УДК 338.32
формирование региональной системы
мониторинга структурных преобразований на предприятиях оборонно-промышленного комплекса
Г. И. ИдЗИЕВ,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: textima@mail. ru
Институт социально-экономических исследований дагестанского научного центра РАН
В статье обосновывается, что для успешного проведения на оборонных предприятиях структурных преобразований и выпуска ими конкурентоспособных товаров необходимо создание новых организационных структур комплексного информационного обеспечения научно-технических разработок и маркетинга. Также представляется целесообразным создание региональных центров информации по структурным преобразованиям.
Ключевые слова: реструктуризация, оборонное предприятие, конкуренция, мониторинг, информационная система, промышленность региона.
Процесс реструктуризации региональной экономики требует комплексного решения технических, технологических, кадровых и экономических проблем и может иметь разные варианты реализации: от постепенного сворачивания нерентабельных производств и перестраивания предприятия на выпуск новой продукции до одномоментной ликвидации и строительства нового производства. Все разновидности структурных преобразований требуют комплексного информационного обеспечения. Организациям и специалистам, связанным с процессами структурных преобразований, нужна не просто рассеянная по многочисленным источникам информация. Нужна такая информация, которая содержала бы упорядоченные соответствующим образом материалы о научно-технических дости-
жениях в той или иной области науки и техники. Нужна технико-экономическая, конъюнктурно-коммерческая, статистическая информация, сведения о характеристиках промышленной продукции, материалов веществ и др. Только при наличии такого интегрированного информационного ресурса возможно эффективное информационное обеспечение процессов реструктуризации экономики региона.
Найти свое место и свой продукт-товар в условиях конкуренции практически невозможно без серьезной информационной поддержки. Выигрыш в конкурентной борьбе во многом будет определяться тем, какое из предприятий будет обладать высококачественной и полной информацией, кто быстрее и глубже сможет обработать огромное количество данных о тенденциях рынка и деятельности основных конкурентов. И здесь важную роль играет обеспечение предприятий маркетинговой информацией. Если систему обеспечения научной и технической информацией в стране можно считать достаточно сложившейся, то система обеспечения потребителей (в первую очередь предприятий, на которых реализуются процессы структурных преобразований) маркетинговой информацией является мало разработанной [5].
Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации
продукции предприятия: изучение потребителя; исследование мотивов поведения потребителя на рынке; исследование продукта (изделия или вида услуг); анализ форм и каналов реализации продукции; анализ объема товарооборота предприятия; изучение конкурентов, определение форм и уровня конкуренции; исследование рекламной деятельности, определение наиболее эффективных способов продвижения товаров на рынке; изучение «ниши» рынка — области производственной или коммерческой деятельности, в которой предприятие имеет наилучшие возможности (по сравнению с потенциальными конкурентами) по реализации своих преимуществ [4].
Понятно, что для отдельного конкретно взятого предприятия в соответствии со спецификой его деятельности соотношение, степень значимости каждого из перечисленных выше элементов будут различны. Более того, соотношение основных элементов маркетинга по степени их значимости для успеха предприятия в конкурентной борьбе, достижения высоких финансовых результатов постоянно меняется во времени в зависимости от изменения структуры производственных затрат и характера хозяйственной среды, в которой оперируют предприятия.
Особенностью обеспечения маркетинговой информацией предприятий является доведение до ведущих специалистов предприятий в адаптивном виде таких внешних маркетинговых данных, как общее состояние экономики, науки и техники в стране и регионе, законодательства, культуры, коммерческого окружения, демографических и социальных особенностей населения, каналов сбыта, а также сведений о конкурентах и поставщиках из тех стран, регионов и областей, с которыми предполагается вести торговлю. Переход к глобальной экономике и структурные преобразования требуют изменений и в информационной структуре предприятий, расширения функций службы научно-технической информации (сведений и данных о технологиях, оборудовании, материалах, ресурсах, ценах, рынках сбыта и др.).
Перед службами научно-технической информации предприятий встает задача резкого увеличения полноты и проблемной ориентации обрабатываемого информационного потока. Исходя из того факта, что мощного комплексного информационного обеспечения требуют прежде всего наукоемкие проблемы и разработки, одной из основных состав-
ляющих информационного ресурса предприятий, подвергающихся структурным преобразованиям, должна быть объектографическая информация (характеристики компонентов, узлов, деталей и комплектующих). В то же время при переходе предприятий на выпуск нового оборудования и машин в первую очередь необходима номенклатурная (типа «что», «где», «когда»), конструкторская и технологическая информация [2].
Таким образом, для успешного проведения на предприятиях структурных преобразований и выпуска ими конкурентоспособных товаров и изделий необходимо создание на них новых организационных структур комплексного информационного обеспечения научно-технических разработок и маркетинга. Наряду с развитием информационных структур на предприятиях представляется целесообразным (даже необходимым) создание региональных центров (или региональной службы) информации (РЦИ) по структурным преобразованиям, которые представляют собой систему комплексного информационного обеспечения структурных преобразований в регионе и занимаются систематизацией, сбором, хранением, ведением данных, необходимых для успешного проведения структурных преобразований на предприятиях региона в их взаимной связи, партнерстве, дополнении друг друга и осуществлении маркетинговой деятельности.
Для создания РЦИ необходимо организовать сеть баз данных, которая позволила бы выполнять следующую деятельность:
• организовать и проводить исследования по выявлению и прогнозированию информационных потребностей разных групп промышленных предприятий;
• организовать учет, регистрацию, сертификацию и рекламу информационных ресурсов, имеющихся в автоматизированных системах различного типа; создавать адресно-справочную службу по базам данных, имеющихся в стране;
• разработать принципы и методы интеграции баз данных, создаваемых в различных автоматизированных системах, в целях формирования проблемно ориентированных баз данных для комплексного информационного обеспечения разработки конкретных технических объектов;
• разработать и распространить передовые информационные технологии;
• разработать организационно-функциональную структуру сети автоматизированных систем и
дислокацию баз данных, ориентированных на комплексное информационное обеспечение структурных преобразований и маркетинга продукции предприятий региона. Создание РЦИ, а также кардинальное изменение структуры службы научно-технической информации предприятий требует установления и развития более тесных, основанных на научно-производственной кооперации связей между предприятиями, а также между предприятиями и РЦИ независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, установления экономических отношений между ними. Создание на уровне региона и предприятий принципиально новой информационной структуры, ориентированной на комплексное информационное обеспечение структурных преобразований и маркетинга продукции предприятий региона, должно содействовать:
• обеспечению структурных преобразований сферы материального производства на основе преимущественного развития наукоемких направлений, внедрения ресурсосберегающих технологий;
• обеспечению ускорения научно-технического прогресса, сокращения сроков и повышения уровня научных исследований, проектно-конс-трукторских работ и технологической подготовки производства;
• расширению номенклатуры и интенсификации производства объектов техники народнохозяйственного назначения на основе широкомасштабного внедрения передовых отечественных и зарубежных достижений и научно-технических нововведений;
• совершенствованию межрегиональных, межотраслевых и внутриотраслевых связей. Региональный центр информации и службы
комплексного информационного обеспечения предприятий региона образуют единую информационно-аналитическую систему (ИАС) обеспечения структурных преобразований экономики в регионе. Одним из важных условий эффективного функционирования ИАС в целях успешного проведения структурных преобразований в регионе является информационная совместимость всех ее звеньев. Необходимо создание и использование согласованных на международном уровне стандартов, регламентирующих порядок подготовки, сбора, обработки, передачи и анализа информации. Это обеспечит также необходимую ее достоверность и сопоставимость.
В процессе подготовки тех или иных управленческих решений может использоваться различная информация об одних и тех же предприятиях или других объектах, а также различные источники данных. Для аккумуляции такой информации в одном или нескольких банках данных необходимо использовать сквозное индексирование одним кодом всей информации, касающейся одного и того же объекта, независимо от вида источника информации и его принадлежности. Подобный подход даст возможность прослеживать по иерархической схеме исходный базис укрупненных блоков информации и позволит проводить анализ взаимосвязи различных объектов в информационных потоках (таких, как производство и потребление продукции и услуг, внешний и внутренний товарооборот, занятость и подготовка специалистов). Важной проблемой, неотлагательно требующей решения, является построение системы взаимоувязанных номенклатур продукции и услуг с различным уровнем агрегирования в целях решения на этой основе задач анализа и прогнозирования. Например, в числе первоочередных, очевидно, необходимо решить вопрос взаимоувязки товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности и производства. Общим инструментом для решения этой проблемы должна быть система взаимоувязанных классификаций видов экономической деятельности (ВЭД), реализованная в едином составном коде.
Следующим шагом в развитии системы классификации должна стать интеграция, что позволит уменьшить число ВЭД, совместить структуры построения и упростить матрицы соответствия между ними. Созданный таким образом единый классификационный базис организации информации с необходимым терминологическим обеспечением станет той основой, на которой можно будет замкнуть в единую информационною среду технические и программные средства. В конечном итоге это обеспечит информационную совместимость баз данных экономической информации, необходимой для проведения процессов структурных преобразований экономики в рамках региона, страны и мирового сообщества.
Наряду с использованием указанных принципов стандартизации и классификации необходимым условием построения современной информационно-аналитической системы для обеспечения процессов структурных преобразований экономики является использование непосредственной статистики предприятий. В этом случае становится возможным:
• проводить глубокие и взаимосвязанные анализы функционирования труда, капитала, товаров и услуг;
• составлять комплексные экономические, демографические и социологические характеристики производителей и территорий;
• оценивать масштабы и направления инвестиционных потоков;
• определять устойчивые и неустойчивые в финансовом отношении сектора экономики;
• оценивать эффективность структурной перестройки программ структурных преобразований. Важным элементом, обеспечивающим успешное проведение структурных преобразований экономики регионов, являются региональные информационно-аналитические системы, формируемые по региональному и отраслевому принципу. Региональные ИАС могут быть привлечены и для оказания информационной поддержки предпринимательской деятельности, касающейся предо -ставления коммерческой, адресной, юридической, статистической информации и информации по инвестиционным проектам, регистрации создаваемых предприятий, маркетинга, аудита, возможностей материально-технического обеспечения и сбыта продукции, установления делового сотрудничества между возможными партнерами, поиска производственных мощностей, электронной почты, ведения бухгалтерской деятельности.
Одной из определяющих функций региональной ИАС должен быть мониторинг социально-экономической ситуации в регионе. В общем случае под мониторингом структурных преобразований экономики понимается организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в другое [1]. Исходя из данного определения, под мониторингом процессов структурных преобразований экономики в регионе будем понимать организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных изменений в экономике региона, связанных со структурными преобразованиями, осуществляемыми в промышленном комплексе региона. Он рассматривается в качестве начального звена в системе «мониторинг — анализ — управление — достижение эффективной динамики развития экономики». Поэтому задачей мониторинга является не только наблюдение, но и накопление фактов для управления процессами структурных преобразований экономики.
Основные принципы организации мониторинга исходят из особенностей наблюдаемого объекта и целей наблюдения. Так как объектом мониторинга являются оборонные предприятия и управление процессами структурных преобразований экономики, то исходя из особенностей данного объекта мониторинга, можно сформулировать следующие три основополагающих принципа мониторинга [1].
Первый принцип — принцип тождественности, в соответствии с которым между наблюдаемым объектом и системой мониторинга должно быть определенное соответствие. Основным содержанием данного периода структурных изменений в экономике является переход предприятий (в том числе оборонного комплекса) к полному или частичному выпуску новой наукоемкой и гражданской продукции. Поэтому содержанием мониторинга является изменение состояний и процессов. Причем изменяются не только предприятия и их функции, но и характер их взаимодействия с другими предприятиями. Важной характеристикой процессов структурных преобразований экономики является быстротечность и нестабильность экономических отношений и их форм. Это определяет необходимое «учащение» наблюдений за предприятиями, за процессами структурных преобразований экономики, повышение значимости единоразовых «точечных» выборочных обследований предприятий и населения.
Второй принцип — определяется единством экономики страны, а предприятия, подвергающиеся структурным преобразованиям как объекты наблюдения, составляют подсистемы, части единой экономики. Реализация этого принципа требует подчиненности, обусловленности всех частных исследований, в том числе и процессов структурных преобразований, общим процессам в экономике. Этим определяется подчиненное место и значимость полученных частных знаний в результате мониторинга процессов структурных преобразований экономики, которые должны рассматриваться через призму осмысления общих процессов и явлений, происходящих в целом в экономике страны [2].
Третий принцип — комплексность, который предполагает наблюдение за преобразованием, изменением не отдельных сторон и граней, а всего спектра разносторонних проявлений процессов структурных преобразований экономики в их единстве и целостности. Реализация этого принципа осуществляется, во-первых, через многослойность наблюдений, введением в аналитические модели
многомерных категорий, позволяющих одновременно оценивать происходящие изменения во многих направлениях; во-вторых — нахождением главных систем (предприятий, процессов) для каждого этапа развития процессов структурных преобразований экономики в регионе и построением упрощенных моделей мониторинга.
Мониторинг должен обеспечить получение статистически значимых для данной системы факторов, позволяющих использовать их для достоверной оценки процессов структурных преобразований, и иметь общую тенденцию на минимизацию наблюдений. Так как процессы структурных преобразований в промышленном комплексе региона происходят на фоне и одновременно с процессами структурных преобразований экономики страны в целом, то при рассмотрении мониторинга процессов структурных преобразований в регионе следует одновременно наблюдать процессы, происходящие в экономике и экономических субъектах, которые непосредственно оказывают влияние на ход реализации процессов структурных преобразований. К таким процессам и объектам, в частности, следует отнести [6]:
• политику государственной поддержки региона: объекты поддержки, формы и механизмы поддержки, ресурсы и результативность поддержки;
• население, доходы, занятость: динамика населения, демографические и миграционные процессы, дифференциация доходов, занятость и ее изменения;
• оценку эффективности приватизированных и конверсируемых предприятий;
• изменение трудовой и экономической активности человека;
• становление собственности как личностный процесс;
• коммерциализацию производственной и социальной сферы экономики;
• процессы становления рыночной инфраструктуры, коммерциализацию предприятий;
• развитие и расширение внешнеэкономической деятельности;
• становление рынка природных ресурсов, монополизацию и демонополизацию производства;
• земельную реформу и аграрные преобразования;
• миграцию населения, уровень жизни, высвобождение занятых, переселение в другие регионы.
Система показателей для наблюдения за процессом реструктуризации оборонных предприятий может быть следующей (возможный вариант деления на группы показателей):
Первая группа — показатели перехода на новую экономическую концепцию хозяйствования: прибыль от реализации (периодичность наблюдения — квартальная); прирост прибыли (квартальная), амортизационные отчисления (годовая); использование амортизационных средств на производственные капитальные вложения (годовая); валовой доход, прибыль, рентабельность (годовая), затраты на производство (годовая); заработная плата (месячная); капитальные вложения, структура капитальных вложений, структура финансирования капитальных вложений (годовая), собственные и заемные средства (годовая).
Вторая группа — характеристика уровня маркетинговой работы предприятия, освоение новых видов продукции, затраты по НИОКР, в том числе на изучение рынка (периодичность наблюдения — годовая); характеристика системы сбыта, торговли, хранения (годовая); рекламная работа предприятия, использование прогрессивных моделей организации управления (годовая).
Третья группа — конкуренция и положение на рынке, выпуск продукции, ее поставки на рынок (периодичность наблюдения — квартальная), уровень монополизации товарных рынков и конкуренция на них (годовая), уровень цен, соотношение с конкурентами (квартальная).
Четвертая группа — связи с рынком: объем продаж и их структура (периодичность наблюдения — квартальная); число и объем сделок по продажам, в том числе на основе договоров о хозяйственных связях (годовая); условия обеспеченности материально-техническими ресурсами.
Главным показателем рыночной ориентации и эффективности процессов структурных преобразований на предприятиях является нацеленность на получение максимальной прибыли на расширение производства. В этом процессе важную роль призван сыграть мониторинг процессов структурных преобразований в регионе и на отдельно взятых предприятиях. Наблюдая и прослеживая за ходом проведения структурных преобразований, анализируя на основе полученных всесторонних и многоплановых статистических данных изменения процессов структурных преобразований, а также общей и частных экономических ситуаций
в регионе, мониторинг позволяет осуществлять эффективное управление процессами структурных преобразований экономики в регионе.
Разумеется, что даже на уровне одного предприятия мониторинг представляет собой довольно сложную задачу, ведь он требует наблюдения за несколькими десятками показателей. Тем не менее он необходим, ибо таким образом осуществляется обратная связь по выявлению эффективности принятых мероприятий по проведению структурных преобразований, а затем принимается решение о корректировке или дальнейшем продолжении указанных преобразований.
Список литературы
1. Идзиев Г. И. Развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 48.
2. Идзиев Г. И. Организационные предпосылки реструктуризации оборонных предприятий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 27.
3. Матеров И. Факторы развития «новой экономики» России // Экономист. 2003. № 2. С. 6.
4. Петрова Е. А. Информационное развитие региональных хозяйственных систем: теория, методология и практика // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 31.
5. Хрусталёв Е. Ю. Интеллектуальный потенциал и капитал российского оборонно-промышленного комплекса: методологический аспект // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 1.
6. Хрусталёв Е. Ю. , Боташева А. С. -Х. Концепция вывода региона из депрессивного состояния // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 34.
17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию
«Банковская информатизация 2013»
Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:
• какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения;
• как определить эффективность процессов;
• как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ;
• какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации;
• как вендоры реагируют на новые потребности банков.
За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: [email protected] Армен Айвазов, Алексей Четеернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличееа
http://events.cnews.ru/