Научная статья на тему 'Формирование региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства'

Формирование региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПЛАТФОРМА / ВНЕДРЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ / ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елецкая С.С.

В статье обосновано, что концепция по формированию технологических платформ по внедрению прорывных инновационных технологий способна стать основным инструментом регионального развития, обеспечивающим формирование экономики знаний. Предложен методический подход к созданию региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства»

fyfrHa&atyuafrfazfr деятельность

УДК 332.146:005.591.6(470.319)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПЛАТФОРМ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С УЧЕТОМ ПРИНЦИПОВ РАСПРЕДЕЛЕННОГО ПАРТНЕРСТВА*

С. С. ЕЛЕЦКАЯ,

аспирант кафедры экономики и менеджмента E-mail: ESSvetic@yandex.ru Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс, г. Орел

В статье обосновано, что концепция по формированию технологических платформ по внедрению прорывных инновационных технологий способна стать основным инструментом регионального развития, обеспечивающим формирование экономики знаний. Предложен методический подход к созданию региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства.

Ключевые слова:регион, платформа, внедрение, технологии, принципы, партнерство, инновации, процесс.

В современных условиях для обеспечения технологического прорыва российской экономики необходим переход к модели инновационного процесса, при которой трансформация знаний в реальную инновационную продукцию будет происходить наиболее эффективно. Руководство страны определило приоритеты модернизации экономики России — это энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и информационные технологии. Все они входят в ядро нового шестого технологического уклада. Ме-

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Орловском государственном техническом университете.

ханизмом развития, который на основе государственно-частного партнерства обеспечит выработку и реализацию выделенных стратегических приоритетов в масштабах отдельных секторов экономики, могут стать технологические платформы.

Эффективность использования существующей инфраструктуры в России остается пока на недостаточном уровне, прежде всего она ограничена стагнацией спроса на инновации со стороны российских компаний. Ни частный, ни государственный секторы экономики не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран — лидеров в этой сфере. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% валового внутреннего продукта (ВВП), против 1,43% — в Китае, 2,3% - в странах ОЭСР, 2,77% - в США, 3,44% — в Японии [3].

Для отечественной науки рынком в основном является государство. Государственное финансирование идет через различные фонды, программы, производственные компании, оплачивающие нужные им технологии. При этом государственное финансирование науки составляет 65%, а 35% —

это прочие источники, среди которыхдоля бизнеса— 20-25%.

В частности, из 80 действующих в России технопарков, по оценкам экспертов, всего 10 работают эффективно. Предполагалось, что взаимодействие университетов, научных центров, предприятий промышленности, региональных и местных властей в рамках технопарка позволит создать синергетический эффект и будет способствовать инновационному развитию экономики России. В результате фактически ни один из планируемых технопарков не дал ощутимых результатов, технопарки не смогли обеспечить инновационного роста отечественной экономики. Деятельность технопарков ограничена зависимостью от учредителей, которые определяют компании-резиденты и направления работы. Кроме того, отсутствуют эффективные механизмы для привлечения к сотрудничеству в рамках технопарков заинтересованных в их деятельности участников. Чаще всего функции большинства технопарков сводятся к функциям бизнес-инкубаторов.

Кроме того, для обеспечения кардинальной технологической модернизации экономики России конкретные действия по созданию условий для реализации инновационного процесса необходимо закрепить за регионом. В региональное развитие могут быть вовлечены различные учреждения, негосударственные организации на условиях взаимовыгодного сотрудничества. В этой связи идея технопарка с требованиями по значительному финансированию из регионального бюджета возможна только для инновационно развитых регионов. Для депрессивных регионов, особенно в посткризисных условиях, такой механизм развития неприемлем. В них возможен путь формирования технологических платформ по внедрению прорывных инновационных технологий. Формирование технологических платформ для инновационного развития местной экономики должно инициироваться крупным бизнесом, различного рода отраслевыми объединениями промышленных производителей.

Технологические платформы — это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в

области научно-технологического, инновационного развития [2].

В начале 2011г. Минэкономразвития России внесло в Правительство РФ перечень из 22 технологических платформ, которые должны стать базой для развития инноваций. В перечень включены медицинские, светодиодные, радиационные и биотехнологии, программное обеспечение, суперкомпьютеры, фотоника, авиация, космос, космическая связь, ядерная энергетика, термоядерный синтез, энергетические сети, электрогенерация, возобновляемая энергетика, транспортная инфраструктура, железнодорожный транспорт, композитные материалы и конструкции, металлургия, добыча минеральных ресурсов и нефти (использование сланцевого и попутного газа), нефтегазопереработка.

Методический подход к решению задачи управления инновационными процессами в регионе на основе формирования технологических платформ по внедрению прорывных технологий представляет собой следующую последовательность этапов и соответствующих им мероприятий:

- отбор экспертов для выбора региональных приоритетов развития;

- формирование региональных технологических приоритетов;

- формирование списков участников технологической платформы;

- составление предварительного паспорта технологической платформы;

- оценкарисков;

- формирование стандартов, подписание соглашений и выбор органов управления технологической платформы;

- расширение кооперации.

Одной из первоочередных по важности задач при формировании региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий является формирование и реализация региональных технологических приоритетов. Осуществлять выбор региональных приоритетов развития должны эксперты регионального научно-технологического совета [1].

В процессе формирования региональных технологических приоритетов их целесообразно разделить на три группы.

Первая — реализация приоритетов, направленных на формирование принципиально новой технологической базы и достижение технологического лидерства по выбранным направлениям.

Вторая — реализация приоритетов, связанных с технологической модернизацией традиционных

отраслей по направлениям, востребованным бизнесом, но одновременно входящим в сферу интересов государства.

Третья — реализация междисциплинарных приоритетов, характерных для всех групп региональных приоритетов, относящихся к зоне прямой ответственности государства и включающей в себя образование и медицину.

Критериями отбора инновационных приоритетов для развития региона могут быть:

- учетрегиональнойспецифики;

- имеющиеся научные разработки в регионе;

- спрос на инновации региональных предприятий;

- ресурсный потенциал региона;

- социально-экономические потребности региона (повышение уровня и качества жизни населения, ресурсосбережение, экологическое оздоровление, обновление основного капитала, достаточная обороноспособность).

Для каждой группы региональных приоритетов технологического развития целесообразно формирование специальных программ, включающих:

- характеристику приоритета;

- целевые индикаторы и показатели, характеризующие соответствующие технологические сдвиги;

- комплекс инструментов для реализации приоритета;

- распределение задач между частным бизнесом и государством;

- система мониторинга реализации приоритета, оценки возникающих проблем, анализа реализуемой государством политики с позиций влияния на реализацию приоритета. Применение инструмента реализации региональных технологических приоритетов в рамках технологических платформ позволит:

- максимально задействовать уже существующий ресурсный потенциал региона;

- обеспечить комплиментарность и рациональность дополнительных мер поддержки;

- содействовать развитию системы горизонтальных связей между министерствами и ведомствами при реализации национальных приоритетов технологического развития;

- обеспечить вовлечение бизнеса в процесс реализации приоритетов в регионе и облегчение условий его долгосрочного позиционирования;

- способствовать формированию организационно-информационных площадок для развития частно-государственного партнерства, взаи-

модействия предпринимательского, научного и экспертного сообщества в реализации региональных приоритетов технологического развития;

- обеспечить целостную открытую оценку до-стигнутыхрезультатов [1].

Поэтому технологические платформы способны стать основным инструментом регионального развития, обеспечивающим формирование инновационной экономики. В рамках технологических платформ должны реализовываться прорывные технологии, которые могут быть внедрены в экономике и которые являются приоритетными для конкретного региона. При этом внедрение прорывных технологий в рамках технологических платформ должно осуществляться на принципах распределенного партнерства организаций, производящих, распространяющих и использующих знания.

Общие свойства формирования региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства можно сформулировать следующим образом:

- расширяемость — обеспечение возможности появления новых участников при неизменных остальных функциональных взаимосвязях внутри технологической платформы;

- взаимодействие — способность к взаимодействию с другими региональными технологическими платформами;

- стандартность — региональные технологические платформы проектируются и разрабатываются на основе согласованных стандартов и предложений, реализация открытости осуществляется на базе функциональных стандартов в каждой отдельной отрасли;

- открытость — формирование общего коммуникативного пространства, при котором каждый участник технологической платформы должен иметь доступ к любой информации об организации, а также к знаниям любого другого участника;

- равенство и связанность участников — интеграция и организация данных и сведений. Особенностями формирования региональных

технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства являются:

- формирование общих для всех участников технологической платформы целей и задач: краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных. Разные цели участников провоцируют

использование разных инструментов. Необходимо поставить одну общую цель для всех участников технологической платформы. Тогда все заинтересованные стороны будут вынуждены искать способы сближения;

- реализация модели взаимодействия независимых открытых систем различного уровня на добровольных основах;

- соблюдение принципов лидерства. Технологическая платформа характеризуется отсутствием единого управляющего органа и множественностью центров управления. Предлагаемая модель формирования технологических платформ по внедрению прорывных технологий на принципах распределенного партнерства характеризуется тем, что участники платформы индивидуальны и имеют уникальные ресурсы (см. рисунок). Основными потенциальными участниками технологической платформы по внедрению прорывных технологий могут стать:

- научно-исследовательские институты;

- опытно-конструкторские бюро;

- высшие учебные заведения;

- проектные организации;

- инжиниринговые компании;

- производственные компании;

- сервисные компании;

- финансово-кредитные организации;

- маркетинговые и сбытовые организации;

- государственные органы;

- другие организации [2].

Основными функциями, реализуемыми в рамках региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий, являются:

- обмен информацией между участниками технологической платформы о текущих и перспективных разработках, получение экспертной и консультационной поддержки;

- обмен технологиями, трансфер технологий;

- осуществление фундаментальной подготовки специалистов по инновационным специальностям;

- финансирование инноваций;

- сопровождение инновационных проектов на маркетинговом этапе инновационного цикла. Таким образом, взаимодействие участников технологической платформы по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства обеспечит процесс их коммерциализации для инновационного прорыва в регионе.

При формировании региональных технологических платформ по внедрению прорывных технологий с учетом принципов распределенного партнерства возникает проблема отбора участников для реализации выбранного регионального приоритета. В связи с этим целесообразно использовать компетентностный подход, т. е. выбор стратегически важных участников технологической платформы для реализации выбранных технологических приоритетов, необходимость развития которых обусловлена потребностями уже существующих. При этом появляется необходимость в определении критериев, характеризующих ком-

Выбор регионального

технологического приоритета развития

Высшие учебные заведения

у НИИ к >

Координационный центр ТП Ь Л

Производственные предприятия

Финансово-кредитные организации

Маркетинговые и сбытовые организации

Взаимодействие участников технологической платформы по внедрению прорывных технологий на принципах распределенного партнерства

петенцию (совокупность опытных и практических навыков потенциальных участников в эффективном управлении ресурсами) и уровень влияния каждого участника технологической платформы, которые предлагается рассчитывать по следующим формулам:

Ky =■

K _ X K r

где Ку — интегрированный уровень компетенции участника технологической платформы; К1п — уровень п-й компетентности /-го участ-никатехнологической платформы; гп — значимость данного типа компетенции для достижения целей технологической платформы в целом;

п — количество оцениваемых компетенций; К5 — интегрированный уровень компетентности технологической платформы;

г — значимость участника технологической платформы для функционирования технологической платформы в целом; п5 — число участников технологической платформы.

Применение компетентностного подхода позволит выбрать эффективных участников региональной технологической платформы по внедрению прорывных технологий для реализации выбранного инновационного приоритета. Набор компетенций, их уровень и значимость для конкретной региональной технологической платформы определяются исходя из выбранного регионального технологического приоритета.

Применение концепции технологических платформ по внедрению прорывных технологий предлагает базу для нового подхода к обеспечению инновационного развития региона, снижению рисков в финансировании инновационного процесса.

n

n

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Измалкова С. А. Механизмы формирования технологических платформ для целей инновационного развития региональной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 3.

2. Об участии в формировании программ инновационного развития госкомпаний и перечня техноло-гическихплатформ: письмо Минобрнауки России от29.10.2010 №АП-164/13.

3. Инновационная Россия — 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на периоддо 2020 года). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_ 016?presentationtemplate=docHTMLTemplatel&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796fflf7af753c 8а7е.

c»news

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

1 V П Л V I I

Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: forum@cnews.ru

Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей

www.forum.cnews.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.