Научная статья на тему 'Формирование системы показателей оценки эффективности управления инновационными образовательными технологиями в морском вузе'

Формирование системы показателей оценки эффективности управления инновационными образовательными технологиями в морском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИОТ) / ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (ИОД-ТХ) / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИОД-ТХ / INNOVATIONS EDUCATIONS TECHNOLOGIES (IET) / INNOVATION-EDUCATION ACTIVITIES OF TECHNOLOGY NATURE (IEA-TN) / INDEXES OF RESULTS AND EFFICIENCY OF MANAGEMENT’S IEA-TN / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / PARTICULARS OF BRANCH EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фисенко А. И., Заводовская М. В.

В статье рассматриваются особенности отраслевого высшего морского образования и предлагаются показатели, позволяющие оценить эффективность инновационных образовательных технологий (ИОТ) и инновационно-образовательной деятельности технологического характера (ИОД-ТХ) в морском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фисенко А. И., Заводовская М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF INDEXES SYSTEM EFFICIENCY OF MANAGEMENT’S OF INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES IN MARITIME UNIVERSITY

The article delves particulars of branch higher professional maritime education and suggest of indexes of results and efficiency of innovations educations technologies (IET) and innovation-education activities of technology nature (IEA-TN) in maritime university.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей оценки эффективности управления инновационными образовательными технологиями в морском вузе»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ В МОРСКОМ ВУЗЕ

Фисенко А.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов Института экономики и управления на транспорте Морского

государственного университета им. адм. Г.И. Невельского Заводовская М.В., соискатель кафедры финансов Института экономики и управления на транспорте Морского государственного

университета им. адм. Г.И. Невельского

В статье рассматриваются особенности отраслевого высшего морского образования и предлагаются показатели, позволяющие оценить эффективность инновационных образовательных технологий (ИОТ) и инновационно-образовательной деятельности технологического характера (ИОД-ТХ) в морском вузе.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, особенности отраслевого образования, инновационные образовательные технологии (ИОТ), инновационно-образовательная деятельность технологического характера (ИОД-ТХ), показатели оценки результативности и эффективности управления ИОД-ТХ.

FORMING OF INDEXES SYSTEM EFFICIENCY OF MANAGEMENT’S OF INNOVATION EDUCATION TECHNOLOGIES IN MARITIME UNIVERSITY

Fisenko A., Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of

Maritime State University named after Admiral G.N. Nevelskoy Zavodovskaya M., the applicant of Finance Department of Institute of Economics and Transport Management of Maritime State University

named after Admiral G.N. Nevelskoy

The article delves particulars of branch higher professional maritime education and suggest of indexes of results and efficiency of innovations educations technologies (IET) and innovation-education activities of technology nature (IEA-TN) in maritime university.

Keywords: higher professional education, particulars of branch education, innovations educations technologies (IET), innovation-education activities of technology nature (IEA-TN), indexes of results and efficiency of management’s IEA-TN.

В настоящее время на фоне реализации масштабных национальных проектов РФ по развитию транспортной инфраструктуры и роста перспективных потребностей транспортного комплекса страны (ТКС) в высококвалифицированных специалистах прослеживается тенденция снижения уровня его кадровой обеспеченности. Это обуславливает необходимость налаживания, расширения и совершенствования опережающей подготовки специалистов для транспортной отрасли, как по количеству, так и по качеству, что, на наш взгляд, невозможно без применения адекватных современным требованиям инновационных образовательных технологий (ИОТ). В этой связи особую актуальность приобретают вопросы эффективного управления ИОТ и инновационно-образовательной деятельностью технологического характера (ИОД-ТХ) как одних из основных направлений инновационной работы вуза в образовательной сфере, связанного с реализацией и применением ИОТ, а также оценки их эффективности.

Проведённый нами анализ показал, что вузы ТКС обладают рядом схожих черт, существенным образом влияющих, помимо прочего, на качественный состав и механизм реализации в них ИОТ и ИОД-ТХ. Проиллюстрируем эти характеристики на примере транспортных вузов морского профиля системы Росморречфлота.

Прежде всего, отметим, что специалисты указывают на различные особенности, присущие этой сфере. Так, к примеру, участники «круглого стола» по проблемам образования на транспорте, прошедшего в марте 2010 г. при поддержке Министерства транспорта РФ [см. 5], акцентировали внимание на следующих специфических чертах подготовки кадров в вузах ТКС: высокая стоимость обучения специалистов эксплуатационной направленности; сложность транспортного образования, требующая принятия мер по обеспечению непрерывности образовательного процесса; повышенные требования к освоению новой техники и технологии, а также развитию инновационных инженерных навыков выпускников. Исследователи из Государственного морского университета им. адм. Ф.Ф. Ушакова (г. Новороссийск) в этой связи указывают на необходимость соответствия знаний, умений и навыков выпускников морского вуза международным требованиям, а также на длительность периода обучения по плавательным специальностям, который не может быть сокращён, так как включает время на плавательную практику [см. 6].

Кроме того, группой специалистов из Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток) также были отмечены следующие особенности подготовки кадров

морских специальностей [см. 2, с. 73-74]: организация системы подготовки в соответствии с национальными стандартами и международными требованиями; непрерывность подготовки кадров (она обеспечивается на всех уровнях образования - от начального до высшего); осуществление подготовки в вузах специальной формы; практическая направленность подготовки, составляющая основу применяемого компетентностного подхода; постоянный рост требований к качеству и содержанию подготовки специалистов, объективно обусловленный динамикой развития объектов отрасли. Этот перечень можно дополнить положениями, приведёнными в работе [8], и включающими: обязательное и широкое использование в учебном процессе и в различных видах практики разнообразных, как правило, дорогостоящих тренажёров; необходимость предоставления учащимся глубокого фундаментального, в первую очередь, естественнонаучного и специально ориентированного инженерного образования; тесную взаимосвязь качества и структурного соответствия специальностей подготовленных в вузах ТКС кадров с задачами обеспечения транспортной безопасности страны и др. [см. 8, с. 120-123].

Заметим здесь же, что во многих научных работах, наряду с перечисленными особенностями, упоминается также «характерные черты» и «специфика» отраслевого образования, которые, как правило, рассматриваются в контексте того или иного исследуемого аспекта функционирования вузов ТКС (например, их финансирования [см., в частности, 2, 8-9]). Вместе с тем, с точки зрения влияния на содержание и механизм управления ИОТ и ИОД-ТХ в вузе морского профиля, наиболее важными, как нам представляется, являются следующие отличительные аспекты его функционирования.

1. Двойственность источников (субъектов, сил), определяющих для вуза приоритеты и задачи работы (например, Министерство образования и науки РФ - МОН РФ, Министерство транспорта РФ - МТ РФ). Влияние этого фактора на управление выражается в том, что при планировании и стратегировании ИОД-ТХ должны учитываться обе категории целей и задач. В качестве примера здесь можно привести сохранение обусловленной спецификой транспортной отрасли системы моноподготовки по специальностям, связанным с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, одновременно с развитием многоуровневой системы подготовки работников с высшим образованием по направлениям бакалавриата и магистратуры.

2. Наличие обязательных требований (помимо стандартных для вузов) к подготовке кадров, установленных отраслью (для морского образования - в Международной Конвенции и Кодексе о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. (ПДНВ-78, с поправками 2010 г.) и др. конвенциях, ратифицированных РФ). С учётом этого, при планировании и выделении ресурсов приоритет должен отдаваться образовательным технологиям, позволяющим выполнять установленные отраслью обязательные требования. Отраслевые учебные заведения, на наш взгляд, в целом в большей степени, чем остальные, подвержены регулированию. Помимо профильного (МОН РФ) и отраслевого (МТ РФ) министерств, участие в регулировании их деятельности могут принимать профессиональные объединения и организации отрасли, причём попытки регулирования со стороны отрасли могут принимать разные формы - от рекомендаций до обязательных для выполнения положений кодексов, соглашений, правил и проч. В некоторых из них могут содержаться прямые указания на обязательность использования тех или иных образовательных технологий (например, введение Международной морской организацией (1МО) в Международную Конвенцию и Кодекс ПДНВ-78 в 1995 г. обязательной тренажёрной подготовки в качестве инструмента привития практических навыков при подготовке моряков и аппарата оценки полученных навыков при дипломировании [см. 3, с. 8-9]).

3. Ориентация подготовки будущих моряков на практическую деятельность. При управлении ИОД-ТХ приоритетными (после ИОТ, реализуемых в рамках обязательных требований), как правило, должны являться технологии, позволяющие осуществить прак-тико-ориентированную подготовку. Этот процесс в отраслевых вузах нацелен на привитие обучаемым практических навыков работы в конкретной производственной среде. Доля учебного времени, отводимого в них на практическую подготовку, существенно выше, чем в остальных (по крайней мере, на т.н. «системообразующих» для конкретной отрасли специальностях). Практическая подготовка осуществляется в этом случае в реальной производственной среде, либо в условиях, максимально приближенных к ней, для чего широко применяются имитационные образовательные технологии, позволяющие сымитировать ситуацию, обстановку профессиональной деятельности и отработать определенные умения и навыки работы, например, с различными техническими средствами и устройствами [см. об этом подробнее: 10, с. 177-180]. В качестве примера применения подобных технологий можно привести использование вузами МТ РФ морских тренажеров, эффективность которых обеспечивается комбинацией максимальной приближенности обучения к реальным действиям на судне и широкими возможностями моделирования ситуаций [см., например, 1].

4. Высокая динамика роста требований к качеству и содержанию подготовки специалистов (в результате стремительного развития транспортной отрасли), что обуславливает необходимость в постоянном обновлении соответствующих компонентов инновационных образовательных технологий (как правило, содержания обучения и технических средств) и поиске, либо создании новых технологий.

5. Тесная взаимосвязь вуза с отраслевыми структурами (вуз преимущественно ориентирован на внутренние задачи конкретной отрасли, для чего и «вписан» в отраслевую структуру). В этой связи необходимо использование при управлении ИОД-ТХ возможностей тесного взаимодействия с отраслью, прежде всего, в части: развития учебно-лабораторной базы учебного заведения, обеспечения его тренажёрными комплексами, планирования форм подготовки, совершенствования содержания обучения, вовлечения представителей отраслевого профессионального сообщества в учебный процесс и т.д. Тесная взаимосвязь вуза с данным сообществом создает благоприятные возможности и для перехода к активным, профессионально ориентированным ИОТ (в их числе - использование технологии тьюториала, т.е. привлечение к участию в учебном процессе специалистов отрасли в качестве наставников - тьюторов, проведение виртуальных «круглых столов» с производственными структурами и др. технологии).

6. Ограниченность и относительная (в сравнении с неотраслевыми вузами) «узость» научно-образовательного пространства как результат наличия небольшого числа вузов единой направленности (в данном случае - морской) в рамках государства. Вследствие этого представляется необходимым при управлении ИОД-ТХ более широкое использование опыта зарубежных отраслевых учебных заведений, что имеет особую ценность, поскольку они также

функционируют в условиях единых для всех морских вузов требований к конвенционной подготовке и постоянно растущих требований к квалификации специалистов.

7. Выполнение вузом функций по переподготовке и повышению квалификации работников отрасли. Организация учебного процесса по переподготовке и повышению квалификации и компетенции специалистов отрасли должна проводиться на основе внедрения ИОТ, с учётом указанных выше особенностей управления ИОД-ТХ.

8. Обязательное выполнение вузом функции отраслевого научного центра. В этой связи нам видится перспективным направлением интенсификация разработок образовательных продуктов, компонентов технологий (тренажёров, программ тестирования знаний и др.) по заказам отраслевых предприятий. В целом же активизация взаимодействия вуза с транспортными компаниями по развитию систем непрерывной подготовки персонала, в том числе созданию по их заказам образовательных продуктов, основанных на современных технологиях, создаёт, на наш взгляд, хорошие предпосылки для улучшения вузовского ресурсного обеспечения, так как данная область весьма перспективна, - сегмент возможных потребителей таких продуктов чётко определён, и в них имеется потребность.

Перечисленные особенности необходимо учитывать при проведении оценки эффективности управления ИОД-ТХ (ИОТ) в отраслевых и, в частности, в морских вузах. Результаты такой оценки должны, на наш взгляд, отражать то, насколько проводимые управленческие действия в данной области способствуют повышению качества подготовки кадров и экономической устойчивости вуза (что соответствует, согласно работе [см. 9, с. 30-33], конечным целям ИОД-ТХ). В дополнение к этому цель подобной оценки, на наш взгляд, можно определить как объективное отражение ситуации с применением в учебном заведении ИОТ, которое позволяет выявлять имеющиеся недостатки и резервы повышения эффективности их использования и обеспечивать, в дальнейшем, полноту реализации заложенного в них потенциала.

Выполненный нами анализ существующих методических подходов к оценке эффективности образовательных технологий в высших учебных заведениях по обширному кругу работ выявил их содержательную недостаточность для проведения точной и полной оценки эффективности управления процессами разработки и применения ИОТ в вузах, включая учебные заведения транспортного профиля (в частности, морские). Однако это исследование было необходимым, поскольку сделало возможным более точное и обоснованное выделение составляющих для проведения такой оценки и разработку соответствующей системы, включающей количественные и качественные оценочные показатели. Поскольку размеры статьи не позволяют нам привести эту систему полностью, остановимся более подробно на составляющих или направлениях, предлагаемых для проведения процедуры оценивания, и отдельных, специфических для профильных вузов, показателях.

Эффективность функционирования системы управления обычно оценивают как по достижению целей организации, так и непосредственно по параметрам этой системы. Вместе с тем, продукт управленческого труда включает в себя не только достижение поставленных целей, но и элемент обеспечения успешного функционирования всех участников управленческого и производственного процессов. С учётом этого аспекта нами были выделены два направления оценки эффективности управления: 1) полученные результаты ИОД-ТХ (соотнесённые с затратами и поставленными целями), и 2) успешность функционирования вуза (определяемая, в том числе, и по характеристикам вузовской структуры управления ИОД-ТХ).

Показатели, отбираемые в рамках этих двух направлений, в свою очередь, рассматриваются нами, соответственно, как индикаторы реальной и потенциальной эффективности ИОД-ТХ. Так, в частности, оценка вуза по составляющей успешности его функционирования и жизнеспособности с точки зрения объекта нашего исследования может проводиться с целью определения потенциала учебного заведения к успешной инновационно-образовательной деятельности в дальнейшем и предположения о её будущей эффективности (на этом принципе, в частности, основаны управление отечественной системой высшего профессионального образования в целом и большинство государственных процедур оценки вузов).

Итак, сначала предлагается проведение оценки такого элемента продукта управленческого труда, как достижение вузом конк-

ретных результатов в области создания ИОТ и оказания образовательных услуг с их применением. Так как измерение результатов при этом должно проводиться с учётом изначально поставленных целей, в качестве «критериев успеха» по этой составляющей нами предложены показатели улучшения количественных, качественных характеристик образования и экономического положения отраслевого вуза (разработанные на основе конечных целей применения ИОТ), а также показатели, характеризующие промежуточные результаты инновационно-образовательного процесса. Кстати последние, отражающие наличие т.н. «задела» по ИОТ (и ИОД-ТХ), могут использоваться и в качестве частичных признаков потенциальной эффективности этой деятельности. Однако они были отнесены нами к категории результатов, так как инновационный процесс может быть достаточно сложен и длителен, и параметры конечных результатов не в полной мере отражают полученные в ходе него результаты.

Выбор показателей по второму направлению - успешности функционирования системы разработки и внедрения ИОТ в вузе -сделан исходя из того, что если все управленческие функции по ИОТ выполняются качественно и в полном объёме, то, значит, и вероятность нормального функционирования соответствующей системы высока. Именно по данным признакам, по нашему мнению, можно с большой степенью вероятности предположить, что система ИОД-ТХ в вузе жизнеспособна. Они включают, в частности, показатели, характеризующие как уровень реализации управленческих функций, так и структуру самой системы управления в статике и динамике. Ресурсное обеспечение ИОД-ТХ относится к управленческим функциям, однако показатели ресурсного обеспечения выделены в отдельную категорию ввиду высокой важности этой составляющей для успеха любой деятельности.

Для применения в морских вузах нами предложен специальный перечень показателей ресурсного обеспечения ИОД-ТХ тренажёрным оборудованием. Как указано ранее, морское образование является конвенционным и по ряду ключевых аспектов (включая содержание образовательных программ, использование образовательных технологий и технических средств в обучении) должно соответствовать требованиям международных конвенций в этой сфере, - прежде всего, Международной Конвенции и Кодекса ПДНВ-78. С принятием в 2010 г. Манильских поправок Конвенция и Кодекс ПДНВ-78 фактически были пересмотрены, и сейчас они в большей степени, чем ранее, отражают уровень требований к компетентности членов экипажей морских судов, адекватный современному развитию техники на морском транспорте. В частности, в них был включён ряд новых рекомендаций и требований к тренажёрной подготовке курсантов по основным флотским специальностям как одной из ключевых технологий в процессе их обучения [см. 11]. К числу изменений в Конвенции и Кодексе ПДНВ-78, относимых IMO к наиболее важным (см. web-сайт IMO [см. 11, раздел «STCW Convention»]), относятся новые рекомендации и требования к подготовке членов экипажей танкеров, к подготовке судоводителей для использования электронных картографических систем (ЭКНИС), навигации в ледовых условиях и другие. С учётом этого, на наш взгляд, в морских вузах наряду с традиционными, в известной степени, универсальными показателями, должны применяться и специальные показатели оценки результативности и эффективности управления ИОД-ТХ, отражающие наличие и технический уровень используемого специализированного лабораторно-тренажёрного оборудования. В качестве таких показателей, на наш взгляд, могут быть использованы, в частности, следующие:

1. Наличие и технический уровень радиолокационных тренажёров, являющихся обязательными в соответствии с Правилом A-I/ 12 Кодекса ПДНВ 1978 г. с Манильскими поправками 2010 г. (далее

- Кодекс ПДНВ-78) при подготовке и оценке компетентности курсантов «плавательных» специальностей (далее - курсанты) в области радиолокационного наблюдения и прокладки, и использования средств автоматической радиолокационной прокладки (РЛС/САРП).

2. Наличие и технический уровень тренажёрного оборудования, являющегося, в соответствии с Правилом B-I/12 (п. 67) Кодекса ПДНВ-78, необязательным, но рекомендованным к использованию при подготовке курсантов в морских вузах (может включать параметры обеспеченности навигационными тренажёрами, тренажёрами машинного отделения, тренажёрами грузобалластных операций).

3. Наличие и технический уровень тренажёрного оборудования, применяемого при подготовке судоводителей использованию электронных картографических навигационных систем (ЭКНИС)

в соответствии с Правилами А-П/1-3, В-1/12 (пп. 36-66) Кодекса ПДНВ-78.

4. Наличие и технический уровень специализированных тренажёров, предназначенных для проведения подготовки курсантов и членов экипажей морских судов по начальной и расширенной программам для работы на танкерах (нефтеналивных, химовозах и газовозах) в соответствии с Правилами А-У/1-1, А-У/1-2 Кодекса ПДНВ-78 (например, может учитываться наличие тренажёра(ов) грузобалластных и технологических операциях на танкерах, в том числе отдельно - для подготовки к работе на танкерах-газовозах).

5. Наличие и технический уровень специализированных тренажёров для проведения подготовки по борьбе с пожаром на танкерах (нефтеналивных, химовозах, газовозах) в соответствии с требованиями к компетентности членов экипажей морских судов, предусмотренными Правилами А-У/1-1, А-У/1-2 Кодекса ПДНВ-78.

6. Наличие и технический уровень оборудования для ведения навигационной тренажёрной подготовки по плаванию в ледовых условиях (в соответствии с рекомендациями раздела В-У/§ Кодекса ПДНВ-78).

С учётом целей исследования на основе предложенной системы показателей в каждом вузе может быть разработан свой - индивидуализированный перечень показателей - с максимально точным определением способа их расчёта и установлением норматива (то есть целевого уровня) по каждому параметру. Расчёт показателей может быть сделан как по отдельным образовательным программам, так и по учебному заведению в целом.

В качестве источников информации для определения величины показателей могут выступать статистические данные, финансовая и управленческая отчётность вуза, отчёты о самообследовании и другая официальная информация, опубликованная, в том числе, и на Интернет-сайте учебного заведения. Расчёт качественных показателей можно производить на основе изучения научных публикаций, аналитических обзоров о деятельности вуза и ситуации в отрасли, проведения специальных исследований в целевых группах и др. источников. Источником необходимой информации для отечественных исследователей и вузов могут быть и сведения, предоставляемые самими вузами в Федеральный банк данных государственной аккредитации (ФБД ГА) [см. 7]. Создание ФБД ГА и автоматизация подачи вузами сведений с помощью Модуля сбора данных [см. 4] очень существенно, на наш взгляд, расширяет возможность точной (в том числе сравнительной) оценки вузов по уровню ИОТ (ИОД-ТХ). Для этого предложенные показатели (по крайней мере, основные из них) должны быть включены в соответствующие разделы (части) модуля, что в значительной мере позволит решить проблему сбора первичной информации для целей эффективного управления ИОТ (ИОД-ТХ) в вузах.

Литература:

1. Айзинов С. Анализ эффективности морских тренажёров [Текст]/ С. Айзинов // Морской флот. - 2006. - № 6. - С. 18-23.

2. Дарменко О. В. Специфика подготовки кадров лётных и морских специальностей в вузах транспортного комплекса страны и особенности механизма их финансирования [Текст]/ О. В. Дар-менко, Н. Н. Дианова, С. А. Чабан // Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте: сб. материалов 7-й Всероссийской науч.-практ. конф. (22 мая 2009 г.). - Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2009. - С. 72-76.

3. Костылев И. Состояние и перспективы развития тренажёрной подготовки специалистов морского транспорта [Текст]/ И. Ко-стылев // Морской флот. - 2006. - № 6. - С. 8-13.

4. Модуль сбора информации об образовательном учреждении для федеральной информационной системы государственной аккредитации (учреждения высшего проф. образования) [Электронный ресурс]/ Федер. служба по надзору в сфере образования и науки; Нац. аккредитац. агентство в сфере образования. - Версия 16.4.

- Электрон. дан. и прогр. - М., 2011. - URL: http://www.nica.ru/ msd2011/ (дата обращения: 06.03.2012).

5. Образование на транспорте: вектор развития: [итоги «круг-

лого стола»] [Электронный ресурс] // Транспорт России: офиц. пе-чат. орган Министерства транспорта РФ: электрон. версия газ. -М., 2010. - URL: http://www.transportrussia.ru/obrazovanie/

obrazovanie-na-transporte-vektor-razvitiya.html (дата обращения:

11.02.2012).

6. Панамарева О. Н. Состояние, проблемы и перспективы развития образования в морской отрасли как основы формирования

нового качества экономики РФ [Электронный ресурс]/ О. Н. Пана-марева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2011. -№2 3-4. - URL: http://dom-hors.ru/issue/spp/2011-3-4/panamareva.pdf (дата обращения: 11.02.2012).

7. Федеральный банк данных государственной аккредитации (ФБД ГА) [Электронный ресурс] // Национальное аккредитац. агентство в сфере образования (Росаккредагентство): офиц. сайт. - М., 2012. - иИЪ: http://www.nica.ru/accred/cbd/ (дата обращения:

06.03.2012).

8. Фисенко А. И. Особенности и основные направления совершенствования материально-технического и финансового обеспечения образовательных учреждений транспортного комплекса страны [Текст] / А. И. Фисенко, О. В. Дарменко, Е. А. Кулешова// Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте: сб.

материалов 7-й Всероссийской научно-практ. конф. (22 мая 2009 г.). - Владивосток: Изд-во Мор. гос. ун-та, 2009. - С. 114-123.

9. Фисенко А. И. Инновационные образовательные технологии в вузе: организация, управление, эффективность [Текст]: мо-ногр. / А. И. Фисенко, М. В. Заводовская, Н. В. Новикова; под общ. ред. А. И. Фисенко. - Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. - 208 с.

10. Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

11. The Manila Amendments to the Seafarers’ Training, Certification and Watchkeeping (STCW) Code [Electronic resource] // International Maritime Organization: website. - URL: http:// www.imo.org/OurWork/HumanElement/TrainingCertification/ Documents/34.pdf (retrieved March 22, 2012).

ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Горбунов С.В., аспирант Поволжского государственного университета сервиса

В статье раскрыты закономерности и особенности процесса развития российских регионов в условиях нестабильности; обозначены проблемы, сдерживающие это развитие. Предпринята попытка проанализировать состояние и перспективы дальнейшего развития Самарского региона.

Ключевые слова: регион; особенности развития; управление развитием региона; сфера услуг.

REGULARITIES, FEATURES AND PRIORITIES OF MODERN DEVELOPMENT OF THE REGION

Gorbunov S., the post-graduate student, Volga Region State University of Service

In article regularities and features of development of the Russian regions in the conditions of instability are opened; the problems constraining this development are designated. Attempt to analyse a condition and prospects offurther development of the Samara region is undertaken.

Keywords: region; features of development; management of region development; services sector.

В настоящее время происходит усиление позиций регионов как самостоятельных хозяйствующих субъектов, ответственных за собственное социальное и экономическое развитие, которое объясняется следующими факторами:

1) Особенности развития конкретных территорий, исторически сложившаяся производственная отраслевая специализация, степень технологического развития базовой отрасли, «структурообразующий» характер многих предприятий объективно предполагает необходимость вырабатывать специфические методы и инструменты воздействия на него, вырабатывать собственную, региональную стратегию развития экономических субъектов, функционирующих в данной территории, налаживать механизмы долговременного взаимовыгодного партнерства с ними.

2) Региональные органы управления сильнее других заинтересованы в эффективном функционировании экономических субъектов региона, как в основном источнике финансирования социальной сферы и различных целевых программ развития. Поэтому они стремятся обеспечить максимальную в каждый данный момент предсказуемость и контролируемость всех производственных факторов, обеспечивающих индустриальный прогресс, которые прямо или косвенно влияют на показатели удовлетворения потребностей комплексного развития соответствующих территорий.

3) Финансовая ограниченность Центра и его неспособность реально и крупномасштабно повлиять на ситуацию в регионах становится еще одним побудительным стимулом для проявления региональными органами самостоятельности в вопросах собственного развития.

4) Многие экономисты критически относятся к потерям доходов национального бюджета в результате их перераспределения между регионами. К тому же многие из них считают, что тем самым ставятся препятствия для рыночной конкуренции между территориями.

Хотя регионы и обладают разной степенью самостоятельности, расширение функций и полномочий территорий является объективно необходимым. Активизация деятельности регионов в решении многообразных проблем отражает понимание Правительством того, что без решения региональных проблем нельзя достигнуть высоких общегосударственных целей: стабильного экономическо-

го роста, равновесного платежного баланса, повышения уровня жизни населения и т.д. Таким образом, комплексность, единство и связанность регионов с остальной территорией государства формирует конкретную целостность - национальную экономику - и делает регионы объектом экономической политики конкретного государства. Неравенство, дифференциация регионов, специфика каждого из них превращает регион в субъект этой политики, ответственный за собственное устойчивое развитие. Следовательно, регион обладает двойственной природой и его функционирование происходит под воздействием двух противоречивых тенденций: с одной стороны, стремление к самостоятельности и обособленности, а с другой, невозможность этой самостоятельности без интеграции его в единую систему национальной экономики.

Низкий уровень внедрения системного подхода к региональному развитию, практически полное отсутствие региональных приоритетов государственной поддержки отраслей усугубили имеющийся региональный дисбаланс, усилили деформацию отраслевой структуры хозяйственных комплексов в регионах, что в итоге в сырьевых регионах еще более увеличило их сырьевую направленность. Все это обусловливает различия в темпах и формах осуществления рыночных преобразований, неоднозначность остроты и глубины протекания кризисных процессов, необходимость всестороннего анализа социально-экономического развития конкретной территории и учета региональных резервов.

К наиболее распространенным причинам регионального неравенства отнесем:

-резкие различия природно-климатических условий;

-различия в уровне развития бизнеса, предпринимательского климата (налоговая система, степень административного контроля над хозяйственными субъектами);

-центральное или периферийное положение региона, недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры региона;

- степень износа основных фондов, запаздывание с ведением инноваций;

-демографические различия (структура населения, динамика воспроизводства, в т.ч. обусловленная этнорелигиозными различиями);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.