Научная статья на тему 'Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области «Математика»'

Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области «Математика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ / ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдыбаева Анна Игоревна

В статье говорится о роли предметной области «математика» в процессе формирования личностных результатов обучающихся. Приведены виды личностных результатов, примеры заданий и форм организации процесса обучения, способствующие формированию самоопределения обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области «Математика»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№3/2016

ISSN 2410-700Х

Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. -2016.С. 119-121.

3. Михайлова И.В. Подготовка юных высококвалифицированных шахматистов с помощью компьютерных шахматных программ и "интернет" : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Михайлова Ирина Витальевна; РГУФК. - М., 2005. - 24 с.

4. Михайлова И.В., Алифиров А.И. Теоретико-методологические основы метода мышления схемами шахматистов / Михайлова И.В., Алифиров А.И. // Результаты научных исследований Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович (15 февраля 2016 г.) в 4 ч. Ч/3 - Уфа: АЭТЕРНА. - 2016. С. 123-125.

© Михайлова И.В., А.И. Алифиров, 2016

УДК 372.8

Молдыбаева Анна Игоревна

Студентка 4 курса ИМФИ КГПУ им.В.П.Астафьева

г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

Аннотация

В статье говорится о роли предметной области «математика» в процессе формирования личностных результатов обучающихся. Приведены виды личностных результатов, примеры заданий и форм организации процесса обучения, способствующие формированию самоопределения обучающихся.

Ключевые слова

Личностные результаты обучения, самоопределение, обучение математике, формы организации обучения, примеры заданий.

В настоящее время происходит реформирование образования, обусловленное изменениями в обществе. Вступают в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты, основным требованием которых стала ориентация образовательного процесса на формирование личностных результатов обучающихся средствами различных предметных областей.

Значительным потенциалом для формирования личностных результатов обладает предметная область «Математика». В процессе изучения математики создаются благоприятные условия для формирования у обучающихся: самоопределения (умение выражать внутреннюю позицию; формирование адекватной самооценки; способность адекватно судить о причинах успеха/неуспеха в обучении и др.); смыслообразования (понимание истинного мотива учебной деятельности; проявление интереса к новому; проявление интереса к способу решения и общему способу действия; стремление к самоизменению -приобретению новых знаний и умений; умение устанавливать связь между учением и будущей профессиональной деятельностью); нравственно-этическую ориентацию (ориентации на моральные нормы и их выполнение).

Одним из основных личностных образований, на развитие которых должно быть направлено современное образования является самоопределение, поскольку именно сформированность этого качества обеспечивает успешность в любой сфере деятельности. Формированию данного качества способствует включение в содержание обучения математике проектных задач [1]. Решение проектных задач способствует освоению различных социальных ролей, формированию способности видеть сильные и слабые стороны

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

своей личности в различных социальных ситуациях, формулировать свою позицию и т.д.

Для формирования адекватной самооценки можно предлагать обучающимся выбирать уровень сложности заданий, которые они должны будут решить. При этом важным является аргументация обучающегося сделанного им выбора и его адекватности. Например: «Выберите неравенство, которое вы сможете решить:

а) х+3 > 5х-5; б) x2-8x+12 > 0; в) |x + 1| + |x - 1| > 2. Объясните свой выбор. Решите неравенство, которое вы выбрали. Какие знания и умения вы применяли при решении неравенства? Почему вы не выбрали другое неравенство?».

Адекватному оцениванию обучающимися своей деятельности и ее результатов, определению причин успеха и/или неуспеха способствуют также использование на уроках математики различных рефлексивных приемов. Например, «Дерево успеха», «Лестница успеха», «Вагончики», «Знаки».

Необходимо отметить, что на формирование самоопределение обучающихся средствами предметной области «Математика» влияет не только содержание обучения, но и формы организации деятельности. И здесь предпочтение следует отдавать групповым формам, работе в парах, т.е. тем видам деятельности в ходе которых происходит взаимодействие обучающихся, формируются навыки делового сотрудничества, внутренняя позиция обучающихся относительно рассматриваемой проблемы и умение выражать ее и т.д. Например, при изучении темы «Некоторые свойства прямоугольных треугольников» обучающиеся делятся на группы по четыре - пять человек. Каждой группе предлагаются карточки для исследования двух видов. В первой карточке обучающимся предлагается измерить катет, лежащий напротив угла в 30 градусов по готовым чертежам и заполнить таблицу. Во второй карточке обучающимся предлагается найти градусную меру угла, лежащего напротив катета, который в два раза меньше гипотенузы и также заполнить таблицу. Результатом такой работы является самостоятельное формулирование свойств прямоугольных треугольников. Затем предлагаются карточки для доказательства сформулированных свойств. В процессе такой работы у обучающихся будет возможность выразить свою версию формулировки или доказательства, что позволит им научиться корректно выражать свою точку зрения.

Таким образом, для формирования самоопределения обучающихся на уроках математики необходимо проводить отбор заданий согласно поставленной цели. Так же, необходимо внимательно относится к выбору формы организации деятельности на уроках.

Список использованной литературы: 1. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 - 30.

© Молдыбаева А.И., 2016

УДК 377

Непрокина Ирина Васильевна

Докт.пед.наук, профессор, Тольяттинский государственный университет, г.Тольятти, РФ

E-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ В КОЛЛЕДЖЕ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией процесса управления образовательными результатами в колледже. Содержится краткое описание функций всех субъектов процесса управления качеством подготовки квалифицированного специалиста, особое внимание уделяется мониторингу и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.