Научная статья на тему 'Эффективность внедрения системы качества в Уральском государственном горном университете'

Эффективность внедрения системы качества в Уральском государственном горном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / QUALITY OF EDUCATION / QUALITY MANAGEMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стамбульчик Элеонора Владимировна, Игнатьева Маргарита Николаевна

На современном рынке образовательных услуг актуальной проблемой становится качество высшего образования, являющееся основным критерием оценки конкурентоспособности вуза. Решение задачи повышения качества обучения предполагает создание комплексной системы управления качеством образовательного процесса. В статье рассматриваются вопросы эффективности внедрения системы управления качеством на примере УГГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of introduction f a quality system at the Ural State Mining University

In contemporary market of educational services the higher education quality, being the main criterion of assessment of competitiveness of higher school is becoming more and more actual. Solution of the task of increase of higher education quality presupposed establishment of a complicated system of educational process quality management. The paper considers questions of efficiency of a system of quality management introduction on the example of USMU.

Текст научной работы на тему «Эффективность внедрения системы качества в Уральском государственном горном университете»

УДК 330.131.5:378

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В УРАЛЬСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Э; В. Стамбул ьчнк\ M. Н. Игнатьева

Насовременном ркшке образовательных услу-актуальной проблемой станошггся качество высшего образования, являющееся основным критерием оценки конкурентоспособности вуза. Решение задачи повышайся качества обучении предполагает отдание комплексной системы упряиияпм качеством образ»-•ui тельного процесса. В статье |шссмагрнвантгся ютросы эффективности ВНелрения системы управления качеством на примере УП*У.

К.ч*гчеше tuofui: качесгво образования, уиранчетше качеством, эффективность,

In contemporary market uf educational services the higher education quality, being the main criterion of assessment of competitiveness ol' higher school is becoming more and more actual. Solution of Ihe losifc Of increase of higher education quality presupposed establishment of a complicated system of educational process quality management. The paper considers questions of efficiency of a system uf quality management introduction on the example of USMU.

Key words: quality of education, quality management, efficiency.

Образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. В рыночной экономике образовательные учреждения действуют н условиях конкуренции, когда одгомш важнейших преимуществ становится качество образовательных услуг, что. в свою очередь, требует наличия и функционирования в вузе системы менеджмента качества (СМК), Если раньше С'М К работали преимущественно в а|>ср< производства, то теперь ими активно интересуется и сфера услуг, и прежде всею - образовательных |21.

Рынок образовательных услуг находится в стадии формирования. Объем этою рынка будет расти, в соответствии о ростом потребностей в различных формах дополнительною профессионального образования В этой связи качество высшсш профессиональною образования - это актуальная проблема не только педагогической науки, но и тсударственной политики.

В отечественной педагогике понятие «конкурентоспособность» пока еще разработан« недостаточно. Многие специалисты рассматривают понятие •(конкурентоспособность нуза* как сопряженное с термином «конкурентоспособность выпускника. Однако тти понятия не

тождественны, а диалектически взаимосвязаны. Конкурентоспособность выпускника лишь один из 1ф»гтернев деятельности пуда. Конкурентоепособность выпускника оценивают неггребнтелн - студенты и их родители, выпускники, работодатели. Конкурсигоспособ-ность вуза оценивает не только потребитель, но и сам 1фоизво;ште:и,( профессорско-преподавательский состав, управленческий персонал К На практике конкурентоспособность вуза чаше всего оценивается но следующим критериям: качество условий нолшговки специалистов; качество реализации государственною образовательного стандарта: качество профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающее их востребованность на рынке »руда [I]. Ряд специалистов считают, что основным фактором конкурентоспособности вуза на рынке образоватсчьных услуг является качество образования и, как следствие, востребованность выпускников конкретными предприятиями, обществом в целом;

Качество образования означает востребованность полученных знаний в конкретных условиях их применения для достижении конкретной цели к повышения качества жнзкн. В свою очередь, качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востре-

бованностью в работе после окончания обучении. 1(ршраммы обучения должны быть значимыми для общества, завершаться трудоуст-ройсгвом и воспитывать активных граждан, а это требует постоянных усилий со стороны вузов в области повышения качества учебных шшнов иреализации прогрпмм, что и ||юрмнру-ет настоящую культуру качества

Решение задачи повышения качества образовательной услуги связано с необходимое 1мо созцзния комплексной системы управления. Построение подобной системы с опорой только на оценку результатов любого процесса является пршишпиальио несостоятельным Эффективного управления качеством можно добитъоя только путем управления процедурами внутри самого процесса, применительно к университету - через управление качеством предоставляемых научно-образо-вательных услу» па всех этапах подготовки специалиста. Управление качеством подготовки специалистов должно бьпь построено так. чтобы отклонения от заданных требовании, по возможное'!и. предупреждались, а не исправлялись после тою. как они были обнаружены Этим путем можно обеспечить рспуташгк* университета как надежного постаишика высококачественных специалистов с минимальным риском для тех предприятий, организации и физических лиц. которые можно считать потребителями услуг.

Деятельность ио разработке и внедреннм: СМ К в вузе осуществляется поэтапно. Она включает следующие основные элементы:

определение предназначения ороннза-цин, стратегии ее развития и ценностей, разработка миссии, политики и нелеп в области качества;

выявление целевых групп потребителей и их требовании:

- определение основных и вспомогательных 1гропессов. выделение их руководителей и участников;

-определение структуры, отпет сгвеннос-ш и взаимодействия подразделений вуза в процессе предоставления образовательных услуп

доведение целей и планов вуза до подразделений, персонала и обучающихся и заинтересованных сторон:

определение требовании к ресурсом, необходимым лля осуществления учебного процесса;

- определение структуры и разработка ла> кучентании системы менеджмента качества предусматривающей создание и .юкумеитиро-ваине осноппмх процедур, касающихся подготовки курсов, организации учебного процесса. технических аспектов образования, влияющих на качество предоставляемой услу! н;

- разработка методов оценки эффективности функционирования СМК обучения:

- внедрение системы качества в учебный прзцесс вуза;

контроль за внедрением и соблюдением требовании документов системы кячгатпп-совершенствование системы качеств*

[31

С учетом вышеперечисленных элеменюо составляется программа разработки СМК обучении с указанием наименований раГхн, сроков их выполнения и подразделений, отиегсткенных за выполнение рабог.

Уральским государственным горным университетом (УГТУ) курс на повышение качества подготовки специалистов был вол ешс в пачалс 2000 г. Проблема повышения качества обучения сгала определяющей в сю деятельности в целях обеспечения конкурентоспособности. В университете была внедрена СМК. По существу, основные принципы згой системы успешно реализовались н ранее, но теперь они получили документальное и органи-ОДноинос обеспечение.

Определение эффективности функшюии-роьания СМК предполагает:

систематическое отслеживание удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторин. ИсТо<ппо\и: жалобы потребителей. данные анкетирован и« сбор и анализ данных посредспюм проиодаватслсн-пракгн-ков, отчеты и отзывы орпннпапий-иотреби гелей;

- внутренние аудиты;

измерение финансовых показателей;

- самооценка

Регулярное изучение мнения сотрудников и с гудет и и по различным аспектам жизни вуз:» ирсводится социологической лабораторией УП'У с 1990 года. Примеры исследований: проблемы работающего студента (2002). отио-

шение сгудентов к производственной праитн-кс, научная работа молодых преподавателей (2005). преподаватели и сотрудник« о библиотеке, обра » жизни учащихся системы пачаль-иого профессионального образования по результатам анализа сочинений (2004), социальная активность студентов (2005), работа кура-горон глазами студентов (2005.2006). В 2007-2008 п были проведены опросы относительно удовлетворенности условиями обучения, что в определенной степени связано с внедрением СМК и позволяет СДОИТЬ о се эффективности.

11а диаграммах приведены данные результатов опросов «Удовлетворенность условиями обучения в УП'У» за 2007 и 2008 п. (по двум критериям: удовлетворенность процессом обучения в целом и удовлетворенное:ь условиями поведения учебных занятий) (pnc. I).

1. Удовлетворенность провесом обучения п целом

ЗУ.0Ч 1.2%

«У»

200Т г. ■: lUnuu

* iÚMai I «Гиты

• * ллчтл

373S

i t 0,un ■ l ííanru

• ÍЛдчпя

• 4 fc'tuu

• * 'WUWOB

2. Ул0в.:1гп10р1лшпсп. уилошшмв лая проведения учебных занятий

. Н ПМПИЙл1«1»Г ■ Ч-Г111ЧП.1

• ОКГПН^ЮТ

• Зотру.какч«-

oTiienni

m

2onft г.

шЧр, rmuit «Окугст»ую»

Рис. 1. Данные результатов опросов но улоодсгворснпости условиями обучения п УП-У» 2007 ц 2008 тт;

Как следует из анализа, удовлетвореи-ность студенток процессом обучения за учебный год возросла (количество хороших огшвов увеличилось в 1,26 раза, отличных отзывов в ! ,17 раза), уменьшилось количество неудовлетворенных студентов (почп« в 2 раза); возросла удовлетворенность условними обучения (соответственно в 1.2 и в 1,6 раз).

Важным аспектом СМК являются выявление и систематизация потребностей работодателей. За годы существования в УГГУ подготовлено свыше 60 тыс. епешшшстов для предприятий и организаций региона. Качество подготовки выпускников УГГУ в этом случае оценивается посредством обратной святи е работодателями. Осуществляется сбор и анализ и i .швов о качес i «е подготовки специалист гов; характеристик, выдаваемых студентам последних курсов но результатам прохождения второй производственной и преддипломной практик: благодарственных писем за качественную подготовку выпускников. За период с 2005 но 2006 гг. в УГГУ представлено свыше 40 положительных отзывов о качестве подготовки специалистов от различных предприятий юрода, области и других регионов (в том числе ОАО «Уралмаш». ОАО «Качканарскнй I ОК «Ванадий». ОАО «Ураласбест», ОАО «Севуралбокснтруда», ОАО «УГМК-Xo'i-липг». ОАО «Тюмеиьнромгеофизика» и лр.). В этих локуменшх качество подготовки молодых специалистов оценивается как «хорошее» или «отличное» но всему спектру образовательных про«рамм,отмечается высокий уровень профессиональной компетентности. производственной этики. владения оргтехникой и программным обеспечением. Высокое качество подготовки спениалиетос- и ушшерситете является основой для их профессионального роста. Доказательством :>гол> служа! должности, которые занимают выпуе:*-ннкн университета: среди них директора предприятий, ирсдсташпслн власти, ученые, крупные предприниматели и т. п.

Показатели трудоустройства выпуекникон УГГУ поэиоляю г сделать вывод об их востребованности и конкурснгоснособности на рынке труда (рис. 2). Кроме того, желание предприятий региона нолучатъ молодых спецналнстов-вынускников УГГУ подгвсрждаегся офшц}-:шьиыми письмами, соглашениями о намере-

1А7

-ш- .-1---- .. tm

|H г N.. - - '«j. 1

j

-и—** _ 1 ft .

1 1 ;

—-

Г 1 L

JOM». JOO»» Jv»t JO» r TDQft Л»!Ц

- Число кишок от ирсаирингнн

Гис 2. Динамика востребованности

пнях, заказами ни подготовку специалистов, результатами анкетирования: 68 % работодателей отдают предпочтение выпускникам УГТУ. 80 % других потребителей желают получать специалистов из УГТУ. готовы рекомендовать другим потребителям более 83 %. На графике отражена динамика востребован-

ности выпускников ja последние 5 лет. где видно, что число заявок от предприятий выросло с 2004 года почти п 2 раза.

Анализ показал. «по улучшение показателей работы университета в целом оказалс положительное влияние на качество получаемых студентами знаний и на их дальнейшую реализацию как специалистов. Полученные результаты позволяют считать, что действия руководства в области качества имеют позитивные последствия.

БИЕЛИОГЙ\ФИЧЕСКИЙ СПИСОК

К Воскдбойпикова М. Качество образования как фактор конкурентоспособности нута// Высшее образование в России. 2008.№5. С. 139-146.

2.Хибакова О. СМК в вузах: и для ибмтурисига. и для работодателя // Koimntctrr-Снбнрь. 2007.

3.Шишков!'. Л/.. Шеяапутнна С. В. Менслж-меш качества в вузе [Электронный ресурс] / http:// Iqm..stankin.ru/.vch'n02/ainicli»'4.htm.

УДК 378.12

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПЕРСОНАЛА В ВУЗЕ

С. В. Тимофеев

Управление персоналом нроннпинает все с^кгры деятельности организации, чю при недостаточно рстузтьтативвом функционировании системы управления персоналом отрицательно сказывается на работе организации в целом. Система менеджмента качества персонала призвана упорчлочшь. регламентировать н формализовать процессы управления персоналам на предприятии для наиболее эффективного использования персонала в достижении общеорганнзашк-нных Целей.

Кноч&ыс с има: система менеджмента качест на, персонал, трудовые ресурсы, етяцларты ISO, бнзнсе-пронессы. процессное управление, коммуникации, информационные технологии. качество, ГОМ-opuci г тированная организация,

Human Resources management goes through <11 spheres of organization activity. I ("personnel management functions with inadequate results it negatively influences onto the work of the organization as a whole Ihe system of personnel management must put in order, regulate and formalize processes of personnel management ut the enterprise for more efficient use of personnel in achieving of gcnctul organization goals.

Key words-, system of quality management, personnel, labour resources. ISO standards, business-processes, process management, communications. Information technologies, quality, TQM-oricnted organization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.