УДК 338.45
Формирование системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиатехники гражданского назначения в современных экономических условиях
The formation of a system of indicators and conditions of feasibility of projects for civil aviation in modern economy
Зуева Татьяна Игоревна
Кафедра«Экономика инноваций и управление проектами» Инженерно-экономического института (ИНЖЭКИН) Московского авиационного института (национального исследовательского университета), МАИ, Волоколамское шоссе, 4, Москва, А-80, ГСП-3, 125993, Россия
старший преподаватель 8 916 688 53 42 [email protected]
Tatiana I. Zueva
Senior lecturer of the department "Economy of innovations and management of projects" Engineering and economic institute of the Moscow aviation institute
(national research university) 8 916 688 53 42 [email protected]
Горелов Борис Алексеевич
Кафедра «Экономика инноваций и управление проектами» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (национального исследовательского университета)МАИ, Волоколамское
шоссе, 4, Москва, А-80, ГСП-3, 125993, Россия
Заведующий кафедрой Кандидат экономических наук 8 499 158 4155 [email protected]
Boris A. Gorelov
Head of the department "Economy of innovations and management of projects" Engineering and economic institute of the Moscow aviation institute (national
research university) Ph.D (Econ.) 8 499 158 4155 [email protected]
Аннотация
В современной экономике России решающее значение приобретают задачи грамотного управления деятельностью отдельных предприятий, с учетом диверсификации, результативного управления проектами в высокотехнологичных областях, создания условий реализуемости проектов, вопросы управления рисками, наращивания инновационного потенциала предприятий. В предлагаемом исследовании приведен методический подход к оценке реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения.
Abstract
Taking into account the diversification, effective project management in high-tech areas, the feasibility of projects, risk management issues, increasing the innovative capacity of enterprises tasks of competent management of individual enterprises become crucial in the modern Russian economy. A methodical approach to assessing the viability of projects for civil aircraft is cited in the proposed study.
Ключевые слова: риск, реализуемость, проект, авиационная техника, управление деятельностью предприятий, система показателей, ожидаемый выигрыш, ожидаемые потери
Key words: risk, feasibility, project, aviation equipment, management of the enterprises, system of indicators, expected return, expected loss
Современные условия создания авиационной техники в России связаны с усложнением геополитической и экономической ситуации в мире, сменой приоритетов в сторону быстрого развития импортзамещения, наращивания конкурентных преимуществ, концентрации усилий на приоритетных направлениях развития экономики. Эти сложные задачи приходиться решать в условиях неустойчивости, изменчивости среды - как внутренней, так и внешней.«Текущая ситуация требует переоценки рисков ... А более глобально -переоценки методов управления экономикой России» [1]. Решающее значение приобретают задачи грамотного управления деятельностью с учетом диверсификации, результативного управления проектами в высокотехнологичных областях, с учетом создания условий реализуемости проектов, вопросы управления рисками, наращивания инновационного потенциала предприятий.
Проблемы управления являются определяющими в осуществлении результативной деятельности предприятий в условиях инновационной экономики. Недостаточно развитый, не в полной мере восстановленный, не в полной мере соответствующий уровню ведущих стран мира, экономический и инновационный потенциал предприятий, нестабильность финансового состояния предприятий, несбалансированность портфелей проектов предприятий, отсутствие или недостаточное развитие системы управления рисками на предприятиях, крайне устаревшая методическая база предприятий, недостаточно опытные и квалифицированные кадровые ресурсы предприятий, отставание в организации производства, в применении новейших технологий, в механизации, автоматизации, стандартизации, унификации изделий, - все это непосредственно
связано с проблемами управления предприятием и управлением реализуемыми на нем проектами.
Преодоление перечисленных разносторонних проблем и переход предприятий в состояние устойчивого инновационного развития в рыночной, с существенными элементами государственного регулирования, экономике России, возможно при использовании системного подхода в управлении, при четкой ориентации на конечного потребителя и его потребности, при понимании и учете особенностей современного этапа научно-технического прогресса.
Реализация проектов на современных предприятиях затруднена типичными проблемами: неполной загрузкой мощностей, высокими накладными расходами в связи с этим, управлением исходя из инцидентов, неэффективным использованием ресурсов. В результате перечисленных причин предприятия имеют низкую эффективность функционирования и недостаточную управляемость, что, в условиях возрастающей потребности в отдачи и развитии, недопустимо. В сложившихся условиях необходимо рассматривать систему управления проектами предприятий, способную в кратчайшие сроки адаптировать предприятия в соответствии с потребностями и тенденциями рынка.
На сегодняшний день отечественные корпоративные структуры еще находятся на стадии реструктуризации, процессы преобразований не завершены. Поэтому внутрикорпоративное управление характеризуется общей неразвитостью внутрикорпоративных управляющих систем, их несогласованностью. Выработка концепции управления, позволяющей решать внутрикорпоративные задачи в соответствии с требованиями и реалиями сегодняшнего дня - необходимый шаг к успешности деятельности.
В данном исследовании формирование системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения предлагается проводить с использованием концепции системного, рыночно-ориентированного, проектного управления.В предлагаемом подходе к управлению проектами, рыночно-ориентированное проектное управление связывается с понятием маркетинговое мышление[2], маркетинг понимается, как
умение смотреть на создаваемый продукт, на всем протяжении его создания, с позиции клиента, для того, чтобы подготовить клиента к покупке, свести к минимуму риски при продаже, получить максимальную прибыль и минимальные затраты при реализации проекта. Именно такой подход к маркетингу будет способствовать созданию устойчивого спроса на создаваемые изделия, увеличению объемов продаж, устойчивому инновационному развитию предприятий.
Реализуемость инновационного проекта создания техники предлагается рассматривать как рисковый показатель, характеризующийся на этапе определения требований к состоянию среды реализации проекта - частными качественными оценками готовности среды к реализации конкретного проекта, на этапах планирования и фактической реализации проекта - прогнозируемой или фактической вероятностью реализации проекта и прогнозируемым или фактическим доходом (ущербом) от реализации проекта, при этом целью реализации проекта при рыночно-ориентированном управлении являются прогнозируемые или фактические продажи продукта проекта на рынке, максимально долгое поддержание спроса на рынке относительно данного продукта, удовлетворенность потребителей.
В данной постановке понятие «реализуемость» проекта предлагается использовать наравне с понятиями «целесообразность» и «эффективность». Согласно приведенному выше определению, реализуемость определяется возможностью реализации проекта при определенных условиях и целях реализации. Целесообразность определяется потребностью в реализации проекта с определенными характеристиками с учетом потребительских предпочтений, в условиях возможных изменений. Оценивая возможность реализации проекта при определенных условиях, далее необходимо принять решение относительно целесообразности продолжения работ по проекту, путем проверки полученных значений возможностей на соответствие намеченным показателям. Таким образом, реализуемость и целесообразность связаны между собой и могут использоваться совместно для принятия управленческих решений, при этом
реализуемость - первичное понятие, так как может быть представлена в виде системы условий и показателей, качественных и количественных, а также в виде интегральной оценки. Целесообразность связана с принятием решений на основе реализуемости, имеет качественную оценку. Эффективность - понятие более широкое, чем реализуемость, имеет обычно количественную относительную оценку, рассчитывается в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями. Эффективность (в данной постановке задачи - коммерческая) может быть оценена без учета или с учетом реализуемости проекта -(интегрального показателя) - вероятности реализации.
Таким образом, все три указанных понятия не противоречат, а дополняют друг друга и могут использоваться в комплексе для принятия управленческих решений в области управления инновационными проектами.
Особенность технико-экономической оценки инновационных проектов заложена в природе инновации - изобретение становиться инновацией при подключении бизнеса, поэтому успешная реализация инновационного продукта на рынке является приоритетной задачей на всех этапах создания инновационного продукта. Известно, что создание инновационных продуктов сопряжено с повышенными рисками, в том числе, по срокам и стоимости. Принятие обоснованных управленческих решений с учетом использования предложенного подхода к оценке, использования информации о приоритетах потребителя, уже на ранних стадиях создания изделий гражданского назначения, с учетом технических, экономических и рисковых показателей, позволит существенно снизить риски, возникающие при реализации инновационных проектов, особенно на начальных этапах жизненного цикла. При этом в качестве базовой концепции менеджмента рекомендуется рассматривать предложенную
концепциюсистемного, рыночно-ориентированного, проектного управления, в рамках которой проблемы реализуемости проектов длительного жизненного цикла и проблемы рыночной конкурентоспособности создаваемой техники можно считать взаимосвязанными и первоочередными.
Предлагаемая концепция построения системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения основана на использовании апробированной в процессе создания гражданского самолетаSukhoiSuperjet 100 (SSJ 100)Gatetechnology - гейтовой технологии управления проектами и программами — подразумевающей снижение рисков и затрат проекта путем установления точек контроля и принятия решения. Данная технология широко используется во всем мире, например, в компаниях Boeing и Д1гЬш,при создании новых образцов наукоемкой и дорогостоящей продукции. В нашей стране данной технологии и особенностям ее применения при создании новой гражданской техники посвящены работы А.М. Погосяна[3,4], который являлся непосредственным участником создания первого современного гражданского самолета в России и работы других авторов, посвященные управлению проектами [5]. Применительно к решаемой задаче формирования системы условий и показателей реализуемости проекта с целью более обоснованного принятия решений относительно проекта на этапах его жизненного цикла, предлагается использовать контрольные точки, представленные на рис. 1.
Поясним представленные на рисунке стадии жизненного цикла проекта и соответствующие им «контрольные точки».
Инициация проекта - Gate 1. Определение возможностей реализации проекта по результатам исследования текущих условий реализации, вызванных состоянием среды, принятие решения о целесообразности и условиях реализации проекта. Старт концептуального проектирования изделия методами системного инжиниринга. Результат - системно-интегрированное решение для нового изделия и необходимые уровни готовности технологий.
Разработка концепции проекта - Gate 2.Уточнение условий реализации проекта и оценка прогнозных значений реализуемости проекта с использованием системы условий и показателей реализуемости, принятие решения о целесообразности и условиях продолжения проекта. Старт проектирования и конструирования (опытно-конструкторских работ). Переход к проектному
подходу для конструкторской и производственной реализации концептуального решения. Проектирование по целям: на заданную стоимость, «для производства», «для сервиса и эксплуатации».
Планирование показателей проекта - Gate Э.Конкретизация условий реализации проекта и оценка планируемых значений реализуемости проекта с использованием системы условий и показателей реализуемости, принятие решения о целесообразности и условиях продолжения проекта. Старт производства, закупки систем и компонентов.
Исполнение проекта с выходом продукта проекта на рынок - Gate 4. Старт производства серии изделий, начало продаж. Анализ влияния условий и показателей реализуемости проекта на уровень фактических продаж продукта проекта. Принятие решения о целесообразности и путях развития проекта, поддержания продукта проекта на рынке.
Gate IGate 2 Gate 3 Gate 4
- Красный - текущий статус выполнения проекта не соответствует /не будет соответствовать намеченным показателям. Отсутствует надежный план необходимых действий.
- Желтый - текущий статус выполнения проекта частично соответствует намеченным показателям. Разработан надежный план необходимых действий.
- Зеленый - текущий статус выполнения проекта соответствует /будет соответствовать намеченным показателям.
Рис. 1. Стадии жизненного цикла проекта с контрольными точками, соответствующими принятию решений о реализуемости
Использование системы показателей и условий реализуемости проектов в условиях данной системы управления проектами позволит главному менеджеру проекта (и заказчику) контролировать, наравне с другими характеристиками проекта, его реализуемость и принимать более обоснованные решения о возможности и целесообразности продолжения проекта, с учетом его финансирования. Данный подход к управлению является одним из известных, использующих контрольные точки на этапах жизненного цикла проекта (известны и другие способы - присвоение литеры, использование ключевых точек, др.) ив целом соответствует современному подходу к управлению, позволяя решать задачу минимизации рисков от гейта к гейту при росте стоимости изменений от стадии к стадии жизненного цикла проекта.
В настоящее время не закончены организационные преобразования в высокотехнологичных отраслях. В структуре корпораций появляются продуктовые дивизионы, происходит переход от управления предприятиями к управлению проектами, основанному на управлении жизненным циклом продуктов. Содержание и последовательность этапов жизненного цикла наукоемкой продукции, в том числе авиационной, регламентирует комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД). В данном исследовании рассмотрена линейная модель жизненного цикла с последовательным прохождением стадий и соответствующимигейтами. Данный подход к управлению отраслевыми проектами и программами является развитием традиционного подхода к управлению, основанного на стадиях жизненного цикла, представленных на рис 2.
Аванпроект Эскизный проект Разработка РКД Опытное производство Серийное производство Модернизация
Эксплуатация
Рис. 2. Традиционные этапы жизненного цикла проекта
В современной рыночной экономике возникла необходимость повышения эффективности управления проектами, в связи с чем, было предложено совершенствовать традиционную систему.
Рассмотренная гейтовая система управления может быть использована применительно к отдельным проектам создания систем и подсистем, для принятия решения об их продолжении, может также использоваться применительно к программам, тогда принятие решения о реализуемости проекта будет определять, наравне с общепринятыми показателями, состав портфеля проектов. Важнейшим моментом для выработки управленческих решений является согласование окончаний проектов систем и подсистем. Особенности и преимущества метода, основанного на гейтах, — в охвате всех направлений деятельности, в увязке технологических, финансовых и рыночных аспектов реализации проекта. Это позволяет исключить разработку неэффективных проектов на раннем этапе и реорганизовать их, что повышает шансы на успех нового изделия, особенно в условиях, когда основным заказчиком проектов создания сложных наукоемких изделий остается государство, а не авиакомпании.
Предлагаемая модель жизненного цикла (рис. 1) позволяет выработать соответствующую ей концепцию построения системы условий и показателей реализуемости проектов создания авиационной техники с использованием принципов системного, рыночно-ориентированного, проектного управления, представленную на рис. 3. В соответствии с представленной концепцией бизнес-решения принимаются при прохождении гейтов на основании текущего уровня выполнения задачи по созданию авиатехники.
Представленная концепция построения системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники
позволитнараннихэтапахжизненногоциклаоцениватьготовностьсредыреализации проекта, своевременно влиять на показатели в сторону их
улучшения,производить оценку прогнозируемой реализуемости проекта на ранних этапах жизненного цикла проекта, оценку планируемой реализуемости при конкретизации плановых показателей, фактической реализуемости - на этапе
реализации и формирования парка с целью корректировки планов дальнейшего развития бизнеса. При этом обязательные итерационные процессы, связанные с возобновлением работ, направленных на улучшение (а иногда приводящих к ухудшению) показателей проекта, указывают на то, что полная завершенность определенного этапа возможна только при завершении проекта или программы в целом.
Использование предложенного подхода к оценке реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения призвано снизить рискиреализации проекта и повысить обоснованность принятия решений, несмотря на возможность увеличения рисков по срокам.
Особенно важно использование данного подхода в условиях ухудшения рисковой ситуации в целом, возрастания внешних угроз, и, в связи с этим, усложнения решения внутренних задач, связанных с созданием авиационной техники.
В предлагаемом исследовании оценку реализуемости проекта предлагается проводить на основе системы показателей и условий, представленных в табл. 1.
Представленная система показателей позволяет на разных этапах развития проекта, в соответствии с имеющимися технико-экономическими данными, принимать решения о состоянии проекта и возможностях его реализации. Условия принятия решения относительно реализуемости проектов создания авиатехники гражданского назначения, с учетом сценариев развития проекта, балльнойэкспертной оценки реализуемости, приведены в табл. 2.Балльную оценку степени реализуемостипредлагается преобразовать в вероятность реализации проекта, с использованием шкалы. Устойчивость проекта, связанная с реализуемостью, будет тем выше, чем больше полученные значения показателей и условий будут соответствовать оптимистическому сценарию и оптимистическим тенденциям.
Расчетное значение результирующего показателя коммерческой эффективности проекта, рассчитанного с учетом реализуемости, должно
удовлетворять условию ЕV > 0 для принятия положительного решения по
проекту.
Рис. 3 . Концепция построения системы показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники Таблица 1. - Предлагаемая система показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения
№ Перечень показателей реализуемости, сформированный по группам, и
азателя (услов I) п/п условий реализуемости
1 2
Условия реализуемости проектов, учитываемые в данной постановке
1. Наличие корпоративных стандартов в области управления качеством, управления проектами и программами, учитывающих российские и международные требования, выполнение требований ИКАО
2. Сочетание процессного и функционального подходов к менеджменту
3. Использование возможностей диверсификации в максимальном объеме
4. Соответствие инновационного потенциала предприятия целям и задачам инновационного проекта
5. Соблюдение и снижение сроков реализации проектов создания продукции при добавлении качества
Показатели 1 группы, рассчитываются с учетом неопределенности предпочтений потребителей и использования данных функционально-стоимостного анализа
6. Качество создаваемого изделия
7. Конкурентоспособная цена создаваемого изделия
8. Эффект у эксплуатанта
Показатели 2 группы, рассчитываются с учетом неопределенности предпочтений потребителей
9. Интегральная рыночная конкурентоспособность изделия
10. Количество изделий, включаемых в портфель закупок, рассчитанный на основе интегральной рыночной конкурентоспособности, с учетом объема и качества услуг
Показатели 3 группы (результирующие), связанные с принятием решений о
реализуемости конкретного проекта и его коммерческой эффективности
1. Интегральный показатель реализуемости - вероятность реализации проекта
2. Ожидаемое значение доходности проекта, рассчитанное с учетом
вероятности реализации проекта
3. Коэффициент ожидаемого выигрыша (потерь), характеризующий
коммерческую эффективность проекта и рассчитанный с учетом реализуемости проекта
Для оценки коммерческой эффективности проекта с учетом реализуемости предлагается использовать полученные с помощью метода имитационного моделирования показатели Ожидаемое значение доходности проекта [6], в данной постановке задачи - рассчитанное с учетом показателей и условий реализуемости
проекта и Коэффициент ожидаемого выигрыша (потерь), рассчитанный с учетом показателей и условий реализуемости проекта.
Таблица 2 . - Балльная оценка реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения с учетом сценариев развития проекта
Наименование Условия реализуемости проектов с учетом сценариев развития
№ п/п показателя или условия проекта и их балльная оценка
Пессимистический Наиболее вероятный Оптимистический
сценарий (0 баллов) сценарий (1 балл) сценарий (2 балла)
1 2 3 4 5
1. Качество создаваемого изделия & разр < ^^т & разр ^т & разр >
2. Конкурентоспособная
цена создаваемого изделия Ц > Ц ' конк тт Ц = Ц конк т Ц < Ц конк т
3. Эффект у эксплуатанта Э < 0 Э = 0 Э > 0
4. Интегральная
рыночная конкурентоспособность К < К рразр раналога К = К рразр раналога К > К рразр раналога
изделия
5. Количество изделий, Не покрывает Не полностью Покрывает
включаемых в потребное покрывает потребное
портфель закупок, количество услуг потребное количество услуг
рассчитанное на основе количество услуг
интегральной рыночной конкурентоспособности
6. Наличие
корпоративных Не выполняются Выполняются не Выполняются
стандартов в области полностью полностью
управления качеством,
управления проектами
и программами,
учитывающих
российские и
международные требования,
выполнение требований
ИКАО
7. Сочетание процессного Не соблюдается, Соблюдается не Соблюдается
и функционального подходов к расчеты не обоснованы полностью, расчеты недостаточно полностью, расчеты обоснованы
менеджменту обоснованы
8. Использование возможностей диверсификации в максимальном объеме Не используются Используются не полностью Используются в достаточном объеме с тенденцией к расширению
9. Соответствие инновационного
потенциала Не соответствует Соответствует не Соответствует
предприятия целям и полностью полностью
задачам
инновационного
проекта
10. Соблюдение и Не соблюдаются Соблюдаются не Соблюдаются
снижение сроков проектов при всегда при добавлении (снижаются) при добавлении качества
добавлении качества качества
Ожидаемое значение доходности рассчитывается как сумма ожидаемого выигрыша и ожидаемых потерь:
EV = EG+EL. (1)
Показатель «ожидаемый выигрыш» EG (expectedgains) определяется как сумма «взвешенных по вероятностям, соответствующим значениям реализуемости» положительных значений чистого дисконтированного дохода по
проекту (КРУ):
к
ЕО = 2 ^У,+ • Р,
'=1 , руб. (2)
где
КРУ+ — число неотрицательных значений КРУ;
к — число неотрицательных значений КРУ в полученной в результате проведения имитационных экспериментов выборке случайных сценариев;
Р
, - вероятность реализации проекта, рассчитанная с учетом балльной оценки реализуемости проекта, полученной с использованием предложенной системы показателей и условий.
Показатель «ожидаемые потери» EL (expectedlosses) определяется как сумма «взвешенных по вероятностям, соответствующим значениям реализуемости» отрицательных значений КРУ:
т
EL = 2 ^У: • р
]=1 , руб. (3)
где
КРУ- — отрицательные значения КРУ;
М- число отрицательных значений КРУ в полученной в результате
проведения имитационных экспериментов выборке случайных сценариев;
Р
г' - вероятность реализации проекта, рассчитанная с учетом балльной оценки реализуемости проекта, полученной с использованием предложенной системы показателей и условий.
Если показатель«Ожидаемое значение доходности проекта, рассчитанное с учетом показателей и условий реализуемости проекта», больше нуля, то можно судить о коммерческой эффективности проекта и его реализуемости. Чем больше величина полученного дохода (эффективности), тем более выгоден проект с коммерческой точки зрения и более он реализуем.
Коэффициент ожидаемого выигрыша(потерь - в английской версии), ELR (expectedlossratюn) изменяется от 0 , означающего отсутствие ожидаемых потерь и низкую рискованность проекта до 1, которая означает отсутствие ожидаемого выигрыша и полную рискованность проекта, определяется по формуле:
Предложенная система показателей и условий реализуемости проектов создания авиационной техники гражданского назначения восполняет пробел в методическом обеспечении технико-экономического обоснования гражданских проектов создания инновационной продукции в отрасли, позволяет использовать единый подход к оценке на всех стадиях жизненного цикла проекта, увязывать различные концепции менеджмента в единый подход, применять современные методы оценки показателей в условиях неопределенности среды.
Библиографический список
1. А. Одинцов. «Холодная война-2: санкции, риски и возможности». Русская народная линия. [Электронный ресурс]. Режим доступа
http://ruskline.ru/analitika/2014/08/18/holodnaya_vojna2_sankcii_riski_i_vozmozhnosti
2. Репьев А. Маркетинговое мышление. - М.: Byblos, 2014.- 510 с.
3. Погосян А.М. Опыт создания высококачественного наукоемкого продукта в сфере гражданского авиастроения // Мирстандартов. — 2010. — № 3.
4. Погосян А.М. Самолет СамолетSukhoiSuperJet 100 —лидер современного авиастроения . Наука и технологии в промышленности. №3/2011
5. Сооляттэ А.Ю. Управление проектами в компании: методология, технологии, практика: учебник / А.Ю. Сооляттэ - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. - 816с.
6. Риск-менеджмент инвестиционного проекта: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. М.В. Грачевой, А.Б. Секерина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-544с.
Bibliography
1. A. Odintsov. "Cold war-2: sanctions, risks and opportunities". Russian national line.[Electronic resource]. Access mode http://ruskline .ru/analitika/2014/08/18/holodnaya_vojna2_sankcii_riski_i_vozmozhnosti
2. Repyev A. Marketing thinking. - M.: Byblos, 2014. - 510 pages.
3. Pogosyan A.M. Experience of creation of a high-quality knowledge-intensive product in the sphere of civil aircraft industry//World of standards. — 2010. — No. 3.
4. Pogosyan A.M. The SukhoiSuperjet 100 Plane plane — the leader of modern aircraft industry. Science and technologies in the industry. No. 3/2011
5. SooljatteA.Y. Management of projects in the company: methodology, technologies, practice: textbook / SooljatteA.Y - M.: Moscow financial and industrial university "Sinergiya", 2012. - 816s.
6. Risk management of the investment project: the textbook for students of the higher education institutions which are trained on economic specialties / under the editorship of M. V. Gracheva, A.B. Sekerin. - M.: UNITY-DANA, 2009. - 544s.