многим критериям. Следовательно, необходимость профилактической и коррекционной работы педагога среди обучающихся и их семей остается.
Выводы. Результаты диагностики показали, что существует корреляция между стилем воспитания и риском формирования аддиктивного поведения. Как правило, в тех семьях, у которых есть отклонения в стиле воспитания, у детей возникает повышенный уровень компьютерной зависимости. И наоборот, в семьях, где присутствует тепло, уважение и любовь, у детей риска развития компьютерной зависимости незначительны.
Таким образом, профилактика и коррекция Интернет-аддикции, склонности к кибербуллингу у младших подростков является важным направлением воспитательной работы.
Проведенное исследование может расцениваться как пилотное, поскольку проведено на небольшом объёме выборки. Но результаты данного исследования позволяют говорить о необходимости более детального анализа характеристик аддиктивного поведения и его связи с кибербуллингом (и даже с кибераддикцией). Целесообразно продолжить исследование в контексте определения индивидуальных характеристик не только способствующих, но и препятствующих возникновению кибербуллинга. Результаты, полученные в данном исследовании, а также в планируемых работах позволят разработать эффективные подходы к профилактике этого феномена.
Литература:
1. Глазман, О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Изв. Рос. гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
2. Жукова, М В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками: учеб.-метод. пособие / М.В. Жукова, Е.В. Фролова, К.И. Шишкина. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2017. - 220 с.
3. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева, Е.В. Быковская. -Москва: Эксмо, 2008. - 123 с.
4. Рожина, С. В. Кибербуллинг и особенности совладания с ним у подростков / С.В. Рожина. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. - 72 с.
5. Спиркина, Т.С. Исследование динамики Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 311. - С. 159-161.
6. Об исследовании «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) // https://www.euro.who.int/ru: [сайт],2022. - URL: https://www.euro.who.int/ru/health-topics/Life-stages/child-and-adolescent-health/health-behaviour-in-school-aged-children-hbsc (дата обращения 15.04.2022).
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, заместитель декана по научной работе и информатизации факультета дошкольного образования Гасанова Диана Имиралиевна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Алиханов Закир Ибадулахович ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);
старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Демирова Лейла Имиралиевна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация. Рассматриваются наиболее значимые особенности процесса формирования российской идентичности в условиях поликультурной образовательной среды. Непосредственно перед началом их изучения внимание уделяется социально-политической ситуации, характерной для современного мира. На основе её исследования доказывается необходимость совершенствования процесса развития российской идентичности в современной системе образования. Далее говорится об основных направлениях, на которых в этой связи необходимо сосредоточить активность современным педагогам-исследователям и практикам. Демонстрируется первоочередная важность таких взаимосвязанных аспектов, как модернизация процесса преподавания культур народов России, русского языка, а равно и необходимость развития у учащихся ценностного отношения к своей стране, культурному наследию населяющих её народов и институту гражданства.
Ключевые слова: гражданская идентичность, многонациональное общество, поликонфессиональное общество, поликультурная образовательная среда, модернизация системы образования.
Annotation. The most significant features of the Russian identity formation process in a multicultural educational environment are considered. Immediately before the beginning of their study, attention is paid to the modern socio-political situation. Based on its research, the necessity of the Russian identity development process improving in the modern education system is proved. Further, it is said about the main directions on which, in this regard, it is necessary to focus the activity of modern teachers-researchers and practitioners. The primary importance of such interrelated aspects as the modernization of the Russian national cultures and Russian language studding, as well as the need for students to develop a value attitude to their country, the cultural heritage of the peoples inhabiting it and the institution of citizenship is demonstrated.
Key words: civic identity, multinational society, multi-confessional society, multicultural educational environment, modernization of the education system.
Введение. Одним из основополагающих принципов современной политической теории является необходимость построения общей идентичности среди граждан любой страны и выработка у них чувства общности [1; 4-5; 11; 15]. Формирование гражданской идентичности означает предупреждение эскалации социальной напряжённости, которая может произойти из-за противоречий по этнокультурному, языковому или конфессиональному основанию. Соответственно, в качестве универсальной ценностной основы идентичности, укрепляемой государством, должно фигурировать современное гражданское право, защищающее законные интересы граждан вне зависимости от их специфических характеристик.
Гражданская идентичность отличается от самоидентификации личностей с этнокультурным сообществом. Действительно, характерные признаки этнокультурного сообщества - язык, специфику ролевого поведения, верования и др.
усваиваются индивидом с рождения, чему благоприятствует специфическая этнокультурная среда. Конструирование же гражданской идентичности, требует наличия у индивида развитого абстрактного мышления и способности к осознанному самостоятельному выбору, ведь гражданская идентичность не обладает такой же очевидностью, как этническая [3; 5; 7; 15].
Ещё более осложняет описанную ситуацию необходимость конструировать государственно-гражданскую идентичность в пространстве поликультурного общества. Немалую роль в данном процессе играет образовательная среда, которая в нашей стране также отличается поликультурностью.
Особенностям процесса формирования российской гражданской идентичности в таких условиях будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Фиксирующиеся, начиная с середины 2000-х гг. укрепление политической системы России и выравнивание правового пространства в регионах сопровождалось стандартизацией образования и выравниванием образовательного пространства. В 2007 г. в Закон «Об образовании» была внесена Поправка № 309, отменявшая деление дисциплин на компоненты и предоставлявшая образовательным организациям право самостоятельно определять вариативные компоненты образовательных программ [6, С. 5]. В новых условиях объёмы этнокультурного образования продемонстрировали тенденцию к сокращению, а содержание - к сужению.
Это, в свою очередь, вызвало негативную реакцию со стороны политических элит в различных республиках России и ряда институтов гражданского общества. Их представители считали, что сокращение объемов этнокультурного образования сокращает ресурсы формирования этнической идентичности у представителей подрастающего поколения [9; 14]. С другой стороны, в Коми, Бурятии, Татарстане и Башкирии применительно к этому периоду фиксируются альтернативные выступления сообщества родителей и гражданских активистов против сокращения объемов преподавания русского языка и навязывания учащимся обязательного изучения государственных языков республик [6; 14; 16].
Таким образом, в полиэтничных регионах актуален ряд вопросов, связанных с преподаванием русского языка -государственного языка РФ, языка межэтнического общения и, следовательно, одного из наиболее значимых средств формирования общероссийской идентичности. По формальным признакам ситуация с его освоением выглядит достаточно благополучно: на территории Российской Федерации свыше 90% школ осуществляют обучение только на русском языке, в 4,5% - на русском и других языках, в 5% школ дети обучаются на национальных языках [9; 18]. Вместе с тем, в реальности ситуация не столь позитивна. Закономерным итогом фиксирующихся в последние десятилетия межрегиональных миграционных процессов является отток значительной части русского населения из республик. Это соответствующим образом сказалась на уровне освоения русского языка населением республик, особенно в сельской местности.
С другой стороны, даже достаточно высокий уровень владения русским языком не обеспечивает эффективного формирования российской идентичности у подростков и молодёжи. Так, исследование самоидентификации представителей калмыцкой молодежи позволило А. Нуксуновой показать, что при хорошем владении русским языком, часто будучи вовсе не знакомыми с калмыцким, они идентифицируют себя в первую очередь с калмыками, и только потом - с гражданами России. Самоопределение «Я-россиянин» в представлениях молодежи зачастую характеризуется размытостью, сводится к «паспортному» гражданству [12, С. 70-75].
Как показал наш анализ, в ходе исследования структуры идентичности представителей молодежи в Кабардино-Балкарской Республики также фиксируется неоднозначная ситуация. В этом регионе лидирующую позицию занимает северокавказская идентичность. Она существенно опережает приверженность к российскому или республиканскому сообществам [2; 8].
Судя по анализу исследований учёных, в этой республике показатели самоидентификации представителей молодёжной среды распределяются следующим образом:
- идентифицируют себя с населенным пунктом - 89%;
- с регионом - 87,5%;
- с этническим сообществом - 70%;
- с РФ - 58%;
- с российским народом - 47% [2; 17].
Показатели самоидентификации представителей молодежи Ростовской области распределяются следующим образом:
- с Россией - 77%;
- с этническим сообществом - 78%;
- с российским народом - 76%.
При этом региональная и поселенческая общности вызывают меньшую эмоциональную привязанность, чем у юных жителей КБР [8, С. 160-162].
Небезынтересными также представляются результаты опроса студенческой молодежи, проведённого в регионах Юга России.
Данный опрос касался содержательного наполнения российской идентичности. Конкретно, студентам было предложено выделить ассоциации с понятием «Родина». Применительно к Ростовской области их ответы выглядели следующим образом:
- понятие «Родины» ассоциируется с Россией - 60%;
- с регионом проживания - 14%;
- с городом - 9% [8, С. 183].
В восприятии представителей студенчества КБР данное понятие ассоциировалось:
- с республикой - свыше 70%;
- с Россией - 57%;
- с локальным поселением - 38% [2; 8].
Таким образом, языковая компетентность является одним из необходимых условий формирования гражданской идентичности. Соответственно, в условиях полиэтничного государства и, следовательно, поликультурного образовательного пространства необходима активная поддержка развития и укрепления государственного языка, которая с высокой вероятностью позволит обеспечить функционирование единого коммуникативного пространства на территории нашей страны [1; 4; 11; 16].
Наряду с языковой компетентностью необходимость современного общества в интенсификации процессов, связанных с конструированием гражданской идентичности, требует от системы образования активизации формирования общих для всего населения страны ценностей [3; 7; 12; 15].
В их ряду немаловажное место занимает ценность культурного многообразия российского государства. Формирование у учащихся восприятия Российской Федерации в качестве государства, обеспечивающего развитие всех этнических культур будет способствовать их духовной интеграции в единую надэтничную общность, - государственно-гражданскую нацию.
Последнее, в свою очередь, является основой для формирования у учеников ценностного аспекта гражданской идентичности [10, С. 81].
Ещё одна проблема эффективного воспитания гражданской идентичности в условиях поликультурной образовательной среды связана с переориентацией содержания федерального образовательного стандарта по гуманитарным дисциплинам на ценности поликультурного общества. Необходимо формирование у учащихся ценностного отношения к уникальному историческому пути нашей страны - полиэтничного и поликонфессионального общества. Содержательная сторона гуманитарных дисциплин должна быть переосмыслена в смысле более широкого освещения достижений разных народов в формировании российской государственности, что означает включение в общую историю России страниц великих подвигов представителей разных народов, населяющих её [12, С. 48].
Героические страницы истории разных народов должны приобрести статус общероссийской истории, стать достоянием молодежи разных регионов. Это с высокой вероятностью будет способствовать расширению основы эмоциональной сопричастности молодых представителей поликультурного российского общества с российским государством, а также укреплению эмоционального компонента российской идентичности.
Другими словами, в ходе дальнейшей модернизации отечественной образовательной системы необходима корректировка содержательной стороны образования, которая позволит использовать признанное государством разнообразие в образовательной сфере для создания единого образовательного пространства [13, С. 36]. Необходима также корректировка содержания федерального государственного образовательного стандарта в целях концептуализации поликультурности:
- истории России и её регионов;
- социально-политических процессов, фиксирующихся на территории нашей страны
- российского литературного наследия [10; 13].
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что необходимость построения общей идентичности среди граждан любой, в частности, нашей, страны и выработка у них чувства общности находятся в числе основополагающих принципов современной политической теории.
В свою очередь, развитие гражданской идентичности требует наличия у индивида развитого абстрактного мышления и способности к осознанному самостоятельному выбору.
Существенно усложняет ситуацию необходимость конструировать государственно-гражданскую идентичность в поликультурной среде российского общества.
Немалую роль в данном процессе играет система образования, которая в нашей стране также отличается поликультурностью.
С необходимостью интенсификации процессов, связанных с развитием российской идентичности учащейся молодёжи связан ряд вопросов, связанных с преподаванием русского языка - государственного языка РФ, языка межэтнического общения и, следовательно, одного из наиболее значимых средств формирования общероссийской идентичности.
Развитие языковой компетентности, таким образом, представляет собой одно из важнейших условий формирования гражданской идентичности.
В этой связи в условиях поликультурного образовательного пространства необходима активная поддержка развития и укрепления государственного языка, которая с высокой вероятностью позволит обеспечить функционирование единого коммуникативного пространства на территории Российской Федерации.
Кроме того, необходимость современного общества в интенсификации процессов, связанных с конструированием гражданской идентичности, требует от системы образования активизации формирования общих для всего населения страны ценностей.
В числе последних важное место принадлежит ценности культурного многообразия российского государства. Формирование у учащихся восприятия Российской Федерации в качестве государства, обеспечивающего развитие всех этнических культур будет способствовать их духовной интеграции в государственно-гражданскую нацию.
Ещё одной проблемой эффективного воспитания гражданской идентичности в условиях поликультурной образовательной является переориентация содержания федерального образовательного стандарта по гуманитарным дисциплинам на ценности поликультурного общества. Следует развивать у учащихся ценностного отношения к уникальному историческому пути нашей страны - полиэтничного и поликонфессионального общества.
Литература:
1. Авксентьев, В.А. Политика идентичности в современной России: конструкция и деконструкция (экспертное мнение) / В.А. Авксентьев, Б.В. Аксюмов, В.А. Васильченко // Научная мысль Кавказа. - 2017. - № 3. - С. 23-32.
2. Атласкиров, А.Р. Региональные особенности становления гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике / А.Л. Атласкиров // Вестник Института социологии. - 2020. - Т.11. - № 4. - С. 82-98.
3. Гордиенко, Ю.Н. Национальная идентичность в системе региональной безопасности / Ю.Н. Гордиенко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т.7. - № 4(25). - С. 352-355.
4. Дробижева, Л.М. Российская идентичность: поиски определения и динамика распространения / Л.М, Дробижева // Социологические исследования. 2020. - № 8. - С. 37-50.
5. Дробижева, Л.М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян / Л.М. Дробижева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2020. - № 4. - С. 480-498.
6. Иванова, С.В. О понятии «гражданская идентичность» и путях ее формирования у молодежи / С.В. Иванова, Л.С. Пастухова Л. С. // Философия образования. - 2018. - № 76. - Вып. 3. - С. 3-18.
7. Казаринова, Д.Б. Траектории развития постсоветских идентичностей: подходы, модели, тенденции / Д.Б. Казаринова, Н.А. Дунамалян // Политическая наука. - 2022. - № 1. - С. 52-79.
8. Конструирование общероссийской идентичности в контексте межэтнического и межрелигиозного взаимодействия / Отв. Ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д.: Фонд науки и образования. 2016. - 251 с.
9. Корниенко, Н.А. Нравственное состояние современного российского общества — основа формирования гражданской идентичности студентов / Н.А. Корниенко // Философия образования. - 2018. - № 74. - С. 116-138.
10. Магомедов, Д.З. Современные технологии формирования общероссийской идентичности / Д.З. Магомедов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2018. - Т. 12. - № 1. - С. 79-83.
11. Мчедлова, М.М. Гражданская идентичность: разнообразие смыслов и достижение солидарности / М.М. Мчедлова, О.Л. Саркисян // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2021. - Т. 23. - № 4. -С. 648-658.
12. Нуксунова, А.М. Формирование идентичности калмыцкой молодежи в условиях постсоветской трансформации калмыцкого общества: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Айса Михайловна Нуксунова. Майкоп, 2017. - 141 с.
13. Пастухова, Л.С. Педагогические практики формирования гражданской идентичности молодёжи / Л.С. Пастухова // Ценности и смыслы. - 2018. - № 4(56). - С. 34-53.
14. Рубанова, Ю.А. Гражданская идентичность / Ю.А. Рубанова, А.М. Смоленова // Встник военного образования. -2019. - № 2(17). - 102-106.
15. Саркисян, О.Л. О совместимости модели «глобальной нации» с проектом национального государства (на примере Армении и армянства) / О.Л. Саркисян // Траектории политического развития России: Институты, проекты, акторы: материалы Всероссийской научной конференции РАПН, г. Москва, МПГУ, 6-7 декабря 2019 г. - М.: МПГУ, 2019. -С. 354-355.
16. Сергеева, А.А. Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников (обобщение опыта работы) / А.А. Сергеева // Молодой ученый. - 2017. - № 6 (140). - С. 441-443.
17. Тетуев, А.И. Этнополитические процессы в Кабардино-Балкарии в период системной трансформации российского общества: особенности и основные тенденции / А.И. Тетуев. - Нальчик: Издательский отдел ИГИ КБНЦ РАН, 2018. - 240 с.
18. Тишков, В.А. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в России / В.А. Тишков, В.В. Степанов // Вестник Российской Академии Наук. - 2017. - Т.87. - № 10. - С. 879-890.
Педагогика
37.013.77
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального, дошкольного и психолого-педагогического образования Глузман Неля Анатольевна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного
автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА НЕЙРОПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье представлен анализ научной литературы по исследованию научных подходов к сущности понятия «нейропедагогика», основанное на принятии личности, ее потребностей, мотивов, способностей, интеллекта, с учетом индивидуальных особенностей и эмоций. Выявлены концептуальные источники и предпосылки становления нейропедагогики, заложенные педагогической рефлексологией. Педагогическая рефлексология рассматривается как комплексная наука, которая учитывает знания о ребенке, его анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, условные и безусловные рефлексы и стремится на основе этих знаний организовать всю жизнь ребенка, его воспитание и обучение. В работе проведен сравнительный анализ теоретических подходов нейропедагогики и педагогической рефлексологии.
Ключевые слова: педагогическая рефлексология, рефлекс, рефлексология, нейропедагогика, нейронаука.
Annotation. The article presents the analysis of scientific literature on the study of scientific approaches to the essence of the concept of "neuropedagogy", based on the acceptance of the individual, his needs, motives, abilities, intelligence, taking into account individual characteristics and emotions. The conceptual sources and premises for the formation of neuropedagogy laid down by pedagogical reflexology have been revealed. Pedagogical reflexology is regarded as a complex science that takes into account knowledge of the child, his anatomy and physiology of higher nervous activity, conditioned and unconditioned reflexes, and seeks to organize the entire life of the child, his upbringing and education on the basis of this knowledge. The paper presents a comparative analysis of the theoretical approaches of neuropedagogy and pedagogical reflexology.
Key words: pedagogical reflexology, reflex, reflexology, neuropedagogy, neuroscience.
Введение. С ускорением темпов научно-технического прогресса поток социально-значимой информации растет достаточно интенсивно, так что современное развитие образования направлено на овладение молодежью информационными процессами и требует соответствующих технологий и методик обучения и воспитания подрастающего поколения. Педагогические технологии позволят повысить эффективность воспитания, выявить общие и специальные способности, максимально социализироваться в современном социокультурном пространстве. К направлениям педагогики, которые начали активно развиваться и разрабатывать такие технологии, относится нейропедагогика, задача которой состоит в том, чтобы максимально эффективно улучшить качество обучения, на основе использования ресурсов человеческого мозга.
В этом контексте весомым будет обращение к истории развития педагогической мысли конца XIX - начала ХХ ст., а именно к педагогической рефлексологии, представители которой заложили основы нейропедагогики, науки на основе учения о мозге человека, его нервной системе.
Проблема развития нейропедагики фрагментарно излагалась в трудах таких отечественных и зарубежных исследователей как Т.В. Ахутина, Дж. Брунер, И.П. Клемантович, В.А. Москвитин, Н.В. Москвитина, О.Л. Подлиняева, К.А. Морнов, Д. Голдберг и Дж. Стивенс, Н.В. Узолина, А.В. Цветков.
Отечественным исследователем Т.А. Кузьминой раскрыты особенности обучения в начальной школе на основе нейронопедагогики [4]. Проблема содержания и сущности педагогической рефлексологии исследована в работах В.М. Бехтерева, Л.А. Кунаковской, Е.В. Пискуновой, Е.Ю. Пономаревой, А.В. Шорина.
Однако анализ научной литературы по вопросам развития нейропедагогики, рассмотрение ее теоретических основ позволяет констатировать, что педагогическая рефлексология как теоретическая основа нейропедагогики в таком контексте до сих пор не рассматривалась.
Цель статьи: изложить и обосновать вклад исследователей педагогической рефлексологии, заложивших теоретические основы нейропедагогики.
Изложение основного материала статьи. В современной педагогической науке категория «нейропедагогика» стала предметом активного исследования, в связи с усиленными требованиями к обеспечению качества образования и увеличением информационного потока в современном образовательном пространстве.
Отечественные и зарубежные ученые все чаще обращаются к пониманию содержания и сущности нейропедагоки. Исследователи С. Блейк, С. Пейп, М.А. Чошанов понимают нейропедагогику как нейронауку, «интегрирующую достижения дифференциальной психофизиологии, когнитивной неврологии, нейрохирургии, генетики, социологии, культурологии, языкознания, кибернетики, педагогических отраслей знания» [2, С. 85-90].
А.С. Мамбеталина содержание нейропедагогики характеризует как «комплексную образовательную систему воспитания и обучения на основе достижений нейронаук. Ей принадлежит исследование нейропедагогических систем, их