Научная статья на тему 'Формирование рынка наукоемкой продукции'

Формирование рынка наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1036
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НАУКОЁМКОЙ ПРОДУКЦИИ / СЕКТОР / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / THE MARKET OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION / SECTOR / INNOVATIVE STRATEGY / TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротун О. Н.

В статье рассматривается вопрос о том что компании занимающиеся наукоемким производством стоят на передовых позициях в соответствующих отраслях производств. На рост наукоемкого сектора влияют продажи продукции и услуг, соответствующих передовой техники и технологии; и увеличение доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции. Рост наукоемких рынков происходит за счет перераспределения финансовых, производственных, материальных и трудовых ресурсов с других рынков. Развитие наукоемкого рынка тесно связано с глобализацией экономики. В статье подчеркивается, что инновационная стратегия промышленных предприятий на современном этапе развития страны должна быть ориентирована на освоение базисных инноваций, которые позволяют перейти к новой технологической и товарной структурам производства и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MARKET OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION

In article the question on that is considered that the companies engaged in the high technology manufacture stand on the advanced positions in corresponding branches of manufactures. Growth of the high technology sector is influenced by sales about-duktsii and the services corresponding to a front line technicians and technologies; also have withdrawn-chenie a share of the population focused on consumption of vysokotehnologich production. Growth of the high technology markets occurs for the account pererasprede-lenija financial, industrial, material and a manpower from other markets. Development of the high technology market is closely connected with economy globalisation. In article it is underlined that innovative strategy promysh-lennyh the enterprises at the present stage of development of the country should be focused on development of basic innovations which allow to pass to new technological and commodity structures of manufacture and to provide competitiveness of the enterprises in the internal and external markets.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка наукоемкой продукции»

развития, однако, наиболее существенное значение для промышленного предприятия имеет знание и выявление резервов интенсификации использования производственных мощностей, а не экстенсивных, которые как, правило, ограничены.

Под явными резервами следует понимать очевидные различия вариантов получения определенного результата. Например, сравнение величины затрат на проведение проектирования изделия различными организациями с дальнейшим выбором оптимального варианта. Скрытые резервы требуют для своего обнаружения больше ресурсов и представляют собой различные по направленности факторы повышения эффективности инновационной деятельности. Подобное деление резервов на скрытые и явные направлено, по нашему мнению, на реализацию возможностей взаимодействовать с внешней средой.

Осуществляя поиск резервов необходимо знать, где следует искать их в первую очередь. Для этого мы предлагаем воспользоваться принципом приоритетности, который позволяет сузить фронт работ и сосредоточить усилия на наиболее эффективном, с точки зрения резервов, участке. Суть его состоит в том, что в производственной деятельности предприятия выделят так называемые «ведущие звенья» и «узкие места». К последним относят участки производства, где систематически не выполняются планы или имеются большие потери сырья. Выделив резервы «узких мест», их необходимо ранжировать с целью определения привлекательности для первоочередного исполь-

зования. Следует иметь ввиду, что принцип приоритетности обязательно должен использоваться с принципом комплектности. Иначе совершенствуя одно звено, резервоемкое в данный момент, можно упустить другое, например, вспомогательное или обслуживающее производство. Данные принципы нельзя противопоставлять, они должны дополнять друг друга.

Таким образом, была рассмотрена сущность понятия внутрипроизводственные резервы, выделены принципы их поиска и роль в повышении эффективности инновационной деятельности предприятия.

Литература:

1. Бенцман Б.Л., Ларин В.М., Герман И.М. Резервы, качество, эффективность. Саратов. Приволж.кн.издат.., 1974 - 197 с.

2. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1990 - 115 с.

3. Бондарь Ю.Г. Экономический анализ - основа поиска резервов. М.: Финансы и статистика. 1988.

4. Омаров А.М. Экономика промышленного предприятия. М.: Экономика, 1985 - 350 с.

5. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий. Учеб. для экон. спец. вузов/Каменицер С.Е., Русинов Ф.М и др. 2-е изд. перераб. и доп.

6. Яковлева О.П. Резе

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА НАУКОЕМКОИ ПРОДУКЦИИ

Коротун О.Н., аспирант МГТУ «МАМИ»

В статье рассматривается вопрос о том что компании занимающиеся наукоемким производством стоят на передовых позициях в соответствующих отраслях производств. На рост наукоемкого сектора влияют продажи продукции и услуг, соответствующих передовой техники и технологии; и увеличение доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции. Рост наукоемких рынков происходит за счет перераспределения финансовых, производственных, материальных и трудовых ресурсов с других рынков. Развитие наукоемкого рынка тесно связано с глобализацией экономики. В статье подчеркивается, что инновационная стратегия промышленных предприятий на современном этапе развития страны должна быть ориентирована на освоение базисных инноваций, которые позволяют перейти к новой технологической и товарной структурам производства и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Ключевые слова: рынок наукоёмкой продукции, сектор, инновационная стратегия, технологии.

FORMATION OF THE MARKET OF HIGH TECHNOLOGY PRODUCTION

Korotun O., the post-graduate student of MGTU «MAMI»

In article the question on that is considered that the companies engaged in the high technology manufacture stand on the advanced positions in corresponding branches of manufactures. Growth of the high technology sector is influenced by sales about-duktsii and the services corresponding to a front line technicians and technologies; also have withdrawn-chenie a share of the population focused on consumption of vysokotehnologich production. Growth of the high technology markets occurs for the account pererasprede-lenija financial, industrial, material and a manpower from other markets. Development of the high technology market is closely connected with economy globalisation. In article it is underlined that innovative strategy promysh-lennyh the enterprises at the present stage of development of the country should be focused on development of basic innovations which allow to pass to new technological and commodity structures of manufacture and to provide competitiveness of the enterprises in the internal and external markets.

Keywords: the market of high technology production, sector, innovative strategy, technologies.

Появление наукоемких производств является результатом ес- Необходимо иметь в виду, что приоритетное развитие сырье-

тественной эволюции технологического развития, когда все увели- вых отраслей, ставших к настоящему моменту ведущими в россий-

чивающиеся затраты на науку и образование потребовали созда- ской экономике, не способно кардинально и надолго решить задания в экономике контура, обеспечивающего отдачу затраченных чу экономического подъема.

средств, в том числе на расширение базы исследований и разрабо- Экономика, потенциал которой в значительной степени направ-

ток и улучшение системы образования. Прибыльность наукоем- лен на обслуживание экспорта сырья на мировой рынок, не может

ких производств на всех этапах их становления выше, чем в отрас- находиться длительное время в состоянии устойчивого равновесия

лях с консервативным типом развития. Характерная черта самых из-за резких колебаний конъюнктуры этого рынка и развития ресур-

крупных и преуспевающих наукоемких производств - большая часть сосберегающих технологий. К тому же это состояние стабилизирует

их продукции предназначена для удовлетворения потребностей и консервирует низкий научно-технический уровень промышленношироких слоев населения. Отсюда и высокие показатели рентабель- сти. Использование системы ценностей и экономических категорий

ности (как известно, в среднем в мировой экономике нормальным истекшего индустриального века при определении экономической

считается уровень рентабельности к инвестиционному капиталу в стратегии развития страны на ближайшее будущее, а особенно - на

размере 7-8%). Сведения, публикуемые в газете Financial Times о отдаленную перспективу - это шаг к еще большему отставанию в

первых 50 топ-компаниях мира, имеющих рентабельность свыше уровне развития России от экономически сильных стран. Россия, по

15% к инвестиционному капиталу, показывают, что они в основ- некоторым оценкам, обладает 28% мировых запасов минерально-

ном производят продукцию, соответствующую новейшему техно- сырьевых ресурсов и к 2015 г. увеличит их внутреннее потребление

логическому укладу (пятому или шестому по существующей хро- и внешние поставки в 2 раза. Развитие на этой основе приведет к

нологии). Из этого списка уже давно ушли компании, занимающи- некоторому росту ВВП, но радикального улучшения уровня жизни

еся добычей и переработкой полезных ископаемых.(4) не произойдет - по этому показателю Россия сейчас отстает в десят-

ки раз от развитых стран мира. При этом необходимо учитывать сильную конкуренция и высокую насыщенность рынка нефтегазового сырья, приносящего основной валютный доход и имеющего (в силу, главным образом, географических и природно-климатических причин) чрезвычайно высокую капиталоемкость отечественных сырьевых отраслей и себестоимость их продукции.

Например, у крупнейших нефтяных компаний соотношение затрат на научные исследования и разработки к объему продаж не достигает и 1%. В России картина иная: в 2008 г. из 20 крупнейших компаний 17 были сырьевыми и перерабатывающими (электротехническая, газовые, нефтяные, металлургические).

В целом объем мирового рынка наукоемкой продукции сегодня оценивается в 2,5 трлн. долл. и превосходит сырьевые и энергетические ресурсы. Предполагается, что через 15 лет он достигнет 4 трлн. долл. Один процент этой суммы (то есть 40 млр. долл.) примерно равен потенциальному нефтегазовому экспорту России. К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или в объеме продаж составляют не менее 3,54,5% (5). Но это барьерное значение критерия наукоемкости продукции не является строгим и всеобщим: методика отнесения затрат на НИОКР в разных странах неодинакова.

Существует и другой показатель - наукоотдача, под которым понимается соотношение объема продаж наукоемкой продукции к расходам на НИОКР за определенный период времени (как правило - год). Критерием эффективности наукоотдачи является относительный рост продаж новой (с точки зрения отличного от предыдущего поколения технических изделий) высокотехнологичной продукции с высокими потребительскими качествами на рынке по сравнению с ростом всего наукоемкого рынка (включая устаревшую продукцию, разработанную ранее, но еще продаваемую на рынке). На качество роста наукоемкого сектора влияют два обстоятельства: первое заключается в том, что рынок увеличивается в основном за счет продаж продукции и услуг, соответствующих передовой техники и технологии; второе - должна увеличиваться доля населения, ориентированного на потребление высокотехнологичной продукции.

Несмотря на все трудности переходного периода, Россия продолжает сохранять достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. Основная задача состоит в том, чтобы включить имеющиеся ресурсы в экономическое и технологическое возрождение страны, эффективно использовать имеющийся положительный опыт поддержки и развития инновационной деятельности.

Анализируя международный опыт, следует отметить, что развитие наукоемкого сектора экономики всегда и везде обостряет проблему высококвалифицированных кадров. Приглашение специалистов из других стран эту проблему полностью не решает, дефицит существует и увеличивается. Уже на протяжении 10-15 лет в экономически высокоразвитых странах мира наблюдается тенденция к снижению материальной составляющей в стоимости продукции и услуг (только 10-15%) и увеличения доли затрат на приобретение знаний и информации. Например, порог неотрицательной рентабельности российской нефти в 2,5 и более раз выше, чем нефти стран ОПЕК. Департаменте торговли США считает, что к 2011 г. кадровый дефицит в этой области превысит 1 млн. человек.

В формировании наукоемкого сектора рынка и наукоемких производств в индустриально развитых странах можно выделить следующие признаки:

- научные школы и передовые наука по всем основным направлениям фундаментальных исследований;

- эффективная общедоступная система образования и подготовки высококвалифицированных кадров;

- появление новых потребителей научно-технических новшеств;

- распространения нововведений и эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности;

- высокая динамичность производства, проявляющаяся в постоянном обновлении его элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и так далее), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;

- встроенность в мировую финансовую систему и активная способность формирования благоприятного инвестиционного климата в собственной стране;

- умелое использование преимуществ програмно-целевой методологии планирования и финансирования крупных научно-технических проектов, сочетающей целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

-высокая доля экспериментального и опытного производства в структуре производственного аппарата экономики;

-способность к активной и эффективной инвестиционной и инновационной;

-преимущественное использование в производстве только передовых технологий;

-высокие удельные затраты на НИОКР в структуре производства; -ключевая роль государственной поддержки (прежде всего финансовой и налоговой) инновационных проектов и производств на начальном этапе их становления;

-усовершенствование системы ценообразования, содержанием которого является учет всех издержек производства, включая затраты на исследования и разработки, на систему управления инновационными проектами, на систему образования и повышения квалификации работников, на систему реакреации высококвалифицированного персонала и так далее;

Наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, абсолютно преобладающего в общей численности занятых.

Рост наукоемких рынков происходит за счет перераспределения финансовых, производственных, материальных и трудовых ресурсов с других рынков. Развитие наукоемкого рынка тесно связано с глобализацией экономики.

Международное сотрудничество, привлечение иностранных инвестиций предоставляет значительные возможности для расширения сферы высоких технологий. Инновационная стратегия промышленных предприятий на современном этапе развития страны должна быть ориентирована на освоение базисных инноваций, которые позволяют перейти к новой технологической и товарной структурам производства и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках.

Самыми распространенным типом инноваций являются продуктовые, чье доминирование подтверждается данными Госкомстата РФ. При этом их характер продуктовых инноваций сильно различается между предприятиями. Для одних - это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других - повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. Именно производство новой продукции, способной удовлетворить запросы рынка, является для предприятий ведущим мотивом технологических нововведений. Практически на всех предприятиях целью технологических нововведений было повышение конкурентоспособности за счет улучшения качества продукции, снижения ее себестоимости, расширения номенклатуры и ассортимента выпускаемых изделий. Предпосылки инноваций могут быть различными: экономия ресурсов, экологические требования, совершенствование технологического процесса, недоступность передовых технологических решений.

Основной фактор неудовлетворительной конкурентоспособности - высокие издержки производства продукции, в которых определяющими являются материальные затраты. Технические инновации, то есть введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью радикального повышения качества уже выпускаемой.. Следовательно, важнейшее экономическое воздействие инновационной деятельности на конкурентоспособность - технологическое обновление предприятий на основе ресурсосберегающих технологий и повышения качества выпускаемой на их базе продукции за счет внедрения новых разработок

Литература:

1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. - М: Дело, 2002. - 280 с

2. Баркер А. Алхимия инноваций. - М.: ООО «Вершина», 2004. -224 с.

3. Фатхутдинов Р. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер, 2004. - 400 с.

4. http://www.mavriz.rU/articles/2001/2/1452.html

5. http://www.prime-tass.m/news/show.asp?id=886659&ct=news

6. http://www.ecfor.ru

7. http://www.sbrf.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.