Научная статья на тему 'Формирование российской политики привлечения иностранных инвестиций'

Формирование российской политики привлечения иностранных инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
684
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПОЛИТИКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косинцев Александр Петрович, Куклина Ольга Александровна, Мальцев Александр Андреевич

Анализируются динамика и структура иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику РФ. Проводится корреляционный анализ влияния притока иностранных инвестиций на макроэкономические показатели России (экспорт, импорт, ВВП, валовое накопление, промежуточное потребление, оплата труда наемных работников, расходы на конечное потребление и др.), по результатам которого составляется рейтинг взаимозависимости показателей. Предлагаются принципы и механизм формирования эффективной государственной политики по привлечению иностранного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование российской политики привлечения иностранных инвестиций»

КОСИНЦЕВ Александр Петрович

Доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактные телефоны: (343) 323-39-89, 251-96-10 е-mail: alekoss@rambler.ru

КуКЛИНА Ольга Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 е-ішН: kuklina@e1.ru

МАЛьЦЕВ Александр Андреевич

Аспирант кафедры мировой экономики

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-10 е-1шН: almalzev@mail.ru

Формирование российской политики привлечения иностранных инвестиций1

Ключевые слова: иностранные инвестиции; макроэкономические показатели; политика привлечения иностранного капитала в экономику России.

Аннотация. Анализируются динамика и структура иностранных инвестиций, привлекаемых в экономику РФ. Проводится корреляционный анализ влияния притока иностранных инвестиций на макроэкономические показатели России (экспорт, импорт, ВВП, валовое накопление, промежуточное потребление, оплата труда наемных работников, расходы на конечное потребление и др.), по результатам которого составляется рейтинг взаимозависимости показателей. Предлагаются принципы и механизм формирования эффективной государственной политики по привлечению иностранного капитала.

В процессе активного включения России в систему мирового хозяйства возрастает интерес зарубежного капитала к емкому и перспективному российскому рынку. В табл. 1 представлена динамика притока иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации за 1995-2007 гг.

Сдержанная динамика притока иностранных инвестиций в российскую экономику в посткризисный период 1999-2002 гг. сменилась в 2003-2007 гг. тенденцией опережающего роста прямых иностранных инвестиций относительно темпов расширения масштабов внутреннего отечественного капитала и динамики ВВП. 2007 г. характеризуется рекордно высокими темпами роста средств, вложенных иностранными инвесторами в российскую экономику. В 2007 г. в РФ поступило 120,9 млрд дол. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза выше показателя 2006 г. [8].

1 Статья выполнена в рамках гранта РГНФ-Урал № 08-02-83206а/У

© Косинцев А. П., Куклина О. А., Мальцев А. А., 2009

Таблица 1

Динамика и структура притока иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в 1995-2007 гг. [9]

Год Всего Прямые Портф ельные Прочие

млрд дол. % млрд дол. % млрд дол. %

1995 2,9 2,0 67,7 0,04 1,3 0,9 31,1

1996 6,9 2,4 35,0 0,1 1,8 4,4 63,2

1997 12,3 5,3 43,4 0,7 5,5 6,3 51,1

1998 11,8 3,4 28,6 0,2 1,6 8,2 69,8

1999 9,6 4,3 44,6 0,03 0,3 5,3 55,1

2000 10,9 4,4 40,4 0,14 1,3 6,4 58,3

2001 14,3 3,9 27,9 0,45 3,2 9,8 68,9

2002 19,8 4,0 20,2 0,47 2,4 15,3 77,4

2003 29,7 6,8 22,9 0,40 1,3 22,5 75,8

2004 40,5 9,4 23,3 0,33 0,8 30,7 75,8

2005 53,6 13,1 24,4 0,45 0,8 40,1 74,8

2006 55,1 13,7 24,9 3,20 5,8 38,2 69,3

2007 120,9 27,8 23,0 4,20 3,5 88,9 73,5

Среди факторов, позитивно влияющих на инвестиционную привлекательность российской экономики, на первое место потенциальные инвесторы ставят значительный рынок сбыта как потребительских, так и промышленных товаров, высокие темпы экономического роста. По оценкам инвесторов, по таким показателям, как рентабельность инвестиционных проектов и условия ведения бизнеса, ситуация в России достаточно благоприятна. К числу основных конкурентных преимуществ России можно отнести квалифицированную рабочую силу, высокие темпы роста экономики, высокий научный потенциал, значительные запасы природных ресурсов.

В проведенном авторским коллективом исследовании проанализирована взаимосвязь притока иностранного капитала со следующими макроэкономическими показателями: экспорт, импорт, внешнеторговый оборот ВВП, оплата труда наемных работников, промежуточное потребление, расходы на конечное потребление, валовое накопление [10]. Первые три показателя (внешнеторговый оборот, экспорт, импорт) имеют непосредственное отношение к международным экономическим отношениям, остальные характеризуют внутреннюю экономическую ситуацию страны и анализируются с целью выявления взаимосвязи между ввозом капитала в страну и уровнем ее экономического благосостояния.

Вполне закономерно, что «внешнеторговые» показатели выражены в той же валюте, что и ввоз капитала - в долларах США, а остальные - в рублях. Исходя из этого при сопоставлении притока иностранного капитала с первыми тремя показателями анализ производился в абсолютном выражении (в млрд дол.), а с последними - в процентах к предыдущему году, т. е. отслеживалась взаимосвязь тенденций изменения показателей. Кроме того, для определения степени взаимосвязи показателей был рассчитан коэффициент корреляции для каждой пары показателей (чем ближе он к единице, тем сильнее взаимосвязь).

Результаты корреляционного анализа показателей ввоза капитала представлены в виде рейтинга в табл. 2.

Представленные результаты свидетельствуют о наличии тесной связи между притоком иностранного капитала и другими макроэкономическими показателями.

Наибольший коэффициент корреляции, т. е. степень взаимосвязи, зафиксирован между показателями ввоза капитала и валового накопления. Эта взаимосвязь вполне логична: привлечение иностранных инвестиций в экономику страны ведет к созданию

новых рабочих мест, к повышению уровня зарплаты и т. д. Следовательно, для повышения валового накопления необходимо проводить политику стимулирования притока капитала.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа ввоза капитала и макроэкономических показателей

Показатель Коэффициент корреляции

Валовое накопление 0,985

Импорт 0,984

Промежуточное потребление 0,967

Оплата труда наемных работников 0,960

Расходы на конечное потребление 0,955

Экспорт 0,947

ВВП 0,927

Интересный результат демонстрирует взаимосвязь между ввозом капитала и импортом. Согласно теориям международной торговли и инвестиций торговые ограничения на импорт товаров стимулируют иностранных производителей осуществлять зарубежные инвестиции [1; 3; 7]. В этом случае иностранные инвестиции носят ярко выраженный характер импортозамещения. Однако часто при организации производства на месте иностранные инвесторы прибегают к импорту, чтобы восполнить недостающие или использовать более дешевые ресурсы другой страны; происходит импорт оборудования, необходимого для налаживания производства. Таким образом, либерализация внешней торговли приводит к увеличению притока иностранного капитала.

Спорным вопросом в привлечении зарубежных инвестиций является стоимость оплаты труда в принимающей стране [2; 3; 5]. С одной стороны, иностранные инвесторы заинтересованы в использовании дешевых трудовых ресурсов (с целью экономии на издержках). С другой стороны, с ростом оплаты труда наблюдается и рост платежеспособности населения, что проявляется в увеличении потребления. Проведенный анализ показал тесную связь между ростом иностранных инвестиций, промежуточным потреблением и оплатой труда. Исходя из этого можно сделать вывод, что иностранных инвесторов в России привлекает не дешевая рабочая сила, а емкий и перспективный внутренний рынок.

Что касается взаимозависимости экспорта и притока капитала, то здесь ситуация очевидна. Иностранные инвестиции в России направляются в основном в экспортоориентированные отрасли (табл. 3).

Таблица 3

Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику

в 2005-2007 гг. [9]

Отрасль Млн дол. Изменение, % к предыдущему году % к итогу

2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007

Промышленность 24 318 24 607 50 163 120,6 101,2 203,9 45,3 44,7 41,5

Транспорт и связь 3 840 5 297 6 703 188,9 137,9 126,5 7,2 9,6 5,5

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий 20 461 13 089 47 310 156,9 64,0 361,4 38,1 23,8 39,1

Окончание табл. 3

Отрасль Млн дол. Изменение, % к предыдущему году % к итогу

2005 2006 2007 2005 2006 2007 2005 2006 2007

Операции с недвижимым имуществом 2 602 5 998 8 414 101,2 230,1 140,3 4,8 10,9 7,0

Финансовая деятельность 1 813 4 698 4 450 181,1 259,1 94,7 3,4 8,5 3,7

Прочие отрасли 617 1 420 3 901 36,4 231,8 274,7 1,2 2,5 3,2

Наибольший рост иностранных инвестиций в промышленность (210,9% от уровня 2006 г.) отмечен в обрабатывающих отраслях (в 2006 г. наблюдалось снижение на 15,8% к 2005 г.). Иностранные вложения в добывающую промышленность за 2007 г. выросли в 1,9 раза (в 2006 г. отмечался рост на 52,5%). В обрабатывающей промышленности в 4,1 раза выросли инвестиции в металлургию, в 2,1 раза - в пищевую промышленность и на 4,3% - в химическое производство, достигнув показателей в 15,2; 12,9 и 1,6 млрд дол. соответственно (рис. 1). Поэтому политика, направленная на стимулирование экспорта, будет способствовать увеличению ввоза капитала.

Прочие

отрасли-26 Добычап°лезных

Химическое производство - 3

Пищевая промышленность - 6

Металлургия - 30

Рис. 1. Отраслевая структура иностранных инвестиций в промышленность в 2007 г., % [9]

Следует отметить также, что с появлением нового производства появляются новые рабочие места, возрастает конкуренция, повышается оплата труда, платежеспособность населения, следовательно, возрастают промежуточное потребление и расходы на конечное производство. Это ведет к повышению ВВП и валового накопления. При расширении производства увеличивается и экспорт, платежный баланс страны выравнивается. Таким образом, приток иностранного капитала не может рассматриваться как обособленный процесс, характеризующий отдельную сторону экономической ситуации в стране. Показатель ввоза капитала, как мы имели возможность убедиться в результате корреляционного анализа, четко взаимосвязан с другими макроэкономическими показателями. Следовательно, изменение показателя притока капитала повлияет на изменение десятков других показателей.

Выявление наличия и степени взаимосвязи показателя ввоза иностранного капитала с другими макроэкономическими показателями имеет практическую ценность. Знание этой взаимосвязи позволяет проводить коррекционную экономическую политику.

В рамках изучения российского и зарубежного опыта авторским коллективом сформулировано семь принципов построения эффективной политики привлечения прямых иностранных инвестиций [4].

1. Принцип «одного окна» означает упрощение процедур согласования и получения разрешительной документации при разработке и реализации инвестиционных проектов, а также обращение в одну организацию при возникающих проблемах.

2. Принцип благоприятного инвестиционного климата подразумевает поддержку инвесторов после совершения капиталовложений, которая оказывается иностранным компаниям после их учреждения и во время ведения их деятельности. Инвесторы быстро распространяют в своих кругах информацию о благоприятном или неблагоприятном ведении деятельности в том или ином регионе. Если для иностранных предпринимателей создаются благоприятные условия, они непременно сообщат об этом своим бизнес-партнерам (потенциальным инвесторам).

3. Принцип «дедушкиной оговорки» состоит во введении иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестиций, в сохранении стабильных условий хозяйствования, в предоставлении законодательных гарантий инвесторам.

4. Принцип равенства означает создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, размера инвестиций и страны инвестора.

5. Принцип либерализации заключается в снятии барьеров (либерализация внешнеторгового и налогового режима) при ввозе в страну современного технологического оборудования, требуемого для модернизации действующих предприятий.

6. Принцип прозрачности означает получение инвесторами достоверной и доступной информации об ограничениях, программах, льготах с целью анализа и выбора проектов.

7. Принцип социальной направленности инвестиций подразумевает стимулирование иностранных инвестиций на создание дополнительных рабочих мест, на решение проблем развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, науки и т. д.

Проведенное исследование позволило выявить, что, как правило, ядро региональной политики привлечения иностранного капитала составляют стимулирование, координация деятельности и мониторинг последствий принимаемых решений с последующей их корректировкой. Регулирующие функции регионального управления привлечением иностранных инвестиций строятся согласованно с внешнеэкономической политикой страны (рис. 2).

Привлечение зарубежного капитала осуществляется последовательно. Для стимулирования иностранных инвестиций необходимо создавать комплексные программы на уровне регионов, охватывающие значительный временной отрезок и направленные на наиболее эффективное развитие территорий, отраслей и предприятий.

Содержательную часть этих программ должны определять два главных постулата: набор конкретных стимулов и стабильная предсказуемость действий властных структур по их корректировке. Структурное наполнение программ выражается в различных стимулах, которые сгруппированы на рис. 3.

Вторым направлением политики привлечения прямых иностранных инвестиций является координация и контроль за привлечением зарубежного капитала в экономику страны и регионов. Зарубежный опыт показывает, что западные страны создают ответственные организации (региональные отделы, агентства), которые разрабатывают и осуществляют политику привлечения иностранных инвестиций. Перед этими организациями ставятся специфические цели, указанные на рис. 4. Для достижения поставленных целей организации изучают практику ведущих регионов и стран мира, убеждают федеральное правительство считаться с нуждами и возможностями регионов при разработке национальной внешнеэкономической политики, проводят информационные, промоутерские кампании и мероприятия по созданию имиджа региона, консультируют предпринимателей, разрабатывают комплексные программы привлечения прямых иностранных инвестиций и т. д.

Политика привлечения прямых иностранных инвестиций

4 4

Стимулирование привлечения ПИИ Координация и контроль за привлечением ПИИ Регулирование ПИИ

Согласование политики с федеральным уровнем власти

Проведение информационных кампаний

Предоставление помощи, услуг

Учет негативных влияний

Л

Выбор направлений внешнеторговых стратегий -

Стратегия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

импортозамещения

Цель: защита отечественных новых или слаборазвитых отраслей

промышленности

Стратегия экспортного развития

Цели:

- содействие развитию национального производства с учетом передачи зарубежных технологий;

- повышение прибыли местных производителей

Рис. 2. Направления региональной политики привлечения прямых иностранных инвестиций [4]

Стимулы, предлагаемые иностранным инвесторам

Финансовые стимулы -► Кредитование со стороны региональной администрации; гарантии по займам; субсидирование и разработка облигационных программ развития промышленности; кредиты на создание рабочих мест, покупку оборудования

Фискальные стимулы -► Налоговый кредит; налоговые льготы (налог на прибыль, налог на имущество); освобождение от уплаты налогов; льготы на закупку оборудования по контролю над загрязнением окружающей среды

Специальные стимулы и программы - Льготы на уровне зон предпринимательства, технологических парков; кредитование развития компании (на строительство и расширение производства); льготы на обучение персонала; программы содействия экспорту; программы развития малого и среднего предпринимательства; программы развития высоких технологий

Организационно- -► Содействие в организации семинаров по управлению; проведение маркетинго-

содействие вых исследований; создание лицензионных центров

Рис. 3. Группировка стимулов комплексных инвестиционных программ [4]

Третьим направлением политики привлечения прямых иностранных инвестиций является регулирование деятельности зарубежных предпринимателей. Регулирующие функции управления привлечением иностранного капитала строятся согласованно с внешнеэкономической политикой страны (политикой импортозамещения или политикой экспортного развития) [6]. Содержание внешнеторговой политики отражается на пакете государственных ограничений в отношении ПИИ (доля зарубежной

собственности, свобода доступа на рынок принимающего региона, требование экспорта части произведенной продукции, установление квоты использования местной рабочей силы и др.), а также на формах стимулирования экспорта продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями, и получения преимуществ для национальных факторов производства.

Цели, которые преследуют региональные органы власти при реализации политики привлечения ПИИ

Получить выгоды от привлечения иностранного капитала Найти возможности для малого и среднего - бизнеса в торговле, инвестициях и международном сотрудничестве

Убедить крупные корпорации и местное население в том, что иностранные инвестиции выгодны региону Объяснить иностранным предпринимателям, - что они получат выгоду от вложения инвестиций в регион

Рис. 4. Цели региональных органов власти по привлечению иностранного капитала

В рамках стратегии экспортного развития прямые иностранные инвестиции рассматриваются как источник стимулирования экспорта с использованием местной рабочей силы и природных ресурсов. На рис. 5 показаны возможные налоговые стимулы для фирм, расширяющих экспорт.

Рис. 5. Налоговые стимулы для фирм, расширяющих экспорт

Привлечение зарубежного капитала необходимо осуществлять последовательно, исходя из целей экономического развития страны: определение конкретной отрасли экономики (объекта инвестирования); выбор конкретной страны-инвестора; ориентация на тип необходимых инвестиций; определение объема инвестиций, который предпочтителен для региона. Для привлечения иностранных инвестиций региональным органам власти необходимо создавать специальные комплексные программы, охватывающие значительный временной отрезок и направленные на наиболее эффективное развитие территорий, отраслей и предприятий региона.

Источники

1. Блонинген Б. А. Субституция иностранного производства и экспорта // Журнал международной экономики. 2001. Т. 53.

2. Болдвин Р. Е. Влияние внешней торговли и прямых иностранных инвестиций на уровень занятости и оплату труда // Национальное Бюро экономических исследований : научная работа № 5037. Кэмбридж, 1995.

3. Даннинг Дж. Международное производство и международные корпорации. Лондон : Аллен и Анвин, 1981.

4. Куклина О. А. Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона в практике зарубежных стран / под науч. ред. А. А. Мальцева. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2003.

5. Кушман Д. О. Влияние оплаты и производительности труда на прямые иностранные инвестиции // Южный экономический журнал. 1987. № 1. Т. 54.

6. Мальцев А. А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации : в 2 т. М. : Экономика, 2006.

7. Маркузен Дж. Р. Торговля против инвестиционной либерализации // Национальное Бюро экономических исследований : научная работа № 6231. Кэмбридж, 1997.

8. Российская экономика в 2007 г. Тенденции и перспективы / под ред. Е. Гайдара. М. : Ин-т экономики переходного периода, 2008.

9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа : http://www.fsgs.ru.

10. Официальный сайт Центрального Банка РФ. Режим доступа : http://www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.