Научная статья на тему 'Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество'

Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
527
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ГОСУДАРСТВО / STATE / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРАВО / LAW / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS / ЛОББИЗМ / СВЯЗИ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / LOBBYISM / GOVERNMENT RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чхаидзе Гиви, Володин Эдуард, Ковтун Всеволод, Каграманян Лариса

В статье рассматривается проблема формирования системы коммуникации между государством и обществом. Проводится мысль о том, что для успешного решения проблемы необходимы не только благоприятные обстоятельства, но и соответствующий уровень профессионализма. В связи с этим, в частности, анализируются вопросы, связанные с подготовкой специалистов в области коммуникативных отношений на примере программы «Реклама и связи с общественностью» философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чхаидзе Гиви, Володин Эдуард, Ковтун Всеволод, Каграманян Лариса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION FOR A COMMUNICATION SYSTEM: STATE, BUSINESS AND SOCIETY

The subject of this article is the problem of organization of the system of communication between the state and society. Not only favorable circumstances are necessary for successful problem solving, but also high professional level is demanded. In this regard, in particular, the article concerns the analysis of certain question of training specialists of Advertising and Public relations at Faculty of Philosophy Lomonosov Moscow State University.

Текст научной работы на тему «Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество»

ТЕМА НОМЕРА

УДК 304

Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество

В статье рассматривается проблема формирования системы коммуникации между государством и обществом. Проводится мысль о том, что для успешного решения проблемы необходимы не только благоприятные обстоятельства, но и соответствующий уровень профессионализма. В связи с этим, в частности, анализируются вопросы, связанные с подготовкой специалистов в области коммуникативных отношений на примере программы «Реклама и связи с общественностью» философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Ключевые слова: общество, государство, бизнес, право, коммуникация, связи с общественностью, лоббизм, связи с органами государственной власти.

В числе множества проблем, заявивших о себе в Российской Федерации в начале XXI столетия, ярко выделяется проблема отсутствия налаженных коммуникаций между государством и обществом. Сегодня как большинству представителей власти, так и многим общественным структурам совершенно очевидна необходимость тесного взаимодействия при решении экономических, социальных, политических, культурных и иных проблем общегосударственного уровня.

Стремительное развитие новых средств коммуникации все сильнее демонстрирует невозможность поступательного общественного движения в системе, где отсутствует взаимодействие между государством и обществом. При наличии социальных сетей, форумов, различных новостных ресурсов государству все труднее подчинять себе общественное мнение и обеспечивать позитивное отношение населения к тем или иным государственным решениям. И неудивительно, что в подобной ситуации проблема взаимодействия государства и общества является предметом обсуждения представителей различных сфер общественной жизни. Государственные служащие, ученые, журналисты и иные специалисты предпринимают попытки формирования средств, методов и

Г. Чхаидзе

Э. Володин

Л. Каграманян

© Чхаидзе Г., Володин Э., Каграманян Л., Ковтун В., 2014

В. Ковтун

93

Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество

инструментов устранения недопонимания между государственной системой и обществом в целом. В основе этого недопонимания лежит либо неправильно выстроенная коммуникация, либо отсутствие сложившихся каналов связи между субъектами общественных взаимоотношений в сфере бизнеса, правоприменения, научно-образовательной системы и иных областей взаимодействия государства и общества.

Очевидно, что для успешного решения рассматриваемой проблемы помимо множества благоприятных обстоятельств необходимо наличие четких профессиональных знаний, умений, навыков у лиц, отвечающих за выстраивание коммуникаций как между государством и обществом в целом, так и между различными государственными органами и отдельными институтами гражданского общества.

Как известно, сущность и роль коммуникации в общественной жизни изучают философы еще с античных времен. В связи с широким развитием общественных наук с конца XIX века вопросы коммуникации стали предметом изучения таких дисциплин, как социология, политология, социальная психология и так далее. Укоренение же рыночных отношений в качестве основы общественной жизни в западных странах в XX столетии привело к тому, что тема коммуникаций приобрела особую актуальность в таких направлениях профессиональной деятельности, как менеджмент, связи с общественностью, маркетинг, реклама. По нашему представлению, из вышеперечисленных направлений именно специалист в области связей с общественностью обязан обладать наиболее широкими знаниями и навыками для эффективного налаживания коммуникаций в сложной и изменчивой среде субъектов общественных отношений.

За последние 10—15 лет в Российской Федерации в крупных компаниях и государственных учреждениях появилась должность — специалист по связям с общественностью. Потребность в подобных специалистах возникла по многим причинам, среди которых — ориентация российской экономики в направлении рыночных отношений, возрастание интереса граждан к политической и экономической деятельности государства, потребность власти в разъяснении своей политики гражданам страны и многое другое. Соответственно, отвечая на запросы рынка труда, российские высшие учебные заведения начали предоставлять возможность обучения по специальности «Связи с общественностью». К примеру, программа подготовки специалистов по связям с общественностью уже более 10 лет существует на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студентам читают курсы по философии, социологии, политологии, правоведению, журналистике, теории коммуникации и другим фундаментальным и специальным дисциплинам.

Одним из таких специальных курсов является авторский курс профессора кафедры философии языка и коммуникации Г.В. Сориной «Взаимодействие с органами власти: коммуникационные стратегии», который

94

Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество

посвящен взаимодействию государства, общественных институтов и бизнеса в различных общественных сферах. В рамках курса анализируется опыт выстраивания коммуникации между государством, обществом и бизнес-структурами развитых государств Западной Европы и США, история развития общественных институтов в России, таких как Торгово-промышленная палата, модели, стратегии и методы деятельности специалистов в сфере связей с государством. В процессе изучения материалов некоторых российских специалистов по взаимодействию с органами государственной власти выявляются в том числе и семантические проблемы в отечественном понятийном аппарате, связанном с GR-деятельностью. Отсутствие строго разработанной терминологии, безусловно, является существенным фактором столь медленного становления и институционализации деятельности в области связей с государственными структурами. Эта проблема связана с понятиями Government Relations (GR), лоббизм, а также с принятием нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность специалистов этих сфер.

Так, в статье известного отечественного специалиста по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти П.А. Толстых «Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий» приводятся определения понятий «лоббизм», GR и PA [1]. Анализ этого текста показывает, что в Российской Федерации крайне высока необходимость скорейшей разработки и принятия закона о лоббизме и GR. Данный вывод связан в том числе и с приведенными автором статьи примерами и признаниями, что «наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного кодекса РФ» [1]. Соответственно, для изменения сложившейся ситуации на рынке оказания коммуникационных услуг в сфере взаимодействия с государством необходимо принятие конкретных нормативно-правовых актов, которые смогут способствовать институционализации лоббизма и деятельности в области GR и PA. Необходимо обратить особое внимание на то, что процесс принятия нормативно-правовых актов в сфере связей с государственными структурами непременно должен проходить с привлечением профессионального сообщества, для чего необходима организация различных мероприятий, круглых столов, конференций, в которых смогут принимать участие государственные служащие, общественные деятели, представители научного и бизнес-сообщества, что позволит учесть опыт всех заинтересованных в решении обозначенной проблемы сторон. Примером такого мероприятия является прошедший 25 февраля 2014 года в Совете Федерации РФ круглый стол на тему «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества». В заседании приняли участие сенаторы, представители общественных организаций, научного и бизнес-сообщества, которые обсуждали насущные проблемы взаимодействия государства, общества и бизнеса. Одной из наиболее обсуждаемых тем круглого стола

95

Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество

стала проблема отсутствия закрепленного понятийного аппарата в сфере взаимодействия с государственными структурами, а также отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в этой сфере. Практически все участники проведенного круглого стола выражали надежду, что этот первый опыт обсуждения проблемы коммуникации между государством и обществом на столь высоком уровне станет именно тем первым шагом, который будет способствовать развитию тесных отношений между государством и обществом. Очевидно, что будущее Российской Федерации в немалой степени зависит от того, каким образом будет решена проблема взаимодействия государственной системы и общества.

Литература

1. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий. [Электронный ресурс]. URL: http://lobbying.ru/content/sections/artideid_ 1451 linkid 64.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.