Литература
1. Зиядуллаев Н.С., Кургузов В.В., Кравченко П.П., Кибардина Ю.С. Международная банковская реформа Базель-3 и российские реалии // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. № 5. С. 41-46.
2. Медведева Н. Изменения назрели // Сельский кредит. 2011. № 8/9(158). С. 21 -24.
3. Медведева Н. Основные направления и перспективы развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в России // Сельский кредит. 2011. № 10(159). С. 7-13.
4. Самсонова И. Институциональное развитие и регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации в России // Сельский кредит. 2012. № 1(161). С. 10-15.
5. О сельскохозяйственной кооперации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ (в ред. от 3 декабря 2011 года) // Гарант: информационно-правовой портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.03.2013).
6. О кредитной кооперации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ (в ред. от 30 ноября 2011 г.) // Гарант: информационноправовой портал. URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 04.03.2013).
АЛЕЕВ ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - соискатель учёной степени кандидата экономических наук кафедры экономической кибернетики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).
ALEEV VITALIY ALEXANDROVICH - a competitor of scientific degree of Economics Sciences candidate of Economic Cybernetic Chair, Mary State University, Russia, Yoshkar-Ola.
УДК 332.142.4 ББК 65.04
А.Я. БАСЫРОВ
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: система, инвестиции, регулирование, регион, составляющая, ресурсообеспеченность, уровень.
Определены основные критерии для оценки эффективности инвестиционного процесса в регионе посредством функционирования системы государственного регулирования инвестиционных процессов.
A.Ya. BASYROV
FORMATION OF SYSTEM OF REGULATION OF INVESTMENTS IN THE REGION
Key words: system, investments, regulation, component, availability of resources, level.
The main criteria for effectiveness evaluation of the investment process in the region by means of the state regulation system of investment processes have been determined.
В настоящее время развитие экономики любой административной территории определяется уровнем и объемом инвестиций, их направлениями и формами, структура и сущность которых должны соответствовать факторам и условиям, определяющим специфичность региона. Отечественными и зарубежными учеными-экономистами определена и доказана ведущая роль инвестиций в развитии социально-экономических отношений в любых экономических системах при любых условиях развития экономических отношений. На сегодняшний день инвестиции определяются как главный фактор социально-экономического развития территории, без которых невозможен процесс расширенного воспроизводства, исполнения возобновляемых ресурсов, расширенного использования экономического потенциала региона. По уровню инвестиций и активности инвестиционного процесса оценивается экономическая активность региона в целом как субъекта федерального экономического пространства.
В структуре экономики России сложилось территориальное деление экономического пространства страны на локальные экономические территории, которые представляют собой относительно самостоятельные, самоуправляемые в рамках единого правового поля страны экономические системы, административно выраженные в виде разностатусных политических территориальных образований:
республик, краев, областей, автономных округов. На территории каждого пространственного субъекта постоянно возникают экономические отношения, в которые вовлекаются различные участники и между ними протекает множество экономических процессов, одним из которых является инвестиционный процесс.
Инвестиционный процесс в таких субъектах имеет двоякую специфику, которую можно представить как взаимодействие двух составляющих, источником каждой из которых являются независимые друг от друга субъекты. В качестве первой составляющей необходимо выделить процессы, которые протекают вне зависимости от границ экономических территорий, осуществляются на экономическом пространстве страны в целом, носят целевой федеральный характер и направлены на решение крупных народнохозяйственных задач и бизнес-целей транснациональных корпораций. Источником данных инвестиций является либо государство, либо крупные финансовые институты, либо частные бизнес-сообщества. Вторая составляющая представляет собой инвестиционные процессы, реализуемые на территории экономического региона, но территориально не выходящие за его пределы. Цели и задачи таких инвестиций замыкаются на решении внутрирегиональных проблем. Источником таких инвестиций являются внутрирегиональные ресурсы, составляющие внутрирегиональный инвестиционный потенциал территории, который формируется также за счет привлечения внешних инвестиций в виде финансовых вливаний в регион, объемы которых определяются уровнем и степенью инвестиционной привлекательности и инвестиционной восприимчивости региональной социально-экономической системы.
Определив, таким образом, две составляющие инвестиционного процесса, реализуемого в рамках административной территории, следует отметить их высокую синергетичность, результатом которой является множество взаимосвязей и процессов, обуславливающих появление вторичных инвестиций в регионе, инициируемых инвестициями, цели которых распространятся на межрегиональном уровне.
Исходя из вышеприведенной структуризации инвестиционных процессов однозначно определяется объект государственного регулирования инвестиционных процессов в регионе как процесс, реализуемый в рамках административной территории, цели и задачи которого направлены на решение внутрирегиональных проблем с использованием регионального инвестиционного потенциала. Далее устанавливаются структура и формы системы государственного регулирования инвестиционных процессов как основной и приоритетной задачи развития экономических отношений в регионе.
Необходимость формирования региональной системы государственного регулирования на конкретной территории в рамках единого федерального пространства, определяющего регулирование инвестиций действующим федеральным законодательством (Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»), очевидна, так как сложившаяся структура регионов имеет свою специфику на территории каждого региона. Такая специфика сложилась исходя из экономической структуры региона, его ресурсобеспечен-ности, геополитического положения, а также в связи со сложившейся системой территориального размещения производств как единого народнохозяйственного комплекса страны, доставшегося в наследство от плановых методов хозяйствования за более чем семидесятилетний период развития централизованной экономики и длительный период постсоветских преобразований.
Вследствие трансформации экономических отношений на территории современной России, повлекших за собой разрушение межхозяйственных связей, переориентации экономики региона на иные, рыночные цели сформировалась современная экономическая структура территорий.
Это предопределяет индивидуальность региональной системы государственного регулирования инвестиционных процессов в зависимости от факто-
ров, условий и специфичности экономической территории. Исходя из этого региональная система государственного регулирования инвестиционных процессов должна быть адекватной существующей системе экономических отношений в регионе, полностью учитывать ее особенности и все условия, формировать комплексный подход к организации инвестиционного процесса и ориентировать множество разноплановых по масштабу, объекту, направлениям, продолжительности, характеру инвестиционных процессов в направлении единой цели и задачи социально-экономического развития региона в целом.
Ставиться задача по реализации комплексной единой инвестиционной политики в рамках административной территории, которая будет способствовать ориентации конкретных инвестиционных процессов, происходящих на разных стадиях и уровнях региональной системы в направлении стратегии развития региональных приоритетов с использованием методов государственного регулирования и соответствующего инструментария.
Концептуально решение такой проблемы видится в применении многоуровневого подхода, в рамках которого в регионе формируются уровни реализации подходов государственного регулирования инвестиционных процессов, которые позволят селективно, избирательно определять формы, методы и инструментарии государственного регулирования инвестиционной деятельности в зависимости от значимости объекта, важности инвестиционного процесса и его близости к реализации стратегических целей развития экономических приоритетов региона.
Система государственного регулирования инвестиционных процессов концептуально представляется в виде трех взаимодействующих между собой страт, формирующих на разных уровнях системы государственного регулирования инвестиционных процессов подходы по реализации его основной цели.
Стратификация системы государственного регулирования инвестиционных процессов представляется в виде следующих трех уровней.
Первый уровень рассматривает экономические отношения, возникающие между объектом и субъектом инвестиций (инвестором), как саморегулирующие процессы, реализующие локальные, конечные цели, ориентированные на достижение коммерческих интересов участников и максимизацию прибыли. На данном уровне государственное регулирование сводится к обеспечению соблюдения установленных законодательством норм и правил инвестиционного процесса, легитимности участников и соблюдения правовых, нравственных, социальных, политических, экологических критериев целей таких локальных инвестиций. В рамках первого уровня системы государственного регулирования инвестиционных процессов с точки зрения общерегиональных интересов с помощью соответствующего инструментария формируют предпосылки и тенденции инициации инвестиционной активности независимых инвесторов как субъектов рынка, что тем самым способствует повышению уровня инвестиционной активности в регионе и, как следствие, развитию инвестиционной восприимчивости и инвестиционного потенциала.
На первом уровне действие системы государственного регулирования инвестиционных процессов носит координирующе ограничивающий характер, посредством которого формируются базовые приоритеты инвестиций в соответствии с соцально-экономическим развитием региона и создаются условия и предпосылки для роста заинтересованности частных независимых инвесторов во вложении финансовых средств в развитие бизнеса.
На первом, базовом, уровне формируется множество инвестиционных процессов, которые определяют инвестиционную активность региона в целом. В дальнейшем эта афферентная группа в рамках системы государственного регулирования инвестиционным процессом будет формироваться в конкретные целевые направления посредством систематизации, классификации и
системно-эволюционного отбора, ориентированного на развитие приоритетных региональных экономических направлений.
Второй уровень формируется как процесс интеграции множества инвестиционных процессов первого уровня. На данном уровне система государственного регулирования инвестиционных процессов определяет приоритетные направления развития инвестиционного процесса в соответствии со стратегией развития региона. В рамках второго уровня определяются приоритеты, учитывающие специфику региона, наличие природных ресурсов, структуру трудового потенциала, сложившуюся структуру экономики с целью более полного использования резервов, реализации инновационно-интеллектуального потенциала территории и исторически сложившейся экономической структуры территории. Задача второго уровня системы государственного регулирования инвестиционных процессов заключается в определении предпосылок и тенденций формирования перспективных направлений инвестиционного процесса, которые в условиях ресурсодефицитного региона должны отвечать главному критерию - обеспечить появление множества вторичных инвестиционных процессов, инициированных первичными инвестициями в ранге региональных приоритетов. На втором уровне осуществляется стадия эфферентного синтеза, которая позволяет из множества инвестиционных процессов первого уровня, представляющих собой своего рода инвестиционный фонд региона, выявить наиболее близкие к целям социально-экономического развития региона группы инвестиционных процессов. Формирование эфферентных групп с помощью системных инструментов государственного регулирования инвестиционных процессов позволяют выявить приоритетные региональные инвестиционные процессы.
Третий уровень представляет собой уровень органов государственной власти в регионе, которые определяют инвестиционную политику региона и формируют концепцию, стратегию и временные горизонты совокупного инвестиционного процесса, цель которого полностью совпадает с целью социально-экономического развития региона. На данном уровне происходит взаимоувязка инвестиционных процессов на территории региона как их совокупности на межрегиональном уровне в виде первой составляющей инвестиционных процессов. С помощью системы государственного регулирования инвестиционных процессов происходят согласование и выравнивание параметров инвестиционного климата, действующего на межрегиональном уровне с условиями и факторами инвестиционного процесса внутри региона. Происходят выравнивание условий реализации инвестиционных процессов, согласование целей внешних и внутренних инвестиций, происходящих на одной территории, и выработка региональной инвестиционной политики, согласованной и не противоречащей инвестиционной политике государства в целом с целью интегрирования инвестиционного процесса региональной экономической системы в инвестиционное пространство страны. Основными задачами третьего уровня являются обеспечение и поддержание инвестиционной активности и инвестиционного потенциала региона с целью создания равных условий параметров протекания инвестиционных процессов как внутри региона, так и на межрегиональном пространстве. Первым критерием регулирования на третьем уровне являтся обеспечение притоков внешних инвестиций и финансовых средств, целью которых является формирование инвестиционного потенциала за счет привлеченных средств. Второй критерий регулирования - обеспечение замкнутости инвестиционных процессов первого уровня и вторичных процессов второго уровня внутри административной территории. Основой эффективности инвестиционного процесса в регионе посредством функционирования системы государственного регулирования инвестиционных процессов является достижение таких критериев.
Литература
1. Ломовцева О.А., Соболева С.Ю. Методологические аспекты определения сущности и эффективности социальных инвестиций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2009. Т. 56, № 9. С. 213.
БАСЫРОВ АЗАТ ЯВДАТОВИЧ - соискатель ученой степени кандидата экономических наук кафедры отраслевой экономики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
BASYROV AZAT YAVDATOVICH - a competitor of scientific degree Economic Sciences candidate of Branch Economy Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
УДК 338.45.01 ББК 65.05
Г.К. ГАБДУЛЛИНА, Г.А. ХАЗИАХМЕТОВА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УКРУПНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ (на примере вхождения ОАО «Нижнекамскшина» в группу компаний Татнефть)
Ключевые слова: корпоративный анализ, сбытовая и инвестиционная деятельность, экономическая деятельность.
На основе сравнительного анализа результатов производственно-сбытовой и инвестиционной деятельности ОАО «Нижнекамскшина» за 2000-2011 гг. дана оценка экономической целесообразности и эффективности его вхождения в группу компаний ОАО «Татнефть».
G.K. GABDULLINA, G.A. KHAZIAKHMETOVA ECONOMIC EVALUATION OF HOLDINGS MERGING EFFECTIVENESS (for example of entry of JSC «Nizhnekamskshina» into structure of holding company «Tatneft»)
Key words: comparative analysis, industrial selling and investment activity, economical expedient.
In the article on the Pasic of comparative analysis of results of industrial selling and investment activity of public JSC «Nizhnekamskshina» during 2000-2011 years it is given appreciation of economical expedient and consequence of its entry in the group of companies of public JSC «Tatneft».
В настоящее время растет количество вертикально-интегрированных структур, подобных ОАО «Татнефть» и ОАО «Таиф», которые более чем наполовину обеспечивают бюджет РТ денежными ресурсами и рабочими местами, а также определяют производственную, инновационную и инвестиционную активность отечественной промышленности. В то же время описанные в экономической литературе позитивные эффекты от их функционирования на практике имеют противоречивое толкование. В этой связи исследовательский интерес возникает по отношению к вопросу об эффективности вхождения ОАО «Нижнекамскшина» в состав группы компаний ОАО «Татнефть», которая объединяет нефтегазодобывающие, нефтегазоперерабатывающие и нефтехимические производства, компании по реализации нефти, газа, нефтегазопродук-тов и нефтехимии, а также блок сервисных структур. Диагностику указанного вопроса видится целесообразным провести по следующему алгоритму:
1) дать историческую справку вхождения ОАО «Нижнекамскшина» в состав холдинга;
2) провести анализ динамики инвестиций в воспроизводство основных фондов ОАО «Нижнекамскшина»;
3) представить результат диагностики изменения финансового состояния предприятия и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.
Итак, первое, ОАО «Нижнекамскшина» вошел в состав ОАО «Татнефть» в 2000 г. после реализации ему госпакета акций предприятия в целях его финансового оздоровления [2]. Для оптимизации управления предприятиями ОАО «Татнефть», объединенных технологической цепочкой производства конечного изделия, предприятия были интегрированы в нефтехимический комплекс под руководством Управляющей компании «Татнефть-Нефтехим». Се-