Научная статья на тему 'Формирование речевой культуры бакалавров среднего профессионального образования'

Формирование речевой культуры бакалавров среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / SPEECH CULTURE / TEACHING METHODOLOGY / THE LINGUISTIC CONTENT OF THE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деревенская И. Е.

В статье рассматривается методика преподавания русского языка в образовательной среде вуза, анализируется методы формирования речевой культуры бакалавров.Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

his article discusses methods of teaching Russian language in the educational environment of the university, were analyzed by the formation of oral cultures bachelors.

Текст научной работы на тему «Формирование речевой культуры бакалавров среднего профессионального образования»

И. Е. Деревенская

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: речевая культура, методика преподавания, лингвистическое содержание обучения.

В статье рассматривается методика преподавания русского языка в образовательной среде вуза, анализируется методы формирования речевой культуры бакалавров.

Keywords: speech culture, teaching methodology, the linguistic content of the training.

ms article discusses methods of teaching Russian language in the educational environment of the university, were analyzed by the formation of oral cultures bachelors.

В образовательной среде вуза ведутся поиски наиболее эффективных приемов обучения, соответствующих современным стандартам методической науки. Методика обучения языкам, будучи самостоятельной педагогической наукой, в то же время тесно связана с рядом других наук и использует накопленные в них факты. Методика тесно связана с педагогикой, являясь одним из ее разделов - частной дидактикой. Если дидактика - это теория обучения любому предмету, то частные дидактики используют положения педагогики применительно к обучению конкретному предмету, в нашем случае - русскому языку. Из педагогики методика заимствовала многие понятия и положения: представление о принципах, процессе обучения и его закономерностях, методах и организационных формах обучения и др. Главные категории педагогики - обучение, образование, воспитание, учение, развитие, усвоение - стали определяющими и для методики, хотя многие педагогические понятия в методике обучения языку получили новое содержание. По этой причине в методике наряду с общедидактическими положениями используются и свои, специфичные для этой дисциплины. Например, наряду с общедидактическими принципами обучения (наглядность, сознательность, доступность, посильность) в методике получили обоснование и разработку специальные методические принципы (коммуникативность, устная основа обучения, опора на родной язык учащихся, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности и др.).

Мотив, как известно, это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека. В стенах профессиональной школы имеются внешняя и внутренняя мотивации при изучении языка. Первая определяет причины, побудившие к изучению языка, вторая связана с организацией самого учебного процесса по овладению языком (выбор способов обучения, учебных пособий, времени занятий и др.). Возможность применения языка в практической деятельности, связанная с коммуникативными потребностями личности, является важным мотивом его изучения. Работа с учащимися среднего профессионального образования еще раз подтверждает о силе мотивации в учебном процессе. В то же время в качестве дополнительных факторов, влияющих на мотивацию в изучении языка, могут быть названы следующие: привлекательность материала, используемого в процессе обучения; характер методических приемов, используемых преподавателем в

процессе занятий; психологическая обстановка в группе и умение преподавателя найти подход к каждому учащемуся, заинтересовать его в работе; субъективные особенности и состояние самого учащегося: сформированность умения и готовность учиться; личные свойства преподавателя (его профессионализм, педагогическое мастерство, внешность, такт и т.д.).

На данном этапе преподавателю важно знать мотивы учебной деятельности учащихся и по возможности их расширять. При этом главными стимулами в мотивации обучения всегда являются новизна учебного материала, интерес к занятиям, умение преподавателя подчеркнуть важность материала для практической деятельности. Преподавателю важно стремиться к согласованию и координации индивидуальных мотивов всех членов группы, поддерживать и развивать имеющиеся мотивы. Важно также умение преподавателя мобилизовать волевые ресурсы учащихся, развивать их чувство долга для успешного решения поставленных учебных задач. Немаловажной представляется также мобилизация собственных, присущих педагогу мотиваций [7].

Лингвистическое содержание обучения русскому языку реализуется в аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика, графика, орфография), моделях предложений, структурах (диалог, монолог, полилог, дискурс) и жанрах речи, входящих в состав его функциональных стилей (научный, публицистический, официально-

деловой, разговорный). Разграничение понятий язык-речь в целях преподавания языка. В учебном процессе нужно также обратить внимание разные стороны единого целого:

- язык (система знаков);

- речь (индивидуальное использование языка, система способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка);

- речевая деятельность (процесс приема и передачи информации, опосредствованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения).

Использование названных основополагающих понятий лингвистики позволяет нам:

- во-первых, определить содержание

обучения (язык-речь-речевая деятельность),

включающее единицы языка (фонемы, морфемы, слова, предложения), единицы речи (предложения, тексты), единицы речевой деятельности (текст в диалогической и монологической форме);

- во-вторых, выделить объекты усвоения в ходе овладения содержанием обучения (знания-навыки-умения), входящие в состав формируемой на занятиях коммуникативной компетенции.

В практическом курсе русского языка в системе среднего профессионального образования интерес к риторике связан с проблемой культуры общения и построением текстов разных жанров, речевым этикетом, стилевыми особенностями текста. В этой связи на занятиях уделяем внимание на стиль, логичность, уместность построения текстов разного вида.

На занятиях русского языка нужно особо делать акцент на те проблемы, которые возникают в образовательном процессе: а) взаимодействие языка и нации, при возникновении которой формируется «национальный язык»; б) языковая ситуация как форма существования языка; в) взаимодействие языка и культуры; г) билингвизм как отражение взаимодействия двух языков в рамках одного региона; д) социальные нормы функционирования языка, определяющие речевое поведение его носителей; е) языковая политика как совокупность мер, предпринимаемых государством или общественной группой лиц для сохранения или изменения языковых норм.

Особую важность для преподавателя русского языка представляет возможность формирования в процессе обучения нескольких компетенций:

во-первых, социальной компетенции, т. е. способности учащегося вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Умение вступать в такие отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею, что достигается, в частности, в ходе занятий по практике языка;

- во-вторых, социокультурной компетенции, которая включает знания о стране изучаемого языка (его культуре, традициях, национальных обычаях), способность извлекать из единиц языка соответствующую информацию и пользоваться ею в различных ситуациях общения; в-третьих, межкультурная компетенция, показателем владения которой является правильность речи не только с точки зрения норм изучаемого языка, но и с

© И. Е. Деревенская - ст. препод. каф.

cafedra.odo@mail.ru.

точки зрения его культурного контекста на основе сравнения разных культур. Данная проблема становится актуальным в связи с увеличением иностранных студентов в стенах нашего вуза.

Методическая работа на уроках русского языка и литературы направлена на формирование речевой компетенции бакалавров среднего профессионального образования. Придя в стены вуза у них своеобразное восприятие образовательного процесса, особо нужно подчеркнуть их отношение к предметам общеобразовательного цикла. Применяя на занятиях современные образовательные технологии, учитывая их возрастные особенности можно формировать речевую культуру будущего специалиста наукоемкого производства.

Литература

1. Богатова, Е.Н. Роль творческого диктанта в процессе совершенствования содержания и качества преподавания русского языка как иностранного /Е.Н.Богатова //Вестник Казанского технологического университета, 2011, №13. - С.261-264

2. Горицкая, Г.В. Оптимизация методики языковой подготовки в формировании профессиональной культуры адъюнктов и курсантов высших военноучебных заведений / Г.В.Горицкая, Р.Р.Хуснуллина //Вестник Казанского технологического университета, 2010, №12. - С.119-123.

3. Исаева, Л.Б. Обучение иностранных студентов в технических российских вузах: актуальность проблемы /Л.Б.Исаева //Вестник Казан. технол. ун-та.-2010, №11, С .427-431.

4. Практикум по русскому языку /Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка - М.: Издательство «Экзамен», 2011. -174 с.

5. Семушина, Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко - Москва: Изд-во «Мастерство», 2001.

6. Хуснуллина, Р.Р. Методические рекомендации по совершенствованию интонационных и произносительных навыков /Р. Р. Хуснуллина. - Казань: Изд-во ИУЭП, 2008. - 20 с.

7. Яковлева, Е.В. Формирование логической культуры мышления у подростков: монография /Е.В.Яковлева. - Нижнекамск: Изд-во НМИ «Чиш-ме», 2004. - 195 с.

обучения на двуязычной основе КНИТУ,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.