РАЗДЕЛ IV
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ
УДК 001.8:[025.2:027.2:6]
DOI: 10.32340/2414-9101-2019-3-73-78
Г. М. Вихрева, кандидат педагогических наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)
у1Игвуа@5р81. те. ги О. П. Федотова, кандидат педагогических наук Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)
/в^(оуа@$рз1. те. ги
ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СОВРЕМЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ КАК ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ
Аннотация. Охарактеризованы основные походы к осмыслению актуальных трансформаций в области идеологии и технологии формирования ресурсной базы современных научных библиотек, развиваемые специалистами Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН; г. Новосибирск, Россия). Аргументирована гносеологическая ценность привлечения методологического инструментария ряда научных дисциплин к решению специфических проблем фондоведческих исследований - в частности, в области совершенствования спектра индикаторов библиотечного отбора. Изложен авторский взгляд на актуальные проблемы разработки иерархической системы приоритетов формирования, использования и сохранения разноформатных (гибридных - традиционных и электронных) фондов современных российских академических библиотек.
Ключевые слова: научная библиотека, научно-исследовательская работа в библиотеке, ресурсная база библиотечного учреждения, разноформатные фонды, документы на бумажных носителях, электронные документы, депозитарное хранение документов, индикаторы библиотечного отбора, информационная среда, новая библиотечная философия, библиотечное образование.
Профессиональная рефлексия - понятие достаточно обширное, включающее в себя различные аспекты профессионального самопознания. В данной статье субъектом рефлексии выступает сообщество профессионалов - специалистов отдела научно-исследовательской и методической работы ГПНТБ СО РАН (ОНИМР ГПНТБ СО РАН), в рамках плановой тематики осмысливающих ценностные, мировоззренческие, коммуникативные и др. проблемы совместной деятельности с целью активного преобразования и расширения профессионального поля формирования ресурсной базы научной библиотеки.
Классики библиотековедения ещё в 90-е годы прошлого века предупреждали, что в обозримом будущем теоретикам и практикам библиотечного дела придётся столкнуться с совершенно новой макро- и микросредой, не похожей на привычное профессиональное пространство, существовавшее практически неизменным в течение последних столетий. К пониманию смысла и значения этой среды библиотечная наука ещё только приближается (см., например, В. В. Скворцов, «Библиотековедение: сущность, методология, статус» (1997 г.) [1]).
Проблема изменений, происходящих в идеологии и технологии формирования ресурсной базы научных библиотек в контексте социально-экономического и культурного развития Сибирского региона, на протяжении ряда лет является приоритетной для отдела научно-исследовательской и методической работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ПНТБ СО РАН).
В 2018 г. сотрудники отдела осуществили разработку иерархической системы приоритетов в формировании, использовании и сохранении разноформатных фондов академических библиотек. В структуре конструируемой модели было выделено несколько уровней: цивилизационного, национального, регионального и ведомственного плана. Их проработка требует тщательного изучения факторов, влияющих прямо и/или опосредованно на бытование библиотек в современном мире. Фонд, создаваемый на основе отбора наиболее ценных для библиотеки документов, всегда являлся транслятором моделей культуры каждой эпохи, выполняя пока никем не замещённую функцию собирания, смысловой фильтрации, упорядочения и сохранения документов. Будучи искусственной интеллектуальной структурой в системе информационных коммуникаций, документный поток создаётся и меняется под влиянием науки, технологии, образования, искусства и культуры. Темп этих изменений ускоряется с каждым годом, и для библиотек все большую значимость приобретает постоянная актуализация представлений о факторах, определяющих изменение документопотока, чёткое выделение приоритетов в построении системы ресурсной основы академической библиотеки. Поэтому задачей данного этапа исследования стало выявление и рассмотрение внешних и внутренних условий, провоцирующих эти изменения.
Ответственность нынешней библиотеки перед обществом заставляет её искать новые подходы к осмыслению своих актуальных задач. Их решение невозможно без постоянного расширения спектра методов и форм, пригодных к применению в современных библиотековедческих исследованиях. Следует исходить из того, что эти исследования не являются сегодня монодисциплинарными. Новые ситуации информационного общества по-иному ставят даже традиционные вопросы, привлекая обширный материал и инструментарий разных научных дисциплин, устанавливая новые симметричные и ассиметричные связи. Многофакторность - отличительная черта стратегии современного научного поиска, поэтому для осмысления новых связей и отношений, возникающих в сфере профильных научных исследований, должны использоваться все процедуры, направленные на создание новой научной предметности.
Таким образом, определение инструментальной пригодности и эффективности для нашего дела современных философско-мировоззренческих концепций, теоретических (а порой и практических) разработок, применяемых в других науках, также является важной составляющей данного этапа работ.
Основная цель здесь - выявить идеологические регулятивы, новые технологии, модифицированные философско-стратегические концепты и т.д., применение которых, в конечном итоге, способствовало бы укреплению парадигмы целостности фондоведения как научно -практического направления. В конечном итоге расширение теоретической и методологической базы исследования посредством использования исследовательского инструментария других наук способствует решению других его задач, таких, например, как совершенствование спектра индикаторов библиотечного отбора [2, с. 227-236], обеспечивающих в содержательном и организационно-технологическом аспекте главный приоритет формирования ресурсной базы академических библиотек - полноту и профильность поступлений в фонд научных документов, а также сохранение их для будущих поколений. От того, насколько верно будут идентифицированы издания в процессе формирования фонда, зависят важные технологические мероприятия, касающиеся их отбора, описания, организации, отслеживания полноты поступлений и отражения в каталогах.
Для совершенствования системы индикации параметров первичного и вторичного отбора документов разного формата и назначения было, в частности, осуществлено результирующее теоретическое осмысление проблем бытования сериальных изданий в фонде академической
библиотеки [3, с. 267-275]. Предпринятый терминологический анализ позволил предположить, что «гостовское» деление изданий на «непериодические, периодические, продолжающиеся» не соответствует требованию классификации понятия по единому основанию. Однако предлагаемый в профессиональной печати последних лет термин «спорадические издания» охватывает далеко не все виды, относимые в настоящее время к продолжающимся изданиям. Да и сам термин «спорадический» (единичный) вызывает определённые сомнения.
Одним из примеров расширения набора исследовательского инструментария библиотековедения за счёт теоретико-методологических наработок других наук может служить обращение к номологии (от греч. v6цo^ - закон и ^оуо^ - наука) - научному направлению, играющему сегодня всё более активную роль в разработке представлений о комплексе типов бытия, определяющих сложную жизнедеятельность человеческого сообщества (см, например, В. К. Захаров, О. В. Губарь «Номология как наука о жизнедеятельности человека» (2016 г.) [4]). Как известно, адекватность и глубина объяснения окружающих нас явлений и событий во многом зависит от степени проникновения науки в объективные закономерности, управляющие этими явлениями и событиями. Знание сущности явления есть знание закона формирования этого явления.
В свою очередь сами законы могут быть по-настоящему поняты только в рамках соответствующей научной теории, хотя они и служат тем концептуальным ядром, вокруг которого строится теория. Доминирующая роль законов в процессе научного объяснения закреплена в номологии. На основании изученных материалов [5, 6] нами было сделано предположение, что введение но-мологического инструментария в библиотековедческую методологию значительно расширит возможности развития библиотечного знания [7, с. 24-29]. Например, некоторые из пяти законов Ранганатана в связи с внедрением новых информационных технологий и социальных инструментов были развиты и обогащены в работах М. Гормана, Ю. Н. Столярова и М. Я. Дворкиной (см., например, Ю. Н. Столяров, «Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды» (2010 г.) [8] и М. Я. Дворкина, «Информационное обслуживание: социокультурный подход» (2001 г.) [9]).
Большое внимание в современных научных исследованиях уделяется особенностям существования библиотеки (в т. ч. академической) в относительно новом для неё технико-технологическим и социально-экономическом контексте - информационной среде [10]. Так, было выявлено, что в последние годы - в силу разных причин - возрастает роль в формировании сциентистского ландшафта региона таких факторов, как евразийская компонента, диалог культур и даже так называемая «человеческая реальность» в качестве возможной основы этого диалога. Данный феномен имеет не только онтологическое, но и мировоззренческое, логико-гносеологическое значение для всего комплекса наук общественно-гуманитарного профиля [11, с. 71-76].
Новая информационная среда с неизбежностью предопределяет для библиотек смену ряда ценностных приоритетов (см., например, Г. М. Вихрева, «Ценностные основания деятельности российской библиотеки (конец XX - начало XXI в.)» (2018 г.) [12] и Г. М. Вихрева, «Новая библиотечная философия: векторы формирования» (2017 г.) [13]), переосмысление философии и социальной роли современной библиотеки (см., например: Л. С. Московчук, «Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретико-методологический анализ» (2012 г.). [14]), расширение и углубление её взаимосвязи с окружающим миром, развитие форм взаимодействия с поставщиками информационных ресурсов. Все эти аспекты также входят в сферу профессиональной рефлексии [15, с. 77]. На пересечении целого ряда наук создаётся новая библиотечная философия. Её задача - рефлексивное осмысление роли библиотек в экономическом, культурном и технологическом прогрессе общества, в социализации и творческом развитии личности, гармонизации социальных отношений, выявление закономерностей преобразования библиотеки в электронную эпоху. Эмпирическая база и исходный пункт обобщённых представлений о сфере библиоте-
коведческой деятельности - совокупность всех форм общественного сознания: науки, политики, права, экономики, морали, искусства и т. д.
Категории библиотечной философии становятся той основой, на которой формируется актуальная научно-методологическая база для разработки концепций, стратегий, долгосрочных программ и проектов развития библиотек в контексте новой социокультурной парадигмы и информатизации общества. Преодоление кризиса ценностной системы социума и возможные пути выхода из него, в первую очередь, связаны с ренессансом культурных традиций и нравственных установок. Сегодня наиболее отвечающим философским представлениям о сущности библиотековедения является просветительский подход, провозглашающий просветительство как философию библиотечного дела. Возрождение идей просветительства признается мэтрами библиотековедения наиболее перспективным в обосновании философских проблем нашей отрасли.
Система российского образования в условиях переоценки ценностей все более превращается в крупнейшую отрасль общества, которая формирует и развивает главную производительную силу - самого человека, является базой для становления его мировоззрения. В связи с этим кардинальным изменениям подвергаются задачи гуманитарного образования в России и в мире. Распространённая ранее традиционная модель гуманитарного образования, ориентированная на трансляцию готового знания, иллюстративный способ преподавания, пассивное усвоение, демонстрирует свою неэффективность. Приоритетом новой стратегии образования становятся дисциплины, нацеленные на формирование специалиста на уровне понимания, знания и умения способного вырабатывать такой интеллектуальный продукт как новое знание. Понимание специалистами библиотеки сущности ценностей и целей образования, тенденций развития той социальной и природной среды, в которой предстоит функционировать образованию в будущем, позволяет вырабатывать оптимальные критерии формирования фонда, обеспечивающие информационную поддержку образовательного процесса (см., например, O. P. Fedotova, "Large academic library as a multifunctional information, scientific-research and cultural center" (2018 г.) [16]).
Преобразования, происходящие во внешней по отношению к библиотекам среде, а также комплексность задач, стоящих перед библиотечно-информационными специалистами, требуют разработки и воссоздания моделей сотрудничества библиотек разных типов и видов, в том числе, в сфере построения научной базы, способной адекватно обеспечить потребности усложняющейся практики. Формирование на территории СНГ новых моделей экономического, культурного, образовательного, информационного сотрудничества способствует сохранению и развитию исторически сложившихся связей. Активное создание современных организационных форм и новых направлений взаимодействия происходит на основе концепции евразийского библиотечного пространства.
В связи с этим нами было ревизовано значение системы депозитарного хранения библиотечных фондов в стране, рассмотрены этапы её становления и развития, трансформация системы в постсоветский период, в частности, в Сибирском регионе. Выявлено, что существовавшая система депозитарного хранения библиотечных фондов и сегодня могла бы стать наиболее реальным основанием в выработке новой парадигмы управления формированием и использованием совокупного библиотечного фонда территории (см., например, Г. М Вихрева, О. П. Федотова, «Система депозитарного хранения библиотечного фонда региона в меняющейся социокультурной среде» (2018 г.) [17]).
В представленном материале мы лишь бегло рассмотрели некоторые, основные, прорабатывавшиеся в означенный период, аспекты формирования ресурсной базы современной научной библиотеки, а также результаты этих исследований, представленные в публикациях сотрудников ОНИМР ГПНТБ СО РАН. В дальнейшие планы отдела входит создание концептуальной модели формирования, использования и сохранения фондов научных библиотек в целях повышения эффективности научно-образовательного комплекса региона.
Список литературы
1. Скворцов, В. В. Библиотековедение: сущность, методология, статус : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 05.25.03. - Москва, 1997. - 39 с. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000759077 (дата обращения: 10.10.2018). - Текст : электронный.
2. Подкорытова, Н. И. Система индикаторов как инструмент повышения качества отбора документов в фонд академической библиотеки. - Текст : непосредственный // Труды Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. - 2018. - № 13, т. 1. -С. 227-236.
3. Вихрева, Г. М. Сериальные издания в фонде библиотеки: «вечный» вопрос идентификации. -Текст : непосредственный / Г. М. Вихрева, О. П. Федотова // Библиотековедение. - 2018. - Т. 67, № 3. -С. 267-275.
4. Захаров, В. К. Номология как наука о жизнедеятельности человека. - Текст : электронный /
B. К. Захаров, О. В. Губарь // Математика. Компьютер. Образование : сб. тр. XIII междунар. конф. -Ижевск : Науч.-изд. центр «Регулярная и хаотическая динамика», 2006. - Т. 1. - С. 45-56. - URL: http://www.mce.su/archive/authors/person12156/doc1891 (дата обращения: 17.10.2018).
5. Бургин, М. С. Номологические структуры научных теорий / М. С. Бургин, В. И. Кузнецов. - Киев : Наукова Думка, 1993. - 220 с. - Текст : непосредственный.
6. Захаров, В. К. Номология. Воспроизведение и обновление человеческого бытия. - Москва : Onebook.ru, 2016. - 396 с. - Текст : непосредственный.
7. Вихрева, Г. М. Номология как методологическая перспектива библиотековедения: к постановке вопроса / Г. М. Вихрева, О. П. Федотова // Тенденции развития библиотек в современном обществе: перспективы, возможности, реальность : матер. науч.-практ. сем. (Новосибирск, 24-25 окт. 2018 г.- Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2018. - С. 24-29.
8. Столяров, Ю. Н. Закон адекватности библиотечного фонда условиям внешней и внутренней среды. - Текст : электронный // Научные и технические библиотеки. - 2010.- № 12. - URL: www.gpntb.ru/ntb/ntb/2010/12-1020/ntb_12_2_2010-столяров.pdf (17. 10.2018).
9. Дворкина, М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. - Москва : Профиздат, 2001. - 112 с. - Текст : непосредственный.
10. Вихрева, Г. М. Некоторые аспекты библиотечной деятельности в глобальной информационной среде. - Текст : непосредственный // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2018. -№ 1. - С. 63-67.
11. Федотова, О. П. Библиотечно-информационная деятельность как неотъемлемая компонента в формировании сциентистского ландшафта региона. - Текст : непосредственный / О. П. Федотова, Н. В. Ма-хотина // Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. - 2018. - № 2. - С. 71-76.
12. Вихрева, Г. М. Ценностные основания деятельности российской библиотеки (конец XX - начало XXI в.) : моногр. - Новосибирск : Гос. публ. науч.-тех. б-ка СО РАН, 2018 - 236 c. - Текст : непосредственный.
13. Вихрева, Г. М. Новая библиотечная философия: векторы формирования. - Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 40. -
C. 198-204.
14. Московчук, Л. С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретико-методологический анализ. - Текст : непосредственный // Библиосфера. - 2012. - № 2. - С.75-81.
15. Вихрева, Г. М. Миссия библиотеки в контексте основных тенденций развития современного образовательного пространства // Теория, история и практика образования в сфере культуры : матер. XVIII междунар. науч.-метод. конф. (Барнаул, 15 марта 2018 г.). - Барнаул : Изд-во Алт. гос. ин-та культуры, 2018. -С. 225-229.
16. Fedotova, O. P. Large academic library as a multifunctional information, scientific-research and cultural center. - Text : unmediated // Science Today: from Theory to Practice : Proceedings of the 9th International Academic Conference.- Saint-Louise, Missouri : Science and Innovation Center Publishing House, 2018. - Pp. 47-52.
17. Вихрева, Г. М. Система депозитарного хранения библиотечного фонда региона в меняющейся социокультурной среде. - Текст : непосредственный / Г. М. Вихрева, О. П. Федотова // Одиннадцатые Маку-шинские чтения : матер. науч. конф. (Томск, 29-30 мая 2018 г.). - Новосибирск : Гос. публ. науч.-тех. б-ка СО РАН, 2018. - С. 34-41.
Galina M. Vikhreva, Ph. D. in Pedagogics State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
(Novosibirsk, Russia) vihreva@spsl. nsc. ru Olga P. Fedotova, Ph. D. in Pedagogics State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences
(Novosibirsk, Russia) fedotova@spsl. nsc. ru
RESOURCE-BUILDING OF A MODERN LIBRARY AS AN OBJECT FOR PROFESSIONAL UNDERSTANDING
Abstract. The paper discloses the key approaches to understanding of current transformations in ideology and technology of resource-building of a today's scientific library developed by workers of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Novosibirsk, Russia). Cognitive value of involving methodological toolset elaborated by various scientific disciplines to dealing with problems of stock science, in particular problems related with indicators of document selection for a library fund, is argued. The authors outline their own opinion on current issues in elaborating of hierarchical system of priorities in forming, using, and preserving of multi-format documents in a today's Russian academic library.
Key words: an academic library, research activity in a library, informational resources of a library, multiformat documents, paper document, e-documents, depository storage, indicators of library selection, information environment, philosophy of a new library, library education.
УДК 027.2:6(571):021.63
DOI: 10.32340/2414-9101-2019-3-78-82
Т. В. Дергилёва, кандидат педагогических наук Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск, Россия)
dergileva@spsl nsc. т
АКАДЕМИЧЕСКИЕ БИБЛИОТЕКИ В СВЕТЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ НАУКИ
Аннотация. Организационные преобразования государственных академий наук в России, организация федеральных исследовательских центров в системе Федерального агентства научных организаций повлекли за собой серьёзные структурные изменения академического сектора отечественной науки, приведшие к смене концептуальных основ организации информационного сопровождения научных исследований и ставшие причиной прекращения финансовой поддержки комплектования фондов центральных научных библиотек российских академических систем. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации взят курс на интенсивную интеграцию цифровых технологий в отрасли научного знания. Автор характеризует основные тенденции информационного сопровождения научного труда на анализе опыта работы библиотечной системы Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск, Россия); констатирует обратно пропорциональную зависимость между использованием учёными удалённых электронных ресурсов и востребованностью ими комплекса информационно-библиотечных и справочно-библиографических услуг.
Ключевые слова: научные учреждения, научные библиотеки, академические библиотеки, структура библиотечных систем, информационное обеспечение науки, цифровизация науки.