Формирование системы кемпингов как основа развития автотуризма
магистрали Архыз-Пхия
В.И. Сигуля Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация: В данной статье рассматривается градостроительная концепция размещения кемпингов, как объектов придорожного сервиса. Рассмотрена функциональная структура кемпинга. Проведен анализ транспортной инфраструктуры и туристического потока района Архыз. Рассмотрен научный опыт в вопросе организации системы кемпингов. На основе проделанного анализа составлена модель формирования функциональной структуры системы кемпингов.
Ключевые слова: кемпинг, транспортная инфраструктура, объекты придорожного сервиса, автотуризм, туризм, индустрия кемпинга, система кемпингов.
На протяжении нескольких лет в мире происходит активное развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. Увеличивается уровень автомобилизации, что приводит к увеличенному потоку туристов. В свою очередь, увеличенный туристический поток создает необходимость решения проблемы дефицита территорий для хранения транспорта и его обслуживания. Появляется необходимость формирования различных объектов и ландшафтных структур на неосвоенных придорожных территориях [1]. Современная сеть автомобильных дорог должна обеспечивать безопасный и комфортный проезд, целостность грузов и другого имущества, сохранность окружающей среды. Однако нынешнее дорожное планирование не отвечает вопросам о планировании автотуризма. Появляется необходимость в исследовании нового подхода развития автодорог [2]. Такой подход заключается в организации объектов придорожного сервиса [3]. Мировой опыт предлагает современные тенденции, которые заключаются в использовании таких объектов, как кемпинги [4,5].
Несмотря на рекреационный потенциал и популярность автотуризма, в России такой подход формирования автодорог пока не получил полноценного внедрения. Кемпинги имеют официальную терминологию и ряд минимальных требований к обустройству в нормативных документах Российской Федерации, благодаря которым такие объекты имеют четкую и в то же время дополняемую функциональную структуру. Но несмотря на это, до сих пор отсутствует классификация этих объектов, которая позволит определить требования к оснащению и организации того или иного вида кемпинга [3]. В связи с чем, кемпинги на сегодняшний день имеют хаотичное развитие, что приводит к отделению понятия кемпинга от общего понятия объекта придорожного сервиса.
Сфера таких исследований весьма разнообразна и получила освещение в ряде научных направлений. В работе Мартынова В.Л. и Сазоновой И.Е. затрагивается проблема медленного роста туризма в Псковской области [6]. Исследователи изучили туристический поток, потребности туриста и провели сравнительный анализ зарубежного опыта в решении таких проблем. На основе проделанной работы, авторы приходят к выводу о создании системы кемпингов, которая делится на 3 этапа. 1 этап включает в себя организацию 8-10 кемпингов, которые представляют собой основу системы. В эти объекты входит минимальная функциональная структура, а именно жилая и бытовая зоны. 2 этап заключается в формировании новых кемпингов на основе существующих. Такие объекты имеют дополнительные функциональные зоны. 3 этап предполагает перевод кемпингов из сезонного режима в круглогодичный. Таким образом, система кемпингов становится самоорганизующейся.
ГОСТ Р 58187-2018 «Кемпинги» - документ, устанавливающий общие требования к кемпингам и к услугам, предоставляемым в кемпингах. Кемпинг - это территория с контролируемым доступом для размещения
туристов на питчах с предоставлением услуг для комфортного проживания и отдыха туристов. Функциональное наполнение должно включать в себя следующее: жилую зону (питчи, кемпстоянки, гостевые дома), зону бытового обслуживания (душевые, туалеты), административную зону, зону питания.
В 2017 году Архыз посетило примерно 235 тыс. туристов, а уже в 2021 году приблизительно 500 тыс. туристов, что говорит о положительной динамике развития туризма в данном регионе [7]. Основная туристическая популярность, следовательно, и транспортная нагрузка, приходится на горнолыжный курорт «Архыз», в то время как село Архыз не в состоянии принимать на себя турпоток. В данном населенном пункте отсутствуют объекты отельного сервиса и парковочные пространства. Поселок Пхия вовсе «заброшен», хоть и имеет популярность у туристов, благодаря близкому расположению к Кислым источникам. Регион имеет огромный потенциал развития различных видов организации досуга, включая кемпинги [8]. Однако на сегодняшний день туризм в данном регионе имеет не структурированную, «стихийную» организацию. Развитие самой дороги в дальнейшем планирует иметь курс на Красную Поляну, следовательно, часть туристического потока будет появляться транзитом, что говорит о необходимости создания объектов для кратковременного размещения туристов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основную нагрузку турпотока берет на себя единственная точка притяжения - поселок Романтик, в котором находится горнолыжный курорт «Архыз». В связи с увеличением развития автотуризма, инфраструктура этой области не справляется с туристическим потоком. Следовательно, основное внимание должно уделяться созданию совокупности связанных между собой кемпингов. Маршрут, в роли которого выступит магистраль, объединит такие объекты и преобразует их в связанные элементы общей системы. Система обеспечит
развитие как уже сформировавшейся дорожной инфраструктуры, так и только развивающейся. Создание такой системы формирует модель функциональной структуры, которая заключается в следующем:
• анализ транспортной инфраструктуры пункта «А» и пункта «Б» проложенного маршрута;
• выявление туристического потока региона;
• изучение достоинств и недостатков существующей градостроительной ситуации;
• применение обязательных функциональных зон, согласно ГОСТ Р 58187-2018;
• анализ дополнительных функциональных зон, путем сравнения существующих функциональных зон в регионе;
• изучение потребностей туристов;
• изучение региональных особенностей места проектирования;
Таким образом, для магистрали Архыз-Пхия, актуальным является создание системы кемпингов, расположенных между поселком Романтик и поселком Пхия [9]. Следовательно, рекомендуется размещение трех узлов на основе кемпинга, один из которых станет второй точкой притяжения, а два остальных дополнят ее. Такая система способна взять на себя распределение турпотока как транзитного, так и постоянного, дать развитие досуговых мероприятий в регионе, усовершенствовать транспортную инфраструктуру [10].
Такой подход к проектированию кемпингов в качестве придорожных объектов позволит создать соподчиненные и дополняемые друг друга объекты, направленные на создание туристических сценариев в автотуризме.
Литература
1. Дядюн И.А., Кособуцкая А.Ю. Сервисная инфраструктура автомобильного транспорта региона как фактор развития туристско-
рекреационного кластера Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2020. № 4. С. 112-120.
2. Кирясов А.С. Формирование эффективной транспортно-логистической системы регионального уровня на основе концепции устойчивого развития // Инженерный вестник Дона. 2013. № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1493
3. Чахова Д.А. Актуальные вопросы организации деятельности кемпингов на территории РФ // Российское предпринимательство. 2014. Том 15. № 14. С. 136-146.
4. Чахова Д.А., Кобяк М.В. Современные кемпинги - новые возможности развития рынка туристских услуг // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Том 7, №5 URL: naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf
5. Hogue M. A Short History of the Campsite // Places Journal. 2011 URL: placesjournal.org/article/a-short-history-of-the-campsite/
6. Мартынов В.Л., Сазонова И.Е. Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма в псковской области // Псковский регионологический журнал. 2010. №9. С. 56-61
7. Хачиров М.М. Природные условия и туристско-рекреационная привлекательность Зеленчукского района // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №4-2. С. 94-98.
8. Махова Н.С. Развитие активного туризма в Архызе // Наука-2020. 2016. № 5. С. 343-348.
9. Семенченко А.Г. Организационно-экономические основы функционирования сферы гостиничных услуг туристской дестинации: системный подход // Инженерный вестник Дона. 2013. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1565
М Инженерный вестник Дона, №7 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n7y2022/7779
10. Hailey C. Campsite: Architectures of Duration and Place. Baton Rouge: Louisiana State University Press. 2008. С. 360.
References
1. Dyadyun I.A., Kosobuczkaya A.Yu. Vestnik Ady'gejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: E'konomika. 2020. № 4. pp. 112-120.
2. Kiryasov A.S. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. № 1 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1493
3. Chaxova D.A Rossijskoe predprinimatefstvo. 2014. Tom 15. № 14. S. 136146.
4. Chaxova D.A., Kobyak M.V. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». 2015. Tom 7, №5 URL: naukovedenie.ru/PDF/25EVN515.pdf
5. Hogue M. Places Journal. 2011. URL: placesjournal.org/article/a-short-history-of-the-campsite/
6. Marty'nov V.L., Sazonova I.E. Pskovskij regionologicheskij zhurnal. 2010. №9. pp. 56-61.
7. Xachirov M.M. Mezhdunarodny'j zhurnal gumanitarnyx i estestvenny'x nauk. 2021. №4-2. pp. 94-98.
8. Maxova N.S. Nauka-2020. 2016. № 5. pp. 343-348.
9. Semenchenko A.G. Inzhenernyj vestnik Dona. 2013. №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2013/1565
10. Hailey C. Campsite: Architectures of Duration and Place. Baton Rouge: Louisiana State University Press. 2008. p. 360.