ТЕМА НОМЕРА
УДК 304
Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество
В статье рассматривается проблема формирования системы коммуникации между государством и обществом. Проводится мысль о том, что для успешного решения проблемы необходимы не только благоприятные обстоятельства, но и соответствующий уровень профессионализма. В связи с этим, в частности, анализируются вопросы, связанные с подготовкой специалистов в области коммуникативных отношений на примере программы «Реклама и связи с общественностью» философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: общество, государство, бизнес, право, коммуникация, связи с общественностью, лоббизм, связи с органами государственной власти.
В числе множества проблем, заявивших о себе в Российской Федерации в начале XXI столетия, ярко выделяется проблема отсутствия налаженных коммуникаций между государством и обществом. Сегодня как большинству представителей власти, так и многим общественным структурам совершенно очевидна необходимость тесного взаимодействия при решении экономических, социальных, политических, культурных и иных проблем общегосударственного уровня.
Стремительное развитие новых средств коммуникации все сильнее демонстрирует невозможность поступательного общественного движения в системе, где отсутствует взаимодействие между государством и обществом. При наличии социальных сетей, форумов, различных новостных ресурсов государству все труднее подчинять себе общественное мнение и обеспечивать позитивное отношение населения к тем или иным государственным решениям. И неудивительно, что в подобной ситуации проблема взаимодействия государства и общества является предметом обсуждения представителей различных сфер общественной жизни. Государственные служащие, ученые, журналисты и иные специалисты предпринимают попытки формирования средств, методов и
Г. Чхаидзе
Э. Володин
Л. Каграманян
© Чхаидзе Г., Володин Э., Каграманян Л., Ковтун В., 2014
В. Ковтун
93
Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество
инструментов устранения недопонимания между государственной системой и обществом в целом. В основе этого недопонимания лежит либо неправильно выстроенная коммуникация, либо отсутствие сложившихся каналов связи между субъектами общественных взаимоотношений в сфере бизнеса, правоприменения, научно-образовательной системы и иных областей взаимодействия государства и общества.
Очевидно, что для успешного решения рассматриваемой проблемы помимо множества благоприятных обстоятельств необходимо наличие четких профессиональных знаний, умений, навыков у лиц, отвечающих за выстраивание коммуникаций как между государством и обществом в целом, так и между различными государственными органами и отдельными институтами гражданского общества.
Как известно, сущность и роль коммуникации в общественной жизни изучают философы еще с античных времен. В связи с широким развитием общественных наук с конца XIX века вопросы коммуникации стали предметом изучения таких дисциплин, как социология, политология, социальная психология и так далее. Укоренение же рыночных отношений в качестве основы общественной жизни в западных странах в XX столетии привело к тому, что тема коммуникаций приобрела особую актуальность в таких направлениях профессиональной деятельности, как менеджмент, связи с общественностью, маркетинг, реклама. По нашему представлению, из вышеперечисленных направлений именно специалист в области связей с общественностью обязан обладать наиболее широкими знаниями и навыками для эффективного налаживания коммуникаций в сложной и изменчивой среде субъектов общественных отношений.
За последние 10—15 лет в Российской Федерации в крупных компаниях и государственных учреждениях появилась должность — специалист по связям с общественностью. Потребность в подобных специалистах возникла по многим причинам, среди которых — ориентация российской экономики в направлении рыночных отношений, возрастание интереса граждан к политической и экономической деятельности государства, потребность власти в разъяснении своей политики гражданам страны и многое другое. Соответственно, отвечая на запросы рынка труда, российские высшие учебные заведения начали предоставлять возможность обучения по специальности «Связи с общественностью». К примеру, программа подготовки специалистов по связям с общественностью уже более 10 лет существует на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студентам читают курсы по философии, социологии, политологии, правоведению, журналистике, теории коммуникации и другим фундаментальным и специальным дисциплинам.
Одним из таких специальных курсов является авторский курс профессора кафедры философии языка и коммуникации Г.В. Сориной «Взаимодействие с органами власти: коммуникационные стратегии», который
94
Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество
посвящен взаимодействию государства, общественных институтов и бизнеса в различных общественных сферах. В рамках курса анализируется опыт выстраивания коммуникации между государством, обществом и бизнес-структурами развитых государств Западной Европы и США, история развития общественных институтов в России, таких как Торгово-промышленная палата, модели, стратегии и методы деятельности специалистов в сфере связей с государством. В процессе изучения материалов некоторых российских специалистов по взаимодействию с органами государственной власти выявляются в том числе и семантические проблемы в отечественном понятийном аппарате, связанном с GR-деятельностью. Отсутствие строго разработанной терминологии, безусловно, является существенным фактором столь медленного становления и институционализации деятельности в области связей с государственными структурами. Эта проблема связана с понятиями Government Relations (GR), лоббизм, а также с принятием нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность специалистов этих сфер.
Так, в статье известного отечественного специалиста по вопросам продвижения интересов в органах государственной власти П.А. Толстых «Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий» приводятся определения понятий «лоббизм», GR и PA [1]. Анализ этого текста показывает, что в Российской Федерации крайне высока необходимость скорейшей разработки и принятия закона о лоббизме и GR. Данный вывод связан в том числе и с приведенными автором статьи примерами и признаниями, что «наиболее эффективные лоббистские технологии коррупционны и выходят за рамки Уголовного кодекса РФ» [1]. Соответственно, для изменения сложившейся ситуации на рынке оказания коммуникационных услуг в сфере взаимодействия с государством необходимо принятие конкретных нормативно-правовых актов, которые смогут способствовать институционализации лоббизма и деятельности в области GR и PA. Необходимо обратить особое внимание на то, что процесс принятия нормативно-правовых актов в сфере связей с государственными структурами непременно должен проходить с привлечением профессионального сообщества, для чего необходима организация различных мероприятий, круглых столов, конференций, в которых смогут принимать участие государственные служащие, общественные деятели, представители научного и бизнес-сообщества, что позволит учесть опыт всех заинтересованных в решении обозначенной проблемы сторон. Примером такого мероприятия является прошедший 25 февраля 2014 года в Совете Федерации РФ круглый стол на тему «Современные публичные коммуникации в системе взаимодействия государства и общества». В заседании приняли участие сенаторы, представители общественных организаций, научного и бизнес-сообщества, которые обсуждали насущные проблемы взаимодействия государства, общества и бизнеса. Одной из наиболее обсуждаемых тем круглого стола
95
Формирование системы коммуникации: государство, бизнес и общество
стала проблема отсутствия закрепленного понятийного аппарата в сфере взаимодействия с государственными структурами, а также отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в этой сфере. Практически все участники проведенного круглого стола выражали надежду, что этот первый опыт обсуждения проблемы коммуникации между государством и обществом на столь высоком уровне станет именно тем первым шагом, который будет способствовать развитию тесных отношений между государством и обществом. Очевидно, что будущее Российской Федерации в немалой степени зависит от того, каким образом будет решена проблема взаимодействия государственной системы и общества.
Литература
1. Лоббизм, Government Relations (GR) и Public Affairs (PA): к истокам понятий. [Электронный ресурс]. URL: http://lobbying.ru/content/sections/artideid_ 1451 linkid 64.html.