Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КИНОВЕДЧЕСКОГО ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КИНОВЕДЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНЫЕ / ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ / МЕДИАРЕЧЬ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННАЯ РЕКЛАМА / РИТОРИКА / NUCLEAR / PERIPHERAL PROFESSIONAL GENRES / MEDIA WORDS / STAGES OF TRAINING / TELEVISION ADVERTISING / RHETORIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тенекова Александра Михайловна

В статье представлена модель обучения риторической компетенции студентов киноведческого вуза направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». Автор дает краткую характеристику системе формирования риторической компетенции в рамках изучения дисциплины «Риторика». Модель обучения включает три этапа: пропедевтический, основной, практический. Представлен комплекс заданий, в результате выполнения которого обучающиеся овладевают коммуникативно-жанровыми умениями создавать телевизионную рекламу, общественно-политические, презентативные речи; организовывать брифинг, пресс-конференцию; применять в профессиональной деятельности правила эффективного делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тенекова Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RHETORICAL COMPETENCE AT STUDENTS OF THE CINEMA UNIVERSITY

The article presents a model of teaching the rhetorical competence of students of a cinema science university in the field of study 42.03.01 “Advertising and Public Relations”. The author gives a brief description of the system of formation of rhetorical competence in the framework of the study of the discipline "Rhetoric". The training model includes three stages: propaedeutic, basic, practical. A set of tasks is presented, as a result of which students learn communicative-genre skills to create television advertising, socio-political, and presentational speeches; organize a briefing, press conference; apply the rules of effective business communication in professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КИНОВЕДЧЕСКОГО ВУЗА»

Учитывая важность патоморфологических исследований, на результатах которых основывается вывод о безвредности испытуемых пищевых веществ, мы провели электронную сканирующую микроскопию (при участии А.И. Антропова) почек, печени, сердца, селезенки экспериментальных животных.

На поперечном срезе почки хорошо видны корковое и мозговое вещество. В корковом веществе обнаруживается большое количество почечных телец с хорошо видимыми капиллярами сосудистого клубочка. Проксимальные канальцы выстланы клетками с хорошо выраженной базальной исчерченностью и щеточной каемкой. Ядра проксимальных эпителиоцитов светлые, округлой формы с 1-2 ядрышками и однородной окраской цитоплазмы. Петли нефрона имели типичное строение.

В дистальных канальцах просвет был несколько больше, чем в проксимальных, и ограничен от остальной паренхимы почки клетками кубической формы с однородной светлой цитоплазмой и крупными округлыми ядрами. Интерстициальная ткань мозгового вещества почки состоит из кровеносных сосудов, соединительнотканных волокон и небольшого количества клеточных элементов. Степень развития, васкуляризация и состояние кровеносных сосудов интерстициальной ткани не отличается от нормы.

На электронограммах почек видны почечные тельца без признаков склерозирования. Подоциты и эндотелиальные клетки без изменений. Клетки проксимальных канальцев с хорошо видимыми микроворсинами, складками базальной цитолеммы и большим количеством митохондрий. Эпителиоциты дистальных канальцев с вытянутыми микроворсинками и крупными митохондриями, что свидетельствует о высокой функциональной активности этих отделов нефрона.

Выводы. Таким образом, полученные данные микроскопического и ультрамикроскопического анализа свидетельствуют об отсутствии морфологических изменений в изученных органах экспериментальных животных. Полученные данные дают нам основание считать новый пищевой краситель безвредным и рекомендовать его к использованию в мясной промышленности.

Известно, что нитрит натрия обладает ингибирующим действием в отношении роста микроорганизмов, в частности, Cl. botylinum, Cl. Perfrigens. В связи с этим необходимым этапом работы явилось изучение влияния использования ОБК на рост и развитие микроорганизмов в продукте.

Выявлены на основе комплексных исследований аминокислоты, играющие доминирующую роль в формировании цвета, характерного для вареных колбас (аргинин, аланин, метионин, фенилаланин). Смоделирован белковый компонент (КНК или казеинат натрия) с оптимальным аминокислотным составом для получения на его основе ОБК с цветовыми характеристиками, идентичными цветовым параметрам вареных колбас.

На основе проведенных токсиколого-гигиенических исследований установлена безвредность нового пищевого красителя.

Студентам показано, что применение ОБК на основе молочных белков, обработанного ДГА и смесью ДГА и САГ при одновременном снижении концентрации (на 43%) вводимого нитрита натрия до 30 млн", обеспечивает традиционный цвет комбинированных вареных колбас с высоким уровнем замены мясного сырья (до 30%); при этом в продукте видовой и количественный состав микрофлоры не меняется.

Литература:

1. Текеев А.А. Медико- биологическое обоснование безотходной технологии переработки молока с использованием полисахаридов. Диссертация (канд. мед. наук). - М. - 1989.

2. Токаев Э.С. Создание эффективных технологий продуктов лечебного и профилактического питания на основе сырья животного происхождения. Диссертация (докт. техн. наук.). - М. - 1993.

3. Текеев А.А. Медико - биологические аспекты разработки и совершенствования ряда технологий продуктов питания массового, диетического и лечебного питания. Диссертация ( докт. мед.наук). - М. - 1995.

4. Ковалев Ю.И. Совершенствование теоретических и методологических принципов технологий комбинированных мясных продуктов в рамках практических аспектов трофологии. Автореферат диссертации (канд. техн. наук). - М. - 1989.

5. Кондратюк М.Л. Разработка способа формирования цвета мясопродуктов с использованием аминокислотных комплексов аскорбиновой кислоты. Автореферат диссертации (канд. техн. наук). - М. - 1989.

Педагогика

УДК: 37.378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

медиакоммуникационных технологий Тенекова Александра Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения» (г. Санкт-Петербург)

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КИНОВЕДЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. В статье представлена модель обучения риторической компетенции студентов киноведческого вуза направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». Автор дает краткую характеристику системе формирования риторической компетенции в рамках изучения дисциплины «Риторика». Модель обучения включает три этапа: пропедевтический, основной, практический. Представлен комплекс заданий, в результате выполнения которого обучающиеся овладевают коммуникативно-жанровыми умениями создавать телевизионную рекламу, общественно-политические, презентативные речи; организовывать брифинг, пресс-конференцию; применять в профессиональной деятельности правила эффективного делового общения.

Ключевые слова: ядерные, периферийные профессиональные жанры, медиаречь, этапы обучения, телевизионная реклама, риторика.

Annotation. The article presents a model of teaching the rhetorical competence of students of a cinema science university in the field of study 42.03.01 "Advertising and Public Relations". The author gives a brief description of the system of formation of rhetorical competence in the framework of the study of the discipline "Rhetoric". The training model includes three stages: propaedeutic, basic, practical. A set of tasks is presented, as a result of which

students learn communicative-genre skills to create television advertising, socio-political, and presentational speeches; organize a briefing, press conference; apply the rules of effective business communication in professional activities.

Keywords: nuclear, peripheral professional genres, media words, stages of training, television advertising, rhetoric.

Введение. Современное российское вузовское образование основано на коммуникативно-личностном подходе к обучению, немаловажную роль в котором имеет формирование риторической компетенции. Под указанным понятием мы, вслед за Л.А. Баландиной и Г.Ф. Кураченковой, понимаем «способность создавать, произносить и осмысливать текст в соответствии с целью и ситуацией публичной речи» [2]. Она реализуется в рамках изучения дисциплины «Риторика». С её помощью при освоении бакалаврской программы 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» рассматривается весь речемыслительный процесс создания коммуникативно совершенного текста. Социальная значимость вузовской дисциплины очень высока: эффективное профессиональное общение на телевидении и в кино воздействует на массовую аудиторию, вызывает интерес к предмету речи, повышает речевой уровень адресата, информирует, активизирует мыслительную деятельность слушателя, зрителя и читателя. Освоив необходимые коммуникативно-речевые умения, студенты овладевают компетенцией, «обеспечивающей межличностное и межкультурное устное и письменное взаимодействие на русском языке» [4, с. 5]. Целью разработанной методики обучения является повышение коммуникативной культуры современника в аспекте медиатизации общества. Она реализуется на протяжении 16 лекционных и 8 практических занятий в несколько этапов. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Изложение основного материала статьи. На первом (пропедевтическом) этапе обучения на протяжении трех лекционных и одного практического занятия обучаемые актуализируют сведения из истории красноречия, выявляют основные направления и задачи изучения дисциплины в вузе, дают сравнительную характеристику таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Деловое общение», «Риторика». Связь риторики с лингвистическими дисциплинами прослеживается в овладении правильностью речи: грамматическими нормами, поэтикой, словесностью. Работники телевидения и радио обязаны демонстрировать элитарную речь, которая исключает наличие ошибок. При этом каждый теле-, радиоведущий, актер, режиссер, комментатор узнаваем и любим аудиторией за авторский, индивидуальный стиль, речевое мастерство. Чтобы добиться чистоты стиля, творчески использовать язык в речи, нужно постоянно повышать культуру речи. По социологическим данным 2018 года, 25% носителей русского языка относится к просторечному типу, поэтому риторическая подготовка работников сферы телеиндустрии способствует повышению уровня речевой культуры зрителей и слушателей России. Связь риторики с нефилологическими науками (философией, логикой, психологией, этикой) обеспечивает правильность мышления, диспозицию речи, её уместное использование в целях общения, формирование общественного мнения через реальную картину мира. Наконец, риторика базируется и на представлении о том, что красиво, а что нет в речи. Этика позволяет уважительно относиться к собеседнику, использовать этикетно-церемониальные формулы и жанры в различных сферах профессиональной деятельности. Риторика как учебная дисциплина нужна как дисциплина, наиболее эффективно выражать свои мысли, отстаивать свою правоту. Практическое применение полученных сведений выявляется на занятии «Эффективная речевая коммуникация в профессиональной деятельности». С помощью аналитических, аналитико-конструктивных и творческих заданий студенты учатся результативной деловой коммуникации: «Рассмотрите изображения различных типов деловых партнеров (см. рис.). Что должен знать адресант о профессиональных и личных качествах своих собеседников прежде, чем вступить в деловые отношения?».

Рисунок. Типы деловых партнёров

Они вооружаются сведениями о «хладнокровном, неприступном адресате, болтуне (сплетнике), вздорном человеке (нигилисте), незаинтересованном собеседнике, важной птице, трусишке, позитивном человеке, всезнайке».

Знакомство с риторическим идеалом современника основано на выявлении личностных и профессиональных риторических качеств известных отечественных журналистов, радио- и телеведущих: «Определите, о ком идёт речь. Какими качествами современных телеведущих вы бы хотели овладеть? Для чего? Ответ поясните».

1. «В результате высокого рейтинга телемостов становится политическим обозревателем и переходит работать на Центральное телевидение. Был признан журналистом номер один по результатам социологического исследования за 1989 год «Политические обозреватели и комментаторы информационных передач ЦТ в оценках московской аудитории». Отказывается принять участие в программе, поскольку служит коммунизму и не собирается заниматься антисоветчиной. В 1991 году был уволен из Гостелерадио за то, выразил свое мнение по поводу голосования за Бориса Ельцина [3] (Ответ: Владимир Владимирович Познер).

2. Телевизионная карьера началась в 1999 году. По приглашению Александра Гордона он стал соведущим политического ток-шоу «Процесс» (1999-2001). Программа проходила в виде судебного

заседания. На «трибуну» приглашались известные люди (в основном, политические деятели, например, Владимир Жириновский), которые давали свои комментарии по поводу остросоциальных проблем. Вместе с Гордоном отстаивали противоположные точки зрения. В 2001 году программу сняли с эфира по решению Гордона. (Ответ: Владимир Рудольфович Соловьёв).

В ходе беседы и анализа отрывков высказываний будущие профессионалы приходят к выводу, что к адресанту публичных высказываний в кино- и телеиндустрии предъявляются особые требования. Качество и семантическое наполнение выступлений ораторов контролируются органами средств массовой информации. В то же время образ телеведущего может быть изменен в процессе творческой деятельности редакторов, операторов, режиссёров в результате монтажа. Будучи коммуникативным лидером для массовой аудитории, ритор несет персональную ответственность за формирование имиджа (ведущего, редакции, программы, передачи). Рекламное красноречие должно быть созидательным.

Второй (основной) этап решает важную современную методическую задачу - обучение студентов телевизионному красноречию как профессионально значимому элементу деятельности в телеиндустрии и связях с общественностью с помощью пяти лекционных и трёх практических занятий. Поэтому традиционные сведения об истоках красноречия, жанровых формах, видах и функциях массовой коммуникации, правилах, законах, максимах эффективного общения, риторическом каноне, риторическом идеале, топах, паралингвистических сигналах, структурно-композиционном оформлении и элокуции, ритмико-интонационных средствах, правилах ведения спора в эфире, обязательных компонентах пресс-конференции являются основой речевого воплощения в медиаиндустрии. Жанровый спектр отобран для обучения, исходя из применения в кино- и телеиндустрии. В качестве ядерных жанров выступают такие, как: реклама, брифинг, пресс-конференция, деловой телефонный разговор, политические, торжественные речи, беседа, деловые переговоры, спор, полемика, реклама, публицистическая статья, заметка. Общеизвестен тот факт, что современное общение становится дистантным и направленным на внутреннюю мыслительную речь - речь, которую человек произносит про себя, диалоги с самим собой, мысленная подготовка к устному и особенно письменному высказыванию, чтение про себя, воспоминания и размышления, внутреннее планирование и репетирование [4, с. 217]. Адресант медиаречи, создаваемой с помощью смс, социальных сетей, предполагающей наличие невербальной части, изображения, поликодовых элементов, зачастую не видит глаз собеседника, обращается к нему на расстоянии. В такой ситуации общения, когда ответственность отправителя сообщения, к сожалению, снижается, легко обидеть своего оппонента. Поэтому периферийными жанрами для освоения становятся общественно-политические, эпидейктические, публицистические высказывания, комментарий, обида, оскорбление, ложь, хулительная и похвальная речи, презентативная речь. Ведущие приемы работы на данном этапе - риторический анализ негативных и позитивных образцов речевого поведения, коммуникативные игры, решение риторических задач, конструктивные задания. Например, тема «Публичное выступление» систематизирует сведения о том, что основой реализации медиаречи работника кино и телевидения являются средства массовой коммуникации. Они включают в себя средства массовой информации (совокупность средств производства, передачи и распространения информации на массовые аудитории) и все формы и средства связи, способствующие установлению контактов и общественного взаимодействия. К ним относятся журналистика, книгоиздательская деятельность [6], радио и телевидение, кинематограф, информационные агентства, компьютерные сети, службы связи с общественностью, PR-агентства, рекламные агентства и другие. Адресация речи массовой аудитории решает ряд задач: информационную (передача общественно значимых событий), мировоззренческую (формирование представления о реальной действительности), нормативную (социализации общества посредством сообщения общепринятых законов и норм), регулятивную (социальный контроль), культурную (сохранение традиций культуры и искусства), гедонистическую (получение удовольствия), релаксационную (психологическая разгрузка), компенсаторную (погружение в вымышленный мир и восполнение того, чего не хватает в реальности). Дидактический комплекс включает: видеобразцы, взятые из реальной речевой практики (киноэпизоды, фрагменты теле- и радиопередач); глоссарий, систематизирующий теоретические сведения; схемы, таблицы, позволяющие произвести сравнительный анализ, выявить вербально-невербальные компоненты высказываний. С помощью беседы, сопряженной с теоретическими сведениями и анализом видеобразца (пресс-конференции с Квентином Тарантино), формируются коммуникативно-жанровые умения организовывать данное мероприятие. Перечислим основные вопросы:

1. Каковы цели пресс-конференции, брифинга в СМИ?

2. Опишите сценарий презентации пресс-конференции.

3. Какими умениями должен обладать ведущий пресс-конференции?

4. Зачем проводятся пресс-конференции с привлечением прессы, журналистов, руководителей, специалистов? Какие задачи решает каждый из них?

5. Какая обстановка должна быть воссоздана в помещении для мероприятия?

6. Назовите обязательные и факультативные элементы пресс-конференции.

7. В чём заключается отличие между брифингом и пресс-конференцией?

8. Каковы функции приветственной группы?

9. Перечислите правила поведения на конференции ведущего.

10. Какие виды вопросов можно задавать на конференции?

Полученная информация дополняется конструктивно-творческими заданиями, формирующими умения создавать различные виды композиции речевого произведения, предназначенного для публичного выступления. Например: «Допишите недостающие структурные части текста. Сравните с образцом»: «Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные и экономические законы, не выполняются указы и не может существовать современная наука, ибо трудно, например, проверить эксперименты, стоящие миллионы, огромные проекты «строек века» и так далее. Низкая культура нашей страны отрицательно сказывается на нашей общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях, так как национальная вражда одной из причин имеет низкую культуру. Люди высокой культуры не враждебны к чужой национальности, к чужому мнению и не агрессивны. Незнание элементарной, формальной логики, элементов права, отсутствие воспитанного культурой общественного такта отрицательно сказывается на работе ... Я думаю, это не надо пояснять» (Д.С. Лихачев Выступление на Съезде народных депутатов СССР, 1989 г.).

Ведущими способами организации учебного процесса и ключевыми приёмами работы на третьем (практическом) этапе обучения являются риторический анализ телевизионной рекламы, коммуникативные и креативные задачи (выявить языковые средства, восстановить последовательность, создать рекламный текст). Их методическая целесообразность подтверждается необходимостью в восьми лекциях и четырех практических занятиях. Приведем пример одного из упражнений: Проанализируйте содержание таблицы «Виды тропов и фигур» (см. таблицу). Укажите изобразительно-выразительные средства воздействия на эмоционально-чувственную сферу адресата речи рекламного текста. Дополните перечень средств и приемов.

Таблица

Виды тропов и фигур

Название тропа, фигуры Определение Цель использования Примеры

1. Климакс Лестница, в которой все элементы расположены в порядке возрастания Интеллектуальная оценка предмета речи. Стойкая краска ФерияКолор. Ферия - это технология многогранного цвета... Ферия Переливающаяся. Это новая коллекция утонченных оттенков... Ферия Переливающаяся -Эксклюзивно от Л'Ореаль.

2. Прозопопея Антропоморфизм Воздействие на эмоциональное «Малютка от Porsche» (стиральная машина).

3. Переименование Перенос наименования на основе объективной связи между предметами состояние. Придание речи особого ритмичного звучания. «Источник вдохновения» (мобильные телефоны «Siemens»).

4. Мейозис Преуменьшение с помощью грамматических средств (например, уменьшительно- ласкательных суффиксов) Выражение говорящим желания выделить тему высказывания. «Кусочек Италии каждый день».

5. Литота (простота) Отрицание обратного свойства Усиление выразительности и изобразительности речи. Воздействие на Нежный вкус OrionChoco-Pie делает людей мягче.

6. Катахреза Неверное использование слов, злоупотребление эмоциональное состояние и настроения адресата. Энергичное внушение. «Вдохните жизнь в ваши ноги» («Вени- тан-гель»).

7. Эротема Проблемный вопрос, предполагающий несколько вариантов правильных ответов «Брать или не брать? — вот в чем вопрос».

8. Эпитет Экспрессивно окрашенное определение Придание Пусть жизнь ваших волос будет блестящей (шампунь Wella).

9. Вопросно-ответный ход Диалогизация монологической речи с целью активизации мыслительной деятельности адресата эмоциональности речи. Кашель? Об этом позаботится Коделак.

Информация дополняется сведениями о риторическом каноне как основе воплощения телевизионной рекламы. Бакалавры осознают, что на этапе инвенции («Что сказать»?) процесс создания телевизионной рекламы предполагает поиск главной стратегии и разработку основных фаз. Адресанты речи определяют коммуникативную интенцию будущего телевизионного сюжета, решая, как жанр повлияет на эмоционально-чувственную и рациональную сферы зрителя. Затем определяется ведущий креативный приём - ядро создаваемого телеролика. Безусловно, съемочная группа и продюсер ограничены техническими возможностями. Данная схема определяет фабулу рекламы [5].

Риторическая диспозиция предполагает создание синопсиса, общей схемы сценария с проработкой итогов каждой сцены. Так называемый общий план содержит основные векторы композиции, драматургию будущего видеоролика. Собственно сценарий пишется в нескольких вариантах с различными фабульными возможностями, по мере работы он корректируется, уточняется и дополняется. Учитывая эффект края, адресант речи располагает сильные сцены в качестве завязки. Те, что не имеют рекламных крючков, лучше разместить с середину, а самые смелые воспроизводятся в кульминации или в заключении.

На этапе элокуции организуется деятельность, связанная с украшением рекламного текста (возможно, закадрового или речи героев), сотрудничество с режиссерами, привлечение известных актеров театра и кино, составление райдера. Кинематографическая деятельность основывается на проработке поэпизодного плана съёмок, создании декораций, подготовке костюмов, репетиций с актёрами, пробных съёмках, массовых сцен.

Съёмки организуются на этапах мемориа и акцио. Каждый эпизод снимается неоднократно с целью дальнейшего поиска наиболее успешного кадра. Затем звукорежиссер, режиссер и его помощники осуществляют монтаж. Далее полученный фильм озвучивается актёрами, используются музыка, различные эффективные средства (паралингвистические и технические). Затем отредактированный видеоролик утверждается и передается рекламодателю [1].

Выводы. Таким образом, разработанная методика обучения будущего специалиста в области кино и телеиндустрии, влияющего на культуру массовой аудитории, являющегося риторическим идеалом современника, основывается на многолетнем научно-педагогическом опыте формирования риторической компетенции в рамках изучения дисциплины «Риторика».

Литература:

1. Агеев, А.В. Мудров, А.Н., Мейер, В.С. и другие. Подготовка электронной публикации и общая редакция: «Индустрия рекламы». [Электронный ресурс] / А.В. Агеев, А.Н. Мудров, В.С. Мейер // Телевизионная реклама. Теория и практика рекламной деятельности. - URL: https://adindustry.ru/television-advertising (Дата обращения: 05.08.20l8 г.).

2. Баландина, Л.А., Кураченкова, Г.Ф. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя вуза [Электронный ресурс] // Л.А. Баландина, Г.Ф. Кураченкова Гуманитарные науки. - № 4. -2012 URL: http://www.intelros.ru/pdf/gumnauka/2011_04/14.pdf (дата обращения: 02.01.2020).

3. Познер Владимир Владимирович [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Познер,_Владимир_Владимирович (Дата обращения: 12.08.2018 г.).

4. Тенекова, А.М. Риторика: учеб.пособие [Текст] / А.М. Тенекова СПб: СПбГИКиТ, 2019. - 244 с.

5. Тенекова, А.М. Риторические средства формирования зрительского интереса экранных и интерактивных медиа (на примере рекламного красноречия) [Текст] // Тенекова А.М. Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа: Сборник материалов научно-практической конференции. Москва, 29 -30 - октября 2018. Сост. и науч. ред. д-р искусствоведения, профессор Н.Г. Кривуля. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 107-113.

6. Тенекова, А.М. Твои путеводители по книге. Обучение жанрам справочного аппарата книги: учебное пособие для студентов, преподавателей, учителей-предметников [Текст] / А.М. Тенекова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 176 с.

Педагогика

УДК 37.022

кандидат педагогических наук, доцент Тихонова Ирина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Пигида Кристина Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Иванов Игорь Иванович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Современные технологии обучения в настоящее время многообразны и достаточно часто используются в педагогическом процессе. Эти технологии представляют собой совместную деятельность педагога и обучающихся с наличием обязательной обратной связи. Все это определяет аспекты применения различных технологий в процессе обучения: возможность реализации на всех этапах обучения, могут классифицироваться по различным параметрам, имеют несколько основных характеристик, реализуются с учетом педагогических принципов индивидуализации и дифференциации, продуктивно используются в учебном времени и показывают высокие результаты обученности.

Ключевые слова: технология, обучение, реализация, педагог, обучающейся.

Annotation. Modern teaching technologies are now diverse and are quite often used in the pedagogical process. These technologies are joint activities of the teacher and students with the presence of mandatory feedback. All this defines aspects of application of different technologies in the process of training: possibility of implementation at all stages of training, can be classified according to different parameters, have several main characteristics, are implemented taking into account pedagogical principles of individualization and differentiation, are used productively in educational time and show high results of training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.