Научная статья на тему 'Формирование системы художественно-эстетических ценностей при профессиональной подготовке студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств вшни'

Формирование системы художественно-эстетических ценностей при профессиональной подготовке студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств вшни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATION / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / JEWELRY / ОЦЕНОЧНЫЕ ПОДХОДЫ / EVALUATION APPROACHES / КРАСОТА / BEAUTY / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / ASSESSMENT METHODOLOGY / ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА / WORK OF ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронов Д. С., Комягин Ю. П.

В статье анализируется особенности формирования системы художественно-эстетических ценностей художника-ювелира. В ходе анализа выявлено, что при оценке художественных достоинств объект должен анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью, эргономичностью, т. е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью, индивидуальным художественным стилем и красотой. В исследовании также выявлены условия успешной стратегии формирования социокультурной адаптации ювелира как художника в современной социокультурной ситуации, соответствующей требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE SYSTEM OF AESTHETIC VALUES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF JEWELER-ARTIST

The article analyzes the peculiarities of formation of the system of artistic and aesthetic values of the artist and jeweler. The analysis reveals that when assessing artistic merit of the object must be analyzed from the standpoint of expression, logical and aesthetic perfection the feasibility of the form, is that the decoration in accordance with its primary purpose should possess a number of qualities: feasibility, ergonomics, i.e., physiological and psychological comfort, originality, individual artistic style and beauty. The study also identifies conditions for successful strategy of development of social and cultural adaptation of goldsmith as an artist in a modern sociocultural situation that meets the requirements of the modernization of the training of competitive labour market specialist.

Текст научной работы на тему «Формирование системы художественно-эстетических ценностей при профессиональной подготовке студентов на кафедре ювелирного и косторезного искусств вшни»

THE FORMATION OF THE SYSTEM OF AESTHETIC VALUES IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF JEWELER-ARTIST.

The article analyzes the peculiarities of formation of the system of artistic and aesthetic values of the artist and jeweler. The analysis reveals that when assessing artistic merit of the object must be analyzed from the standpoint of expression, logical and aesthetic perfection the feasibility of the form, is that the decoration in accordance with its primary purpose should possess a number of qualities: feasibility, ergonomics, i.e., physiological and psychological comfort, originality, individual artistic style and beauty. The study also identifies conditions for successful strategy of development of social and cultural adaptation of goldsmith as an artist in a modern sociocultural situation that meets the requirements of the modernization of the training of competitive labour market specialist. Key words: value orientation, jewelry, evaluation approaches, beauty, assessment methodology, work of art.

Д.С. Дронов, канд. пед. наук, член Союза художников России, зав. каф. ювелирного и косторезного искусств, ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Ю.П. Комягин, канд. тех. наук, ст. науч. сотр., проф. каф. ювелирного и косторезного искусств, ФГБОУ ВО «(Высшая школа народных искусств (институт)», г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ЮВЕЛИРНОГО И КОСТОРЕЗНОГО ИСКУССТВ ВШНИ

В статье анализируется особенности формирования системы художественно-эстетических ценностей художника-ювелира. В ходе анализа выявлено, что при оценке художественных достоинств объект должен анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью, эргономичностью, т. е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью, индивидуальным художественным стилем и красотой. В исследовании также выявлены условия успешной стратегии формирования социокультурной адаптации ювелира как художника в современной социокультурной ситуации, соответствующей требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ювелирное искусство, оценочные подходы, красота, методика оценки, произведение искусства.

ВВЕДЕНИЕ. В Высшей школе народных искусств (институт) среди преподаваемых направлений декоративно-прикладного искусства - ювелирное искусство занимает одно из важнейших мест. Но готовят здесь не просто мастера, а художника в области ювелирного искусства, который уже в силу специфики полученного образования должен опираться на традиционное искусство России и одновременно быть востребованным сегодня.

ОБЪЕКТ И МЕТОДИКА. Ценностные ориентации в системе «ювелирная культура» - это установки индивида, групп или организаций на те или иные системы ценностей, в качестве которых могут выступать материальные или духовные явления, способные удовлетворять их потребности и интересы в произведениях ювелирного искусства. Доминирование в установках общих оценочных подходов при профессиональной подготовке художника-ювелира делает эти ценности культуры единой системой, содержащей более или менее точные и формальные правила, с помощью которых рынок, организация или индивид стараются оценивать эффективность своей деятельности. При помощи таких ориентаций они производят выбор социально значимых объектов, которые в результате оценки их полезности, важности получают статус ценности произведения ювелирного искусства и облегчают социокультурную адаптацию выпускника учебного заведения как профессионального художника.

Применительно к ювелирной культуре ценностными ориен-тациями являются традиционные подходы к восприятию художественно-эстетических достоинств коллекций, стандарты и методики оценки драгоценных камней и металлов.

Исследователи стремятся анализировать ценности предметов декоративно-прикладного искусства под разными углами зрения в различных взаимосвязях с другими явлениями. Обычно выделяются несколько группы определений (дефиниций) ценности. К наиболее многочисленной относят определения, делающие упор на полезность вещей, посредством которых удовлетворяются потребности и интересы людей. Исходя из таких дефиниций, авторы подчёркивают, что ценности создаются общественно-исторической практикой, используются в целях общественного прогресса и всестороннего развития личности. Отсюда их главное назначение - выступать средством удовлетворения потребностей людей. В нашем исследовании именно потребности и интересы покупателей ювелирных изделий являются ведущим констатирующим фактором ценностных свойств ювелирного украшения как объекта. Из множества объектов, представленных на рынке, субъект производит отбор тех, которые способны служить удовлетворению его потребностей и интересов, т. е. он определяет для себя ценность того или иного предмета. Эту ценность «можно рассматривать как сообщение,

получив которое человек решает, следует ли ему продолжать или же как-то изменить предпринятое действие» [1, с. 87]. Опираясь на эти методологические установки, будем считать, что потребитель выступает, прежде всего, как субъект потребностей и интересов, а ювелирные украшения как средство их удовлетворения. Применительно к этому понятию само ювелирное украшение следует рассматривать как систему материальных и художественно-эстетических ценностей.

Рассмотренные таким образом художественно-эстетические ценности в области ювелирной культуры требуют нахождения устойчивых показателей, которые позволяли выделить эти особенности. В последнее время для решения этой задачи при опросах используют комбинированные серии вопросов, на основании которых строятся специальные индикаторы. Данный метод хорошо зарекомендовал себя в социологии. Его суть наиболее полно выразил В.А. Ядов, который отмечал, что «основным способом вычленения ценностных ориентаций и множества вербальных оценок должен быть поиск устойчивых, то есть повторяющихся, однородных оценок, суждений, мнений. Процедура должна предусматривать значительный набор разнообразных ситуаций для оценивания их в виде высказываний, которые затем будут систематизироваться по степени общности, содержания и по частоте повторения данного содержания» [2, с. 245].

Кроме того, при анализе художественно-эстетических ценностей на эмпирическом уровне надо учитывать, что последние состоят из трёх составляющих: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. Следовательно, для фиксации одной ценностной ориентации надо получить информацию о каждой из составляющих. С учётом рассмотренных положений индикаторами, с помощью которых можно зафиксировать ту или иную особенность под разными углами зрения, являются тесты, предназначенные для выявления уровня ценностных ориентаций в блоке оценочных суждений.

Нами изучена система художественно-эстетических ценностей в системе формирования ювелира как художника. Общеизвестно, что ценности произведений культуры всегда связаны с определенной эпохой, типом культуры и общества и не являются, только выражением установок индивидов на определенные предметы. Вместе с тем о ценностях «нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только что они значат или не имеют значимости. Ценности не представляют собой действительности (ни физической, ни психической). Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности» [3, с. 128].

Основываясь на методологии, предложенной М. Вебером, применительно к произведениям ювелирного искусства можно сделать вывод, что эстетическое восприятие того или иного объ-

екта имеет временное измерение и связано с одной из следующих установок: восхищает - не восхищает, нравится - не нравится, оставляет равнодушным [4, с. 181]. Эти установки лежат в основе желания владеть или не владеть данным украшением. Такая мотивация является осознаваемой или частично осознаваемой и реализуется на уровне эстетических оценок того или иного украшения или целой коллекции.

Общий вопрос, поставленный перед работниками музеев, членов жюри международных ювелирных выставок и преподавателей художественных учреждений в области профессионального образования в ювелирном искусстве, таков: какие свойства украшения делают его произведением декоративно-прикладного искусства? Ответ на этот вопрос даёт анализ некоторых неотъемлемых характеристик ювелирных объектов, который позволяет сделать вывод о системе оценки их художественно-эстетических ценностей.

Проведенные опросы выявили, что большинство художественно-эстетических ценностей носят изначально гибкий характер, хотя степень этой гибкости различна для разных типов обществ и соответствует перспективам формирования ювелирной культуры внутри обществ. Но общим моментом является то, что в удачно разработанном проекте ювелирного украшения должны соединяться как художественные, выстроенные по правилам эмоционально-эстетического формообразования идеи, так и креативный подходы к его созданию. Анализ высказываний о художественных достоинствах ювелирных украшений позволил дать определение ювелирному изделию, как произведению декоративно-прикладного искусства, как «объекту, изготовленному из драгоценных материалов, где расположение и связь конструктивных частей отвечают назначению и художественному замыслу, а также отражают эмоционально-чувственные ожидания современного потребителя» [5]. К ожиданиям потребителя в этом случае следует относить соответствие совокупности социальных, функциональных, экономических, эргономических и эстетических норм.

Исследования и опросы также проводились среди студентов Высшей школы народных искусств на кафедре ювелирного и косторезного искусств. Опрос выявил, что некоторые из наиболее общих объяснений приписывают эксклюзивному, т. е. высокохудожественному, ювелирному украшению соединение двух направлений творческих поисков - от функции к форме и от формы к функции, которые отвечают за соразмерность и согласованность элементов композиционной структуры украшения. Аргумент в пользу того, что при оценке художественных достоинств объект должен анализироваться с позиций выразительности, логической завершенности и эстетической целесообразности формы, состоит в том, что украшение в соответствии со своим основным предназначением должно обладать рядом качеств: целесообразностью, эргономичностью, т. е. физиологическим и психологическим удобством, оригинальностью, индивидуальным художественным стилем и красотой. С красотой в ювелирном дизайне связываются особенности восприятия художественного образа той или иной коллекции. Красота раскрывается через индивидуальные черты авторского стиля и конкретную творческую позицию автора, а также через гармоничность, которая реализуется при соблюдении таких требований, как целостность художественного объекта, соразмерность, уравновешенность и выразительность формы.

Библиографический список

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. При анализе возможности создания выразительной формы выделяются требования к проектированию художественных объектов: точное воплощение принципа взаимного расположения частей, обеспечивающего задуманный эффект; геометрическое соотношение элементов, обеспечивающее комфорт использования; достаточная прочность компонентов конструкции; обеспечение необходимых внешних связей ансамбля; экономичность изготовления; соответствие принятым критериям стиля и моды; художественная образность.

Осознание и оценка достоинств и недостатков как своих, так и других авторов оригинальных коллекций, осмысление знаний о ценностях рынка, особенностях потребительского выбора, принятых в той или иной социальной группе, формирует правильную самооценку и позволяет индивиду занять соответствующее социальное положение в профессиональном ювелирном сообществе.

Опрос также выявил, что ближайшая окружающая среда индивида, её духовные характеристики, ориентации коллег и семьи на те или иные знания, ценности, нормы, образцы поведения и деятельности либо активизируют его стремление к самосовершенствованию, либо подавляют, а также во многом определяют направленность дальнейшего самоусовершенствования. Саморазвитие через творчество и деятельность приводит, на наш взгляд, к изменению картины мира через эмоционально-чувственную сферу. Перестройка картины мира, соответственно, изменяет отношения человека со всей окружающей действительностью, чему способствуют формы, содержание и характер художественного творчества, круг общения, смена жизненных ориентаций, повышение образовательного и культурного уровня.

ВЫВОД

Потребности в познании, саморазвитии, самосовершенствовании в определённых условиях становятся факторами формирования развития творческой активности выпускника и успешной динамики художественно-эстетических потребностей личности. Успешная стратегия формирования социокультурной адаптации ювелира как художника в современных условиях будет соответствовать требованиям модернизации подготовки конкурентоспособного на рынке труда специалиста, если в образовательном процессе:

- продуктивно используется опыт традиционного отечественного и зарубежного образования в области ювелирного искусства и одновременно учтены новейшие тенденции в развитии российской и зарубежной художественной культуры, и ювелирного искусства;

- внедряются современные учебные программы, созданные на принципах интеграции дисциплин художественно-эстетического и прикладного цикла;

- создаются условия для творческого поиска будущих мастеров-ювелиров на основе единства интеллектуального, эмоционально-образного начала при высокохудожественном исполнении разработанных студентами проектов;

- реализуется углубление содержания процесса профессионального образования; использование педагогического потенциала интеграции традиционных и инновационных форм и методов в обучении художников-мастеров; поэтапное формирование у студентов профессиональных умений в области ювелирного искусства.

1. Моль А. Социодинамика культуры. Москва: ЛКИ, 2008.

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва: Омега - Л., 2007.

3. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Москва: Идеал, 2003.

4. Вебер М. Избранные произведения. Перевод с немецкого, общая редакция и послесловие. Ю.Н. Давыдова. Предисл. П.П. Гайденко. Москва: Прогресс. 1990.

5. Трайна Дж. Уникальные драгоценности. Москва: Крон-пресс, 1997.

References

1. Mol' A. Sociodinamika kul'tury. Moskva: LKI, 2008.

2. Yadov V.A. Strategiya sociologicheskogo issledovaniya. Moskva: Omega - L., 2007.

3. Rikkert G. Nauki o prirode i nauki o kul'ture. Moskva: Ideal, 2003.

4. Veber M. Izbrannye proizvedeniya. Perevod s nemeckogo, obschaya redakciya i posleslovie. Yu.N. Davydova. Predisl. P.P. Gajdenko. Moskva: Progress. 1990.

5. Trajna Dzh. Unikal'nye dragocennosti. Moskva: Kron-press, 1997.

Статья поступила в редакцию 05.07.17

УДК 378

Ignatieva L.V., postgraduate, High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

THE ORGANIZATION OF THE WORK OF SUPPORTING YOUNG PROFESSIONALS. The article describes the essential characteristics of the organization and content of the process of pedagogical support of young professionals in the time interval from one to three years. The proposed model is multifunctional and can be applied for adaptation specialists that perform new, previously tested in private practice actions. The author substantiates professional, functional and legal requirements for the application of the proposed model escorts. Each link in the model has a psycho-pedagogical justification, analysis of situations that adversely affect testing of the proposed model escorts young professional. The major components of the work are revealed through the ways, methods, and models of support: the context technology, the technology of learning from experience and others.

Key words: pedagogical support, pedagogical support, adaptation of young specialists, model of support, technologies of support.

Л.В. Игнатьева, аспирант Высшей школы народных искусств (институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В статье раскрываются сущностные характеристики организации и содержания процесса педагогического сопровождения молодых специалистов во временном интервале от года до трех. Предложенная модель многофункциональна и может быть применена для адаптации специалистов, выполняющих новые, ранее не апробированные в личной практике действия. Автором обосновываются профессиональные, функциональные и организационно-правовые требования к применению предложенной модели сопровождения. Каждое звено модели имеет психолого-педагогическое обоснование, анализ ситуаций, неблагоприятно сказывающихся на апробации предложенной модели сопровождения молодого специалиста. Основные компоненты работы раскрыты через способы, методы, технологии сопровождения: контекстные технологии, технологии обучения на опыте и другие.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, адаптация молодого специалиста, модель сопровождения, технологии сопровождения.

Модель педагогического сопровождения молодого специалиста построена на «диалоговом взаимодействии» молодой специалист - тьютор. Данный формат выбран не случайно. Именно такой формат позволяет выстроить несколько ситуаций, способствующих успешности применения выбранной модели сопровождения.

Первая модель ситуативная - помогает преодолеть возможное отсутствие психологического контакта между молодым специалистом и тьютором; предназначена для исключения разобщенности действий «партнеров» в относительно ограниченном пространстве (пространство профессионального колледжа). Вторая ситуация интеракционная: должна исключить невозможность командной работы в группе молодых специалистов и группе тьюторов; будет способствовать формированию социального контакта с коллегами, со студентами колледжа. Третья ситуация контрсуггестивная: связана с профилактикой так называемого неоправданного профессионального апломба, возможного с той и другой стороны. Необходимо исключить риски в отношениях, которые могут возникнуть из-за предубеждений. Немаловажная роль принадлежит ситуации по формированию профессиональной лексики - тезауросной. Общение «на разных языках» опосредовано свидетельствует о проблемах и необходимости работы по корректировке имеющихся знаний и умений.

Перечисленные ситуации выполняют свою функцию в модели и функционируют в интеграционном формате [1; 2]. Их использование позволяет при педагогическом сопровождении молодого специалиста выполнять каждодневные стандартные обязанности согласно квалификационной характеристике преподавателя. Но и вместе с тем позволят ему работать творчески, проявляя инициативу. Предлагаемая к практической реализации модель педагогического сопровождения молодых специалистов максимально снижает риски отторжения рекомендаций со стороны преподавателей со стажем работы в колледже.

Назовем типичные ситуации, препятствующие уверенной и профессионально выполняемой работе начинающего преподавателя. На начинающего преподавателя в первые же дни и месяцы работы обрушивается поток новой информации, связанный с его квалификационными обязанностями. Молодой специалист попадает в добавление к сказанному в ситуацию системного и жесткого контроля со стороны администрации колледжа. Он находится в ситуации оценки его действий и со стороны студентов. Объективно для начинающего профессиональную деятельность преподавателя создается ситуация повышенного отрицательного эмоционального барьера. Данная ситуация может быть вызвана необходимостью непрерывного внутреннего активного контроля над всеми составляющими своей деятельности. Анализ подобной ситуации позволяет предположить, что причина связа-

на с тем же избыточным потоком информации. Ситуация может определяться эмоциональным настроем. Молодой специалист в соответствии с психологическими проблемами не способен сразу определить возникающие сложности в работе. Преподаватель попадает в ситуацию ожидания процедуры контроля. Предлагаемая модель тьюторского педагогического сопровождения помогает преодолеть чувство инерции, обеспечивает процесс самопознания, ощущения происходящих внутренних процессов. Это возможно при наличии в модели как индивидуального, так и командного тьюторского педагогического сопровождения молодого специалиста. При этом в команде тьюторов необходимым является факт специализации каждого участника на конкретном виде педагогической деятельности [3, с. 406 - 417]. При таком взаимодействии начинающий преподаватель получает возможность осознанного преодоления возникающих трудностей в работе. В создаваемой для него комфортной ситуации возможного успеха он преодолевает опасения возможных ошибок, приобретает опыт вариативного решения поставленных задач.

Одновременно с процессом постижения нормативных стандартных задач молодому специалисту предлагается участие в инновационных образовательных процессах. Первоначально преподаватель привлекается к исполнительской деятельности в творческой группе коллег, осваивает технологию инновационного процесса. При тьюторском сопровождении этот период существенно сокращается по времени. Коллеги могут внимательно отнестись к инициативам молодого специалиста.

Команда тьюторов решает конкретную и очень значимую задачу. Они обеспечивают выполнение заказа со стороны администрации профессионального художественного колледжа, связанного с адаптацией поступивших на работу преподавателей. Командой тьюторов должна быть реализована задача быстрого, с наименьшими потерями, процесса формирования устойчивого профессионального опыта и интереса у молодых коллег. Модель педагогического сопровождения позволяет опережать фиксируемые в профессиональной психологии этапы обобщения, формирования устойчивого механизма ассоциативного мышления. Основной технологией в управленческом и педагогическом процессах является проектная.

В представленной модели тьюторского сопровождения молодых специалистов мы видим наличие модульности, которая обеспечивает цикличность и интеграцию всех процессов, обеспечивающих выполнение максимального объема педагогических задач.

Модель содержит два модуля «Организационного» и «Содержательного» и определяет принципы построения системы педагогического сопровождения. Системные требования моделирования педагогического сопровождения требуют соблюде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.