Научная статья на тему 'Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков'

Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1740
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОМОБИЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ / КОНКУРЕНЦИЯ / КАЧЕСТВО ИЗГОТОВЛЕНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / AUTOMOTIVE COMPONENTS MARKET / COMPETITION / QUALITY OF MANUFACTURE / OPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрыночкин А. В., Аленина Е. Э., Гонтарь М. М.

Вопросы формирования рынка и развития производства автомобильных компонентов достаточно обширны и требуют постоянного внимания для нахождения основных путей их решения. В статье рассмотрены основные пути формирования рынка автомобильных компонентов, меры, которые необходимы при создании конкурентоспособных поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MARKET FOR AUTOMOTIVE COMPONENTS AND STEPS NEEDED TO CREATE COMPETITIVE SUPPLIERS

Issues of market formation and development of automotive components are extensive and require constant attention in order to find fundamental solutions. The article describes the main ways of forming the market for automotive components, measures needed to create competitive suppliers.

Текст научной работы на тему «Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. положительный результат только при их комплексном использовании.

Из всех рассмотренных моделей наиболее актуальной, с точки зрения сегодняшнего бизнеса, является Форсайт. Он используется не только в крупных компаниях, но и на уровне государств. За счет его использования формируются стратегические программы развития ведущих мировых стран, таких как Япония, США, и Страны Европейского Союза (Франция, Германия, Великобритания). Однозначно ближайшее будущее за этим инновационным инструментом. Что касается предшествующих Форсайту методов, то, несмотря на их довольно продолжительное использование, они не потеряли актуальность и в XXI веке. Они уступают Форсайту по новизне, но до сих пор используются компаниями в своей деятельности и привносят определенную эффективность в управление организацией.

Таким образом, каждая инновационная модель развития организации адаптирована под определенные условия применения, и это стоит учитывать при выборе инновационной модели развития организации.

Литература

1. Основы менеджмента: Конспект лекций./ Гольдштейн Г.Я. Таганрог: ТРТУ, 1997. 150 с.

2. http://future-control.ru/page/forecasting-planning

3. http://ru.wikipedia.org/wiki

4. http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/39/126/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki

6. http://www.virtass.ru/admin/pics/24 03 IO.pdf

7. http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-3/61.htm Принципы и классификация методов прогнозирования.

Формирование рынка автомобильных компонентов и меры, необходимые для создания конкурентоспособных поставщиков

д.э.н. проф. Дрыночкин А.В., к.э.н. доц. Аленина Е.Э. Гонтарь М.М.

Дипломатическая академия МИД РФ, МГТУ «МАМИ»

8(495) 223-05-23 доб. 1364

Аннотация. Вопросы формирования рынка и развития производства автомобильных компонентов достаточно обширны и требуют постоянного внимания для нахождения основных путей их решения. В статье рассмотрены основные пути формирования рынка автомобильных компонентов, меры, которые необходимы при создании конкурентоспособных поставщиков.

Ключевые слова: рынок автомобильных компонентов, конкуренция, качество изготовления, эксплуатация.

В настоящее время для автомобильной промышленности является более значимым решение проблем повышения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения и соответствия мировым стандартам.

Одним из главных условий для успешного развития отрасли автомобилестроения в современных условиях является наличие производства автомобильных компонентов, полностью отвечающих современным мировым требованиям.

Анализ номенклатуры и технического уровня компонентной базы отечественной автомобильной промышленности основывается на анализе конструкций компонентной базы (узлов, агрегатов и систем) современных легковых автомобилей и анализе тенденции их дальнейшего развития.

К основным компонентам автомобиля относятся кузов; силовая установка; шасси; электрика и электроника.

К базовым компонентам относят панели приборов в сборе; модули сидений; модуль-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. ный блок замков дверей (замки, электропировод); систему электронного управления; навигационную систему; модули охлаждения, климатическую систему; силовой агрегат; выпускные системы; светотехнику; модули передней подвески (стойку, тормоза, кулак); модули тормозов: (вакуумный усилитель, главный тормозной цилиндр); АВС; рычаги задней подвески; рулевой механизм в сборе.

Современное автомобилестроение за последние 15 лет характеризуется постоянным повышением потребительских качеств (комфортабельность, вместимость, динамические свойства, экономичность) автомобилей. Постоянно растет их безопасность (как активная, так и пассивная). Постоянно снижается негативное воздействие на окружающую среду от их эксплуатации.

Рациональная общая компоновка, в совокупности с узлами и агрегатами (габаритные размеры которых постоянно уменьшаются вследствие рационализации конструкции и применения новых материалов) позволяют получать большие размеры внутреннего пространства автомобили при незначительном приросте внешних габаритов.

В настоящее время нет ни одного современного автомобиля, у которого управление системами питания и зажигания (у двигателей с искровым зажиганием) не регулировались бы с помощью микропроцессорных систем управления.

Системы микропроцессорного управления внедряются и в другие узлы и агрегаты автомобиля: трансмиссию (как автоматическую, так и механическую), подвески колес, рулевое управление, тормозную систему, системы пассивной безопасности (ремни безопасности, надувные подушки и занавески безопасности), системы микроклимата и др.

Прогрессивная конструкция агрегатов, в совокупности с автоматизацией их управления, позволяет облегчить управление автомобилем и повысить безопасность его эксплуатации.

Российский рынок автомобильных компонентов включает в себя следующие секторы:

• комплектование (сборка) автомобильной техники отечественного производства;

• комплектование автомобильной техники ряда производств других государств СНГ;

• комплектование лицензионной автомобильной техники на новых производствах в России;

• компоненты отечественного производства для поставки в запасные части в Россию и на экспорт;

• компоненты инофирм для поставки в запасные части для иномарок и для лицензионной автомобильной техники.

Структурные составляющие подотрасли автомобильных компонентов, можно классифицировать в зависимости от степени сложности производимого продукта и их участия в производственной цепочке.

Рынок автомобильных компонентов подразделяется на первичный (компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере) и вторичный (запчасти для продажи через сервис и магазины).

В сегменте автомобильных комплектующих имеется значительный потенциал роста как на первичном, так и на вторичном рынке.

Первичный рынок имеет значительные возможности роста в средне- и долгосрочной перспективах благодаря следующим факторам:

• перспективе быстрого восстановления автомобильной отрасли;

• изменению в режиме промышленной сборки, направленному на ускорение локализации производства;

• заинтересованности российских автопроизводителей в приобретении комплектующих, соответствующих современным требованиям;

• развитию технологий в российской автомобильной отрасли, открывающих возможности для производителей высокотехнологичных компонентов. Перспективы вторичного рынка во многом определяются устаревшим автомобильным парком и растущей потребностью в

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. его обслуживании.

В настоящее время вторичный рынок превосходит первичный в стоимостном выражении, занимая 73% и 27% соответственно. Ожидается, что к 2014 году первичный сегмент займет 48% доли рынка и приблизится к структуре отрасли промышленно развитых стран.

В период перехода России к рыночной экономике принципиально изменились структура и объем потребностей в автомобильных компонентах, была создана конкурентная среда как для внутренних, так и внешних производителей.

До начала 90-х годов российские производители автомобильных компонентов в основном обеспечивали собственное производство автомобильной техники, а также поставляли ряд изделий (в основном двигатели и светотехнику) в другие республики. Вместе с тем, производители легковых автомобилей частично обеспечивались компонентами иностранных фирм.

На сегодняшний день происходит процесс «вынос» производства комплектующих в отдельные компании. Таким образом, были образованы компании Delphi и Visteon, которые «выделились» из GM и Ford соответственно. Сейчас это ведущие мировые поставщики первого уровня. Причем, помимо своих материнских компаний, такие поставщики начинают поставлять свои изделия и на сборочные конвейеры других автопроизводителей.

Производители компонентов и запчастей Оригинальные запчасти.............60-70%

_ж_

Оптовые поставщики компонентов и запчастей Центральные склады дистрибьюторов.. .50-60%

_X_

Розничные продавцы компонентов и запчастей Официальные дилеры и сервисные станции.....40-50%

Конченые потребители

Обслуживание у официальных дилеров 30-40%

Рисунок 1 - Доля различных сегментов или участников рынка на каждом этапе движения запчастей от производителя к потребителю

Подобные процессы на российских автозаводах начали наблюдаться в конце 90-х годов. Например, первым, кто стал применять такой процесс, была компания АвтоВАЗ, где в течение нескольких лет ряд производств был выведен за пределы предприятия в ранг самостоятельного юридического лица. По такой схеме были образованы предприятия «Детальст-ройконструкция»(ДСК), «Тольяттинский завод автоагрегатов» (ТЗА) и еще ряд предприятий. За счет выноса оборудования и технологии с Автоваза были созданы новые мощности, такие как «ВАЗинтерсервис», «Мотор-Супер», «ВАЗ-комплект», «Полад» и другие.

В целом мировая автомобильная промышленность уже давно перешла на систему, при которой сборка автомобилей по большому счету отделена от производства автомобильных компонентов. На российских предприятиях еще «глубина переработки» достаточно высока и достигает 50-60%. Тем не менее, процесс перехода на мировые стандарты продолжает интенсивно расти.

Если говорить о вторичном рынке, то автомобильные компоненты, поставляемые в запасные части, составляли порядка 5-7% от общего производства автомобильной техники, что

являлось достаточным.

В условиях кризисных явлений в экономике страны в целом и автомобилестроении в частности в период с 1991 по 1997 годы при незначительном увеличении парка грузовых автомобилей и автобусов и существенном сокращении закупок автомобилей эксплуатационными организациями в период финансового кризиса 2008 года последние вынуждены увеличивать закупки запасных частей (компонентов) для поддержания автомобилей в рабочем состоянии. Сложившееся положение привело к увеличению закупок компонентов для частичного и полного восстановления автомобильной техники до 8 - 10% на период с 2003 по 2005 годы и до 10-12% в 2010 году.

Значительное изменение структуры рыночного (платежеспособного) спроса также привело к увеличению спроса на запасные части (компоненты) для легковых автомобилей до 1520% от объема производства.

При оценке емкости рынка автомобильных компонентов необходимо различать два уровня его емкости: потенциальный и рыночный. Действительно, емкостью рынка является первый уровень, который необходимо исследовать и рассчитывать. Потребность в комплектующих для первичного рынка формируется производством автомобилей и определяется объемами их выпуска на сборочных конвейерах. При анализе рынка выявляется потребность автомобилей в запасных частях - это технически обоснованное количество, которое необходимо для поддержания в исправном состоянии парка автомобилей в пределах заданного срока службы. Потребность в запасных частях для вторичного рынка возникает при проведении технического обслуживания и ремонта, а также в связи с аварийными ремонтами. Она определяется исходя из двух основных параметров - парка автомобилей и эксплуатационного ресурса запасных частей.

Эксплуатационный ресурс (технический) - это наработка узла или детали до достижения им предельного состояния, при котором его дальнейшая эксплуатация невозможна или нежелательна из-за снижения эффективности либо возросшей опасности для человека. Реальный эксплуатационный ресурс различных деталей одного наименования может быть совершенно разным. Поэтому для определения емкости рынка используется расчетный ресурс деталей - средневзвешенная величина по некоторому числу данных по каждой позиции. Для определения используются как эксплуатационные данные конкретных моделей, полученные из различных источников, так и экспертные оценки специалистов.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, которые могут как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Основные факторы, которые характеризуют объективную потребность в запчастях для вторичного рынка в России, следующие:

• размеры и структура автомобильного парка;

• надежность конструкций моделей;

• уровень качества изготовления автомобилей;

• условия эксплуатации автомобилей;

• уровень качества сервисного обслуживания и ремонта;

• фактический срок службы и эксплуатации автомобилей;

• цены на запасные части и услуги автосервиса;

• наличие средств у потребителей на запчасти и сервис.

По прогнозам на период после 2010 г., в процессе сокращения разрыва между потенциальным и платежеспособным рыночным спросом на автомобильную технику поставки компонентов в запасные части составят порядка 5-7% от общего производства грузовых автомобилей и автобусов и до 8-10% по легковым автомобилям.

Исходя из изложенного, можно констатировать, что общий рынок компонентов для грузовых автомобилей в 2000 году составил 211 тыс. комплектов, в 2005 году - 236 тыс. комплектов и в 2010 году около 320 тыс. комплектов, автобусов соответственно - 60, 85 и оце-

ночно 96 тыс. комплектов, и легковых автомобилей - 1133, 1325 и около 2200 тыс. комплектов (рисунок 2).

-^Легкоеые -в-ГрузоЕые Автобусы

Рисунок 2 - Изменение рынка автомобильных компонентов в России

на период до 2015 г.

Структура рынка автомобильных компонентов в России по секторам потребителей приведена на рисунке 3.

■ Комплерстовение автомобилей отечественного производстве

■ комплектование авшглэбилей грсизводсте друтх пхудерсге СНГ

■ Котлйьгтювэпие лицензио<нньк автомобилей на новых производствах ё Роями

Компоненты отечественного производства для гоставки в запасные части №мю«ен1ытофцзмдлягтостаЕкибзапжные части

Рисунок 3 - Состояние и прогноз структуры автомобильных компонентов по секторам

потребителей

На основе прогноза рынка автомобильной техники можно спрогнозировать и рынок ав-токомплектующих.

На рисунке 4 показан прогноз развития общего объёма рынка автокомплектующих в стоимостном выражении на период до 2020 года, а на рисунке 5 и 6 - прогноз развития пер-винного и вторичного рынка автокомпонентов соответственно.

6000

5000

4000

10 >-

^ 3000

о.

с:

2000

1000 0

Российского производства ■■ Поставляемые из-за рубежа

Общий объем рынка авто компоненте в

Рисунок 4 - Прогноз развития общего объёма рынка автокомпонентов

на период до 2020 года

2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡прогноз) 2020 г.

(прогноз)

Рисунок 5- Прогноз развития первичного рынка автокомпонентов

на период до 2020 года

Как известно, развитие автомобильной промышленности в практике мирового автостроения в основном определяется техническим уровнем конструкции и качеством производимых компонентов (двигателей, агрегатов трансмиссии, электронных систем управления и

4800

2000

2790

1590 -

1140

2008 г. 2015 г. (прогноз) 2020 г. (прогноз)

электрооборудования), которые должны удовлетворять не только требованиям выпускаемой сегодня продукции, но и в значительной мере требованиям перспективы развития автотранс-

(прогноз) Z0Z0 г.

(прогноз)

Рисунок 6 - Прогноз развития вторичного рынка автокомпонентов

на период до 2020 года

В России производство автомобильных компонентов традиционно сосредотачивалось, в основном, на крупных автомобильных объединениях (ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, КамАЗ и др.), которые решали и решают в первую очередь проблему обеспечения собственной потребности в этих компонентах. При этом разработка новых агрегатов обычно осуществляется одновременно с созданием новых моделей автомобилей, что приводит к значительному увеличению сроков освоения производства новых автотранспортных средств и к отставанию от передового технического уровня автомобильной техники.

Вместе с тем, как показывает мировой опыт, наличие широкой сети специализированных фирм (со своими научно-техническими центрами) по производству агрегатов, узлов и их составляющих обеспечивает высокую мобильность и маневренность как при модернизации выпускаемой продукции, так и освоении новых моделей автомобильной техники, так как объем и сроки подготовки производства на головных (сборочных) заводах существенно уменьшаются. При этом снижается и стоимость продукции.

В настоящее время в России около 200 отечественных предприятий поставляют более 6 тыс. наименований комплектующих. К сожалению, качество продукции многих российских поставщиков пока оставляет желать лучшего. Достижение мирового уровня качества отрасли в целом потребует еще очень значительных усилий от большинства предприятий отрасли.

Тем не менее, уже в настоящее время в российской индустрии поставщиков существует и быстро расширяется сегмент предприятий, способных отвечать мировым стандартам. Его развитие стимулируется тем, что международные компании - производители автомобилей и автомобильных компонентов - наращивают свое присутствие в России. Российские и иностранные поставщики высоко оценивают возможности роста российского автомобильного рынка. К настоящему моменту более 40 международных поставщиков уже организовали собственное производство на территории России.

Основной формой сотрудничества производителей автокомпонентов должно стать партнерство ведущих международных поставщиков с местными производителями. По сравнению с организацией собственного производства «с нуля» партнерство привлекает иностранного поставщика с точки зрения разделения рисков, быстрого выхода на рынок, досту-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. па к местным компаниям и отраслевым экспертам.

Факторы, которые мотивируют иностранных производителей развивать производство компонентов в России:

1. Привлекательность российского рынка.

2. Относительно дешёвая рабочая сила.

3. Квалифицированная рабочая сила.

4. Доступ к рынку сырья.

5. Благоприятные условия для экспорта.

6. Относительно дешёвая электроэнергия.

7. Другие факторы.

При детальном анализе этих факторов для ускорения процесса прихода западных производителей автокомпонентов в Россию выделяют два типа направлений:

• первое стимулирует развитие производства автокомпонентов (такое как снижение таможенных пошлин на ввоз комплектующих для автозапчастей до 1-3% (Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2006 года №566)); гарантии инвесторам (защита от будущих законов, применение которых могло бы ухудшить экономику инвестиционных проектов, гарантии не ухудшения коммерческих условий проектов на период окупаемости инвестиций); введение новых категорий инвесторов и наполнение их правовым содержанием (например, «стратегические инвесторы», что дает право на получение налоговых льгот и некоторых привелегий)),

• второе препятствует развитию производства (необходимость заключения индивидуальных соглашений с МЭР; поэтапная локализация которая приведет к повышению себестоимости ввоза из-за распада комплекта запчастей на отдельные компоненты, что влечет за собой дополнительные расходы на оформление каждой позиции (таможенное оформление); административная ответственность в случае невыполнения заявленной степени локализации).

Освоение производства автомобильных компонентов вместе с мерами по реструктуризации действующих производств и ступенчатого тарифного регулирования их импорта позволит значительно улучшить экономические показатели автомобильной отрасли и создать диверсифицированную и мобильную структуру отрасли.

Основной проблемой заводов, выпускающих комплектующие изделия является износ основных фондов, достигающий в ряде случаев 70%. Это имеет два принципиальных следствия: во-первых, невысокое качество продукции; и во-вторых, физическая невозможность производить более современные и технологичные изделия. Как итог - низкая конкурентоспособность отечественных предпрятий, не позволяющая им получить достаточные финансовые средства для модернизации производства. По сути, возникает замкнутый круг, выход из которого очень не прост.

К тому же, автомобильные компоненты иностранного производства постепенно вытесняют российскую продукцию. Причём конкурентами выступают зачастую производители из стран Восточной Европы и СНГ. Правда, следует учитывать, что это отнюдь не является следствием их «славного советского» прошлого, когда многие производства в этих странах были созданы при активнейшем содействии СССР, и на что ссылаются отдельные авторы. Скорее, причина их успеха на отечественном рынке обьясняется приходом финансово мощных инвесторов и последовавшей вслед за этим технологической реорганизацией. В связи с этим, к сожалению, отечественные заводы всё чаще проигрывают иностранным поставщикам из Польши, Словакии, Словении, Китая и других стран, ранее не относившихся к автомобилестроительной элите. Даже на вторичном рынке, где главенствующим для для потребителей фактором покупки является соотношение цены - качества, наблюдается оттеснение российской продукции на второй план.

Конкурировать с иностранными производителями автокомпонентов можно только по-

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. вышением качества (включая технический уровень комплектующих).

Анализ выпускаемых отечественной промышленностью комплектующих изделий предопределяет четыре основных направления в технической и инвестиционной политике:

1. Выпуск отечественных компонентов на имеющихся производственных мощностях с их текущей модернизацией.

2. Производство автомобильных компонентов на базе использования технологического потенциала отечественных производителей и зарубежных фирм, включая страны СНГ (совместные производства).

3. Строительство специализированных предприятий по производству компонентов, оказывающих наибольшее влияние на технический уровень автомобилей и двигателей, включая лицензионное.

4. Прямые закупки компонентов по импорту.

Политика в области обеспечения автомобильных производств компонентами остается неизменной и учитывает такие факторы, как:

• приоритетность государственной поддержки работ по созданию и освоению производств прогрессивных компонентов;

• привлечение иностранных стратегических партнеров и инвесторов к организации в России новых производств наиболее важных компонентов.

Ключевыми факторами создания конкурентоспособных поставщиков автокомпонентов являются:

• наличие финансовых ресурсов для разработки и постановки на производство новой продукции.

• применение современных технологий производства.

• внедрение системы менеджмента качества по стандарту ISO/TS - 16949.

• кооперация с ведущими мировыми производителями автокомпонентов, сырья и материалов.

• наличие развитой оптимальной инфраструктуры поставок.

• интеграция поставщиков в процесс производства автомобильной техники.

Автокомпоненты, производство которых необходимо создать в России на период до 2020 года приведены в таблице 1.

Таблица 1

Создание новых автомобильных компонентов в России на период до 2020 года

Двигатели бензиновые, объемом 1,0-1,8 л - 1200 — 1500 тыс. шт./год

Двигатели дизельные, объемом 1,6-3,0л - 8000 тыс. шт./год (15% объема производства легковых автомобилей + ЬСУ)

Автоматические коробки передач: для легковых автомобилей для автобусов и грузовых автомобилей -1500 тыс. шт./год (30% объема производства легковых автомобилей) - 18 тыс. шт./год (100 %городские автобусы), - 40 тыс. шт./год (50% магистральные автопоезда)

Подушки безопасности -4900 тыс. комплектов /год (100% объема производства легковых автомобилей)

Инерционные ремни безопасности с преднатягом -5800 тыс. комплектов /год (100% объема производства легковых автомобилей и автобусов)

Компоненты электронных систем управления двигателя -5800 тыс. комплектов /год (100% объема производства автомобилей и автобусов)

Системы кондиционирования (компрессор, конденсатор, испаритель, контроллер) -2900 тыс. комплектов /год (50% выпуска автомобилей и автобусов)

Крупногабаритные элементы из пластмассы (обивка, бамперы, стекла, сиденья) и т. д. - 5800 тыс. комплектов /год (100% объема производства автомобилей а автобусов)

Тахографы 830 тыс. шт. в год - 100% объема производства автобусов и грузовых автомобилей

Компоненты для автомобилей с комбинированными энергоустановками - 150 тыс.шт. в год

Основными направлениями развития современной индустрии автокомпонентов явля-

ются:

• модернизация имеющихся производственных мощностей по выпуску автокомплектую-щих, в том числе выводимых из состава автомобильных заводов;

• создание производственных мощностей на базе существующих промышленных предприятий с использованием передовых отечественных разработок и лицензионных соглашений с участием иностранного капитала и иностранных компаний с возможностью до 30% экспорта;

• строительство (реконструкция) специализированных предприятий по производству двигателей и агрегатов автомобилей зарубежными и российскими инвесторами.

Выводы

Будущее российского автомобилестроения невозможно без коренного улучшения качества производимых в России комплектующих. Производство автокомпонентов, как и автомобилестроение, очень технологично, что создает необходимость для российских предприятий либо привлекать иностранных партнеров, либо покупать сами технологии. Финансовые возможности российских производителей комплектующих в большинстве случаев не позволяют им осуществлять закупки импортных технологий, поэтому российские автосборочные предприятия активно участвуют в формировании СП с иностранными производителями автомобильных комплектующих. Расширение рынка сбыта новых иномарок, рост сервисных центров обслуживания автомобилей, увеличение их сборки в России и повышение качественных требований к поставщикам комплектующих, наряду с государственной поддержкой, должны стимулировать рост прямых иностранных инвестиций в российский сектор производства автомобильных компонентов.

Литература

1. http://www.toyota-club.net/files/reglament/10-05-10 strateg.htm - Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года

2. Об утверждении стратегии развития автомобильной промышленности на период до 2020 года // Приказ Министерства Промышленности и Торговли РФ. - 23.04.2010 № 319

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.