Научная статья на тему 'Диалог как средство формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования'

Диалог как средство формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИАЛОГ / ACMEOLOGICAL POTENTIAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DIALOGUE / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Андрей Геннадьевич, Селезнева Светлана Михайловна

В статье описывается опыт формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования. Представленный опыт является результатом исследований особенностей пермской региональной идентичности и внедрения результатов исследования в учебную и внеучебную деятельность в виде семинаров по открытой тематике, дискуссионных клубов, круглых столов, оксфордских дебатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Андрей Геннадьевич, Селезнева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue as means of the formation of acmeological potential of personality in the field of higher education

The article describes the practice of the formation of acmeological potential of personality in the field of higher education. The article also deals with the results of the research on features of Perm regional identity. The paper covers the application of the research results to training and extracurricular activities in the following interactive forms: seminars on open subject, debating clubs, round tables and Oxford-style debate.

Текст научной работы на тему «Диалог как средство формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2016. №4

диалог как средство формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования

А. Г. Кузнецов, С. М. Селезнева

(механико-математический факультет Пермского государственного национального исследовательского университета; e-mail: SP_9914@mail.ru)

В статье описывается опыт формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования. Представленный опыт является результатом исследований особенностей пермской региональной идентичности и внедрения результатов исследования в учебную и внеучебную деятельность в виде семинаров по открытой тематике, дискуссионных клубов, круглых столов, оксфордских дебатов.

Ключевые слова: акмеологический потенциал, педагогические условия, высшее образование, диалог.

В условиях принятия педагогическим сообществом личностно-ори-ентированной парадигмы развития высшего образования, актуальной проблемой становится развитие акмеологического потенциала будущего специалиста в вузе . Акмеологический потенциал рассматриваем как систему профессионально-личностных возможностей, позволяющих личности успешно самоидентифицироваться и саморазвиваться, реализуя при этом потребности в саморазвитии, мотивацию достижения, способности к самосовершенствованию, прогностические способности и рефлексивность, используя опыт социальных взаимодействий, акме-ологические знания и опираясь на имеющиеся ценностные ориентации Реализация акмеологического потенциала личности зависит в частности от того, насколько успешно преподаватели вуза создают педагогические условия, позволяющие студентам понять формальные и неформальные «правила игры» принятые в профессиональной среде города и региона; адаптироваться к этой среде и прогнозировать свою профессиональную деятельность, т е региональная идентификация является важным элементом акмеологического потенциала личности

Педагогические условия рассматриваем как совокупность требований, от которых зависит характер организации педагогического процесса в вузе . Считаем, что в совокупность требований должны быть включены следующие виды деятельности . Во-первых, вовлечение студентов в исследования социальной среды конкретного города и региона, в том числе как метод развития региональной идентичности

студентов . Во-вторых, использование в педагогическом процессе воспитательных и развивающих возможностей диалога .

Авторы этой статьи в 2012-2015 гг. приняли участие в научно-исследовательском проекте № 034-ф Программы стратегического развития ПГГПУ «Стилистические особенности пермской региональной идентичности: образ, текст, общественные и культурные практики . (Пермь как стиль)» . Участие в проекте позволило исследовать вопросы развития акмеологического потенциала личности в условиях конкретного города в контексте проблемы идентичности, и таким образом использовать результаты опроса и Программы в целом для реализации в учебном и внеучебном процессе задач по формированию акмеологи-ческого потенциала личности студентов, для разработки программ формирования акмеологического потенциала . В качестве опытного полигона для реализации поставленных задач использовались площадки механико-математического факультета Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) и факультетов информатики и экономики и правового и социально-педагогического образования Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (ПГГПУ)

1. Организация, методика проведения и выводы социологического опроса

В результате теоретического анализа научной литературы было выдвинуто предположение о том, что в обыденном представлении научный термин «акмеологический потенциал» связывается людьми с достижением ими успеха в разных сферах жизни Соответственно, в задачи опроса входило выявление акмеологической направленности личности в маркерах ее успеха . Социологический опрос проводился в декабре 2012 г. методом стандартизированного интервью, по правилу поквар-тирного обследования, «пошагово» - с обследованием жителей 4-х квартир . Всего было опрошено 960 человек в возрасте 18-ти лет и старше В исследовании изучалась квотная репрезентативная выборка, в качестве критерия квотности использовались критерии пола, возраста, места жительства В качестве единиц регистрации места жительства выбраны избирательные округа, границы которых определены постановлением Пермской Городской Думы . Порог статистической погрешности результатов исследования был определен величиной, не превышающей 3,5% . Содержательная интерпретация эмпирической информации основана на анализе данных исследования, обработанных с помощью компьютерной программы - пакета статистических программы SPSS. Проиллюстрируем наиболее значимые результаты по двум вопросам . Респондентам предлагалось ответить на вопрос

«Успешный пермяк - это ...» с помощью выбора не более 3-х предложенных в списке вариантов ответа (табл . 1).

Таблица 1

Значения и иерархия частот выбора маркеров успешности респондентами - пермяками

Маркер успешности Число выбравших вариант маркера Место в рейтинге частот

1. Доктор наук, профессор 12,1 9

2 . Профессионал, мастер своего дела 45,4 1

3 . Известный, популярный человек 22,5 3

4 . Хороший добрый человек 31,2 2

5. Руководитель предприятия, организации 13,6 8

6 . Человек, воспитывающий хороших детей 20,2 6

7 . Депутат 11,4 10

8 . Богатый человек 20,5 5

9 . Чиновник, служащий государственного аппарата 10,3 11

10. Бизнесмен, предприниматель 19,5 7

11 . Спортсмен, чемпион региона, России, Европы, мира 21,9 4

Выбор пермяками профессионализма в качестве стратегии успеха (вне зависимости от профессии, возраста, пола) имеет акмеологическую направленность . При прочих равных условиях, ориентация пермяков на профессиональное самосовершенствование - стратегически значимый фактор личностного, городского и в целом регионального развития, который необходимо использовать в профессиональном образовании .Второе место, занимает маркер «хороший, добрый человек» - у 31,2% респондентов (вне зависимости от профессии, возраста, пола), что доказывает, что индивидуальный успех социален по своей природе . Именно социальные связи и отношения личности позволяют ей отрефлексиро-вать собственные достижения, успехи как общественно значимые . Соответственно, в вузе необходимо обратить внимание на те формы, методы и средства, которые предполагают активные социальные взаимодействия, расширяющие их социокультурное пространство . А формально-очевидные признаки успешности (например - должность руководителя,

чиновника, наличие статуса депутата, степени доктора наук, звания профессора), лишь 10-13,6% опрошенных респондентов считаются значимыми, что позволяет считать, что эти маркеры в общественном мнении не рассматриваются в качестве критериев успешности

Оценка формально-очевидных признаков успешности пермяками представляет интерес в педагогическом процессе вуза своей дискусси-онностью, возможностью в диспуте отрефлексировать собственные стратегии достижения успеха в большом городе . Насколько удовлетворены пермяки выбранными стратегиями успеха (осознанно или неосознанно) показывает еще один вопрос . По аналогии с психологической методикой А . М . Пригожина, которая, в свою очередь, представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейна, был разработан следующий вопрос . Мы исходили из того, что каждый человек оценивает свой жизненный успех по отношению к семье, социуму, экономике, профессии . В каждой из этих сфер есть крайние полюса, которые характеризуют состояние индивидуума как полное отсутствие успеха и как максимально возможный успех Диапазон между крайними точками мы разбили на 10 уровней Респондентам было предложено отметить на получившейся шкале в порядке самооценки уровень своих жизненных притязаний и достигнутый на данный момент уровень успешности (табл . 2. ) .

Таблица 2

Вопрос анкеты об уровнях притязаний и уровнях достижений

Галочкой «V» отметьте на графике точку, в которой Вы находитесь сейчас, а крестиком «Х» точку, которую вы будете считать своим успехом . Отметку сделайте в каждой строке .

1 Моя семья

Я один | 1.2.3.4.5.6.7.8.9. 10 | У меня хорошая надежная семья и дети

2 Моё место в обществе

Я - отверженный | 1.2.3.4.5.6.7.8.9. 10 | Я - уважаемый

3 Моё место в организации

Я - рядовой сотрудник | 1.2.3.4.5.6.7.8.9. 10 | Я - Президент компании

4 Самореализация в профессии

Я - никто | 1.2.3.4.5.6.7.8.9. 10 | Я - профессионал

5 Материальное благополучие

Я - бедный | 1.2.3.4.5.6.7.8.9. 10 | Я - очень богат

При этом, для каждого респондента появилась возможность оцифровать в порядке самооценки: уровень притязаний в каждой сфере (расстояние между 0 и X); уровень самооценки достигнутого (расстояние от 0 до V); степень достижения собственных притязаний (разница между величинами Х и V). В качестве основного показателя для анализа мы выбрали средневзвешенные значения Х, V и Х^ в зависимости от сферы жизнедеятельности пермяка . Результаты сведены в таблицу (табл . 3) .

Таблица 3

Средневзвешенные значения в зависимости от сферы жизнедеятельности пермяка

Сферы жизнедеятельности Средневзвешенные значения

X V Х-У

1. Моя семья 9,2 6,8 2,7

2 . Мое место в обществе 9,1 6,7 2,6

3 . Мое место в организации 8,3 4,8 3,7

4 . Самореализация в профессии 9,2 6,4 2,9

5 . Материальное благополучие 8,7 4,8 3,9

Анализ показывает, что с точки зрения притязаний на успех наиболее высокий уровень пермяки демонстрируют в сферах семья, положение в обществе и самореализация в профессии, что совпадает с лидирующими позициями профессионализма (достижение вершин в профессии), хороший добрый человек (мое место в обществе) и человек, имеющий хороших детей (моя семья) (табл . 1). Проведенный анализ показывает, что если ориентироваться на достаточно естественное предположение, что на пути к более значимой цели индивидуум достигает больших результатов, чем к иным целям, то показатель Х^ свидетельствует, что «семья» и «положение в обществе», несмотря на высокие притязания, являются наиболее успешными сферами для пермяков и, следовательно, наиболее важными Выбор «семьи», еще раз

подтверждает значимость этого института в социальном успехе личности и его устойчивость в условиях социально-экономических перемен Важность «положения в обществе» приводит к мысли, что рефлексия собственного социального статуса личностью может выступать в качестве средства его самоидентификации и саморазвития при специально организованных условиях . Включение данного вопроса в процесс моделирования личностно-ориентированных ситуаций, активизирует рефлексивность, познавательный интерес, прогностические способности студентов, так как происходит самооценка собственного жизненного пути и выстраивание жизненных траекторий Полученные результаты социологического опроса оказались полезными в педагогическом процессе высшего учебного заведения

2. Презентация педагогического опыта формирования акмеологического потенциала личности в пространстве высшего профессионального образования

Применяя диалог как средство формирования акмеологического потенциала личности, рассматриваем сущность диалога в целостном его описании с позиции разных уровней познания в философском, культурологическом, педагогическом аспектах (табл . 4).

Таблица 4

Определение понятия «диалог»

№ п/п Определение Подходы Источник

1 Жить - значит участвовать в диалоге -вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т . п . В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками Экзистенци-ально-онто-логический [1: 193]

Диалог - по сути полимодален (он отражает общение субъектов на разных уровнях модальности), здесь происходит единый и нерасчлененный процесс циркуляции информации; процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность (или повышающей степень этой общности) Системный, диалектико-материалистический [2: 51]

2 «Диалог - технологическая единица гуманистически ориентированного образования, специфическая форма Личностно-ориентированный [3: 63, 77]

обмена духовно-личностными потенциалами - это определенная коммуникативная среда, заключающая в себе механизм становления и самообновления личности в условиях множественности культур . Приём обучения - ... специфическая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, переосмысление прежних смыслов»

3 «Диалогический подход, являющийся воплощением субъект-субъектной формы взаимодействия и основывающийся на равенстве позиций партнеров по общению, принятии другого человека в свой внутренний мир как ценности, выступает одним из основных принципов общего и профессионального развития личности» Междисциплинарный [4: 136]

4 «Диалогическое воспитание - стиль педагогического взаимодействия . стиль жизни . организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т . д . и т .п . » (Н . Е . Щуркова) Культурологический [5: 44].

5 Диалогическое изложение - метод организации проблемного обучения Внешний, видимый его признак - наличие не просто вопросно-ответной формы деятельности, а эвристической беседы Проблемно-ориентировочный [6: 85]

Как пишет М . М . Бахтин: «Диалог здесь не преддверие к действию, а само действие . Он и не средство раскрытия, обнаружения как бы уже готового характера человека; нет, здесь человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть, повторяем, - не только для других, но и для себя самого» [1: 161]. Именно в диалоге с собой, с другими в предметном мире происходит актуализация потребности в саморазвитии, преобразующаяся в мотивацию достижения и лежащая в основе развития способностей, мыслительных процессов, качеств личности составляющих её акмеологический потенциал . В педагогике диалог рассматривают в зависимости от выбранных методологических подходов: в личностно-ориентированном подходе - диалог понимается

как основополагающий признак гуманистической парадигмы как особый стиль общения, одновременно как форма обмена личностными потенциалами и прием обучения [3, 4, 5]. В проблемно-ориентированном подходе диалог рассматривается как метод обучения [6]. Понимаем, что сущность диалога в педагогике понимается как субъект-субъектная форма взаимодействия участников образовательного процесса, реализующаяся в определенных формах и с помощью определенных методов и средств

Считаем возможным рассматривать диалог, с одной стороны, как интерактивную форму воспитания личности в пространстве высшего образования . В этом случае, учебная и внеучебная деятельности представляют собой социокультурную среду, в которой происходит взаимодействие и взаимопроникновение ценностей, смыслов, идей, убеждений С другой стороны, рассматриваем коммуникативное пространство диалога как средство воспитания акмеологического потенциала, где личности - воспользуемся терминологией Л . И . Анциферовой - «...способны актуализироваться, достраиваться и приводить к перестройке мироощущения человека, его чувств, самосознания, жизненных установок» [7: 23].

Во внеучебной деятельности интерактивные формы развития акмео-логического потенциала студентов были разработаны и реализованы на факультетах информатики и экономики и правового и социально-педагогического образования ПГГПУ в 2012-2015 гг. Опираясь на причины, лежащие в основе развития личности: закон возрастающих потребностей, стремление к новизне, взаимное сравнение, подражание, состязательность [А . И . Пригожин, И . П . Павлов, В . С Ротенберг], были выделены три этапа реализации интерактивных форм организации внеучебной деятельности в вузе при формировании акмеологического потенциала личности будущего специалиста: мотивационный, деятель-ностный и развивающий (табл 5)

Таблица 5

Интерактивные формы внеучебной деятельности в вузе

№ п/п Этапы формирования акмео-логического потенциала Форма Целевая установка диалога

1 Мотивацион-ный Заседание дискуссионного клуба «Что значит быть пермяком?» Заседание дискусионного клуба «Духовно-нравственные аспекты экономического развития: история Диалог как средство познания и самопознания

и современность, национальная специфика»

2 Деятельност-ный Круглый стол «Экономический климат в Перми: что по силам местным властям и обществу?» Круглый стол «Достижение вершин профессионализма как социальная необходимость: стратегии и алгоритмы» Круглый стол «Протеевское-Я и ловушка «обезьяньей лапы» (Ю . А. Шрейдер)» Диалог как средство образования и само-образования

3 Развивающий Оксфордские дебаты «Можно ли добиться успеха в Перми: да, нет» Оксфордские дебаты «Успешная карьера возможна в условиях экономического кризиса: да, нет» Диалог как средство самопрезентации и самореализации

Заседания дискуссионного клуба позволили студентам осознать собственные возможности на пути будущих профессиональных достижений в городе в процессе соотнесения имеющихся представлений о себе как о субъекте городского социума и будущем профессионале (желаемое потенциальное) с результатами, полученными в ходе опросов, диагностики и наблюдения (имеющееся реальное) К положительным результатам заседаний можно отнести активизацию рефлексивных процессов, способствующих самопознанию, самосознанию, самопониманию и, как следствие, изменение отношения студентов к процессу своего обучения в вузе: появилась мотивация выработки собственной образовательной траектории с учетом своих профессиональных интересов и претензий и материального достатка

Участие студентов в заседаниях круглого стола позволило им осознать себя как субъекта развития собственного акмеологического потенциала в условиях города К положительным результатам заседаний можно отнести активизацию механизма идентификации и самоидентификации, что способствовало, при прочих равных условиях, увеличению количества студентов, выбирающих тематику докладов, рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, учитывая собственные профессиональные перспективы и проблемы организации городской инфрастуктуры

Участие студентов в Оксфордских дебатах позволило им набрать опыт включения других акме-ориентированных субъектов в пространство собственного «акме», учитывая совместные цели и ресурсы предстоящего диалогического испытания К положительным результатам

дебатов можно отнести изменение в уровне самооценки студентов в сторону увеличения и уменьшение количества студентов с явно выраженной мотивацией боязни неудачи, что обусловило, при прочих равных условиях, победы студентов на факультетских мероприятиях и общеуниверситетских мероприятиях

Результаты работы получили признание и поддержку со стороны руководства ПГГПУ в рамках «Программы Стратегического развития: 2012-2013 учебный год», Проект № 12 «Формирование инновационных форм партнерства науки, образования, общества в гуманитарно-педагогическом образовании» (Проектная деятельность студенческого центра инновационных педагогических технологий); 2013-2014 учебный год Проект № 009-Н «Поддержка Студенческого центра инновационных педагогических технологий (СЦИПТ) и формирование научных траекторий его проектной деятельности» . С результатами проектов можно ознакомиться в работах [8, 9, 10]. Методика организации и проведения интерактивных форм внеучебной деятельности, разработанная авторами статьи была презентована в виде выпускных работ в процессе прохождения ими курсов повышения квалификации в ПГГПУ по теме «Современные образовательные технологии в вузе» в 2012-2013 учебном году и получила высокую оценку организаторов курсов .

Наблюдаемые положительные результаты активизировали потребность перенести опыт организации интерактивных форм взаимодействия студентов и преподавателей в аспекте развития акмеологического потенциала личности на учебную деятельность и адаптировать их к условиям обучения в ПГНИУ . С 2015-2016 учебного года в рамках курса «Введение в специальность (прикладная математика)», который читался для студентов 1 курса направления «Прикладная математика и информатика», была скорректирована концепция и изменено содержание курса . До этих изменений курс представлял собой знакомство с направлениями научных исследований на факультете с целью вовлечения студентов в научную деятельность, т е рассматривалась чисто профессиональная сторона приобретаемой специальности, причем с очевидным уклоном в сторону научной деятельности . Новая концепция направлена на развитие акмеологического потенциала студентов в условиях острого процесса адаптации недавних школьников к условиям обучения в вузе Основная форма проведения занятий - семинары с открытой тематикой . Студентам могла быть объявлена общая тема семинара, но вопросы, обсуждаемые на семинаре, рождались в процессе общения преподавателя и студентов При этом осознанно допускалось отклонение от чисто профессиональной направленности диалога в сторону размышлений об общечеловеческих ценностях, таких как «успех», «ответственность», «терпимость», «свобода» и др . Эффект от работы со студентами мех-мата имеет пролонгированный характер . Но уже

сейчас можно отметить, что студенты, прошедшие данный курс, гораздо увереннее вступают в диалог с преподавателями . Есть примеры интересных инициатив, заявленных студентами, в том числе ставших темой заседания Ученого совета факультета

В целом, в условиях, когда вузы являются практически единственным государственным социальным институтом, работающим с молодежью 18-23 лет, функция формирования акмеологического потенциала личности студентов приобретает общегосударственное значение

Список литературы

1 . Бахтин М . М . Проблемы поэтики Достоевского . 5-е изд ., доп . Киев: «NEXT», 1994. 508 с .

2 . Каган М . С . Мир общения: Проблема межсубъектных отношений . М .: Политиздат, 1988. 319 с . (Над чем работают, о чем спорят философы) .

3 . Сериков В . В . Личностно-ориентированное образование . Поиск новой парадигмы . М .: 1998, 289 с .

4 . Кондракова Э . Д . Диалоговая технология в воспитательном пространстве вуза // Известия Волгоградского государственного технического университета . № 2 (155) . Том 20. 2015. С . 133-137.

5 . Степанов Е . Н . Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е . Н . Степанов, Л . М . Лузина . М .: ТЦ Сфера, 2002. 160 с .

6 . Махмутов М . И . Организация проблемного обучения в школе . М . , 1977 374 с

7 . Анцыферова Л . И . Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал . 1992. Т 13 . № 5 . С . 12-26 .

8 . Кузнецов А . Г . Экономическая эффективность или социальная справедливость: стратегия успеха по-пермски / А . Г . Кузнецов, С . М . Селезнева // Пермь как стиль . Презентация пермской городской идентичности / под ред О В Лысенко, Е Г Трегубовой, вступ ст О Л Лейбо-вича. Пермь, 2013 . С . 200-223

9 . Селезнева С . М . Высшее профессиональное образование в формировании идентичности личности: цели и инструменты / С М Селезнева, А . Р . Левинская // Стилистические особенности пермской городской идентичности / Ред О В Игнатьева, О В Лысенко СПб : Издательство «Маматов», 2014. С . 235-264.

10 Селезнева С М Развитие акмеологического потенциала будущих менеджеров через интерактивные методы обучения в рамках деятельности СЦИПТ на факультете Информатики и экономики // Формирование профессионализирующей среды педагогического вуза: сб метод рекомендаций / ред . кол .: В . В . Коробкова, А . Н . Красных; Перм . гос . гу-манит . - пед . ун-т . Пермь: ИП Осипенко Р . М . , 2013 . С . 71-81 .

dialogue as means of the formation of acmeological potential of personality in the field of higher education

A. G. KuZNETSOV, s. M. SELEZNEVA

The article describes the practice of the formation of acmeological potential of personality in the field of higher education. The article also deals with the results of the research on features of Perm regional identity. The paper covers the application of the research results to training and extracurricular activities in the following interactive forms: seminars on open subject, debating clubs, round tables and Oxford-style debate.

Key words: acmeological potential, pedagogical conditions, dialogue, higher education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения об авторах

Кузнецов Андрей Геннадьевич - кандидат технических наук, декан механико-математического факультета ПГНИУ. Тел. 8-919-714-99-14. E-mail: SP_9914@mail.ru.

Селезнева Светлана Михайловна - старший преподаватель кафедры экономики ПГГПУ. Тел. 8-951-926-04-25. E-mail: seleznevasm@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.