Научная статья на тему 'Формирование системы менеджмента качества персонала в вузе'

Формирование системы менеджмента качества персонала в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПЕРСОНАЛ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / СТАНДАРТЫ ISO / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ПРОЦЕССНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНИКАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО / TQM-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT / PERSONNEL / LABOUR RESOURCES / ISO STANDARDS / BUSINESS-PROCESSES / PROCESS MANAGEMENT / COMMUNICATIONS / INFORMATION TECHNOLOGIES / QUALITY / TQM-ORIENTED ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеев Семен Викторович

Управление персоналом пронизывает все сферы деятельности организации, что при недостаточно результативном функционировании системы управления персоналом отрицательно сказывается на работе организации в целом. Система менеджмента качества персонала призвана упорядочить, регламентировать и формализовать процессы управления персоналом на предприятии для наиболее эффективного использования персонала в достижении общеорганизационных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тимофеев Семен Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a system of personnel quality management at higher school

Human resources management goes through all spheres of organization activity. If personnel management functions with inadequate results it negatively influences onto the work of the organization as a whole. The system of personnel management must put in order, regulate and formalize processes of personnel management at the enterprise for more efficient use of personnel in achieving of general organization goals.

Текст научной работы на тему «Формирование системы менеджмента качества персонала в вузе»

-ш- .-'---- .. ran

|H г N.. - - '«j. i

j

-и—** _ 1 ft .

1 1 ;

--

Г 1 L

JOM». JOO»» XCit JO» r TDQft л»вг

- Число ЯЛВОК от ирсаирпнгнн

Гис 2. Динамика востребованности

пнях. законами ни подготовку специалистов, результатами анкетирования: 68 % работох.а-тслей отдают предпочтение выпускникам УГТУ. 80 % других потребителей желают получать специалистов из УГТУ. готовы реьо-менловать другим потребителям более 83 %. На графике отражена динамика востребоваа!-

иости выпускников ja последние 5 лет. где видно, что число заявок от предприятии выросло с 2004 года почти п 2 раза.

Анализ показал, «по улучшение показателей работы университета в целом оказалс положительное влияние на качество получаемых студентами знаний и на их дальнейшую реализацию как Специалистов. Полученные результаты позволяют считать, «по действия руководства в области качества имеют позитивные последствия.

БИЕЛИОГЙ\ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

К Воскдбойпикова М. Качество образовании как фактор конкурентоспособности нута// Высшее образование в России. 2008.№5. С. 139-146.

2.Хибакова О. СМК в вузах: и для абитурнснtu. и для работодателя // Котнненг-Снбнрь. 2007.

3.Шишков!'. Л/.. Шеяапутнна С. В. Менеджмент качества в вузе [ Электронный ресурс] / http:// iqni..staiikitKnx/nrch'n02/anicle&'4.htm.

УДК 378.12

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА В ВУЗЕ

С. В. Тимофеев

Управление персоналом иронн лакает все с^кгры деятельности оргашшции. что при недостаточно рстузтьташввом функционировании системы управления нсрсовалом Отрицательно сказывается на работе организации в целом. Система менеджмента качества персонала призвана упорчдочшъ. репамелтирооип. и формализован. Процессы управления персоналом на предприятии для наиболее эффективного использования перервида в достижешш общеоргашиашкнных целей.

Кночешс слова: система менеджмента качества, персонал, трудовые ресурсы, етяииирш ISO, бмзнес-пронессы. процессное управление, коммуникации, информационные технологии. качество, ГОМ-OpHCimjpo&aHIui* организация.

Ншпап Resources management goes through <11 spheres of organization activity, (rpersomicl management functions with inadequate results it negatively influences onto the work of the organization as a whole Ihe system of personnel management must put in order, regulate and formalize processes of personnel management ut the enterprise for more efficient use of personnel in achieving of gcnctul organization goals.

Key words-, system of quality management, personnel, labour resources. ISO standards, business-processes, process management, cotnmunicauons. Information technologies, quality, TQM-uricnted organization.

Эффективность функционировании лгОбон системы управления организацией и се составляющих Определяйте* ее вкладом н достижс-nine общеорганнзаниоипых целей. Это тем более справедливо в отношении управление персоналом, пронизывающего все сфсрь деятельности организации. все процессы т влияющего на эффективность других систем управления, в гом числе системы управления качеством Если последняя функционирует: недостаточно результативно - это отражение неэффективного управления персоналом, так кик персонал либо недостаточно «грофсссповально подготовлен, либо он недостаточно мошнировин. либо руководство не соответствует pentemno проблем качества. Итак, управление персоналом эффективно настолько, насколько успешно сотрудликн организации используют свой потешшал для реал nía два обшеорганизашюипых целен. Учитывая, что 8 совремештых условиях одной из важнейших и лаже основной общеорганизаиионной целыо становится качество, система управления персоналом должна быть связана е качеством. быть адекватной системе менеджмента качества, базироваться на тех же принципах н основах.

Внедрение в организации идей современного менеджмента качества персонала предполагает значительное колтшество изменений, нововведении не только единовременных, не, гланнос. постоянных. Человеческий аспект э этих изменениях является фундаменталыи.^, гак как именно поведение людей в организации в конечном и юге определяет, что н как можно измешпь, какую это даст пользу [4J.

ISO (international organization for standar-di/aiion) междунаро/шая организация п:> стандартизации (VICO), которая создала единую нормативную базу для сертификации систем качества fto многих странах. По о предел ешно Международной организации по стандартизации станларппапия иредетапляе i собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области па пользу и при участи всех, таинтсресованных сторон, а част иости, для достижения всеобщей максимальной зкпномик с соблюдением функциональных условий и требований безопасности». Стандарты ИСО (ИСО 9004) содержа i информацию и положения по разработке

и применению систем качества, базирующихся на оспонных принципах концепции ТОМ тотального (всеобщею) управления качеством. которая ориентирована на удовлетворение запросов потребителя и превращает совершенствование качества и задачу каждого сотрудника.

В настоящее время качество рассматривают как динамичную социально-экономическую категорию. присущую любому объекту. охватывающую совокупность свойств (характеристик» данного объекта, обусловливающую его способность удовлетворял, имеющееся и ожидаемые потребности, складывающиеся иод влиянием технологических, социальных, экономических и экологических фак сирин и формирующих объективную основу качества жизни человека и общества |3). Концепция ТОМ. затрагивая проблемы формирования благоприятной производственной среды, делает акцент на смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов. Содержание философии ТОМ выдвигает качество как основной критерий оценки работы всего предприятия При этом трактует сю в широком экономическом. социальном и даже психологическом смысле. Поэтому основными мероприятиями подготовки отдельных организаций для подтверждения соответствия международным стандартам качества являются: аттестация кадров;

сертификация (экспертиза) продукты;

- сертификация систем менеджмента и другие

Отличительной чертой современной ор а-пизайии выступает ее прямая зависимость от качества персонала, так как успех деятельности зависит ш профессионализма ее работников. Американский ученый, экономист Дж. Гренсон справедливо заметил, что человек, «человеческий капитал это наиболее пенный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы пли накопленное богатство. Именно человеческий капитал, и не производственные запасы...». Проблема управления персоналом в ТОМ-ориенгироваиной организации состоит в развитии:

профессионализма работников;

- методов оценки качества персонала мотивации работников к достижению

мастерства и г. д.

Разработка должностных инструкций из основе определения требований к квалификации. хадэт и т. п.

Процесс регламентирования деятельности (компетенции) персонала и определении требований к его компетенциям [3]

Таким образом, особое внимание необходимо уделял, опенке персонала, обеспечивающей конкурентоспособность предприятия в условиях глобализации и перехода к системе тотальною менеджмента качества i'1'QM), Последовательность этапов регламентации деятельности в области качества представлена на рисунке.

Структура системы управления персоналом может быть представлена в различных аспектах:

организационно-институциональном; - содержательном;

технологически процессуальном [4J. В организационно-институциональном плане система управления персоналом должна рассматриваться как разнообразная деятельность различных субъектов, направленная на управляемую подсистему для реализации целей организации. При этом очень важно подчеркнуть многоступенчатость управления персоналом, необходимость разделения функций управления персоналом между различными участниками этого процесса н согласования их действии. Кроме того, в рамках этого подхода (органнзанионно-инотигуциоиальиого) очень важны вопросы соподчннснностн различных субьекгов

управления персоналом, наделения их правил-и и ответственностью, делегирования полномочий. Субъекты управления персоналом ке должны «находиться далеко» от реализации общеорганизационных целей, от основной деятельности, н том числе и по обеспечению качества.

Содержательный аспекз системы управления персоналом, основываясь на выделении функций управления персоналом, сто целей и задач функционирования в рамках Организации, охватывает все задачи и решения, связанные с работой в области кадров: осбор, использование, повышение квалификации. оплата груда и др. С этой точки зрения ТОМ-ориетпнрованное управление персоналом должно показывать, какие действия, частные (относительно организации в целом) процессы должны быть осуществлены для реального обеспечения единства управления персоналом и менеджмента качества по достижению целей организации.

Наконец, при рассмотрении технологически процессуального аспекта управления персоналом акцент смещается на методы, процедуры, программы воздействия ор| а штили на своих сотрудников с целью максимального использования нх потенциала для рсалнзг--

цнппринципов кшшанши TQM ТоОСТЬ акпент делается на определение н использование коик-рстпых методов, организационных мероприятий, но шоляммцих воздействовать »га персонал для приведения его качественных и количественных характеристик в соответствие с требованиями всеобщею управления качеством.

Чтобы трансформация системы управления персоналом по всем названным се составляющим под влиянием философии тотального управления качеством проходила эффективно, плодотворно и в рамках обшей системы менеджмента качества, она (система управления персоналом) должна в данном аспекте в полной мере соответствовал! принципу «постоянною улучшения». При »том очень важно:

- проводить периодические ревизий (аттестации) существующей системы управления персоналом с точки зрения их соответст вия целям организации, обеспечения требуемого организации производственного повезен ия,

- привлекать сотрудников службы управления персоналом к разработке и пересмотру стратегических и краткосрочных планов оргшпоашш. Подробно информировать отдел человеческих ресурсов о целях организации и Прогрессе в их реализации;

- обеспечить постоянное участие высшего руководства оргашгмнип в разработке и пересмотре систем управления персоналом;

оценивать систему управления персоналом по результатам работы организаций (степени досттскения организационных целей).

Наиболее полная классификация процессов управлении псрсоиадом в рамках обшей системы менеджмента качества приводится Американским центром производительности н качества (American Productivity&Quelity Center) в работе [2].

Для диагностики соответствия системы управления персоналом в вузе существующей системе менеджмента качества и её последующему формированию с учётом TQM-орнентнрованной стратегии развития университета предлагается слсдукшшй план мероприятий. СОСТОЯЩИЙ ИЗ 1рёх ттпоп.

На подготовительном этане:

I. Системное обследование состоянии управления персоналом в университете на предмет соответствия требованиям стандартов ISO и ТОМ

2. Анализ соответствия системы управления персоналом целям и задачам организации.

3. Экспертиза и утверждение соцналвнеэкономически! о обоснования

4. Формулировка результатов анализа состояния управления персоналом.

5 Изложение требований к построению системы менеджмента качества персонала, требований к исходной информации для формировании системы менеджмента качества персонала. Разработка предложений по формированию системы менеджмента качества персонала.

На этапе проектирования системы менеджмента качества персонала:

1. Разработка проекта системы менеджмента качества персонала.

2. Разработка мероприятий по совершенствованию управления персоналом в фугк-циональных, целевых подсистемах системы управления.

3. Подбор комплекса методических и нормативных документов на проектирование.

4. Разработка проектной документашш на систему управлении персоналом в рамквх системы менеджмента качества.

5 Расчет ожидаемого социально-экономического эффекта от формирования системы менеджмента качества персонала.

6. Экспертиза и утверждение рабочего проекта

На кале внедрения проекта формирования системы менеджмента качества нерсональ;

1. Материально-техническая подготовка к внедрению.

2. Социально-психологическая подготовка к внедрению.

3. Профессиональная подготовка управленческих работников.

4 Разработка системы стимулирования внедрения проекта.

5. Опытное внедрениен внедрение проект

6. Контроль за ходом вислрсния

7. Расчет фактического экономического эффекта

При фор.м>гровании системы менеджмента качества персонала в вузе каждая из линейных связен руководства-подчинения будет выстроена в соответствии с требованиями ISO и TQM. а значит, позволю наиболее полнонсн-ю раскрыл, потенциал каждого сотрудника для достижения стратегических целей вуза.

БИБЛ1 ЮПМШБОСИЙ CI П JCOK

1. Кнбпно« А Я Управление персоналом организации M . 2OU"

2, Перечень типовых Отнес-процессон пре<)~ примтин (Структура классификации процессов), Американский центр произвошлслыюсш н качестве (American Productivity & Quality Center).

3. Cmpemwvttù E П.Кляйаер £ С. Управление качеством персонала к TQM-ориснтнрованноП организации i> Актуальные проблемы управлении персоналом: сборник. Вып. 2. Екатеринбург, 2003.

4. Шубенкоыг В. Унравлашсперсоналом: требования сметем менеджмента качества ' ' Управление персоналом. 2004. №11-12

УДК 796.015.8+378.4:622

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ ВЫДАЮЩИХСЯ СПОРТСМЕНОВ УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА К ЮБИЛЕЮ ВУЗА

В. А. Наседкин

В статье описана всртикааыю-ннтстрнрованпая система прслмс-ra «физическая культура» одного hi самых эффективных вузов России и укреплении здоровья студентов, подготовка чемпионатов России, Европы, мира, всемирных уннверсиал и олимпийских нтр. Высший оценкой системы являются награды Президента Российской Федерации.

Ключепые слона: вертикаль образования, фииигсекая культура, даровье студентов, спорт ¡чпептт достижений, высокая оценка достижений спортсменов Президентом Российской Федерации.

in the article а vertically integrated system is described of a subject "physical culture" at one of the тля efficient higher schools of Russia in strengthening of students' health, preparation of champions of Russia. Europe. tBe World, of the World Student Games anc- Olympic Games. Ilie awards of the President of Russian Federation arc the highest asKestmient of the system

Key wurth: vertical oi education, physical culture, students' health, sports of highest achievements, hist-assessment of sportsmen by the President of Russian Federation.

Президент российской Федерации Дмитрий Медведев я канун 95-лешето юбилея пер-вою вуза Урала Уральского государственного горного университета - в Кремле 8 сентября 2009 года наградил студента Никиту Ло-бшшева медалью ордена «За заслуги uepei' Отечеством» второй степени. Это нроизошлс на церсмошш награждения герое» Пекинской Олимпиады 2008 года. Несколько ранее тоже медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». был ншражден магистрант Юрий Прнлу-кои. многократный чемпион мира и Европы, семикратный чемпион Всемирной универсиады. Тренером этих пловцов, заслуженных мастеров сиорга является заслуженный тренер Российской Федерации, профессор кафедры физической культуры Валерий Шевелев.

_1Ю

Горняки не заставили себя долго ждать с достойным Ответом Президенту страны, и уже 14 сентября студентка грстьего курса Юлия Медведева ил Чемпионате мира по пауэрлиф-типгу в Бразилии завоевала четыре отдотыс медали, став абсолютной чемпионкой мира. При собственном весе 67 килограммов зта элегантная девушка подняла вес. равный 572т5 килограммам в сумме троеборья. Она стала лучшей среди 240 спортсменов мира.

Высокие награды главы государства верхпина горы «Олимп». Именно такую конфз-турашпо представляет вертикально-шгтсгрцр> ванная система занятий физической культурой и спортом Уральского государственного горного университета. Эта система построена ш> ирншшпу забытого в нашей стране единого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.