Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В XVIII В'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В XVIII В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / МОНАСТЫРСКИЕ И АРХИЕРЕЙСКИЕ ВОТЧИНЫ / МОНАСТЫРСКИЕ И АРХИЕРЕЙСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ / СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКОВНЫХ ИМЕНИЙ / КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / КОЛЛЕГИЯ ЭКОНОМИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Назаров Андрей Александрович

В статье рассматриваются мероприятия российского правительства, Монастырского приказа и Св. Синода по формированию системы финансового контроля над доходами и расходами церковных учреждений и хозяйственного управления церковной экономикой в XVIII в. Рассматриваются факторы формирования системы государственного и церковного финансового контроля. К числу таких факторов относилось стремление государства направить часть церковных доходов на военные и другие государственные нужды, а также освободить монастырских и архиерейских крестьян от архаичных форм феодальной зависимости. В статье доказано, что секуляризация церковных имений 1764 г. стала лишь завершающим этапом в череде мероприятий российского правительства по установлению контроля над церковными имениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF FINANCIAL CONTROL AND ECONOMIC MANAGEMENT OF THE CHURCH ECONOMY IN THE 18TH CENTURYY

The article examines the measures taken by the Russian government, the monastic order, and the Holy Synod to form a system of financial control over the income and expenses of church institutions and the economic management of the church economy in the 18th century. The factors of formation of the system of state and church financial control are considered. These factors included the desire of the state to direct part of the church’s income to military and other state needs, as well as to free the monastic and bishops’ peasants from archaic forms of feudal dependence. The article demonstrates that the secularization of church estates in 1764 was only the final stage in a series of measures taken by the Russian government to establish control over church estates.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В XVIII В»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 3 (8) 2021

А. А. Назаров

Формирование системы финансового контроля и хозяйственного управления церковной экономикой

в XVIII в.

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_294

Аннотация: В статье рассматриваются мероприятия российского правительства, Монастырского приказа и Св. Синода по формированию системы финансового контроля над доходами и расходами церковных учреждений и хозяйственного управления церковной экономикой в XVIII в. Рассматриваются факторы формирования системы государственного и церковного финансового контроля. К числу таких факторов относилось стремление государства направить часть церковных доходов на военные и другие государственные нужды, а также освободить монастырских и архиерейских крестьян от архаичных форм феодальной зависимости. В статье доказано, что секуляризация церковных имений 1764 г. стала лишь завершающим этапом в череде мероприятий российского правительства по установлению контроля над церковными имениями.

Ключевые слова: церковная экономика, финансовый контроль, монастырские и архиерейские вотчины, монастырские и архиерейские крестьяне, секуляризация церковных имений, конфессиональная политика, Монастырский приказ, Святейший Синод, Коллегия экономии.

Об авторе: Андрей Александрович Назаров

Кандидат экономических наук, доцент кафедры документоведения, истории государства и права Института технологий управления МИРЭА — Российского технологического университета. E-mail: 2360562@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

Ссылка на статью: Назаров А.А. Формирование системы финансового контроля и хозяйственного управления церковной экономикой в XVIII в. // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (8). С. 294-301.

* Фотографии взяты из открытых источников.

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 3 (8) 2021

A.A. Nazarov

Formation of the System of Financial Control and Economic Management of the Church Economy in the 18th Century

DOI 10.47132/2587-8425_2021_3_294

Abstract: The article examines the measures taken by the Russian government, the monastic order, and the Holy Synod to form a system of financial control over the income and expenses of church institutions and the economic management of the church economy in the 18th century. The factors of formation of the system of state and church financial control are considered. These factors included the desire of the state to direct part of the church's income to military and other state needs, as well as to free the monastic and bishops' peasants from archaic forms of feudal dependence. The article demonstrates that the secularization of church estates in 1764 was only the final stage in a series of measures taken by the Russian government to establish control over church estates.

Keywords: ecclesiastical economy, financial control, monastic and bishops' estates, monastic and bishops' peasants, secularization, confessional policy, monastic order, the Holy Synod, the College of Economics.

About the author: Andrey Aleksandrovich Nazarov

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Documentation, History and Law atf the Institute of Innovative Technologies and Public Administration of Moscow Technological University.

E-mail: 2360562@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1499-0784

Article link: Nazarov A. A. Formation of the System of Financial Control and Economic Management of the Church Economy in the 18th Century. Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2021, no. 3 (8), pp. 294-301.

* Photos are taken from open sources.

До XVIII в. церковная экономика была важной, но обособленной частью российской экономики. Церковь была крупнейшим землевладельцем. В церковных вотчинах проживали сотни тысяч крестьян. Правительство пыталось установить контроль над церковным хозяйством с середины XVII в. С этой целью в 1649 г. был определено учредить Монастырский приказ, который был открыт в следующем 1650 г. Но первая попытка установления контроля над церковной экономикой вследствие противодействия духовенства оказалась неудачной. В 1677 г., в период правления Фёдора Алексеевича, Монастырский приказ был закрыт.

При проведении этой политики российское правительство добивалось повышения эффективности использования церковного имущества, упразднения архаичных форм зависимости крестьян от монастырей и архиерейских домов и перераспределения церковных доходов в пользу государства. Доходы архиерейских домов складывались из доходов от аренды имущества (доходных статей), использования архиерейских вотчин, платежей архиерейских крестьян, архиерейской дани и других сборов с белого и черного духовенства. Основным источником доходов монастырей были доходы от использования доходных статей, монастырских вотчин и платежей монастырских крестьян. Доходы монастырей, в зависимости от размеров вотчин и количества крестьян, существенно различались.

Крестьянские повинности делились на окладные сборы (оброк) и неокладные повинности (барщина). Оброк взимался ремесленными изделиями и продуктами — мясом, яйцами, рыбой, грибами, ягодами. Помимо этого крестьяне выполняли в пользу монастырей и архиерейских домов все виды сельскохозяйственных работ (пахота, посев, уборка и обмолот хлеба); также они работали на рыбных ловлях и мельницах. Объем работ зависел как от количества земель, находившихся в пользовании крестьян, так и от числа крестьян, проживавших в монастырских и архиерейских вотчинах. В богатых церковных вотчинах крестьяне имели больше земли при меньшем оброке и барщине, а в бедных вотчинах размер барщины и оброка, как правило, был выше.

С 1696 г. Петр I стал вновь восстанавливать контроль над церковной экономикой. На монастыри и архиерейские дома была возложена обязанность вести приходно-расходные книги. После смерти патриарха Адриана осенью 1700 г. был возрождён Монастырский приказ. В ведение Монастырского приказа перешло имущество Патриаршего дома, архиерейских домов и монастырей. Контроль над имуществом приходских церквей остался за епархиальными властями. Через неделю после создания Монастырского приказа, 31 января 1701 г., было принято решение о проведении описи имущества Патриаршего дома, архиерейских домов, монастырей и принадлежащих им вотчин1. Следующим шагом стало установление в марте 1701 г. ограничений на оборот церковной недвижимости. Патриаршему дому было запрещено приобретать поместные и вотчинные земли. В свою очередь, архиерейским домам и монастырям был запрещён обмен землями с помещиками и вотчинниками. Помимо этого был так же реорганизован порядок использования церковного имущества. Для обеспечения роста доходов от церковного имущества доходные статьи церкви стали передавать по результатам публичных торгов на откуп. Те статьи, которые не обеспечивали высоких доходов, предполагалось передать новым откупщикам. «Мельницы, перевозы, пустоши, рыбные ловли и всякие оброчные статьи, которые отданы на оброк до урочных лет; и ныне дать торг, и кто с торгу за те оброчные статьи станет давать больше прежних оброков; и ныне оброчные статьи отдавать из наддачи новым откупщикам, не дожидаясь по прежним отдачам урочных лет»2.

В связи с многолетней Северной войной расходы на содержание церковных учреждений были существенно урезаны. После передачи монастырских вотчин

1 Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. СПб., 1830. С. 139-140. № 1834.

2 Там же. С. 159. № 1839.

Петр I учреждает Святейший Синод.

Картина Ивана Тупылева. 1801 г.

в ведение Монастырского приказа большая часть вотчинных доходов стала передаваться на государственные нужды. В связи с этим монахи были переведены на штатное содержание: «В монастыри монахам и монахиням давать определённое число денег и хлеба в общежительство их, а вотчинами им и никакими угодьями им не владеть»3. Причём распределение этих средств предполагалось общежительное, в независимости от устава монастыря (общежительного или особножительно-го). Для создания системы контроля над доходами от использования церковного имущества, а так же для контроля за расходами на содержание архиерейских и монастырских учреждений в архиерейские дома и монастыри были направлены царские стольники. Первым делом стольники произвели опись имущества архиерейских и монастырских хозяйств. Была проведена проверка приходно-расходных книг. Пётр I возложил на царских стольников обязанность предоставления отчётов государю: «О сборе своих Великого Государя денежных и всяких доходов с Архиерейских и монастырских крестьян и о всяких делах, изо всех приказов, посылать свои Великому Государю грамоты. Стольникам, в которых городах кому, по Его Великого Государя указу, для управления монастырей и Архиерейских и монастырских вотчин быть велено»4.

3 Там же. С. 181. № 1886.

4 Там же. С. 197. № 1914.

При Петре I Церковь лишилась не только источников доходов, но и финансовой самостоятельности. Архиереям и настоятелям монастырей было запрещено расходовать деньги без разрешения Монастырского приказа. В годы Северной войны Монастырский приказ так же произвёл реквизицию значительного количества церковного имущества на военные нужды. Колокола шли на производство артиллерийских орудий. Из архиерейских домов была изъята значительная часть церковных ценностей, которые имели материальное, но не духовное значение. Изъятая золотая и серебряная посуда впоследствии была переплавлена на Монетном дворе и поступила в государственную казну. Только серебряной посуды из архиерейских домов за 1701-1707гг. было изъято 56 пудов. Из патриаршей ризницы на Монетный двор поступило 17 пудов серебра. Была произведена опись лошадей в архиерейских домах и монастырях. Часть лошадей передали в драгунские полки5.

В 1721г. контроль Церкви над церковной экономикой был восстановлен. На это повлияло как создание Св. Синода, так и завершение Северной войны. Монастырский приказ был передан в ведение Св. Синода. В свою очередь, на Св. Синод была возложена обязанность финансового контроля над церковной экономикой. Церковные вотчины были возвращены монастырям и архиерейским домам. В результате этих мероприятий государственный контроль над хозяйственной и финансовой деятельностью монастырей и архиерейских домов был утрачен. Об этом свидетельствует «Ведение из Сената в Синод» от 28 марта 1724 г. Несмотря на неоднократные требования, направленные из Правительствующего Сената и Ревизион-коллегии в Св. Синод о представлении сведений о том, «сколько бывает в году с вотчин Синодального дому, (что прежде сего были за Святейшими Патриархами) также во всех Епархиях и монастырях всяких денежных и хлебных доходов и расходов, и что из год в остатках по Епархиям и по монастырям порознь, как о том подлинно изображено в сообщенных из Сената в Святейший Синод ведениях; а из Ревизион-конторы доноше-ниях; но как по вышеозначенному Его Императорского Величества указу 1721 г., так и по требованию из Сената такого известия не прислано»6.

Сенат потребовал от Св. Синода предоставлять следующие сведения: о количестве денежных и хлебных доходов; о размерах пашни, засеянной рожью и яровой пшеницей, о размерах покосов и собранного сена; об аренде земельных угодий; о размере сборов с приходских церквей, и населения в виде венечных пошлин, о накладных доходах; о количестве служащих архиерейских домов и размере их жалованья, о расходах архиерейских домов и др.7 Организация статистического учёта была возложена на созданную в 1724 г. Камер-контору Синодального правления. В камер-контору были включены структуры упразднённого Монастырского приказа. Камер-контора ежегодно представляла финансовую и хозяйственную отчётность государственным структурам — камер-коллегии и штатс-конторе8.

Для повышения эффективности религиозного и хозяйственного управления в июле 1726 г. Синод был реформирован — разделен на 2 апартамента. В первом апартаменте заседали 6 архиереев. Он ведал только духовными делами. Во втором апартаменте заседали 6 светских чиновников. На второй апартамент было возложено решение экономических, финансовых и судебных вопросов. Епархиальные ведомства должны были отчитываться по духовным делам перед первым апартаментом, а все остальные дела были переданы второму апартаменту. «В другом апартаменте быть суду и расправе, тако ж смотрению сборов, экономии и прочее тому подобное»9.

Второй апартамент находился в двойном подчинении церковной и светской власти. По судебным вопросам о проступках духовных лиц второй апартамент

5 Покровский И. М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времён Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 году. Казань, 1907. С. 44-45.

6 Полное собрание законов Российской империи. Т. 7. СПб., 1830. С. 274. № 4488.

7 Там же.

8 Там же. С. 348-349. № 4567.

9 Там же. С. 673. № 4919.

отчитывался перед первым апартаментом. По светским делам второй апартамент отчитывался перед Сенатом: «Другому апартаменту о тех делах, которые подлежат духовному рассуждению доносить в Синод, а о светских делах — Высокому Сенату»10. 26 сентября 1726 г. второй апартамент получил название Коллегия экономии синодального правления. Хотя Коллегия экономии и считалась частью Синода, но она состояла из светских чиновников и находилась под административным надзором Сената.

В период правления Анны Иоанновны государственный контроль над церковным хозяйством был расширен. В марте 1733 г. обязанность финансовой отчётности Коллегии экономии перед Сенатом была подтверждена новым указом. А уже в апреле 1738 г. Коллегия экономии была передана из ведения Св. Синода в ведение Правительствующего Сената: «Синоду от сего времени той коллегии не ведать, понеже в оной коллегии состоят сборы и другие экономические дела, которые подлежат к ведению Сената, а духовных дел, какие бы могли касаться до Синода, не бывает»11.

После прихода к власти Елизаветы Петровны Св. Синод обратился к императрице с ходатайством об упразднении Коллегии экономии и возвращении полномочий в области хозяйственного управления и финансового контроля над церковными вотчинами Св. Синоду. В связи с этим 15 июля 1744 г. Коллегия экономии была упразднена. Финансовые и хозяйственные полномочия Св. Синода в сфере контроля над деятельностью церковных имений были восстановлены. В июле 1745 г. для управления церковным хозяйством в составе Св. Синода была создана Канцелярия синодального экономического правления. Членами канцелярии были назначены духовные лица. Но по вопросу о сотрудниках канцелярии между обер-прокурором Св. Синода Я. П. Шаховским и членами Св. Синода разгорелся конфликт. Обер-прокурор требовал назначить в канцелярию светских чиновников, а архиереи настаивали на служащих из числа духовенства. В конечном счете, победила точка зрения Я. П. Шаховского. Обер-прокурор также настоял на восстановлении статистической отчётности церковных учреждений. 1 октября 1748 г. по инициативе обер-прокурора был издан указ, потребовавший от Св. Синода представления точных данных о доходах и расходах церковных хозяйств, о денежных и зерновых запасах, о числе мужского населения вотчин и о формах натуральных повинностей крестьян12.

В годы Семилетней войны в условиях обострения бюджетного дефицита вновь был поднят вопрос об усилении государственного контроля над церковным хозяйством. 30 сентября 1757 г. вышел указ, согласно которому предполагалось во главе церковных вотчин поставить отставных офицеров. Но духовенству, благодаря поддержке Елизаветы Петровны, удалось воспрепятствовать реализации этого указа. Вновь этот же проект был реанимирован в период короткого правления Петра III весной 1762 г. Управление церковным хозяйством было изъято из рук Св. Синода и передано вновь учрежденной Коллегии экономии. В церковные имения были направлены офицеры, которым были переданы полномочия по управлению церковными вотчинами. Однако после свержения Петра III эти мероприятия были приостановлены. Желая получить поддержку со стороны духовенства, Екатерина II в августе 1762 г. упразднила Коллегию экономии. Офицеры были отстранены от управления церковными вотчинами, а сами вотчины были возвращены духовенству. Но уже 29 ноября 1762 г. была образована Комиссия о духовных имениях. Эта комиссия провела инвентаризацию церковного имущества, земельных владений и начала подготовку реформы церковного землевладения. Из числа светских чиновников в комиссию вошли обер-прокурор Св. Синода князь А. Козловский, князь А. Куракин, князь С. Гагарин, граф И. Воронцов и секретарь императрицы Г. Теплов. Из числа

10 Там же. С. 674. № 4919.

11 Полное собрание законов Российской империи. Т. 10. СПб., 1830. С. 458. № 7558.

12 Смолич И.К. История Русской Церкви. Кн. VIII. Ч. 1. М., 1996. С. 250.

духовенства вошли сторонники правительственной линии митрополит Новгородский Дмитрий (Сеченов) и архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Из числа противников реформы в комиссию входил только епископ Переяславль-Залесский Сильвестр (Страгородский). Но, ввиду собственной нерешительности, в комиссии он не стал отстаивать точку зрения церковной оппозиции. По решению комиссии в мае 1763 г. была учреждена Коллегия экономии духовных имений, подчинённая Сенату. В ведении Коллегии экономии после проведения секуляризации 1764 г. были переданы все населённые церковные вотчины вместе с крестьянскими наделами. Крестьяне получили название экономические крестьяне. «Барщина» — обработка монастырских и архиерейских земель — была отменена. Земли, которые раньше обрабатывались в пользу церковных учреждений, были переданы крестьянским общинам. В результате крестьянские наделы существенно возросли. Основной повинностью экономических крестьян стал оброк в размере 1,5 рублей в год. После проведения секуляризации монастырские и архиерейские крестьяне были освобождены от феодальной зависимости от монастырей и архиерейских домов и от всех выполняемых ранее видов повинностей. В ведении монастырей и архиерейских домов правительство оставило небольшую часть земельных наделов, сады, пастбища и рыбные тони. Монастырям оставили земельные наделы от 6 до 9 десятин, а архиерейским домам сохранили наделы до 30 десятин.

Секуляризация стала составной частью конфессиональной политики российского правительства. В XIX в. после завершения секуляризации церковных имений Православной Церкви была проведена секуляризация церковных имений Римско-Католической Церкви в западных губерниях. Католическое духовенство было переведено на штатное содержание из государственной казны. В рамках конфессиональной политики российское правительство регламентировало оборот вакуфов (земельных владений мусульманского духовенства) в Таврической губернии. Однако секуляризация вакуфов не проводилась в связи с тем, что мусульманское духовенство владело ненаселёнными землями.

После проведения секуляризации духовных имений структура доходов Православной Церкви существенно изменилась. Доходы от крестьян и от церковных имений были утрачены. Финансирование Церкви стало базироваться на двух основных источниках — средствах государственного казначейства и собственных доходах. Из государственного казначейства производилось содержание штатного духовенства архиерейских домов, военного, придворного духовенства и штатных монастырей. Архиерейские дома и монастыри были разделены на три класса. В соответствии с классом всем штатным монастырям было установлено денежное содержание. Заштатные монастыри были переведены на самофинансирование. Те монастыри, которые не были отнесены ни к штатным, ни к заштатным, были закрыты. Закрытию подлежали многие небольшие монастыри. В результате число монастырей сократилось с 881 до 386. Численность монашествующих сократилась вдвое — до 5.450 человек. После проведения секуляризации экономика и хозяйственная деятельность монастырей претерпела кардинальные изменения. Монастыри перешли на самообеспечение.

Обработка оставшихся у монастырей земельных наделов, производство и переработка сельскохозяйственной продукции были возложены на монахов и послушников. Изменилось и хозяйство архиерейских домов. Основными источниками епархиальных доходов стали свечной сбор, святительская дань, поступления от аренды недвижимости и от других видов хозяйственной деятельности.

Собственными доходами монастыри и архиерейские дома распоряжались самостоятельно. Система контроля со стороны Св. Синода сохранилась за расходованием денежных средств, выделяемых на содержание штатного духовенства из государственной казны.

Источники и литература

1. Покровский И.М.. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времён Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 году. Казань, 1907.

2. Полное собрание законов Российской империи. Т. 10. СПб., 1830.

3. Полное собрание законов Российской империи. Т. 7. СПб., 1830.

4. Полное собрание законов Российской империи. Т. 4. СПб., 1830.

5. Смолич И.К. История Русской Церкви. Кн. VIII. Ч. 1. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.