от изоляционистского подхода в управлении ООПТ к интегрированному, в научной литературе появилось множество работ, связанных с развитием рекреационной деятельности на особо охраняемых природных территориях. Сторонники интегрированного подхода апеллируют к позитивному мировому опыту осуществления различных видов туристической деятельности на таких территориях, оппоненты же, наоборот, говорят об угрозе их экологической устойчивости. Для разрешения споров необходима система показателей оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий, позволяющая принимать обоснованные управленческие решения в данной сфере. Решением данной проблемы занимались различные ученые: М.С. Стишов [7], Е.А. Борисова, А.Н. Журавлева [8], Е.А. Третьякова [9] и другие авторы. Практически все авторы отмечают, что оценка должна иметь комплексный характер, включая в себя оценку компонентов природно-ресурсного потенциала территории относительно возможностей развития рекреационной или иной деятельности. Комплексность проблемы создает множественность подходов к ее решению.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной работы является формирование системы показателей оценки уровня эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым. Достижение поставленной цели реализуется решением следующих задач:

- выявление предпосылок оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым;

- изучение подходов к оценке эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий;

- выбор показателей для оценки уровня эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым и их группировка.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Первый в Российской Федерации заповедник - Баргузинский - был создан в 1917 году. За сто с небольшим лет сформировано более 13 тыс. особо охраняемых природных территорий различного уровня значения: федерального, регионального и местного. Их общая площадь составляет более 11% территории всей страны [10]. ООПТ являются частью общемировой системы охраняемых территорий, которые получают долговременную защиту благодаря их природному, экологическому или культурному значению. Согласно официальной мировой статистике, количество охраняемых территорий, начиная с 1962 г. выросло в 23 раза, а их площадь — в 8 раз [5]. На ООПТ возлагается решение следующих задач [6]:

- охрана природных территорий для сохранения биоразнообразия и поддержания охраняемых природных объектов и комплексов в их естественном состоянии;

- организация и проведение научных наблюдений и исследований;

- экологический мониторинг;

- осуществление деятельности, направленной на экологическое просвещение населения;

- изучение, развитие и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

- формирование условий для осуществления видов деятельности, допустимых на ООПТ;

- восстановление нарушенных природных, исторических и культурных объектов.

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального

значения до 2020 года предусмотрено создание 34 федеральных ООПТ. Однако итоги 2017 года показали, что существуют все шансы не выйти на целевые значения. Так, из запланированных к созданию в 2017 году 25 федеральных ООПТ создано лишь 14. Основными проблемами в системе управления ООПТ специалисты называют:

- отток квалифицированных кадров из-за низкой оплаты труда и сокращений;

- отсутствие методической и нормативной базы для обеспечения функционирования ООПТ различных уровней как взаимосвязанных элементов одной системы;

- попытки узаконить вторжение бизнеса на заповедные территории.

Последний пункт этого перечня связан с признанием Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года необходимости использования интегрированного подхода в управлении ООПТ, в отличие от изоляционистского, составлявшим основу существования ООПТ на протяжении практически всей истории природоохранной деятельности в России. Побудительным фактором перехода к такому подходу послужила недостаточность финансирования деятельности ООПТ из государственного бюджета. К сожалению, большинство особо охраняемых природных территорий не получают достаточного государственного финансирования для осуществления полноценной работы по охране природных комплексов, а также исторических и культурных объектов. Государственное финансирование, зависимое от налоговых поступлений, чувствительно к изменениям бюджетов различных уровней.

Мировой опыт свидетельствует, что улучшить ситуацию с финансированием ООПТ можно путем установления партнёрских отношений с частными инвесторами, а также путем реализации различного вида услуг на особо охраняемых природных территориях. В таблице 1 показаны виды платежей, получаемых с посетителей ООПТ и являющихся важной частью общих доходов ООПТ.

Таблица 1.

Мировой опыт: платежи, взимаемые с посетителей охраняемых природных территорий [11; 12]

Вид платежа Характеристика

платежи за вход разрешение на вход на территорию ООПТ

платежи за рекреационные услуги плата за рекреационные услуги (отдых в беседках, экскурсии, походы, наблюдение за животными ...)

пользовательские платежи плата за использование инфраструктуры ООПТ: парковки, кемпинги, визит-центры.

арендные платежи арендная плата предприятий, обслуживающих туристов на территории ООПТ

платежи за товары выручка от продажи сувениров, продуктов, и сопутствующих товаров

платежи за питание услуги общественного питания

платежи за размещение услуги средств размещения (кемпингов), расположенных на ООПТ

платежи, получаемые с выдачи плата с коммерческих фирм за право работать на территории ООПТ (с

Вид платежа Характеристика

лицензий и разрешений туроператоров, гидов и др.)

пошлины и сборы экологические сборы, сборы с автомобилей

добровольные пожертвования денежные средства, добровольный труд

платежи за рыбалку плата за использование посетителями водных объектов ООПТ с целью рыбалки

платежи за охоту доходы, поступающие от разрешений, выдаваемых на охоту на ООПТ

платежи за проведение лекций, бесед и т.д. плата за проведение научных и образовательных лекций и бесед (с выходом на экологическую тропу)

По данным А.Ю. Жуковского бюджетное финансирование обеспечивает только 50% необходимой суммы. Примерная структура бюджета ООПТ представлена на рисунке 1.

пожертвования; 12%

концессии; 12%

другое; 6%

государственный бюджет; 50%

плата за вход; 20%

Рис. 1. Примерная структура бюджета ООПТ в Российской Федерации [12]

В работах многочисленных авторов рекреационное природопользование рассматривается в качестве наиболее близкого к природоохранному. При планировании любой хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях необходимо учитывать ее влияние на экосистему. Экономическая деятельность может нести в себе как позитивные, так и негативные последствия; приводящие либо к получению потенциальных выгод, либо издержек и рисков, находящихся в сложной взаимосвязи и проявляющихся в экономическом, социальном и экологических аспектах. Таким образом себя обнаруживает проблема обеспечения эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий. В виду отсутствия среди исследователей единства мнений относительно сущности данного понятия, для терминологической определенности исследования под эколого-экономической устойчивостью особо охраняемых природных территорий предлагается понимать возможность ее экономического развития в долгосрочной перспективе без превышения предела допустимого антропогенного воздействия на экосистему.

Анализ научных источников позволил установить основные предпосылки оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ Республики Крым:

- способствование ООПТ сохранению высокого качества окружающей среды полуострова и его уникального климата, являющегося основой санаторно-курортной деятельности;

- изменение подхода к управлению ООПТ: с изоляционистского на интегрированный;

- рост загрязнения окружающей среды;

- сокращение природного разнообразия полуострова;

- несовершенство законодательного регулирования вопросов, связанных с процедурой формирования ООПТ, определением и изменением их границ, с распределением полномочий для выявления и пресечения экологических правонарушений;

- недостаточность финансирования ООПТ;

- слабая концептуальная проработка региональных программ развития и отсутствие в них аналитического экономико-экологического блока;

- постепенная смена социально-экологического мышления граждан;

- отсутствие апробированных методик оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ.

Основными проблемами оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ являются следующие:

- отсутствие необходимой информации или ограниченность доступа к ней в силу межведомственной разобщенности субъектов экономического и экологического управления, а также отсутствие систем сбора требуемой информации;

- недостаточность специалистов, обладающих компетенциями в области использования современных средств получения и обработки экологической информации;

- недостаточность необходимых для получения оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ средств и техники у заинтересованных организаций;

- отсутствие единого банка данных, необходимого для анализа, прогнозирования и моделирования ситуации.

Перечисленные проблемы налагают ряд ограничений на выбор показателей оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ. Так, в систему должны войти лишь те показатели, по которым возможно собрать необходимую информацию. Показатели должны быть измеримы, не должны сильно коррелировать между собой и их должно быть достаточно для отражения всех аспектов эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий. Принимая все это во внимание, а также дуальность понятия «эколого -экономическая устойчивость», считаем, что система показателей должна состоять из двух групп показателей: одна из них характеризует уровень вовлеченности ООПТ в экономическую деятельность, а другая - уровень экологической устойчивости.

Существует два основных подхода к оценке эколого-экономической устойчивости: индикаторный и интегральный. Индикаторный подход предполагает использование перечня критериев-индикаторов и их пороговых значений для выявления проблем в эколого-экономической системе. Существенным недостатком данного подхода является невозможность практического обоснования пороговых значений по некоторым индикаторам. Интегральный подход является более приемлемым, поскольку оценка эколого-экономической устойчивости осуществляется на основании свертки показателей в единую интегральную оценку. Такая оценка позволяет установить «диагноз» системы и разработать мероприятия, направленные на повышение уровня эколого-экономической устойчивости.

Каждый из подходов, описывающих взаимосвязь природной среды и экономики, оперирует двумя видами оценок:

- качественная оценка, которая предполагает представление данных, базирующихся на опыте привлекаемого к оценке эксперта;

- количественная оценка, выражающаяся в единицах измерения.

Как показал анализ литературных источников проблемы оценки эколого-экономической устойчивости изучаются применительно к пяти основным уровням:

- глобальному;

- национальному (оценка устойчивого развития отдельных стран);

- региональному (оценка устойчивого развития регионов страны);

- локальному (оценка эколого-экономической устойчивости отдельных территорий);

- уровню предприятия.

Наиболее разработанными, хотя и не нашедшими своего однозначного решения, являются вопросы оценки устойчивого развития глобального и национального уровней. Для них разработаны: система комплексного эколого-экономического учета, предложенная Статистическим отделом Секретариата ООН; система индикаторов «Экологический след»; индикаторы «устойчивого развития», разработанные разработаны Комиссией по устойчивому развитию ООН; система индикаторов устойчивого развития РФ.

Наиболее сложной и мало разработанной является проблема оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ. Такие территории, как объект эколого-экономических исследований, обладают множеством различных свойств, на них оказывает воздействие совокупность разнообразных факторов, обуславливающих их специфическую качественную и количественную структуру, а также повышающих уровень неопределенности развития территорий. ООПТ характеризуются свойствами объекта управления, государственного регулирования, объекта охраны, а также выступают как субъекты эколого-экономических, правовых, социальных отношений, возникающих в процессе эколого-ориентированного функционирования. Поэтому

выбор показателей оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ является сложным процессом, который должен учитывать многогранность природы особо охраняемых природных территорий. Не смотря на трудность формирования системы показателей такой оценки, в научной литературе представлены подобные исследования.

Так, С.В. Лупачева предлагает оценивать устойчивость региональной сети ООПТ на основе трех групп показателей [13]:

- экологической, характеризующей состояние окружающей среды;

- экономической, характеризующей экономические аспекты функционирования системы;

- социальной, характеризующей социально-демографические аспекты территории.

В первую группу вошли три показателя: уровень покрытия территории региона особо охраняемыми природными территориями; уровень экологической безопасности населения; оценка биоразнообразия. Уровень покрытия рассчитывается как отношение общей площади ООПТ региона ко всей площади этого региона. Норматив этого показателя определен на IV Всемирном конгрессе национальных парков, состоявшимся в Каракасе в 1992 году и составляет не менее 10% всей площади региона. Уровень экологической безопасности населения представляет собой отношение общей площадь ООПТ региона к общей численности его населения. Если значение данного показателя составляет ниже 1 га/чел, руководству регионов необходимо разрабатывать мероприятия, направленные на развитие систем ООПТ. Оценку биоразнообразия автор предлагает проводить по данным количественного состава видов «краснокнижных» растений и животных, распространенных на особо охраняемой природной территории.

В группу экономических показателей входят: затраты на ООПТ; стоимость экосистемных услуг; стоимостная оценка ООПТ; доход от развития экотуризма. Так, затраты на ООПТ представляют собой общий объем затрат, связанных с функционированием и развитием особо охраняемых природных территорий. Экосистемные услуги представляют собой реализуемые или потенциальные услуги, связанные с функциями экосистем ООПТ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снабжающие (древесина, грибы, ягоды);

- регулирующие и поддерживающие (климат, атмосфера, почвообразование);

- культурные (экологическое просвещение);

- научные.

Стоимость экосистемных услуг - это общий объем выгод в денежном выражении. К сожалению, оценка функций экосистем ООПТ является достаточно трудоемкой и сложной задачей, до сих пор не имеющей своего однозначного решения. На данный момент, из-за косвенного характера многих выгод, они, чаще всего, признаются бесплатными, а их важность существенно недооценивается. Для расчета стоимостной оценки ООПТ и дохода от развития экотуризма автором предлагаются соответствующие формулы.

Социальная группа состоит из двух показателей: оценка окружающей среды и напряженность демографической ситуации. Первый показатель представляет собой среднее арифметическое двух показателей: оценка загрязненности водных ресурсов и оценка загрязненности почвы. Второй показатель - напряженность демографической ситуации -представляет собой результат свертки оценки индекса демографической напряженности и оценки уровня безработицы. Индекс демографической напряженности характеризуется уровнем урбанизации территорий и плотностью населения, проживающего на них.

В наибольшем количестве публикаций внимание уделяется именно оценке экологической составляющей системы эколого-экономической устойчивости ООПТ. Авторами предлагается множество разнообразных показателей для получения экологической оценки, при этом акцентируют внимание на необходимости комплексного учета различных компонент территории: почвы, животного и растительного мира, водных источников и т.д.

Принимая во внимание данное положение, предлагаем использовать следующие показатели и их субпоказатели для оценки уровня экологической устойчивости особо охраняемой природной территории:

- уровень соответствия количества посетителей ООПТ нормам рекреационной нагрузки;

- уровень воздействия антропогенных факторов на экосистему ООПТ (количество установленных фактов браконьерства и других нарушений на территории ООПТ; уровень воздействия: автотранспорта; лесных пожаров; незаконной добычи природных ресурсов; загрязнения почвы ТБО; загрязнения водотоков);

- уровень негативного воздействия природных факторов.

Уровень вовлеченности ООПТ в экономическую деятельность предлагается оценивать по следующим показателям:

- доля доходов от рекреационной и иной деятельности на территории ООПТ в структуре доходной части ее бюджета;

- рентабельность затрат на ведение рекреационной и иной деятельности на территории ООПТ;

- степень рекреационной освоенности ООПТ с учетом рекреационной нагрузки. Графическое отображение сформированной системы показателей оценки эколого-

экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Система показателей оценки эколого-экономической устойчивости ООПТ

Таким образом, сформированная система показателей характеризует эколого-экономическую устойчивость ООПТ с точки зрения уровня ее внедренности в экономическую деятельность и сохранения экологической устойчивости, то есть описывает возможность ее экономического развития в долгосрочной перспективе без превышения предела допустимого антропогенного воздействия на экосистему.

ВЫВОДЫ

В рамках следования концепции устойчивого развития и решения экологических проблем особую ценность для отдельных регионов и стран в целом представляют особо охраняемые природные территории. Нерешенность ряда вопросов создает определенные проблемы для развития ООПТ. Одним из таких вопросов является недостаточность финансирования деятельности ООПТ из государственного бюджета. Мировой опыт свидетельствует, что улучшить ситуацию с финансированием ООПТ можно путем реализации различного вида услуг на особо охраняемых природных территориях. Однако экономическая деятельность может нести в себе как позитивные, так и негативные последствия для сохранения целостности системы особо охраняемых природных территорий. Так обнаруживает себя проблема обеспечения эколого -экономической устойчивости ООПТ. Первым шагом на пути ее решения является получение

оценки текущего уровня устойчивости, что позволит сформировать комплекс мероприятий, направленный на повышение данного уровня устойчивости или его сохранения.

В работе выявлены предпосылки оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий Республики Крым. Проанализированы подходы к оценке эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий и сформирована система показателей, характеризующая эколого-экономическую устойчивость ООПТ с точки зрения уровня ее вовлеченности в экономическую деятельность и сохранения экологической устойчивости.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Перспективным направлением дальнейших исследований является выбор метода оценки эколого-экономической устойчивости особо охраняемых природных территорий, а также формирование целостной методики проведения такой оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузнецов, А.П. Устойчивое развитие региона: эколого-экономические аспекты [Текст] : монография / А.П. Кузнецов, Р. Ю. Селименков; под науч. рук. д.э.н., проф. Т.В. Усковой. -Вологда : ИСЭРТ РАН, 2015. - 136 с.

2. Ветрова, Н.М. Теоретико-методологические основы регионального экологоэкономического механизма управления [Текст] / Н.М. Ветрова, А.А. Гайсарова // Экономика строительства и природопользования - 2018. - №1 (66). - С. 57-62.

3. Дьяков, С.А. Методологические аспекты совершенствования эколого-экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды [Электронный ресурс] / С.А. Дьяков // Управление экономическими системами: электронный журнал. - 2018. -№ 4. - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4848.

4. Об особо охраняемых природных территориях : федер. закон от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-14031995-n-33-fz-ob/

5. Яковенко, И.М. Особо охраняемые природные территории как объект рекреационной деятельности [Текст] / И.М. Яковенко, А.Б. Воронина // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География. Геология». - 2015. - Том 1 (67). - №1. -С. 41 -60.

6. Особо охраняемые природные территории [Текст] / [сост. Т.Б. Мильруд, С.Д. Дробышевская ; редкол.: Т.Ю. Якуба и др.]. - Хабаровск : ДВГНБ, 2016. - 56 с.

7. Стишов. М.С. Методика оценки природоохранной эффективности особо охраняемых природных территорий и их региональных систем. - М. : WWF России, 2012. - 284 с.

8. Оценка рекреационной устойчивости особо охраняемых природных территорий Удмуртии [Текст] : монография / Е.А. Борисова, А.Н. Журавлева . - Ижевск : Удмуртский ун-т, 2016. - 145 с.

9. Третьякова, Е.А. Оценка устойчивости развития эколого-экономических систем: динамический метод [Электронный ресурс] / Е.А. Третьякова // Проблемы прогнозирования. — 2014. — №4 (145). Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n7otsenka-ustoychivosti-razvitiya-ekologo-ekonomicheskih-sistem-dinamicheskiy-metod.

10. Заповедной систем России 100 лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wwf.ru/resources/news/bioraznoobrazie/zapovednoy-sisteme-rossii-101-god/

11. Куксова, М.А. Финансирование особо охраняемых природных территорий: потенциальные источники доходо / М.А. Куксова, Е.Ю. Жидкова // Региональная экономика: теория и практика. -2017. - №8. - С.147-150.

12. Жуковский, А.Ю. Особенности взимания платы за посещение особо охраняемых природных территорий в Республике Крым / А.Ю. Жуковский // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2018. - Т.2. - №62. - С. 179-185.

13. Лупачева, С.В. Комплексная социо-эколого-экономическая оценка особо охраняемых природных территорий: дис. ... на соиск. учен.степени канд. экон. наук спец. 08.00.05. Экон. и упр. нар. хоз-вом / С. В. Лупачева / Мурманск : Северный (Арктический) Федеральный университет им. В. И. Ломоносова, 2013. - 145 с.

14. Ветрова, Н.М. Экологическая безопасность рекреационного региона: монография. / Н.М. Ветрова. [Текст]. - Симферополь: РИО НАПКС, 2006. - 297 с., ил.

15. Ветрова, Н.М. Особенности эколого-экономического управления в рекреационных регионах / Н.М Ветрова, А.А. Гайсарова. [Текст]. // Экономика и экология территориальных образований. —2016. —№ 2. —С. 7-13.

16. Ветрова, Н.М. Обеспечение экологической безопасности рекреационного региона: монография / Н.М. Ветрова, С.И. Федоркин. [Текст]. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. - 294 с.

FORMATION OF A SYSTEM OF INDICATORS FOR ASSESSING THE ECOLOGICAL AND ECONOMIC SUSTAINABILITY OF SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

Fokina N.A.

V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Annotation. The paper analyzes the tasks assigned to specially protected natural areas. Problems of functioning of such territories are revealed. The prerequisites for assessing the ecological and economic sustainability of specially protected natural territories of the Republic of Crimea are analyzed. The author's definition of the concept "ecological and economic stability of specially protected natural territories" is given. Approaches to such assessment are studied. A system of indicators for assessing the ecological and economic sustainability of specially protected natural areas has been formed. The system consists of two blocks of indicators characterizing the level of implementation of specially protected natural territory in economic activity and the level of its environmental sustainability.

Key words: specially protected natural area, protected areas, assessment of ecological and economic sustainability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.