Научная статья на тему 'Формирование системы кредитования образования'

Формирование системы кредитования образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аникина В. Г.

В статье показана необходимость государственной поддержки развития программ образовательного кредитования в России как на федеральном, так и на региональном уровнях. Взаимодействие государства, крупных банков, страховых компаний, корпораций способно создать эффективный механизм кредитования платных образовательных услуг. Образовательное кредитование способствует поддержанию платежеспособного спроса на образовательные услуги и обеспечению доступности образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the need of state support for developing programs of educational crediting in Russia both at federal and regional levels. Interaction of the state, large banks, insurance companies, corporations can create an effective mechanism of crediting of paying educational services. Educational crediting contributes to the maintenance of demand for paying educational services and to the provision of accessibility of education.

Текст научной работы на тему «Формирование системы кредитования образования»

СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В.Г. Аникина

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Образовательное кредитование должно стать одним из важных элементов формирования эффективного экономического механизма в процессе модернизации и развития высшего образования в РФ. В 2007 г. правительство Российской Федерации начинает реализацию концепции государственной поддержки выдачи кредитов на образовательные нужды для студентов государственных вузов.

Различные системы образовательного кредитования существуют в большинстве как развитых, так и развивающихся стран: западноевропейских, странах Северной и Латинской Америки, Восточной Азии и Австралии. Наибольшее развитие в масштабах страны получают программы образовательного кредитования с участием государства. Так, в США система образовательных кредитов действует более 40 лет, а государство выступает гарантом от 75 до 100 % суммы кредита по четырем видам студенческих займов. По мере приобретения опыта, условия предоставления образовательных кредитов корректируются с учетом изменений, происходящих в системах организации и финансирования высшего образования.

Востребованность высшего образования в России за последние годы резко возросла, что способствовало развитию рынка услуг в данной сфере: есть спрос, есть предложение, на основе которых формируются цены. Рост спроса на качественное высшее образование наряду с повышением стоимости обучения и тенденцией сокращения бюджетных мест в вузах не соответствует финансовым возможностям большей части населения. По оценкам социологов лишь 25-30 % семей потенциально могут принимать участие в финансировании образования своих детей. В этом случае система образовательного кредитования, как и во многих зарубежных странах, должна обеспечить доступность получения высшего образования.

Для продвижения любого банковского продукта необходимы, как правило, два условия: банковские институты должны его предоставить, а заемщики должны быть готовы его воспринять. Общее коли-

чество выданных в России образовательных кредитов не превышает на конец 2005 г. трех тысяч, что составляет всего 0.05 % от общего числа студентов вузов. Такой крайне низкий уровень распространения образовательного кредитования объясняется прежде всего условиями предоставления данного вида кредита. Коммерческое образовательное кредитование получило развитие с 2000 г., когда Сбербанком России был разработан и утвержден порядок предоставления кредитов физическим лицам на оплату обучения в образовательных учреждениях, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Помимо Сбербанка, такие кредиты выдают еще ряд банков, но условия их предоставления в целом не особенно отличаются: образовательный кредит предоставляется под 18-20 % годовых; размер кредита, срок кредитования определяется платежеспособностью заемщика; требуется наличие поручителей, залога ликвидного имущества в целях гарантии возврата кредита и др. Спрос на образовательный кредит на указанных условиях невелик. Так, на 1 июля 2006 г. общий остаток задолженности по этим кредитам в Сбербанке, учитывая все годы существования программы, составил всего 31 млн руб.

Проект образовательного кредитования, разработанный совместно РЭА им. Г.В. Плеханова и компанией «Крэйн» в 2004 г., получил реализацию в виде программы кредитования образования «Кредо» на базе четырех престижных вузов: РЭА им. Г.В. Плеханова, МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, МСХА им. К.А. Тимирязева. Кредитным оператором программы является банк «Союз», а «Крейн» гарантирует банку возврат средств, если заемщик по каким-либо причинам не смог выполнить условия оплаты. Проект также не получил должного развития, кредитов было выдано менее 1 100 на 1 июля 2006 г. Тем не менее интерес к этому виду кредита возрастает.

Таким образом, практика образовательного кредитования в РФ не получила широкого распространения. Причинами этого являются:

Вестник ТГПУ. 2006. Выпуск 12 (63). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (СОЦИОЛОГИЯ)

- высокие процентные ставки за пользование кредитом;

- низкий уровень доходов значительной части населения;

- психологическая неготовность семей вкладывать в обучение детей заемные средства;

- несбалансированность активов и пассивов у кредитных организаций. Пассивы в основном носят краткосрочный характер, а увеличение рисков банков при долгосрочном кредитовании влечет повышение отчислений на формирование обязательных резервов;

- высокие расчетные риски невозврата по данному кредиту у банков, а чтобы точнее их рассчитать, у банков просто нет достаточного опыта;

- отсутствие федерального закона, определяющего правила получения и возврата целевого образовательного кредита.

Без действенных мер государственной поддержки программ образовательного кредитования как на федеральном, так и на региональном уровнях устранить основные ограничения коммерческого кредитования не представляется возможным.

Формы государственной поддержки образовательных кредитов могут быть в виде:

- частичного или полного возмещения расходов на оплату процентов за пользование образовательным кредитом заемщику - физическому лицу, получающему высшее профессиональное образование в вузе;

- субсидии на покрытие расходов заемщика по страхованию им имущества, выступающего залогом по образовательному кредиту;

- предоставления льготы физическим лицам по налогу на доходы физических лиц в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение или направленной на уплату процентов за пользование образовательным кредитом;

- компенсации кредитным учреждениям разницы между процентами по выданным гражданам льготным кредитам на оплату обучения в российском высшем учебном заведении и средней рыночной ставкой по потребительским кредитам населению;

- полного возмещения расходов заемщику на оплату образовательного кредита в том случае, когда он заключает договор по окончании вуза с представителями субъекта РФ на работу в конкретном регионе в течение определенных лет и др.

Разнообразные формы государственной поддержки образовательного кредитования по аналогии с зарубежным опытом могут быть использованы при формировании различных моделей организационных механизмов кредитования сферы образования. Взаимодействие государства, крупных банков, страховых компаний, высших учебных заведений, кор -

пораций, некоммерческих организаций способно создать гибкий, эффективный и доступный механизм кредитования платных образовательных услуг.

Концепция эксперимента по предоставлению образовательных кредитов в России с 2007 г. предусматривает, что кредиты будут трех видов: основной - на обучение (до 140 тыс. руб.), дополнительный - на получение дополнительных знаний, в том числе второго высшего образования (до 70 тыс. руб.) и сопутствующий - на питание и проживание. Размер последнего составит в среднем 4.5 тыс. руб. в месяц. Суммарный размер государственных гарантий в рамках эксперимента по образовательному кредитованию 2007-2010 гг. составит 650 млн руб. За четыре года планируется выдать до 30 тысяч кредитов трех видов: основного, дополнительного и сопутствующего под 10-12 % годовых. Преимущество будут иметь абитуриенты, недобравшие несколько баллов на вступительных испытаниях. Предполагается, что возвращать кредит специалист будет в течение 10 лет после окончания обучения. Механизм образовательного кредита будет отработан на базе ограниченного числа вузов, банков и поручителей.

Развитие форм государственной поддержки образовательного кредитования имеет положительные стороны для каждого из участников этого процесса: студентов, вузов, банков.

Для студентов: оплата образовательных услуг способствует повышению требований к учебному процессу, поскольку качественное образование позволяет в дальнейшем получить большую отдачу от него; возможность выбора высшего учебного заведения самим студентом, что часто связано именно со стоимостью платного обучения; повышается доступность получения высшего образования для детей из малообеспеченных семей; повышается персональная, социальная ответственность человека, берущего кредит.

Для высших учебных заведений: развитие образовательного кредита расширяет источники финансирования вуза; стимулирует повышение эффективности учреждений высшего образования за счет личной заинтересованности обучающихся в получении качественных знаний для последующего трудоустройства, позволяющего своевременно вернуть полученный кредит; появляется инструмент воздействия на повышение мотивации студентов к учебе, так как успеваемость может влиять на условия возврата образовательного кредита; создание определенной обратной связи между вузом и рынком труда, которая может способствовать развитию специальностей и специализаций, действительно востребованных на рынке труда и предполагающих первоочередное предоставление на обучение по ним образовательного кредита.

Для банков: расширяется в долгосрочном аспекте клиентская база физических лиц, получающих кредит на образование, и увеличивается возможность предложения для них дополнительных услуг; при активной роли государства в формировании системы образовательного кредитования возрастает стабильность банка, участвующего в данной системе, что положительно сказывается и на его позитивной репутации.

Государственная поддержка образовательного кредитования в рамках действующего законодательства, с учетом уровня развития российского финансового рынка и рынка образовательных услуг, может способствовать:

- реализации социальной функции образования, его доступности. Конкурентоспособность современного общества в значительной степени зависит от того, насколько эффективно образование осуществляет функции социального выравнивания. При отсутствии в нашем обществе действенных программ поддержки малоимущих слоев населения в условиях интенсивного роста сферы платного высшего образования механизм образовательного кредитования может выступить социальным

фактором, обеспечивающим выравнивание стартовых условий для молодежи;

- стимулированию платежеспособного спроса на рынке образовательных услуг путем привлечения населением, не располагающим достаточными доходами и накоплениями, долгосрочных кредитных ресурсов и тем самым способствовать дальнейшему развитию рынка услуг в сфере образования;

- увеличению объема привлеченных финансовых ресурсов высшими учебными заведениями. Материальную базу вузов необходимо обновлять и развивать - на это требуются значительные ресурсы. Несмотря на увеличение финансовых средств, выделяемых на образование в последние годы, их объема недостаточно. Образовательное кредитование позволит частично восполнить недостаток финансовых ресурсов у вузов в условиях ограниченности бюджетного финансирования.

Участие государства в механизме планирования и финансирования системы кредитования образования позволяет влиять на перспективную структуру подготовки кадров с высшим профессиональным образованием, расширяет доступность образовательных кредитов.

А.В. Анисимов

МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Томский государственный педагогический университет

Особое внимание к образованию обусловлено пониманием того, что от качества системы образования, управления образованием, производимой системой образования продукта во многом зависит настоящее и будущее любого государства, успешность каждой организации, судьба конкретного индивида.

Реформирование и управление в образовании, характерные для России в целом, в нашем регионе, в силу его высокоинтеллектуального потенциала, имеют особую глубину и интенсивность. Разворачивание этих процессов в региональной системе образования обостряет противоречия системного характера [1, с. 15].

Сегодня состояние российского общества характеризуется как переходное, направленное на системные изменения, - это означает, что и в образовании существует тенденция системных преобразований.

Российское образование вступает в очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих институциональных проявлениях - от социокультурных целей до механизмов организа-

ции и управления. Этот период определен фазой начала реализации концепции очередной ступени реформирования системы образования Российской Федерации. Новые социально-экономические условия, глубокие преобразования, происходящие в обществе, требуют осуществления дальнейших изменений в работе системы образования, совершенствования его содержания, технологии, организации, планирования и управления.

Особое значение имеет поиск новых подходов к повышению эффективности организации управления образовательными системами. В соответствии с новыми социальными требованиями к системе российского образования, определенными Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., система образования должна стать движущей силой экономического роста, фактором национальной безопасности и благосостояния государства [2].

В принятой Правительством РФ 30.06.2000 г. «Стратегии социально-экономического развития России на 2000-2010 гг.» [2] указывается, что клю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.