Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фролова О.В., Ляксо Е.Е., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С.

Цель исследования: выявление связи между особенностями речевого развития ребёнка и формированием у него навыков чтения. Проанализированы различные аспекты речевого развития 100 детей и стратегии вокально-речевого взаимодействия взрослых с детьми. Оценивали навыки чтения этих детей в возрасте 4-7 лет. Результаты исследования показали, что успешное формирование навыка чтения к 6,5-7 годам наблюдается у детей, которые на первом году жизни развивались либо в соответствии с нормой или с опережением. У них зарегистрировано появление лепета в 6-9 месяцев; имитация голоса матери, увеличивающаяся с возрастом детей; повторение матерью вокализаций детей; появление первых слов к концу первого года жизни. На втором году жизни - появление двусоставных фраз; на 3-4 году - способность к воссозданию текста при рассматривании картинки; употребление в 6-7-летнем возрасте сложных речевых конструкций и разнообразных частей речи в диалогах. Для 44 детей проведено дополнительное тестирование на ведущую руку, глаз, ухо. На уровне тенденции установлено, что дети с выраженным правым профилем асимметрии лучше читают; при пересказе и описании рисунка передают сюжет. Акустический инструментальный анализ слов 7 летних детей из спонтанной речи и при чтении показал, что в читаемых словах отсутствует противопоставление ударного/безударного гласного, слоги разделены паузами. У некоторых детей при чтении выделяемые ими слоги не всегда соответствуют нормативному слогоделению, при прочтении слова согласные (преимущественно шипящие) отделяются паузами от окружающего контекста. Данные пилотного исследования позволяют поставить вопрос о возможности прогнозирования нарушений формирования навыков чтения у детей на основе данных об их речевом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фролова О.В., Ляксо Е.Е., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ И НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДЕТЕЙ: ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

108

XXII сессия Российского акустического общества, Сессия Научного совета по акустике РАН — Акустика речи

Формирование речи и навыков чтения у русскоязычных детей: лонгитюдное исследование

Фролова О.В. Ляксо Е.Е. Куражова А.В. Бедная Е.Д. Гайкова Ю.С. Григорьев А.С. Соловьёв А.Н. Остроухов А.В. Ким Х.С. Смирнов А.Г. Полякова Е.А.

Санкт-Петербургский государственный университет, биолого-почвенный факультет. 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб.,7\9. E-mail: lyakso@qmail.com; тел. (812)331-33-61; факс (812)323-24-54

Цель исследования: выявление связи между особенностями речевого развития ребёнка и формированием у него навыков чтения. Проанализированы различные аспекты речевого развития 100 детей и стратегии вокально-речевого взаимодействия взрослых с детьми. Оценивали навыки чтения этих детей в возрасте 4-7 лет. Результаты исследования показали, что успешное формирование навыка чтения к 6,5-7 годам наблюдается у детей, которые на первом году жизни развивались либо в соответствии с нормой или с опережением. У них зарегистрировано появление лепета в 6-9 месяцев; имитация голоса матери, увеличивающаяся с возрастом детей; повторение матерью вокализаций детей; появление первых слов к концу первого года жизни. На втором году жизни — появление двусоставных фраз; на 3-4 году — способность к воссозданию текста при рассматривании картинки; употребление в 6-7-летнем возрасте сложных речевых конструкций и разнообразных частей речи в диалогах. Для 44 детей проведено дополнительное тестирование на ведущую руку, глаз, ухо. На уровне тенденции установлено, что дети с выраженным правым профилем асимметрии лучше читают; при пересказе и описании рисунка передают сюжет. Акустический инструментальный анализ слов 7 летних детей из спонтанной речи и при чтении показал, что в читаемых словах отсутствует противопоставление ударного/безударного гласного, слоги разделены паузами. У некоторых детей при чтении выделяемые ими слоги не всегда соответствуют нормативному слогоделению, при прочтении слова согласные (преимущественно шипящие) отделяются паузами от окружающего контекста. Данные пилотного исследования позволяют поставить вопрос о возможности прогнозирования нарушений формирования навыков чтения уде-тей на основе данных об их речевом развитии.

Исследование направлено на выявление связи между особенностями речевого развития ребёнка и стратегией овладения навыками чтения. Объектом ис-

Фролова О.В., Ляксо Е.Е., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С.,

Григорьев А.С.,Соловьёв А.Н., Остроухое А.В., Ким Х.С., Смирнов А.Г., Полякова Е.А.

Анализ звукопродукции детей после операции кохлеарного имплантирования

следования явилось 5 одиночно рождённых детей (лонгитюд с 3 месяцев до 7 лет), 20 детей с 3-месячного возраста, 8 дизиготных близнецов (с 3 месяцев до 5 лет), 86 детей — 4-7 лет.

В работе проводили оценку вокально-речевого взаимодействия в диаде «мать—ребенок» на протяжении первых трёх лет жизни детей, речевого развития детей с 3 мес по 7-летний возраст с использованием ранее разработанных методик регистрации и анализа речи

[1]: акустический инструментальный анализ детских вокализаций и слов, речи матери, обращённой ребенку; перцептивный анализ детских слов и вокализаций — группами аудиторов различного пола, возраста, с различным опытом общения с детьми; фонетический анализ (МФА и САМПА). Разработана компьютерная программа, для определения частотного словаря ребёнка, с дополнительной функцией — подсчётом фонетических слов. Оценка уровня формирования навыка чтения у ребёнка проводилась на основании блока вопросов в анкете, заполняемой родителями ребёнка; анализа аудио- и видеозаписей процесса чтения ребёнком букв, слогов, слов, фраз и текстов из знакомой ребёнку книги. Использовали специально разработанную компьютерную программу, предназначенную для чтения символов (букв, слов и пр.) с экрана с последующей записью прочтённого ребёнком. Программа позволяет строго оценить длительность латентного периода между предъявлением стимула и ответом ребёнка. Апробирована методика

[2] регистрации суммарной электрической активности (ЭЭГ) детей дошкольного возраста. Использовали стандартное расположение электродов по системе 10-20. Анализ ЭЭГ проводили на основе пакета программ «ЭЭГ-2000» версия 3.0. Для спектрального анализа использовали отрезки ЭЭГ средней длиной около 6сек., длительность эпохи — 2 сек., без перекрывания окна, окно сглаживания — временное окно Ханна. Для определения порогов восприятия у детей использовали метод аудиометрии. Статистическая обработка проведена в программе «^ТАТ^ТЮА 7». Анализ речевого материала детей в ситуации «ЧТЕНИЕ» (п = 62 ребёнка) включённых в базу данных «СН^Ш» показал, что в возрасте 4 года 50% детей узнают отдельные написанные буквы в книге, в 4 г. 6 мес. читают — 25% детей, в 5 лет — читают 47% детей, в 5 л. 6 мес. — 100% , в 6 лет — 71% детей, в 6 л. 6 мес. и 7 лет — 100) детей. В 4,5 года дети читают только отдельные буквы, в 7 лет дети читают слова и фразы (рис.1).

Анализ лексикона всех детей, записанных в ситуации «чтение» по числу слов с разным количеством слогов, выявил преобладание двуслоговых слов, увеличение с возрастом детей слов, состоящих из трёх слогов (0,15; 0,3 — частотность в 4 и 7 лет соответственно); появление с 4 л. 6 мес. слов из пяти и более слогов, и увеличение их частотности с возрастом (0,02 — в 4 г. 6 мес. и 5 лет, 0,07 — в 6 лет). С возрастом детей увеличивается и количество минимальных диалогических единств (МДЕ) (от 9±7 в 4 года до 16±10 в 7 лет). Значимых отличий между читающими и не читающими детьми по числу МДЕ не выявлено. Лексикон 4-летних детей, не узнающих буквы, содержит слова из 4-х слогов (0,04), узнающих — из одного, двух и трёх слогов. Выявлены значимые различия в лексиконе детей 5 лет, не читающих и читающих слова, слова и фразы.

100

75

50

25

Ислова+фразы

□ слова

□ слоги

□ звуки

4 года 4 года 5 лет 5 лет 6 лет 6 мес. 6 мес.

Возраст

7 лет

Рис.1. Количество детей, на разных этапах освоения навыка чтения

109

0

XXII сессия Российского акустического общества речи Сессия Научного совета по акустике РАН - Акустика речи

Дети 5 лет, читающие буквы и не умеющие читать, имеют более разнообразный лексикон по числу слов с разным количеством слогов (слова из пяти и более слогов — 0,02) по сравнению с детьми, читающими слова и фразы (отсутствие слов из пяти и более слогов). Лексикон детей не читающих, читающих, буквы, слоги, слова и фразы, не различается в 6 и 7 лет.

В 4 г. 6 мес. не читающие дети считают лучше (14 — медианное значение), чем читающие звуки (10); в 5 лет — одинаково (до 10 — медиана); в 5 л. 6 мес. — читающие слова и фразы дети без ошибок и подсказок взрослого считают лучше (46,5), чем читающие слоги (20). Эта же закономерность сохраняется с возрастом — в 6 л. и 6 л. 6 мес. (100, 82,5 — читающие слова и фразы соответственно в 6 л. и 6 л. 6 мес.; 10, 26 — читающие слоги). Простые слова дети читают слитно, более сложные или менее часто используемые — по слогам.

Акустический инструментальный анализ слов 7-летних детей из спонтанной речи и при чтении показал, что в читаемых словах отсутствуют безударные гласные (каждый слог в слове равноценен), поэтому дети более чётко артикулируют гласные звуки (рис. 2), слоги разделены паузами (рис. 3). У некоторых детей при чтении выделяемые ими слоги не всегда соответствуют

Рис. 2. Значения формантных частот гласных из слов ребёнка С. 7 лет при чтении и спонтанном произнесении

длительность пауз между слогами при чтении

300 250 200 У 150 100 50 0

п 1

□ Соня

□ Егор

п_2 пауза

п_3

110

Рис. 3. Длительность пауз между слогами в читаемых детьми (С, Е) словах

Фролова О.В., Ляксо Е.Е., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С.,

Григорьев А.С.,Соловьёв А.Н., Остроухов А.В., Ким Х.С., Смирнов А.Г., Полякова Е.А.

Анализ звукопродукции детей после операции кохлеарного имплантирования

нормативному слогоделению, при прочтении слова согласные (преимущественно шипящие) отделяются паузами от окружающего контекста (от 285 до 840 мс).

Осуществлен анализ данных, полученных в ходе лонгитюдного исследования с 3 мес. жизни (n=20 детей), с 3 мес. до 6 л. 6 мес. — 7 лет (n=5), включающий оценку уровня звукового и речевого развития детей; их психомоторного статуса на основе опросников; стратегии вокально-речевого взаимодействия в диадах «мать—ребёнок».

Проанализирована речь 5 детей 4-х мальчиков и 1 девочки в лонгитюде — от 3 мес. до 6,5 лет — 7 лет. Ребенок ДС (мальчик) имел диагноз «перинатальная энцефалопатия лёгкой степени», РО, ВК, С и Е— здоровы. На первом году жизни: лепет у ВК, РО, С, Е был зарегистрирован в возрасте 6 мес. Эти дети лепетали при естественном взаимодействии с матерью и в модельных ситуациях (кроме С в 12 мес). У ребёнка ДС лепет в 6 мес. не зарегистрирован, в 9 и 12 мес. ребёнок не лепетал при взаимодействии с матерью в модельных ситуациях. Дети ВК, РО, Е и С имитировали звуки материнского голоса, частота имитации увеличивалась во втором полугодии жизни детей. У ребёнка ДС частота имитации звуков материнского голоса во втором полугодии жизни была минимальна по сравнению с другими детьми (0,17 — в 3 мес.; 0,05 в 6 мес.; 0,07 — в 9 мес.; 0,02 — в 12 мес.). Все матери повторяли звуки своих детей. Однако мать ДС повторяла за ребёнком редко. В возрасте 12 мес. все дети произносили первые слова. Максимальное количество слов (n=9) в репертуаре ВК, минимальное — у ДС (n=1). В 2 года все дети, кроме ДС, произносили фразы из 2 и более слов. В репертуаре ДС в 2 года зарегистрировано 3 слова, сочетания из 2 слов— отсутствовали. В двухлетнем возрасте дети (с 9 мес. — регистрировали ситуацию «чтение», при которой мать привлекала внимание ребенка для рассмотрения картинок в книге) отвечают на вопросы матерей о том, что изображено на картинке. ДС в 2 года в данной ситуации практически не произносит слов (1 слово «да», лепетные конструкции). В 3-4 года дети, глядя на рисунок, вспоминают текст книги (пересказ, рассказывают стихи наизусть). ДС отмечает детали картинок, а рассказывает, в основном, мама. В 6, 5-7 лет все дети читали, понимали смысл прочитанных предложений. Ребёнок ДС «не видел» при чтении пауз между словами и знаков препинания, что позволяло ему понимать смысл только коротких фраз. В речи ДС больше однословных реплик и простых предложений. Таким образом, анализ лонгитюдных данных показал, что успешное формирование навыка чтения к 6,5-7 годам, при котором дети понимали значение прочитанного, наблюдается у детей, которые на первом году жизни развивались в соответствии с нормой или с опережением. У них зарегистрировано появление лепета в 6-9 мес; имитация голоса матери, увеличивающаяся с возрастом, и повторение матерью вокализаций детей; появление первых слов к концу первого года жизни; двусоставных фраз — на втором году. В 3-4 года при рассмотрении картинки способность к воссозданию текста, и употребление в 6-7-летнем возрасте сложных речевых конструкций и разнообразных частей речи в репликах.

Лонгитюдный анализ раннего речевого развития близнецов (n=4 триады) выявил различие между детьми в триадах (тр. 2, 3, 4). Установлено, что дети-близнецы (тр. 1), развивающиеся в соответствии с нормой, имеют более высокий уровень звукового и речевого развития в первые два года жизни, характеризуются способностью к чтению слов в 5 лет.

Проанализированы особенности реплик 10 детей, воспитывающихся в детском саду, зарегистрированных в лонгитюде: старшей группы (5 лет); подготовительной (6,5 лет). Эти дети разделены на две группы: группа 1-4 ребёнка, которые в подготовительной группе читали и понимали смысл прочитанной фразы; группа 2-6 детей на этапе формирования навыка чтения. Все дети второй группы не были способны самостоятельно прочитать и понять смысл фразы. 111

Показано, что дети с выраженным правым профилем асимметрии, определяемым при тестировании ребёнка на ведущую руку, глаз, ухо, лучше читают, при пересказе и описании рисунка передают сюжет, видят главное. Во второй группе выявлено преобладание амбидекстров и один левша. Можно предположить, что различиями в асимметрии и стиле обработки информации объясняется тот факт, что в 5 лет дети первой группы используют более простые конструкции и при ответе на вопрос отвечают по сути, не вдаваясь в детали (рис. 4); дети второй группы — отвечают с акцентом на детали. Другим объяснением может явиться предположение о замедлении усложнения спонтанной речи при освоении нового навыка — чтения.

60 50 40 30 20 10 0

□ 1 группа

□ 2 группа

одно слово

прост предл

сложн предл

%

60 50 40 30 20 10 0

□ 1 группа

□ 2 группа

одно слово

прост предл

сложн предл

112

Рис. 4. Состав реплик детей двух групп. Группа 1 — дети читали и понимали смысл прочитанной фразы; группа 2— дети на этапе формирования навыка чтения А) данные для детей в возрасте 5 лет; Б) данные для детей в возрасте 6,5 лет

С целью оценки формирования навыка чтения при разных стратегиях обучения детей (п=29) проведено их тестирование посредством разработанной компьютерной программы. Полученные данные показали увеличение латентного периода (ЛП) при прочтении более сложного материала (слогов по сравнению с буквами, слов по сравнению со слогами) у детей, входящих во все группы, и влияние возраста ребёнка на величину ЛП. Дети одного возраста (6,5-6,6л) при сходном ЛП при прочтении букв демонстрируют разное время при чтении слогов, слов и предложений.

Анализ ЭЭГ у 7 детей (4,9-6,5 лет), включённых в исследование формирования навыка чтения, показал уменьшение амплитуды и увеличение частоты альфа-ритма, уменьшение амплитуды и мощности медленных ритмов, увеличение передне-заднего градиента по альфа-ритму с возрастом детей. В распределении высокочастотной активности определённой тенденции не выявлено.

Выявлены диэнцефальные (с фокусом в передне-центральных отделах) или генерализованные пароксизмоподобные вспышки дельта или низкочастотного тета-ритма, что может указывать на незрелость деэнцефальных или стволовых структур головного мозга. Отмечается преимущественное усвоение низкочастотного ритма в тета- или альфа-диапазоне. Усвоение высокочастотного ритма с появлением бета-активности отмечается у одного ребёнка СП (близнец). Реакция на гипервентиляционную нагрузку была отмечена у всех детей. Во всех случаях наблюдалось увеличение мощности медленных ритмов, включая и альфа-ритм, а также происходило межполушарное смещение фокуса его представительства. В целом выявлено относительное соответствие картины ЭЭГ возрасту обследованных

%

А

Б

Фролова О.В., Ляксо Е.Е., Куражова А.В., Бедная Е.Д., Гайкова Ю.С., Григорьев А.С.,Соловьёв А.Н., Остроухов А.В., Ким Х.С., Смирнов А.Г., Полякова Е.А. Анализ звукопродукции детей после операции кохлеарного имплантирования

детей по выраженности и стабильности альфа-ритма и по представительству и мощности медленных ритмов. Асимметрия выраженности альфа-ритма в ЭЭГ картине носит нестабильный характер, зависит от функционального состояния обследуемых и от их возраста.

Таким образом, проведённое пилотное исследование подтвердило предположение о том, что возраст, в котором ребёнок начинает читать, зависит от сформированности определенной совокупности речевых навыков, языковых и метаязыковых способностей (чёткости артикуляции слов, способности к вербальной коммуникации, связности текста, осознания звуковой стороны речи и единиц её членения). Получены дополнительные доказательства, свидетельствующие в пользу того, что чтение является определённым уровнем речевого развития.

Работа осуществляется при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 09-06-00338а).

ЛИТЕРАТУРА

1. Lyakso E, Bogorad M., Ostrouxov A, Gromova A., Kurazhova A, Frolova O., Gaikova J. "INFANTRU" and "CHILDRU": Sounds and speech databases of Russian children // Specom 2007. Moscow. Т. 1. С. 898-908.

2. Строганова Т.А., Дегтярева М.Г., Володин Н.Н. Электроэнцефалография в неонато-логии / Под общей ред. академика РАМН Н.Н. Володина. М.: ГЭОТАР-МЕД. 2005. 280 c.

113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.