Научная статья на тему 'Формирование республиканской информационно-образовательной среды как одно из ключевых направлений развития электронного правительства Республики Беларусь'

Формирование республиканской информационно-образовательной среды как одно из ключевых направлений развития электронного правительства Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронное правительство / электронное образование / цифровая трансформация образования / информационное общество / информационно-образовательная среда / e-Government / e-Education / digital transformation of education / information society / information and educational environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лис П. А., Бельский А. Б., Слиж В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование республиканской информационно-образовательной среды как одно из ключевых направлений развития электронного правительства Республики Беларусь»

Лис П.А.

директор, Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь Бельский А. Б.

м.э.н., системный аналитик, Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь Слиж В.И.

м.э.н., начальник отдела реализации международных проектов, Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь

ФОРМИРОВАНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ОДНО ИЗ КЛЮЧЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Ключевые слова: электронное правительство; электронное образование; цифровая трансформация образования; информационное общество; информационно-образовательная среда.

Keywords: e-Government; e-Education; digital transformation of education; information society; information and educational environment.

В условиях становления экономики знаний и информационного общества всестороннее развитие электронного правительства приобретает решающее значение. Технологии электронного правительства позволяют как гражданам, так и субъектам хозяйствования получить доступ к информационным и транзакционным государственным электронным услугам, административным процедурам; осуществлять эффективное ведение безбумажного документооборота.

Таким образом, электронное правительство способно оказать значительное стимулирующее воздействие на развитие общества за счет сокращения уровня бюрократизации и коррупции, повышения оперативности оказания государственных услуг, более широкого предоставления информации всем заинтересованным сторонам (включая национальных и иностранных инвесторов), организации каналов обратной связи с населением и представителями частного бизнеса. Результаты исследований с использованием методов статистического анализа доказывают наличие сильной положительной связи между величиной индекса развития электронного правительства и ВВП на душу населения, являющимся выражением экономического роста [1, c. 25].

Эксперты ООН отмечают, что в последние годы Беларусь достигла существенных успехов в развитии электронного правительства. Так, по результатам оценки индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index) 2018 года республика перешла из группы стран с «высоким» значением данного показателя в группу с «очень высоким» значением [2]. Прогресс Беларуси в области электронного правительства отражен на диаграмме, представленной на рис. 1.

Источник: собственная разработка на основе данных [1, ^ 25; 2].

Рисунок 1.

Значение индекса развития электронного правительства ООН в Республике Беларусь (отмечено белым) и место Беларуси в мире по его величине (отмечено черным) в 2010-2018 гг.

Из данной диаграммы видно, что если в 2010 г. республика по величине соответствующего индекса занимала только 64 место в мире, то в 2014 г. - уже 55, в 2016 г. - 49, а в 2018 г. - 38. Это свидетельствует об эффективности мер политики страны в сфере цифровой трансформации государственного управления и формирования информационного общества.

В отчете ООН [2] ускорение развития электронного правительства в Беларуси связывается с принятием Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, содержащей определенные инициативы в области продвижения ИКТ в различных секторах экономики. Кроме того, эксперты ООН отметили позитивное влияние таких документов, как Государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016-2020 гг., а также Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-2022 годы.

Помимо Беларуси, в 2018 г. к группе стран с «очень высоким» индексом развития электронного правительства присоединились такие страны, как, например, Польша, Россия и Казахстан. Так, Российская Федерация в данном рейтинге расположилась на 32 позиции, Казахстан - на 39. Другие страны ЕАЭС имеют более низкие места: Армения -87, Кыргызстан - 91. Таким образом, по уровню развития электронного правительства в ЕАЭС Беларусь незначительно уступает лишь России.

Следует, однако, отметить, что высокое значение индекса развития электронного правительства в Беларуси в первую очередь связано с достижениями в области развития человеческого капитала (субиндекс человеческого капитала, являющийся одним из компонентов индекса развития электронного правительства, включает в себя оценку по таким критериям, как индекс грамотности взрослого населения, доля грамотных в возрасте до 15 лет, доля обучающихся в возрасте до 28 лет и др.), в то время как онлайн-услуги и телекоммуникационная инфраструктура характеризуются более низким уровнем развития. В 2018 году отставание Беларуси в сфере онлайн-услуг от России и Казахстана остается достаточно существенным: Россия по данному показателю получила оценку, равную 0,9167, Казахстан -0,8681, а Беларусь - только 0,7361 [2].

Таким образом, одной из важнейших задач в области совершенствования электронного правительства в Беларуси в настоящее время является развитие онлайн-услуг: расширение их перечня, доступности, повышения доли административных процедур, осуществляемых в электронном виде. Электронные услуги и административные процедуры должны охватывать все области социально-экономической сферы жизни общества: финансы, занятость, безопасность и правопорядок, гражданство и миграцию, социальную защиту, земельно-имущественные отношения, образование и науку, семейно-бытовые отношения, здравоохранение и медицину, торговлю и госзакупки.

Отметим, что в разделе «Образование и наука» Единого портала электронных услуг Республики Беларусь [3] по состоянию на 07.03.2019 присутствовали только услуги, связанные с аттестацией на право получения сертификата профессионального бухгалтера, в то время как взаимодействие населения и субъектов хозяйствования с основной массой учреждений образования (в том числе системы Министерства образования Республики Беларусь) во всем его многообразии пока остается за рамками электронного правительства. Решение данной проблемы посредством формирования Республиканской информационно-образовательной среды (РИОС) является одним из приоритетных направлений цифровой трансформации образования Беларуси, закрепленных в том числе и в проекте Концепции цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы, на момент написания работы находящемся на рассмотрении в Совете Министров Республики Беларусь.

РИОС представляет собой совокупность информационных ресурсов в сфере образования, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающих взаимодействие заинтересованных субъектов и удовлетворение их информационных потребностей [4, с. 49-50]. Планируется, что в рамках РИОС будет создана «новая цифровая реальность» системы образования, включающая информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, регламенты, нормативно-правовое обеспечение, доверенные образовательные сервисы и платформы, информационные системы и ресурсы, обеспечивающая требуемый уровень информационной безопасности.

Создание и функционирование РИОС будет направлено, с одной стороны, на обеспечение принятия более обоснованных управленческих решений на всех уровнях системы образования, повышение экономической эффективности использования ресурсов, развитие дополнительных услуг (в том числе в рамках реализации экспортного потенциала в сфере образования), предоставление доступа гражданам к открытым данным, генерируемым в системе образования, а также расширенной справочной поддержки и, с другой стороны, на стимулирование цифровой трансформации непосредственно образовательного процесса посредством формирования условий для развития дистанционных форм обучения.

Задачи РИОС обусловливают ее рассмотрение в качестве одного из ключевых элементов электронного правительства Республики Беларусь [5, с. 8]. В то же время структура РИОС и предполагаемые направления ее использования позволяют сделать вывод о более сложном характере данной системы, выходящем за рамки традиционных целей электронного правительства. Схематически место РИОС в структуре электронного правительства Беларуси изображено на рисунке 2.

Как видно из данной схемы, создаваемая РИОС будет интегрирована с Общегосударственной автоматизированной информационной системой (ОАИС), которая является базовым элементом белорусского электронного правительства, объединяющим все государственные информационные ресурсы и информационные системы [6].

Сама РИОС будет включать платформенный и инфраструктурный компоненты, а также компонент управления. Базовый информационный слой, который выступит в качестве одной из составляющих платформенной части РИОС, будет объединять существующие государственные информационные системы, регистры и банки данных, связанные с

отраслью образования, а также соответствующие статистические данные. Единой точкой входа во все информационные системы и сервисы в рамках РИОС станет платформа «Электронное образование».

РИОС в составе Электронного правительства

Источник: собственная разработка.

Рисунок 2.

Республиканская информационно-образовательная среда в составе электронного правительства

Помимо базового информационного слоя, в платформу РИОС войдут различные государственные и частные (коммерческие и некоммерческие) сервисы, предназначенные для использования в системе образования, что отражено на рис. 3.

Таким образом, платформа РИОС будет функционировать по принципу т.н. «гибридного маркетплейса», т.е. выступит в качестве доверенной среды для публикации сервисов для сферы образования от различных разработчиков. Такой подход позволит воспользоваться всеми преимуществами расширения государственно-частного партнерства (ГЧП) в отрасли образования, привлечь дополнительные инвестиции в разработку технических решений, базирующихся на применении наиболее передовых информационных технологий (дополненная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, 3D-моделирование [7], блокчейн [8]) и подходов (дистанционное обучение, гейми-фикация и др.), стимулировать их использование в образовательном процессе более широким кругом педагогов, повысить прозрачность и открытость процессов цифровой трансформации образования.

РИОС: Республиканская информационно-образовательная среда

Рисунок 3.

Республиканская информационно-образовательная среда в составе электронного правительства

Присутствие на платформе РИОС как государственных, так и частных технологических решений позволит всем участникам образовательного процесса при помощи единого удобного интерфейса получить доступ как к обязательным образовательным информационным системам и ресурсам, разработанным за счет средств республиканского бюджета, внедрение которых будет являться неотъемлемой частью государственной политики в области цифровой трансформации образования, так и к дополнительным возможностям, предоставляемым на платной основе.

В состав РИОС также будет включена интегрированная информационная система управления в секторе образования (Education Management Information System - EMIS), разрабатываемая в рамках проекта «Модернизация системы образования Республики Беларусь», реализуемого при поддержке Международного банка реконструкции и развития [5].

В инфраструктурный компонент РИОС войдут все вычислительные мощности и сети передачи данных, а также остальное информационно-коммуникационное оборудование учреждений системы образования. Интеграция РИОС с остальными системами электронного правительства Республики Беларусь позволит задействовать ресурсы Общегосударственной автоматизированной информационной системы, Республиканского центра обработки данных, а также Единой республиканской сети передачи данных. Это обеспечит не только оптимизацию затрат на создание и функционирование РИОС, но и будет способствовать поддержанию высокого уровня информационной безопасности, что представляет собой одну из важнейших задач при организации взаимодействия государственных учреждений, в том числе учреждений системы образования, друг с другом, а также с иными организациями и населением.

Формирование РИОС в контексте развития электронного правительства, таким образом, станет квинтэссенцией процессов цифровой трансформации отрасли образования в Республике Беларусь в ближайшие 5 лет. В рамках единой информационной среды будет осуществляться обеспечение безбумажного документооборота в системе образования, внедрение «облачной» бухгалтерии, систем мониторинга успеваемости, расширение сферы электронных платежей, развитие дистанционного обучения. РИОС будет способствовать улучшению управляемости в системе образования, решению проблем ее инфраструктурного обеспечения, упрощению документооборота, доступа к образовательным материалам. РИОС также предоставит всем участникам образовательного процесса специализированные площадки для обмена опытом. Кроме того, РИОС, безусловно, позволит расширить доступ населения и юридических лиц к электронным услугам за счет интеграции электронного правительства и системы образования. Вместе с тем следует отметить, что эффективное формирование и развитие РИОС, а также его интеграция с системами электронного правительства потребуют некоторых корректировок нормативно-правовых актов, стратегических программных документов в сфере образования, в первую очередь с целью выделения ресурсов на ее разработку и предоставления всех необходимых полномочий для внедрения РИОС и ее инструментов в деятельность учреждений образования.

Список литературы

1. Бондарь А.В. Управление образовательными кластерами в контексте реализации концепции электронного правительства / А.В. Бондарь, П.А. Лис, В.И. Слиж // Цифровая трансформация. 2017. - № 1. - С. 22-29.

2. United Nations E-Government Survey 2018 / United Nations. - New York, 2018. -https://www.unescap.org/sites/default/files/E-Government%20Survey%202018_FINAL.pdf

3. Единый портал электронных услуг https://portal.gov.by

4. Качан, Д.А. Развитие Республиканской информационно-образовательной среды / Д.А. Качан, П.А. Лис, М.В. Мирончик // Цифровая трансформация. 2018. - № 2 (3). - С. 46-52.

5. Лис П.А. Формирование информационной системы управления в секторе образования и развитие системы образования Беларуси на основе опыта Эстонии / П.А. Лис, Д.А. Качан, В.И. Слиж, А.Б. Бельский // Цифровая трансформация. 2018. - № 4 (5). -С. 5-15.

6. Электронное правительство в Республике Беларусь 2017 / Нац. центр. эл. услуг. - Минск, 2017. - https://nces.by/wp-content/uploads/ЭП_финал_просмотр.pdf

7. Майоров И.Г. Технологии 3Б-печати в образовательном процессе / И.Г. Майоров, А.Б. Бельский // Цифровая трансформация. 2018. - № 2 (3). - С. 47-53.

8. Качан Д.А. Технологии распределенных реестров и перспективы их использования в системе образования // Цифровая трансформация. 2018. - № 4 (5). - С. 44-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.