Научная статья на тему 'Формирование региональной идентичности в Тюменской обл.'

Формирование региональной идентичности в Тюменской обл. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
371
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / REGIONAL IDENTITY / CONSTRUING IDENTITY / MOBILIZATION PROJECT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Галактионова Нелли Анатольевна

В статье анализируются условия, в которых происходит формирование региональной идентичности в Тюменской обл., а также властные инициативы по её формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses conditions and power initiatives which form the regional identity in the region of Tyumen.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной идентичности в Тюменской обл.»

Нелли ГАЛАКТИОНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛ.

В статье анализируются условия, в которых происходит формирование региональной идентичности в Тюменской обл., а также властные инициативы по её формированию.

The article analyses conditions and power initiatives which form the regional identity in the region of Tyumen. Ключевые слова:

региональная идентичность, конструирование идентичности, мобилизационные проекты; regional identity, construing identity, mobilization project.

Личность позиционирует себя одновременно в нескольких измерениях, которые включают в себя половозрастную (по-коленческую), профессиональную, этническую, политическую, социально-статусную и множество других идентичностей. Они носят ранговый характер, актуализируются в различных ситуациях, доминирование каждой зависит одновременно от нескольких условий.

В разные периоды одна из сторон идентичности становится востребованной не только на личностном уровне, но и на уровне социальном. Поскольку идентичность проявляется при сопоставлении и отталкивании (сближении) с другими, она характеризуется с позиций идентификации, дифференциации, интеграции. Автор настоящей статьи понимает региональную идентичность как продукт личностного и общественного сознания, отражающий осознание территориальной общностью своих интересов по отношению к другим общностям своего и сопредельного государства. Региональная идентичность — один из пластов социальной идентичности личности, актуализирующийся ситуативно.

В структуре региональной идентичности присутствуют компоненты «знания» об особенностях собственной «территориальной» группы и ментальная категория осознания себя её членом, имеющая ценностный аспект в осмыслении значимости своей территории в мировой и локальной системе координат.

Региональная идентичность — один из наиболее востребованных по количеству мобилизационных проектов в целях решения каких-либо задач. Искусство, декларативные призывы, законодательные акты, обращения знаковых личностей эксплицируют территориальные мотивы, напрямую обращаясь к региональной идентичности, эксплуатируя тему «малой родины». Учёт специфики региональной самоорганизации — одно из направлений политического управления. Конструктивистская деятельность элит по формированию официальной, региональной, этнической идентичностей исследовалась Э. Геллером, Б. Андерсеном, Э. Хобсбаумом. Источниками для настоящей статьи послужили материалы региональных СМИ («Тюменская область сегодня», «Тюменские известия», данные социологических опросов, экспертные интервью, официальные документы и выступления представителей региональной власти Тюменской обл. и национальных округов).

По отношению к жителям Тюменской обл. наиболее востребована актуализация «сибирячества», или северного братства. «Слава сибирякам, отстоявшим Москву!» — гласят плакаты областного центра. Этот лозунг наглядно демонстрирует одну из основных ценностных установок россиян. Москва как «наше всё» — популярный

ГАЛАКТИОНОВА

Нелли Анатольевна — к.филол.н, доцент по кафедре социально-культурной деятельности, докторант кафедры социологии и социального управления Тюменского государственного университета

и тиражируемый символ, укоренённый в письменно-литературной и фольклорной традиции России, что не всегда присутствует в других культурах. Так, С. Хантингтон утверждает, что в Америке «проявления территориальной идентичности значительно ослаблены, если не отсутствуют вовсе»1. Сакральная ценность Москвы для России подкрепляется также и метафизической привязанностью русского человека к земле, к месту, к географической точке пространства. В русской традиции именно Москва наиболее полно воплотила в себе признаки такого «святого места», поэтому апелляция к Москве в центре «столицы Сибири» уместна и знакова. В лозунге закрепляется миссия сибиряков как акторов национального строительства, защиты государства. «Тюмень — звезда Сибири и сердце России», «Тюменская область — сердце России» — наиболее популярные тюменские лозунги. Здесь очертания Тюменской обл. на географической карте намеренно предстают в виде стилизованного сердца, окрашенного в цвета российского флага. Эта ментальная карта демонстрирует вариант использования географии в качестве идеологического приёма.

В начале ХХ в. мысли об «особости» Сибири, её уникальности вылились в движение областничества, подпитанное книгой Н.М. Ядринцева «Сибирь как колония»2. Н. Ядринцев, А. Щапов говорили об особом сибиро-русском народе, с уникальным антропологическим типом, языком, самосознанием, культурой. На рубеже нового тысячелетия эти идеи могут обрести «вторую жизнь». Последний эпизод связан с визитом эстонского президента на V Всемирный конгресс финно-угорских народов «Идентичность и изменяющийся мир» в июне 2008 г. Эстонский лидер в национальном костюме на английском языке через переводчика призвал местное коренное население к «свободе» (что в контексте всего выступления означало «независимость») по примеру их прибалтийских «родственников», которые, «только обретя независимость, сумели спасти себя как народ». По сути, Ильвес призвал

1 Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. — М. : АСТ : АСТ МОСКВА, 2008, стр. 90-94.

2 Ядринцев Н.М. Сочинения. Т. 1. Сибирь как колония: Современное положение Сибири, её нужды и потребности. Её прошлое и будущее. — Тюмень, 2000, 480 стр.

российские финно-угорские народы к сепаратизму. Политизация финно-угорских процессов связана, в первую очередь, не с этнической стороной вопроса, а с экономической. Тюменская область — основной регион-донор среди субъектов РФ; сосредоточение основных энергетических запасов на территории всего лишь «трёх Франций» сулит процветание Кувейта или Арабских Эмиратов. Внутри области и регионов подобные мысли кажутся крамольными и фантасмагорическими, их «стеснялись» озвучивать даже в ходе предвыборных кампаний. Лидеры области и округов лояльны центральной власти, многие из них продолжают карьеру в органах центральной исполнительной и законодательной власти — Г. Райков, С. Со-бянин, С. Шахрай, С. Киричук и т.д.

Мобилизация региональной идентичности обусловлена особыми задачами и изменившимися условиями. В понятии региона закрепляется не просто географическая территория, декларативно выделенная на карте страны, тем более что последнее обусловлено лишь политической волей руководства или референдумом жителей, как это произошло в ряде последних преобразований, направленных на укрупнение регионов. Тюменская обл. в результате одного из последних переделов территорий отнесена к Уралу, и в местном сообществе по отношению к области постепенно закрепляется понятие Зауралье, а не Сибирь, как это было долгое время. Регион — единица, в которой территориально обусловлены механизмы воспроизводства жизнедеятельности, культуры, природные и трудовые процессы.

Сто лет назад территориально обусловленные области традиционной трудовой занятости населения были чётко обозначены. Знаменитые символы России — палехские шкатулки, хохломская, дымковская роспись, каслинское литье, северное косторезное искусство сложились задолго до ХХ в. Сейчас эти символы эксплуатируются как дань исторической памяти; как один из важных элементов закрепления территориальной идентичности; как элемент маркетинговой политики и, наконец, как элемент консолидации на основе традиционных региональных ценностей. В этом ракурсе стоит вспомнить хотя бы рекламный ход компании, производящей подсолнечное масло «АведовЪ». Краснодарский МЖК, уловив конъюн-

ктуру рынка, рекламирует качество «более чем столетних традиций производства»: «История и традиции предприятия, не менявшего своей специализации уже более 100 лет, уникальны». В Тюменской обл. изменение характера и содержания территориального рынка труда произошло наиболее кардинально. Это в конечном итоге изменило даже характер сиби-ряков-тюменцев, если иметь в виду распространённое в отечественной и западной философии и культурологии мнение о том, что способы хозяйствования влияют на характер народа (Я. Гримм, В. Ключевский, Н. Лосский, Л. Гумилев и др.). По свидетельству краеведов-путешественников Н.Я. Неклепаева, Ф.М. Белявского1, русское население края ни в XVIII, ни в XIX в. не занималось земледелием. Первыми «агрономами» здесь стали ссыльные декабристы, что отражено во множестве местных преданий. Игнорирование земледелия как способа заработка обусловлено его трудозатратностью, энергоёмкостью, возможный доход не компенсировал риски в условиях сурового климата. Русское население жило за счёт лесозаготовок, характеризующихся сезонностью, устойчивым спросом, высоким вознаграждением. Использовали дешёвый труд заключенных (в них не было недостатка в краю ссылок), вольнонаёмных рабочих. Климатогеографическое положение позволяло сплавом, баржами отправлять лес в другие регионы. У местного населения переняли доходный промысел — охоту. Открытие залежей нефти и газа обусловило снижение роли лесозаготовок как основного источника дохода и сместило вектор занятости населения в сторону добычи энергоресурсов.

Новые области труда мало сказались на традиционных занятиях коренного населения. Статистика свидетельствует — среди работников месторождений процент коренного населения низок. В ХМАО на предприятиях нефтегазового комплекса и разведки недр занято 9—10%, в строительстве, транспорте, связи — 5%, в лесной и деревообрабатывающей промышленности — 2% населения из числа малочисленных народов2. Причин несколько — уровень образования, образ жизни, материальные

1 Белявский Ф.М. Поездка к ледовитому морю. — Тюмень, 2004; Неклепаев Н.Я. Обряды, обычаи, поверья. — Тюмень, 1997.

2 www.adminhmao.ru

и психологические трудности (женщины-тундровички с трудом адаптируются в качестве работниц ферм, теплиц)3. Трудности сохранения областей хозяйствования коренных народов Севера обусловлены экологическими и урбанизационными процессами: снизилось количество пастбищ, ухудшилась экология тундры; низок престиж традиционных занятий среди молодёжи. Однако оленеводство всегда имело узкоспециализированное значение, мало влияющее на валовой национальный доход, практически оно обслуживает внутренние потребности коренного населения, ведь олень для них — и дом, и одежда, и пища, и средство передвижения.

Итак, открытие месторождений нефти и газа коренным образом изменило характер трудовой деятельности в регионе. Но региональный рынок труда — лишь одно из измерений глобализационных процессов, которое, безусловно, влияет на региональную идентичность. Со времени освоения первых месторождений область стала регионом, привлекательным для миграции: в 1959 г. всё население области составляло 1 092 505 чел., к 1979 г. составило 1 885 184, а по данным переписи 2002 г. насчитывало 3 264 841 чел., при этом основной приток населения осуществляется за счёт мигрантов. Миграция населения — естественное следствие глобализационных процессов. Каждый из приезжающих приносит на новую территорию свой образ родины. Этот процесс наблюдается внутри этнических общин сибирских поляков, сибирских белорусов, сибирских чувашей, русских сибиряков. Под влиянием пришлого населения изменяется и облик региона.

В целом в Тюменской обл. реализовался проект «амальгамы», в котором автохтонное и аллохтонное население влияли друг на друга. Так, практически запрещённое и утраченное из-за подозрений в поклонении идолам искусство древнерусской скульптуры обрело второе дыхание как раз в Сибири. Миссионеры-священники, используя тотемизм коренного населения, предложили им свой вариант культовой атрибутики — деревянные скульптуры святых. Хранящаяся в Тобольске скульптура Ни-

3 Айпин Е. У гаснущего очага: Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты (остяков) Обского Севера. Иллюстрации Геннадия Райшева. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1998.

колая-угодника — любимого и самого распространённого из православных святых среди коренного населения носит ярко выраженные черты «местного колорита» — он так же раскос, как те, которые когда-то на него молились.

Интенсивность миграции увеличивается прямо пропорционально доступности этих мест (жена декабриста Трубецкого добиралась до места сибирской ссылки мужа 3,5 месяца, путь протопопа Аввакума в Тобольск занял не меньше). Теперь до Москвы — 1,5 часа лёта или 36 часов на поезде. Таким образом, на интенсивность миграции влияет научно-технический прогресс, обеспечивший мобильность населения. Интенсивность процессов миграции зависит также и от экономических причин — чем стабильнее жизнь региона, а именно такой образ транслируется через СМИ, подчинённые региональной власти, тем охотнее едут сюда.

На облик региона влияют и пути экспансии как населения, так и государства в лице законов, организации жизни и т.д. Можно с уверенностью говорить о смене общественной формации коренного населения, которое от кочевого образа жизни переходит к полукочевому. Этому способствуют снижение популярности традиционных занятий; строительство национальных посёлков, что означает практическое закрепление человека на месте; предложенный тип организации образования в интернатах; унификация учебно-образовательного стандарта, характера организации и формы учебной деятельности для всех регионов страны; игнорирование традиций, изменение характера правовых отношений, законодательства, касающегося как брачных отношений, так и имущественных прав, существовавших принципов родового права. Всё это в целом стирает этнические границы.

Таким образом, проблемы формирования региональной идентичности в Тюменской обл. обусловлены изменившимся обликом края, чему способствовало изменение традиционной занятости населения, миграционные и урбанистические процессы, особый статус области в составе России, когда в правовом поле действуют как самостоятельные субъекты национальные округа — Ямал и Югра. Отсюда — очевидные трудности в формировании общерегиональной идентичности, для оформления которой требуется осознание населением об-

щности исторической судьбы, особенностей материальной и духовной культуры, ментального понимания географического единства территории, общего типа хозяйственной жизни, общей деятельности; принятие совместных решений, отвечающих интересам юга и северных округов, различных этнических сообществ на территории области. То есть, для оформления региональной идентичности важны территориальные связи на основе совместной жизнедеятельности разных социальных групп — этнических, культурных.

Для интенсивного освоения малозаселённой территории (в среднем на квадратный километр приходится 2,3 чел., на Ямале — 0,7, в Югре — 2,8, на юге области - 8,2) нужны люди. Пришло понимание того, что временщики - вредное явление, нужно создавать местные укоренённые сообщества, имеющие традиции. В области идёт процесс конструирования идентичности с помощью самых различных инструментов. К таким инструментам можно отнести образование, деятельность СМИ, культуру (в её прикладном аспекте), социальные акции.

Инициированные или одобренные властью проекты легче координировать, управлять ими. В округах власть справляется с проектом регионализации достаточно успешно. В областном центре очевидны трудности: у Тюмени не было статуса древней столицы Сибири, как у Тобольска, нет залежей природных богатств, нет знаковых личностей, либо их масштаб не «дотягивает» до общенационального, как у знаменитых тоболяков П. Ершова, А. Алябьева, Д. Менделеева. Без материальной поддержки регионов, харизмы последних 2 губернаторов - С. Собянина и В. Якушева, которым значительно проигрывают в популярности и доверии населения мэры, Тюмень выглядит бледно, поэтому процесс создания идентичности на уровне города пока слабо реализуется, но позволяет проектировать различные сценарии изменения ситуации с учётом опыта других регионов или собственных автономных округов. В региональной риторике обязательно эксплицируется общероссийская значимость города, как в популярном лозунге «Тюмень - сердце России».

Таким образом, генераторами идентичности выступает, в первую очередь, власть, которая инициирует направление социальной политики в регионе, действуя через интеллектуальную элиту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.