Научная статья на тему 'Формирование региональной (городской) идентичности в высшем профессиональном образовании: в контексте аксиологического подхода'

Формирование региональной (городской) идентичности в высшем профессиональном образовании: в контексте аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИИ / ЦЕННОСТИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / IDENTIFICATION / STRATEGIES / VALUES / INTERACTIVE TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева С. М., Василец В. С.

Описываются результаты работы, посвященной формированию стратегий успешной профессиональной самоидентификации студентов высшего профессионального образования через интерактивные методы обучения в контексте аксиологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнева С. М., Василец В. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF REGIONAL (URBAN) IDENTITY IN THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION: IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL APPROACH

The paper describes the results of research work devoted to the formation of the strategies of efficient self-identification of students of higher educational institutions by means of interactive teaching methods in the context of axiological approach.

Текст научной работы на тему «Формирование региональной (городской) идентичности в высшем профессиональном образовании: в контексте аксиологического подхода»

Селезнева С.М., Василец В.С.

(Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ (ГОРОДСКОЙ) ИДЕНТИЧНОСТИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА*

*Материал подготовлен в рамках проекта № 034-ф Программы стратегического развития ПГГПУ

Ключевые слова: идентификация, стратегии, ценности, интерактивные методы обучения.

Описываются результаты работы, посвященной формированию стратегий успешной профессиональной самоидентификации студентов высшего профессионального образования через интерактивные методы обучения в контексте аксиологического подхода.

Selesneva S.M., Vasilets V.S. (Perm)

FORMATION OF REGIONAL (URBAN) IDENTITY IN THE HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION: IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL

APPROACH

Key words: identification, strategies, values, interactive teaching methods

The paper describes the results of research work devoted to the formation of the strategies of efficient self-identification of students of higher educational institutions by means of interactive teaching methods in the context of axiological approach.

«Оказавшись на границе чего-то, неважно во времени или в пространстве, люди неизбежно отказываются от своих предыдущих идентичностей. Идентичность формируется при наличии соседей. Границы вырывают

идентичности из людей и отбрасывают прочь» - Маршалл Маклюэн

Изучение региональной идентичности жителей Российских городов активно разрабатываемый предмет исследования в политологии, социологии, философии, географии, культурологии (Крылов, 2005; Жаде, 2007; Лысенко, 2013). На данный момент складывается категориальный аппарат для междисциплинарного исследования обозначенного вопроса в профессиональной педагогике (Маркова, 1999; Чепурышкин, 2008; Мурзина, 2005; Поддубная, 2004).

Определим основные понятия. Регион - «территория с относительно целостной организацией экономической и социальной жизни, которая имеет в наличии определенные органы управления» (Чепурышкин, 2008, с.10).

Идентичность - «некоторая устойчивость индивидуальных, социокультурных, национальных или цивилизационных параметров, их самоотождественность» (Н.Н. Федотова) (Жаде, 2007, с.60).

Покажем, как исследователи определяют региональную идентичность, какие «цивилизационные параметры» (Жаде, 2007, с.60) входят в структуру этой идентичности. М.П. Крылов под региональной идентичностью понимает «системную совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малая родина»» (Крылов, 2005, с.51). Он описывает этот феномен через культуру укоренённости и культуру мобильности - как «волю к развитию на данной территории» (Крылов, 2005, с.51). Культурные отношения выражаются через ценностные ориентации, коммуникативные способности (способность объединиться, в частности), социальнокультурные качества человека, процессы мышления (анализ, оценку), рефлексию.

Региональная идентичность понимается как «связь, которую ощущает житель определенной территории (региона) с местом его жизни и типом личности, которая формируется на данной территории, и в деятельности которой находит выражение «дух региона»» (Мурзина, 2005, с.27). И.Я. Мурзина полагает, что идентичность является интегрирующим началом личности, обеспечивая его тождественность самому себе и тому образу, на который он ориентируется. В качестве образов рассматривается ценности региональной культуры. Соответственно, ощущение связи жителя определённой территории с местом проживания, по мнению, И.Я. Мурзиной, происходит через восприятие и осознание им жизненного опыта и ценностей и смыслов, а также через мышление и рефлексию.

З.А. Жаде считает региональную идентичность «одним из ключевых элементов конструирования региона как специфического социально-политического и институционального пространства» (Жаде, 2007, с.65). Автор полагает, что

региональную идентичность можно рассматривать как элемент социальной идентичности. Он описывает следующую структуру социальной идентичности: когнитивный аспект (знания) и эффективный аспект (эмоции, ценности).

О.В. Лысенко, исследуя пермское общество в контексте региональной идентичности, полагает, что любая идентичность - результат договоренности между людьми. Региональная идентичность - это понимание, осознание индивидом своего образа, как жителя определенной территории. Представления, как результат понимания и осознания, являются, в том числе, источником формирования стиля данной территории.

Рассмотрев определения региональной идентичности, перейдём к перечислению её особенностей, опираясь на работу Л.В. Смирнягина.

Во-первых, региональную идентичность можно сменить. Воспользуемся цитатой Мартина Липсета «Нельзя стать чернокожим или китайцем, но можно стать южанином» (Смирнягин, 2007, с.94). Данная возможность отличает региональную идентичность, например, от идентичности этнической. Стоит отметить, что процесс смены и утраты региональной идентичности достаточно долгий.

Во-вторых, данной идентичности свойственна конкуренция. Обладатели региональной идентичности не всегда испытывают чувство солидарности друг к другу.

В-третьих, региональная идентичность объединяет людей разных рас, профессий, состояний, уровней образования; ломает или снижает барьеры между группами людей связанные с профессией, уровнем образования и т.д.

В-четвертых, региональная идентичность - иерархиризированна. Можно говорить о многоступенчатой идентичности (Смирнягин, 2007).

Рассмотрев различные определения и особенности региональной идентичности, обозначим собственную позицию. Мы исходим из того факта, что любая индивидуальность как носитель личностной идентичности являет собой реализацию

определенной общности или категории людей, т.е. каждый представитель культуры обладает одновременно и личностной и коллективной идентичностью.

Общности в информационном пространстве не имеют ярко выраженных национальных, территориальных, кастовых, сословных ограничений. Ключевым фактором формирования общностей становится ценностный фактор. «Я разделяю ценности группы - поэтому я принадлежу этой группе» вместо более раннего «Я принадлежу этой группе - поэтому я следую ценностям этой группы».

Мы придерживаемся культурологического подхода (Крылов, 2005; Мурзина, 2005), и рассматриваем региональную идентичность как итог ценностного осмысления личностью себя как пермяка в процессе профессионального пути в Пермском крае. Как результат идентификации субъекта с неким набором ценностных ориентаций, как в своей профессиональной группе (работающие в Перми), так и в группе людей проживающих в Перми.

Использование феномена региональной идентичности в высшем профессиональном образовании актуально. Специально организованная работа (направленная на формирование у будущих специалистов стратегий идентификации себя в условиях конкретного города, региона) создает условия для появления у студентов уверенности в том, что они будут поняты и приняты в профессиональной среде города. Можно сказать, что осознание собственной региональной (городской идентичности) гарантирует устойчивость личности в постоянно меняющемся мире (Лукьянов, 2009; Маркова, 1999). А также позволяет выстраивать стратегии профессионального, социального и личностного развития и саморазвития в конкретных социально-экономических условиях города.

Продумывая специально организованную работу в вузе, направленную на формирование у будущих специалистов стратегий идентификации себя в условиях конкретного города, региона, определим план действий.

Во-первых, на основе анализа научной литературы: (Печищев, 2011; Смирнягин, 2007) и социологического исследования («Пермь как стиль», 2013) выявить структурные элементы региональной (городской идентичности) пермяков в аспекте личностных характеристик влияющих на достижение успеха в г. Перми.

Во-вторых, на основе анализа психологических тестов, определить методики для диагностики личностных характеристик студентов, лежащих в основе стратегий успешной идентификации себя на территории города.

В-третьих, используя аксиологический подход в профессиональном образовании, подобрать или разработать содержание, формы, методы и средства, направленные на формирование у студентов собственных стратегий успешной идентификации в г. Перми.

Реализуя первый пункт плана, попытаемся описать личностные характеристики пермяка. Пермяки обладают своим культурно-ценностным капиталом и, проживая на территории города, передают накопленный опыт из поколения в поколение. Т. е., опыт может рассматриваться как один из элементов региональной идентичности.

Рассмотрим личностные характеристики пермяка в историческом аспекте. Воспользуемся публикациями в газете «Пермские губернские ведомости» второй половины IX века, которые исследовал И.М. Печищев.

Авторы статей отзываются о пермяках, как о диком народе, так как они живут в гористой местности. Пермяк неграмотный и говорит на своем языке. Мужчины, в особенности, знают русский язык, православный, простой. При этом, авторы отмечают, что у пермяка есть чувство изящества, а также чувство

общности. Можно говорить о том, что пермяк - разный и в чем-то противоречивый (Печищев, 2011).

Говоря о личностных характеристика пермяка, обратимся к исследованию О.В. Лысенко. Автор считает, что, в целом, пермякам больше свойственны положительные качества. Он приходит к выводу о «положительном тоне пермской городской идентичности» (Лысенко, 2013, с.83). При этом отмечает и негативные качества, что еще раз подтверждает противоречивый образ пермяка. Докажем это на примерах.

Во-первых, отметим положительные качества пермяка. Наибольший перевес таких качеств наблюдается в коммуникативном блоке. Пермяк: добрый,

дружелюбный, открытый, отзывчивый и гостеприимный. В деловой сфере, пермяк: серьезный, трудолюбивый, честный, прямой, ответственный.

Во-вторых, отметим негативные качества. В данную категорию можно отнести такие качества пермяка, как нерешительность, грубость, хамство.

В целом образ пермяка, по мнению, О.В Лысенко хороший. Он обладает положительными качествами (доброта, открытость), хотя и слегка пассивный. Для пермяка важнее быть хорошим, чем богатым или знаменитым. «Это условное «братство», которое до некоторой степени отменяет внутреннюю социальную иерархию». (Лысенко, 2013, с.87)

Обратимся к работе А.Г. Кузнецова, и попытаемся выявить структуру направленности личности пермяка, т.е. набор неких устойчивых побуждений которые определяют его активность при достижении успеха. Воспользуемся ответами на вопрос, кого респонденты считают успешным пермяком.

Отметим, что респонденты определили одних и тех же лидеров рейтинга успешных пермяков вне зависимости от возраста, социального статуса, материального достатка. Они выбрали одинаковые приоритетные стратегии достижения успеха в городе Пермь - ориентация на профессионализм и на приобретение социального капитала, т.е. «выстраивание отношений с хорошими людьми» (1 место в рейтинге занимает профессионализм, 2 - репутация хорошего доброго человека). Следовательно, при прочих равных условиях, в структуру потребностей пермяков входит ориентация на достижение профессионального мастерства, и ориентация на социальные связи. Это и определяет направленность личности.

Таким образом, разобрав структурные элементы региональной идентичности, описанные, М.П. Крыловым, И.Я. Мурзиной, З.А. Жаде, и проанализировав работы пермских ученых, полагаем, что следующие личностные характеристики помогают человеку в успешной идентификации себя как жителя конкретного города:

■ потребность в достижении;

■ ценностные ориентации;

■ рефлексивность;

■ опыт;

■ активная жизненная позиция.

Можно сказать, что направленность педагогического процесса в вузе на развитие профессионализма, опираясь на вышеназванные личностные характеристики, будет являться удачной педагогической стратегией. Вторым важным направлением может стать развитие ценностных ориентаций составляющих кодекс морально-этических и нравственных правил, которые определяют конструкт «хороший добрый человек».

Прежде чем выстраивать серьезную методическую работу по

формированию у студентов ВУЗа стратегий идентификации себя как профессионала и формированию у них умения накапливать социальный капитал в условиях региона, необходимо провести предварительный «замер» того, какими стартовыми стратегиями идентификации обладают студенты. Таким образом, мы последовательно переходим ко второму этапу.

Во-первых, для диагностики выраженности у студентов вуза потребности в достижениях, воспользуемся «Тестом мотивации достижения» Мехрабиана (модификация теста-опросника А. Мехрабиана предложена М.Ш. Магомед-Эминовым).

Во-вторых, для диагностики ценностных ориентаций у студентов, воспользуемся «Морфологическим тестом жизненных ценностей» - авторы

В.Ф. Сопов и Л.В. Карпушина.

В-третьих, для диагностики рефлексивности, воспользуемся Методикой А.В. Карпова, позволяющей определить уровень рефлексивности.

В-четвертых, для исследования опыта и активной жизненной позиции студентов воспользуемся методиками «Якоря карьеры», «Способности к

прогнозированию».

Описанные методики лежат в основе планируемых исследований личностных характеристик, влияющих, по нашему мнению, на успешную региональную (городскую) идентификацию студентов. Далее, переходим к третьему пункту плана.

Предлагаем в формировании представлений у студентов о пермской городской идентичности обратиться к аксиологии. Мы исходим из утверждения Ю.П. Азарова, что ценности и смыслы естественно входят во все сферы жизнедеятельности, они неотделимы и неотчуждаемы от человека и проявляются во всех его поступках и отношениях. Недостаточно знать, что такое, например, профессионализм. Как пишет Л.И. Роднов, определяющим сущность сознания выступает единство разумной деятельности мысли и нравственной деятельности чувства (могу ли я любить профессию, если до меня не доходит ее смысл, я её не понимаю и наоборот, могу ли я по-настоящему понимать профессию, если я чувственно не переживаю, если она выключена из нравственной деятельности моего чувства). Именно ценностное отношение выступает императивом для личности, тем, на что она опирается, идентифицируя себя и самореализуясь в учебе, труде, общении.

Анализ существующих определений понятия «ценность» (Разин, 1996; Блюмкин, 1981; Фролов, 1995; Анисимов, 1985) позволил выяснить, что ценности являются внутренним стержнем культуры, рассматриваются как объединяющее звено в материальной и духовной жизни и реализуются через отношения значимости к предметам и явлениям действительности.

В психолого-педагогических исследованиях, по мнению ученых (Фонарев, 2001; Гершунский, 1996; Вербицкая, 2002; Сериков, 1998; Мурзина, 2005; Ахтыр-ский, 2003) аксиологический подход:

■ позволяет осмысливать педагогические явления и процессы на общефилософском уровне;

■ востребован при проектировании содержания образования как на государственном уровне (компетентностный подход в стандартах III поколения в вузах, объявление 2014 года - годом культуры), так и на региональном и местном;

■ реализуется в личностно-ориентированном обучении, где высшей ценностью признается личность, стремящаяся к самоизменениям;

Таким образом, реализуя аксиологический подход в нашем исследовании

мы:

■ исходим из нравственной оценки процессов профессиональной самоидентификации студента на основе его эмоциональных переживаний, субъективных представлений

■ акцентируем внимание на то, что человек является высшей ценностью, а его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей, рассматриваем как ведущие ценности в личностно-ориентированном подходе к процессу формирования стратегий профессиональной самоидентификации студентов в вузе;

■ создаём условия для самостоятельного и ответственного определения субъектами образовательного процесса границ возможного в выборе стратегий профессиональной идентификации направляя, тем самым, процессы профессионального самоопределения.

Настоящая статья является вводной частью большой работы по исследованию процессов формирования региональной (городской) идентичности выпускников вузов в контексте аксиологического подхода. В работе сформулирован основной понятийный аппарат и базовые теоретические предпосылки для дальнейших исследований.

Литература:

Азаров, 1985 - Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение». 1985. - 448 с.

Анисимов, 1985 - Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. - М.: «Мысль». 1985. - 158 с.

Ахтырский, 2003 - Ахтырский С.П. Личностно-ценностный потенциал содержания как основа проектирования регионального компонента -педагогического образования: диссертация кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2003. - 178 с.

Блюмкин, 1981 - Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей // Новое в жизни науке, технике. Серия «Этика». - М.: «Знание», 1981. - № 18. - 64 с.

Вербицкая, 2002 - Вербицкая Н.О. Теория и технология образования взрослых на основе витагенного (жизненного) опыта: диссертация доктора педагогических наук. - Екатеринбург, 2002. - 327 с.

Гершунский, 1996 - Гершунский Б.С. Менталитет и образование: Учеб. пособ. для студентов. - М.: «Институт практической психологии», 1996. - 144с.

Жаде, 2007 - Жаде З.А. Россия в поисках региональной идентичности // Вестник Московского университета. Серия 12. - 2007. - № 6. - С 58-68.

Крылов, 2005 - Крылов М.П. Современная региональная идентичность в Европейской России: Север-Юг // Известия РАН. Серия географическая. - 2005. -№ 5. - С. 51-60.

Кузнецов, 2013 - Кузнецов А.Г., Селезнева С.М. Экономическая эффективность или социальная справедливость: стратегия успеха по-пермски // Пермь как стиль. Презентация пермской городской идентичности / под.ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. Ст. О. Л. Лейбовича. Пермь: «Редакционно-издательский совет ПГГПУ», 2013. - 240 с. - С.200-223.

Лукьянов, 2009 - Лукьянов О.В. Самоидентичность как условие

устойчивости человека в меняющемся мире. Автореферат дис. доктора психологических наук. - Томск, 2009. - 43 с.

Лысенко, 2013 - Лысенко О.В. Город как стиль: определение понятия, предпосылки формирования и составные части // Пермь как стиль. Презентация пермской городской идентичности / под.ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. Ст. О. Л. Лейбовича. - Пермь: «Редакционно-издательский совет ПГГПУ», 2013. - 240 с. - С. 13-23.

Лысенко, 2013 - Лысенко О.В. Образ пермяка в представлении пермяка // Пермь как стиль. Презентация пермской городской идентичности / под.ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. Ст. О. Л. Лейбовича. - Пермь: «Редакционноиздательский совет ПГГПУ», 2013. - 240 с. - С. 81-100.

Лысенко, 2013 - Лысенко О.В. Пермь как стиль / под.ред. О.В. Лысенко, Е.Г. Трегубовой, вступ. Ст. О. Л. Лейбовича. - Пермь: «Редакционноиздательский совет ПГГПУ», 2013. - 240 с.

Маркова, 1999 - Маркова А.К., Психология профессионализма. -М., 1996. - 308 с.

Мурзина, 2005 - Мурзина И.Я. Ценностные основы содержания

образования и формирование региональной идентичности // Искусство и образование. - 2005. - № 6 (38). - С. 18-33.

Печищев, 2011 - Печищев И.М. Пермяки: столкновение идентичностей (на материале газеты «Пермские губернские ведомости» с 1849 по 1879 гг.) // Мультимедийная журналистика Евразии - 2011: традиции и инновации Востока и Запада. - Казань, 2011. - С. 196-202.

Поддубная, 2004 - Поддубная Т.К. Интеграция личностного и

профессионального компонентов сознания как проявление акме человека // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: В 2 ч. / под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н.А. Карповой, В.Э. Чуковского. Ч. 1. - М.: «Смысл», 2004. - 328 с. - С 303 -310.

Разин, 1996 - Разнин А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1996. - № 1. - С. 77-87.

Роднов, 1996 - Роднов Л.И. Разум и нравственность в единстве сознания // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 1996. - № 4. - С. 14-27.

Сериков, 1998 - Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование. Поиск новой парадигмы. - М., 1998. - 289 с.

Смирнягин, 2007 - Смирнягин Л. В. О региональной идентичности // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля. Рос. ассоциация междунар. исследований. - М. МГИМО - Университет. Т.2: Идентичность и суверенитет: новые подходы к осмыслению понятий / под ред. И. М. Бусыгиной, 2007. - 116 с.

Фонарев, 2001 - Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала // Мир психологии. - 2001. - №2. - С 99-103.

Фролов, 1995 - Фролов И.Т. Философия и этика науки: истоки и перспективы // Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 32- 35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чепурышкин, 2008 - Чепурышкин И.П., Пугачева Н.Б. Регионализация образования как предмет научного исследования // Педагогика. - 2008. - №8. -

С. 9-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.