Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ / ОБОБЩЕННЫЕ ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ / МУЗЫКАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PREPARATION OF MUSIC TEACHERS / GENERALIZED TEACHING METHODS / MUSICAL COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Александр Владимирович, Файзрахманова Ляля Тагировна, Лаба Анна Арнольдовна, Алексеенко Наталия Валерьевна

В статье рассматриваются основные подходы к формированию системы обобщенных приемов учебной работы в процессе подготовки учителей музыки. Раскрываются сущность, структура и функции приемов музыкально-познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF GENERALIZING TEACHING METHODS FOR FUTURE TEACHERS OF MUSIC

The article discusses the main approaches to the formation of a system of generalized methods of educational work in the process of training music teachers. The essence, structure and functions of the methods of musical-cognitive activity are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ»

dustry are revealed. Characterized by training programs for bachelors, masters and doctors in the field of hotel and tourism business.

Key words: Canadian higher education system, specialist training system, colleges and universities of tourism and hotel business, hospitality industry training programs.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенкова А.В., Перфильева О.В. Системы высшего образования стран Группы Восьми: Канада // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. - М., 2006. - Т. 1. - № 1. - С. 13-20.

2. Education Indicators in Canada: Report of the Pan-Canadian Education Indicators Programme, 2003. - 131 p.

3. Education in Canada: Report of Council of Ministers of Education Canada, 2005. - P. 5.

4. OECD. Thematic Review on Adult beaming: Canada Countre Note. - 2001. - Pp. 9-10. CMEC. Report on Policy Issues for the Future prepared for the September 2005 Meeting of Chief Executive Officers of the Education Ministries in OECD countries.

m

А. В. Глузман, Л. Т. Файзрахманова, А. А. Лаба, Н. В. Алексеенко

УДК 378.147:78

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБОБЩЕННЫХ ПРИЕМОВ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

) области высшего педагогического образования особая роль отводится подготовке учителей музыки. Именно они закладывают основы художественно-музыкальной культуры подрастающего поколения.

С целью освоения большого объема знаний и умений, необходимых учителю музыки для успешного ведения уроков и организации музыкально-просветительской работы в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, определяются различные пути интенсификации обучения студентов. Одним из них может стать метод формирования у будущих учителей музыки фундаментальных обобщенных приемов музыкально-исполнительской деятельности, позволяющей не только усваивать определенную суму знаний и умений, но и творчески применять их в практической работе. Большое значение для оптимизации учебного процесса имеет создание организационно-педагогических условий, которые позволят посредством освоения студентами системы обобщенных приемов музыкально-исполнительской деятельности качественно улучшить их самостоятельную работу, повысить познавательную активность.

Основные положения проблемы формирования обобщенных приемов учебной работы рассматриваются в психолого-педагогической и методической литературе. Для решения данной проблемы определились два основных подхода. Первый подход широко представлен в трудах Е. Н. Кабановой-Меллер, Н. Ф. Талызиной, А. В. Усовой, И. С. Якиманской. Предметом их теоретических и экспериментальных исследований были различные комплексы логических и специфических приемов учебной работы, в результате применения которых обучающиеся овладевают знаниями о принципах построения учебного процесса и умениями его организовать. Достоинство таких приемов состоит в том, что они «превращают» обучающегося в равноценного субъекта учебной работы, способного самостоятельно и осознано планировать, осуществлять и контролировать свою деятельность. Второй подход отражен в ряде работ И. А. Володарской, Т. П. Герасимовой, М. К. Ковалевской, В. М. Косатой, В. А. Щенева, основным содержанием которых являются определенные совокупности приемов, обобщенные межпредметным путем в процессе изучения общеобразовательных дисциплин. Преимущество этих приемов заключается в том, что они наилучшим образом отвечают условиям освоения

конкретной информации и овладения умениями в пределах темы, раздела, курса. Они используются при разработке методики обучения предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов. Между тем обобщенные приемы учебной работы выделяются лишь по некоторым дисциплинам и широкого внедрения в педагогическую практику учителей общеобразовательных учреждений они еще не получили.

Формирование обобщенных приемов музыкально-исполнительской деятельности будущих учителей музыки выдвигалось учеными-практиками в области музыкальной педагогики и образования в качестве специальной задачи. Так, Л. А. Баренбойм [1] и Г. М. Цыпин [2], неоднократно говоря об актуальных вопросах музицирования и обучения игре на фортепиано, подчеркивали важность создания системы универсальных синтетических приемов и применения их в практике обучения. Однако в связи с недостаточным освещением вопросов моделирования системы приемов, являющихся оптимальными в конкретных условиях обучения, проблема обобщенных приемов учебной работы в музыкальной педагогике является мало исследованной.

Особенно важным является вопрос разработки системы рациональных обобщенных приемов музыкально-познавательной деятельности для обучающихся высших педагогических образовательных учреждений, которые готовятся к работе в качестве учителя музыки. Преподавание музыкальных дисциплин здесь чаще всего основывается на принципах методики обучения студентов музыкальных училищ и консерваторий без учета специфики и трудностей обучения на музыкально-педагогических факультетах. Объективные трудности квалифицированной профессиональной подготовки связаны с ограниченным сроком учебы, небольшим количеством времени, отведенном учебными планами для организации педагогического процесса, невысоким исходным музыкально-образовательным уровнем абитуриентов. В виду этого студенты часто не овладевают методикой организации собственной учебной деятельности, что в значительной степени ограничивает их возможности в бу-

дущей педагогической работе и самообразовании.

При изучении проблемы нами учитывались основные положения о приемах учебной работы, сформулированные в трудах, посвященных общим вопросам музыкального образования (Л.А. Баренбойм, Г.М. Коган, Л. Н. Ма-зель, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, В.А. Цук-керман) и музыкально-педагогической подготовке учителей музыки (О. А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, В. И. Муцмахер, И. Н. Не-мыкина, Г. М. Цыпин).

При исследовании данной проблемы необходимым явилось рассмотрение теоретических основ и обоснование понятия «система обобщенных приемов музыкально-исполнительской работы» с позиции его сущности, структуры и функций. Прием учебной работы может быть определен как система умственных и практических действий обучающихся, направленных на организацию их познавательной деятельности, самостоятельный поиск решения задач, усвоение содержания обучения и достижение поставленных це -лей. Обобщенные приемы учебной работы обладают свойством широкого переноса и ориентируют обучающихся на решение многообразных учебных задач. Обобщенные приемы могут быть логическими и специальными. Содержанием логических приемов являются умственные действия, которые можно применять при выполнении заданий любого учебного предмета. Они позволяют раскрыть сущность изучаемого явления и глубоко его усвоить. Специальные познавательные приемы, в отличие от логических, связаны с определенным предметным содержанием и только во взаимодействии с ним могут быть сформированы. Учитывая то, что познавательная деятельность представляет собой взаимодействие содержания обучения с организацией его усвоения, систему обобщенных приемов можно рассматривать как целостную органичную совокупность действий, отражающих процессуальную и содержательную стороны учения и направленных на самостоятельное решение музыкально-познавательных и исполнительских задач.

2020/1-(Ж

В музыкально-педагогической практике используется достаточно большое количество приемов учебной работы, которые можно систематизировать по следующим признакам:

- целенаправленно развивающие музыкальные способности обучающихся;

- применимые для творческой самостоятельности и активности;

- используемые для совершенствования исполнительского мастерства.

Первая группа приемов, связанных с развитием музыкальных способностей, анализировалась и обосновывалась Б. М. Тепловым [3]. Два его положения имеют для данного феномена принципиальное значение: о музыкальности как органической системе музыкальных способностей и их развитии под воздействием специальных упражнений (приемов).

Вторая группа так называемых косвенных дидактических приемов, выделенных и разработанных Л. А. Баренбоймом [1], включает приемы специальной группировки и организации музыкального материала. Они предусматривают индивидуальный подход к изучаемым произведениям и оказывают существенное влияние на совершенствование общей музыкальности обучающихся.

Третья группа приемов, описанная в работах Г. Г. Нейгауза [4], Г. М. Когана [5; 6], и Г. М. Цыпина [2], используется в процессе изучения музыкальных произведений, применяется на различных стадиях работы и чаще всего связана с содержанием того учебного материала, который усваивается в данный момент. Применение в практике обучения студентов большого количества разнообразных музыкально-познавательных и исполнительских приемов позволяет разработать их систему.

В русле общих музыкально-педагогических исследований, посвященных вопросу систематизации приемов (Л. Г. Арчажникова, А. Ф. Назаров, И. Н. Немыкина и др.), предпринята попытка создания и реализации системы обобщенных приемов учебной работы, необходимой для эффективной профессиональной подготовки учителей музыки [7; 8; 9].

В качестве основных принципов разрабатываемых обобщенных приемов выступили системность, универсальность, комплексность,

межпредметность, педагогическая направленность. Ведущим методом исследования содержания действий, входящих в обобщенные приемы, явился контент-анализ. Данный метод позволил выделить и зафиксировать множество приемов учебной работы различной степени обобщенности, определить действия, которые наиболее часто и эффективно применяются при выполнении заданий по различным дисциплинам профессионально-музыкального цикла, а также установить систематизирующие связи между этими действиями.

В ходе их апробации определялась структура системы обобщенных приемов. Так, музыкально-познавательная и практическая деятельность студентов рассматривается как сложный процесс, включающий определенную последовательность как процессуальных, так и специфических обобщенных приемов. Подсистема процессуальных обобщенных приемов состоит из приемов постановки цели, определения задач, организации, планирования, осуществления учебной деятельности, контроля, коррегирования, оценки ее результатов и проектирования дальнейшей работы. Эта подсистема представляет собой целостную органичную совокупность действий, отражающих логику выполнения музыкально-познавательных заданий и направленных на освоение студентами общего метода самостоятельного достижения целей обучения.

Подсистема специфических (профессионально-ориентированных) приемов состоит из импровизационного владения музыкальным материалом, предварительного ознакомления с произведением, чтения его с листа, детальной работы, целостного общепознавательного анализа, создания исполнительской интерпретации и реализации в процессе исполнения, педагогического анализа. Эта подсистема рассматривается как целостная органичная совокупность действий, отражающих содержательную сторону музыкально-исполнительской деятельности студентов и направленных на осмысление целей обучения, совокупности частных практических приемов, необходимых для их достижения.

Технология формирования системы обобщенных приемов учебной работы в процессе подготовки учителей музыки включала обу-

чение студентов по комплексным межпредет-ным планам, разработку и выполнение ими цикла интегративных заданий, применение методов проблемного, контекстного и личностно-ориентированного обучения, использование индивидуальных рабочих дневников, проведение групповых и коллективных обобщающих музыкальных занятий.

Комплексные планы музыкального обучения студентов позволили строить учебный процесс на основе полифункциональной связи всех дисциплин музыкального цикла (специальный инструмент, вокал, хоровой и оркестровый класс, теория и история музыки, методика музыкального воспитания). Полифункциональные связи осуществлялись на содержательном, операционно-деятельностном и методическом уровнях. Составной частью комплексных планов явились индивидуальные планы фортепианного обучения, внедряемые с целью интенсивного освоения студентами практических действий и приемов.

Межпредметная организация процесса обучения студентов позволила определить содержание интегративных заданий, которые служили показателем динамики формирования системы обобщенных приемов учебной работы. В качестве интегративных заданий для студентов экспериментальных групп музыкально-педагогического отделения были предложены следующие задания:

- подбор по слуху, чтение с листа, транспонирование;

- полусамостоятельное разучивание музыкальных произведений из индивидуального плана работы студента;

- самостоятельное изучение, подготовка и исполнение произведений из индивидуального плана работы обучающегося;

- импровизация и сочинение авторских музыкальных произведений;

- исполнение произведений школьного репертуара, их вокальное исполнение, дирижирование с классным хором, теоретико-педагогический анализ.

Важным элементом экспериментальной технологии явились индивидуальные рабочие дневники обучающихся, которые выступали в качестве основного средства управления про-

цессом формирования системы обобщенных приемов учебной работы. В дневниках отражались процессуальная и содержательная стороны собственной учебной деятельности. Работа с ними способствовала поэтапному формированию действий обобщенных приемов.

Оригинальной организационной формой проведения аудиторных занятий в условиях опытного обучения студентов стали обобщающие групповые и коллективные музыкальные занятия. Такие занятия способствовали эффективному овладению обучающимися системы приемов учебной работы, установлению и объяснению взаимосвязей между обобщенными действиями, широкому переносу их в новые организационно-педагогические условия. Методика проведения обобщающих занятий предполагала тщательное их планирование. Целенаправленная организация занятий стимулировала предварительную подготовку студентов к ним и требовала актуализации учебного материала, усвоенного на различных дисциплинах, переноса его при выполнении новых заданий, систематизации и обобщения знаний и умений. Анализ проведенных занятий давал представление о содержании опытной работы по формированию у студентов системы обобщенных приемов.

Реализация технологии формирования системы обобщенных приемов учебной работы в процессе подготовки учителей музыки проводилась в 2015-2020 годах на базе Института истории, филологии и искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» в г. Ялте. Основной задачей явилась проверка эффективности предложенной технологии обучения не только в ранее используемых, но и в новых условиях. Для ее решения проводилось обучение студентов музыкально-педагогического отделения 1-4 курсов, наблюдение и анализ уроков музыки, проводимых обучающимися и выпускниками академии. Полученные данные позволили сделать выводы об эффективности разработанной, обоснованной и реализованной технологии обучения студентов - будущих учителей музыки.

2020/1-(Ж

Таким образом, многоаспектность обобщенных приемов учебной работы, их полифункциональность в организации и осуществлении музыкально-познавательной и практической деятельности студентов - будущих учителей музыки позволяют говорить о сложности рассматриваемой проблемы. Приемы учебной работы, являясь важным компонентом содержания обучения, отличаются многогранностью, полифункциональностью и разной степенью обобщенности. Определенная совокупность действий обобщенных приемов служит одновременно средством раскрытия новых знаний и способом их освоения. Обобщенные приемы в педагогическом процессе могут применяться фрагментарно, так как каждый из них связан с множеством частных приемов.

Изучение большого объема музыкально-учебного материала влечет за собой необходимость установления минимального количества обобщенных приемов, отражающих содержательную и процессуальную стороны освоения музыкальных произведений. При этом приемы выступают как целостное единство, характеризующееся устойчивыми связями и отношениями, подчиненными логике музыкально-познавательной и практической деятельности студентов и отражающими ее содержание. Обобщенные приемы представляют собой упорядоченное множество взаимосвязанных действий, необходимых для решения задач профессиональной подготовки учителей музыки.

Обобщенные приемы входят составной частью в основные виды музыкально-познавательной и практической деятельности, создают оптимальные предпосылки для освоения студентами таких основных форм учебной работы, как подбор по слуху, сочинение, импровизация, транспонирование, чтение с листа, эскизное, полусамостоятельное и самостоятельное изучение музыкального материала, подготовка музыкальных произведений к концертному исполнению. Овладение такими формами работы способствует общемузыкальному развитию студентов и их готовности к педагогической деятельности.

В ходе реализации системы обобщенных приемов создаются организационно-педагогические условий для формирования творческо-

го музыкального мышления студентов. Вследствие установки на поиск новых или изменение ранее приобретенных приемов, а также всесторонний подход к учебным задачам у студентов развиваются такие качества мышления, как гибкость и подвижность. Они проявляются в умениях анализировать, сравнивать, систематизировать музыкальный материал и приходить к выводам, имеющим важное значение для усвоения содержания обучения.

Многогранность и полифункциональность обобщенных приемов активно прослеживается в условиях проведения интегративных музыкальных занятий. При межпредметной организации учебного процесса за счет широкого переноса приемов работы увеличивается объем усваиваемого музыкального материала. Комплексные задания, включающие эффективные формы музыкально-познавательной и практической деятельности, способствуют ускорению темпов освоения учебного репертуара. Сознательное владение обобщенными процессуальными приемами дает возможность рационально организовать познавательную деятельность студентов, повысить ее продуктивность за счет целенаправленного управления учебной работой.

Музыкально-познавательная деятельность приобретает профессионально-педагогическую направленность в процессе освоения студентами умений соотносить приемы учебной работы с моделируемыми педагогическими ситуациями. Это позволяет целенаправленно формировать у студентов представления о педагогических приемах. Сознательное и творческое трансформирование приобретенных в вузе обобщенных приемов учебной работы в «образовательно-педагогические умения» (В. В. Краевский) определяет в конечном счете индивидуальный стиль будущего учителя музыки.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные подходы к формированию системы обобщенных приемов учебной работы в процессе подготовки учителей музыки. Раскрываются сущность, структура и функции приемов музыкально-познавательной деятельности.

Ключевые слова: подготовка учителей музыки, обобщенные приемы учебной работы, музыкально-познавательная деятельность.

SUMMARY

The article discusses the main approaches to the formation of a system of generalized methods of educational work in the process of training music teachers. The essence, structure and functions of the methods of musical-cognitive active-ty are revealed.

Key words: preparation of music teachers, generalized teaching methods, musical cognitive activity

ЛИТЕРАТУРА

1. Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. - Л.: Советский композитор, 1979. - 352 с.

2. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано: учебник для вузов. - М.: Издательство «Юрайт», 2019. - 246 с.

3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

4. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

5. Коган Г. М. У врат мастерства. - М.: Советский композитор, 1977. - 176 с.

6. Коган Г. М. Работа пианиста. - М.: Клас-сика-XXI, 2004. - 204 с.

7. Глузман А. В. Роль обобщенных приемов организации учебной работы на различных этапах подготовки учителя музыки // Музыкальное образование и воспитание учащейся молодежи. - Свердловск: Изд-во Свердловск. пед. ин-та, 1989. - С. 40-48.

8. Глузман А. В. Полусамостоятельная работа как начальный этап формирования творческой активности учащегося-музыканта // Искусство, наука, техника: пути сопряжения: матер к IV Всесоюз. науч.-практ. семинару. -Уфа, 1990. - С. 223-225.

9. Глузман А. В. Совершенствование самостоятельной деятельности будущих учителей музыки в процессе освоения системы обобщенных приемов учебной работы: методические рекомендации. - Ялта: ГПА КФУ им. В. И. Вернадского, 2019. - 32 с.

О. Б. Симатова

УДК 159.922

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА И КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНЧЕСКИХ ЦИКЛОВ

ч ысокая актуальность и социальная значимость проблемы мотивационной составляющей профессионального самоопределения обусловлена ее системообразующим характером и фундаментальной ролью в успешном освоении и дальнейшем осуществлении профессиональной деятельности. В контексте профессионального образования вопросы целенаправленного развития готовности к профессиональному самоопределению затрагивают, как правило, практическую составляющую, включающую освоение соответствующих компетенций. В отношении же других составляющих готовности к профессиональному самоопределению подобные вопросы практически не рассматриваются [1]. Такое положение дел приводит к формальному овладению профессией, а в дальнейшем - низкой эффективности реализации профессиональной деятельности.

В современном обществе существует целый ряд условий и факторов, препятствующих нормальному развитию профессионального самоопределения [2]. Так, в настоящее время в СМИ обсуждаются вопросы феноменов «провала квалификаций», «трудового мяса» и др. в контексте деформаций процесса профессионального самоопределения. При обращении к феномену «провала квалификаций» рассматривается широкий спектр вопросов: отсутствие необходимого образования у работников, выполняющих определенные профессиональные обязанности; несоответствие имеющейся формальной квалификации специалистов занимае-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.