Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРОВ НА ОСНОВЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРОВ НА ОСНОВЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
158
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ / ПЕРИФЕРИЙНАЯ ЗОНА ГОРОДА / ЗОНА ВЛИЯНИЯ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Родионовский А.Н.

Одним из наиболее важных вопросов при анализе городского пространства является степень вовлеченности людей в городскую жизнь, безопасность, качество и комфорт общественных пространств. Исторически такие пространства развивались преимущественно в центральной части города Москвы, однако, с развитием города, актуальным стал вопрос размещение общественных центров на территории периферийных районов. Такие центры, расположенные в «спальных районах», должны быть удобными и привлекательными для посещения: включать туристическое и торговое направление развития, подчеркивать индивидуальность каждого района. Одним из основных факторов формирования жилых районов является развитие его транспортной структуры, формирование единой, пространственно и функционально связанной среды, объединяющей в единое целое городские центры различного уровня. Таким образом, увеличение числа автомобилей, развитие сети метрополитена может существенно влиять на образование общественных центров в зоне влияния станций метрополитена. Под понятием «общественный центр» в исследовании представляется часть городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах горожан и гостей города для свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества. Локальный городской центр является узлом многоуровневой городской инфраструктуры, расположенный в периферийной части города, в котором совмещаются и пересекаются все основные подсистемы обслуживания: транспорт, культура, торговля, управление и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF LOCAL URBAN CENTERS BASED ON EXISTING METRO STATIONS

One of the most important issues in the analysis of urban space is the degree of involvement of people in urban life, safety, quality and comfort of public spaces. Historically, such spaces have developed mainly in the central part of the city of Moscow, however, with the development of the city, the issue of placing public centers on the territory of peripheral districts has become relevant. Such centers located in "residential areas" should be convenient and attractive to visit: include a tourist and commercial direction of development, emphasize the individuality of each district. One of the main factors in the formation of residential areas is the development of its transport structure, the formation of a single, spatially and functionally connected environment that unites urban centers of various levels into a single whole. Thus, the increase in the number of cars, the development of the metro network can significantly affect the formation of public centers in the zone of influence of metro stations. The concept of "community center" in the study represents a part of the urban environment purposefully created in the interests of citizens and guests of the city for free self-expression, communication, recreation and the manifestation of their abilities for the benefit of society. The local urban center is a node of a multi-level urban infrastructure located in the peripheral part of the city, where all the main service subsystems are combined and intersect: transport, culture, trade, management, etc. At the Moscow State University of Civil Engineering, work was carried out to identify patterns of development of the planning structure of the territory in the zone of influence of metro stations for the formation of local urban centers on the example of the city of Moscow. In the scientific study, the following tasks were performed: the regularity of the formation of the planning structure and functional types of buildings in the zone of influence of metro stations was determined; the analysis of scientific and technical literature, world and domestic experience on the assessment, formation, functioning and development of territories in the zone of influence of metro stations in the peripheral zone of the city was carried out; the composition of local urban centers as the urban core of the district was determined, a theoretical model of the development of territories in the zone of influence of metro stations in the peripheral part of the city was developed. In the study, calculations were carried out for each metro station in question in the peripheral and middle parts of the city of Moscow, the limiting parameters of the development of the territory were determined. As a result of the work done, scientific ideas about the location of local urban centers have been expanded, the regularities of the development of the planning structure of the territory in the zone of influence of metro stations in the peripheral zone of the city have been mathematically substantiated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ ГОРОДСКИХ ЦЕНТРОВ НА ОСНОВЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ СТАНЦИЙ МЕТРОПОЛИТЕНА»

Формирование системы локальных городских центров на основе существующих станций метрополитена

Родионовский Александр Николаевич

аспирант, Институт архитектуры и градостроительства, Научно-исследовательский Московский государственный строительный университет, qqq00086@list.ru

Одним из наиболее важных вопросов при анализе городского пространства является степень вовлеченности людей в городскую жизнь, безопасность, качество и комфорт общественных пространств. Исторически такие пространства развивались преимущественно в центральной части города Москвы, однако, с развитием города, актуальным стал вопрос размещение общественных центров на территории периферийных районов. Такие центры, расположенные в «спальных районах», должны быть удобными и привлекательными для посещения: включать туристическое и торговое направление развития, подчеркивать индивидуальность каждого района. Одним из основных факторов формирования жилых районов является развитие его транспортной структуры, формирование единой, пространственно и функционально связанной среды, объединяющей в единое целое городские центры различного уровня. Таким образом, увеличение числа автомобилей, развитие сети метрополитена может существенно влиять на образование общественных центров в зоне влияния станций метрополитена. Под понятием «общественный центр» в исследовании представляется часть городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах горожан и гостей города для свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества. Локальный городской центр является узлом многоуровневой городской инфраструктуры, расположенный в периферийной части города, в котором совмещаются и пересекаются все основные подсистемы обслуживания: транспорт, культура, торговля, управление и т.п. Ключевые слова: Городские центры, периферийная зона города, зона влияния станций метрополитена.

см см о см

О!

^

н

О Ш

т

X

<

т О X X

Введение

Общегородской центр является ядром планировочной структуры города. Его пространственная композиция обладает наибольшей выразительностью. Взаимное расположение общегородского центра и центров планировочных районов создает единую систему, определяющую пространственную композицию системы города. «Интенсивный темп городской жизни, активная жизненная позиция молодого поколения, мультинацио-нальность населения, разнообразие и высокий уровень миграции и мобильности создают предпосылки для внимательного взгляда на общественную городскую среду, которая является фокусами сосредоточения множества групп населения с различными целями». [1] Одной из главных проблем градостроитей в условиях высокой плотности населения является дефицит общественных центров и организация транспортного и пешеходного движения во взаимосвязи с функционально - планировочной организацией и пространственной композицией этих центров. В зоне сосредоточения административных, торговых, зрелищных, учебных зданий необходимо создание благоприятных транспортных условий для деятельности людей. Это требует организации удобного и безопасного движения транспорта и пешеходов. «Формирование единой, пространственно и функционально связанной среды, в которой развитая транспортная инфраструктура объединяет в единое целое одно или несколько городских ядер и систему подцентров различного уровня, являясь одним из основных факторов для создания условий, комфортных для проживания»[2]. Таким образом, увеличение числа автомобилей, развитие сети метрополитена может существенно влиять на образование общественных центров в зоне влияния станций метрополитена. Под общественными центрами «мы понимаем часть городской среды, целенаправленно создаваемой в интересах горожан и гостей города для свободного самовыражения, коммуникации, отдыха и проявления своих способностей во благо общества»[3]. Общественные центры, расположенные на периферии города, формируются в первую очередь благодаря развитию автомобильных дорог и сети метрополитена. (рис.1)

Общественные центры предполагают свободный доступ для жителей города и гостей, многообразие собственности (государственная, муниципальная, частная) зданий, торговых помещений, сохранение исторической, архитектурной, исторической ценности места, или внесение новой идеи в историю данной территории. На этих территориях должны происходить праздничные гуляния, общественно важные события, торговля.

Таким образом, созданием общественных центров повысит качество жизни горожан.

Рис. 1 Взаимосвязь основных факторов, определяющих формирование городских центров.

Методы

В Московском Государственном Строительном Университете были проведены исследования зависимости размещения городских центров, расположенных в периферийной части города от развития транспортной инфраструктуры системы агломерации, в первую очередь от расположения станций метрополитена. Для исследования был применен системный подход к изучению: дано определение понятию «локальный городской центр», проведен анализ существующей ситуации, определена закономерность формирования планировочной структуры и функциональных типов застройки в зоне влияния станций метрополитена. Проведен анализ научно-технической литературы, мирового и отечественного опыта по оценке, формированию, функционированию и развитию территорий в зоне влияния станций метрополитена в периферийной части города; определены предельные параметры развития территории и состав локальных городских центров в зоне влияния станций метрополитена; разработана теоретическая модель развития территорий, в зоне влияния станций метрополитена в периферийной части города.

При анализе существующей ситуации в городе Москве было определено, что одной из важных проблем являются: скудная типология и несформированность общественных пространств периферии, а также невозможность качественных преобразований городской среды в соответствии с требованиями современного города, что не дает потенциального развития городской среды в целом и способствует перегрузке центральной части города. Современные проблемы периферийной застройки являются вполне закономерным следствием принципов ее формирования. Архитектура и градостроительство периода активного строительства периферийных районов - с конца 1960-х до начала 1980-х годов - характеризуется расширением границ Москвы, чрезвычайным ускорением темпов строительства, введением повсеместной индустриализации, экономии и стандартизации. К 1968 г. была завершена разработка нового генерального плана Москвы на основе научных представлений того времени о прогрессе в сферах

труда, быта и отдыха населения была создана целостная концепция, содержащая в себе решение социальных, экономических, технических и художественных проблем развития крупнейшего города и прилегающих к нему территорий. Следует отметить, что в новых жилых массивах количество и расположение городских площадей заранее закладывалось в проектах. Их параметры и набор инфраструктуры вычислялись исходя из социологических расчетов [4]

Очевидность необходимости дальнейшего развития Москвы по полицентрическому сценарию подразумевает создание в периферийной зоне города системы локальных центров притяжения, которые смогут структурировать прилегающую к станциям застройку и обеспечивают функциональное разнообразие и вариативность использования жителями городского пространства.

Локальный городской центр является узлом многоуровневой городской инфраструктуры, в котором совмещаются и пересекаются все основные подсистемы обслуживания: транспорт, культура, торговля, управление и т.п. Важной функцией общественного центра является привлекательность и универсальность его среды, обеспечивающее условия для различных форм деятельности. Значимость центра в структурно-функциональной организации города определяется концентрацией наиболее уникальных, важнейших городских функций, возможностью широкого выбора различных видов деятельности населения и удобством пользования при минимальных затратах времени [5]. На территории общественных центров концентрируются крупные общественные здания, являющиеся мощными фокусами притяжения, действие которых распространяется на территории всего города и агломерации. [6]

За основу для формирования системы локальных городских центров предлагается рассмотреть территорию в зоне влияния станций метрополитена, так как станции метрополитена равномерно расположены в структуре города и всегда являются местом притяжения социальной активности с концентрацией, важнейших городских функций. Для структурированного распределение локальных городских центров по территории города необходимо определить подходящие для формирования локального городского центра территории в зоне влияния станций метрополитена. В данном исследовании не рассматриваются территории:

- находящиеся в пределах кольцевой линии Московского метрополитена, - вблизи конечных станций, а также территории вблизи станций, к которым осуществляется подвоз с территорий московской области;

- имеющие пересадки на другие виды скоростного внеуличного транспорта. Так как эти территории являются перегруженными транспортными потоками и

Исходя из этого, для формирования локальный городских центров подходят территории вблизи станций метрополитена в периферийной зоне города, в территории с сложившейся застройкой и спальных районах.

На данный момент выбранные территории в зоне пешеходной доступности станций метрополитена слабо напоминают общественные пространства и имеют следующие характерные черты:

- отсутствие зонирования, которое помогло бы избежать характерного для таких пространств хаоса в размещении инфраструктуры;

- стихийный процесс коммерциализации, включающей в себя весь диапазон объектов от ларьков до торговых центров;

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м м

CS CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

- однообразный и минимизированный набор инфраструктуры;

- слабая связность между всеми объектами инфраструктуры

- отсутствие комплексного развития территории. Результаты

В результате проделанной работы определены станции метро в периферийной и срединной части города Москвы, подходящие для формирования локальных городских центров в зоне их влияния.(табл. 1)

Таблица 1

Станции метро в периферийной и срединной части г. Москвы

Периферийная зона города

Коньково Отрадное Бибирево Шипиловская Кантемировская Коломенская Перово Первомайская Измайловская Бабушкинская Беломорская Строгино Молодежная Крылатское Беляево Южная Алма-Атинская Люблино Братиславская Марьино Борисово Шипиловская Кузьминки Свиблово Водный стадион Пражская Ясенево Юго-западная Сходненская Ломоносовский проспект Рязанский проспект Орехово Кантемировская Верхние Лихоборы Новогиреево Чертановская Озерная Спартак Волжская Волжская Улица Академика Янгеля Университет Академическая

Профсоюзная Новые Черё мушки Нахимовский проспект Коломенская Семеновская Преображенская площадь Сокол Аэропорт Багратионовская Филевский парк Пионерская Ломоносовский проспект Раменки

Срединная зона города

В исследовании проведены расчеты для каждой рассматриваемой станции метрополитена периферийной и срединной части города Москвы, определены предельные параметры развития территории. Определены: радиус зоны, площадь зоны, площадь объектов транспортной инфраструктуры, функциональный тип использования территории, общая площадь объектов по всем типам, площадь объектов по функциональному типу, процент каждого типа функционального зонирования территории, площадь объектов жилого назначения, площадь объектов нежилого назначения. Составлена классификация локальных городских центров (табл. 2), система параметров оценки локальных городских центров, предложен порядок работы по определению развития территории в зоне влияния станций метрополитена.

Таблица 2

Локальный городской центр первого порядка Локальный городской центр второго порядка Локальный городской центр третьего порядка

Располагается в центральной части городла Располагается в срединной зоне города Располагается в периферийной зоне города

Преобладающий тип ФПО - общественно - деловой, общественно - про-изв.(30-60%) от всей территории или по отдельности Преобладающий тип - ФПО - общ. - деловой. Общественно -произв. (15-30%) от всей площади по отдельности, или - (1020% от всей площади или по отдельности Преобладающий тип ФПО- жилой (30-60%) от всей территории

Радиус 500 м Радиус 700 м Радиус 700 м

Заключение

В современном мире к формированию общественных пространств предъявляются требования, направленные на повышение их социальноэкономической эффективности, экологической безопасности и рационального использования территории в интересах различных групп пользователей. В России, в настоящий момент, планирование улично-дорожной сети ведется без учета формирования общественных пространств на ее территориях, что подчеркивает необходимость разработки комплексного междисциплинарного подхода к их планированию и проектированию. [7]

В результате проделанного исследования определено, что территории в зоне пешеходной доступности от станций метрополитена могут быть преобразованы в полноценные локальные городские центры и обеспечивать комплексные и доступные условия для различных форм деятельности и насыщаться разными функциями, характерными для центральной части города.

При грамотной пространственно-функциональной организации локальных городских центров в зоне пешеходной доступности станций метрополитена периферийной зоны города, возможно решить следующие задачи:

1.Повышение связности территории города;

2. Повышение безопасности движения за счет рациональной организации транспортных потоков, остановок общественного транспорта и транспортных узлов, выделение зон пешеходного движения;

3. Создание уникального образа района. В последние годы в мировой практике репутация городского пространства становится одним из главных нематериальных активов его развития. Городское общественное пространство в брендинге города - лучшая творческая площадка для «визуализации» идентичности места, в частности городского района [8].

4. Обогащение городской среды периферии мелкой улично-дорожной сетью (переулки, проезды, скверы). Насыщение основного маршрута второстепенными, «капиллярными» улицами и небольшими общественными зонами позволит уплотнить пешеходную сеть и визуально оживить городскую среду [9, 10]

5. Снижение уровня транспортного шума и загазованности воздуха, улучшение экологических качеств территории;

6. Повышение эффективности использования ценной городской территории за счет рациональной организации транспортных систем, автостоянок и вспомогательных сооружений;

Литература

1. Данилина Н.В. «Nomadic urbanism» — современный подход к планированию городских общественных территорий./ Экология урбанизированных территорий/№2 2018

2. Власов Д.Н. Транспортно-пересадочные узлы [Электронный ресурс] : монография : учебное электронное издание // Москва : НИУ МГСУ, 2017.

3. Кадыров Т.Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы // Известия КГАСУ, 2014, №4(30). С. 115-120.

4. Иконников А.В. Всеобщая история архитектуры. Том 12. Книга первая. Архитектура СССР / под редакцией Н.В. Баранова / А.В. Иконников, В.И. Павличенков [Электронный ресурс]. - URL:

http://ussr.totalarch.com/general_history_architecture/1941 _1954/town (дата обращения 25.03.2021).

5. Чучмарева Е.З. Общественный центр нового города: учебное пособие / ред. Н.М. Журавлева - М.: МАРХИ, 1990. - 84 с.

6. Моисеев Ю.М., Шимко В.Т. Обществвенные центры: учебное пособие / под общ. ред. Н.Н. Миловидова, Б.Я. Орловского, А.Н. Белкина. - М.: Высшая школа, 1987. - 96 с.

7. Теплова И.Д. Формирование и перспективы градостроительного развития общественных пространств городских улиц. / автореф. Дисс.к.т.н М., 2022

8. Цыбайкин А.А. Общественные пространства вблизи станций метро в периферийных районах Москвы / Информационные технологии и архитектура № 2 (55) 2021

9. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Градостроительное планирование поселений Том 1. Эволюция планирования, Издательство Ассоциации Строительных Вузов. М.2003

10. Трофимова Т.Е., Родионовский А.Н. Размещение и развитие транспортной инфраструктуры для формирования благоприятной городской среды территорий исторических поселений Московской области. Инновации и инвестиции 2019 №11. С.282-286

References

1. Danilina N.V. "Nomadic urbanism" — a modern approach to the planning

of urban public areas./ Ecology of urbanized territories/No.2 2018

2. Vlasov D.N. Transport interchange hubs [Electronic resource] : monograph

: educational electronic edition // Moscow: NRU MGSU, 2017.

3. Kadyrov T.E. Public spaces: phenomena, trends and processes // Izvestiya

KGASU, 2014, No. 4(30). pp. 115-120.

4. Ikonnikov A.V. The Universal History of Architecture. Volume 12. The first

book. Architecture of the USSR / edited by N.V. Baranov / A.V. Ikonnikov, V.I. Pavlichenkov [Electronic resource]. - URL: http://ussr.totalarch.com/general_history_architecture/1941_1954/town (accessed 25.03.2021).

5. Chuchmareva E.Z. The public center of the new city: textbook / ed. N.M.

Zhuravleva - M.: MARKHI, 1990. - 84 p.

6. Moiseev Yu.M., Shimko V.T. Social centers: textbook / under the general

editorship of N.N. Milovidov, B.Ya. Orlovsky, A.N. Belkin. - M.: Higher School, 1987. - 96 p .

7. Teplova I.D. Formation and prospects of urban development of public

spaces of city streets. / autoref. Diss.k.t.N. M., 2022

8. Tsybaykin A.A. Public spaces near metro stations in peripheral areas of

Moscow / Information Technologies and Architecture No. 2 (55) 2021

9. Alekseev Yu.V., Somov G.Yu. Urban planning of settlements Volume 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Evolution of planning, Publishing House of the Association of Construction Universities. M.2003

10. Trofimova T.E., Rodionovsky A.N. Placement and development of transport infrastructure for the formation of a favorable urban environment of the territories of historical settlements of the Moscow region. Innovations and Investments 2019 No.11. pp.282-286

Formation of a system of local urban centers based on existing metro

stations Rodionovsky A.N.

Moscow State University of Civil Engineering

JEL classification: L61, L74, R53_

One of the most important issues in the analysis of urban space is the degree of involvement of people in urban life, safety, quality and comfort of public spaces. Historically, such spaces have developed mainly in the central part of the city of Moscow, however, with the development of the city, the issue of placing public centers on the territory of peripheral districts has become relevant. Such centers located in "residential areas" should be convenient and attractive to visit: include a tourist and commercial direction of development, emphasize the individuality of each district. One of the main factors in the formation of residential areas is the development of its transport structure, the formation of a single, spatially and functionally connected environment that unites urban centers of various levels into a single whole. Thus, the increase in the number of cars, the development of the metro network can significantly affect the formation of public centers in the zone of influence of metro stations. The concept of "community center" in the study represents a part of the urban environment purposefully created in the interests of citizens and guests of the city for free self-expression, communication, recreation and the manifestation of their abilities for the benefit of society. The local urban center is a node of a multi-level urban infrastructure located in the peripheral part of the city, where all the main service subsystems are combined and intersect: transport, culture, trade, management, etc. At the Moscow State University of Civil Engineering, work was carried out X

X О го А С.

to identify patterns of development of the planning structure of the territory in the zone of influence of metro stations for the formation of local urban centers on the example of the city of Moscow. I n the scientific study, the following tasks were performed: the regularity of the formation of the planning structure and functional types of buildings in the zone of influence of metro stations was determined; the analysis of scientific and technical literature, world and domestic experience on the assessment, formation, functioning and development of territories in the zone of

influence of metro stations in the peripheral zone of the city was carried ^

out; the composition of local urban centers as the urban core of the ^

district was determined, a theoretical model of the development of |T|

territories in the zone of influence of metro stations in the peripheral part O

of the city was developed. In the study, calculations were carried out for each metro station in question in the peripheral and middle parts of the city of Moscow, the limiting parameters of the development of the territory were determined. As a result of the work done, scientific ideas about the location of local urban centers have been expanded, the regularities of the development of the planning structure of the territory in the zone of influence of metro stations in the peripheral zone of the city have been mathematically substantiated.

Keywords: Urban centers, the peripheral zone of the city, the zone of

influence of metro stations. ^

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.