Научная статья на тему 'Формирование региональной инновационной системы (на примере Республики Карелия)'

Формирование региональной инновационной системы (на примере Республики Карелия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тишков С.В.

Статья посвящена вопросам формирования региональной инновационной системы на примере Республики Карелия. Конкурентоспособность национальной инновационной системы, её полноценное функционирование в значительной степени зависит от усиления инновационных процессов в конкретных регионах. Практика развитых стран мира показывает, что в настоящее время качество экономического пространства страны во многом определяется эффективными региональными системами в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной инновационной системы (на примере Республики Карелия)»

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ

ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (на примере Республики Карелия)

С. в. ТИшков, младший научный сотрудник E-mail: insteco_85@mail.ru Институт экономики карельского научного центра рАН

Статья посвящена вопросам формирования региональной инновационной системы на примере Республики Карелия. Конкурентоспособность национальной инновационной системы, ее полноценное функционирование в значительной степени зависит от усиления инновационных процессов в конкретных регионах. Практика развитых стран мира показывает, что в настоящее время качество экономического пространства страны во многом определяется эффективными региональными системами в инновационной сфере.

Ключевые слова: инновационная система, экономическое пространство, конкурентоспособность, регион.

Конкурентоспособность национальной инновационной системы, ее полноценное функционирование в значительной степени зависят от усиления инновационных процессов в конкретных регионах. Практика развитых стран мира показывает, что в настоящее время качество экономического пространства страны во многом определяется эффективными региональными системами в инновационной сфере.

В нашей стране региональная инновационная система (РИС) только формируется и на протяжении последних десяти лет идет поиск эффективных моделей в регионах и уже немало сделано в этом направлении.

Однако активизировать территориальные инновационные процессы в отечественной экономике пока не удается. Более того, инновационная деятельность в современной России весьма поляризована. Это характерно для всех этапов инновационного процесса. Так, число организаций, выполняющих исследования и разработки, сосредоточенных в Москве и Санкт-Петербурге, на порядок больше, чем, например, в Ростовской и Новосибирской областях. Есть субъекты РФ, где нет таких структур вообще. Данное положение

исторически объяснимо. Однако размещение объектов инновационной инфраструктуры, осуществляемое уже в период рыночного реформирования экономики, показывает, что подавляющее их большинство опять же расположено в Центральном федеральном округе, главным образом в Москве и Московской области. Так, например, концентрация технопарков и бизнес-инкубаторов по округам следующая: Центральный — 58,82 %, Северо-Западный — 13,24, Уральский — 11,76, Сибирский — 8,82, Приволжский — 7,5 %.

Все обозначенное делает тему РИС современной экономики очень актуальной.

Степень разработанности проблемы характеризуется следующими моментами.

Во-первых, специальных монографических исследований, посвященных проблемам формирования и развития региональных инновационных систем, немного. Это сравнительно новое направление, получившее определенную разработку в периодических изданиях, главным образом в журнале «Инновации».

Во-вторых, нет обобщающих работ, в которых в комплексе бы рассматривались вопросы формирования и развития РИС, а именно ее сущность, структура, классификация и проблемы управления на различных территориальных уровнях (окружном, субъекта Федерации, муниципальном и др.).

Целью данной статьи является комплексная разработка основных аспектов формирования и развития современной РИС, разработка научно обоснованных подходов и механизмов, определение методических рекомендаций.

В отечественной литературе просматриваются два основных направления.

Первое — связано с исследовательской традицией данной проблемы в бывшем СССР. В этом

случае инновационная система отождествляется с системой «наука—производство» или с системой «наука—производство—потребление» и трактуется узко, а именно через структуру инновационного процесса. При этом его состав варьируется. В настоящее время данная точка зрения продолжает воспроизводиться, но в отличие от прежней трактовки здесь уже учитывается влияние рынка.

Второе направление — это принятое в мире определение национальной инновационной системы, сформулированное американскими и английскими учеными как совокупности различных институтов, которые совместно и каждый в отдельности вносят свой вклад в создание и распространение новых технологий, образуя основу, служащую правительствам для формирования и реализации политики, влияющей на инновационный процесс.

Среди российских авторов наибольшего внимания заслуживает концепция инновационной системы, предложенная Н. И. Ивановой. Это наиболее полный, систематический анализ данного явления в отечественной литературе. Концепция определяет инновационную систему как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ (мелкие и крупные компании, университеты, государственные лаборатории, технопарки и инкубаторы). Другая, не менее важная часть инновационной системы — это комплексы институтов правового, финансового и социального характеров, обеспечивающие взаимодействие научных и предпринимательских структур и имеющие прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [2, с. 7].

Как видно, инновационная система состоит из двух частей, а именно: совокупности взаимосвязанных организаций по стадиям полного инновационного процесса и государства, его институтов, осуществляющих взаимодействие участников инновационной деятельности.

На основе анализа литературы и реальной действительности следует выделить три точки зрения на структурную характеристику инновационной системы.

Первая, самая распространенная на практике — инфраструктурный подход. Здесь ключевым компонентом является инфраструктура, что нашло отражение в моделях, активно разрабатываемых российскими учеными в последнее время. Главный акцент они сделали на инфраструктуру, институты, обеспечивающие интеграцию науки и производс-

тва. Действительно, инфраструктурное обеспечение инновационных процессов в условиях рынка и, прежде всего, с точки зрения быстрого трансфера и коммерциализации технологий имеет особое значение для современной экономики, тем более такой опыт отсутствовал в плановой экономике, внедрение всегда было узким местом в научно-производственной интеграции за исключением крупных государственных проектов в ВПК. Однако упор лишь на инфраструктуру не позволит обеспечить формирование действенной инновационной системы, способной не только передавать, но и, прежде всего, создавать инновации. Более того, именно генерация инноваций весьма актуальна, например, в деле ликвидации как реальных, так и потенциальных угроз научно-технологической деградации производственной компоненты региональной инновационной системы (РИС).

Этот момент отражается второй позицией, где в качестве основного элемента инновационной системы выступает наука, которая является ключевым звеном каждого крупного сегмента системы, а именно: государственного сектора, частного сектора, системы образования.

Сторонники третьей точки зрения отдают предпочтение производству. Что-либо возразить против данных точек зрения трудно. При формировании полноценной инновационной системы не следует акцентировать внимание на каком-то одном элементе, а необходимо объединить данные подходы.

Вместе с тем представляется, что особое место в формировании инновационной системы в регионах принадлежит государству. Более того, государство играло определяющую роль в инновационном развитии экономики страны. Это доказывает, например, то, что в нашей стране нет ни одной отрасли, которая была бы младше 16 лет. К сожалению, в нашей стране в силу ухода государства из экономики в 1990-х гг. инновационная деятельность резко сократилась, что негативно отразилось на конкурентоспособности отечественной продукции. Большое значение приобретает научно обоснованная классификационная характеристика территориальных инновационных систем. Фактически первую классификацию инновационных систем в территориальном контексте предложил В. В. Новохатский, выделив транснациональные, национальные, субъектные, муниципальные и прочие образования [6, с. 35]. К региональным инновационным системам здесь относятся субъектные и муниципальные образования.

Формирование в 2000 г. федеральных округов стимулировало создание инновационных систем в границах новых административно-территориальных образований. В структуре окружных инновационных систем формируются РИС в национальных республиках, областях, автономных образованиях и в других субъектах Федерации. В городах и поселковых муниципальных образованиях, где имеется научно-инновационная деятельность, создаются городские и муниципальные научно-инновационные центры, а также научно-инновационные интеграции в других автономных территориальных образованиях, организующие и координирующие развитие инновационной деятельности и венчурного бизнеса на территории городов и районов.

Таким образом, первая группа объединила авторов, классифицирующих РИС по территориальному уровню их развертывания:

• инновационная система федерального округа;

• инновационная система субъекта РФ;

• инновационная система города;

• инновационная система муниципального образования.

Помимо приведенной классификационной характеристики необходимо выделять и иные системы, например, в рамках Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Кроме того, в условиях глобализации следует ускоренно формировать и такой новый тип РИС, как международную инновационную систему.

Важнейшим звеном общемирового экономического пространства, а также проявлением инновационной регионализации являются межгосударственные инновационные системы. В качестве примера можно рассматривать формирующиеся инновационные системы стран ЕС (цель — обеспечение международной конкурентоспособности, более высокое позиционирование во всемирном инновационном пространстве) и стран СНГ (Россия, Беларусь), а также международную региональную инновационную систему Азиатско-Тихоокеанского региона. Определенную ценность представляют исследования другой группы авторов, которые классифицируют РИС в контексте отработки реальных механизмов повышения их наукоемкости на основе формирования территорий инновационного развития, выделяя следующие их виды:

1) научно-исследовательские парки (академгородок, г. Саров в Нижегородской области);

2) наукограды на базе закрытых административно-территориальных образований (Северодвинск, Железногорск);

3) инновационные территории как часть муниципальных образований (Технопарк «Уральский» в Екатеринбурге на базе крупнейшего вуза УГТУ - УПИ);

4) технограды (Оленья Губа, Большой Камень — базы инженерно-технического обеспечения атомного подводного флота);

5) инновационные территории на базе нескольких муниципальных образований (пока не получили развития, примеры отсутствуют) [8, с. 28—29]. Прогрессивный зарубежный опыт, а также отечественная практика создания РИС показывают, что ее формирование невозможно без полноценного инфраструктурного обеспечения.

В развитых государствах, а в настоящее время и в менее развитых странах государство уделяет огромное внимание инновационной инфраструктуре и вкладывает в ее развитие колоссальные средства: в США — 1 млрд долл., во Франции — 500 млн долл., в Китае — 2—2,5 млрд долл., отдача от этих вложений получается адекватная [3, с. 26].

Региональная инновационная система формируется под воздействием трех важнейших условий, которые определяются содержанием:

• национальной (федеральной) инновационной системы;

• региональной политики, проводимой на федеральном уровне и направленной на эффективное использование потенциала регионов и выравнивание их экономического развития;

• социально-экономической политики региона, которая в значительной степени определяется особенностями региона. Характерными признаками РИС выступают:

• характер отраслевой специализации;

• диверсификация регионального производственного комплекса;

• целевая направленность инновационной деятельности в регионе;

• существующая система управления инновационным развитием региона. Функционирование РИС в разных регионах

имеет специфические различия, связанные, главным образом, с ролью государства в поддержании и регулировании ее финансовой основы, но цель РИС везде одна — осуществлять расширенное воспроизводство и капитализацию инноваций.

В целом, как и для любой другой системы, для формирования РИС существует ряд факторов, которые сдерживают ее развитие. К ним относятся:

• отсутствие в республике четкой государственной стратегии построения инновационной

экономики с определением ее прорывных составляющих;

• несформированность современной законодательной и нормативной баз инновационной деятельности;

• неразвитость рынка научных разработок, а также инновационной инфраструктуры и системы ресурсного обеспечения;

• слабая инновационная активность предпринимательских структур;

• отсутствие целостной системы подготовки кадров для всех секторов и уровней инновационной экономики;

• недостаточный уровень образования предпринимателей и управленцев в области организации инновационных процессов;

• отсутствие в республике единой республиканской инновационной инфраструктуры. Относительно сущности РИС отметим, что

единого определения в мире нет. И это естественно, поскольку отсутствует общая для всех регионов страны эффективная модель инновационной системы. Любой конкретной территории присуща собственная инновационная система, учитывающая особенности имеющихся научно-технического и промышленного потенциалов, а также географические, исторические, экономические, национальные и другие моменты. Помимо этого РИС — это подсистема национальной инновационной системы и, следовательно, ей необходимо вписываться в инновационную политику, проводимую центром.

Опыт формирования региональных инновационных систем, накопленный к настоящему времени, проявляется в их многочисленных моделях, в числе которых:

• томская модель инновационного развития;

• пилотный проект создания региональной инновационный системы в Московской области;

• нижегородский опыт формирования инновационной сети в границах Приволжского федерального округа;

• кластерные системы Санкт-Петербурга в области электроники, судостроения, химии;

• региональный сектор национальной инновационной системы в Красноярском крае;

• верхневолжская модель территории инновационного развития;

• тверская модель регионального научно-технического кластера.

Кроме того, в настоящее время идет формирование РИС в субъектах Федерации. В частности, в

Кемеровской, Иркутской областях и других регионах, а также в федеральных округах.

Что же касается Республики Карелия, то здесь уже формируется инновационная система, и она представлена рядом действующих блоков [4, с. 67].

Научно-технический блок республики включает семь институтов КарНЦ РАН, 3 отраслевые научно-исследовательские организации, три высших учебных заведения, двенадцать филиалов различных вузов страны, пять научно-технических подразделений на промышленных предприятиях. Активная научная и научно-педагогическая деятельность ведется и сотрудниками Петрозаводского государственного университета и Карельского государственного педагогического университета. Они проводят исследования в 30 областях критических технологий из 52, утвержденных Президентом Российской Федерации.

Большое место занимают научные исследования в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленностях. Достаточно весомая доля научных исследований приходится на агропромышленный комплекс. Карелия является уникальным местом для развития генетических технологий из-за высокой экологической чистоты края.

Научные исследования и разработки выполняются в 10 научных организациях, где трудятся 1 150 чел., в том числе 150 докторов наук и 500 кандидатов наук.

Производственно-технологический блок представляют предприятия высокотехнологичных отраслей экономики Республики Карелия. Успешно работают: научно-производственное предприятие «Прорыв», ЗАО «Инжиниринговый центр пожарной робототехники «ЭФЭР», ООО НАК «Карбоншунгит», ООО «Энергоресурсноэф-фективная экономика», центр «ПетрГУ — Метсо Систем Автоматизации», «АВ-Систем», «Норд Тимбер», «АЕК».

Инфраструктурный блок включает три технологических парка, бизнес-инкубатор, лабораторию трансферта технологий, лизинговые фирмы, ряд ведомственных и межотраслевых информационных центров, консалтинговых фирм. Работает Фонд поддержки инновационной и изобретательской деятельности ПетрГУ, Международная школа ТРИЗ, исследовательские подразделения КГПУ, ГУ «Центр развития предпринимательства РК», Инновационный Центр наукоемких технологий «УККО» ИГ КарНЦ РАН.

Управленческий блок представлен структурными подразделениями республиканских

министерств, вузов, исследовательских институтов, научного центра РАН.

Системный блок объединяет все элементы инновационной деятельности в единую систему, дает ясное видение основных направлений инновационной деятельности и координирует всю деятельность в республике. В настоящее время в республике он практически отсутствует.

Все эти блоки реально имеются в республике, но они относятся к разным ведомствам, имеют различные формы собственности и организационно-правовые формы. Для объединения их в единую республиканскую систему необходимо найти формы их взаимодействия и координации с целью работы в направлении инновационного развития.

Карельская экономика ориентирована на экспорт сырья, и даже начавшаяся модернизация лесопромышленного комплекса не отвечает пока современным требованиям. По глубине переработки древесины наши ведущие предприятия смогли достичь лишь четвертого уровня, а такая известная финская компания, как Stora Ешо, находится уже на седьмом. Таким образом, следует сделать вывод о том, что скорейшее формирование РИС в контексте повышения эффективности функционирования их ключевых компонентов во многом связано с инфраструктурными программами.

К перечню мероприятий и механизмов для формирования элементов РИС Республики Карелия следует отнести:

1) бюджетное финансирование строительства объектов инфраструктуры;

2) выделение земельных участков и разрешение на строительство;

3) зоны опережающего развития (см. рисунок);

4) инновационная инфраструктура (технопарки, бизнес-инкубаторы).

В области формирования региональной инновационной системы необходимо:

1) ввести в должностные обязанности одного из заместителей Председателя Правительства РК курирование вопросов формирования РИС, аналогичные обязанности ввести в систему администрации главы Республики Карелия,

Зоны опережающего развития [4, с. 75]

ввести в должностные обязанности одного из заместителей Министра экономического развития РК курирование вопросов развития инновационной деятельности;

2) создать при главе Республики Карелия Совет по инновационной деятельности;

3) аналогичные изменения провести на уровнях муниципального управления.

В области развития нормативно-правовой поддержки и стимулирования инновационной деятельности в Республике Карелия следует:

1) принять Закон Республики Карелия «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Республики Карелия»;

2) утвердить Программу развития инновационной деятельности в Республике Карелия;

3) внести соответствующие изменения в региональное законодательство.

В области финансирования инновационной деятельности необходимо создать в республике Гарантийный Фонд поддержки инновационной деятельности.

В связи со сказанным главными задачами формирования РИС Республики Карелия на современном этапе являются:

• создание разветвленной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в регионе;

• разработка и принятие закона и программы поддержки инновационной деятельности и государственной инновационной политики Республики Карелия;

• формирование системы опережающего инновационного образования;

• развитие наукоемких технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание системы информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности в регионе;

• развитие международного и межрегионального сотрудничества на Европейском Севере, учитывая уникальное приграничное положение Республики Карелия с Европейским Союзом;

• бюджетное финансирование строительства и развития объектов инфраструктуры;

• выделение земельных участков и разрешений на строительство;

• создание зон опережающего развития (полюсов роста).

С одной стороны, Республика Карелия, обладая достаточным научно-техническим и промышленным потенциалами, богатыми сырьевыми ресурсами, может и должна использовать свои конкурентные преимущества для трансфера и коммерциализации технологий и других накопленных знаний. С другой стороны, переход экономики Карелии со стабилизационного этапа на инновационный путь развития в соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия на период 1999—2002—2010 гг. «Возрождение Карелии» не означает автоматического получения желаемого результата.

Сегодня приоритетным видом инновационной деятельности является приобретение современных машин и оборудования. На это расходуется до 90 % средств. Результаты опроса предпринимателей республики, проведенного Карельским центром трансферта технологий и инноваций, показали, что 20 % предприятий имеют высокую способность к внедрению инноваций, 57 — среднюю и 23 % — низкую [9, с. 25].

Поскольку в республике не развита инновационная инфраструктура, а имеющиеся ее элементы разрознены и никем не координируются, сегодня важной задачей для органов государственной власти является объединение их в единую инновационную систему. Создание системы — это забота государства.

Карелии нужен не только количественный, но и качественный рост, означающий переход к новой структуре экономики. Роль лидирующих отраслей должны играть заготовка леса и добыча камня, не первичная обработка сырья, а высокотехнологичные конкурентоспособные на российском и зарубежном рынках производства научные исследования и разработки.

Нужны приоритетные проекты на прорывных направлениях, позволяющие Республике Карелия в сравнительно короткий период осуществить зна-

чительный прорыв по новой и уже сложившейся технологической специализации.

Предварительная экспертная оценка потребности основных отраслей экономики в инновациях позволяет определить следующий примерный перечень приоритетных направлений и базовых технологий для республики:

1) развитие биотехнологий на основе генной инженерии, селекции, генетики и сверхкритических технологий;

2) новейшие информационные технологии и системы управления производством;

3) перспективные направления развития микроэлектроники на основе нанотехнологий;

4) создание принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами на основе шунгитов;

5) новейшие технологии глубокой переработки древесины лиственных пород;

6) принципиально новые энергосберегающие технологии и нетрадиционные энергоресурсы;

7) системы новых машин и производственных технологий пожаротушения;

8) рекреационные услуги, индустрия туризма и спорта [4, с. 69].

Эти направления позволят развить целый шлейф высокотехнологичных секторов экономики, закрепив тем самым приоритет и лидерство республики в этих технологичных направлениях. Эти направления обеспечат нормальное социально-экономическое развитие республики за счет продукции глубокой переработки высоких переделов.

Инновационный путь развития республики необходимо рассматривать как комплекс с политическими, финансовыми, технологическими, социальными и другими объективными действиями инновационного характера, а при реализации применять системный подход на всех уровнях управления, так как организационно-управленческие инновации в настоящее время приобретают ключевое значение.

В республике должна быть разработана комплексная программа действий по переходу на инновационный путь развития. Она должна объединить всех хозяйствующих субъектов и побудить к активному взаимодействию на основе научных знаний всех участников созидательного процесса: бизнес, власть и гражданское общество.

Процесс инновационного развития в республике будет создавать необходимые условия для перехода к инновационной экономике. Основной инновационный потенциал будет сосредоточен в зонах интенсивного экономического развития,

т. е. там будут созданы «полюса роста», которые будут представлять локальные территориальные образования, концентрированно сосредотачивающие в себе высший по международным стандартам уровень прикладных научных достижений, информационного обеспечения, сервиса [7, с. 52].

В качестве таких центров инновационной активности можно рассматривать города Петрозаводск, Сегежа, Костомукша и Сортавала. В них имеется возможность создания инновационных зон содействия научной и инновационной деятельности. Это вызовет развитие малого и среднего бизнеса и будет началом создания в перспективе опорной сети РИС.

Республика Карелия станет лидером по отдельным видам инноваций и вместе с Россией осуществит переход к постиндустриальному обществу, основу которого составляет инновационная экономика. Карелия замкнет на себе ряд внутренних и даже международных информационно-технологических потоков и будет субъектом Российской Федерации, участвующим в межрегиональной кооперации и в процессах глобализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багриновский К. А., Бендиков М. А. Методы моделирования и анализа свойств механизмов инновационного развития // Экономика и математические методы. 2007. № 3.

2. Иванова Н. И. Национальные инновационные системы. М.: Наука. 2002.

3. Инновационная экономика: необходимость, возможность и факторы развития в России / Под ред. Э. П. Дунаева. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. 2007.

4. Курило А Е., Немкович Е. Г., Дружинин П. В., Савельев Ю. В., Шишкин А И., Цыпук А М. Инновационный путь развития Республики Карелия. / Под общей редакцией А. Е. Курило. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН. 2007.

5. Малый бизнес как инновационная составляющая устойчивого развития территории: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26—27.11.2008. Петрозаводск: Verso. 2008.

6. Новохатский В. В. Определение и классификация инновационных систем. // Инновации. 2004. № 9.

7. Савельев Ю. В. Оценка конкурентоспособности и потенциал развития экономики региона/ Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. С.-Пб. 2006. № 4.

8. Татаркин А. И., Суховей А. Ф. Формирование инновационных территорий в контексте проблем технологической модернизации экономики. // Инновации. 2005. № 7.

9. Шеков В. А. и др. Исследования инновационного потенциала РК с целью создания и развития центров трансферта технологий / Инновационный потенциал РК. Петрозаводск: Пакони. 2006.

Нужны статьи

в электронном виде?

На сайте Электронной библиотеки «dilib.ru» собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами.

Доступ к ресурсам библиотеки осуществляется на платной основе: моментальная оплата электронными деньгами, банковской картой, отправкой SMS на короткий номер. Возможны и другие способы оплаты.

Подробности на сайте библиотеки: www.dilib.ru

ДЕНЫ"И@ГТ1СИ1.ГиL II Mastü

V/SA

ÍIndex

money-yandex-ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.