Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЕМПИНГОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА МАГИСТРАЛИ АРХЫЗ-ПХИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЕМПИНГОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА МАГИСТРАЛИ АРХЫЗ-ПХИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМПИНГ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ОБЪЕКТЫ ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА / АВТОТУРИЗМ / ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ КЕМПИНГА / СИСТЕМА КЕМПИНГОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сигуля В.И.

В данной статье рассматривается градостроительная концепция размещения кемпингов как объектов придорожного сервиса. Рассмотрена функциональная структура кемпинга. Проведен анализ транспортной инфраструктуры и туристического потока района Архыз. Рассмотрен научный опыт в вопросе организации системы кемпингов. На основе проделанного анализа составлена модель формирования функциональной структуры системы кемпингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CAMPING SYSTEM AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF AUTOTOURISM OF THE ARKHYZ-PHIA HIGHWAY

This article discusses the urban planning concept of camping sites as objects of roadside service. The functional structure of the camping is considered. The analysis of the transport infrastructure and tourist flow of the Arkhyz district is carried out. The scientific experience in the organization of the camping system is considered. Based on the analysis done, a model of the formation of the functional structure of the camping system has been compiled.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КЕМПИНГОВ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ АВТОТУРИЗМА МАГИСТРАЛИ АРХЫЗ-ПХИЯ»

Формирование системы кемпингов как основа развития автотуризма

магистрали Архыз-Пхия

В.И. Сигуля Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Аннотация: В данной статье рассматривается градостроительная концепция размещения кемпингов, как объектов придорожного сервиса. Рассмотрена функциональная структура кемпинга. Проведен анализ транспортной инфраструктуры и туристического потока района Архыз. Рассмотрен научный опыт в вопросе организации системы кемпингов. На основе проделанного анализа составлена модель формирования функциональной структуры системы кемпингов.

Ключевые слова: кемпинг, транспортная инфраструктура, объекты придорожного сервиса, автотуризм, туризм, индустрия кемпинга, система кемпингов.

На протяжении нескольких лет в мире происходит активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Увеличивается уровень автомобилизации, что приводит к увеличенному потоку туристов. В свою очередь, увеличенный туристический поток создает необходимость решения проблемы дефицита территорий для хранения транспорта и его обслуживания. Появляется необходимость формирования различных объектов и ландшафтных структур на неосвоенных придорожных территориях [1]. Современная сеть автомобильных дорог должна обеспечивать безопасный и комфортный проезд, целостность грузов и другого имущества, сохранность окружающей среды. Однако нынешнее дорожное планирование не отвечает вопросам о планировании автотуризма. Появляется необходимость в исследовании нового подхода развития автодорог [2]. Такой подход заключается в организации объектов придорожного сервиса [3]. Мировой опыт предлагает современные тенденции, которые заключаются в использовании таких объектов, как кемпинги [4,5].

Несмотря на рекреационный потенциал и популярность автотуризма, в России такой подход формирования автодорог пока не получил полноценного внедрения. Кемпинги имеют официальную терминологию и ряд минимальных требований к обустройству в нормативных документах Российской Федерации, благодаря которым такие объекты имеют четкую и в то же время дополняемую функциональную структуру. Но несмотря на это, до сих пор отсутствует классификация этих объектов, которая позволит определить требования к оснащению и организации того или иного вида кемпинга [3]. В связи с чем, кемпинги на сегодняшний день имеют хаотичное развитие, что приводит к отделению понятия кемпинга от общего понятия объекта придорожного сервиса.

Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. В работе Мартынова В.Л. и Сазоновой И.Е. затрагивается проблема медленного роста туризма в Псковской области [6]. Исследователи изучили туристический поток, потребности туриста и провели сравнительный анализ зарубежного опыта в решении таких проблем. На основе проделанной работы, авторы приходят к выводу о создании системы кемпингов, которая делится на 3 этапа. 1 этап включает в себя организацию 8-10 кемпингов, которые представляют собой основу системы. В эти объекты входит минимальная функциональная структура, а именно жилая и бытовая зоны. 2 этап заключается в формировании новых кемпингов на основе существующих. Такие объекты имеют дополнительные функциональные зоны. 3 этап предполагает перевод кемпингов из сезонного режима в круглогодичный. Таким образом, система кемпингов становится самоорганизующейся.

ГОСТ Р 58187-2018 «Кемпинги» - документ, устанавливающий общие требования к кемпингам и к услугам, предоставляемым в кемпингах. Кемпинг - это территория с контролируемым доступом для размещения

туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов. Функциональное наполнение должно включать в себя следующее: жилую зону (питчи, кемпстоянки, гостевые дома), зону бытового обслуживания (душевые, туалеты), административную зону, зону питания.

В 2017 году Архыз посетило примерно 235 тыс. туристов, а уже в 2021 году приблизительно 500 тыс. туристов, что говорит о положительной динамике развития туризма в данном регионе [7]. Основная туристическая популярность, следовательно, и транспортная нагрузка, приходится на горнолыжный курорт «Архыз», в то время как село Архыз не в состоянии принимать на себя турпоток. В данном населенном пункте отсутствуют объекты отельного сервиса и парковочные пространства. Поселок Пхия вовсе «заброшен», хоть и имеет популярность у туристов, благодаря близкому расположению к Кислым источникам. Регион имеет огромный потенциал развития различных видов организации досуга, включая кемпинги [8]. Однако на сегодняшний день туризм в данном регионе имеет не структурированную, «стихийную» организацию. Развитие самой дороги в дальнейшем планирует иметь курс на Красную Поляну, следовательно, часть туристического потока будет появляться транзитом, что говорит о необходимости создания объектов для кратковременного размещения туристов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основную нагрузку турпотока берет на себя единственная точка притяжения - поселок Романтик, в котором находится горнолыжный курорт «Архыз». В связи с увеличением развития автотуризма, инфраструктура этой области не справляется с туристическим потоком. Следовательно, основное внимание должно уделяться созданию совокупности связанных между собой кемпингов. Маршрут, в роли которого выступит магистраль, объединит такие объекты и преобразует их в связанные элементы общей системы. Система обеспечит

развитие как уже сформировавшейся дорожной инфраструктуры, так и только развивающейся. Создание такой системы формирует модель функциональной структуры, которая заключается в следующем:

• анализ транспортной инфраструктуры пункта «А» и пункта «Б» проложенного маршрута;

• выявление туристического потока региона;

• изучение достоинств и недостатков существующей градостроительной ситуации;

• применение обязательных функциональных зон, согласно ГОСТ Р 58187-2018;

• анализ дополнительных функциональных зон, путем сравнения существующих функциональных зон в регионе;

• изучение потребностей туристов;

• изучение региональных особенностей места проектирования;

Таким образом, для магистрали Архыз-Пхия, актуальным является создание системы кемпингов, расположенных между поселком Романтик и поселком Пхия [9]. Следовательно, рекомендуется размещение трех узлов на основе кемпинга, один из которых станет второй точкой притяжения, а два остальных дополнят ее. Такая система способна взять на себя распределение турпотока как транзитного, так и постоянного, дать развитие досуговых мероприятий в регионе, усовершенствовать транспортную инфраструктуру [10].

Такой подход к проектированию кемпингов в качестве придорожных объектов позволит создать соподчиненные и дополняемые друг друга объекты, направленные на создание туристических сценариев в автотуризме.

Литература

1. Дядюн И.А., Кособуцкая А.Ю. Сервисная инфраструктура автомобильного транспорта региона как фактор развития туристско-

рекреационного кластера Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2020. № 4. С. 112-120.

2. Кирясов А.С. Формирование эффективной транспортно-логистической системы регионального уровня на основе концепции устойчивого развития // Инженерный вестник Дона. 2013. № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1493

3. Чахова Д.А. Актуальные вопросы организации деятельности кемпингов на территории РФ // Российское предпринимательство. 2014. Том 15. № 14. С. 136-146.

4. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7, №5 URL: naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf

5. Hogue M. A Short History of the Campsite // Places Journal. 2011 URL: placesjournal.org/article/a-short-history-of-the-campsite/

6. Мартынов В.Л., Сазонова И.Е. Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в псковской области // Псковский регионологический журнал. 2010. №9. С. 56-61

7. Хачиров М.М. Природные условия и туристско-рекреационная привлекательность Зеленчукского района // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-2. С. 94-98.

8. Махова Н.С. Развитие активного туризма в Архызе // Наука-2020. 2016. № 5. С. 343-348.

9. Семенченко А.Г. Организационно-экономические основы функционирования сферы гостиничных услуг туристской дестинации: системный подход // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1565

М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7779

10. Hailey C. Campsite: Architectures of Duration and Place. Baton Rouge: Louisiana State University Press. 2008. С. 360.

References

1. Dyadyun I.A., Kosobuczkaya A.Yu. Vestnik Ady'gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: E'konomika. 2020. № 4. pp. 112-120.

2. Kiryasov A.S. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1493

3. Chaxova D.A Rossijskoe predprinimatefstvo. 2014. Tom 15. № 14. S. 136146.

4. Chaxova D.A., Kobyak M.V. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2015. Tom 7, №5 URL: naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf

5. Hogue M. Places Journal. 2011. URL: placesjournal.org/article/a-short-history-of-the-campsite/

6. Marty'nov V.L., Sazonova I.E. Pskovskij regionologicheskij zhurnal. 2010. №9. pp. 56-61.

7. Xachirov M.M. Mezhdunarodny'j zhurnal gumanitarnyx i estestvenny'x nauk. 2021. №4-2. pp. 94-98.

8. Maxova N.S. Nauka-2020. 2016. № 5. pp. 343-348.

9. Semenchenko A.G. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1565

10. Hailey C. Campsite: Architectures of Duration and Place. Baton Rouge: Louisiana State University Press. 2008. p. 360.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.